Комедия Грибоедова «Горе от ума»входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряласвою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений,взаимоотношение человека и общества — эти проблемы существовали, и будутсуществовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страницкомедии Грибоедова «Горе от ума». И сейчас передовая творческая мысльне всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советыстаршего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодостивсе было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понятокружающими его людьми.
Конфликт Чацкого с московскимобществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала являетсякульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться сгостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балуобществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями?Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-заграницы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями опоездке с тем, кто ему дорог — дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет.Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшимничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла емудругого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоятьсобственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден,что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучшепомолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успелотвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая передСкалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться отрезких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие — все этоставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
Сцена бала типична для МосквыГрибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московскогообщества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завестизнакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесьсобираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правилаповедения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом нажизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусоваосуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что«в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупаястаруха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые,с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давнийзнакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «подкаблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к ПлатонуМихайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом.Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князьяТугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое,что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когдаона узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка ивнучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает неменее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущаетто, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, незакрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех обэтом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор;да мастер услужить».
Устами Чацкого говорит самГрибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писалсам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские,Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когдаже автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особаяфигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общийязык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб.Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыминичего не стоит.
Пустые никчемные люди, нежелающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них.Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызываетнеприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманныйСофьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали,чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит,правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно дажев мыслях представить.
Итак, московское обществовыносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговормосковскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробытьуспеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Так чем же заканчиваетсякомедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов сосвоим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает изМосквы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надеждынайти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Онидаже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни егошуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор самисебе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Ихсчитают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл врусской литературе галерею «лишних» людей. За ним последовали Онегин,Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем ихобществе.