Анализ стихотворения Александра Леонтьева «Платформа»
Цвeта весеннего снега
Голый рябит березняк;
Лязгом обдав человека,
Прогрохотал товарняк.
Город Железнодорожный,
Серой платформы обрыв…
Как же ты, неосторожный,
Вдруг выясняется, жив?
С ужасом вечным, с кошмаром.
С непоправимой виной.
Да, но с бессмысленным даром.
Да, но с любимой женой.
Или ты веришь во что-то
Там, где сомкнулись пути?
Но расплести их — работа
Не по плечу мне, прости.
Смотришь, сощурясь, на птицу, -
Вот чей, пожалуй, бы взор…
Нет электрички в столицу,
Красным горит семафор.
2003
Александр Юрьевич Леонтьев родился в 1970 г. в Ленинграде,является автором нескольких книг стихов. Переводил В. Вордсворта, Р.-М. Рильке,А. Рембо и др. Участник Международного пушкинского конгресса (1999),роттердамского Международного поэтического фестиваля (1999), лауреат премиижурнала «Звезда» (2003) и премии «Двуречье» (2007). Живёт вСанкт-Петербурге. Долгое время жил в Волгограде. Прокопьевске, рабочем поселкеЧернышково, Москве, Великом Новгороде, г. Железнодорожном.
Поэт, по утверждениям критиков, — представитель новоголитературного поколения, формировавшегося в перестроечную эпоху.
КритикДмитрий Полищук усматривает в поэзии Александра Леонтьева «анненскуюпсихологическую утонченность, раннеакмеистическую предметную точность ипрозрачность и элегический изощренный синтаксис современной “петербуржскойшколы”. Все это, при природной импровизационной легкости и внятности слога сустановкой на просветленность любого поэтически-созерцаемого объекта, позволилоЛеонтьеву почти стопроцентно “попасть” в десятку ожиданий нынешних литературныхДержавиных, наследником которых он себя, по всей видимости, ощущает».
Изпредисловия к книге стихов Леонтьева “Сад бабочек”, которое написал А. Кушнер,я узнала, что Александр Леонтьев “являет собой убедительный пример раннего ияркого поэтического становления”, каковым он “посрамляет” представления опозднем (после тридцати) становлении современных поэтов и тем самым возвращаетк пушкинской норме, когда уже в тридцать “лета шалунью рифму гонят”.
Такимобразом, я сделала вывод, что Александр Леонтьев – приверженец самых лучшихтрадиций русской литературы.
Я прочиталанесколько произведений поэта, и стихотворение«Платформа», написанное в 2003 году, привлекло мое внимание.
Я словноувидела автора, стоящего ранней весной на перроне подмосковного городаЖелезнодорожный. Мне кажется, здесь произошли события, возможно, не оченьприятные, которые повлияли на дальнейшую жизнь лирического героя.
Ситуация,воплощенная в произведении, обозначена уже в названии. Понятие «платформа» можнопонимать по-разному: это и перрон железнодорожной станции, это и отправнаяточка, с которой начинается следующий этап жизненного пути, это и некиймонолит, который поддерживает героя в его философских размышлениях.
Поэтому потематическим признакам данное стихотворение можно отнести к философской лирике.
Прозраченсюжет лирического стихотворения: герой на перроне города, где он проживает,размышляет о событиях, вызывающих у него чувство вины, он хочет покинуть городи ожидает электричку.
Присутствуютболее локальные темы: неприятные цвета почерневшего весеннего снега,, лязгпроходящего товарного поезда, воспоминание о конфликте, вина, сожаление, бессилие, раскаяние,прощание, мечты.
Построениестихотворения связано с логикой развития поэтической мысли от начала к финалу,оно делится на 5 строф: первая и вторая строфы – место, где находится герой,третья, четвертая, пятая 1 и 2 строки – философские размышления, 3 и 4 строкипятой строфы –подводится своеобразный итог размышлениям.
Вызываютинтерес средства художественной выразительности, которые, мне кажется, играютнемаловажную роль в создании образа лирического героя, в воплощении темы и идеистихотворения.
Размышлениягероя мрачны, настроение подавленности и отчаяния создают эпитеты: березняк«голый, цвета весеннего снега», платформа серого цвета, герой — «неосторожный»,дар его – «бессмысленный», вина – «непоправимая», цвет семафора – красный,тревожный.
Интересныметафоры: « …лязгом обдав человека, прогрохотал товарняк», «серой платформыобрыв», «ужасом вечным», «виной непоправимой», «пути не расплести», «работа непо плечу», «красным горит семафор».
Синтаксическиеповторы:
Да, но сбессмысленным даром.
Да, но слюбимой женой…
вызываютощущение, что автор принял твердое решение изменить что-то в своей жизни,покончить с прошлым, хотя его терзают чувство вины и раскаяние, сожаление опоступке, который герой совершил по неосторожности.
Усиливаетвыразительность изображаемого образ птицы, на которую смотрит герой: известно,что птицы обладают острым зрением, и герой хочет поскорее увидеть, не идет лиэлектропоезд. Но, увы, тревожный красный цвет семафора символично говорит отом, что электричка пока не пришла, и изменений в жизни героя пока непредвидится.
Особуюзвуковую и интонационную выразительность придает звукопись (аллитерация иассонанс):
ЦветавеСеннего Снега
Голый ряБитБерезняк
ЛяЗГомоБДав человека,
пРоГРоХоТалТоваРняк …
— сочетаниезвуков Ц, С, Г, Б, З, Д, Р, Х, Т вызывают ощущения свиста весеннего ветра и грохотапроходящего мимо товарного поезда.
ГородЖелеЗноДороЖный,
Серой платформыобрыв…
Как Же ты,неостороЖный,
Вдругвыясняется, Жив?
— сочетаниезвуков Ж, З, Д вызывают ощущения сожаления, раскаяния героя.
С ужасомВечным, с кошмаром.
СнепопраВимой Виной…
- звук В,действительно, в сочетании со звуком С вызывает ощущение надломленности героя.
Или ты веРишь во Что-то
Там, где Сомкнулись Пути?
Но РаСПлесТи их — РабоТа
Не По ПлеЧу мне, ПРоСТи.
– в данной строфе опять преобладают звуки С, П, Р, Т, Ш, Ч –сочетание глухих и звонких звуков «рисует» картину мучительных раздумий героя.
СмотРишь, СощуРяСь, на птицу, -
Вот чей, пожалуй, бы взоР…
Нет электРички в Столицу,
КРаСным гоРит СемафоР.
– и опять сочетание звуков Р и С! Герой принял решение, он тверд всвоем намерении, хотя безмерно сожалеет о случившемся.
Прочитав стихотворение, я представила его героя молодымталантливым человеком, который решил уехать из родного города, потому что,скорее всего, совершил какой-то необдуманный поступок, и теперь его мучаютраскаяние, сожаление и чувство вины.
Он хочет, как птица, улететь, но это невозможно, и поэтому он снетерпением ожидает прихода электрички. А на платформе все горит и гориткрасным семафор, вызывая тревогу в душе.
Я думаю, Александр Леонтьев описал не только случай из личнойжизни, он сказал читателю, что такое может случиться с каждым: неосторожныйпоступок может перевернуть всю жизнь.