Департамент образования гор. Москвы
Московский Городской Педагогический Университет
Курсовая работа по русской литературе на тему:
«Авангард в творчестве Ю. Олеши»
Выполнила:
студентка 4 курса, 2 гр.
Миронова Е.А.
Руководитель:
Малыгина Н.М.
Москва 2010
Содержание:
Вступление
1. Юрий Карлович Олеша.Биография. Этапы творчества
2. Авангард
3. Авангард втворчестве Ю. Олеши
Списокиспользованной литературы
Вступление
Живя в определенное время, мы, так или иначе, попадаем под влияниеобщественных идей, настроений, тенденций. И даже реакция отторженияобщественной морали является прямым доказательством нашего взаимодействия собществом. Так в начале XXвека во времена развития авангардных течений совсем не обязательно былопринадлежать к какой-либо оформившейся группе, чтобы в творчестве были виднычерты авангарда. В 1910-20-х годах каждый из деятелей искусства, будь тописатель или поэт, живописец или режиссер театра, пробовал привнести что-тоновое, самобытное в культуру социалистической страны, но не все проходилоцензуру. После революций появился новый читатель в добавление к буржуазнойчитательской публике. Новый мир требовал новой литературы.
Одним из ярких представителей этой эпохи был Юрий Карлович Олеша(1899-1960) – русский советский писатель, поэт и драматург, ныне известный лишьв качестве автора детского романа-сказки «Три Толстяка».
Главной целью этой работы является анализ творчества писателя с цельювыявления в нем черт авангарда на примере романа «Зависть». Итак, приступим…
1. Ю.К. Олеша. Биография. Этапы творчества
Юрий Карлович Олеша родился 19 февраля (по старому стилю) 1899 г. вЕлисаветграде (ныне Кировоград) в семье обедневших польских дворян.
Отец — сын акцизного чиновника, прогулявший родовое состояние. Многопьет, играет в карты.
Клуб – одно из главных слов моего детства[1], — пишет Олеша всвоих автобиографических заметках.
Главным человеком детства писателя была его бабушка.
Детство Олеши прошло в Одессе: семья переехала туда в 1902 г.
Маленькому Юрию было запрещено играть с соседскими мальчиками, детьмине нашего, как тогда говорили, круга[2].
В 11 лет, прошедший бабушкино образование, Олеша поступил в одесскуюРишельевскую гимназию.
Олеша очень любил цирк, мечтал стать циркачом, именнопрыгуном. Уметь делать сальто-мортале было предметом моих мечтаний[3].5 копеек, данные ему на полдник в гимназии, каждый день откладывал, такимобразом, к концу недели накапливалось 30 копеек и, при помощи любимой бабушки,покупал себе билет в цирк на субботнее представление за 50 копеек.
«Литература началась для него очень рано — с одесскихпоэтических альманахов, в изобилии выходивших в годы первой мировой войны; ссобственных стихов, которые еще шестнадцатилетним гимназистом он видитнапечатанными в журналах, с многочисленных в Одессе тех лет вечеров поэтов,сильнейшим образом его интересовавших. Стихи Олеши весьма занимали тогда«поэтов Одессы», их с «восхищением читали… имитируя его манеру декламации —медлительно-торжественную и протяжно-певучую»,— вспоминает один изсовременников»[4].
Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесскийуниверситет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодымилитераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовалгруппу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работалжурналистом и печатал стихи в газетах.
В начале 1920-х переехал в Москву, с 1922 работал в «Гудке» – отраслевойгазете железнодорожников: писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимомЗубило (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф иЕвгений Петров). Впоследствии Олеша вспоминает: «Одно из самых дорогихвоспоминаний моей жизни – это моя работа в «Гудке». Тут соединилось все: и моямолодость, и молодость моей Советской родины, и молодость нашей прессы, нашейжурналистики.
Я поступил в «Гудок», стати говоря, вовсе не на журналистскуюработу. Я служил в так называвшемся тогда «информационном отделе», и работа моясостояла в том, что я вкладывал в конверты письма, написанные начальникомотдела по разным адресам рабкоров. Я надписывал эти адреса… Однажды — я уж непомню, какие для этого были причины — начальник отдела Иван СеменовичОвчинников предложил мне написать стихотворный фельетон по письму рабкора. И янаписал этот стихотворный фельетон…
— Как его подписать?— спросил я моих товарищей по отделу.— А?Как вы думаете? Надо подписать как-то интересно и чтобы в псевдониме былпроизводственный оттенок… Помогите.
— Подпиши «Зубило»,— сказал Григорьевич, один из сотрудников,толстый и симпатичный.
— Ну, что ж,— согласился я,— это неплохо. Подпишу «Зубило»[5].Зубило – металлорежущий инструмент,у которого усилие резания создаётся ударами по нему молотка; служит дляпрорубания канавок, пазов, снятия стружки, разрубания металла[6].Этот псевдоним как нельзя лучше подходил под фельетоны, в них слышался звукудара молотка по металлу: грубо, звонко, четко. Олеша был богом рабкоров. Когдаон переделывал их заметки, они узнавали себя.
Фельетоны «Зубила» пользовались огромной популярностьюсреди читателей газеты. Позднее, в своем автобиографическом произведении, Олешатак объяснял свою популярность:Дело было, прежде всего, в том, что егофельетоны отражали жизнь, быт, труд железнодорожников[7].(436)
Часть этих фельетонов Олеша собрал в 1924 г. всборник, который так и назывался — «Зубило».
Прозу начал писать в 1922г. Работал, не оглашая, марая,зверея от помарок, пять лет[8].
Первым опубликованным прозаическим произведением стал роман «Зависть». Онбыл напечатан в 7 и 8 номерах журнала «Красная новь» 1927 под собственнымименем автора. Как всякая первая книга, она явилась результатом оченьдлительных накоплений.О новом романе скоро заговорила вся литературная Москва,толки не умолкали потом много лет.
В 1928году в печать вышел роман для детей «Три Толстяка», законченныйеще раньше «Зависти», в 1924году. Через много-много лет Олеша, получивтелеграмму из «Мультфильма», напишет: Подумать, сколько лет они стоят, таксказать, в повестке дня нашего искусства![9] Не ожидал онтакой судьбы для своего романа-сказки, а вот по поводу «Зависти» у него было убеждение,что эта книга будет жить века[10].
Затем Олеша работал с малыми прозаическими жанрами, он писал рассказы.(На самом деле проза Олеши началась с рассказов, но о своих первых опытахписатель предпочитает не упоминать.)
Ему принадлежит авторство более тридцати рассказов. Сам он делил своирассказы на две группы: сборник «Вишневая косточка» и «новые» рассказы(эторассказы, где уже речь идет не себе, а о советских людях[11]).
В 30-е годы Олеша печатает много статей и очерков.Большие его вещи уже не появляются. Он начинает пьесы, повести, много работаетнад ними, но так и не заканчивает. Он пишет, правда (один или в соавторстве),несколько сценариев для фильмов — «Болотные солдаты», «Строгий юноша», «Ошибкаинженера Кочина», фильмы эти выходят на экраны (кроме фильма «Строгий юноша»,отснятого, но не показанного зрителям).
Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но невыступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки.Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угоститьистинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможностьреализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похоронсоветских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Егохоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории — не за служение роднойкоммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросилфразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самойнизкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя. Олеша скончался вМоскве 10 мая 1960 года.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1ряд).
«В 1965 году, через 5 лет после смерти писателя вышла недописанная им,собранная составителями из отдельных, разрозненных записей книга «Ни дня безстрочки» — итог многолетней, кропотливой, каждодневной работы»[12].
Из письма к матери: Главная моя работа сейчас – это составление книги,которая будет называться «Воспоминания и размышления». Это книга о себе, олитературе, о жизни, о мире…»[13].
«Эти записи-воспоминания писателя, не связанны никакой фабулой,объединенны только личностью автора, его единым отношением к миру и к слову.
И этой не совсем обычным путем родившейся книгесуждена была особенно широкая популярность»[14].
2. Авангард
Авангард (от фр.avant-garde – передовой отряд) – этосовокупность течений в искусстве нач. XX века, отрицающих классическую эстетику художественности произведения: «СбросимПушкина с корабля современности![15]»ипровозглашающим новую эстетику; течение, стремящееся к радикальному разрыву сискусством прошлого: «Мы свой, мы новый мир построим!»[16].
Футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, дадаизм – самые крупные теченияавангарда в мировой культуре. В России основными являются футуризм, имажинизм,акмеизм, ОБЕРИУты. Также существовали более мелкие литературные кружки, такиекак центрифугисты, заумники, ничевоки, биокосмисты, конструктивисты и др.
Первое упоминание термина «авангард»в отношении к искусству встречается у Г.Д.Лавердана «О миссии искусства и ролихудожников»(1845), где автор отводит художнику передовую, «авангардную» роль враспознавании и выражении социальных тенденций общества.
В начале XX века этот термин означает радикализм, как политический,так и эстетический, и используется при рассмотрении течений искусства XX века, претендующих на коренноеобновление художественной практики общества.
Следует разграничить термины «авангард» и «модернизм», последнийпредставляет собой более широкое понятие и включает в себя также школы, чьиустремления остаются в рамках классических эстетических требований.
Авангард возник во время кризиса капитализма, последствиями которого явились1-й мировая война и революции в России и ряде европейских стран. Этот кризисобнажил крах буржуазной идеологии, и именно в это время, в 10—20-е гг.20 в., течения авангарда начали бурно развиваться. Большинствореволюционно настроенных художников видело в авангарде прежде всегониспровержение идеологических мифов буржуазии. Они ставили себе главной задачейразрушение всех устоев буржуазного общества, чтобы потом с чистого листа начатьстроить новый дом для человека, с новыми законами, устоями, с новой эстетикой иновым искусством, в котором не будут чувствоваться пережитки прошлого.
Авангард определяется не только по чисто внешним, общим признакам —требованию ломки устоявшихся художественных канонов и обязательной новизныформы. Попробуем выявить и систематизировать внутренние признаки авангарда.
· Содержательнымаспектом произведений искусства авангарда является критическая постановкапроблемы функционирования искусства в социуме. Новое искусство стремилосьзанять активную позицию на стройке нового мира. Искусство должно быть близко ипонятно людям, оно должно отражать проблемы социума.
· Переоценкаэстетических ценностей имеет в течениях авангарда прежде всегожизнестроительное значение, вследствие чего его манифесты часто выдвигаютполитические требования и тесно связаны с философской проблематикой.
· Авангард ведетпостоянную борьбу с реализмом за более адекватное отражение действительности,отрицая в этой борьбе такие элементы как, например, сюжет и характер и считаяих ложными.
· Авангард пытаетсянайти путь к внеэстетическому воздействию на способность эстетическогопереживания. Результатами этого поиска явились: культ машины,противопоставленной несовершенству человека в итальянском футуризме;обращение к слову как самоцели у рус. футуристов; апофеоз тотального разрушениявсякого смысла в дадаизме; «психический автоматизм» в сюрреализме;обращение к непосредственно выплескивающемуся, неподвластному никакомупсихологическому детерминизму чувству в экспрессионизме; метод «потокасознания» и др.
3. Авангард в творчестве Олеши
«Необычно, странно для слуха прозвучала в 1927 г.отчетливая и ясная проза Олеши»[17]. Уже с первого своегопоявления в московской печати Ю.Олеша был признан самобытным новатором. «Самхудожественный метод Олеши разными критиками определялся по-разному. Одниназывали его писателем-экспрессионистом (Вяч.Полонский), другие находили у негоаналоги с представителями европейского модернизма, например с Ж.Жироду»[18].
Но, не смотря на свою неповторимую оригинальность,Олеша не теряет связь со своими предшественниками. Так в статье М.Чудаковойговорится о насыщенности романа литературой. « “Зависть” была написана в 1927г., и человек, написавший ее, будто держал в голове перечень предметов, ужеописанных литературой прошлого века. И если ему надо «по ходу действия»описывать такой предмет, то нужно только напомнить читателю, что это — старыйего знакомец, которого достаточно припомнить, потому что о нем в литературе ужевсе сказано. «Я покинул аэродром» — сколько раз «покидали» герои место ихнепризнания. Патетичность слова в данном случае является как бы поневоле, какбы в память о том, как это делается в литературе, как должен влитературе уходить со сцены непризнанный герой»[19].
Также М.Чудакова прослеживает трансформированиеописаний от Тургенева, у которого «любое описание дается там как единственновозможное», через Толстого, показывающего пейзаж сквозь призму состояния героя,до Олеши, который придает самостоятельную ценность зрительным подробностям. Аобраз главного героя «Зависти» Николая Кавалерова очень близок к персонажамДостоевского.
При чтении автобиографических мемуаров Олеши, мы видимтеплое и родственное отношение к классикам. Так в одной из своих записей Олешавосторгается описанием неба над головой идущих ночью в ущелье солдат,которое есть в одном из кавказских рассказов Толстого. Там сказано, что таузкая извилистая полоска ночного неба, полная звезд, которую видели над собойшедшие между двух отвесных стен ущелья солдаты, была похожа на реку. Она текланад головами солдат, как река, эта темная мерцающая бесконечностью звездполоска[20]. Олеша относитэто описание кчудесам литературы, к красотам, которыми такприятно делиться с читателями.
Не смотря на новость языка и способов изображения персонажей, у Олеши неттакого отрыва от классиков XIXвека и виднейших писателей старшего поколения, как у Маяковского, одного изярчайших представителей авангарда.
Олеша восторгался Маяковским, как человеком,из-под чела которогосмотрели необыкновенной силы и красоты глаза[21] и общение скоторым чрезвычайно льстило самолюбию, и как поэтом, в чьихкнигахраскрывается целый театр метафор. От булок, у которых «загибаются грифыскрипок», до моста, в котором он увидел «позвонок культуры»[22].
Олеша не раз предпринимал попытку по перечислению метафор Маяковского, нов итоге всегда приходил к выводу, что такое перечисление окажется равнымпереписке почти всех его строк[23].
И Олешу и Маяковского называли королями метафор. Да, это двавеликих человека, два мастера слова, мир которых метафоричен. «Сюжетныеметафоры – система видения Олеши. Он видит стрекозу и то, что она похожа насамолет»[24] (Шкловский). В этом естьодна из черт авангардизма в творчестве Олеши.
Самые смелые метафоры Олеши – когда мосты похожи на кошек – читаютсядетьми «с визгом», так как они тоже видят мир по-новому, заново приходят в мир.Мир детей метафоричен, это мир смелых видений и сравнений.
В этих метафорах Олеша видел смысл своей жизни, смыслвообще всей литературы. Кто-то сказал, что от искусства для вечностиостанется только метафора…В этом плане мне приятно думать, что я делаю кое-что, чтомогло бы остаться для вечности[25].
Но иногда Олеша с болью пишет, осознавая себя назывателемвещей, аптекарем[26]. В этойрефлексии есть только доля истины. Мне кажется, Олеша сожалеет о том, что он несмог выразить в своих произведениях собственные сокровенные мысли о себе, овремени, о мире. Но не стоит его в этом обвинять – в этом виновато время, времямолчания. Вениамин Каверин в своих воспоминаниях писал: «Еще лет за шесть досъезда, когда мы впервые встретились у Мейерхольда, я спросил его, что онстанет писать после «Зависти», которая была, с моей точки зрения, счастливымначалом. Он выразительно присвистнул и махнул своей короткой рукой. “Так выдумали, что ‘Зависть’ – это начало? Это конец”, – сказал он».[27]Олеша как тонко чувствующий художник ощутил это грядущее время великогомолчания.
Авангард характеризуется экспериментальностью вобласти языка и формы. В этом экспериментаторстве проявляется борьба авангарда с реализмом за болееадекватное отражение действительности. Олеше тоже кажется, что внешний мир ещенедостаточно точно описан литературой, что его нужно описывать заново, другимиспособами.Мы стоим перед вопросом, как вообще писать[28].И Олеша отвечает на этот вопрос по-своему: из-под его пера выходит роман«Зависть», который сразу завладевает вниманием публики. «Первые же страницыпервого романа Олеши резко отличили его манеру от литературной работы многихего современников», – пишет в своей книге М. Чудакова.
Он моется, как мальчик, дудит,приплясывает, фыркает, испускает вопли. Воду он захватывает пригоршнями и, недонося до подмышек, расшплепывает по циновке. Вода на соломе рассыпаетсяполными, чистыми каплями. Пена, падая в таз, закипает, как блин. Иногда мылоослепляет его,— он, чертыхаясь, раздирает большими пальцами веки. Полощет горлоон с клекотом. Под балконом останавливаются люди и задирают голову»[29].
В своей работе М. Чудакова подробно разбирает на частиэту новую манеру письма.
— «фразы стояли особняком одна от другой, каждая изних четко описывала предмет или жест и удивляла полным отсутствиеммногозначительности». Замок щелкнул надо мной так, точно обломилась ветка, ия свалился с прекрасного дерева, как перезревший, ленивый, шмякающий припадении плод[30].
— «удивляла подчеркнутая ясность синтаксиса» Каждыйдень наблюдений давал мне частицу ответа. Прошел месяц. Ответ я знаю. И уже небоюсь. Вы просто тупой сановник. И больше ничего[31].
— «отсутствие “простонародного” языка» «Из всех“деревенских слов” во всем романе с трудом отыскивается одно лишь “давеча” — ито оно кажется неуместным»[32].
- «новенькие, почти хрустящие слова из новых областейтехники, неожиданные термины науки движутся перед читателем»: ландшафт,стереоскопичность, метеорологическая наука, электрическая лампочка, вольфрамовынити, геометрические планы, колебание эфира, шаровидная молния… И светятся вяме гнилушки, фосфоресцирующие грибки – плесень. Это наши чувства! Это все, чтоосталось от наших чувств, от цветения наших душ[33].
— «“внимательно, аналитически” Олеша подходит кописанию вещей» На пояснице его я увидел родинку, особенную, наследственнуюдворянскую родинку, – ту самую, полную крови, просвечивающую нежную штучку,отстающую от тела на стебельке[34].
— «нет, кажется, другого романа, где люди бы так многодвигались» Двадцать колоколов раздирали его. Как ямщик, он откидывался,нагибал голову, может быть, гикал. Он вился в серединной точке, в центремрачной паутины веревок, то замирал, повисая на распростертых руках, тобросался в угол, перекашивая весь чертеж паутины, – таинственный музыкант,неразличимый, черный, может быть, безобразный, как Квазимодо[35].
— «предметы меняются, их цвет и форма непостоянны, ониразные при разном свете и иногда становятся неузнаваемыми » (это влияниеавангардных течений в живописи, а именно Лучизма Ларионова) Комната где-токогда-то будет ярко освещена солнцем, будет синий таз стоять у окна, в тазубудет плясать окно, и Валя будет мыться над тазом, сверкая, как сазан,плескаться, перебирать клавиатуру воды…[36]
— «чисто живописное разложение цвета»Голубойи розовый мир комнаты ходит кругом в перламутровом объективе пуговицы[37].
— «стремление пристально рассмотреть вещь поднепривычным углом зрения» Пенсне переезжае как велосипед[38].
— «стремление автора добраться до схемы, до “чертежа”вещи».
Пробовались новые способы описания вещей, новые формылитературного мышления. Этот поиск свойственен не только Олеше, а всемписателям этой эпохи. Некоторые находки у них совпадают, так, например, похожиописания зеркал у Грина и у Олеши. Авангард так или иначе повлиял на всехпредставителей искусства.
В 20-м столетии произошел небывалый взлет развитиянауки и промышленности. ХХ век – век создания автомобилей, самолетов, спутников,ракет, компьютеров…Машины окружают человека. Олеша видел это взлет своимиглазами, чувствовал своим телом и понимал своим умом. Могу сказать, чтовеликая техника возникла на моих глазах.… Были окна, за которыми нечернели провода, не горели электрические фонари, окна, совсем не похожие на те,в какие мы смотрели теперь: за ними была видна булыжная мостовая, проезжализвозчик, шел чиновник в фуражке и со сложенным зонтиком под мышкой, силуэтамивырисовывались крыши на фоне заката, и если что-либо представлялось глазунового, невиданного, то это была водосточная труба, сделанная их цинка[39].Интересно звучат слова Олеши о первых электрических лампочках:это былине такого типа лампы, какие мы видим теперь – разом зажигающиеся в наивысшейсиле света, а медленно, постепенно достигающие той силы свечения, которая былаим положена[40]. И толпы соседейсо всех ближайших домов приходили посмотреть на одиноко висящую, привычную намлампочку Ильича, как на диво-дивное.
Естественно, что литература не могла обойти сторонойдостижения научно-технического прогресса. Наоборот, она взяла их на вооружение.У воображения появилось новое пространство для освоения. Уэллс первый обратилхудожественное внимание на машину в своем романе «Борьба миров». На машину иее значение в жизни человека – на машину как на явление философское, историческое,нравственное[41].
В романе «Зависть» перед нами предстают два образамашины: первый – это машина-робот, произведенная человеком, второй – это человек,стремящийся превратиться в машину. Воплощением последнего является образ ВолодиМакарова и, отчасти, Андрея Бабичева. Это люди нового века, люди действия. Незря в романе так много описаний движений человека, движений в чистом виде.О желании Володи стать машиной мы узнаем из его письма Бабичеву, письмо какосознанный продукт размышлений человека. Володя мог бы обронить эту идею вразговоре, но Олеша сознательно сажает Володю за письменный жанр. Я хочубыть машиной… чтоб быть равнодушным, понимаешь ли, ко всему, что не работа![42]Зависть взяла к машине – вот оно что! Чем я хуже ее?.. Хочу и я бытьтаким…чтоб ни цифирки лишней[43].
Результат механизации Володи Макарова мы можем увидетьв описании героя: у Володи целая сверкающая машинка зубов[44],он как машина преодолевает законы физики,он взлетал вместе с мячом,завертевшись, точь-в-точь навинчиваясь на него: он обхватывал мяч всем телом —коленями, животом и подбородком, набрасывая свой вес на скорость мяча, какнабрасывают тряпки, чтобы потушить вспышку[45]. Но такжеследует отметить, что автором всех этих описаний является Николай Кавалеров.Андрей Бабичев тоже машина, также использовано большое количество глаголов дляего описания, но, когда Бабичев решает приютить у себя на время Кавалерова, мыслышим голос Олеши: Машина остановилась[46].
Офелия – это машина, созданная советским чародеемИваном Бабичевым. Изобретатель с детства, он мечтал о совершенной машине,которая может все, и создал ее у себя в воображении. Мы не видим как таковогоописания этого чуда техники. И то, присевшее на балку, блеснув при повороте,повернулось, застучало, топчась, как стучит птица, и стало исчезать в темномпровале между скрещений[47]. А также:Страшная железная вещь медленно двигалась по траве по направлению к нему. Изтого, что можно было назвать головой вещи, тихонько выдвигалась сверкающая игла[48].
Но вспомним, первое “описание” Офелии мы слышим из устуже нетрезвого Ивана, повествующего «Сказку о встрече двух братьев». А второе –является Кавалерову во сне во время болезни.
Иван хотел опозорить идола нового века –машину. Опозорить, наделив еепошлейшими человеческими чувствами! Но оношибся. В новом веке есть место чувствам.
Одно из достояний авангарда – «урбанизм (франц.urbanisme, от лат. urbanus – городской, urbs – город), направление в градостроительстве20 в., представители которого утверждали идею о главенствующей и безусловнопозитивной роли городов в современной цивилизации»[49].В искусстве под этим термином следует понимать изображение жизни крупныхгородов в произведениях. Эта тематика получила свое развитие в XX веке и до сих пор не утратилаактуальности. Изображение города не как причина возникновения того или иногосостояния героя (как у Достоевского), а как самоцель.
Изображение жизни города как развивающейся формыобщества.
В творчестве Олеши мы видим отражение города взеркале, город как пространство…
Красоты Олеши предстают перед нами в изображениигорода:
Переулок суставчат. Я тягостнымревматизмом двигаюсь из сустава в сустав.(26)
Юноша, озирающий город. Никому неизвестный юноша уже пришел, уже близок, уже видит город, который спит, ничегоне подозревает. Утренний туман только рассеивается. Город клубится в долинезеленым мерцающим облаком. Том Вирлирли, улыбаясь и прижимая руку к сердцу,смотрит на город, ища знакомых по детским картинкам очертаний.(42)
Огромное облако с очертаниями ЮжнойАмерики стояло над городом. Оно блистало, но тень от него была грозной.(46)
Дождь ходит по Цветному бульвару,шастает по цирку, сворачивает на бульвары направо и, достигнув вершиныПетровского, внезапно слепнет и теряет уверенность.(47)
Список использованной литературы:
1. Ю.Олеша«Избранное», М., 1974г., изд-во «Художественная литература»
2. Шкловский«Глубокое бурение»
3.М.О.Чудакова «Мастерство Юрия Олеши»
4.А.В.Белинков «Сдача и гибель советского интеллигента»
5. БольшаяСоветская Энциклопедия
6. КраткаяЛитературная Энциклопедия
7.Н.И.Харджиев «Статьи об авангарде», М., 1997
8. В.К.Шеншин«Традиции Достоевского и советский роман 1920-х: К.Федин, Ю.Олеша, Л.Леонов»,Красноярск, 1988
9. К.Кузьминский,Д.Янечек, А.Очеретянский «Забытый авангард», Нью-Йорк, 1995
10. Ю.Олеша«Книга Прощания», вступит статья В.Гудковой, М., 2006, изд-во «Вагриус»