Реферат по предмету "Культурология"


Ранние формы верований

РЕФЕРАТ.ТЕМА:Ранние формы верований.План:1.   Введение.2.   Основнаячасть.·       Анимизм, тотемизм и мана.·       Типология религии.3.   Заключение.Введение
Объектом исследованияв данной работе являются ранние формы верования и их особенности.Подобная формулировка темы относит нас к такой областиэтнографической и исторической науки, как история религии. Изучениепервобытных религиозных верований и первопричин их появленияпредполагает попытку выявить то общее и частное, что позволитнам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности,или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работыявляется попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхожденияранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитиикультуры человеческого общества.
Основнойпроблемой нам представилась необходимость выделить из обилияэтнографического материала то главное, что наиболее нагляднои емко формировало бы представление не только о чертах,присущих непосредственно какому-либо типу верований, но и организацииобщества и общественных отношений в целом, которые и обусловилипоявление данной формы религий.

Руководствуясь темой доклада,мы остановим наше внимание на таких формах ранних верований,как анимизм, тотемизм и шаманизм, внеся в подобныйряд определённые коррективы относительно того, что, действительно, можноназывать отдельной ранней формой верований. Добавим, что тема докладаставит перед нами несколько вопросов, связанных не толькос мировоззренческими, но и с неоднозначно трактуемыми вопросаминаиболее тонких сфер культуры человеческого общества, к которым относитсярелигия. Это требует от нас исключительно объективного историческогоподхода, исключающего какие-либо религиозные подоплеки.

Анимизм.Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытнымимифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явленийчеловеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологомЭ. Б. Тайлером (1832 — 1917) в фундаментальном труде«Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в историиразвития религии. Тайлор считал анимизм «минимумомрелигии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякаярелигия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа»отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для нашихпервобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации,случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

Тотемизм. Вистории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным идеревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные несоставляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами,подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытныйчеловек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»ивоздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом иопределенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена вотдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается вноворожденных (инкарнация). Обычным явлением былипопытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическимиспособами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверейили рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода.Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки искульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовыхобществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку.Прослеживается влияние тотемических пережитков намировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема вболее развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного.Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится вотдаленном тотемном обряде.
В дальнейшем внимание исследователейпривлекла теория преанимизма и прежде всего концепция мана.Миссионеру и антропологу Р. Кодрингтону, работавшемув Меланезии, принадлежит исследование, которое стало классикой теориидинамизма. Объясняя своеобразие религии меланезийцев, он писал:«Меланезийское мышление подчинено верованию в некую силу или некоесверхъестественное воздействие, которое почти повсеместно называют мана. Мана присутствует ватмосфере жизни, она выступает принадлежностью отдельных людей и вещей, онапроявляет себя посредством таких событий, которые могут быть поняты не иначе,как следствия деятельности этой силы». Кодрингтонподчеркивал, что мана для туземцев — сила автономнаяи. имнерсональная.
Широкую известность среди европейскихрелигиоведов сведения, собранные Р. Кодрингтоном.приобрели благодаря историку религии М. Мюллеру, который получал, публиковал иинтерпретировал присланные ему из Меланезии материалы. В переложении Мюллера мана приобретает расширительное толкование: он увидел вэтом понятии одно из наиболее ранних представлений о бесконечном, от которых,по его мнению, берет начало религия. Более того, у Мюллера манастановится религиоведческим термином и обозначает первоначальную фазу религии,возникают первые очертания новой теории происхождения религии — мана-концепции.
В научных кругах изучение культурыаборигенов Меланезии встретило благожелательный прием. На рубеже XIX-XX вв. вАнглии и во Франции набирали силу противники теории анимизма. Антропологиутверждали, что древнейшие верования строятся не столько на анимистическихпредставлениях, сколько на основополагающем чувстве присутствия в миресверхъестественной силы. Р. Маретт, антрополог и одиниз крупнейших религиоведов начала века, допускал, что оно может служитьпсихологической предпосылкой анимизма и даже исторической ступеньюрелигиозности и в этом смысле обозначаться как преанизм.
Мареттполагал, что сверхъестественная (сверхнормальная)сила воспринимается архаическим сознанием двояко — как позитивная и негативная.Мана — позитивный аспект сверхъестественной силы.Представление о ее негативном воздействии заставляет ограждать общение с нейсистемой запретов — табу. Совокупность мана и табуобразуют первичный уровень религиозного сознания. Мареттне раз уточнял выдвинутые им положения, однако неизменной оставалась егоуверенность в том, что именно через понятие силы, "сверхнормального"могущества формируется первичная, «рудиментарная» религия. Этотподход сочетался с его общим пониманием религии, психологическое назначениекоторой состоит, по его мнению, в «восстановлении человеческойуверенности, поколебленной кризисом».Перед лицом последнего слабые людитеряются и готовы принять смерть, но смелые духи бесстрашно противостоят ему — тем самым религия поддерживает и ободряет человека. Упование на могущественнуюсилу выступает основанием религиозной уверенности.
С позицией Мареттав целом был солидарен антрополог К. Прейс, который выводилпроисхождение религии, культа духов и богов из веры в магическую силу, сходнуюс мана. Ее описание, сделанное Р. Кодрингтоном,послужило эмпирическим подтверждением положений преанимизма.
Взгляд теоретиков религиоведения науниверсальность архаических представлений о манаоказал серьезное влияние на историков религии. Некоторые из них под угломзрения динамизма попытались описать начальные ступени развития религий,применяя понятие мана, например, к европейскойрелигиозной архаике.
Идею демона в греческой религиирассматривали в тесной связи с мана-концепцией.Работы известного историка античности А. Гренье,исследовавшего религии этрусков и римлян, очевидным образом выдержаны в духетеории динамизма. Он писал: «Одна из характерных концепций римской религии- концепция numen'a. Numenесть, в сущности, воля. Римляне, как и другие первобытные народы, проецировалина внешние объекты и всю природу явления, сходные с их собственной жизнью. Ониеще не проводили различия между одухотворенным, душой или духом и действующейматериальной реальностью. Эти numina были разом идухом, и телом, но прежде всего они были действием. Их тела обычно были сокрытыили проявлялись лишь украдкой. В каждый момент своего существования, в каждомсвоем поступке человек ощущал себя во власти воздействующих внешних сил болеемогущественных, чем он сам. Эти силы есть numina". К сущностным свойствам нуменаисторик относил, помимо могущественности, его присутствие во всем и всегда,таинственность, бесполость, безымянностъ,безликость.
В нумене, отмечалГренье, римляне видели самостоятельную силу, котораядействовала как посредством «живых» явлений — людей, зверей и птиц(например, орла), так и посредством предметов — камней, оружия: «Убиваетне копье, это питеп убивает посредством копья».С развитием представлений об антропоморфных богах ряд наиболее устойчивосвязанных с идеей нумена предметов приобрел значениеатрибутов божества — так, копье стало атрибутом Марса, кремень и орел — Юпитера. Римские боги, согласно Гренье,«первоначально — numina, и они ими всегдаоставались». Историк обращал внимание на то, что в эпоху империи coeli numina означало небесных,великих богов, тогда как silvarum numinaуказывало на более скромных богов, населявших леса.
Греньесближает римскую идею нумена с верованиями в мана, которые требовали предельно осторожного обращения стем, на чем лежит печать присутствия этой магической силы.
Лингвист Ф. Пфистерзанимал ту же позицию. В своей работе он трактовал нумен,как идею, близкую родственному мана понятию оренда, которым пользовались ирокезы. Нумен,согласно Пфистеру, есть действующая энергия,свойственная каждому божеству и всем сакральным предметам, — именно обладание нуменом составляет сущность того, что имеет отношение кбожественному. Идея персонального бога наследует представление о нумене.
В завершенном виде подход к древнеримскойрелигии с точки зрения теории динамизма был представлен в книге крупногоисторика античных религий М. Вагенворта «Римскийдинамизм». Он пришел к выводу, что древнейшие римские представления освященном обусловливались верой в магическую силу, сходную с описанной Кодрингтоном мана. Последняятолковалась Вагенвортом как «сверхъестественнаясила» в качестве атрибута богов, как «власть»,«величие», «магия», «энергия»,«свойство», «дух», «слава», она есть также«наименование места поклонения в храме». Римляне почитали ее, называянуменом.
Нумен,по мнению религиоведа, приобретает качества имперсональной магической силы,вера в которую предшествовала представлениям римлян об индивидуальныхбожествах. Эта сила пребывает всюду — в копье, в озере, в каждой пещере,дереве, в лесу, "Numen обнаруживался тотчас, кактолько люди с содроганием замечали, что нечто приходит в движение, чтоневидимая, неизвестная сила вдруг проявляет себя", — писал Вагенворт. Эволюция слова "нумен"позволяет приблизиться к пониманию древнеримских идей о божествах. Римляне незнали ни божественного образа, ни небесного брака, не имели генеалогии богов.«Римской мифологии в собственном смысле слова никогда не существовало,однако — продолжал Вагенворт — нельзя представлятьримскую религию на начальной стадии сухим и скучным церемониалом в честьнезримо летающих фантомов, — напротив, тут мы вступаем на электродинамическуюпочву волшебства».
Обстоятельному критическому анализу мана-концепция как теория подвергнута Ф. Леманом. В историко-религиоведческом плане ее содержаниеставили под сомнение и антропологи, обнаружившие существенные неточности вматериалах Р. Кодрингтона и его сторонников, иисторики древних религий, которые указывали на персоналистическийи теистический характер древних верований. Тем не менее научную ценностьсохранили многие положения мана-концепции, непредполагающей отказа от основных принципов эволюционизма Э.Тайлора.Однако дискуссия по поводу его взглядов в результате выступлений теоретиковпреанимизма обнаружила небесспорность прежнейметодологии и создала предпосылки для появления новых подходов.
Ныне ученые пришли к выводу, что постановкавопроса о первоначальной форме верований неплодотворна. Фетишизм, культпредков, тотемизм, магия, преанимизм (мана) и т. п.находились в устойчивой связи, были частями единого целого и не исчезлинавсегда, войдя в более поздние, развитые религии.
Типология религии
Чтобы разобраться в различных верованиях имногочисленных обрядах, необходимо распределить их по определенным категориям игруппам. Ближайшей задачей является, таким образом, типологизацияразличных религиозных форм.
Вопрос о классификации религии поднимался внаучной философской мысли неоднократно. Многие ученые пытались решить его спомощью выделения стадий развития религии. Так, историк и философ К. Вольней вработе «Руины, или Размышления о расцвете и упадке империй» рассматривалтринадцать религиозных систем, но впоследствии в «Новых исследованиях одревней истории», он вычленял восемь стадий развития религии. При этом онисходил из существования начальной без религиозной эпохи.
Первой стадией является, по Вольнею, поклонение силам природы, олицетворенным впредметах, злых и добрых духах; подобно людям их задабривали, кормили; подобныйпримитивный культ отправлялся всеми. Вторая стадия — сабеизм, или культ звезд;это название происходит от слова "сабеи",что означает «звездопоклонники». В связи с тем, что эта стадиясвязана с земледельческим обществом, наблюдение за небесными светилами сталоестественной необходимостью. Постепенно звезды превратились в духов, богов;первым богом считалось Солнце. Третья стадия — «культ символов, илиидолопоклонство». Животные и растения стали предметами поклонения, возниккульт животных.
Четвертая стадия — «культ двух началили дуализм», который наиболее ярко выражен в зороастризме. На этой стадиипроизошло четкое разграничение добрых и злых божеств, а люди разделились надобродетельных и грешников. На пятой стадии возникли нравственный и мистическийкульты, представления о загробной жизни, суде, который определяетместопребывание души; происходили попытки постичь механизм Вселенной, установитьначало, приводящее се в движение. Появляются шестая и седьмая стадии, накоторых были созданы, соответственно, культ бога — Вселенной и культ души — Вселенной. Восьмая стадия характеризуется представлением о Боге — творце,построившем мир-машину; родился образ верховного Божества. Однако Вольнейподчеркивал, что в результате смешения народов образовался хаос религиозныхверований и обрядов.
Гегелю принадлежит несколько классификацийрелигии. В сочинениях «Народная религия и христианство» и«Позитивность христианской религии» исходя из своей теории отчужденияон проводит различие между «народной» и «позитивной»религией. Первая — это языческие верования античности — порождение свободы и ееоснова; вторая — христианство, а также иудаизм. Гегель рассматривал историюрелигиозных верований как единый процесс самопостижениядуха и более глубокого познания Бога. Соответственно у него ступенями развитиярелигии являлись: непосредственная религия (колдовство), религия меры(китайская), религия фантазии (индуизм), религия "в-самом-себе-бытия"(буддизм), религия добра и света (персидская), религия страдания (сирийская),религия загадки (египетская), религии духовной индивидуальности, возвышенного(иудаизм), религия красоты (греческая), религия целесообразности или рассудка(римская).
Социолог О. Конт в «Духе позитивнойфилософии» историю религии делил на три этапа — фетишизм, политеизм,монотеизм. Ученый Дж. Лёббок в «Началецивилизации» — на семь: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм,идолопоклонство, боги — сверхъестественные творцы, бот — благодетельныесущества.
Некоторые исследователи пытались отойти отисторического подхода, классифицируя религию. Так, у богослова К. Тилесуществует всего два типа религий: «естественные» (природные) и«этические». Последние понимаются как религиозно-этические учения:даосизм, конфуцианство — вплоть до буддизма и христианства.
Ряд ученых руководствовался географическим,или этническим, принципом. В частности М. Мюллер выделял в своей книге«Религия как предмет сравнительного изучения» религии арийских,семитских и туранских народов.
Существует также геолингвистическаятипологизация (К. Риннгрен,X. Стрем), рассматривающая религии письменных цивилизаций Ближнего Востока,индоевропейских цивилизаций, письменных цивилизаций Дальнего Востока,бесписьменных цивилизаций. Имеется классификация, которая исследует дваосновных типа религии: доклассового общества (первобытнообщинный строй) иклассового общества.
В отечественной научной практикепредпочтение отдавалось делению религии на ранние формы религиозных верований,национальные и мировые религии. Ныне к данной классификации можно добавитьособый тип — нетрадиционные синкретические религиозные движения.
По мнению известного историка и этнографаС. А. Токарева, типология религии, чтобы не «превратиться в сухую ибесплодную схоластику», должна удовлетворять следующим требованиям:
·       Строиться на основании существенныхпризнаков религии.
·       Отбирать из них те, которые более наглядны,легче поддаются объективному наблюдению и анализу.
·       Подходить к религии как к явлениюобщественной жизни человека.
·       Быть исторической, т. е. показыватьсоотношение форм религии в динамике, в их исторической связи.
·       Быть не формальной — подводитьисследователя к вопросу о генезисе отдельных форм религии, об их материальнойобусловленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Поклонятьсятаким богам — значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно,что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие моралив половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половоевлечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению ранних этапах развития всвязи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы ипредставить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всемуокружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с егожизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которыхзависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и откоторых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытаетсявоздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, приносяжертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всехотношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы покаеще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Онипередаются из поколения в поколения.


Сначала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаныс жизнью самого дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого отприроды, т.е. существование независимых физически, но покровительствующихприроде духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможнымвлияние на них. Сам способ влияния не изменился — это те же моления ижертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всегосущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляютсяпредставления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти ит.д.
Список литературы
1. Токарев С. А.; Ранние формы религий М., 1980
2. Тайлор Э. Б.; Первобытная культура, М., 1989
3. Энциклопедия «Аванта+», Религии Мира, т.1, М.,1997
4. Яблоков И. Н.; История Религии М., 2002
5. Яблоков И.Н.; Основы религиоведения М., 2002
6. Крадин Н.Н.; «Политическаяантропология» М.,2004
7. Мирча Элиаде;Шаманизм: архаические техники экстаза.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.