Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ великой поэмы Данте Алигьери "Божественная комедия"

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерно-экономическая академия
Кафедра «РиСо»
Контрольная работа
по дисциплине «История мировой литературы»
на тему: "Литература эпохи Возрождения.
Данте Алигьери «Божественная комедия»".

Выполнил: студент группы 4197с
заочного отделения
Невматуллина Р.С.
Проверил: преподаватель
кафедры «РиСо»
Мещерина Е.В.
Набережные Челны 2008

Содержание
Глава 1. Литература эпохи Возрождения
Глава 2. Данте Алигьери «Божественная комедия
2.1 Земля
2.2 Ад
2.3 Чистилище
2.4 Рай
2.5 Путь Данте
Глава 1. Литература эпохи Возрождения
Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связанос блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождение.Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она носит переходныйхарактер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделитьего как особый этап позднего средневековья. Возрождение дает истории культуры огромноесозвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке,и в искусстве — живописи, музыке, архитектуре, — и в литературе. Петрарка и Леонардода Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир — лишь немногие взятые наугад именагениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами.
Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связанв этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи,ставящей перед собой задачу воссоздать, „возродить“ якобы утраченные всредние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейскойкультуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культурыпозднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащейк другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств илитературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достиженииантичности, и он берется за их восстановление. Это выражается в творчестве писателейданной эпохи, и в самом их образе жизни.
Возрождение — это время, когда интенсивно развивается наука исветское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение религиозное,или же существенно изменяет его, подготавливает церковную реформацию. Но самое главное- это период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир,часто совсем по-другому отвечать на те вопросы, которые его всегда волновали, илиставить перед собой иные, сложные вопросы. Средневековому аскетизму не находитсяместа в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного,природного существа. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, егоспособности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотноситьповедение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом»идеальной личности", рождается жажда самосовершенствования. Так формируетсяв западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этойкультуры, которое получило название «гуманизма».
Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали ценитьсякак самые универсальные, что в процессе формирование духовного облика личности главноезначение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более«практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэтВозрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становитсяпрекрасным».
В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека.Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разныеточки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликостьистин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этоговремени. Не случайно диалог — один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения.Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, — одно из проявлений вниманиялитературы Возрождения к античной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новыежанровые образования: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Писатели этой эпохине повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, посуществу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов и проблем.
Стилевой облик эпохи возрождения обладает новизной и своеобразием.Хотя деятели культуры этого времени изначально стремились возродить античный принципискусства как «подражание природе», в своем творческом соревновании сдревними они открыли новые пути и способы такого «подражания», а позднеевступили в полемику с этим принципом. В литературе, помимо того стилевого направления,которое носит наименование «ренессансного классицизма» и которое ставитсвоей задачей творить «по правилам» древних авторов, развивается и опирающийсяна наследие смеховой народной культуры «гротескный реализм». И ясный,свободный, образно-стилистический гибкий стиль ренессанс, и — на поздних этапахВозрождения — прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и подчеркнуто манерный«маньеризм». Такое стилевое многообразие естественно углубляется по мереэволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.
В процессе исторического развития действительность позднего Возрождениястановится все более бурной, неспокойной. Растет экономическое и политическое соперничествоевропейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чащек прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Все это заставляетсовременников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упованийренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно перевестис греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху Ренессанс- в названии известного романа английского писателя Томаса Мора. Растущее ощущениедисгармоничности жизни, ее противоречивости, понимание трудностей воплощения в нейидеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессанснойкультуры. Предчувствие этого кризиса проступает уже в творчестве писателей позднегоВозрождения.
Развитие культуры Возрождения протекает в различных странах ЗападнойЕвропы по-разному.
Возрождение в Италии. Именно Италия оказалась первой страной,в которой зародилась классическая культура Ренессанса, оказавшая большое влияниена другие европейские страны. Этому причиной были и общественно-экономические факторы(существование независимых, экономически мощных городов-государств, бурное развитиеторговли на перекрестке между Западом и Востоком), и национальная культурная традиция:Италия была исторически и географически особенно тесно связана с древнеримской античностью.Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение XIV в. — это период творчества Петрарки- ученого, гуманиста, но прежде всего в сознании широкого читателя, замечательноголирического поэта, и Боккаччо — поэта и знаменитого новеллиста. Зрелое и высокоеВозрождение XV в. — это преимущественностадия «ученого» гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики.Созданные в этот период художественные сочинения известны сейчас более всего специалистам,но это время широкого распространения по Европе идей и книг итальянских гуманистов.Позднее Возрождение — XVI в. — отмеченопроцессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческойжизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностямиих воплощения, время смены стилей, явного усиления маньеристических тенденции. Срединаиболее значительных сочинений этого времени — поэма Ариосто «Неистовый Орландо».
Возрождение во Франции. Гуманистические идеи стали проникатьво Францию из Италии еще на рубеже XIV — XV вв. Но Возрождение во Франции былоестественным, внутренним процессом. Для этой страны античное наследие было органичнойчастью ее собственной культуры. И все же ренессансные черты французская литератураприобретает лишь во второй половине XVстолетия, когда возникают общественно-исторические условия для развития Возрождения.Раннее Возрождение во Франции — 70е гг. XV в. — 20е гг. XVI в.Это время становление во Франции новой системы образования, создания гуманистическихкружков, издание и изучение книг античных авторов. Зрелое Возрождение — 20-60е гг.XVI в. — период создания сборникановелл Маргариты Наварской «Гептамерон» (по образцу «Декамерона»Боккаччо), выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа»и «Пантагрюэль». Позднее Возрождение — конец XVI в. — это как и в Италии, время кризиса Возрождения, распространенияманьеризма, но и это пора творчества замечательных писателей позднего Ренессанса- поэтов П. Ронсара, Ждю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.
Возрождение в Германии и Нидерландах. В этих странах Возрождениене только отличается более поздним моментом рождения, чем в Италии, но и особымхарактером: «северных» гуманистов (так обычно называют деятелей Возрожденияв странах к северу от Италии) отличает больший интерес к религиозным проблемам,стремление к непосредственному участию в церковной реформаторской деятельности.Очень важную роль в развитии ренессансной культуры в этих странах играло книгопечатаниеи развитие «университетской реформации». С другой стороны, не меньше значениеимели религиозные дискуссии и сформировавшееся в ходе этих дискуссий движение«христианского гуманизма». И немецкая литература, и литература Нидерландовстремились соединять в своем художественном облике сатиру и назидательность, публицистичностьи аллегоризм. Обе литературы объединяет также и фигура замечательного писателя-гуманистаЭразма Роттердамского.
Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейскихстранах, но оно было чрезвычайно интенсивным. Это было для Англии временем и политического,и экономического подъема, важных военных побед и укрепления национального самосознания.Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы другихстран: здесь очень много переводят — и античных авторов, и произведения итальянских,французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальнуюпоэзию, драматургию. Особенный подъем английская культура Возрождения переживаетв так называемый елизаветинский период — годы царствования королевы Елизаветы (1558-1603).В это период появляется целое созвездие английских писателей — поэтов Спенсера иСидни, прозаиков Лили, Делони и Неша, драматургов Кида, Грина, Марло. Но главноеярчайшее явление театра этой эпохи — творчество Уильяма Шекспира, одновременно икульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новойэпохи.
данте божественная комедия алигьери
Глава 2. Данте Алигьери «Божественная комедия
Величавая поэма Данте, возникшая на рубеже двух эпох, запечатлелав вековечных образах культуру западного Средневековья. Все его „знания“она отражает с такой полнотой, что современники видели в ней прежде всего ученоесочинение. Все „страсти“ тогдашнего человечества дышат в стихах»Комедий": и страсти обитателей загробных царств, даже после смерти неугасшие, и великая страсть самого поэта, его любовь и ненависть.
Прошло более шести столетий со времени появления «БожественнойКомедий». И все же поэма Данте дышит такой жгучей страстностью, такой подлиннойчеловечностью, что она и поныне живет как полноценное создание искусства, как памятниквысокого гения.
Данте Алигьери — флорентинец, страстный патриот, изгнанный изотечества оклеветанный торжествующими врагами, неколебимо убежденный в том, чтоон был прав в день изгнания, и потом, когда в годы скитаний, постигнув, как емуказалось, высшую правду, он призывал на свою Флоренцию карающий гром. Этим чувствомопределяется пафос его поэмы, и многое в ней останется для нас темным, если мы небудем хоть вкратце знать судьбу ее создателя и тот исторический фон, на которомпрошла его жизнь.
Национальное всечеловеческое единство, основанное на бескорыстномслиянии прошло более шести столетий со времени появления «Божественной Комедий».И все же поэма Данте дышит такой жгучей страстностью, такой подлинной человечностью,что она и поныне живет как полноценное создание искусства, как памятник высокогогения.
Данте Алигьери — флорентинец, страстный патриот, изгнанный изотечества оклеветанный торжествующими врагами, неколебимо убежденный в том, чтоон был прав в день изгнания, и потом, когда в годы скитаний, постигнув, как емуказалось, высшую правду, он призывал на свою Флоренцию карающий гром. Этим чувствомопределяется пафос его поэмы, и многое в ней останется для нас темным, если мы небудем хоть вкратце знать судьбу ее создателя и тот исторический фон, на которомпрошла его жизнь.
Национальное всечеловеческое единство, основанное на бескорыстномслиянии отдельных воль и порождающее всеобщий мир и личную свободу, — таков былобщественный идеал творца «Божественной Комедии». И ничто так не противоречилоэтому идеалу, как та историческая действительность, которая окружала Данте Алигьери.
После крушения Западной Римской империи, сметенной волнами варварскихнашествий, за обладание Италией боролись, сменяя друг друга, остготы, византийцы,лангобарды, франкские и германские императоры, сарацины, норманны, французы. В итогеэтой восьмивековой борьбы, по-разному отразив — шейся на судьбе отдельных областейАпеннинского полуострова, Италия, ко времени Данте, лежала раздробленной на части,объятая пожаром непрестанных войн и кровавых междоусобиц.
Италия, раба, скорбей очаг,
В великой буре судно без кормила,
Не госпожа народов, а кабак!
(«Чистилище»)
Расчлененная таким образом Италия, где отдельные части соперничалии враждовали друг с другом и в каждом городе кипели междоусобия, продолжала бытьареной и более широкой борьбы, которую издавна вели две основные политические силызападного Средневековья — империя и папство. Притязаниям империи на мировое владычество,в действительности никогда не осуществленным, папство уже в 9 веке противопоставилоидею главенства церкви над государством, провозгласив, что римский первосвященник- выше императора и королей и что свою власть они получают от него. Для обоснованиясвоих прав на светское господство папы ссылались на подложную грамоту КонстантинаВеликого, которую император, приняв христианство и перенося столицу в Византию,якобы уступал Папе Сильвестору Рим и западные страны. В средние века не сомневалисьв подлинности «Константинова дара», и Данте считал его величайшим историческимнесчастием, породившим неисчислимые бедствия.
Борьба империи и папства, заполнившая пять столетий, в 8 векедостигла особой остроты, и вся Италия разделилась на два враждебных стана: гибеллинов(приверженцев империи) и гвельфов (сторонников папства).
Данте Алигьери родился во Флоренции. Как и большинство небогатыхдворян, Алигьери были гвельфами, дважды уходили в изгнание, когда брали верх гибеллины,дважды возвращались. До последнего своего часа Данте про — жил изгнанником.
Поэт узнал, как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням.
(«Рай»)
К этому времени великий флорентинец многое передумал и перечувствовал.В своем изгнании он словно с одинокой вершины окинул взглядом широкие дали: печальнымиглазами смотрел он с этой высоты и на свою родную Флоренцию, и на всю Италию, эту«благороднейшую область Европы», и на окрестные страны. Всюду господствуетзло, всюду пылает вражда.
Гордыня, зависть, алчность — вот в сердцах
Три жгучих искры, что вовек не дремлют.
(«Ад»)
Данте ушел в изгнание как Белый гвельф, но вскоре он увидел,что и гвельфы, будь они Белые или Черные, и гибеллины только умножают раздор и смуту,ставя свои личные интересы выше общенародных и государственных:
Чей хуже грех — не взвесишь на весах.
(«Рай»)
Данте думал свою скорбную думу на пороге 14 века, что он виделвокруг себя только политический хаос современной ему Италии, что, воспитанный наВергилиевой «Энеиде», он детски верил сказке о миродержавном «золотомРиме» и что при этом он был правоверный католик, но католик — идеалист, глубоковозмущенный порядками римской церкви. Решение проблемы, возникшей перед Данте, былочисто абстрактным, отрешенным от исторической действительности и от историческихвозможностей. Но таков уж был склад ума велико — го поэта.
Годы неслись, отошла в прошлое распря Белых и Черных, и Флоренциявидела в Данте уже не отщепенца, а великого сына, которым она горда. Претерпеваяновые бури, меняя свой уклад, она вступала в эпоху Возрождения, чтобы надолго статьдля всей Европы средоточием культуры, столицей искусств и наук.
В «Божественной комедий» вмещено все знание, доступноезападному Средневековью. Данте хранил в своей памяти едва ли не все книги, какимирасполагал тогдашний ученый мир. Главнейшими источниками его эрудиции были: Библия,отцы церкви, богословы мистические и схоластические, прежде всего Фома Аквинский,Аристотель (в латинских переводах с арабского и с греческого); философы и естествоведыарабские и западные — Аверроэс, Авиценна, Альберт Великий; римские поэты и прозаики- Вергилий, чью «Энеиду» Данте знал наизусть, Овидий, Лукан, Стаций, Цицерон,Боэций, историки — Тит Ливий, Орозий. Хотя для Данте Гомер — «глава певцов»,он ни его, ни других греков не читал, потому что греческого языка почти никто изтогдашних ученых людей не знал, а переводов еще не было. Свои астрономические познанияДанте почерпал главным образом у Альфрагана, арабского излагателя Птоломея, конечно,тоже в латинском переводе.
И в целом, и в частях своих, и по замыслу, и по выполнению«Божественная Комедия» — произведение совершенно своеобразное, единственноев литературе.
В своей поэме Данте творит суд над современностью, излагает учениеоб идеальном общественном строе, говорит как политик, богослов, моралист, философ,историк, физиолог, психолог, астроном.
Так в последний раз призывая на землю никогда не бывавшее прошлое,«Божественная Комедия» завершает Средневековье. Оно в ней полностью воплощено.Средним векам принадлежат и религия, и наука, и общественный идеал Данте. Его поэмавозникла на последней грани той эпохи, которая в ней отражена.
Именем Данте открывается новая эпоха в литературе Западной Европы.Но он — не просто зачинатель, который, сделал свое дело, уступает место идущим насмену. Его поэзия устояла под натиском столетий, ее не смыли пронесшиеся волны Возрождения,неоклассицизма, романтизма. Она исходит из таких глубин человеческого чувства ивладеет такими простыми и сильными приема — ми словесного выражения, что остаетсяи для нас, и долго еще будет оставаться живым и действенным искусством.
Космография «Божественной Комедий» воспроизводит Птолемеевусистему мироздания, дополняя ее воззрениями средневекового католицизма и творческойфантазией Данте.
2.1 Земля
В центре Вселенной покоится недвижимая шаровидная Земля. Тричетверти ее покрыты водами Океана. Он обнимает все южное полушарие и половину северного.Другая половина северного полушария, и то не вся, занята сушей, так называемой«обитаемой четвертью», имеющей, по словам самого Данте, «приблизительновид полу луния» и простирающейся с запада на восток, к северу — до полярногокруга, а к югу до экватора. Восточную половину суши образует Азия, западную — Европаи Африка, разделенные Средиземным морем. На крайнем востоке лежит Индия, и в серединеее восточного берега в Океан впадает Ганг, текущий с запада на восток. Устье Ганга- синоним восточного предела суши. Западный предел суши — Атлантическое побережьеПиренейского полуострова и Северной Африки. Данте синонимический обозначает крайнийзапад именами: пролив, где Геркулес воздвиг свои межи, Севилья, Эбро, Моррокко,Гадес (город Кадис).
Я видел там, за Гадесом, шальной
Улиссов путь; здесь — берег, на котором
Европа стала ношей дорогой.
(Улиссов путь — Атлантический океан, куда, миновав Геркулесовыстолпы, вы — плыл Улисс (Одиссей), чтобы погибнуть). В самой середине суши, в равномрасстоянии от ее восточной и западной оконечностей и в одинаковом отдалении от еесеверного южного берегов, стоит Иерусалим, центр обитаемого мира. На пол пути отИерусалима к Геркулесовым столпам (столбам) находится Рим, средоточие христианскогомира. Таковы были воззрения средневековой географии, и Данте в точности им следует.
2.2 Ад
Свободно перерабатывая и средневековые поверья, и античные сказания,Данте по собственному произволу создал Ад «Божественной Комедий». Емупринадлежит как общий замысел, так и малейшие подробности. Это относится и к строениюпреисподней, и к тем законам, по которым в ней распределены и караются души грешников.
Где-то неподалеку от символического леса, в котором заблудилсяпоэт, находятся ворота Ада. Он расположен в недрах Земли и представляет собою огромнуюворонкообразную пропасть, которая, сужаясь книзу, достигает центра земного шара.Ее склоны опоясаны концентрическими уступами. Это и есть круги Ада. Всех кругов- девять, причем девятый образован ледяным дном адской пропасти. Выше первого круга,на уровне ворот, между ними и Ахероном, (греч. река скорби.) т.е. вне самого Ада,лежит область ничтожных, от которых «и суд, и милость отошли». Таким образом,всех разделов преисподней — десять, как и в остальных двух загробных мирах. Первыйкруг Ада — место не терзаний, а вечного томления, Лимб где пребывают младенцы, умершиебез крещения, и праведные люди, не знавшие христианской веры. В кругах от второгопо пятый караются грешившие не сдерженостью: сладострастники, чревоугодники, скупцы(вместе с расточителями) и гневные; в шестом — еретики; в седьмом — насильники;в восьмом — обманщики, размещенные в десяти «Злых Щелях»; в девятом — гнуснейшие из обманщиков, предатели. Каждый разряд грешников терпит особую кару,которая символически соответствует его вине. У каждого круга есть свой страж илистражи; это образы античных мифов, иногда намеренно искаженные поэтом: 1 — Харон,2 — Минос, 3 — Цербер, 4 — Плутос, 5 — Флегий, 6Фу рии и Медуза, 7Минотавр, 8Герион,9гиганты. В отдельных областях — свои карктели: бесы, кентавры, гарпии, змеи, черныесуки.
В середине девятого круга из ледяного озера Коцита по грудь вздымается«мучительной державы властелин», ужасный Люцифер, некогда прекраснейшийиз ангелов, восставший на Бога и низвергнутый с неба. Он падал к центру Вселенной,т.е. к центру еще необитаемой Земли со стороны южного ее полушария. Возвышавшаясяздесь суша, устрашенная его приближением, скрылась под водой и выступила из волнв северном полушарии. Падая стремглав, он пронзил толщу Земли и застрял в ее средоточии.Над его головой зияет, расширяясь, адская пропасть, образовавшаяся в миг его падения,а над ее мрачным сводом, на земной поверхности, высится гора Сион, Иерусалим, местоискупления соблазненного им человечества. Туловище Люцифера зажато камнем и льдом,а ноги, торчащие в пустой пещере, обращены к южному полушарию, где, прямо над егоступнями, встает из океанских волн гора Чистилища, антипод Сиона, создавшаяся изземли, отпрянувшей кверху, чтобы не соприкасаться с низверженным.
Сюда с небес вонзился он когда-то;
Земля, что раньше наверху цвела,
Застлалась морем, ужасом объята,
И в наше полушарье перешла;
И здесь, быть может, вверх горой скакнула,
И он остался в пустоте дупла.
Из этой пещеры к подножию спасительной горы вьется подземныйход. По нему Данте и Вергилий взойдут «узреть светила», но обитателямАда сюда нет доступа. Мучения грешников, умерших без покаяния, длятся вечно.2.3 Чистилище
Учение о чистилище, сложившееся в католической церкви к 6 веку,гласило, что самый тяжкий грех может быть прощен, если грешник в нем покаялся; чтодуши таких покаявшихся грешников попадают в чистилище, где в мучениях искупают своювину, чтобы получить доступ в рай; и что длительность их мучении может быть уменьшенапо молитвам благочестивых людей. Считалось, что чистилище помещается в недрах Земли,рядом с адом, но не так глубоко. Рисовалось оно воображению верующих в самых общихчертах, чаще всего в виде очистительного огня.
То, чистилище, о котором мы читаем в «Божественной Комедий»,полностью создано фантазией Данте, который дал ему своеобразное место в Средневековойсистеме мира. В южном полушарии, в точке, диаметрально противоположной Иерусалиму,из океана встает гора Чистилища, высочайшая из земных гор, недоступна для живых.Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище,где ожидают доступа к искупительным мукам души умерших под церковным отлучениеми души нерадивых, смертного часа медливших покаянием. Выше расположены врата, охраняемыеангелом — ключарем, а над ними — семь концентрических уступов, опоясывающих верхнюючасть горы. Это — семь кругов собственно Чистилища, по числу смертных грехов. Таковымисчитались: гордость, зависть, гнев, уныние, скупость (вместе с расточительностью),чревоугодие, сладострастие. Кара соразмерна греху и состоит в осуществление соответственнойдобродетели. В каждом круге души грешников видят, слышат или сами вспоминают назидательныепримеры той добродетели, которой они пренебрегли, и устрашающие примеры того греха,в котором они были повинны. Положительные примеры всякий раз возглавляются каким- либо поступком Девы Марии. От каждого круга к следующему ведет крутая лестница,охраняемая лучезарным ангелом, который напутствует восходящую душу пением однойиз евангельских «Заповедей блаженства».
На плоской вершине горы зеленеет пустынный лес Земного Рая. Средневековыегеографы усердно занимались вопросом о его местонахождении. Считали, что он расположенгде-то на крайнем востоке, в недоступной стране, за горами, морями или жаркими пустынями.Данте вполне оригинален, объединяя его с Чистилищем и помещая в южном полушарии,на вершине острова, противолежащего Сиону. Крутые склоны этого острова стали Чистилищемс той поры, как Христос искупил своей смертью первородный грех. Тогда Небесный Райвпервые раскрылся для праведных душ. До этого времени они пребывали в Лимбе, откудаи были освобождены Христом. Души тех, кто нуждался в очищении, также пребывали впреисподней: быть может — в Лимбе, ожидая доступа к спасительным мукам, быть может- в подземном Чистилище. Этой подробности Данте не разъясняет.
Земной Рай, после грехопадения первых людей, остался необитаем.Но сюда восходят с уступов горы очистившиеся души, здесь они погружаются в волныЛеты, смывающие память о содеянном добре, и отсюда возносятся в Небесный Рай.
Таким образом, как и в Аду, в Чистилище — десять разделов: береговаяполоса, Предчистилище, семь кругов и Земной Рай. После Страшного Суда над живымии мертвыми Чистилище опустеет. Пребудут вечно только Ад и Небесный Рай.2.4 Рай
В изображении надземных пространств Данте следует воззрениямСредневековья.
Недвижный земной шар окружен атмосферой, которая в свою очередьокружена сферой огня. Над сферой огня концентрически расположены девять вращающихсянебес. Из них первые семь — небеса планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса,Юпитера и Сатурна. Восьмое небо — небо звезд. Каждое из этих небес представляетсобою прозрачную сферу, вместе с которой движется укрепленная в ней планета илиже, как в восьмом небе, все множество звезд
Эти восемь небес объемлет девятое, Кристальное небо, или Перводвигатель(точнее: первое движимое), которое увлекает их в своем вращении и наделяет их силойвлияния на земную жизнь.
Над девятью небесами Птолемеевой системы Данте, согласно с церковнымучением, помещает десятое, недвижный Эмпирей (греч. пламенный), лучезарную обительБога, ангелов и блаженных душ, «верховную храмину мира, в которую весь мирзаключен и вне которой ничего нет». Таким образом, в Раю — десять сфер, подобнотому как в Аду и в Чистилище — по десяти кругов.
Если в Аду и Чистилище путешествие Данте, при всей его необычайности,напоминало земные странствия, то в Раю оно совершается уже вполне чудесным образом.Поэт, смотря в глаза Беатриче, обращенные к высоте, возносится от неба к небу, причемне ощущает самого полета, а только видит всякий раз, что лицо его спутницы сталоеще прекраснее.
Данте было около девяти лет, когда он встретил маленькую БеатричеПортинари, вступившую тоже в свой девятый год. Этим именем озарена вся его жизнь.Он любил ее благоговейной любовью, и велико было его горе, когда, уже замужней женщиной,она умерла двадцати пяти лет от роду. Образ «преславной владычицы его воспоминаний»претворился в мистический символ, и на страницах «Божественной Комедии»преображенная Беатриче, как Высшая Мудрость, как Благодатное Откровение, возноситпоэта к постижению Всемирной любви.
Данте и Беатриче погружаются в недра каждой из планет, и здесьглазам поэта является тот или другой разряд блаженных душ: в недрах Луны и Меркурия- еще сохраняя человеческие очертания, а в остальных планетах и в звезд — ном небе- в виде лучезарных огней, выражающих свою радость усилением света.
На Луне он видит праведников, нарушивших данный ими обет, наМеркурии — честолюбивых деятелей; на Венере — любвеобильных; на Солнце — мудрецов;на Марсе — воителей за веру; на Юпитере — справедливых; на Сатурне — созерцателей;в звездном небе — торжествующих.
Это не значит, что та или другая планета — постоянное место пребываниеэтих душ. Все они обитают в Эмпирее, созерцая Бога, и в Эмпирее Данте вновь увидитих, сначала в образе благоухающих цветов, а затем сидящими в белых одеждах на ступеняхрайского амфитеатра. На планетах они являются ему толь — ко для того, чтобы, применительноего к человеческому разумению, наглядно показать степень дарованного им блаженстваи поведать о тайнах Неба и судьбах Земли. Такой композиционный прием позволяет поэтупредставить каждую из небесных сфер населенной, подобно кругам Ада и уступам Чистилища,и придать описанию надземных пространств большое разнообразие.
Поднявшись с вершины горы Чистилища и огибая земной шар в своемполете сквозь девять небес, Данте возносится в Эмпирей. Здесь, в зените ЗемногоРая, в сердцевине мистической Розы, его путь завершается.2.5 Путь Данте
Когда поэт заблудился в темном лесу греховного мира, Беатричеспустилась из Эмпирея в адский Лимб и просил Вергилия прийти ему на помощь. Чтобыпознать добро и зло и обрести путь спасения, Данте должен пройти через три загробныхцарства, увидеть посмертную участь людей: мучения грешных, искупление покаявшихсяи блаженство праведных. Весть, с которой он возвратится на Землю, будет спасительнойдля человечества. Вергилий, философский разум, проведет его через Ад и Чистилищевплоть до Земного Рая, а дальше, в Раю Небесном, спутницей поэта станет Беатриче,Божественное откровение.
Данте приурочивает свое потустороннее странствие к весне 1300года. В «сумрачном лесу» его настигает ночь со Страстного четверга напятницу, т.е. с 7 на 8 апреля. В вечер Страстной пятницы он вступает в ворота Адаи вечер Страстной субботы достигает центра Земли, проведя в Аду двадцать четыречаса. Как только он миновал центр Земли и оказался в недрах южного полушария, времядля него передвинулось на двенадцать часов обратно, и вновь настало утро Страстнойсубботы. Подъем от центра Земли до поверхности южного полушария занял приблизительносутки, и у подножия горы Чистилища Данте оказался в утро Пасхи, 10 апреля, передвосходом солнца. Пребывание на горе Чистилища длилось около трех с половиной суток.В среду на Пасхальной неделе, 13 апреля, в полдень, Данте вознесся из Земного Раяв небесные сферы и достиг Эмпирея к полудню четверга 14 апреля. Таким образом, общуюпродолжительность его необычайного странствия можно считать равной семи суткам.
Итальянская проза — не старше стихов. Она возникла незадолгодо рождения Данте, в шестидесятых годах 13 века, и того же Данте надо считать ееподлинным основоположником. В «Новой жизни» и в «Пире» он далобразцы итальянской прозаической речи, которые определили ее дальнейшее развитие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.