Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Добри Войников "Криворазбраната цивилизация"

Тема
ДобриВойников «Криворазбраната цивилизация»

В болгарскойисториографии время от начала XVIII в. до 80-х годов XIX в. принято называть«Болгарским возрождением». Это – довольно сложный период перехода оттрадиционного общества к современному, исключительно затруднен тем фактом, чтоболгарский народ находился в фактическом рабстве у турок, составлявшихдоминирующую нацию Османской империи.
Вторая половина XVIII — первая половина XIX веков является важнейшим историческим этапом в развитииБолгарского государства. Непосредственно связанная с первоначальным периодомразвития капитализма, характеризовалась созиданием нации, как таковой, подъемомнационально-освободительного движения, формированием национальной культуры,которую олицетворяют имена болгарских просветителей Паисия Хилендаского иСофрония Врачанского. В своих проповедях они призывали народ к церковной инациональной независимости.
В 30 — 40-е гг. XIX в. вусловиях разложения османской феодальной системы, усилилась освободительнаяборьба болгарского народа, активизировали свою деятельность гайдуцкие(партизанско-террористические) отряды. С конца 60-х гг. началась подготовкавосстания за национальную независимость.
В 1869 г. революционер ВасилЛевский (1837 — 1873) и писатель Л. Каравелов (1834 — 1879) основали «Болгарскийреволюционный центральный комитет» в Бухаресте, а затем и в самой Болгарии(1870 г.). Программа движения предусматривала учреждение Болгарской республики,как части Дунайской федерации: «Ние се борим срещу двама врагове: враг наполитически — че турското правителство и един враг на духовното — за гръцкотодуховенство. Турското правителство с башибозуци и гръцкото духовенство мумонаси и свещеници, убити от българския народ на всяко прогресивно движение,всички хора и на човешкото проявление на устройство, което помага на хората дасе постигне по-добър, свободен живот» («Мы боремся против двух врагов: врагаполитического – турецкого правительства и врага духовного – греческогодуховенства. Турецкое правительство со своими башибузуками и греческоеДуховенство со своими монахами и попами убивают в болгарском народе всякоепрогрессивное движение, всякое народное и человеческое проявление к устройству,которое помогает народу добиться себе лучшей, свободной жизни») [1], — писали 1августа 1870 г. идеологи болгарского освободительного движения.
Однако вскоре вдеятельности революционеров наступил длительный кризис: Левский был арестован иказнен турками, а дело его продолжил Xристо Ботев (1848 — 1876).
Восстания противОсманской империи, вспыхнули в сентябре 1875 г. и в апреле 1876 г… Наиболееэнергично готовилось именно последнее, центром которого был Пловдивский округ.В середине апреля 1876 г. в лесной местности Обориште, неподалеку отПанагюриште состоялось собрание народных представителей. Оно определило планпроведения военных действий, утвердило полномочия «апостолов» (командующих) наруководство восстанием и приняло воззвание к населению. «Идва край набруталната тирания, че около пет века ние страдаме под алчен мощност робство.Всеки от нас се чака с нетърпение. В деня на въстанието на българите вБългария, Тракия и Македония. Всеки честен български език, в чиито вени течекръвта на чист български език, е едно и също, че тече във вените на нашите цареот старо време — Крум, Симеон, Борис и Асен, трябва да се издигне с оръжие, зада имаме първата атака за зашеметяването на противника» («Приходит конецзверской тирании, которую около пяти веков мы терпим под османскойнасильнической властью. Каждый из нас ждет это с нетерпением. Наступает деньнародного восстания всех болгар в Болгарии, Фракии и Македонии. Каждый честныйболгарин, в жилах которого течет чистая болгарская кровь, такая же, что текла ив жилах наших царей в старые времена — Крума, Симеона, Бориса и Асена, долженвосстать с оружием в руках, чтобы уже первым нашим ударом ошеломить врага»)[2].
К несчастью, и первое ивторое восстание потерпели неудачу. В боях и последовавшей затем резне погиблидесятки тысяч людей, среди которых был и сам Ботев.
Освобождение Болгарииосуществила российская армия. Во время русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.болгары оказывали наступавшим русским войскам самую широкую поддержку. В бояхучаствовало как профессиональные военные, так и народное ополчение. ОборонаШипкинского перевала стала символом русско-болгарского боевого товарищества.
В ноябре 1877 г. российскаяармия взяла крепость Плевен, совершила зимний переход через Балканы и отразилаатаки турецких войск. В конце 1877 г. была освобождена София, после чего султанАбдул-Хамид II (1876 — 1909) согласилось заключить перемирие.
По мирному договору,подписанному воюющими сторонами в Сан-Стефано в марте 1878 г. Болгарияпризнавалась «самоуправляющимся, платящим дань княжеством». В ее состав вошлатерритория от Дуная до Эгейского моря. Однако на Берлинском конгрессе, — состоявшимся в том же году, — западные державы добились ограничения княжествапридунайской областью. Южнее Балканского хребта была создана область ВосточнаяРумелия во главе с губернатором, назначаемым турецким правительством.
В Болгарском княжествебыли созданы органы власти, которым, — после ухода русских войск, — передавалось управление государством. Было организовано болгарское войско,оснащенное русским же оружием.
Так закончилась война иначалась история собственно свободной, независимой Болгарии. Можно было бы ещенемало сказать о ее перипетиях, о отношениях с соседями и, особенно, с Россией,- то ровно-дружескими, то откровенно-недружелюбными, а то и просто враждебными,но цель написания нашего реферата не в этом. Вернемся к периоду Болгарскоговозрождения, ибо именно тогда создается болгарская национальная идея, влитературе активно усваивается лучшее из западноевропейского Ренессанса иПросвещения: эстетика сентиментализма, романтизма и реализма XIX в.
В середине XIX векаборьба за самоопределение достигает своего пика. Появляются первыепериодические издания на болгарском языке, газеты и журналы, издаваемые подруководством Христо Данова (1828 — 1911 гг.), вдохновленного издателя имецената, который открывает книжные магазины в Сопуне и в Пловдиве. Создаютсяблагоприятные условия для публикации народных и народнических идей. Рупором ихвыступает Георгий Раковски (1821 — 1867 гг.). В 1858 году в его сочинении «Леснойпутник» впервые почувствовалось веяние протеста против угнетения народных масскак собственными, так и турецкими феодалами.
Революционные песни ДобриЧинтолова (1822 — 1886 гг) вселяют дух сопротивления в болгар. Первыйталантливый поэт Петко Славейков (1827 — 1895 гг), благодаря своемуразностороннему таланту, проявляет себя во всех жанрах болгарской литературы.
Выше упомянутые ЛюбенКаравелов и Христо Ботев, — пламенные революционеры, сыграли большую роль вразвитии болгарской прозы и поэзии. Последний, воспевший жажду свободы, в своихстихах предсказывает свою собственную героическую смерть в бою за свою родину.
Без сомнения, самоевеликое имя в болгарской литературе – Иван Вазов (1850 — 1921 гг). Его роман «Подигом» (1890 г.) является бесспорным шедевром не только болгарской, но и, — непобоюсь этого слова, — всемирной литературы.
Другие его произведениярассказывают о борьбе за независимость и свободу. «Эпопея забытых» (1881 г) — цикл эпичных поем посвященные памяти героев, павших за национальнуюнезависимость. Классик болгарской литераторы Иван Вазов пишет во всех жанрах:исторической драме, поэзии, прозе и публицистике.
Писатели СтоянМихайловский, Тодор Влайков, Антон Страшимиров, Елин Пелин воспевают болгарскийнарод и реалистически дают образ быта и культуры тех времен.
Поэзия в этот периодпредставлена рядом талантливых имен. Пончо Славейков (1866 — 1912 гг) — поэт,воспевающий борьбу болгарского народа против турецких поработителей. ПеьоЯворов ( 1877 — 1914 гг) — поэт угнетенных крестьян, показал себя также и вдраматургии. Одной из лучших его пьес является «В полях Витоши». Не отстает отних и Димчо Дебелянов (1887 — 1916 гг) — лирический поэт.
Как видим, изменения,охватившие болгарскую литературу, столетиями пребывавшую в состоянии летаргии,колоссальны. Но меняется не только литература и сопутствующие ей «высокиематерии», — в повседневную жизнь болгар входит все больше и больше черт новойгородской жизни, не приемлющей ничего патриархального и средневекового. Этокоренным образом изменяет сами условия существования, а, вместе с ними, меняя ичеловека. По своей сущности, по происхождению и реализации болгарская культурапериода Болгарского возрождения является одним из высочайших всплесковнационального духа этой страны.
Театр в Болгариизародился в 60 — 70 годы XIX века под влиянием многих культурных факторов, каквнешнего, так и внутреннего характера. Первоначально публике представлялитеатрализованные диалоги на бытовые, нравственно-поучительные, и патриотическиетемы. За образец были взяты классические древнегреческие пьесы, — простые, нополные глубокого смысла и патетики.
Со временем, однако,просвещенных болгар перестали устраивать столь примитивные формы театральногоискусства. Все более настойчиво они требовали показа со сцены сильных страстей,непритворного веселья, искреннего лиризма героев, — да не чужих, а собственных,«рожденных» на этой земле! Ни в коей мере не унижая всемирного значения драмШекспира, Мольера, Шиллера или Гоголя, прогрессивные умы хотели все жеисконно-болгарского театра, пронизанного колоритом и легко узнаваемымиреалиями.
Такой театр не мог невозникнуть. И он вскоре возник, благодаря деятельности Добри Попвасилев Войникова(1833 — 1887) — первого болгарского драматурга и театрального режиссера, просветителяи журналиста, писателя и общественного деятеля, соучредителя Болгарскоголитературного общества и пламенного патриота, имя которого известно всейБолгарии.
Добри Войников родился в г.Шумен, 22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1833 г. в семье священника ДрагоеваВойникова (отца Василия), от которого унаследовал влечение к музыке, дар красноречияи горячий патриотизм. Трехлетним малышом, Добри потерял отца, но его материудалось самой вырастить и устроить сына в единственную городскую школу, где преподавалитакие, без преувеличения, корифеи педагогической мысли той эпохи, какИзворский, Филаретов и Доброплодин.
Благодаря острому уму,природной смекалке и разнообразным талантами, мальчик вскоре оказался в числепервых учеников. Тогда же, в школьные годы, Добри впервые попробовал свои силына сцене, выступив, как чтец-декламатор на ежегодном экзаменационном спектакле(1846 г.), заставив прослезиться зрителей-учителей и особенно свою мать, двухстарших сестер и дядю Андрея Хаджистоянова, который после этого послал егоучиться во Французский колледж «Saint Benoit» в Стамбуле.
Вернувшись в 1858 году всвой родной город, 25-летний Войников начал работать на дядиных складах, новскоре почувствовал, что способен на нечто много большее, и подал прошение наработу в мужскую гимназию. Получив назначение, Добри без сожаления оставилработу и начал преподавать историю Болгарии, болгарская грамматику, лексику, атак же, — факультативно, — французский и греческий языки, математика и музыка.
Вскоре Войников возобновилдеятельность местного общинного центра и создал первый оркестр на базе школы (1861г.). Это было ему особенно близко, так как десять лет назад он сам принималучастие в качестве скрипача в первом болгарском оркестре под руководством С. Шафрана.Ученические хора и оркестр, созданные Войниковым, оставили яркий след всознании соплеменников своими многочисленными выступлениями. Особо запомнилисьболгарам Шумена кантаты «Песни времени» и «Беседы», как образцы юногопрофессионализма и народно-этнического духа.
Исключительные рвение иработоспособность молодого учителя не прошли мимо внимания попечительского совета,и в 1861 году Войников был назначен директором школы, которая былапереименована в «Болгарскую школу народного творчества». Его современники называлиэтот период ее «Золотым веком». На личные средства нового директора,школа была почти полностью перестроена, обзавелась новой, двухскатной крышей, просторнымдвором, садом и клубами, где было просто приятно провести время.
По ночам этотзамечательный человек писал учебники, в основном по болгарской истории,издаваемые Христо Дановым на собственные средства. Повсеместно, вплоть домакедонских земель, ими зачитывались болгарские патриоты, те, кому быланебезразлична доля родного народа и родной земли. «Не учехме, а лакомо гълтахместраниците. Колко големи чувства пълнеха младите гърди!» («Я не учился, а с жадностьюглотал страницы. Какие же большие чувства наполняли молодую грудь!») [3] — напишет после многих лет Добри Ганчев, один из лучших учеников Войникова.
Активный участник вборьбе за независимость церкви, Войников «не склонялся перед властью сильных»,и в 1864 году был вынужден покинуть Шумен, и поселиться в Брэиле. Румынскийгород с большой, процветающей болгарской диаспорой, приютил еще одногоссыльного. Вскоре Добри был принят на работу в болгарскую школу, которую почтисразу же и возглавил. В его маленькой комнате до позднего вечера мерцал светсвечи…
Со скудного жалования,недоедая и во многом себе отказывая, Войников купил румынскую печатную машину скириллическим шрифтом, и подготовил первый выпуск «Дунавска зора» («Зоря надДунаем») с вкладышами-дополнениями «Книжный вестник», «Вестник вольных болгар»и «Болгарская рабочая газета». В каждом из них, в той или иной форме, них содержитсяпризыв: «Бунт, бунт и пак бунт народний ще счупи веригите на робството» («Восстание,мятеж и народный бунт разорвут цепи рабства») [4]. По понятным причинам, изданиебыло запрещено, но верные люди тайно переправили газеты через Дунай и распространилисреди всех болгар, жаждущих правды и вольного слова.
1866 год был важной вехойдля брэиливских эмигрантов. Войников, уже прославившийся, как автор «Краткойболгарской истории», написал историческую драму «Стоян-воевода», про последниебои болгарских патриотов против Османской империи. Пьеса имела большим успех втеатре, воскрешал в душах зрителей славное прошлое, времена великих предков:сильных духом королей, храбрых воинов и прекрасных принцесс. Послепредставлений на улицах, в ресторанах, и домах гордо звучала полузабытая начужбине болгарская речь. Триумф «Стояны-воеводы» был столь велик, что отрывкииз него начали играть в школах силами учеников, в салонах богачей и рабочихпредместьях, на радость молодым и старым. Даже Раковский, уже тяжело больной, принялсамое активное участие в подготовке к печати и распространению пьесы в видеотдельной брошюры, с разрешения автора отредактированной им в духе, как он самвыразился, «болгарской народнической формы» для того, чтобы ее смогли понятьдаже полуграмотные крестьяне в самых отдаленных уголках родной страны.
В то же время Войников являлсяпредседателем тайного революционного комитета болгарской диаспоры, постоянносносясь с Иваном Касабовым, главой такого же комитета в Бухаресте. Вслед за«Стояном-воеводой», не меньший фурор произвела новая пьеса «Княгиня Райна»,воплощающая надежды болгар, на то, что свобода придет с помощью России. Выступлениев Королевском театре еще больше подняло моральный дух автора и вселилоуверенность в актеров.
Спектакль был удостоенодобрения со стороны самого румынского короля Кароля I. Он принял во дворце Войникова, и тот удостоился памятногоподарка: золотой булавкой для галстука. Особо король отметил великолепную режиссуруи актерского мастерство самого Добри, игравшего старца Обряна, а студентумедицинской школы, воплотившему своей игрой образ старухи Таллы, Кароль пожаловалименную стипендию.
Создание следующей драмы,- «Крещение Преславского двора», — имеет особо важное значение, в связи с появлениемна сцене новых имен. Она была дебютом для Матильды Попович и Александрины Радионовой.Даже яркий талант Ботева, игравшего роль жреца Святолида, не мог заслонить их.Более чем активное участие в создании и постановке пьесы приняла и будущая женаавтора, — Кириакица Павлова Христодулова. Премьеру этой драмы Войниковприурочил ко Дню Кирилла и Мефодия (11 мая 1868 года).
Ботев, наборщик «Зари надДунаем», познакомил Войникова с Сергеем Нечаевым, — видным русскимреволюционером экстремистского толка. В Румынии тот был занят переправой нелегальнойлитературы (статей Бакунина и Огарева, опубликованных в Женеве), в Россию. ВскореВойников был поставлен под постоянное наблюдение со стороны царской охранки, ив архиве музея Октябрьской революции в Москве (Россия) есть отчеты тайного агентаАппеля, приставленного к болгарскому драматургу [5].
Добри Войников к томувремени был достаточно широко известен и пользовался весомым авторитетом нетолько в Брэиле. В частности, его приглашали в Прагу, где к национальному празднованию,предполагалось поставить нашумевшие пьесы. Войников не отказался, и в августе1869 года его пламенные речи вызвали всеобщее восхищение среди прогрессивныхчехов. В конце осени того же года «Брэилское Болгарское литературное общество» (будущаяБолгарская академия наук) включило в свой бессменный состав Войникова, Ботева,Друмева и Василя Стоянова.
Лишь одно могло нарушить ритмактивной общественной деятельности Войникова, — помолвка, а вскоре и женитьбана Кириакице Павлове Христодулове (15 февраля 1870 г.). Брак не помешал связи сВойникова с театром: он написал и поставил очередную историческую драму«Велислава», которая так же, как и «Крещение Преславского двора» сталатрамплином на большую сцену для Анники Кострович и Екатерины Васильевой. Их играбыла встречена с энтузиазмом и впоследствии актрисы заполнили европейские газеты,их знали даже в Стамбуле. Оттуда посылается специальный пароход, украшенныйгирляндами, чтобы принять и доставить в Галац прославленных знаменитостей, гдете, по меткому выражению газет «были осыпаны золотом с головы до пят».
С 1871 г. Войников живетв Бухаресте и сотрудничает с газетой «Свобода», издаваемой Любеном Каравеловым.Одновременно пишется новая историческая драма «Воцарение Крума Грозного» и еголучшая пьеса – остросатирическая комедия «Криворазбраната цивилизация», актуальнаяи сегодня, по возможности всестороннему анализу которой посвящен данный реферат.
Потребность вквалифицированных актерах привели Войникова к новой сфере деятельности: онпринимает решение организовать театральную школу для болгарских детей, учащихсяв Бухаресте. Конечной целью этого было вернуть их в Болгарию для игры в национальныхтеатрах.
С 1873 до лета 1875 гг.Войников работает директором болгарской школы в Джурджу. Там, наряду с преподавательскойдеятельностью, он создает бытовую драму «Дыманка», дошедшую до нашего временитолько в рукописи. Хотя, насколько можно судить, драма все-таки была поставленасилами школьников, в чем особо преуспели Петр Обретенов и Теодор Бакарджиев (прозванный«Длинногривым» за неимоверную длину волос, которые, как острили соученики,могли скрывать в себе не то что прокламации, но даже пушки!) [6]. Зато точноизвестно, что Войиников создал детский хор, который в День Кирилла и Мефодияпел кантаты «Песни кукурузы», созданные учителем музыки Хоремшиком из Земуны (лето1872 года).
Весной 1875 г., в Одессе,Добри Войников принимает русское подданство. Это обеспечивает его безопасностьв городе Шумен, куда тот намерен вернуться с любимой женой. Но по прибытию в Болгариюдраматург был обвинен в революционной деятельности, арестован и доставлен на судв Русе. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь этого выдающегосячеловека, но его спас именно русский паспорт, — граждан Российской империи неимели права судить за границей. Самое страшное, что им грозило, — этоэкстрадиция и суд в России, но Турция, которой принадлежала в тот времяБолгария, не имела такого договора с Санкт-Петербургом. Поэтому Войниковаотпустили, напоследок более чем серьезно предупредив…
В родном Шумене, однако, школьнымсовет отказался поручить ему, как «запятнавшему себя» революционеру, воспитаниеучеников, и, после многих мытарств, Войникова назначили учителем в школе для девочек,да и то с большим испытательным сроком и множеством оговорок. Но тот не унывал,и, наряду с выполнением своих прямых обязанностей, занялся фольклористикой:азартно искал и записывал народные песни этого региона, которые готовил кпечати.
После провала восстания1875 года и ареста наиболее активных его участников, Шумен оказался изолирован отАпрельского восстания. Через два года грянула новая беда: Турция готовилась квойне с Россией, поэтому все без исключения российские граждане вынуждались покинутьподневольную Болгарию. Объявление войны застало Войникова в Плоешти. Назначенныйпроводником и переводчиком при штабе Двенадцатого болгарского армейскогокорпуса, воюющего на стороне России, он клянется «когато настъпи поприще засвобода народна, не ще остане настрана» («искать пути для свободы народа, а не стоятьв стороне») [7]. Вместе с корпусом, этот замечательный человек форсирует Дуная ввидугорода Свиштов, и поселяется в деревне Чаушке. Там, 29 июня 1877 года, полковыесвященники отслужили молебны «в самый разгар боя, за что были пожалованыорденами из рук императора» [8], как записал в своем дневнике АлександрБаттенберг. Получил орден и Войников.
Тяжел был путь Двенадцатогокорпуса – разведывательно-боевые действия и бесчисленные опасности со сторонывооруженных группировок противника, а то и просто бандитов до предела осложнялиих передвижение на восток, но так и не смогли остановить их, когда болгарызанимали Разград и Шумен. Отдельные части корпуса достигают русских границ,чтобы помочь союзникам справиться с ордами турецких башибузуков. Корпус последовательнозанимал города Ценово, Обретеник, Тристеник. В сентябре болгарские солдатыостановились в Нижнем Монастыре, где военный художник Павел ОсиповичКовалевский готовит эскизы для своей будущей картины «Плененная Турция. 12 болгарскийармейский корпус». В центральной части второго плана на картине изображенВойников, переводящий допрос военнопленных.
15 сентября Войниковполучает «Свидетельство», подписанной генерал-майором Кожа, о том, что «присвоето образование и познаване на страната може да бъде полезен при нейнотоуправление» («благодаря своему образованию и знаниям о стране, может бытьполезным в управлении») [9]. Прибыв в Тырново, где расположен штаб гражданскогоправительства Болгарии во главе с князем Владимиром Черкасским, Войников былтепло принят и назначен «в штабное расположение».
Однако пока в освобожденныхгородах царило относительное спокойствие, к югу от Балканских гор пламенеют пожары,а горные тропы заполонили беженцев, не понаслышке знающие что такое ужасыжестоких убийств, чинимых мстительными турками. Штабное командование и митрополитболгарской православной церкви, как могут обеспечивают несчастных жильем ипредметами первой необходимости, размещая людей по многочисленным монастырям околоТырново. В целом, с людским потоком удается справиться, но многие сиротышкольного возраста остались без крова и присмотра. По личной инициативеВойникова, им определили под временное место жительства Лясковский монастырь. Присмотри общее руководство над детьми поручили самому Добри Войникову, которомупредписали в течение одного месяца «да нареди сиропиталище» («обустроитьприют»), организовать набору нянек, преподавателей и прочего соответствующегоперсонала. Справившись с поставленной задачей, он вернулся в гражданскую штаб-квартиру,готовый для новых ответственных поручений.
В морозные дни ноября на Еленскомперевале велись ожесточенные бои между русскими войсками и отступающих турками.Войникову приказали сопровождать группу французских военных корреспондентов, ежедневнопославших коммюнике с места событий. Через две недели перевал пал, частирусской армии разгромили врага, и перешли в решительное наступление во Фракии.
Гражданский штаб следовалза ними неотлучно. Сейчас его функции сосредоточились на проблеме больных ираненных, организаций и всевозможного улучшения условий работ полковой больницыи лазаретов, раскиданных по всей стране. И, словно мало было проблем сранеными, в армии началась эпидемия сыпного тифа. Не крепкий здоровьем, князьЧеркасский заразился и умер. Присланный за ним из Севастополя корабль, подороге вернул Войникова в Тырново. Но тиф достал его и там… После несколькихмесяцев борьбы с болезнью, Добри Войников умер в возрасте 44 лет (27 марта 1878года).
Его хоронили всемгородом, — простые граждане, офицеры и солдаты, дети из детского дома, женщиныи старики. Общественница Евгения Киссимова произнесла трогательное надгробноеслово, подобрав искренние, полные горя и сочувствия слова, отметив неустаннуюработу Войникова в области литературы и драматургии, на войне и в мирное времяостававшегося незаурядным человеком, поистине героем, певцом свободы.
Войников не забыт ипоныне. О его жизни написаны несколько книг, самая подробная и лучшая изкоторых принадлежит перу Захария Стоянова. В Шумене, на родине драматурга,расположен дом-музей Добри Войникова (ул. Царя Освободителя, 157). Кроме того,в благодарные горожане установили памятник своему великому сыну.
Не забыто и егохудожественное наследие. Пьесы Войникова, — «Княжна Райна», «КрещениеПреславского двора», «Всеславна», комедии «Чорбаджи», «Доктор поневоле», и темболее прославленная «Криворазбраната цивилизация» — предмет нашего реферата, — прочно вошли в репертуар болгарских театров, и, по всей видимости, несобираются их покидать. Ведь многие из выведенных в них типов актуальны исегодня, а сами пьесы столь искренни и полны чувств, что легко поддаютсясовременной интерпретации, не теряя своих литературных и художественныхдостоинств. Подобно тому, как вся русская литература вышла из «Шинели» Гоголя,на них и из них выросли пьесы знаменитых последователей Войникова: ВасилаДрумева и Ивана Вазова.
Как упоминалось выше, в1871 году Добри Войников выпустил в свет свою самую лучшую пьесу, прославившуюавтора, — без преувеличения, — на века. Это, конечно остросатирическая комедия«Криворазбраната цивилизация» («Ложно понятая цивилизация»), названная самимВойниковым «смешна позорищна игра въ петь действiя» (сатирико-комедийная пьесав пяти действиях).
Отзывы современников былисамые благоприятные. Их можно было бы привести десятки, но ограничусь лишьодним, поистине, всё выражающим: «Дълбок поклон от мен за всички, участвали всъздаването на тази прелест» («Глубокий поклон от меня, для всехзаинтересованных сторон в создании этой красоты») H. Бояджиев [10].
За несколько месяцев до еепоявления в печати, Войников опубликовал статью, где изложил своё кредо: «дапредпази младото поколение от разврата, който се вмъква несъзнателно в нежнитему духове при въвеждането модите, алафрангата или въобще вънкашната култура натъй наречената европейска цивилизация» («защитить молодое поколение от безнравственности,которая, подобно подлой змее, проникает в бессознательно принимающие ее нежныедуши, неся с собой нелепые моды, чуждые мнения и им подобное, наносное,порочное из так называемой культуры европейской цивилизации») [11]. Механическийперенос иностранной манеры, обезьянничание, бездумное и пошлое преклонениеперед всем западным – не просто смешно, но и деморализующе для болгар. Пословам драматурга, задача его пьесы – вести непримиримую борьбу с этой «заразой,подобной чуме».
Кого же и как высмеивалВойников в своей пьесе? Не только родные Шумены, но и почти вся Болгария техвремен была достаточно примитивно-аграрной страной, населенной домоседами искромными ремесленниками, торговцами и фермерами. Поэтому многие люди, невполне понявшие, как говорится, «соль» пьесы, обрушились на автора с упреками.Лейтмотивом этой травли было: зачем Войников издевается над нами, когда всевокруг скромны и чисты, благородны и домовиты.
Автор остроумно ответил втом смысле, что «никогда не прибыли Афины в городе Шумен». Этим он хотелсказать, что не стоит кичиться вообще, «примазываясь» к славе великих инравственно лучших наций, а уж тем более, нечего кичиться тем, чего не имеете.Возможно, он имел полное право так считать, ибо, долгое время жил в Бухаресте иБрэиле, был свидетелем многих сторон жизни своих соплеменников-болгар,забывания ими родного и пресмыкательства перед всем худшим, что есть на Западе.
Не стоит забывать и отом, что Войников искренне и чисто любил Болгарию, был патриотом не на словах,много и плодотворно размышлял о судьбе народа, где бы тот не находился. Особенноего, дитя степи Добруджа, привлекала красота родной природы, море, и, как ихотражение, народные песни. Так что, в чем — в чем, а в отсутствии патриотизма излобствовании по отношению к своей нации Войникова обвинять по меньшей меренелепо.
Итак, сюжетно«Криворазбраната цивилизация» весьма проста: в дом Коста-хаджи, — живущегопатриархально и правильно болгарина, — проникают два явно шутовских персонажа:грек Маргариди, шарлатан, выдающий себя за доктора, и, весьма похожий назнаменитого Голохвастова из «За двумя зайцами», молодой болгарин Мотю,посланный в Европу с целью обучения, но лишь растративший отцовские деньги. Этимнимые цивилизаторы могли вызвать только смех и издевку зрителя, если бы неприносили несчастье в приютивший их дом…
Но пьеса не так проста,как кажется. В ней комичное начало чередуется с драматичным, а смех – сослезами. Именно поэтому, фактически, она одна пережила своё время и до сих порне сходит с подмостков болгарских театров. Рассмотрим ее подробнее.
Коста-Хаджи с момента своегопоявления на сцене, выступает рупором идей патриархальности бытия, оплакиваязагубленные традиции некогда гордого и славного народа: «За едение време стане,вий се́ не сте още готови, манджата ви се́ още неувряла, се́тряба да чакам. …да стане и тя с време, като сяко момиче, да земе да полей набаща си, да попримете и поочисти из къщи, да ми приготви кафето, да ми пообършикалеврите» («Вы еще не готовы, нужно ждать, пока время настанет, не всё вы ещесготовили. Не весь стол с чарками полный… Ибо сказано, добрая дочь да приидет,возьмет она хлеб с поля отца своего, примет в наследие дом и очистит его, иприготовит кофе, и заточает башмаки…) [12]. Сама по себе речь Коста-Хаджи явностилизована под библейские сентенции, беззлобно пародируя их. Подобный же приемиспользовал великий еврейский писатель Шолом-Алейхем в своем «Тевье-молочнике»,где главный герой, — тоже отец семейства, — на каждое слово приводилперекрученную им «цитату» из Писания.
Однако общий смысл неестал от этого менее значимый. Стол и очаг, — важнейшие атрибуты семейнойобщины, — были преданы забвению. Дом лишился своего патриархального, милогосердцу старика-отца, уклада.
Да и самому «патриарху»Коста-Хаджи трудно поддерживать прочные традиции старины, ведь сам он выглядит чутьли не как экспонат из музея, элемент другой, давно ушедшей культурной традиции.В ремарке описана его одежда: «с потури, ферменя, фес, седнал на мендерлика, сдълъг чибук» («в свитке и шароварах, на голове – феска, сидит на лавке, держа вруках трубку с длинным чубуком») [13]. Сам его нарочито ортодоксально-восточныйвид – более чем явная антитеза современности, к которым пристрастились его женаи дети.
Болгарская мать Злата, котораяпо самой своей природе должна была бы удержать семью от зла, и продолжать род,в пьесе доходит просто до абсурда, потворствуя превращению своих детей в нечтоиное. Димитраки (брат Анки) и сама Анка очень гордятся тем, что стали похожи нафранцузов, и мама их поддерживает в этом: «Виж, като си доде от Авропата, какъвса изменил. Поприличал на френче: сякаш не е наш син» («Посмотрите только,какой пышный Аврора тут явился? Фрак надел – и словно не наш сын стал…») [14].Анке она говорит: «Като са накичи, сякаш не е българка… Тебе Анка ти мяза насъща вранцузойка» («Ты уж и не болгарка вовсе… Ты, Анка, мадама совсем сталафранцузка») [15].
.Ничем не сдерживаемые, брати сестра стали совершенно не похожи на своих родителей, не только внешне, но ивнутренне отравились «иностранщиной». Особенно болезненным является для автора«Криворазбранатой цивилизации» замена языка, который является одной из важных,если не самой важной характеристикой национальной самоидентификации. ЯзыкДимитраки и Анки донельзя засорен псевдо-французскими словами-«уродцами», прокоторые очень метко сказал Грибоедов: «смесь французского с нижегородским».
Недопустимое отрицаниеотцовских нравов очень скоро перерастает в отрицание самих себя: «Да не миставаше баща. Защо господ не ма е дал дъщеря на един европеец, на единцивилизован баща?» («Не, ну как можно иметь такого отца? Почему Бог не дал мне,такой европейской дочери, цивилизованного отца?») [16], и Димитраки: «Да зная,че има (показва с пръста си) толкози месо българско у мене, отрязвам го и гохвърлям на кучетата» («Да знай я, что там (указывает на себя пальцем) есть хотьнемного мяса болгарского, вырезал бы его и бросил бы псам!») [17]. Этоискажение болгарской личности, хоть и поданное автором в гротескном плане, неможет простить Войников своим героям.
Морализируя на темупатриархальности и правильного образа жизни, автор прямо указывает на виновникахаоса в системе ценностей болгарской семьи – «мусью» Маргариди, наказав егобесславной смертью. Это символическое возмездие злу, которое дерзает нарушить мирв родной для Войникова стране, посеять раздор и повсюду творить свое черное,растлевающее дело. Именно душевная боль, тревога за только-только начавшуювозрождаться Болгарию, и особенно за ее молодежь, заставило Войникова исказитьжанр комедии, вплетя в нее трагический финал.
Ярко и сильными,уверенными штрихами рисуя модель болгарского самосознания, приветствуя начавшеесявозрождение, драматург показывает в пьесе ее полный антипод. В рамкахнациональной идеи, которую он вывел в своих исторических драмах, Войников даетболгарам урок, сочетая его с патриотическим энтузиазмом. Прямо вытекающим извсего предыдущего опыта истории следующим шагом должно было бы стать созданиенационального болгарского государства, в котором вольные и счастливые болгарызаживут на славу, не отторгая при этом всего остального человечества. Всемисилами приближая зарю этого прекрасного дня, Войников, все еще полный страха исомнений, задается самым главным вопросом о национальной идентификации: «Кто мы,болгары?», адресуя его современникам. И, с позиций присущей театральности динамическойусловности, пытается ответить на этот вопрос.
Драматическая коллизия,создаваемая сравнениями болгарских и иностранных стилей жизни (средоточьемкоторых являются населяющие Болгарию инородцы) должна, по мнению автора, всегдаи однозначно решаться в пользу собственной, национально-патриотической позиции.Всё же наносное, пустое, смутное и откровенно вредное, вся «иностранщина» во всехсферах жизни, — но особенно, в образовании, — чинят препятствия на путинационально-культурного возрождения и самоидентификации болгар.
И Войников верит, что этовполне возможно: знать самое лучшее из того, что может подарить миру западнаяцивилизация, но при этом оставаться самими собой. Великий украинский поэт ТарасШевченко очень точно охарактеризовал эту мысль: «Учитесь, читайте, чужогонавчайтесь, й свого не цурайтесь» [18].
На мой взгляд заслуживаетособого рассмотрения вскользь упомянутый выше вопрос, — почему, вопреки своемубесспорному таланту комедиографа, в финале «Криворазбранатой цивилизации»Войников нарушает конвенции жанра, и последние сцены звучат трагедийно?
Как очевидно, тема пьесыподсказана Д. Войникову самой жизнью. Изолированный на протяжении более четырёхвеков, болгарин обнаруживает свою отсталость в культурном и экономическомразвитии от соседних народов, и это зарождает в нём до предела заниженнуюсамооценку и комплексы.
С гениальным ощущениемхарактерного, автор изобразил своих героев детей балканских нравов, но живущихс амбицией перескочить ограничивающее их бытие и сравняться со слишком мифологизированной,вымышленной и окарикатуренной европейской жизнью, цивилизованностью. Какотмечалось выше, Войников выбирает носителями цивилизации откровенныхпрохиндеев, но уже с самого начала их появлении на сцене, понимаешь, что передтобой не клоуны, веселящие зрителя. Ещё в предисловии к пьесе, а после – развитиесюжета и судьбы героев, красной нитью проходит угроза национальной самоидентификации,которую таит в себе обезьянничание, подражание цивилизации, увлечение моднойодеждой и прическами, смехотворные усилия танцевать незнакомые танцы – всё это нетолько смешит зрителя, но и сознательно отвращает его от подобного типаповедения.
Хотя в «Предисловии»автор уточняет, что пишет комедию характеров, смешное в поведении героев преломляетсясквозь призму времени, в котором они живут. Заглавие комедии фиксирует именносвязь между проявлением комического и в обстоятельствах: «кривое» понимание какзнак определённых особенностей психики провоцировано новым, «цивилизацией»,которая подвергает испытаниям всех – и мудрых, и глупых.
Для ядра сюжета ДобриВойников берет классическую коллизию, сосредоточенную на перипетиях замужества главнойгероини. Автор представляет традиционный для подобного конфликта любовныйтреугольник – Маргариди, Мотю, Анка.
Следуя утверждённым вевропейской литературе принципам композиции, драматург организует пьесу в пятьдействий. Сюжет разворачивается динамично, ещё в начальных сценах первогодействия писатель успевает ввести зрителя в атмосферу дома «Мадам Златы»,представить главных героев и очертить зародившийся конфликт между членамисемьи. Второе действие вводит партии остальных персонажей – бабы Стойна, Моти.Именно здесь впервые идет речь о предстоящей Анкиной свадьбе, оповещеннойсвахой. Это даёт последующий толчок в развитии сюжета: оно заставляет МадамЗлату стать более настойчивой в ухаживании Маргариди как будущего зятя; оно ещёбольше обостряет отношении с Костой-Хаджи, который выбрал в супруги для своейдочери Мотю.
Столкновение героеввыходит за тесные рамки дома, в него вовлечена городская молодёжь, которуюМаргариди учит танцевать («дансинговать»), и турецкие полицейские,арестовывающие Мотю по доносу доктора. Встреча бабы Стойны и Маргариди в третьемдействии – краеугольная для раскрытия двух типов мировоззрения, которыеВойников рисует в пьесе. Оба героя используют самое сильное оружие, которымобладают в борьбе друг против друга: для бабы Стойны это магия, которую онанасылает для того, чтобы «лопнул Антихрист». Для Маргариди это способприбегнуть к услугам репрессивной власти, чтобы устранить своего конкурента.Именно в этом действии доктор в первый раз откровенно раскрывает перед зрителемсвои намерения: «Ролата отива чудесно… Како дяволите, едни простаци не щеизлъжа?» («Роль идет чудесно… К черту, если не смогу обмануть этихпростолюдинов?») [19]. Это действо тем более знаково, потому что именно в нем Мотяи его друзья занимают категорическую позицию по отношению к сегодняшнейцивилизации.
Четвёртое действиестремительно подводит конфликт к развязке. Маргариди устраняет все преграды ксвоей цели. Анка остаётся сама и лишь в последних действиях доктора усматриваетопасность для себя: «А! Маргариди… Ах, боже, какво ли мисли! Гаче той не сашегува. Боже мой!» («А! Маргариди… Ах, боже, что за мысли! Кажется, что он нешутит. Боже мой!») [20]. Сюжет приобретает мрачно-драматическуюокраску.
В пятом действиипроисходит развязка произведения. Тут краски очень сгущены, комическое исчезаетполностью. Изменения, которые произошли в семье Косты-Хаджи, в судьбе Анки, внамерениях Моти необратимы и непоправимы. Счастливый финал невозможен, девушка опорочена,её семья обесчещена, Маргариди убит.
Итак, Зло наказано, нодобродетель не восторжествовала, она безвозвратно скомпрометирована. Писательнарушил одно очень важное условие, которому должна подчиняться комедия, длятого чтобы сохранить смешное не перейдя в трагедийное. Это сохранение чувства,что происходящее на сцене – не более, чем игра, что (как уточняет проф. ИсаакПаси) в пределах смешного порок – игра, что «комедийный злодей – это только мелкийпакостник, чья злость серьёзно не касается его партнёров и скорее являютсяигрой во зло» [21]. Эта мера нарушена в финале. Почему?
Попробуем ответить наэтот вопрос в свете анализа женских образов. Не случайно в центре комедийногосюжета поставлены мать Злата и её дочь Анка. Перемена болгарской жизни в периодт. н. Возрождения, переход от традиционного к современному бытию делает изженской судьбы и поведения одну из самых актуальных тем. Так как на «территориислова» до конца XIX в. доминирует мужчина, только его идеи и понимания рисуютженский образ, как в данном случае, регулирующий ценности в мире возрождающейсянации.
Попадая в мирраспадающихся родовых связей, мужчина периода Болгарского возрождения пытаетсясохранить одну минимальную устойчивую и надежную единицу бытия, которойявляется женщина, посвященная только своей семье – супругу и детям. Бдящая над «царствомсемьи», женщина возлагает на себя непосильную задачу остановить ход времени исохранить за мужчиной знакомый ему патриархальный оазис. Героини комедиипытаются преодолеть границы этой территории, и драматург жестоко их наказываетза этот порыв.
На любое проявлениежелания женщины оторваться от домашнего долга или получить большуюнезависимость, словесность эпохи Возрождения смотрит с подозрением. Это болеечем ясно усматривается и в отношении Войникова к двум героиням комедии –Марийке, которая, в сущности, является представительницей национальнойобразовательной программы, и Анке, которая представляет саму себя. Вообще,возрожденческое слово о женщине вызвано идеей реабилитации её позиции в семье,а не предоставлением для неё новых социальных перспектив. И мужчины, иженщины-литераторы не ставят под сомнение аксиому: предопределённым природойполем деятельности для женщины является дом. В сущности, и героини Войникова необладают другой идеей своей судьбы, кроме получения большей свободы выбора, но тольков рамках семьи. В пьесе появляется просвещенная женщина (Марийка), но, — смоделированная по понятиям автора, — она приветствуется, поскольку, по сути,не разрушает, а укрепляет устои патриархально-семейного порядка.
Войников искал историю,которая бы иллюстрировала важнейшее изменение в болгарской жизни – изменение вбытовом поведении нового человека. Это определяет и место действия: ещё вовводящих ремарках уточняется, что «сцена предполагается в одном городе вБолгарии». И это справедливо, ибо только в городе возможны установки, которыеначинают компрометировать освященный веками порядок жизни, предписывающий беспрекословноеподчинение в рамках семейной иерархии. Так драматург открывает однудействительно остроконфликтную ситуацию: начало распада в самом ядретрадиционного жития, в вековечном порядке. С самых начальных сцен зритель безусилия узнает характер зарождающегося конфликта – столкновение между мечтами молодойгероини о свободе при выборе мужа и грубым диктатом её консервативного отцаКосты-Хаджи.
Комедия Войникованацелена воздействовать на публику, которая разделяет представление, чтопредназначение женщины – быть послушной супругой и дочерью. Комическое в «Криворазбранатацивилизация» строится именно на отклонении от этих стереотипов, представленныхкак глупость. В своем желании изобличить, предотвращая от подражания, авторобращается к гротеску и превращает мать Злату в карикатуру на взрослую женщину,полную легкомыслия и глупых фантазий. В поведении её дочери Анки вниманиеакцентируется на суете, опять-таки легкомыслии и мечтах о расточительной жизни.И Злата, и Анка мечтают о вымышленном мире, в котором женщина не рабыня и не прислугасвоего мужа. Они, — попав во власть утопии, — искренне верят, что европейскиедамы ничего не делают, а вся идея о женском счастье сводятся к тому, чтобыберечь лицо от солнца, и носить перчатки, чтобы руки были всегда гладкими.
Образам легкомысленных доабсурда героинь Войников противопоставляет хитреца Маргариди, которыйобманывает женщин, одновременно смеясь над их доверчивостью, а в последнемдействии даже открыто издевается! В сущности Войников находит повод для смеха ив поведении своих мужских персонажей, но ядром пьесы является именно поведениедвух «цивилизованных» женщин, и это совсем не случайно.
«Криворазбранатацивилизация» еще в предисловии называемая «деморализация, разврат», и это ясноподсказывает позицию Войникова. По нему, подражание модам – это только еёвнешнее проявление. Суть этого искажённого понимания проявляется и ввозможности желания женщины отклониться от своей традиционной роли покорнойрабыни, воспитывающей своих дочерей в труде и послушании. Как в этой связи невспомнить знаменитые стихи Некрасова:

«Три тяжкие доли имеласудьба,
И первая доля: с рабомповенчаться,
Вторая – быть матерьюсына раба,
А третья – до гроба рабупокоряться…»
Посредством пьесыВойников борется за то, чтобы женщина осталась супругой, матерью и дочерью,подчиняющейся воле мужчины. В полемике со своей непокорной супругой Коста-Хаджи,выражающий, без всякого сомнения, взгляды автора, печётся о будущем Анки: «Бе,хей, будала, хората не же гледат ней ръцете, краката, а же питат дали еизпечена на къщна работа, дали же я бъде за домашница» («Люди не посмотрят наеё руки, ноги, а спросят, делает ли работу по дому, и будет ли из неё хозяйка»)[23].
Самой радикальной чертойв образе матери является именно её бунт против принятых традиционных женских обязанностей– воспитание детей, почёте и уважении к старикам, и в заботе о хозяйстве. И уеё сына Димитраки, и Анки нет уважения к взрослым, и эта осознанная позиция –самое яркое проявление их идеи к переменам. Для Златы, как и для Анки, работыпо дому – это рабство. Вот почему значительная часть комического потенциалавложена в усилия матери не выполнять свои обязанности в приготовлении еды для мужа.
Поведение Златы не тольконедопустимо, оно попросту немыслимо для болгарской традиционно-патриархальной жизни.Она полностью игнорирует и переворачивает установленную и всемерно охраняемуютрадицией культурную модель общества. Классическое представление о матери,созданное в болгарской литературе, формирует её в двух ипостасях – как «мать-мученицу»и «мать-святую», самоуничтожающую себя во имя добра семьи, и воспитывающую своихдочерей в той же поведенческом ключе. Но Злата отказывается от двух этих ролей:она уже не согласна быть домашней рабыней, и не желает воспитывать рабыней своюдочь.
Особая изобретательностьВойникова проявляется в четвёртом действии, когда, притеснённые решением Косты-Хадживыдать Анку за Мотю, мать и дочь обсуждают свою судьбу: «Лъки, че дамите! И неси мият и не намазка!» («Везет этим мадамам! И не стирают, и не мажут!») [24], — воскликнет Злата, погружённая в свои иллюзии и называет болгарок «чернымирабынями», порабощёнными не «турками», а домашними обязанностями. На это Анкаответит: «По-добре смърт, отколкото такъв живот» («Лучше смерть, чем такаяжизнь») [25] – фраза, которая неожиданно пародийно повторяет сакральнуюинструкцию эпохи «лучше смерть в героической борьбе, чем обесчещенная жизнь» (Г.Раковски). Так через пародию Войников показывает предельно откровенно, чтоиерархия ценностей, действительная в мире мужчин, является недоступной и прямонедопустимой для женщины.
Подобный казус предлагаети интерпретация самой желанной мечты Анки путешествовать, увидеть мир, которуюЗлата горячо поддерживает и разжигает, а не обустраивать дом и замуроватьсявозле очага. И это одно из жесточайших издевательств, которые текст проделываетнад своей молодой героиней – ее мечта о путешествии пародирована поездкой всоседнее село.
Таким образом, текст «Криворазбранатацивилизация» ставит нас перед следующим разломом в словесности эпохи Болгарскоговозрождения: высокая ценность «героя пути», которая внушала литература отСофрония Врачанского до Христо Ботева, высмеяна и низведена до жалкогосостояния приговором желанию женщины путешествовать. Иначе говоря, мужскаяинтерпретация женских прав и обязанностей настойчиво ставит вопрос: насколькоправомерно говорить о болгарском Возрождении и Освобождении, и насколько стоитвопрос об изменении в статусе только одного из полов…
Финальные сценычетвертого действия пьесы информируют через реплику слуги о предпринятых Костой-Хаджирепрессивных действиях по отношению к матери после бегства Анки: «изпъди, че ециганин от дома ...» («выгнал ее как цыганку из дома…») [26]. Таким образом,драма определяет нужные для подобного случая меры – тот, кто не вписывается вустановленный порядок, должен быть изгнан. Сравнение героини с цыганкой дляболгарских разговорных навыков – это синоним на первом месте её бездомности.Это, в сущности, есть самое большое наказание, которое может изобрести дляженщины традиционный порядок.
Завершающие пьесу сцены,построенные в стилистике театра Войникова, подчеркнуто статичные: зрителю данавозможность наблюдать, буквально – осмотреть позы героев: Мотю стоит надМаргариди с саблей, пронзающей грека, Злата и Анка стоят замершие в отчаянномобъятии…
После чего все становятсяперед публикой и запевают дидактическую патриотическую песню. Объятие двухженщин является своеобразной репликой приведенного в ужас и беспомощногообъятия Адама и Евы, изгнанных из Рая после их безрассудного проявления свободывыбора. Маргариди — «дьявол нечестивый», искуситель, — лежит убитый в ногах у Моти,и при желании, можем прочесть в имени мстителя бытовой вариант святого Дмитрия,пронизывающего своего врага и провозглашающего победу порядка над хаосом.
А финальная песняпровозглашает желанную утопию эпохи Болгарского возрождения:
«Славно, честно и почтено
за младите в днешньовреме
да са държат у своето
прадедно народно име.
Младите, що са предават
в лъскавата цивилизация
смешни пред света сеправят,
лекоумност ги назначя.
Секи момък, сяка мома
от рода си да залюбва:
таз любов за тях е сама,
що природно ги събира.
Да сме верни в секислучай
на народний си обичай:
чуждото за нас е странно,
че за други е скроено».
(Последнее четверостишье: «Быть всегда верными народномуобычаю: чужое для нас странно…»). Обратите внимание: в языке эпохи одно изосуждаемых качеств – это быть странным. Потому что странность говорит оразличии…
Не случайно в «Криворазбранатацивилизация» синонимом чужого и объектом насмешек являются французские фасоны «цивилизованных».Давая социальные рецепты, литераторы эпохи Болгарского возрождения задают какмодель или немецкий, или английский вариант женской идентификации, вероятно нетолько из-за личных наблюдений и пристрастий, а потому что, — подсказываютмногократно публицисты времен Войникова, — француженка была компрометированакак воспитательница после поражения её родины в войне с Пруссией (1870 г.). Такна место восхищения идеями французской революции становится легкомыслие ирасточительность французской жизни, а вложенная в уста исполненного похотливыминамерениями Димитраки реплика «жена като свободно от мъжете» («женщина так жесвободна, как и мужчина») [28] оказывается худшим советом для женскойэмансипации.
Писатели эпохи Болгарскоговозрождения, — в том числе и женщины, — не возражают против традиционногопонимания, что женщине самой природой предопределены домашняя сфера иконкретный тип поведения, тем более уважение и послушание. Отклонение от этогостереотипа оценивается сквозь призму морали как падение. Одним из сильнейшихрепрессирующих женщину патриархальных механизмов является именно обязанностьсохранить свою «честь». Вот потому Войников не сберегает Анке опороченность, аЗлате – потерю чести семьи. Любовная игра, какими в сущности являются отношениямежду Анкой и Маргариди, не имеет социального престижа и является осуждаемой,потому что легитимирует непрактичность, не направленность к реализации женщины,которая может осуществиться только тогда, когда она станет законной супругой иматерью. Поэтому именно свадьбу выбирает Войников как праздник в пьесе, апокушение на свадьбу, что фактически совершает Маргариди, является покушением насамоё сердце порядка. Таким образом, «криворазбраната» цивилизация оказываетсянацеленной в ядро патриархальной культуры – она угрожает не чему-нибудьаморфному, а самому что ни наесть конкретному дому и семье.
Именно это объясняет то,почему в финале автор покидает границы смешного, а на сцене остаются лежатьтрупы одного мужчины, одной любви и одной женской иллюзии!
Общий и главный вывод,который мы, современники, — вслед за первыми театральными зрителями Болгарии, — можем сделать из «Криворазбранатой цивилизации» – это однозначный и резкийпротест против пустого и бездумного обезьянничания, потакания нелепостям, нечистоплотностии откровенно разлагающему влиянию инородной цивилизации Запада. Вслед за Войниковым,мы должны не просто поверить, но и воплотить в жизнь его мечту, о которой ужеговорилось выше: вполне возможно знать самое лучшее из того, что может подаритьмиру западная цивилизация, но при этом оставаться самими собой.
Подобно ребенку, мырастем в этом мире, среди окружающей нас действительности. Мы впитываем ее всемсвоим естеством, то, что предлагают нам наши родители, то, что им, в своюочередь, предлагали их родители, и так далее, до седых, далеких предков. Не всёдонесенное ими до нас однозначно плохо и далеко не всё безнадежно устарело, ибоесть вечные, как само человечество ценности: любовь, вера в Бога, чистота души,стремлением создать семью, тяга к родительскому гнезду, трудолюбие исамоидентификация.
Как и любые проявлениячеловеческой натуры, они имеют свои оборотные, отрицательно-негативные стороны,ибо правы бр. Стругацкие, писавшие, что «не можешь создать аверс без реверса иправое без левого… все, что ты умеешь, и можешь, и создаешь доброго, — отягощено злом?..» [29] И только от нас самих зависит ЧТО мы выберем: «добро»или «зло» в. этих, казалось бы, естественных для каждого нормального человекаистинах. Ведь как просто и страшно любовь может превратиться в ненависть, вера– в безбожие, чистота души – в порочность, стремление создать семью – вразврат, тяга к родителям – в жестокость к старым и слабым, трудолюбие – влень, а самоопределение, как принадлежность к народу, — в безродныйкосмополитизм!
Как же не ошибиться?Каким же нужно быть, — или, стать, — чтобы совершить правильный, верный,единственный выбор? Как получать удовольствия, но такие, за которые потом небудет стыдно? Ответ на эти вопросы отнюдь не праздный и тем более неоднозначный. Философские школы разных стран и в разное время пытались разрешитьего, и то общее, что они вывели, был критерий силы духа.
Сильные духом, — люди,умеющие сказать самим себе «Стоп!», умеющие себе отказывать, различающие доброи зло, не идущие, как бараны, вослед соблазнам, — они сделают правильный выбор.Не сразу, возможно, не без набивания шишек и синяков, не без срывов и падений,но обязательно сделают! Потому-то они и восходят на вершину жизненного Олимпа,возможно, материально не преуспев, возможно, не став ни Ротшильдом, ни Гейтсом,ни Абрамовичем, но зато морально чистые и спокойные, находящиеся в гармонии каксами с собой, так и с окружающим миром. Это ли не называется «счастьем»? Это лине есть то, к чему нужно стремиться?
К несчастью, — и длявсего мира, и, что главное, для самих себя! — подавляющее большинствосоставляют слабые духом мужчины и женщины. Образно выражаясь, ослепленные внешнимблеском ярких оберток, они идут прямиком по кривой дорожке в ад. Мало того, чтоидут сами, но и ведут за собой толпы столь же слепых подражателей. Как невспомнить здесь знаменитое: «слепые – вожди слепых; а если слепой ведетслепого, то оба упадут в яму» [30]. Нахватавшись самых вершков цивилизации,видев ее лишь на картинках в журнальчике, поверхностные и глупые в своихсуждениях, они имеют столь же кривые, как их путь, убеждения, привычки, моды иобраз жизни.
Слабые духом, они были бысмешны в своих претензиях на «цивилизованность», но, — к несчастью, — они еще истрашны. Уже многократно упоминаемое выше обезьянничание, бездумноеподражательство и погоня за грубо размалеванным призраком Запада, вся этапоистине «криворазбраната цивилизация» легко приводит к тому, что у них мораль вырождаетсяв безнравственность, истина – в ложь, братская любовь в гордыню, презрение иненависть, а согласие – в разлад и разобщенность. Гражданская ответственность,доброта, сострадание, ощущение социального единства – всё это попрано,фрикативный словарь из сленга и похабного цинизма заменил нормальную речь.«Криворазбраната» свобода совести выгнала из таких голов элементарно нормальныеотношения к ближнему своему, к Богу, к собственной душе, — заменив насвинарник, полный нечистот и развороченных корыт. В их исковерканных душах,пустом, холодном сердце мы уже не найдем места для нежной чувствительности,благородства, истинного образования.
Кстати, о последнем:психология «кривоцивилизованного» более чем проста: он воображает, будто умнеевсех, и потому никогда не промолчит. Чтобы другие ни говорили, ему всегда надоспорить, он нападает на оппонента с помощью едкой иронии, острой и холодной,как лезвие шпаги. Если вы скажете такому «цивилизованному», что вам что-то правится,то он тут же начнет вам доказывать, что вы не правы и это вам нравиться недолжно. Все, что находится вне его собственных интересов, его совершенно нетрогает, он самохвал и невежда, причем, гордящийся своим невежеством. Не оченьпривлекательный образ, не так ли? И, поверьте, не нужно быть пророком, чтобыпредвидеть следующий шаг: превращение развития – в застой, потерянность и,неизбежно, моральная гибель.
Об этих людях, раздетых,подобно вороне в павлиньи перья, щеголяющие «иностранщиной» и презрительноотзывающимися обо всем родном, вырастившим и давшим им дорогу в мир, оченьметко написал С. Михалков в своей басне «Две подруги»:
«Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! —
Сказала с завистью в гостяху Крысы Мышь. —
На чем ты ешь и пьешь,
На чем сидишь,
Куда ни глянешь — всеиз-за границы!» —
«Ах, если б, душенька, тызнала, —
Со вздохом Крысаотвечала, —
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегахза заграничным —
Все наше кажется мне серыми обычным,
Я лишь заморское к себе внору тащу
Вот волос из турецкогодивана!
Вот лоскуток персидскогоковра!
А этот нежный пух досталимне вчера —
Он африканский. Он отПеликана!» —
«А что ты ешь? — спросилаКрысу Мышь —
Есть то, что мы едим, тебеведь не пристало!» —
«Ах, душенька! — ей Крысаотвечала. —
Тут на меня ничем неугодишь!
Вот разве только хлеб яем и сало!..»
Мы знаем, есть ещесемейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничныенаклейки…
А сало… русское едят!
Как видим, прославленномусоветскому поэту были столь же ненавистны последователи «криворазбраной»цивилизации, как и Войникову. Те же проблемы волновали его, те жеотрицательные, негативные типы вызывали поток острой и поистине бичующейкритики. А значит, увы, это явление вечное…
Прежде всего, человекунужно понять, что цивилизации – это не только экономический исоциально-политический прогресс. Цивилизация – это не только модные одежды, модныйдом, полный дорогой и удобной мебели, не только компьютеры, мигающиеразноцветными глазами-лампочками, — этот «трон цивилизации», это не только заводыи фабрики, железные дороги и самолеты, супер — танки и атомные бомбы… Цивилизация, как таковая, включает всебя развернутую систему нравственных законов и ценностей. Не бывает одного бездругого, как не бывает правого без левого, и света без тьмы. В связи с этим,лауреат Нобелевской премии по биологии Алексей Кэрол говорит, что нравственныеценности являются основой фундамента, на котором построена цивилизация, асуществующие науки и искусства – есть прямые продолжатели исконно-народныхтрадиций и заветов [32]. Как же может претендовать на цивилизованность человек,поднявший над головой знамя безнравственности, безверия и бесстыдства? Человек,чьим богом стал доллар, модные джинсы или банка кока-колы? Человек, которого невсегда легко назвать человеком?!
Сегодня мы видим живыепримеры этого страшного явления перед глазами. Посмотрите на соседние страны,только-только обретшие независимость, вроде бы рвущиеся к национальной культуреи корням, но почти тут же слепо устремляющиеся во след внешнему лоску «цивилизации»,впускающие в себя нелепые моды, разврат, насилие, беспредел, дурное питание(знаменитые «фаст-фуд») и прочие «радости» цивилизованного мира, через которыетот мир давно уже прошел и усел забыть! Итог очевиден: не добились никакогопрогресса в промышленности и социальных науках, эти общества теряют многобольше, чем находят, прежде всего духовность и мораль – тот самый фундаментнравственной жизни, обретая лишь деморализованную, рассеянную массу чужих ичуждых друг другу людей, живущих по поистине волчьим законам!
Особо горько, что эта«зараза цивизаторства» бушует похлеще любой эпидемии именно среди молодежи, какболее чем верно описал Войников. Непосредственно по соседству, среди нас, большинствосовременных молодых людей бездумно подражает «звездам» шоу-бизнеса и поп-музыки,культивируя в своих слабых душах безнравственность и страсть к деньгам, дорогимтряпкам и безбожию. Для них все нравственные ценности, или, по крайней мере,простые человечные отношения исчезают, уже не управляя поведением человека вовсех сферах его жизни. Если кто-то спросит современного молодой человек наулице: знает ли он, кто такие Ленин, Исаак Ньютон или Грушевский, он вряд либудет способен дать ответ. Зато на вопрос о Бритни Спирс, «Аватаре» илипоследних анимэ – ответит без запинки, хоть среди ночи него подними. Этаобщечеловеческая проблема деморализации, актуальная не только для современнойБолгарии, но и для всего мира. Разве можно назвать цивилизованным, да ипросто-напросто разумным поведением напиться, как свинья, накуриться проклятой«травки» до умопомрачения, и, залив нечистотами иномарку и дорогую одеждуотправиться на сексуальные подвиги? Вот уж действительно криворазбранатацивилизация, об опасности которой не просто писал, а бил в набат тревоги ДобриВойников!
Возможно, на фоне бьющейфонтанами соблазнов и красот, действительно порожденной чудесами науки итехники западной цивилизации, жизнь в своей стране кажется серой, тусклой иапатично-безрадостной. Понятно стремление молодых людей обрести иную,прекрасную и сверкающую жизнь, как «по ту сторону океана», но не их ли задачакак раз и состоит в том, чтобы поднять свою страну на высоту иных, бесспорноболее развитых цивилизаций? Чтобы путем благородного и кропотливого трудавозвысить родину, не теряя уважения к ней, найти то лучшее, что есть на роднойземле, и гордиться, искренне и прочувствованно гордиться за себя и за свойнарод. Пусть каждый из них поставить своей целью, сделает девизом жизнипретворение в реальность лозунга: «Я горжусь своей страной! Мне есть, чемгордиться! Я – поистине патриот», да не с иронией и злобной насмешкой, авсерьез, как и подобает настоящему человеку!

Источники
Kelly J. Did Women Have aRanaissance? History and Theory: The Essays of Joan Kelly. Chicago: University of Chicago Press. USA, 1984
Ramsay W. M. Theater vonBulgarien in der Zeit der Renaissance. Leipzig, 1927.
Rosenberg A. DerRenaissance. Leipzig, 2001.
Schanz M. und Hosius C.Geschichte Theater von Bulgarien. Bd. I, 1-2. Munchen, 1927.
Serge A. Rassegna delTeatro della Bulgaria. Roma, 1923.
Willems O. History of theBulgaria 19 century. Chicago, 1980.
Ангелов Б. и Арнаудов М., ИсторияБолгарской литературы, чч. I и II, София, 1923-1925.
Андреев В.Д. История болгарскойлитературы. М., 1987
Бакалов Г., Болгарская литература исоциализм, 2-е изд., София, 1919
Благоев Д., Обществено-литературныевопросы. София, 1903
Зарев П. Панорама болгарскойлитературы, тт. 1–2. М., 1976
Иванов Д. Заметки по историинародного театра. София, 1921
Казаков Д. Документы и материалы поистории Народного Болгарского театра и оперы, София, 1929.
Кацельберг В. Болгарский рассказ. М.,1972
д-р Крастев К., Этюды и критика,София, 1894
Ключаров И., Героическое в болгарскойнародной песне, «Литературный Алманах», ч. III, София, 1911
Константинов Д., Болгарские Писатели,София, 1947
Марков Д.Ф. Из истории болгарскойлитературы. М., 1973
Миладинови Э., На отечественныхфронтах, София, 1985
Мойкова Г., «Поколения и отношенияполов в свете болгарского феминизма», София, 1999
Налбантова Е., Смех как репрессия(женская тема в комедии «Криворазбраната цивилизация» ДобриВойникова), Москва, 1990
Пантелеев Л. Очерки историиболгарской литературы ХIХ–ХХ веков. М., 1959
Пенев Б., История современнойболгарской литературы, София, 1936
Пенев Б., Болгарская литература, курслекций в Софийском университете, 1913-1914
Сагаев Л., Болгарскогое театральноетворчество, София, 1958
Царева М.-А., Учитель из города Шумен.София, 1900
Чокав К. Болгарские повести ирассказы ХIХ и ХХ веков, тт. 2. М., 1953
Шептунов И.М., Болгария – моя страна.София, 1972
Шошонич Е. Болгарская поэзия:Антология, тт. 1–2. М., 1970
Эго Ф. Г., Реалистичные писателиБолгарии, том. 2, София, 1960
ссылки из текста на используемую литературу:
[1] Хрестоматия по истории южных изападных славян. 3 т. Мн., 1989
[2] Хрестоматия по истории южных изападных славян. 3 т. Мн., 1989
[3] Нармов С. Болгарская молодежь –ныне и в прошлом. София, 1924
[4] д-р Неккре Р.-В. Краткие очеркиреволюционного движения болгар в период Возрождения. Гамбург, 1901
[5] Свод отчетов тайной полиции ижандармерии за 1867 г… Иностранный отдел. Т.6, М. спецхран музея Октябрьскойреволюции
[6] Гразнов А. Школы и гимназииБолгарии времен Болгарского возрождения. София, 1982
[7] Пламен Б. Добри Войников.Биографични бележки. Тырново, 1989.
[8] Баттенберг А. Военные дневники.С-Пб. 1996.
[9] Свод военной документации временрусско-турецкой войны 1877-1878. Архив МО Народной республики Болгарии, София,1975
[10] Державин К. Н., Болгарскиетеатры, М. — Л., 1950
[11] «Криворазбраната цивилизация»,предисловие
[12] «Криворазбраната цивилизация»,действо 1, явление 1
[13] «Криворазбраната цивилизация»,там же
[14] «Криворазбраната цивилизация»,там же
[15] «Криворазбраната цивилизация»,действо 1, явление 2
[16] «Криворазбраната цивилизация»,действо 3, явление 6
[17] «Криворазбраната цивилизация»,действо 2, явление 4
[18] Шевченко Т. Г. «Кобзар», К. 1972
[19] «Криворазбраната цивилизация»,действо 3, явление 7
[20] «Криворазбраната цивилизация»,действо 4, явление 9
[21] Паси И. Смешното. София, 1979.
[22] Некрасов Н. А… Мороз, Красныйнос. – М. 1940.
[23] «Криворазбраната цивилизация»,действо 1, явление 1
[24] «Криворазбраната цивилизация»,действо 2, явление 4
[25] «Криворазбраната цивилизация», тамже
[26] «Криворазбраната цивилизация»,действо 4, явление 14
[27] «Криворазбраната цивилизация»,действо 5, явление 5
[28] «Криворазбраната цивилизация»,действо 3, явление 2
[29] бр. Стругацкие. Отягощенныезлом, или сорок лет спустя. — Журнал «Юность» № 6-7 за 1988 год.
[30] Евангелие от Матфея, гл. 15, ст.14.
[31] Михалков С. Басни. Изд.«Детская литература», М. 1981.
[32] Кэрол А. «Цивилизация в светенаучных достижений нашего времени». – Нью-Йорк, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Про загальнообов'язкове страхування на об'єктах підвищеної небезпеки
Реферат Свобода и познание добра и зла
Реферат Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиги
Реферат Государственная политика занятости в Республике Беларусь
Реферат Свобода и ее бытийные измерения
Реферат 2 воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни
Реферат Цветовая лексика в стихотворном сборнике М.Цветаевой "Лебединый стан"
Реферат Политическая деятельность Хрущева
Реферат Силлогизм и его фигуры
Реферат Отношение педагога к учащимся как фактор социометрического статуса младших школьников
Реферат Валютні операції банку на прикладі діяльності ВАТ Райффайзен Банк Аваль
Реферат Профессионально важные черты психолога
Реферат Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в СХА имени Чапаева Староюрьевского района Тамбовской области
Реферат Труд за минимальную заработную плату: характеристики работников и вероятность занятости
Реферат Метод проектов и его использование в школе