Оглавление
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Говорят, чтомода возвращается. Чтобы быть модным в наше время нужно копировать стиль жизнинаших бабушек. И это касается не только стиля в одежде, черно-белых фотографийи виниловых пластинок. Не только, так сказать, внешних атрибутов. Вкусы тожевозвращаются и начинают жить своей жизнью. Это касается и литературы, в томчисле. Ситуация в обществе, безусловно, имеет свойство отражаться налитературе; в том или ином направлении. Следовательно, возвращение каких-либоидеалов ведет к возобновлению интереса к тому или иному направлению. Например,идеал женской красоты. До рубежа 19-20х веков считалось, что женщина должнабыть похожа на пташку. В эпоху декаданса[1] возник новыйидеал- женщина должна быть похожа на змею своим образом. Сейчас вновь идетвозвращение к этому идеалу, отсюда субкультура «готов», например. Готическиеидеалы вообще стали очень популярными. Мы можем наблюдать некий возврат к эпохедекаданса, когда людей интересовало все нечеловеческое, темное, потустороннее.
Ситуациясегодня, в сущности, напоминает ситуацию конца девятнадцатого века, эпохудекаданса, упадка. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русскогодекадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системекапиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны послереволюции 1905.
Характернымичертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм,отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусствесоответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства дляискусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы,технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д. Это мы и можемнаблюдать в современном искусстве.
Наиболееяркими представителями декадентства за рубежом являлись Оскар Уайльд, Ш.Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский идр. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х —1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов,Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Сегоднядекадентское движение процветает. В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художникТимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл вконцертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустяв петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции сталисвоеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы,берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс каксовременное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные вначале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатноеподполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе наБрестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский,сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» .
Тот факт, чтоготика проникает во все сферы общества, развивается и функционирует так успешно,как первые писатели-декаденты могли только мечтать, еще раз доказываетактуальность данной научной работы.
К декадентамсебя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока,дарквэйва и т.п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы АгатаКристи, Dead Can Dance, «Бостонское чаепитие», «Кабаре БезумногоПьеро» и др.
Связанный сжеланием прикоснуться к тайнам мироздания, к «той стороне», интерес, приводитнас к алхимии. Действительно, все больше и больше авторов в наше времявозвращается к этой тематике в рамках готического романа. Все больше фильмовпро волшебников и адептов алхимии снимает Голливуд. Ролевики [2]играют в известных всем Мерлина, Гарри Поттера и Фату Моргану. В данной научнойработе мы рассмотрим причину внезапно вспыхнувшей популярности готическогоромана, а конкретнее алхимического готического романа.
Цель работы-выявить тенденции, влияющие на такую популярность, посмотреть как именно и гдеони влияют. Исследование проводится на базе теоретических положений, статей икниг авторов, уже ранее занимавшихся исследованием данной темы, выводов. Такжев практической части берется роман Питера Акройда «Дом Доктора ди», какпроизведение, в сюжете своем основанное, на жизни Джона Ди, великого алхимика имага. Исследования книги, относящейся к тематике данной научной работы являетсяважным моментом для объяснения причины популярности использования темы алхимиив художественных произведениях.
Данная работаявляется очень актуальной. Актуальность ее обуславливается, как уже говорилосьраньше, большим количеством авторов, обращающихся к жанру готического романа,и, в частности, к концепту алхимии.
Среди первыхавторов, обратившихся к этой теме можно назвать Гете, Густава Майринка,Умберто Эко, Говард Лавкравт, Джон Р.Р. Толкиен.
На данныймомент в этой сфере работают: Пауло Коэльо, Джоан Роулинг, Питер Акройд, ФилиппПулман и т.д.
Длярассмотрения проблематики мы так же возьмем книгу Хапаевой «Готическоеобщество», которая рассматривает причину возвращения общества к готическому.
Среди другихисточников интересными и важными для нас являются: Камилла Палья « Декадентскоеискусство», «Всеобщая история искусств, Т.2, М., «Искусство», МонтегюСаммерс «Потусторонний Омнибус» и другие.
Глава 1
Все мы с детства слышали загадочные истории об алхимиках- окруженных ореолом мистики и могущества, о людях, научившихся добывать золото из неблагородных металлов; о мудрецах, постигших секрет изготовления философского камня, перехитривших саму смерть и обретших вечную молодость. Итак, стоить высказать несколько соображений касательно алхимии вообще. Нельзя, конечно, разделить оптимизма специалистов по истории науки, считающих алхимические поиски робкой пробой сил перед вступлением пионеров прогресса в область подлинной, научной химии. Большего внимания заслуживает, на наш взгляд, мнение К. Г. Юнга, полагавшего, что алхимия есть один из символических праязыков, память о котором осталась в «коллективном бессознательном» человечества в качестве архетипов, то есть априорных трансперсональных доминант. К сожалению, всякое суждение об алхимии имеет неизбежный гадательный характер, ибо «королевское искусство» есть результат интеллектуальной активности иной цивилизации, основанной, в отличие от нашей, на совершенно иных онтологических и экзистенциальных постулатах. Нам представляется интресным какие коды несет в себе этот праязык и удастся ли с помощью него найти ключи для времени настоящего, в которым мы проживаем. В конце концов, к алхимии обращаются в наши дни столько авторов, значит эти древние коды для разгадки тайны жизни являются востребованными. Далее рассмотрим где это берет начало и как развивался концепт алхимии. Следует пояснить сам термин концепта, раз он имеет место быть в работе.
Конце́пт (лат. conceptus — понятие) — многозначный термин.
Концепт — инновационная идея, содержащая в себе креативный смысл; Продукт, демонстрирующий эту идею, называют Концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности. Пример: Концепт-кар;
Концепт в философии и лингвистике — содержание понятия, смысловое значение имени (знака). Отличается от самого знака и от его предметного значения (денотата, объёма понятия). Отождествляется с понятием и сигнификатом;
Концепт в филологии — устойчивая языковая или авторская идея, имеющая традиционное выражение. То же, что мотив;
Концепт (кончетто, консепт) — художественный приём концептизма (косептизма, кончеттизма);
Концепт — произведение концептуального искусства;
Концепт в концептно-ориентированном программировании — конструкция, состоящая из одного класса объектов и одного класса ссылок;
Концепт-арт — направление в искусстве, призванное отражать только идею, а не форму или внешние атрибуты.[3]
Сама историяалхимии уходит своими корнями в глубокую древность. Создателем этого тайногоискусства считается Гермес Трисмегист (Гермес трижды Великий), имя которогомногие связывают с самим античным богом Гермесом, а также с египетским богомТотом[4]. Хранителями жетайного учения считаются многочисленные адепты-тамплиеры, масоны,розенкрейцеры, оккультисты. Многие из них жертвовали своим богатством,здоровьем, а порой и жизнью, без устали работая в библиотеках, тщетно смешиваясомнительные порошки и зелья, чтобы приблизиться к разгадке тайны вечной жизни.Разочарование, нищета и безвременная смерть- вот что стало уделом большинстваиз них на пути сотворения философского камня, «первосвещенства», объединяющегов себе все основные стихии. Считалось, что с помощью этого компонента, обязательного для процесса трансмутации, возможно было превращать обычныеметаллы в драгоценные, излечивать болезни и продлевать и жизнь.
Согласно алхимической доктрине, в природе не существует простых и однородных объектов, так как все объекты подвержены «текучести», обусловленной всеобщностью разветвленных вегетативных связей. Момент осознанной индивидуальности, момент соответствия объекта своему имени расплывается под влиянием внешних притяжений и отталкиваний. Неделимости, постоянства, высокой степени сопротивляемости — одним словом, всего, что дает гармоническое соединение составляющих частей, — нельзя добиться с помощью взятых из внешнего мира учений о гармонических комбинациях.
Алхимики,опираясь на древние знания, верили, что Бог создал этот мир из некой «энергии»(«первоматерии»). Причем эта первоматерия одинакова для всего: минералов,растений, животных, людей. Тот или иной минерал, то или иное живое существополучается из Богом созданной программы ( сейчас бы ее назвали кодом ДНК).
Из этойтеории следовало, что меняя ДНК, можно преобразовать одни вещества в другие(например, железо –в золото). Однако алхимики считали, что это «ДНК»- не толькоматериальная «химическая или биологическая формула», но, прежде всего некая«духовная» формула.
Эту духовную формулу искали мудрецы, называя ее «философским камнем». Термин «философский камень» может запутать многих людей. На первый взгляд может показаться, что речь идет о каком- то физическом веществе, камне.(как, например, оный описан в книгах Джоан Роллинг о Гарри Поттере). На самом деле речь идет о способе проникновения в программу Бога, определяющую свойства этого мира. Говоря иными словами, средневековые алхимики и мистики, подобно «хакерам- программистам», пытались взломать «компьютер» Бога.
А теперьрассмотрим как же определяли алхимию те, кто был к ней непосредственнопричастен.
Роджер Бэкон(XIII в.) говорит о собственном деле так: «Алхимия есть наука о том, какприготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металламнеблагородным, превратит их в совершенные металлы… Алхимия есть непреложнаянаука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путеместественных соединений превращать низшие из них в более высокие и болеедрагоценные видоизменения» (Чугаев, 1919, с. 32). Не замыкая столь почтенный родзанятий рамками злато- и среброделия, Бэкон множит число объектов алхимии — этонаука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: обэлементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных идрагоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, соляхи чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах,находимых в горах, и о бессчетных вещах, о коих ни словечка не сказано вАристотелевых творениях (с. 33). Мир алхимиков — едва ли не вся природа.Металлургия и минералогия, петрография и ювелирное дело, изучение естественныхсмол и соков, техника крашения — материаловедение почти в современном объеметермина, а также бессчетные иные вещи, не снившиеся и всеведущему Аристотелю.Алхимия, согласно Бэкону, наука еще и о том, как возникли вещи из элементов.Правда, Бэкон обособляет практическую составляющую алхимии. Эта часть всеобщейнауки «учит изготовлять благородные металлы и краски и кое-что другое с помощьюискусства лучше». Альберт Великий (XIII в.): «Алхимия есть искусство,придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого аrchymo. С еепомощьювключенные в минералы металлы, пораженные порчей,возрождаются—несовершенные становятся совершенными» (Albertus Magnus,1958, с.7). Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено сискусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент.
Как мы видим,алхимия способна дать ее адепту многое. Человек, проникнувший в ее тайны,может не только исцелять людей, не только воскрешать их из мертвых, но, так же,и самому стать бессмертным.
литератураалхимия готический роман
Заманчивое предложение, которое дало бы ответы на все вопросы. Но почему же сейчас мы не слышим о великих ученых, которые в наше время исследуют загадку философского камня? Неужели его уже открыли? Все дело в том, что в свое время с этой наукой произошел один занимательный момент.
Алхимия, известная с незапамятных времен, после трагического поворота в европейской истории, именуемого «Возрождением», перестала существовать как трансцендентальное знание. Она распалась на «теофизическую алхимию», собственно искусство трансмутации минералов и металлов и «спагирию»- искусство приготовления бальзамов, панацей, «питьевого золота», всевозможных эликсиров бессмертия или, точнее говоря, неопределенно долгой жизни. При этом из алхимии постепенно исчезли не вообще потусторонние, но именно небесные, сверхъестественные принципы ее функциональности. Подобная участь ожидала не только алхимию, но и все «свободные искусства» — математику, астрологию, грамматику, риторику. Когда влияние " эйдетической энергии формы" прекратилось (нас в данном случае не интересуют сложные причины этого явления), жизнь потеряла принципиальную смысловую ось, то есть реальное обоснование, и превратилась в калейдоскопическую игру элементов периодической системы, причем не только в химии, но и в любой другой области знаний. Итак, алхимия перестает существовать и практиковаться как отдельная наука и дает начало новой- химии. в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia( химия) .
Итак, алхимия как наука исчезает. Но интерес к ее загадкам остается.
И сегодня все чаще и чаще мы встречаем писателей, черпающих вдохновение из классических положений алхимии. Среди авторов, пищущих в этой тематике, следует отметить Умберто Эко, Филиппа Пулмана, Армин Шимерман, Питер Акройд, Густав Майринк, Ден Браун, Джоан Роулинг и т.д.
Наше внимание будет сосредоточено вокруг книги Питера Акройда («Дом Доктора Ди»).
Прежде всего нужно выяснить причины внезапно вспыхнувшего интереса к данной тематике.
Чтобы исследовать причины такой популярности Говоря о возросшем интересе к готическим сюжетам, а алхимия, безусловно, относится к готической тематике, необходимо выяснить что же такое готический роман, откуда он взялся и какое он имеет отношение к данной работе.
История готического романа
ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (The Gothic Novel), роман тайн и ужасов — явление английской литературы 18-19 вв., сыгравшее роль связующего звена между веком Просвещения и периодом романтизма.
Готическийроман возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения.Свое определение жанр получил в связи с особым интересом его авторов к «готике»Средневековья, как они ее понимали, то есть к представлению о мире как аренеизвечного борения противостоящих начал — добра и зла, небесного иинфернального, Бога и дьявола, а также в связи с обращением кусловно-готическому обрамлению действия, которое, как правило, разворачиваетсяв средневековых замках, монастырях, церквях и часовнях, подземельях и т. п., нафоне мрачных, подчас экзотически «восточных» ландшафтов, что придаетповествованию зловещий и загадочный колорит. Первооткрывателем жанрасправедливо считается Х. Уолпол, автор канонического «Замка Отранто» (1765). Квыдающимся образцам «готического» романа относятся «Ватек: Арабская сказка»(1782, 1787) У. Бэкфорда (1760-1844), «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны»(1794) и «Итальянец» (1797) Анны Радклиф, «Монах» (1795-96) М.Г. Льюиса,«Сент-Леон» (1799) и «Мандевилл» (1817) У. Годвина и «Мельмот Скиталец» (1820)Ч. Р. Мэтьюрина. В целом же в 1764-1820-х гг. в Великобритании увидели светсотни готических романов.
Сочетаниеэлементов просветительства и романтизма
Элементыпросветительской прозы сочетались в «готическом» романе с принципами и приемамиписьма, предвосхитившими романтизм. Так, от эпохи Просвещения его авторыунаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают изпричин, апелляции к разуму и здравому смыслу; колоритные жизнеподобныеперсонажи второго-третьего плана, дидактическую тенденцию, в согласии с которойесли добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. Вто же время, подчеркивая непознаваемость рока и загадочность самой природычеловека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному,гиперболе в изображении чувств и в описаниях, к мистификации обыденного, кмелодраматическим эффектам и экзотическому, как у Бэкфорда или Мэтьюрина,«антуражу». Правда, элементы просветительства и романтизма сочетались у них вразной пропорции. Если в книгах Уолпола, Бэкфорда, Льюиса «удельный вес» фантастикивесьма велик, а у Годвина и Мэтьюрина — значителен, то у Анны Радклифсверхъестественное обязательно получает в итоге рациональное объяснение.
Творчествомастеров готического романа оказало заметное воздействие на прозу и поэзиюанглийского и шире европейского романтизма, а доведенный ими до совершенстваприем сюжетной тайны был успешно освоен В. Скоттом, Ч. Диккенсом, У. Коллинзоми другими писателями 19 в.
Параллелимежду готикой и классикой
Интересносравнение Монтегю Саммерса в его монографии Готический поиск», где он проводитпараллели между готическим романом и классическим.Он выводит два ряда знаковойсимволики.
Готика Классика Замок Дом или особняк Пещера Беседка Стон Вздох Великан Отец Окровавленный кинжал Веер Завывание ветра Нежный бриз Рыцарь Джентельмен без бакенбард Главная героиня, леди Никаких изменений: женщина всегда остается женщиной Удар шпагой Убийственный взгляд Монах Старый слуга Кости, Черепа Комплименты, сантименты Свеча Лампа Магическая книга с пятнами крови Письмо, орошенное слезами Загадочные голоса, шорохи Редко употребляемые слова Таинственный обет Тонкий намек на ухаживание Скользнувшее привидение Адвокат или судья Ведьма Старая экономка Рана Адвокат Полночное убийство Свадьба
Из таблицыстановится ясным то, что, как и в классическом романе, внутри готическогоромана существует определенная организация сюжета, определенные правила.Становится ясным, что это не просто «синоним варварского, хаотичного ибезвкусного», как определял готику профессор Йельского университета Уильям ЛайонФелпс в своей работе «Начало английского романтизма». Готика в целом – этовзгляд на мир, способ его трактования, попытка решения проблем. Она имеет те жемотивы, что и любое другое литературное направление.
Однако, этонаправление не представляет собой однообразных и безликих романов. Внутри негосуществует, в свою очередь, множество суб-направлений.
Одной изпервых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужасапринадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследованиеготического романа» эта классификация выглядит следующим образом:
— Готический роман (The GothicRomance)
Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.
— Романнапряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)
Представители:Анна Радклиф
— Роман ужаса(The Novel of Terror)
Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин
— Восточная повесть ужаса (The OrientalTale of Terror)
Представители: Уильям Бекфорд
— Сатира на роман ужаса (Satires onthe Novel of Terror)
Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок
— Короткая повесть ужаса (The ShortTale of Terror)
Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.
Одной изследующих попыток классификации готических романов принадлежит профессоруДевендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединениянескольких школ он приводит роман Мельмот-скиталец, в нём он обнаруживает чертышколы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге ДевендраВарма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (TheHistorical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряженияи необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (илишауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.
Многиеисследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готическихроманов являются:
— замок, либокакие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которогоразворачивается действие романа);
— готическийзлодей (активный элемент).
Некотороеотношение к готике, как к литературному жанру, имеют произведения, написанные вжанре Чёрный юмор, а также, получивший широкое распространение вXVIII—XIX вв. Святочный рассказ.
Выдающийсязнаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующиетипы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы ипосещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробныепоявления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы,неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведенасвоя роль в сюжетной линии готического романа.
Людей всегдапривлекала возможность пережить ураган чувств(страха, ожидания, негодования),но не проходя при этом никаких тяжелых жизненных ситуаций. Готический романдавал им все это т.к. готический роман — произведение, основанное, преждевсего, на приятном ощущении ужаса читателя. Тут был и страх, и риск, иоблегчение, и все это в кресле читателя. Это можно сравнить с наркотическимивеществами, которые дают острые, порой жестокие ощущения, но именно этим ипритягивают. И Готический роман стал именно таким поставщиком острых ощущений.
Натан Дрейк,редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр:… ничтоне воздействует столь сильно на человека, как готика… даже самыйневосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следовсуеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу.
Итак, людигонятся за страстями, готическая проза издается, вот тут и начинается подъемнаправления.
Готика какновый стиль
Моду на«готику» ввел Уолпол, причем как в литературе, так и в жизни: построив посвоему проекту особняк в готическом стиле недалеко от Лондона. «Замок Отранто»(с подзаголовком «Готическая повесть») был издан как якобы перевод сочиненияитальянца Онуфрио Муральто, каноника. Сюжет мотивирован предысториейдействующих лиц. Вассал отравил князя Альфонсо Доброго и обманом завладел егокняжеством и замком. Согласно пророчеству, отнятое вернется к потомкамАльфонсо, когда самому ему станет тесно в стенах замка. Но предысторияраскрывается лишь на последних страницах, поэтому описанное воспринимается некак исполнение пророчества, а как игра слепого рока, сопровождающаясясверхъестественными манифестациями: является скелет в монашеской рясе, с небападает и убивает человека огромный черный шлем, каменная статуя источает капликрови, портрет сходит с картины и удаляется из комнаты, замок рушится, погребаязлодея, а из развалин восстает громадный призрак убитого князя и объявляетзаконного наследника. Весьма впечатляюще выписан сам замок с непременными длясредневековой готики атрибутами, включая жуткое подземелье, тщательноизображены ритуалы и обычаи средних веков.
Основныепроизведения, созданные на рубеже XVIII и XIX веков
В центрепроизведения — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн,или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «МельмотСкиталец» Ч. Р. Мэтьюрина).
В самом деле,практически всегда в центре готического романа присутствует какая-то сильная, противоречивая личность, стоящая между этим миром и миром потусторонним. Какправило, этот персонаж обладает определенными сакральными знаниями, в том числеи эзотерическими, позволяющими проникать и находится «по ту сторону» добра изла, света и тьмы.
Дверассматриваемые нами книги так же входят в число тех произведений, гдецентральной фигурой является некая мифическая личность, Доктор Джон Ди,занимающаяся так называемыми «темными искусствами» в т.ч. и алхимией.
Произведения,продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения ЭдгараПо, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Подвлиянием жанра находились и знаменитые писатели XIX века: Чарльз Диккенс («ТайнаЭдвина Друда», 1870), Р.Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886),Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мэйкен. Брэм Стокер утвердилвампирское влияние на готические романы своим романом Дракула, где наиболеедетально и чётко, в то время, описывалась жизнь вампиров.
В дальнейшем,вампирская линия в готическом направлении сложилась в отдельный жанр- вампирскийроман. Этот жанр стал чрезвычайно популярен в дальнейшем, благодарямногочисленным экранизациям произведений Стокера, Олшеври и т.д. На волне модымногие авторы пробовали себя в создании вампирских романов, в том числе иСтивен Кинг( «Салемские Вампиры»), основной специализацией которого являютсявсе-таки ужасы, а не вампирские хроники. В настоящее время самыми популярнымиписателями, работающими в этом жанре, можно назвать Энн Райс, Поппи Брайт,Лорел Гамильтон и, конечно же, Стефании Майер с ее нашумевшей трилогией( «Сумерки. Новолуние. Солнце Полуночи.»).
Готическаялитература и литература ужасов в XX веке
В XX веке от«готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох,Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкоераспространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним изпервых можно выделить сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобныесборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогоеиздание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнестивыходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавоепиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу— восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).
Поклонникиготической литературы несколько расширили её изначальное определение, ноосновные её черты и поныне остаются теми же.
И в настоящеевремя, помимо «классических готических сюжетов» можно выделить такие тематики,как:
— вампиры
— темныепараллельные миры(относится к разновидностям dark fantasy)
— ужасы
— детскаяготическая проза (ужастики, например)
— паранормальные явления ( неординарные способности, конец света, потусторонниесилы, вмешивающиеся в мир людей)
— восточнаяготическая традиция
— парапсихологический роман
Чтобы сегодняупотреблять термин «готика» нужно быть очень осторожным. «Готика» — словос очень сильной и неоднозначной, более того — чрезвычайно перегруженнойисторической памятью. Оно — из тех понятий, которыми стоило бы пользоваться сбольшой аккуратностью. Для данной курсовой работы интересно быть мнение Д.Хапаевой, которая в своей книге «Готическое общество: Морфология кошмара»приравнивает современное общество к понятию «готика». Более того, она смеловводит новый термин «готическое общество». Почитатели европейского Средневековья, — говорит она, — забывают о том, что слово «готический» нагружено многообразнымисмыслами. Правильно, оно отсылает к началам европейской культуры [скорее уж кее глубокой середине, ну да ладно. — О.Б.], но в нем уже скрываются готы — разрушители античной цивилизации. Готика была прочитана как альтернативаПросвещению в эпоху предромантизма, поскольку просветители считали ее синонимомварварства, невежества и мракобесия" "(2). И неспроста считали:«Именно готика, продолжая все ту же полемическую тему в европейскойкультуре, была избрана символом немецкого фашизма»"(3).
Но, похоже,как говорит рецензент работы Хапаевой Ольга Балла, именно благодаря своейэмоциональной заряженности понятие как раз и устраивает автора. Она точно также выбирает из смыслового комплекса «готики» устраивающие ее смыслы,пренебрегая всеми остальными, — как это, предположительно, делают (разве что собратным знаком) порицаемые ею «почитатели европейскогоСредневековья»"(4). Главное — те самые, скрывающиеся в глубинепонятия, страшные «готы — разрушители европейской цивилизации.
Еще одининтересный факт. «Готика» как историческое понятие никогда не существовало. Ссамого начала готика существовала как конструкт, как опять же говорит ОльгаБалла в рецензии.
«Более того,конструктом резко оценочным, пристрастным и в силу этого — неминуемопроблематичным. Спорным этот термин был, по существу, уже в пору введения его воборот итальянскими гуманистами эпохи Возрождения в качестве»уничижительного обозначения всего средневекового искусства, считавшегося«варварским».С начала позапрошлого века, «когда для искусстваХ-XII вв. был принят термин „романский стиль“ „(8),хронологические рамки “готики», «в которой, в свою очередь, быливыделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы», были несколько ограничены,как и содержание понятия вообще: с некоторых пор искусствоведы договорилисьобозначать этим словом «художественный стиль, явившийся заключительнымэтапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной ичастично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.)».Расширениепонятия «готика» на все остальное — типа, допустим, рассуждений о«готическом духе» или «готическом мировосприятии» — с техсамых пор существует на правах метафор — если, конечно, не оказываетсяописанным с той же объективной тщательностью, какой удостоились некогдасредневековые соборы.».
Но в книгеДины Хапаевой ситуация, как раз, другая. Предложенный термин «готическоеобщество», не является научным понятием, а все – таки метафорой. Готическоеобщество тут – негодование против грядущего варварства( а, по сути, уженаступившего), предвестник упадка. Это мнение, в сущности, совпадает с мнениемитальянских гуманистов.
Вот что онаговорит на семинаре проекта «Я Думаю» :«Эстетика – вещь не невинная. Напрасносчитать, что эстетика и наши эстетические взгляды, вкусы, предпочтения, окоторых говорят: «о вкусах не спорят», — так вот, о вкусах не просто спорят, аспорят насмерть. Потому что наши эстетические преференции, наши эстетическиепредпочтения очень часто влияют скрытым образом на выборы моральные, экзистенциальные,которые мы делаем.».
Итак,эстетика влияет на общество, так или иначе. И, если верить Хапаевой, то в нашевремя, будучи свидетелями такого упадка, можно делать выводы о том«варварстве», которое творится не только снаружи, но и внутри. Между двумяпоколениями произошел очень глубокий сдвиг культурного канона. И если леттридцать назад этого возврата к «готическому» еще не было, то сейчас оннаблюдается в полной мере. Отсюда вновь вспыхнувший интерес к готическомуромана, отсюда возрождение готической эстетики в субкультуре (молодежноедвижение «готов»).
Чтоинтересно, Дина Хапаева, обращаясь к готике в литературе, приводит в примерникого иначе, как Р.Р. Толкиена. Причем, она исходит не из того принципы, чтоон стал родоначальником жанра фентези. Дело в том, что Толкиен, в сущности, придумалновую эстетическую форму, которая взрывает эстетику эпохи модерна ( Дидро,Руссо, Вольтер). Целью их было Просвещение, которое, в свою очередь, приведет, кгуманизации общества. Базисно, врагом своим (а любой мыслитель, рассуждая,прежде всего подразумевает диалог, диалог с собирательным образом «врага») онисчитали церковь с ее идеей первородного греха т.к. человек, по их мнению,прекрасен, совершенен. Для того чтобы общество стало гуманнее, надо лишьраскрыть это прекрасное начало в человеке путем образования.
Вернемсявновь к Толкиену. Следует напомнить, что пишет он в весьма мрачное время-тридцатые годы, фашизм. Толкиен в то время высмеивает своих коллег, которыенесерьезно относятся к его «дракону». Почему же этот дракон так важен для негои что он собой представляет?
«Тело и делодракона ложится в основу той новой эстетической системы, которую Толкиенсоздает в своих произведениях. Решившись доказать делом величие дракона,Толкиен начинает конструировать эпос, который попирал бы все враждебные длядракона каноны научности и литературоведения. А самое главное, который создалбы вселенную, полностью закрытую и независимую от рационалистической эстетикинового времени с ее восхищением совершенством человеческой природы.»-размышляет Хапаева.
Драконнеобходим для придания вселенской, нечеловеческой, значимости всемупроисходящему.Этот дракон- символ нечеловеческого, своего рода уходом отчеловеческой реальности.Это, стоит заметить, является традиционным именно дляготической литературы. Поэтому, неслучайно Хапаева обращается именно к этомуавтору и именно к этому образу. Толкиен, не описывая похождения вампиров, призраков и прочих существ, характерных для готики в целом, не приводячитателя в ужас, все же возрождает основные принципы готического романа.
Итак, Толкиенвыступает против самого принципа антропоцентризма.
Он прямоговорит, что появление чудовищ выражает важную потребность современногочитателя в эстетике чудовищ. Дракон необходим для того, чтобы получитьудовольствие от чтения. Это, опять же, подтверждает мнение Дины Хапаевой о том,эстетические предпочтения влияют на нас, и это связано в нынешней потребностиобщества в чудовищах. Вот что говорил филолог Толкин накануне того момента, когдасядет писать своего Хоббита:
«Действительно,читатель, принадлежавший культуре нового времени или культуре модерна, былначисто лишен удовольствия от встречи с драконами на страницах художественнойпрозы, где их появление строго определял жанр. Место драконам отводилось тольков сказках для детей. Дальше на его пути неколебимой стеной вставаларационалистическая эстетика Просвещения.»
Следует,опять же, напомнить, что для культуры Просвещения, для культуры Нового времениособенно важен рационалистический пафос. То есть, попытка объяснить природу,общество, мироздание не с помощью некоторых мистических, то есть таинственных,загадочных – сиречь религиозных объяснений, Да, это противоречит поэтикеТолкиена, и это противоречит, в первую очередь, готике.
И, естественно,в идеях эстетики нового времени, в серьезных книгах нет места дляпотустороннего, для вампиров, ведьм, призраков и т.д. Для них отведено место вдетской, несерьезной литературе. Толкиен переворачивает этот принцип с ног наголову, он вводит эти персонажи в литературу, которую он сам, как филолог,определяет как серьезную. Этот момент является очень важным. Если бы неТолкиен, вряд ли бы сейчас возродилась эта эстетика «переодевания», эстетиканечеловеческого. А ведь в наше время ролевое движения, с их играми в эльфов,драконов и т.д. процветает. После драконов и эльфов у «ролевиков» пошел интереск играм в вампиров, оборотней и т.д. т.е. интерес к реконструкции готическогопространства вообще. Вот она потребность к «чудовищам», вот оно «готическоеобщество» Хапаевой.
Что касаетсянепосредственно алхимического концепта, то как говорится в журнале «Человек безГраниц»: «Интерес к алхимии сегодня связан не только с возможностью получитьзолото из менее благородных металлов. Все чаще в ней пытаются увидеть общиезнания о принципах, лежащих в основе любых изменений, идет ли речь отрансформации, буквально означающей «изменение формы», или о принципиальноином, глубинном изменении сути вещей — трансмутации. Это делает алхимию,скорее, не наукой, а междисциплинарным знанием об эволюции и ее самых общихзаконах.»[5]
Еслипосмотреть на развитие алхимии как оккультной науки, конечно, на смену ейпришло научное знание, но мир, который оно описывает, остается прежним. То, чтомы можем наблюдать сейчас –использование научных знаний, положений дляобъяснения оккультных, сверхъестественных явлений. Более того, все чаще и чащето, что считалось мистической ересью теперь признано фактом. Например,представление об эволюции химических элементов, казавшееся абсолютнонеправдоподобным химикам XIX века.
Так в ХХ векенеожиданно подтвердилась теория эволюции металлов, предложенная алхимиками.Таким образом, можно сказать, что в наше время уже нет такого скептическогоотношение к алхимии, как это было, скажем, в средневековье; если одниположения алхимии уже доказаны, то есть вариант, что и остальные могутоказаться верными в отношении этого мира.
Это приводитк обращению внимания на алхимию как науку, а у авторов это находит отражение вхудожественных произведениях.
Вывод
Итак, причиндля популярности готического романа и концепта алхимии в современном обществесуществует несколько.
Во-первых,состояние самого общества. Оно концептуально напоминает готическое обществоЭпохи Просвещения, где готика, ее «нечеловеческим» была прочитана какальтернатива Философии Просвещения с человеком в ее центре. Кроме того, помнению Дины Хапаевой, современное общество отражает ситуацию грядущего варварства,а, по сути, уже наступившего. Напомним, что готика считалась « варварством», опять же, во времена Эпохи Просвещения. В этом случае становится ясным почемуготика стала символом фашизма. А сегодня, когда обстановка в мире настольконакалена, когда мы невольно становится свидетелями насилия и упадка ценностей,нельзя не задуматься о том, что общество действительно можно назвать «варварским».
Следующаяпричина возвращение к готике как стилю и, в частности, к литературномунаправлению – возвращение к прежним идеалам. Это относится к возвращениюидеалов красоты(например моды на подражание вампирам « красные губы, бледнаякожа, выкрашенные черные волосы» ), а так же моделям поведения ( например,виктизм ) .
Так же уавторов в их произведениях находит свое место запрос людей на «готические»потребностей – потребностей «дешевых чувственных удовольствий, развлечений»( «cheap thrills»). Связано это с тем,что ритм сейчас очень напряженный, ненормированный, каждый день состоит изцелого списка проблем. Таким образом, через готическую литературу люди ипытаются уйти в «другие миры», чтобы забыть реальные проблемы и погрузиться ввоображаемые, которые потом так или иначе, но разрешаются авторомпроизведения.
Следующиймомент –научный. Возобновляется интерес к алхимии. Проводится очень многоисследований, пишется много научных работ. Алхимия вновь становитсявостребованной- и как наука, и как источник сюжетов для произведений.
Нами былирассмотрены возможные причины подъема интереса к готическим произведениям иалхимии. В следующей главе мы рассмотрим как это происходит в конкретномпроизведении.
Глава 2
Итак ситуацияс возвратом интереса к готике в нашем обществе накаляется. Попробуем теперь рассмотретькак это отражается у авторов, работающих в этой тематике на примере книги ПитераАкройда «Дом Доктора Ди» и понять возможные причины такой популярностиготического романа и возврата к алхимии.
Для началаследует сказать немного о самом авторе, чтобы стало понятно как он вообщепришел к написания данного романа.
Питер Акройдродился 5 октября 1949 года в Лондоне.
В 1971 годуполучил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провел вЙельском университете. По возвращении на родину он работал редактором в «TheSpectator», а в 1986 году стал сотрудничать с лондонской «Times», гдепубликовались его книжные обзоры.
Свой путь влитературе Питер Акройда начинал с поэзии: в 1973 году вышел его дебютныйпоэтический сборник «London Lickpenny», затем «Сельская жизнь» (1978),«Развлечения Перли» (1987).
Известностьписателю принесли романы «Большой лондонский пожар» (1982), «Хоксмур» (1985),«Чаттертон» (1987), «Первый свет» (1989), «Английская музыка» (1992), «Домдоктора Ди» (1993), «Дэн Лено и Голем из Лаймхауса, или Процесс Элизабет Кри»(1995) и литературно-биографические книги о Т. Чаттертоне, Ч. Диккенсе, О.Уайльде, Т.С. Элиоте, У. Блейке, Т. Море.
Акройдупринадлежит несколько объемных историко-топографических книг, в том числе«Лондон», «Темза».
На самомделе, Акройд, работая над своими произведениями, всегда ориентируется нареальные исторические факты. Так или иначе, все его произведения имеют подсобой историческую подоплеку. Важное место среди многочисленных произведенийзанимает жизнеописание его великого соотечественника Уильяма Шекспира. Изданнуюв 2005 году биографию, как и иные книги, написанные Акройдом об Англии иангличанах разных эпох, отличает глубочайшее знание истории и культуры страны.
Чтоинтересно, практически сюжеты Акройда вертятся вокруг одной значимойгеографической точки- Лондон. Причем, речь сейчас идет не только охудожественных произведениях (например, Лондонские сочинители / The Lambs ofLondon (2004), Большой лондонский пожар / The Great Fire of London (1982) ит.д.), но также и о документальной прозе (Dickens' London: An Imaginative(1987), London: The Biography (2000)[6], Thames: SacredRiver (2007)[7]
Акройдвоспринимает город как кладезь мистических тайн, загадок, которые можно и нужнораскрывать, что он пытается делать в своих книгах.
И роман «ДомДоктора Ди» не является исключением. В нем действия разворачиваются так же ВЛондоне, вокруг дома, который достался главному герою в наследство от него ДжонаДи. Старый Лондон, в котором жил сам Ди и новый, в котором живет его пращур,переплетаются настолько, что порой трудно сказать – то ли это книга о судьбечеловека (Доктора Ди, собственно), то ли о городе и его перерождениях, то лиэто философская притча о поиске, находке и добродетели путем познания вечногочерез алхимическое учение.
На самомделе, все эти вещи неразрывны. Дело в том, что Джон Ди- это не авторскаявыдумка. Такой человек реально существовал и не где-то, а вЛондоне.
Джон Ди,(англ. John Dee; 13 июля 1527, Тауэр Уард, Лондон, Англия — 26 марта 1609,Мортлэйк, Лондон, Англия) — английский математик, географ, астроном и астролог. Считается, что он внес большой вклад в изучение герметического учения, длякоторого основой служат такие науки, как алхимия, астрология и теургия. Другиеизвестные последователи герметики- Джордано Бруно, Фулканелли, Парацельс,Алистер Кроули.
Как сообщает Wikipedia, Джон Ди был единственныйсыном Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост придворе. Семья Ди имела валлийское происхождение; фамилия Ди происходит от валл.du «чёрный».
С 1535посещал школу в Чельмсфорде, Эссекс; в ноябре 1542 поступил в кэмбриджскийСэйнт-Джон Колледж, где изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию,арифметику и астрономию. По утверждению биографов, Ди отдавал занятиям по 18часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи. Главнойего страстью была математика. Также увлекался механикой, интересовалсякартографией и навигацией.
В 1546 годуДи занялся астрономическими наблюдениями и составлением астрологическихпрогнозов. В том же году Ди получил степень бакалавра и стал членом советаколледжа. В декабре Ди вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа, вскореставшего самым крупным из колледжей Кембриджа.
Будучинедовольным научной атмосферой в Англии, Ди в 1548—1551 отправился впутешествие по Европе. 24 июня 1548 он прибыл в Лувен, где находился один изкрупнейших католических университетов Европы. Там Ди работал в сотрудничестве сГеммой Фризиусом и Герардом Меркатором. Последний вскоре стал его близкимдругом, Меркатор и Ди вместе конструировали новые модели Вселенной. В Лувене Динаписал два трактата по астрономии.
В 1550 Дисовершил поездку в Брюссель для знакомства и обмена опытом с тамошнимиматематиками. По-видимому, именно в это время он познакомился и подружился сПедро Нуньесом. В том же году Ди отправился в Париж, где читал лекции поНачалам Эвклида. Несмотря на молодой возраст, Ди показал себя блестящимлектором. Его выступления пользовались огромной популярностью. В следующем,1551 году Ди получил предложение занять в Париже должность профессораматематики, но ответил отказом.
Вернувшись вАнглию, Ди в феврале 1552 поступил на службу к графу Пемброку, а в конце тогоже года — к герцогу Нортумберлендскому. На службе у последнего он написалтрактат о приливах. В том же году Ди познакомился в Лондоне с ДжероламоКардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а такжеизучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.
В 1553, послеприхода к власти католички Марии Тюдор, в Англии начались репрессии противпротестантов. В августе был арестован отец Джона, Роланд Ди. Вскоре он былотпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы.Значительное наследство, которое позволило бы Ди до конца жизни посвятить себянаучным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно.
Несмотря насерьёзные финансовые трудности, Ди в 1554 отказался от предложения занятьдолжность профессора математики в Оксфордском университете. Причиной отказапослужило недовольство Ди системой образования в Англии, в которой, по егомнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики(вместе с логикой составлявших академический тривиум) в ущерб более сложнымискусствам квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия).
28 мая 1555Ди был арестован «за вычисления» — в ту пору занятия математикойрассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству. Возможно, имелисьввиду гороскопы, составленные Ди для Марии Тюдор и принцессы Елизаветы. ВскореДи было предъявлено также обвинение в государственной измене. Ди предстал передсудом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он былнаправлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру длярелигиозного допроса. Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этотраз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён. Более того,через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Дипотерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, неоставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Ди приходилосьскрывать своё вероисповедание. Ди всячески дистанцировался от конфликтакатоликов и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическомурежиму, подвергшему его суду. Существует однако версия, согласно которой Дидействовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властьюпреследовали Ди всю его жизнь.
15 января1556 Ди представил Марии Тюдор захватывающий план учреждения Королевскойбиблиотеки, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслямзнания. План Ди был отвергнут, и вместо этого учёный принялся за составлениеличной библиотеки в своём доме в Мортлейке. Несмотря на финансовые затруднения,Ди увлечённо собирал научные труды по всей Европе. Его библиотека, уже при егожизни ставшая крупнейшей в Англии, привлекала многих учёных того времени ипревратилась в крупнейший научный центр за пределами университетских стен.
В 1558 годупосле смерти Марии I Тюдор на престол вступила Елизавета Английская,восстановившая в Англии протестантизм. Ди быстро оказался в фаворе у новойкоролевы, что довольно-таки странно, учитывая его сотрудничество с прежнимрежимом (отсюда предположение о шпионской миссии Ди). Елизавета сделала Дисвоим личным астрологом и советником в делах науки; Ди сам назначил наиболееблагоприятную дату коронации Елизаветы на основании составленного им гороскопа.
В 1561 годудополнил и расширил «Основы искусств» — знаменитую книгу по математике РобертаРекорда. В 1564 подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самуюизвестную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленнуюMonas hieroglyphica (Иероглифическая Монада), в том же году поселился вМортлейке (неподалёку от Ричмонда), его дом превратился в неформальную академиюдля поклонников герметизма елизаветинских времён. Здесь были комнаты дляхранения научных приборов, помещения для проживания студентов и библиотека,занимавшая около 5 комнат. Библиотека Джона Ди охватывала всё Возрождение иявлялась одной из самых больших научных библиотек Англии. В 1570 году написалпредисловие к английскому переводу Евклида. В 1576 году вместе с МартиномФробишером пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток. В1577 году была издана его книга «Искусство навигации», в которой выступал засоздание постоянно действующего британского флота. В 1582 году Джон знакомитсяс Эдвардом Келли, преступником и шарлатаном, который, притворившись знатокомоккультных наук[источник не указан 287 дней], обманул Джона. Келли сотрудничалс Ди 6 лет, до 1589 года, навсегда разрушив образ Ди как великого мага эпохиВозрождения и оставив несмываемое пятно на его биографии[источник не указан 287дней]. В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился наконтинент. В 1584 жил в Праге под покровительством Рудольфа II, императораСвященной Римской империи, интересовавшегося герметикой, в 1585 посетил Краков,где объяснил принципы герметической магии королю Польши, в 1586 вернулся вПрагу.
Ди вернулся вАнглию в 1589. За шесть лет его отсутствия библиотека в Мортлейке, в созданиекоторой Ди вложил столько сил и средств, была разворована, многие ценные книгии научные инструменты утрачены.
Вскоре послевозвращения Ди познакомился с Томасом Хэрриотом. Вдвоём они обсуждалипредъявленные Хэрриоту и Рэли обвинения в атеизме, а также различные вопросыматематики и естественных наук. В 1590 Хэрриот послал Ди копию одного из своихтрудов с надписью «Моему дорогому другу».
В течениенескольких лет Ди пытался добиться назначения на какой-нибудь пост икомпенсировать материальные потери, понесённые за время путешествий с Келли.Сперва он добивался назначения на должность Магистра Креста Св. Иоанна (?). Егопрошение было одобрено Елизаветой, при условии, что своё согласие даст такжеархиепископ Кентерберийский. Однако тогдашний архиепископ Джон Уитгифт так и недал своего одобрения.
В 1592 (1596)Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере. Однако он струдом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под егоначалом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, чтоЕлизавета назначила Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалитьего из Лондона.
В 1605 вМанчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Дипереехал в Лондон, где и умер в бедности в конце 1608 или в начале 1609.
Ди трижды былженат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией игерметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Ди: «Онбыл высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, сраскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо…длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек».
Достижения
Мировоззрение
Ди былнабожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философскиедоктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся вэпоху Ренессанса.
Ди верил, чточисло есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мираГосподом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынеспредставление о том, что человек потенциально способен обрести божественнуюсилу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенствепознав математику. Для Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые былиоснованы на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другимиприложениями математики) нисколько не противоречили друг другу, как мы можемполагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспектаодной и той же деятельности.
Своей цельюДи считал преодоление раскола между протестантской и католической церквямипутём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и созданиетаким образом всеобщей мировой религии.
Что важно, ДжонуДи приписывают авторство (мистфикацию) Манускрипта Войнича.[8]
Джон Диявлялся архитектором идеи Британской империи, был магом эпохи Возрождения инастоящим «елизаветинцем».
ЕнохианскаяМагия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементовПосвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари.Впоследствии, Енохианская Магия была использована Алистером Кроули, написавшимпо мотивам своих видений книгу «Видение и Голос»[2]. В настоящеевремя в Западных странах Енохианская Магия достаточно широко распространена вкругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием,оставленным Джоном Ди миру.
Такимобразом, Джон Ди является довольно- таки знаимой фигурой в истории, и его персонапо сей день вызывает споры и представляет собой огромное поле для размышлений итворчества. В художественной литературе Джон Ди встречается:
В знаменитомромане Густава Майринка «Ангел Западного окна» (Der Engel vom Westlichen Fenster,1927) Джон Ди является одним из двух главных действующих лиц.
-В рассказе«Ужас Данвича» (The Dunwich Horror, 1928) Говард Ф. Лавкрафт приписывает Диперевод Некрономикона на английский язык.
-Доктор Дипоявляется в романе Майкла Муркока «Глориана» (1978).
Американскийписатель Джон Краули сделал Джона Ди и Джордано Бруно героями тетралогии«Эгипет» (Ægypt, 1987-2007).
-Джон Динеоднократно упоминается в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» (1988) какприверженец герметической традиции.
-Герой романаПитера Акройда «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1994) приобретает всобственность дом, некогда принадлежаший Ди, и его судьба оказываетсяпереплетённой с судьбой покойного учёного.
-Американскийкиноактёр и писатель-фантаст Армин Шимерман написал трилогию «Принц купцов»(The Merchant Prince, 2000—2003, первые два романа в соавторстве), гдепопытался дать научно-фантастическое толкование магическим практикам Ди и дажезаставил последнего совершить путешествие в будущее.
-Джон Ди,наряду с другими известными личностями той эпохи возникает на страницахисторического романа Филиппы Грегори «Дурак Королевы» (The Queen’s Fool, 2004),действие которого происходит в 1550-е гг.
-Дом некого«великого мага Доктора Ди» упоминается в третьей главе первого романатрилогии Филипа Пулмана «Тёмные Начала».
Теперь вновьвернемся к книге Акройда и посмотрим как у него разворачивается история ДоктораДи и его связь с алхимическим учением.
Романзавязывается на том, что двадцатидевятилетний лондонец Мэтью получает внаследство от отца старинный дом; выясняется, что в XVI веке на этой жилплощадиразмещался доктор Ди, черный маг, алхимик и фокусник. И специализировался этотДи, в частности, на создании гомункулусов. Роман двухъярусный: нечетные главы -провек шестнадцатый, про приключения Ди и его напарника Эдварда Келли, четные –про новоиспеченного владельца дома Мэтью.
Джон Див этойкниге служит, прежде всего, в качестве связи между настоящим и прошлым дома,внутри которого развора чиваются действия. За счет таких частых переходов вЕлизаветинскую Англию и в Англию наших дней, за счет параллельностиповествования создается ощущения еврейского текста –столба, где времяпоказывается не как линейное, а как параллельное. Это связано с понятием Бейт-Мидраш[9], где основнымпринципом является рассмотрения какого-то понятия, предмета, действия,принципа, события, явления или персоналии через разные тексты.
В чем естьздесь аналогия с еврейским текстом, так это в том, что в еврейской традициизапрещено изображение человека( портреты, например), таким образом вся передачаобраза человека, его качеств и т.д. осуществлялась изначально через текст,отсюда такое большое количество книг в еврейской культуре. Так вот, в даннойкниге мы так же можем наблюдать описание человека не только через события,напрямую с ним связанными, не только через время, но и через пространство.
Дом в этойкниге есть некий портал для перемещения из одного времени в другое. НередкоМэтью, тот персонаж, что живет в наши дни, видит то, что не должен видеть, видитотрывки из прошлого.
Интереснозаметить, что роман Питера Акройда «Дом Доктора Ди» является своего родапутеводителем по миру алхимических фолиантов, энциклопедией для начинающих адептовалхимического учения.Так, на страницах «Дом Доктора Ди» можно встретитьссылки на такие книги, как De verbo mirifico, De arta caballistica, De occultia philosophia, Clavicula solomonis [10] и многие другие, окоторых большинство современных людей услышат первый раз. А вот во временаДжона Ди, напротив- каждый шарлатан, выдававший себя за алхимика или ученоголюбой другой области, обязан был иметь хотя бы маленькое представление осодержании этих Книг.
И все же,пробегаясь по названиям этих книг, наблюдая как персонажи тратят все время,усилия и деньги на теорию и практику тех положений, на которые эти книгиопираются, нельзя не задаться вопросами. Для чего нужно было это знание? Чтоискали его адепты? Что оно давало, к чему приводило и чем на самом деле все этозаканчивалось? А главное- почему сейчас авторы вновь и вновь к этомувозвращаются?
Чтобыответить на эти вопросы, нужно углубиться в сравнительный анализ главных героевромана- Джона Ди и Эдварда Келли. Интересно заметить, что персонажи являютсясвоего рода двумя крайностями одного образа- адепта алхимии. И если один делаетэто, больше склоняюсь к стороне Добра(Джон Ди), то второй (Эдвард Келли) к сторонеЗла. Разумеется, когда речь идет об алхимии, то такие понятия как Добро и Злоявляются не совсем уместными, но в данном случае они используются дляархетипичного обозначения бинарности. Итак, Джон Ди исследует алхимию какспособ понять устройство мира, проникнуть в тайны бытия. С первых страницромана нам становится ясным, что цель его – -не богатство и слава, а знания, служащие для помощи в том, что ему важно. Джон Ди в поиске harmonia mundi[11] Он уже давным-давнопонял принцип Парацельса[12], согласнокоторому материальный мир есть просто напросто сгустившийся дым. В материальноммире исследовать что-то нет смысла. И тогда Джон Ди исследует высшие сферы,параллельные измерения. Согласно все тому же Парацельсу, все существующее нанебесах, есть и в самом человеке, и все духи существуют внутри нас. Такимобразом, если познать устройство в нематериального, то можно автоматически помочьсебе в материальном мире. И этим и занимается прославленный Джон Ди. Следуюпринципу «что наверху, то и внизу и наоброт», он занимается врачевательством.Причем, обычных врачей он презирает за их гнилостность, не желания развиватьсяи страх ответственности( они лучше пропишут «сиропчик», чем возьмутся заоперацию).
Но не стоит,безусловно, идеализировать образ Доктора Джона Ди. Помимо, познаний вметафизической сфере, он любит припить вино, покутить даже, не всегда должнымобразом обращается с женой. Не говоря уже о том, что он находится в постоянномконтакте с «темным миром» духов и субстанций, враждебных человеку. Между тем, этотобраз неизбежно вызывает сочувствие. Его считают то шарлатаном, то величайшимученым, его притесняют, обвиняют в еретичестве, сажают в тюрьму и т.д. И дажекогда мы узнаем, что он создает гомункулусов, самовоспроизводящихся каждыетридцать лет, все равно на уровне самоуспокоения хочется сказать себе, что это«на благо науки». Этот эффект создается за счет печального образа Доктора Ди,«мученика науки», каким описывает его Акройд. На протяжении описания всей егожизни он нам представляется как жертва обстоятельств, которые и сделали еготаким.
Совершенно подругому обстоят дела с Эдвардом Келли.
В «Альманахенепознанного» говорится следующее: «В сфере оккультных наук можно найти многотаинственных фигур, однако в елизаветинской Англии мало кто мог сравниться сЭдвардом Келли, выходцем из простонародья, который был медиумом, помогавшимдоктору Джону Ди в его магических опытах. В попытках вступить в контакт свысшими духами, или ангелами, они пользовались методикой, впервые описаннойалхимиком Корнелием Агриппой в его классическом труде «Оккультная философия».
Полагают, чтоКелли родился в Вустере 1 августа 1555 г. и недолгое время учился в Оксфордепод именем Эдварда Тэлбота. Почему он скрывался под псевдонимом, неизвестно. Послухам, он постоянно ходил в черной ермолке, так как в наказание за подлог емуотрезали уши. Ко времени встречи с Джоном Ди 10 марта 1582 г. он уже успелпрославиться как медиум и некромант, т.е. чародей, способный вызывать душимертвых.
Глядя вмагический кристалл, Келли призывал духов заклинаниями на замысловатом тайномязыке. Он утверждал, что может видеть и слышать духов, и служил посредникомДжону Ди, который задавал им вопросы. Сторонники Ди считали, что Келли дурачитдоверчивого астролога. Однако, что касается сотрудничества Келли и Ди, многоеостается неясным.
Благодаряславе оккультистов и алхимиков Ди и Келли много ездили по Европе. Но разрыв былнеизбежен. Ди решил вернуться в Англию, а Келли продолжал странствовать поконтиненту, суля тем, кто ему верил, золото и эликсир вечной жизни, якобыоткрытый в Гластонберийском аббатстве в Англии с помощью ангелов.
В Прагеполубезумный император Рудольф II сначала произвел Келли в рыцари за его успехив алхимии, а позже, не дождавшись обещанных результатов, посадил в тюрьму. В1593 г. Келли скончался после падения с большой высоты при попытке сбежать иззаточения.»
Здесьупоминается, что Келли дурачит Ди. Это же и происходит в самой книге «ДомДоктора Ди». Доброжелатели пытаются предупредить Ди, но он не верит клевете.Этим, как раз, и пользуется Келли, добиваясь своих целей. Для него ничего нестоит «идти по головам», использовать славу и ум Ди. Дело в том, что связываетон себя с алхимией исходя из отличных от Ди целей. Среди Англо-говорящихисториков у него создался образ историка-шарлатана. Авантюрист по натуре, онувлекается алхимией не как способом познать бытие, а как способом отхватитькуш. Тот же самый философский камень он видит не как ответы на все вопросы(Ди), а как дар вечной жизни. Автор показывает нам какими как, шагая по одной итой же дороге, можно мечтать о разных вещах.
Изгерметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциальноспособен обрести божественную силу. Но Джон отдавал себе отчет в том, на какиежертвы нужно идти, чтобы эту божественную силу обрести. Келли знал, что стаким профи как Джон Ди ему нечего бояться.В сущности, ему нечего было итерять.
Автор делаетупор на зеркальность этих двух персонажей не зря.На их примере мы можемубедиться, что не каждый, кто захочет быть властелином реальности сможет этогодобиться. Но на самом деле, если читать между строк, можно увидеть интересныймомент. Несмотря на то, что автор показывает нам таких разных людей, делающиходно и то же, но разными способами, он, в сущности, доказывает нам, что никтоне сможет этим властелином стать. Какую бы дорогу не выбирали люди, какими быпринципами не руководствовались, высшие силы не обманешь. Даже если вступишь сним в контакт. Даже если, как это может сначала показаться, договоришься. И всеже, всегда нужно оставаться человечным, как бы намекает нам Акройд. Судьбаразвела Ди и Келли, но у каждого за спиной есть опыт.Оба сели в тюрьму.Ночто они будут помнить? Одни и те же события, но один поступал в них благородно,другой нет. А в результате- пустота.
Более того, вкниге даже можно наблюдать некий сарказм на тему выхода человека на «другойслой реальности». Во все времена люди пытались выйти на этот уровень, узретьновое, истинное, вечное. Делалось это с помощью какой- либо субстанции иливещества. Это несмотря на то, что считается, в том числе и самим Ди считалось,что человек может сам достигнуть этого.Во времена алхимиков это был мифическийфилософский камень, дарующий вечную жизнь, во времена декаданса это был абсент,уносящий тебя «в другие миры», сейчас это наркотики. Вот и получается, чтоалхимия и современность очень даже связаны. Все идет из одного желания–управлять миром, быть его Королем. Для современного общества это характернокак никогда.
Вывод
Такимобразом, на примере рассмотренной книги мы выявили несколько очень важныхмоментов. Для начала роман можно считать напутствием. В наше время, когда вновьвспыхнул интерес к необъяснимому, к потустороннему эта книга как никогдаявляется актуальной. С новой силой человек пытается заглянуть в «тот мир»,вновь пытается стать Властелином и Ведающим Истину Мироздания. Вновь ничего небоится. И « Дом Доктора Ди», возможно, был написан, чтобы человек остановился всвоих желаниях, понял к чему это может привести. Ведь не зря сейчас существуетдостаточное количество книг и фильмов, которые описывая попытки человека взятьверх над природой, показывают, в результате, тщетность этих усилий. Многие«мыслители» уже сейчас начали предостерегать общество от подобных ошибок. «ДомДоктора Ди» относится к их числу.
А так же, какговорилось, книга служит обзором книг, посвященных алхимии и смежных наук. Так автореще и дает возможность тем, кто в наше время заинтересовался этой темой, таккак она стала популярной, познакомиться с научно-фактическим ее аспектом, нетолько с мифологическим.
Заключение
Итак, мырассматривали причины популярности готического романа и, в частности, алхимии. Этот тема на самом деле является актуальной, поэтому исследование ее былоочень важной составляющей для того, чтобы исследовать состояние современнойлитературы вообще. Данная научная работа может служить хорошим толчком для такихисследований.
Итак, причиндля популярности готического романа и концепта алхимии в современном обществесуществует несколько.
Во-первых,состояние самого общества. Оно концептуально напоминает готическое обществоЭпохи Просвещения, где готика, ее «нечеловеческим» была прочитана какальтернатива Философии Просвещения с человеком в ее центре. Кроме того, помнению Дины Хапаевой, современное общество отражает ситуацию грядущеговарварства, а, по сути, уже наступившего. Напомним, что готика считалась «варварством», опять же, во времена Эпохи Просвещения. В этом случае становитсяясным почему готика стала символом фашизма. А сегодня, когда обстановка в миренастолько накалена, когда мы невольно становится свидетелями насилия и упадкаценностей, нельзя не задуматься о том, что общество действительно можно назвать« варварским».
Следующаяпричина возвращение к готике как стилю и, в частности, к литературномунаправлению – возвращение к прежним идеалам. Это относится к возвращениюидеалов красоты(например моды на подражание вампирам « красные губы, бледнаякожа, выкрашенные черные волосы» ), а так же моделям поведения ( например,виктизм ) .
Так же уавторов в их произведениях находит свое место запрос людей на «готические»потребностей – потребностей «дешевых чувственных удовольствий, развлечений»( «cheap thrills»). Связано это с тем,что ритм сейчас очень напряженный, ненормированный, каждый день состоит изцелого списка проблем. Таким образом, через готическую литературу люди ипытаются уйти в «другие миры», чтобы забыть реальные проблемы и погрузиться ввоображаемые, которые потом так или иначе, но разрешаются авторомпроизведения.
Следующиймомент –научный. Возобновляется интерес к алхимии. Проводится очень многоисследований, пишется много научных работ. Алхимия вновь становитсявостребованной- и как наука, и как источник сюжетов для произведений.
Нами былирассмотрены возможные причины подъема интереса к готическим произведениям иалхимии.
На примерерассмотренной книги мы выявили несколько очень важных моментов. Для началароман можно считать напутствием. В наше время, когда вновь вспыхнул интерес кнеобъяснимому, к потустороннему эта книга как никогда является актуальной. Сновой силой человек пытается заглянуть в «тот мир», вновь пытается статьВластелином и Ведающим Истину Мироздания. Вновь ничего не боится. И « ДомДоктора Ди», возможно, был написан, чтобы человек остановился в своих желаниях, понял к чему это может привести. Ведь не зря сейчас существует достаточноеколичество книг и фильмов, которые описывая попытки человека взять верх надприродой, показывают, в результате, тщетность этих усилий. Многие «мыслители»уже сейчас начали предостерегать общество от подобных ошибок. «Дом Доктора Ди»относится к их числу.
А так же, какговорилось, книга служит обзором книг, посвященных алхимии и смежных наук. Такавтор еще и дает возможность тем, кто в наше время заинтересовался этой темой,так как она стала популярной, познакомиться с научно-фактическим ее аспектом,не только с мифологическим.
Исследованияданной проблематики можно продолжать через расширение базы художественныхпроизведений, в своем сюжете содержащих алхимию как концепт .
Списокиспользуемой литературы
1. ДомДоктора Ди: роман /Питер Акройд; пер.с англ. В. Бабкова .- М.: АСТ: Астрель:Corpus, 2009.- 448 с.
2. French, Peter J. (1972). John Dee: The World of an ElizabethanMagus. London: Routledge & Kegan Paul.
3. Gothic Tale (The Oxford Companion to English Literature, 5-е и 6-е издания, 1985, 2000).
4. Klossowski de Rola, S. Alchemy: The Secret Art — London: 1973.
5. БердяевН.А. Декадентство и мистич. реализм. М.: Русская мысль. 1907. № 6. 30 с.
6. Всеобщаяистория искусств, Т.2,- М.: Искусство, 1960, с. 624-643
7. Герметическаякосмогония / Пер. Г.А. Бутузова. СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение,2001, С. 273—341.
8. Герметизм,магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. / Пер. Ю.А. Данилова.М.: Канон+, 1999, С. 168—216.
9. ПальяК. Декадентское искусство.Личины сексуальности.; Екатеринбург: У-Фактория;Изд-во Урал. ун-та, 2006, с. 624-643
10. ГермесТрисмегист. Aureus Tractatus / Пер. В.Н. Морозова // Studia culturae. Выпуск 9.— СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2006 г. — 360 с. (С. 291—317)
11. Гиппиус3. Критика любви. Поэты-декаденты. М.: Мир искусства. 1901. № 1; 123 с.
12. ГофштеттерИ. Поэзия вырождения. Филос. и психологические мотивы декадентства. СПб.:, 1902, 204 с.
13. РабиновичВ.Л. Алхимия как феномен Средневековой культуры- М.: Наука,1979, 269 с.
14. ХапаеваД. Готическое общество: морфология кошмара. — М.: Новое литературное обозрение,2007, 152 с. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
15. ЧерныйМ.Н. Философия декадентства. Критич. очерк. СПб.: Мир Искусства, 1899 г. 60 с.
16. Фулканелли.Тайны Соборов / Пер. с фр. В.А. Каспарова.М.: 2008, 384 с.
17. Юнг,К.Г. Психология и алхимия. /Пер. с англ. С.Л. Удовик.М.: REFL-book, Ваклер,1997, 268 с.
18. Алхимияи Спаригия. Сайт, посвященный алхимии и спаригии alchemy.ucoz.ru
19. БлокЭнмеркара. Другая Магия. www.enmerkar.com/
20. Декаданскак он есть. Сайт, посвященный декадансу alchemy.ucoz.ru/
21. БаллаО. Рецензия на книгу Д. Хапаевой « Готическое общество» для «Русскогожурнала»: /http://www.russ.ru/culture/krug_chteniya/bogi_ugasli_i_otstupili_goticheskoe_obschestvo_i_ego_vragi)
22. КалининаАлина.Готика и Современность. Интернет –журнал « Самиздат». zhurnal.lib.ru/k/kalinina/gotika-1.shtml
23. СавельевК.Н. Английский декаданс: французский фактор. Интернет –портал «Знание.Понимание. Умение.»/ www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Saveliev/