Реферат по предмету "Культурология"


Современная теория цивилизации

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Российский государственный медицинский университет
им. Пирогова Н.И.
Кафедра политологии и культурологии
Реферат
на тему:
>
Подготовил Чурсин В.А.
студент 140 группы
Москва 2007
«Современнаятеория цивилизации»
Когда мыупотребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвы­чайнобольшую семантическую и этимологичес­кую нагрузку. Однозначной его трактовкинет ни в отече­ственной, ни в зарубежной науке.
Слово«цивилизация» появилось во французском язы­ке в середине ХYlll века; лавры его создания отдают Буланжеи Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса иупотреблялось только в един­ственном числе как противоположная «варварству» ста­диявсемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристскойинтерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизациейобщество, ос­нованное на разуме и справедливости.
В началеXIX в начался переход от монистическойинтерпретации истории человечества к плюралистичес­кой. Это было обусловленодвумя факторами.
Во-первых, последствиями Великой французскойреволю­ции, установившей новый порядок на развалинах ста­рого и тем самымобнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.
Во-вторых, тем огромным этно-историческимматериалом, полученным в «эпоху путешествий», который обна­ружил огромноеразнообразие нравов и человечес­ких установлений вне Европы и то, что цивилиза­ции,оказывается, могут умирать.
В связи сэтим стала складываться «этнографичес­кая» концепция цивилизации, основукоторой составляло представление о том, что у каждого народа- своя циви­лизация (Т. Жуффруа).В романтической историографии началаXIXв. с ее апологией почвы и крови, экзальта­цией народного духа понятию цивилизациибыл придан локально исторический смысл.
В началеXIX в. Ф. Гизо,предпринимая попытку раз­решить противоречие между идеей прогресса единого родачеловеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографическогоматериала, заложил основы этно-исторической концепциицивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилиза­ции,а с другой,- есть еще и Цивилизация какпрогресс человеческого общества в целом.
В марксизметермин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развитияобщест­ва, следующей за дикостью и варварством.
Утвердившиесяво второй половинеXVIII - начале XIX в. три подхода к пониманию слова«цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:
1) унитарныйподход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества,представляющего собой единое целое);
2)  стадиальный подход (цивилизации,являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);
3)  локально исторический подход(цивилизации как качественно различные уникальные этнические или историческиеобщественные образования).
Цивилизация,считалГизо, состоит из двух элементов: социального, внешнегопо отношению к человеку и всеоб­щего, и интеллектуального, внутреннего, определяющегоего личную природу. Взаимное воздействие этих двух яв­лений. социальных иинтеллектуальных, является осно­вой развития цивилизации.
А. Тойнбирассматривал цивилизацию как особый социокультурныйфеномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основукоторого составляет религия и четко выраженные параметры тех­нологического развития.
М. Вебертакже считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучениюцивилизацию с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности об­ществатремя основными компонентами: техникой, соци­альной организацией и философией,причем техника у него определяет остальные компоненты.
Ф. Копечпы была также предпринята попытка создать особую «наукуо цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать отистории цивили­зации. поскольку теория есть единое учение о цивилиза­циивообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.
Главнаяпроблема науки о цивилизации- происхожде­ниеи природа ее многообразия. Содержание всеобщей ис­тории- изучение борьбы цивилизаций, их развития, а так­же историявозникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, чтоцивилизация.
·  во-первых,- это особое состояние групповой жизни, ко­тороеможет быть охарактеризовано с разных сто­рон; «особая форма организацииколлективности лю­дей», «метод устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация- это социальная целостность;
·  во-вторых,внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями- блага (мо­рали) и истины; а внешняя, илителесная- катего­риями здоровья иблагополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Этипять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразиецивилизаций, а неограниченнос­ти методов как способов связи факторов жизни соот­ветствуетнеограниченное количество цивилизаций.
Вотечественной литературе также существует раз­личное понимание того, что лежитв основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма счи­тают,что решающее воздействие на характер цивилиза­ции оказывает географическаясреда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на фор­мыкооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).
Л.Н. Гумилевсвязывает это понятие с особенностями этнической истории.
Однако вцелом у нас преобладает культурологичес­кий подход к определению понятия«цивилизация». В боль­шинстве словарей это слово интерпретируется как сино­нимпонятия культура. В широком смысле под ним под­разумевают совокупностьматериальных и духовных до­стижений общества в его историческом развитии, в узком-только материальную культуру.
Поэтомубольшинство ученых склонны определять ци­вилизацию «как социокультурнуюобщность, обладаю­щую качественной спецификой», как «целостное кон­кретно-историческоеобразование, отличающееся харак­тером своего отношения к миру природы ивнутренни­ми особенностями самобытной культуры».
Культурологическийпуть к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к егокультурным ха­рактеристикам. Тем самым цивилизационныйподход ото­ждествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, чтоеще вXIX - началеXX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставлялипонятию «цивилизация».
Так, уже уКанта намечается различие между понятия­ми цивилизации и культуры. Шпенглер,представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элемен­тов,противопоставляет ее культуре, как царству органи­чески-жизненного. Поэтому онутверждает, что цивилиза­ция- этозаключительный этап развития какой-либо культуры или какого-либо периодаобщественного развития, для которых характерны высокий уровень научных итехнических достижений и упадок искус­ства и литературы.
Кроме того,некоторые ученые независимо от их пред­ставлений о том, что лежит в основецивилизации, рас­сматривают ее как внешний по отношению к человеку мир,культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовныйкод жизнедеятельности.
В связи сэтим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении,позволяющем фиксиро­вать то, что получило название матрицы или «доминант­нойформы интеграции» (П. Сорокин).
Такоепонимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразныхявлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.
Такимобразом, с этой точки зрения цивилизационный икультурологический подходы представляют собой различ­ные способы научнойинтерпретации истории. Цивилиза­ционный подходориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формысоциальной ин­теграции. Культурологический-на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той илииной цивилизации могут выступать разные основания.
Кроме того,цивилизации различаются также алгорит­мами развития (социальными генотипами) икультурными архетипами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера
Реферат складається з нижчих судів міських судів і Верховного суду що є вищою апеляційною інстанцією
Реферат Химические способы очистки поверхностей полупроводниковых пластин
Реферат Особливості імпресіоністичної манери М. Коцюбинського у новелі "На камені"
Реферат Грушевський та Антонович. Державницька й народницька школа
Реферат Климактерический период
Реферат 15 дней, Стоимость- 825 у е., Дата выезда- 26. 04. 09г. Для тех, кто влюблен в италию!!
Реферат Старение
Реферат Анализ дореволюционной, советской и современной историографии политики Ивана Грозного
Реферат Совершенствование учета затрат
Реферат Совершенствование технологии ремонта испарителей бытовых холодильников
Реферат Характеристика інтегрованого пакету Microsoft Office як засобу для вирішення задач менеджменту
Реферат 1. Інтернац-ція та стандартизація обліку у міжнар масштабі: необх-ть, сутність та значення
Реферат «Психологическая поддержка педагогов доу как условие сохранения здоровья детей»
Реферат Mother Teresa Essay Research Paper Agnes Gonxha