Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой

Эволюция
художественных образов в лирике А. Ахматовой

На рубеже
прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя
мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная
во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны
Ахматовой. Родилась поэтесса в 1889 году под Одессой, и вскоре после ее
рождения семья переехала в Царское Село. В своей первой поэме “У самого моря”,
написанной в 1914 году, Ахматова воссоздала поэтическую атмосферу
Причерноморья, соединив ее со сказкой о любви:

Бухты изрезали
низкий берег,

Все паруса
убежали в море,

А я сушила
соленую косу

За версту от
земли на плоском камне.

Ко мне
приплывала зеленая рыба,

Ко мне
прилетала белая чайка,

А я была
дерзкой, злой и веселой

И вовсе не
знала, что это — счастье.

Но все же
главное место в жизни и творчестве Ахматовой занял Петербург. Здесь ее поэзия,
строгая и классически соразмерная, во многом становится родственной самому
облику города — разворотом его улиц, площадей, мраморным и гранитным дворцам,
бесчисленным львам.

В 1910 году
Ахматова возвращается в Царское Село. Свое возвращение она отмечает
стихотворением “Первое возвращение”:

На землю саван
тягостный возложен.

Торжественно
гудят колокола.

И снова дух
смятен и потревожен

Истомной скукой
Царского Села.

Пять лет
прошло. Здесь все мертво и немо,

Как будто мира
наступил конец. 298

Русская
литература XX века

Как навсегда
исчерпанная тема,

В смертельном
сне покоится дворец.

В этом
стихотворении впервые в творчестве Ахматовой появляется мелодия тягостных
предчувствий, ощущение некой приближающейся катастрофы. Также здесь тема
поэтической судьбы сливается с темой судьбы России. Вся образная символика
стихотворения свидетельствует о том, что речь идет о событиях общего смысла,
времени, трагичности эпохи, судьбе России, с которой поэт связывает и свою
судьбу. Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”,
а уже в следующем вышел и поэтический сборник — “Вечер”. Почти сразу же
Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.
Лирика Ахматовой периода ее первых книг — “Вечер”, “Четки”, “Белая стая” —
почти исключительно любовная лирика. В ее стихотворениях предполагается, что
читатель должен или догадаться, или постараться обратиться к своему жизненному
опыту, и тогда кажется, что стихотворения очень широки по своему смыслу: их
тайная драма, их скрытый сюжет относится ко многим людям. Образ женщины-героини
ахматовской лирики не всегда можно свести к одному числу. При необычайной
конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии —
это носитель бесконечного множества биографий и судеб:

Мне с Морозовой
класть поклоны,

С падчерицей
Ирода плясать,

С дымом улетать
с Костра Дидоны,

Чтобы, с Жанной
на костер опять.

Господи! Ты
видишь, я устала

Воскресать, и
умирать, и жить...

Но любовь в
стихах Ахматовой отнюдь не только любовь — счастье, тем более благополучие.
Часто, слишком часто это — страдание, своеобразная антилюбовь и пытка.

Постепенно тема
России все более властно заявляла о себе в поэзии Ахматовой. В стихотворении
“Молитва” она молит судьбу о возможности спасти Россию даже ценой громадных
личных жертв:

Дай мне горькие
слезы недуга,

Задыханье,
бессонницу, жар,

Отыми и
ребенка, и друга,

И таинственный
песенный дар —

Так молюсь за
твоей литургией

После стольких
томительных дней,

Чтобы туча над
темной Россией

Стала облаком в
славе лучей.

Путь, пройденный
поэтессой, начиная с первых ее сти хотворений, — это путь постепенного и
последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство
духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили
Ахматову на дорогу общественных интересов. Все чаще и чаще в ее стихах сквозь
личные романы и любовные драмы на нас смотрит эпоха — “настоящий XX век” уже
стоял у самого порога ее собственной судьбы. Внимательность, с которой смотрит
поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и неясность ее патриотического
чувства, отказ от суетности и светской мишуры — все это говорило о возможности
проявления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского
характера. Например, стихотворение

Эта встреча
никем не воспета:

Ты, росой
окропляющий травы,

Вестью душу мою
оживи, —

Не для страсти,
не для забавы,

Для великой
земной любви.

Во время
революции Ахматовой отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из
России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению
к ней. Это ярко отражено в стихотворении “Мне голос был...”:

Мне голос был.
Он звал утешно,

Он говорил:
“Иди сюда,

Оставь свой
край глухой и грешный,

Оставь Россию
навсегда...”

Но равнодушно и
спокойно

Руками я
замкнула слух,

Чтоб этой речью
недостойной

Не осквернился
скорбный дух.

Если
литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и
протекала очень интенсивно, то сразу после революции и вплоть до начала 1930-х
годов она переживала внутренне замкнутый творческий процесс. В самом начале
этого периода у Ахматовой выходят две книги — “Подорожник” и “Аппо Вопит”.
Ахматовский стих послереволюционных лет очень внимателен ко всем проявлениям
жизни. Сохранив свою зоркость, он как бы впустил в себя значительно больше
пространства — воздушного и земного, с морем и солнцем, с утренними и вечерними
красками и со всеми подробностями жизни:

По твердому
гребню сугроба

В твой белый,
таинственный дом

Такие притихшие
оба

В молчании
нежном идем.

И солнце всех
песен пропетых

Мне этот
исполненный сон,

Качание веток
задетых

И штор твоих
легонький звон.

Послереволюционная
жизнь Ахматовой трагична: большевиками расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев;
долгие годы провел в тюрьмах и лагерях ее сын. Судьба Ахматовой и ее семьи —
повторение судьбы миллионов людей России, о чем и написала поэтесса в поэме
“Реквием”:

Уводили тебе на
рассвете,

За тобой, как
выносе, шла,

В темной
горнице плакали дети,

У божницы свеча
оплыла.

На губах твоих
холод иконки,

Смертный пот на
челе. … Не забыть!

Буду я, как
стрелецкие женки,

Под
кремлевскими башнями выть.

С 1925 по 1939
год Ахматовой не разрешалось печататься, и она вынуждена была заниматься
переводами. Они в ее творчестве имеют немаловажное значение. В 30-е годы Ахматова
записывала на разных клочках бумаги короткие стихотворения, названные ею
впоследствии “Черепками”, Например:

Мне, лишенной
огня и воды,

Разлученной с
единственным сыном...

На позорном
помосте беды

Как под тронным
стою балдахином.

Или:

Вот и доспорился
яростный спорщик

До енисейских
равнин...

Вам он —
бродяга, шуан, заговорщик,

Мне он —
единственный сын.

Около 40-х
годов Анне Ахматовой было разрешено издать книгу избранных произведений. Любовь
к родине у нее не предмет анализа, размышлений. Будет она — будет жизнь, стихи.
Нет ее — ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время Великой Отечественной
войны:

Не страшно под
пулями мертвыми лечь,

Не горько
остаться без крова, —

И мы сохраним
тебя, русская речь,

Великое русское
слово.

В этот период
своеобразием поэзии Ахматовой было то, что она умела поэтически передать само
присутствие живого духа времени, истории в сегодняшней жизни людей, например,
стихотворение “Явление луны”:

Все бревенчато,
дощато, гнуто...

Полноценно
ценится минута

На часах
песочных...

Характерной
особенностью лирики Ахматовой военных лет являлось совмещение в ней двух
поэтических масштабов — это внимательность к мельчайшим проявлениям жизни, а с
другой стороны — огромное небо над головой и земля под ногами. Например,
стихотворение “Под Колонною”:

Из перламутра и
агата,

Из задымленного
стекла,

Так неожиданно
покато

И так
торжественно плыла, —

Как будто
“Лунная соната”

Нам сразу путь
пересекла.

В “военных”
стихах Анны Ахматовой поражает удивительная ограниченность, отсутствие тени
рефлексии, неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких
тяжких условиях созидательницы, как многие полагали, лишь “дамских” стихов. Но
это и потому, что характер ахматовской героини или героинь зиждется еще  на одном начале, тоже прямо связанном с
народным мироощущением. В 1949 году вышло постановление “О журналах “Звезда” и
“Ленинград”, в котором Ахматова и ее творчество объявлялись враждебными
советскому народу. Правительство пыталось отлучить поэтессу от народа, от
России, от поэзии. Но Ахматова была таким сильным человеком, а ее российская и
мировая слава была так велика, что враги человечности и культуры оказались
бессильны. В последние годы жизни Ахматова работала очень интенсивно. Помимо
оригинальных стихотворений, она много переводила, готовила книгу о Пушкине.
Например, “Эпические мотивы”:

И я подумала:
не может быть,

Чтоб я
когда-нибудь забыла это.

И если трудный
путь мне предстоит,

Вот легкий
груз, который мне под силу

С собою взять,
чтоб в старости, в болезни,

Быть может, в
нищете — припоминать

Закат
неистовый, и полноту

Душевных сил, и
прелесть милой жизни.

В 1962 году
была закончена “Поэма без героя”, которая создавалась в течение многих лет:

Крик петушиный,
нам только снится,

За окошком Нева
дымится,

Ночь бездонна и
длится, длится —

Петербургская
чертовня...

В черном небе
звезды не видно,

Гибель где-то
здесь, очевидно,

Но беспечна,
прямо бесстыдна

Маскарадная
болтовня...

В этой поэме
Ахматова возвращается далеко назад — время действия 1913 год. Незадолго до
смерти Ахматова сказала: “Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь
моя с временем, с новой жизнью моего народа. Вогда я писала их, я жила теми
ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что
жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Несломленный
дух великого русского поэта будет вечно осенять Россию и служить свидетельством
и залогом ее стойкости во всех испытаниях, посланных судьбой.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.