Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ стихотворения С. Есенина "На Кавказе" и стихотворения И.С. Тургенева "Мы еще повоюем!"

Стихотворение С.Есенина «На Кавказе»
 
 Так сложилось, что. Кавказ, оказался важным дляистории русской литературы регионом. Здесь в своё время         находиливдохновение А.Пушкин и М.Лермонтов, здесь же родился великий советский поэтВ.Маяковский. Побывал здесь и Сергей Есенин, который, посетив Грузию, написалзамечательный цикл «Персидские мотивы».
С.Есенин справедливо заметил, что Кавказ издавнаманил к себе, «звеня загадочным туманом», русский Парнас (именно так автор, употребляяперифразу, обобщённо называет писателей и поэтов). Край, полный романтики,загадочный край, где живут горцы, разводят скакунов и поют прекрасные песни.Неудивительно, что С.Есенин, очарованный этой волшебной страной, написалстихотворение «На Кавказ?».
Стихотворение имеет своеобразную композицию.Сначала поэт совершает небольшой экскурс в историю, где рассказывает о том, какКавказ повлиял на судьбы собратьев С.Есенина по перу. Поэтому в стихотворении
встречается множество аллюзий на исторические события. А вторая частьпредставляет собой ряд биографическихописаний.
Во второй строфе, описывая ссылку А.Пушкина, С.Есенин,использует точную реминисценцию из пушкинского стихотворения; «Непой, красавица, при мне...» Произведения, написанные А.Пушкиным в южной ссылке, пропитаны страстной восточной любовью. Талант поэтапроявил себя в полную силу в атмосфере Кавказа.
Продолжением жизнеописания мастеров пера являетсятрагическое описание судьбы М. Лермонтова в третьей ичетвёртой строфах. Автор «Маскарада» и «Демона» нашёл здесь смерть: он былнавеки «пулей друга успокоен»  на Кавказе. Этойперифразой С.Есенин говорит о роковом выстреле Мартынова-дуэлянта. Отдавая даньпогибшему поэту, Сергей Есенин вводит в стихотворение аллюзии на роман «Геройнашего времени» («рассказал про Азамата», «лошадь Казбича»), написанный наКавказе.
Нарушая историческую хронологию, С.Есенинвспоминает о другой ужасной для русской литературы потере:
И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари.
В 1829 году, находясь на службе в Персии, ушёл изжизни драматург Александр Грибоедов: он был растерзан толпой фанатиков,атаковавших персидское посольство. Тут же автор, чтобы подчеркнуть колоритрегиона, употребляет экзотизмы — названия музыкальных инструментов(«под плач зурны и тари»).  Наконец, в шестойстрофе лирический герой стихотворения (его можно отождествлять с самимС.Есениным) прерывает поток тяжёлых воспоминаний и рассказывает, что же привелоего в этот край. Путешествуя без  определённойцели, лирический субъект хочет просто отдохнуть на Кавказе, посетить могилы почивших
Писателей, попробовать заглянуть в своё будущее.Мы узнаём, что великие люди находили здесь приют, бежав от друзей и врагов.Полезный горный воздух смягчал их страдания. Да и сам лирический герой бежал отсуеты, «навек простясь с богемой». Читая между строк, мы легкоугадываем автобиографичность высказывания. К 1920-м Годам С.Есенин уже порвал слитературной грудпой «Скифы», отошёл от Клюева и «мужиковствующих своры». Как исам автор, лирический герой решает бросить кабацкую жизнь и вырваться насвободу. В 1925 году поэт Оставляет свою третью жену, Софью Толстую, и уезжаетна Кавказ.
Пытаясь найти своё место в поэтическом мире, С.Есенинанализирует и оценивает творчество своих современников. Этому посвященыследующие три строфы. Поэт искренне выражает своё негативное отношение к
творчеству В.Маяковского:                                                    
Но он, их главный штабс-маляр,
Поёт о пробках в Мосселъпроме.
С.Есенин смог очень тонко задеть поэтам БольшойПресни, так как сам В.Маяковский писал: «Несмотря на политическое улюлюканье,считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации».
0 Клюеве, «ладожском дьячке», который притворялсянеграмотным, С.Есенин пишет с ещё большим сарказмом: от чтения стихов «другамужиков» «в клетке сдохла канарейка». Остальных писателей поэт не считает I нужным упомянуть:    
Бумаги даже замарать,
И то, как надо, не умеют.
И тут же следует обращение лирического героя ккавказской стороне (олицетворение). Поэт хочет, чтобы Кавказ дал ему своегоПегаса и научил его стихи «кизиловым струиться соком». С.Есенин желает кореннымобразом изменить свою жизнь. Для этого он собирается привезти в Москву черновики«большой эпической темы» («Пугачёв») и «прекраснейшей поэмы» («Анна Снегина»). Образуястрофическое-кольцо (просаподосис), в конце стихотворения звучат уже знакомыенам пушкинские строки: «Не пой, красавица, при мне...» Этим автор подчёркиваетсвою любовь к творчеству А.Пушкина. Сергей Александрович говорил: «Пушкин — самый любимый иною поэт… Постичь Пушкина — это уже нужно иметь.талант.Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки».Можно заметить, что стихотворение «На Кавказе» содержит прямые переклички слирикой А.Пушкина: здесь и цитация пушкинских строк, и подражание архаизмампушкинской лексики («злато», «издревле», «зане»), и точное воспроизведениечетырёхстопного пушкинского ямба.
Находясь на Кавказе, поэт надеялся на то, что,вернувшись в Москву, он начнёт жить по-новому. Но в 1925 „году Сергея Есенинане стало...
Теперь и его имя начертано на историческихскрижалях Кавказа.
Стихотворение в прозе «Мы ещё повоюем!» И. СТургенева
Какая ничтожная малость может иногда перестроитьвсего человека! Случайная. встреча, невзначай брошенное слово, найденные деньги — любая из этих мелочей может коренным образом повернуть русло человеческойжизни. Закономерны ли случайности? Фатализм всегда был отличительной чертойрусского менталитета, которая нашла своё отражение и в литературе. Так,М.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» целую главу посвятил осмыслениюэтой проблемы.
Иван Тургенев в период творческой зрелостизадумался над вечной проблемой: формирует ли судьба человека или человек — судьбу? В цикле его стихотворений в прозе есть одна яркая запоминающаясяминиатюра — «Мы ещё повоюем!» Это произведение написано по всем канонам
лирической прозы. Стихотворение в прозе — это лироэпическое произведение. Оно,по сути, должно быть бессюжетно.
В миниатюре И.Тургенева также нет сюжета какцелостной системы событий. Но поток переживаний, раздумий, ассоциаций,воспоминаний лирического героя очень разветвлён и разнообразен.                                                  
Композиционно стихотворение соотносится срассуждением. Тема произведения вынесена в первый абзац. В следующих абзацахона раскрывается на конкретном примере, а в финале делается вывод.
К раздумьям о смысле жизни лирического герояпобуждает встреча с воробьиной стаей. Пред этим мы видим рассказчика' унылым игрустным: тяжёлые мысли обуревают его. Лирический субъект полон нехорошихпредчувствий: наверняка должно случиться что-то ужасное. Автор держит читателяв напряжении, не торопится описывать события. Произведение оформлено так, чтосоздаётся ощущение накатывания волн на берег: в тексте двенадцать предложений идесять абзацев; каждый новый абзац неожиданно обдаёт нас «брызгами» — деталями,дополняющими общую картину.
В самом начале произведения появляется мотивдороги — жизненного пути героя. Она стрелой уходит вдаль, и неизвестно, чтоподстерегает там путника. Одной из важных вех на этом пути становится встречастранника с воробьиной стаей. Сразу становится ясно, что пересечение линийсудеб этих живых существ несёт в себе что-то радостное. И действительно,картина, увиденная лирическим героем, мыслится как счастливое предзнаменование.Умиротворяющий пейзаж помогает передать радостное настроение птичек. Поэтому впятом и шестом абзацах так много ярких красок и слов, обозначающих активное действие(«раззолоченная ярким летним солнцем», «прыгала гуськом», «прыгала бойко,забавно, самонадеянно», «выпуча зоб и дерзко чирикая»). Все предложения здесь восклицательные- это усиливает впечатление на интонационном уровне. Автор особенно выделяетодного воробышка — гордого, дерзкого, бойкого — и называет его-«завоевателем».Образ этой птички вселил в лирического героя надежду: возможно, не так всёплохо в этой жизни, как кажется.
Однако суровая реальность не сдаёт позиций: внебе кружит ястреб. Образ этого хищника является символом далекой, но неминуемойопасности. Автор призывает быть настороже и не терять бдительность: этихястребов много развелось в голубом небе, и они неустанно следят за нами,выжидая
удобного момента.
Всё увиденное герой переносит на себя. Тяжкиедумы, невзгоды — всё «отлетает прочь». Жизнелюбивый воробей придаёт путникуэнергию, бодрость, возвращает ему интерес к жизни. Создаётся впечатление, что вмаленькой птице сосредоточен источник оптимизма, и странник зачерпнул
оттуда горсть хорошего настроения.                               
Финал произведения вселяет надежду: «И пускайнадо мной кружит мной ястреб...                                                                                                                               
-   Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Путникпродолжает идти по дороге «жизни, но не понуро склонив голову, а смелосмотря вперёд.
К сожалению, сам И.Тургенев не смог насладитьсяжизнью в полной мере и, как тот воробышек, попал в когти своего ястреба. Уписателя была тяжёлая судьба: из-за полемики с Н.Некрасовым и Н.Добролюбовым онушёл из журнала «Современник» и уехал.за границу. Всю оставшуюся жизнь авторвынужден был жить на чужбине. Как ястреб, на писателя обрушилась тяжелейшаяболезнь — рак позвоночника. И.Тургенев, как и любой человек перед лицом смерти,отчаянно боролся за жизнь. Его оптимизм нашёл отражение в стихах в прозе.Будучи тяжело больным, писатель не терял надежды»; вернуться на родину.Возможно, греясь возле камина в Париже, он повторял про. себя:
-   Мы ещё повоюем, чёрт возьми!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формы измерений и анализ власти. Системное описание форм проявления власти
Реферат Анализ производства продукции свиноводства в РСУП "СГЦ "Заднепровский" Оршанского р-на Витебской обл.
Реферат Абсорбционные оптические методы
Реферат Способы развития памяти
Реферат Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения
Реферат Производительность труда - главнейшее условие развития экономической системы.
Реферат Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
Реферат Статистический анализ внешнеэкономической деятельности РФ (по направлениям потоков, странам, субъектам РФ, товарам)
Реферат «Концепция развития научного знания Карла Поппера»
Реферат Экономические последствия Великих географических открытий
Реферат 100 Мифы и заблуждения информационной безопасности Лукацкий
Реферат Совместные предприятия
Реферат Особенности разработки образовательных программ для руководителей высшего звена
Реферат Учет оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии
Реферат Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы