1. Менандр
(341(2) – 290(3))
Родился в Кефисии(Аттика), умер в Пире
Выходец изсостоятельной семьи
Представительновоаттической комедии
Близость к правителюАфин Деметрию Фалерскому (свергнутому 307 г.до н.э.) чуть не стоила Менандружизни
Одержал 8 побед всостязаниях комедийных поэтов
Менандр был учеником ипоследователем Теофраста, греческого ученого, философа, ученика и другаАристотеля, считается самым разносторонним ученым античности
Автор свыше 100(105-108) пьес
Единственнаясохранившаяся полностью до наших дней комедия – «Угрюмец» (найдена ввиде свитка папируса 3 в. в 1956 г.), впервые поставленная в 316 г. до н.э.,изданная – в 1959(8) г.
Частично сохранились комедии«Третейский суд», «Отрезанная коса», «Земледелец»,«Герой» и «Самиянка»
В комедиях Менандрапреобладают гуманно-филантропические настроения в духе современных емуфилософских учений, в частности эпикуреизма. В своих комедиях, полных бытовыхсцен, Менадр развивает передовые для того времени взгляды на любовь, семью,брак, на положение женщин и рабов
Менандр под влияниемЕврипида привносил трагедийные мотивы в «мещанское» бытие иизображает обыденную жизнь афинян, размер и течение которой внезапно прерываютслучайности или происшествия
В комедиях Менандра, вотличие от староаттической комедии, не отражены политические события эпохи,зато дана социальная жизнь с ее конфликтами
Комедии Менандраотличаются богатством языковых средств и изящным стилем. Созданные Менандромобразы оказали воздействие на творчество драматургов последующих поколений.
2. Биография
Афинянин, сын Диопейфа;глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь вблизком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником идругом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкогонаблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством,привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Обобщественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложениецаря Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий Менандра доходило до105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний;счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий Менандра до насцеликом не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовкехарактеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афраниемперенесших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас сМенандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, атакже исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему.Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшимпочитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитыйграмматик Аристофан из Византии (262—185 г. до н. э.): он отвел Менандру первоеместо после Гомера; не отражение действительности, а саму действительностьнаходил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни,благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его вышеАристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если недается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своейзатмил всех соперников и окутал их мраком. Слава Менандра не отвергалась ихристианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийскийнаходили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения.Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможныеслучаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью ивыразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самыхкомедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, междупрочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760(γνώμαίμονόστιχοι). Всего уцелело отМенандра до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.
Творчество
Мир комедий М. —частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, смелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавныеположения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающихличных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под однимии теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная чертаМенандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы,ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупыехвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержателинепотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считаетМ. величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат,крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, тосуровых» (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедииМ.: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка»,причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих.Лучшими из комедий М. считались «Женоненавистник» и «Фаида».Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат,забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец»,«Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у негообыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и беднякизанимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личнымидостоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой иблаговоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо отобщественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэтак обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах:то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, толентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие кбеднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своёчеловеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит,совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их,а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э.,сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-тосвойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М.блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков.Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохаический тетраметр.Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедииЕврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построениюпьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.
В Средние века комедииМенандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся врасхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г.Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная(около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. К концу XIX векабыло известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагменткомедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре в Синае на двухпергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте былприобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец».Но перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополябыл найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусногокодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов изпяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезаннаякоса», «Герой» и одной неизвестной комедии. Числопапирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г.опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки»и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтажекартонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительнаячасть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа)с комедией «Сикионцы».
3. Новоаттическаякомедия и Менандр
В эпоху эллинизмапрежние литературные жанры претерпевают значительное изменение. Театр все ещеостается любимым видом зрелищ. Число праздников увеличивается. Всем видамдраматических представлений эллинистическое общество предпочитало комедию,процветавшую в Афинах в III в. до н.э. Эллинистическая аттическая комедияполучила название «новой» комедии. Она продолжала традиции«древней» и «средней» комедии, но, в отличие от них, сталабытовой комедией нравов. Ее основные темы — семейная жизнь и любовь. Персонажиунаследованы ею от «средней» комедии — влюбленные юноши, старики,гетеры, рабы и рабыни, богатые жены, сводники, повара, прихлебатели (параситы).Сюжеты, как правило, однообразны и почерпнуты из мифов или сказок, ноперенесены в бытовую обстановку афинской действительности. Освобождениедевушки, попавшей к своднику, «узнание» некогда подкинутого ребенкародителями и так далее — таковы наиболее частые сюжеты новой комедии. Искусствокомедиографа проявляется в разработке интриги, в структуре действия, в созданиихарактеров действующих лиц.
Этическая философияIV-III вв. до н.э. много внимания уделяла изучению и классификации человеческиххарактеров. Причем характер понимался как совокупность врожденных свойствотдельного человека. Философ Феофраст, ученик и преемник Аристотеля, написалтрактат «Характеры», в котором дал около 30 зарисовок отдельныхморальных качеств человека, раскрываемых в его поведении (льстец, болтун,скупец, сплетник, хвастун и других). В конце XVII в по образцу Феофрастанаписал свою книгу — памфлет «Характеры или нравы этого века»французский писатель Лабрюйер.
Наиболее известнымиавторами новой комедии были Филемон, Дифил и Менандр. Произведения первых двухсохранились в кратких фрагментах. Значительно лучше известно творчествоМенандра, которого древние критики называли «звездой новой комедии».
Афинянин Менандр(342-292 гг до н.э.) был сверстником Эпикура и учеником Феофраста. Он поставилв афинском театре более 100 пьес, но лишь 8 раз удостоился первой награды. Вновое время Менандр был известен в римских переделках Плавта и Теренция и поцитатам позднеантичных авторов. В середине прошлого века маленькие отрывкипергаменной рукописи Менандра были обнаружены в переплете одной богослужебнойкниги («порфирьевские отрывки») В начале XX в. в Египте была найденапапирусная рукопись Менандра, содержавшая 4 неполные комедии, из них комедия«Третейский суд» сохранилась примерно на 2/3, другие — в значительныхотрывках. В 1956 г в городе Александрии была приобретена рукопись сединственной полностью сохранившейся комедией «Угрюмец». К настоящемувремени известны 17 рукописей Менандра. Кроме «Угрюмца» и«Третейского суда», лучше других сохранились комедии «Отрезаннаякоса» (примерно 1/2 ее часть), «Самиянка» (около 1/3) и«Герой». От других известны лишь мелкие фрагменты. Менандр — драматург-философ — стремится к мирному урегулированию социальных противоречийсвоего времени, идеализируя быт и нравы зажиточных афинян.
Комедия«Угрюмец» была поставлена в 316 г. и получила первую премию. Главныйее герой — угрюмый и упрямый мизантроп Кнемон. Он перессорился со всеми людьми.Жена не вынесла тяжелого характера мужа и перешла жить к сыну от первого брака,бедному и скромному юноше Горгию. Кнемон остался жить с дочерью и старойрабыней, «ненавидя все подряд». В прологе комедии выступает сельскийбог Пан, возле святилища которого разыгрывается действие. Пан перечисляет ихарактеризует живущих поблизости от него людей. Особой благосклонностью богапользуется благочестивая дочь Кнемона, и бог хочет наградить девушку. В неевлюблен достойный юноша, но сумасбродный отец девушки препятствует их встречам.Все действие комедии направлено на преодоление препятствий, стоящих на путивлюбленного Сострата. Кнемон упорно отвергает всякую попытку сближения. Горгийсоветует юноше выдать себя за бедного земледельца и с мотыгой в руках пойтипоработать на участок возле дома старика, чтобы завоевать его расположение.Неизвестно, чем бы закончилось для Сострата это тяжелое испытание, но сКнемоном неожиданно случается беда. Он падает в колодец, пытаясь извлечь оттудазатонувшее ведро. Горгий с Состратом приходят ему на помощь и вытаскивают егоиз колодца. В благодарность за спасение Кнемон соглашается выдать дочь замуж заСострата, а Горгия признает своим наследником. Обрадованный Сострат предлагаетГоргию жениться на его, Сострата, сестре и породниться с ним. Хотя Сострат иего сестра — дети богача, а достаток Горгия более чей скромен, это не смущаетСострата: «Гораздо лучше иметь явного друга, чем закопанное скрытоебогатство». Кнемон сознается в том, что он был неправ, отвергая взаимнуюпомощь, но не желает изменить привычный образ жизни. Начинаются приготовления ксвадьбе, и все уходят пировать в святилище Пана. Один Кнемон отказывается принятьучастие в общем веселье. Однако его насильно уносят в святилище в сопровождениипляшущего и поющего хора. Хор не принимает никакого участия в действии; в новойкомедии он обычно выступает в перерывах между актами, и заботы о его репертуареедва ли входили в обязанности драматурга. Но в заключительной сцене«Угрюмца» воскресает традиционное шествие комоса с венками ифакелами. Покидая орхестру, один из актеров обращается к публике: «А вы,которые сочувствовали и радовались нашей победе над тяжелым стариком, юноши,мальчики, мужи, хлопайте нам с приветом, а дочь Зевса, дева Победа,любительница смеха, пусть будет к нам благосклонна». Судя по прологу,победа над Кнемоном осуществляется благодаря помощи бога Пана. Но вдействительности божественное вмешательство оказывается данью традиции, и о немнигде не упоминается, кроме пролога. Социальная тенденция «Угрюмца»обнаруживается в ее ориентации на крупных землевладельцев (идеализированныйобраз такого землевладельца представлен отцом Сострата), в стремлении кликвидации социальных противоречий внутри рабовладельческого класса, восуждении некоторых принципов демократии, например возможности жить по личномуусмотрению и так далее.
Комедия«Угрюмец» лишена обычных мотивов древней комедии: в ней нет тайн, подкидышей,сцен «узнания», гетер и прочего. Классической же комедией подобноготипа считался «Третейский суд». В центре этой комедии необычнаяистория молодой афинской четы, перед домом которой разыгрывается все действие.Муж, по имени Харисий, должен был вскоре после свадьбы уехать из Афин. В егоотсутствие жена Памфила родила через 5 месяцев после свадьбы и, опасаясь гневамужа, подкинула новорожденного. Раб Онисим рассказал о случившемся вернувшемусяХарисию. Тот, сочтя себя обманутым и оскорбленным, ушел из дома, рассчитывая впирах и забавах забыть свое горе. Тем временем Онисим случайно становитсясвидетелем спора двух рабов. Один из рабов нашел подброшенного младенца и повзаимной договоренности решил отдать на воспитание другому. Последний требует,чтобы вместе с младенцем ему были переданы безделушки, найденные в пеленкахдитяти. Он справедливо называет их собственностью ребенка и упрекает своегопротивника в попытке обокрасть несчастного младенца. К своему удивлению, Онисимзамечает в руках рабов перстень Харисия. Он сразу понимает, что его хозяин,Харисий — отец ребенка, но, не зная, кто его мать, замышляет следующее: онуговаривает любовницу Харисия гетеру Габротонон признать ребенка своим сыном отХарисия и просить у последнего награду для Онисима и свободу для себя.Габротонон тяготится своей профессией и готова любой ценой вернуться к честнойжизни. Она охотно принимает план Онисима, но затем ее охватывает жалость кмладенцу и его неизвестной матери. Она начинает поиски матери и устанавливает,что ею является Памфила. Выясняется, что, когда Памфила жила еще в родительскомдоме, подруги позвали ее на праздник Артемиды, справлявшийся девушками ежегодноночью в священной роще богини. Там Памфила стала жертвой насилия, но в темнотене увидела своего обидчика, успев только сорвать с его пальца перстень. Накрики сбежались девушки, в числе которых тогда была и Габротонон. Они решилимолчать о случившемся. Вскоре родители отдали Памфилу замуж за Харисия,который, как выяснилось теперь, некогда осквернил девичий праздник и обесчестилПамфилу. Под влиянием пережитого Харисий из легкомысленного кутилы становитсяпорядочным человеком, возвращается домой и с радостью признает своего законногосына. Конец комедии не сохранился, можно предположить, что Харисий выкупал усводника благородную гетеру, вернувшую в его дом утраченное счастье.
Так же, как и в«Угрюмце», Менандр подчеркивает, что счастье людей зависит от нихсамих, и судьба человека, не свободная от случайности, всегда обусловлена егохарактером.
Для Менандра эта истинанастолько бесспорна, что ее знает даже раб Онисим, который говорит, что всезаботы богов о людях сводятся к распределению соответствующих характеров:
В каждого егонадсмотрщиком
Внедрили нрав они. Нашпостоянный страж,
Он губит тех, кто плохос ним обходится,
Других же милует… Вотон и есть наш бог
И счастья и несчастьяон причиною!
Менандр изображаетлюдей с сочувствием и любовью. Он прощает своим героям недостатки и верит ввозможность их исправления. Он считает, что улучшение нравов благотворноповлияет на жизнь общества. Поэтому он чувствует себя призванным ограждатьлюдей от заблуждений и помогать им преодолевать пороки. «Как прелестенчеловек, когда он действительно человек», — говорит поэт. ПерсонажамМенандра не приходится проявлять себя на общественном поприще. Государственныепосты не предусмотрены для всех этих торговцев, офицеров, земледельцев. В этомощутимо дыхание времени.
Но комедии Менандра неизолированы от вопросов политики, а «Угрюмец» является ценнымисточником для внутренней истории Аттики конца IV в. до н.э. Сам Менандрпринадлежал к аристократической верхушке афинского общества и был ее идеологом.Но его комедии обращены ко всем соотечественникам и проникнуты новымигуманистическими идеями — равенства между народами, солидарности общества ииндивида, единства морали для всех членов общества.
По традиции комедиисочиняются в стихах, но условность размера не препятствовала естественности исвободе разговорной речи. Знаменитый александрийский филолог АристофанВизантийский, изучавший поэзию Менандра, оказал: «Менандр и жизнь, кто извас двух подражал один другому!». Жизненная простота комедий Менандра, ихобязательная любовная тематика и бытовой колорит не соответствовалиаскетическим вкусам средневековья; поэтому в средние века Менандр как драматургбыл забыт. Однако тогда же стали очень популярны изречения Менандра,извлеченные в свое время из его комедий и вошедшие в различные дидактическиесборники («Пчела»). Эти сборники, составленные в Византии в XI в.,были хорошо известны древнерусскому читателю.
Драматургия Менандрачерез посредство римских подражателей оказала сильнейшее влияние на всюевропейскую литературу. Творчество Кальдерона, Лопе де Вега, Шекспира, Мольера,Гольдони связано с античной комедией характеров. Эта же бытовая комедияотразилась в драмах Лессинга. С менандровской комедией связана даже русская,глубоко национальная, бытовая комедия Островского, специально занимавшегосяизучением античной драматургии.
4. Кр. Содержание
«Угрюмец» былв 317 до н.э. удостоен первого приза на Ленеях (празднике в честь Диониса). Этовысоконравственная комедия, в которой Менандр, несмотря на свои 25 лет,выказывает себя вполне опытным мастером. В сельской обстановке действуют юныегерои – воспитанные, серьезные и целеустремленные. Им противостоит Кнемон,озлобленный на весь свет старик, ведущий полную трудов и огорчений одинокуюжизнь. Комические сцены изображают Кнемона то приходящим в бешенство отпроделок хитроумных раба и повара, то попадающим в раставленные ими ловушки.Пьеса разыгрывается тремя актерами. Меняя маски, они изображают 12 персонажей.Интермедии, в которых публику потешают подвыпившие гуляки, разбивают динамичноедействие пьесы на пять актов.
Комедию открываетпролог. Бог Пан рассказывает в нем о положении, в котором находятся герои. Панустроил так, что молодой горожанин Сострат влюбился в благочестивую ицеломудренную дочь Кнемона. Сострат пытается приблизиться к девушке, получаетот старика суровый отпор, но все же успевает перемолвиться с ней словечком. Тутпоявляется бедный, но благородный молодой человек, сводный брат девушки Горгий.Он собирается обличить влюбленного Сострата как соблазнителя, а то ипреступника, однако Сострату удается убедить его в чистоте своих намерений. Рабпредлагает юноше прикинуться бедняком и приняться мотыжить землю – только такойчеловек может угодить старику. Сострат подчиняется, однако Кнемону неприходится увидеть его в деле, поскольку как раз в это время к его дому всопровождении рабов является мать Сострата принести жертву Пану. ДомашниеКнемона роняют в колодец кувшин, а пытаясь его достать – еще и мотыгу, и когдаКнемон, не позвав никого на помощь, спускается за ними, происходит беда: онсрывается вниз. Сострат и Горгий спасают старика, а тот, растроганный этимсвидетельством взаимной зависимости людей и их доброты, усыновляет Горгия ипередает ему права главы семьи. Горгий тут же обручает сестру с Состратом, асам делает прекрасную партию: его невестой становится сестра Сострата с немалымприданым. Комедия завершается семейным торжеством, и рабы насилу заставляютстарика, все еще сторонящегося общества, принять участие в общем веселье.
Если трагедия взачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продуктувеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная исерьёзная, оканчивалась.
Аристотель определяеткомедию как: «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а всмешном виде»
Существовало несколькотипов дорической комедии; в Спарте актеры в масках разыгрывали фарсовые сценкииз повседневной жизни; в городах Великой Греции ставились филаки, т.е.комические сценки, пародировавшие мифологические сюжеты. В Сикионе (Пелопоннес)процессия подвыпивших гуляк исполняла перед толпой шутливые гимны в честьДиониса.
Виды комедий(уже в нашевремя)
Комедия положений(комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источникомсмешного являются события и обстоятельства. Классическими примерами комедииположений являются пьесы «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Комедияошибок»Уильяма Шекспира.
Комедия характеров(комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняясуть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированнаячерта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов являетсясатирической комедией, т. е. высмеивает все эти человеческие качества.Классический пример — «Тартюф» Мольера.
Для современногочитателя Аристофан – единственный представитель аттической комедии 5 в. до н.э.До него еще двое – Эпихарм и Хионид.
Комедии Аристофанапосвящены злободневным для Афин темам. Едкая ирония, с какой изображаютсягосударственные деятели и другие известные люди, допускалась в эпоху Афинскойдемократии. В комедиях Аристофана есть и тонкий юмор, и непристойные шутки,здесь перемешаны реальные исторические персонажи и фантастические существа.Сохранилось 11 его комедий.
О форме и структуредревней комедии можно судить только по творчеству Аристофана. Все его комедии,за исключением Мира и Женщин в Народном собрании, двухчастны.
Первая часть состоит изПролога( обычно более длинный, чем в трагедиях, представляет публикекомического героя и обрисовывает ситуацию. Здесь же герой (часто это простойдеревенский житель) излагает невероятный план – как разом избавить человечествоот всех бедствий, и этот план становится основой развития сюжета),
Парода (хор, какправило, чтобы противостоять планам героя, которому приходится приложить усилиядля привлечения хора на свою сторону.), который переходит в
Агон – спор между хором(или его предводителем-корифеем) и актером(в результате которого участники хорасоглашаются принять план главного героя).
Затем персонажи пьесыпокидают сцену, чтобы приступить к осуществлению плана. И за агоном следует
Парабаса – обращениехора к зрителям.
Вторая половина комедиисостояла из разнообразных фарсовых сцен, сменявших друг друга. Комедия обычнозаканчивалась праздником и подготовкой к пиру.
Аристофанизобретательно варьировал общую схему.
Что происходит дальше?
Годы 385–330 до н.э.знаменуют расцвет комедии. В эту эпоху комедиографов больше интересовали несобытия общественной жизни, а частная жизнь определенных классов и групп.Главными героями стали гетера, влюбленный юноша, повар, парасит. В 380–360 дон.э. были популярны также пародии на мифы. Часто темой средней комедиистановилась жизнь чужестранцев в Афинах. Важнейшими авторами были Анаксандрид,Эвбул, Антифан и Алексис, но от их комедий сохранились лишь фрагменты. Из-засмещения акцента в сферу частной жизни уменьшилась роль хора, а парабаса,похоже, и вовсе исчезла.
Эпоха новой комедииначалась ок. 336 до н.э., от нее сохранился лишь один автор – поэт Менандр.(Филемона )Из его работ уцелела одна полная комедия, Угрюмец, и большие отрывкиеще из трех произведений – Третейский суд, Самиянка и Отрезанная коса. ВУгрюмце раздражительный старик живет с дочерью и служанкой в деревне. Молодойбогатый афинянин влюбляется в девушку. После многих злоключений влюбленномуудается убедить старика, что он подходящий жених для его дочери. Это типичныйдля новой комедии сюжет. Очевидно, в комедиях Менандра совсем не было хора.
Менандра можно назватьотцом европейской комедии. Его пьесы были образцом для римских комедиографовПлавта и Теренция, которые, в свою очередь, оказали влияние на европейскихдраматургов последующих эпох, особенно на Мольера и Шекспира.
Комедия рождалась изфаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которыенарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива
Аристотель сообщает в«Поэтике» (гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; — гулянка, толпа гуляки аоо) — пою; букв. — пение на гулянке или пение гуляк) возникла изимпровизации и вед„т сво„ начало от запевал фаллич. песен, к-рые исполнялись вчесть Диониса. Первые сведения о Д. а. к. относятся приблизительно к 487 до н.э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на гос. празднествах.
Аристотель говорит, чтосмешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка и безобразие,никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маскаесть нечто безобразное и искаженное, но без выражения страдания (Поэтика, гл.5)
Считается, что комедияпроизошла от Песни (Won dia), исполнявшейся участниками обрядово-обличительногокоммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужилишуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. Вначале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала обаэлемента – хоровой и драматический.
Аристотель говорит в „Поэтике“о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. „Сначала нанеё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии сталдавать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда онаимела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Нокто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно,Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервыеперешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставивямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул.“(гл. 5)
В схолиях к сочинениюдревнегреческого филолога Дионисия Фракийского (170 – 90) давались объясненияпо разновидностям комедии: „Считалось, что существует три разновидностикомедии. Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя,прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов поадресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самыйзнаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древнейкомедии присоединилисьЕвполид и Аристофан. Было много поэтов и в среднейкомедии, самый знаменитый — некий Платон… точно так же и в новой писали многие,самый знаменитый – Менандр.“ (Аристофан, с.892)
Сохранились истихотворные свидетельства: (»Филологичечская" поэма римскогограмматика Диомеда .2-я полю 4 в.до н.э.):
Комедии три былиразновидности:
Начальная, срединная,последняя.
И в первой не скрывалипорицания –
Начало положил емуСусарион.
В срединной порицаньебыло скрытое;
Её поэты: Евполид,Кратин, Гермипп,
Аристофан, а такжеФерекрат, Платон.
Но и в последнем обликекомедии
Брань оставаласьскрытой: чужеземцев лишь,
Рабов она касалася иварваров.
Её творцами Филемон были Менандр.
Дион Хрисостом(40-102)(греческий оратор и философ из Прусы (Вифиния))говорил, что «афинянепривыкли высмеивать всякие гадости и для того собирались в театр, клянусьЗевсом, чтобы из выбранили, установив состязания и победы для тех, кто лучшевсего это делал; они изобрели это не сами, но по совету бога» (Арист. С.893)
Древняя аттическая комедияразвивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. Вней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельностиотдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественноговоспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представителивласти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор,состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к.отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ,частью был агон — словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса — непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к.достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанныхим). Среди предшественников и современников Аристофана — К ратин, Кратет(период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437),Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведенияэтих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесскойвойне, учреждение правительства «тридцати тиранов» (404-403 г.г. дон. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условиядля развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинахпосле гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины пересталииграть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьбапартий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.
Средняя аттическаякомедия получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин вПелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размахполитической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелейвстречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различныхфилософских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.).Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовыхтипов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер и т. д.Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести, пародия на миф,либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличаласьбольшей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почтиотсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, несвязанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древнейкомедии части — парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорныхэписодиев, в которых главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметрыи трохеия. тетраметры, реже — анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до насцеликом. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул,Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.
Новая аттическаякомедия – поздний вид литературной комедии в Др.Греции, существующий назавершающем этапе развития древнегреческой комедии (последняя четв. 4 – 1-япол. 3 вв.до н.э… На характере Н.а.к. резко сказались изменения, происшедшиев жизни Древнегреческих Полисов в связи с утратой независимости и подчинениямакедонскому господству. В Н.а.к. совершенно исчезают характерные для древнейаттической комедии злободневная сатира на политических деятелей и высшие слоиобщества, фольклорная фантастика. Персонажи Н.а.к. четко делятся на двекатегории; шутовской элемент вносят «низкие» персрнажи – параситы,гетеры, вороватые и болтливые повара и единственный представитель более высокихслоев – «хвастливый воин», трактуемый Н.а.к. с откровенной издевкой.Жизнь «респектабельных» членов общества показывается в тонахморализующей бытовой драмы. Современные политические деятели попадают в Н.а.к.в редких случаях. Фабула Н.а.к. находится в кругу бытовых отношений, повторяетодни и те же стереотипные мотивы (брошенные дети, через много лет узнавание инайденные родителями, тайная любовь и т.п.). Н.а.к. по форме существенноотличалась от древней комедии: роль хора низведена до дивертисмента вантрактах, число актеров не ограничивалось тремя, возросло и стабилизировалоськоличество образов-масок (старики, молодые люди, старые женщины, рабы и т.д.).В Н.а.к. углубилась психологическая разработка образов. Внутренняя связь междучастями комедии стала более тесной. Н.а.к. откликалась на злободневные проблемыповседневной жизни: взаимоотношения отцов и детей, супругов, отношение к рабами чужестранцам, к традициям и религии. Крупнейший представитель Н.а.к. –Менандр. Н.а.к. оказала большое влияние на др-римскую комедию.
Сатировская драма — жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь богаДиониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка ворганизации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частьюэтих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии,Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался Пратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемусяпроизв.- «Киклоп» Еврипи-да — и по немногочисленным фрагментам: из«Следопытов» Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич.трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров — озорных и хвастливых лесныхдемонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню; иногда сатирысами попадали в плен к разл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождалмогучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов игероев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийскойи средней аттической комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядитьнапряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферувесеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательнымзавершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. исведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.