Стихотворение С.Есенина «На Кавказе»
Так сложилось, что. Кавказ, оказался важным дляистории русской литературы регионом. Здесь в своё время находиливдохновение А.Пушкин и М.Лермонтов, здесь же родился великий советский поэтВ.Маяковский. Побывал здесь и Сергей Есенин, который, посетив Грузию, написалзамечательный цикл «Персидские мотивы».
С.Есенин справедливо заметил, что Кавказ издавнаманил к себе, «звеня загадочным туманом», русский Парнас (именно так автор, употребляяперифразу, обобщённо называет писателей и поэтов). Край, полный романтики,загадочный край, где живут горцы, разводят скакунов и поют прекрасные песни.Неудивительно, что С.Есенин, очарованный этой волшебной страной, написалстихотворение «На Кавказ?».
Стихотворение имеет своеобразную композицию.Сначала поэт совершает небольшой экскурс в историю, где рассказывает о том, какКавказ повлиял на судьбы собратьев С.Есенина по перу. Поэтому в стихотворении
встречается множество аллюзий на исторические события. А вторая частьпредставляет собой ряд биографическихописаний.
Во второй строфе, описывая ссылку А.Пушкина, С.Есенин,использует точную реминисценцию из пушкинского стихотворения; «Непой, красавица, при мне...» Произведения, написанные А.Пушкиным в южной ссылке, пропитаны страстной восточной любовью. Талант поэтапроявил себя в полную силу в атмосфере Кавказа.
Продолжением жизнеописания мастеров пера являетсятрагическое описание судьбы М. Лермонтова в третьей ичетвёртой строфах. Автор «Маскарада» и «Демона» нашёл здесь смерть: он былнавеки «пулей друга успокоен» на Кавказе. Этойперифразой С.Есенин говорит о роковом выстреле Мартынова-дуэлянта. Отдавая даньпогибшему поэту, Сергей Есенин вводит в стихотворение аллюзии на роман «Геройнашего времени» («рассказал про Азамата», «лошадь Казбича»), написанный наКавказе.
Нарушая историческую хронологию, С.Есенинвспоминает о другой ужасной для русской литературы потере:
И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари.
В 1829 году, находясь на службе в Персии, ушёл изжизни драматург Александр Грибоедов: он был растерзан толпой фанатиков,атаковавших персидское посольство. Тут же автор, чтобы подчеркнуть колоритрегиона, употребляет экзотизмы — названия музыкальных инструментов(«под плач зурны и тари»). Наконец, в шестойстрофе лирический герой стихотворения (его можно отождествлять с самимС.Есениным) прерывает поток тяжёлых воспоминаний и рассказывает, что же привелоего в этот край. Путешествуя без определённойцели, лирический субъект хочет просто отдохнуть на Кавказе, посетить могилы почивших
Писателей, попробовать заглянуть в своё будущее.Мы узнаём, что великие люди находили здесь приют, бежав от друзей и врагов.Полезный горный воздух смягчал их страдания. Да и сам лирический герой бежал отсуеты, «навек простясь с богемой». Читая между строк, мы легкоугадываем автобиографичность высказывания. К 1920-м Годам С.Есенин уже порвал слитературной грудпой «Скифы», отошёл от Клюева и «мужиковствующих своры». Как исам автор, лирический герой решает бросить кабацкую жизнь и вырваться насвободу. В 1925 году поэт Оставляет свою третью жену, Софью Толстую, и уезжаетна Кавказ.
Пытаясь найти своё место в поэтическом мире, С.Есенинанализирует и оценивает творчество своих современников. Этому посвященыследующие три строфы. Поэт искренне выражает своё негативное отношение к
творчеству В.Маяковского:
Но он, их главный штабс-маляр,
Поёт о пробках в Мосселъпроме.
С.Есенин смог очень тонко задеть поэтам БольшойПресни, так как сам В.Маяковский писал: «Несмотря на политическое улюлюканье,считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации».
0 Клюеве, «ладожском дьячке», который притворялсянеграмотным, С.Есенин пишет с ещё большим сарказмом: от чтения стихов «другамужиков» «в клетке сдохла канарейка». Остальных писателей поэт не считает I нужным упомянуть:
Бумаги даже замарать,
И то, как надо, не умеют.
И тут же следует обращение лирического героя ккавказской стороне (олицетворение). Поэт хочет, чтобы Кавказ дал ему своегоПегаса и научил его стихи «кизиловым струиться соком». С.Есенин желает кореннымобразом изменить свою жизнь. Для этого он собирается привезти в Москву черновики«большой эпической темы» («Пугачёв») и «прекраснейшей поэмы» («Анна Снегина»). Образуястрофическое-кольцо (просаподосис), в конце стихотворения звучат уже знакомыенам пушкинские строки: «Не пой, красавица, при мне...» Этим автор подчёркиваетсвою любовь к творчеству А.Пушкина. Сергей Александрович говорил: «Пушкин — самый любимый иною поэт… Постичь Пушкина — это уже нужно иметь.талант.Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки».Можно заметить, что стихотворение «На Кавказе» содержит прямые переклички слирикой А.Пушкина: здесь и цитация пушкинских строк, и подражание архаизмампушкинской лексики («злато», «издревле», «зане»), и точное воспроизведениечетырёхстопного пушкинского ямба.
Находясь на Кавказе, поэт надеялся на то, что,вернувшись в Москву, он начнёт жить по-новому. Но в 1925 „году Сергея Есенинане стало...
Теперь и его имя начертано на историческихскрижалях Кавказа.
Стихотворение в прозе «Мы ещё повоюем!» И. СТургенева
Какая ничтожная малость может иногда перестроитьвсего человека! Случайная. встреча, невзначай брошенное слово, найденные деньги — любая из этих мелочей может коренным образом повернуть русло человеческойжизни. Закономерны ли случайности? Фатализм всегда был отличительной чертойрусского менталитета, которая нашла своё отражение и в литературе. Так,М.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» целую главу посвятил осмыслениюэтой проблемы.
Иван Тургенев в период творческой зрелостизадумался над вечной проблемой: формирует ли судьба человека или человек — судьбу? В цикле его стихотворений в прозе есть одна яркая запоминающаясяминиатюра — «Мы ещё повоюем!» Это произведение написано по всем канонам
лирической прозы. Стихотворение в прозе — это лироэпическое произведение. Оно,по сути, должно быть бессюжетно.
В миниатюре И.Тургенева также нет сюжета какцелостной системы событий. Но поток переживаний, раздумий, ассоциаций,воспоминаний лирического героя очень разветвлён и разнообразен.
Композиционно стихотворение соотносится срассуждением. Тема произведения вынесена в первый абзац. В следующих абзацахона раскрывается на конкретном примере, а в финале делается вывод.
К раздумьям о смысле жизни лирического герояпобуждает встреча с воробьиной стаей. Пред этим мы видим рассказчика' унылым игрустным: тяжёлые мысли обуревают его. Лирический субъект полон нехорошихпредчувствий: наверняка должно случиться что-то ужасное. Автор держит читателяв напряжении, не торопится описывать события. Произведение оформлено так, чтосоздаётся ощущение накатывания волн на берег: в тексте двенадцать предложений идесять абзацев; каждый новый абзац неожиданно обдаёт нас «брызгами» — деталями,дополняющими общую картину.
В самом начале произведения появляется мотивдороги — жизненного пути героя. Она стрелой уходит вдаль, и неизвестно, чтоподстерегает там путника. Одной из важных вех на этом пути становится встречастранника с воробьиной стаей. Сразу становится ясно, что пересечение линийсудеб этих живых существ несёт в себе что-то радостное. И действительно,картина, увиденная лирическим героем, мыслится как счастливое предзнаменование.Умиротворяющий пейзаж помогает передать радостное настроение птичек. Поэтому впятом и шестом абзацах так много ярких красок и слов, обозначающих активное действие(«раззолоченная ярким летним солнцем», «прыгала гуськом», «прыгала бойко,забавно, самонадеянно», «выпуча зоб и дерзко чирикая»). Все предложения здесь восклицательные- это усиливает впечатление на интонационном уровне. Автор особенно выделяетодного воробышка — гордого, дерзкого, бойкого — и называет его-«завоевателем».Образ этой птички вселил в лирического героя надежду: возможно, не так всёплохо в этой жизни, как кажется.
Однако суровая реальность не сдаёт позиций: внебе кружит ястреб. Образ этого хищника является символом далекой, но неминуемойопасности. Автор призывает быть настороже и не терять бдительность: этихястребов много развелось в голубом небе, и они неустанно следят за нами,выжидая
удобного момента.
Всё увиденное герой переносит на себя. Тяжкиедумы, невзгоды — всё «отлетает прочь». Жизнелюбивый воробей придаёт путникуэнергию, бодрость, возвращает ему интерес к жизни. Создаётся впечатление, что вмаленькой птице сосредоточен источник оптимизма, и странник зачерпнул
оттуда горсть хорошего настроения.
Финал произведения вселяет надежду: «И пускайнадо мной кружит мной ястреб...
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Путникпродолжает идти по дороге «жизни, но не понуро склонив голову, а смелосмотря вперёд.
К сожалению, сам И.Тургенев не смог насладитьсяжизнью в полной мере и, как тот воробышек, попал в когти своего ястреба. Уписателя была тяжёлая судьба: из-за полемики с Н.Некрасовым и Н.Добролюбовым онушёл из журнала «Современник» и уехал.за границу. Всю оставшуюся жизнь авторвынужден был жить на чужбине. Как ястреб, на писателя обрушилась тяжелейшаяболезнь — рак позвоночника. И.Тургенев, как и любой человек перед лицом смерти,отчаянно боролся за жизнь. Его оптимизм нашёл отражение в стихах в прозе.Будучи тяжело больным, писатель не терял надежды»; вернуться на родину.Возможно, греясь возле камина в Париже, он повторял про. себя:
- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!