Реферат по предмету "Политология"


Христианско-демократическая партия Италии

РЕФЕРАТ
на тему:
«Христианско-демократическаяпартия Италии»

План
Введение
ХДП: история возникновенияи развития, лидеры, программа
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Главнуюполитическую силу католицизма в Италии представляла ХДП (Христианско-демократическаяпартия), её преемницей в 1996 году стала Итальянская народная партия (ИНП). ХДПвозникла в годы войны и быстро приобрела силу и влияние. Этому способствовалцелый ряд факторов. Многие лидеры данной партии были известны своим активным антифашизмом,уже в предвоенные годы стали врагами фашистского режима, с окончанием войны икрахом фашизма, снискали соответствующую известность, что, безусловно, способствовалоросту их популярности у значительной части населения. Все те, кто не решались поддержатькоммунистов, отдавали на выборах свои голоса демохристианам. Партия пользоваласьпокровительством правящих кругов США, которые видели в ней силу, способнуюпротивостоять на Аппенинском полуострове росту популярности идей социализма и коммунизма.Наконец, на ХДП делала ставку крупная буржуазия Италии.
Однако загоды своего существования, значительную часть которых христианские демократыстояли у власти, они оказались не в состоянии оправдать возлагавшиеся на нихнадежды.
Итак, цельданного реферата – проследить историю становления и развития ХДП, рассмотретьее программные установки и лидеров партии.
Что касаетсяисториографии проблемы, то исследования, касающиеся политических течений вИталии, в т.ч. католического, немногочисленны. Ещё в 1965 г. Ж. Мейно писал отом, что в западноевропейской итальянистике нет работ, посвященных политическимтечениям. Зато накоплено огромное количество узкопрофильных монографий,посвященных отдельным проблемам. С тех пор мало что изменилось. Появляютсяполноценные работы по левым течениям, католикам уделяется гораздо меньшевнимания.
Советскиеисследователи не раз обращались к изучению вопроса о политическом представительствеи союзах католического движения. Впервые развитие течений политической мысливнутри итальянского католического движения было дано в отечественной историографииЦ.И. Кин[1]. Отправнойточкой ее работы было высказывание, сделанное в 1935 г. С.Д. Сказкиным висследовании «Кавур и воссоединение Италии» положение, что трагедия итальянскойдемократии заключалась в отсутствии у нее широкой социальной базы.
Другиесоветские исследователи не раз обращались к изучению католического движения всовременной Италии, однако их внимание концентрировалось преимущественно на экономических,социальных и государственно-правовых аспектах этой ключевой для новейшей историиИталии проблемы (книги видного советского ватиканиста И. Р. Григулевича,написанные им на рубеже 50-х и 60-х годов: «Ватикан: религия, финансы и политика»;«Кардиналы идут в ад»).
Вопрос ополитическом представительстве и союзах католического движения в диссертации Н.Кисовской был поставлен как тщательный анализ особенностей социальной базы и соответствующейпрограммы ХДП в период ее становления[2]. В рамкахизучения аграрно-крестьянского вопроса исторический фундамент программы ХДП изученв монографиях Н.П. Комоловой[3].
Отдельныестороны клерикальной сущности деятельности ХДП были глубоко изучены в монографическихработах советских ученых, уделивших внимание общим проблемам новейшей историиИталии[4]. Историческомуанализу «диалога между коммунистами и католиками» посвящено обширноеисследование М.С. Шаронова «Коммунисты и католики Италии» (М. 1973).
Роль ХДП как правящейпартии в политической структуре Италии до 1971 г. была подробно рассмотрена втретьем томе «Истории Италии», подготовленном Институтом всеобщей истории АНСССР в том же 1971 г., но, разумеется, по необходимости лаконично, в рамкахболее широкого по целям и характеру исторического анализа процесса укрепления иразвития демократии в послефашистской Италии.
Болееподробно ХДП и ее роль в истории Италии была рассмотрена в монографиях Гайдука[5],Поташинской[6] и Маджистера[7].ХДП и ее предыстория в этих работах стоят в центре внимания.
ПоражениеИталии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Странанаходилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что странапотеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены.По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляцияи черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млнчеловек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками.Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.
Вместе с темитальянцы приобрели опыт борьбы с фашизмом, а характер и традиции движения Сопротивленияналожили свой отпечаток на развитие демократии первых послевоенных лет. Партии рабочегокласса, игравшие ведущую роль в антифашистском Сопротивлении, стали массовыми (компартиянасчитывала свыше 1,5 млн членов, социалистическая партия – 0,7 млн) и имелибольшой политический вес. Между левым и правым полюсами, в центре политической шкалынаходилась еще одна массовая партия (свыше 1 млн человек), имевшая заслуги в Сопротивлении– Христианско-демократическая партия (ХДП). С учетом традиций Сопротивлениянаметилось сотрудничество этих партий и в первые послевоенные годы, хотяпрактически всем было понятно, что бороться с фашизмом с оружием в руках легче,чем договориться о создании нового итальянского общества. Итальянцы успелиотвыкнуть от буржуазно-либеральной демократии, попранной фашистским режимом Муссолини.Кипели политические страсти, шли поиски ответа на вопрос, какой быть Италии и какимистанут новые пути ее развития. Наибольшего накала приобрела борьба вокруг вопросао форме правления в стране.
В такойобстановке начиналась политическая жизнь ХДП. Рассмотрим теперь основные этапыее деятельности, лидеров и программные установки.

ХДП:история возникновения и развития, лидеры, программа
ХДП была основанав 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г.Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону ЛуиджиСтурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, тоидеологическая основа христианской демократии — продукт длительногоисторического развития. Идеологи ХДП охотно вспоминают традиции христианскогосоциального движения XIX в.
ПрограммаХДП, известная под названием «Реконструктивные идеи христианской демократии»,написанная под руководством Де Гаспери и получившая распространение в Италии в1943-1944 гг., официально провозгласила социальную доктрину католическойцеркви. Де Гаспери признавал разнородность общества и заявлял об отказесоздания единства социального бытия на основе вероисповедания, с той оговоркой,что это единство не может не приобрести форму, а та, в свою очередь не можетбыть не христианской. Поэтому в программе появляется тезис обантиконфессиональности. Замысел идеологов состоял в том, чтобы ХДП выполнялароль нового политического и идеологического инструмента правящих классов. Напервый план было выдвинуто политическое единство католиков в рамках ХДП,посредничающей между церковью и новым послефашистским государством. Отсюданеобходимость отразить в программе пункты, позволявшие консолидироватькатоликов.
И в«Реконструктивных идеях», и в статьях «Пополо» Де Гаспери высказывался в пользуполитических свобод и установления в Италии демократического строя призначительной децентрализации государственной власти. Лозунги социальнойдемократии подкреплялись заявлениями о необходимости участия трудящихся враспределении доходов, в управлении и во владении акционерным капиталом предприятий.
Программа ХДПпровозглашала: «… мы против возвращения к методам классовой борьбы, но мытакже против системы корпоративной бюрократии, которая в целях политическогогосподства использовала нашу христианско-демократическую идею свободного,органичного сотрудничества между всеми факторами производственной жизни». Такимобразом, ХДП утверждала церковную идею социального солидаризма. «Историческийопыт,— говорилось далее в программе, — подтверждает, что только дух братства,вдохновленный евангелием, может спасти народы от катастрофы, к которой ведуттоталитарные мифы»[8].
«Дух братства»,борьба против централизованного государства, идея социального солидаризма — всеэто положения, которые ХДП заимствовала непосредственно из программы партииСтурцо. В своих высказываниях о программе христианской демократии Де Гасперинеоднократно подчеркивал, что схематический перечень целей ХДП в послевоенныйпериод полностью повторяет конкретные пункты программы «Пополяри».
Общиепринципы партии в программе ХДП: целостность и сохранение семьи, забота онравственности общества, защита детей, свобода религиозного школьного и университетскогообразования, народное просвещение и защитакультурных традицийнарода. Уважение «естественных ячеек общества» — один из принципов персонализма.Этому принципу «естественных структур» отводилось центральное место впрограммный концепциях христианской демократии.
Интерпретируяисторическое движение в первую очередь как моральную историю, а во вторую — какматериальную историю, идеологи христианской демократии делали вывод о том, чтопрогресс в истории вообще возможен благодаря общности духовных сил людей,объединенных в особую «духовную семью». В связи с чтим принцип «естественных структур»положен в основу той части программы ХДП, где говорится об общей экономическойзаинтересованности работодателей и рабочих, солидарно несущих ответственностьперед обществом. Следующий элемент «естественных структур» — локальное ирегиональное сообщество. В своей программе ХДП поддержала требование одецентрализации власти и территориальном самоуправлении на самых различныхуровнях.
Государство,согласно программе ХДП, также является формой организации «естественных социальныхструктур», в которой одновременно проявляется как свобода, так иответственность личности за общественное благо. Государство, в представленииидеологов ХДП, является сложной иерархической структурой, состоящей из«естественных групп», каждая из которых действует в собственной сфере. Все, чтоограничивает низшие социальные структуры, относится к правам и обязанностямгосударства, а сфера автономной компетенции низших структур, в свою очередь,ограничивает деятельность государства.
Программа ХДПне только включала в себя все классические функции государства, но и в отличиеот программы «Пополяри» предусматривала государственное вмешательство вэкономику. Об этом, в частности тезис о производственной политике ипланировании, о контроле над экономикой страны и социальном страховании. Унаследовавот фашизма национализированный сектор, ХДП приняла все необходимое для того, чтобыпрочно удержать его.
В своейпрограмме ХДП много места уделяло экономической политике, декларируя принцип«градуализма», т.е. постепенного проведения реформ. Этот принцип позволял ХДПоткладывать конкретное претворение в жизнь идей на неопределенный срок.
Сформулированныев «Реконструктивных идеях» принципы экономической политики ХДП предусматривалиотказ от принятия радикальных решений. Если вмешательство государства окажетсянеобходимым, то, согласно программной установке христианских демократов требуетсявыбрать соответствующий метод его осуществления, который зависит от случая. Диапозонже методов простирается от национализации до участия государства в акционерномкапитале. При осуществлении планирования, коль скоро оно в каком-то конкретномслучае представится целесообразным, не должно наноситься ни малейшего ущербачастной инициативе. Большая часть экономики должна быть сосредоточена вчастнокапиталистическом секторе, свободном от государственного вмешательства.
Все этипринципы экономической политики ХДП преследовали весьма определенныеполитические цели. С одной стороны, поддержать иллюзии части избирателей,рассчитывавших на эволюцию капитализма в направлении социализации экономики, сдругой — сохранить в максимальной неприкосновенности существующую структуру.
Вопрос ополитике союзов христианской демократии в ее программе поставлен таким образом,чтобы не оттолкнуть никого, кто хотя бы потенциально мог укрепить позициипартии в политической области.
Программа ХДПпредлагала себя массам в качестве католической партии и обязывалась защищатьправа церкви. Сторонникам светского государства была обещана аконфессиональная,независимая от церковной иерархии партия, программа которой гарантировалаотделение церкви от государства.
Трудящиеся,входившие в христианские профсоюзы получили заверения, что они будутучаствовать в управлении предприятиями. Крестьянам посулили частичную аграрнуюреформу и ликвидацию засилья латифундий.
Предпринимателями земельным собственникам были даны заверения в том, что экономическая системастраны, ее политический строй не будут подвергнуты изменениям путемнационализации и проведения радикальной аграрной реформы.
Стоитподчеркнуть, что сильной стороной программы христианской демократии былообращение к широким социальным слоям и вытекающая отсюда значительная гибкостьпрограммных установок. ХДП предложила себя буржуазии в качестве защитника ееидеологии, ее социальной и экономической структуры от коммунистическойопасности. В то же время ХДП широко оперировала демократическими лозунгами,заявляла о невозможности возврата к социально-политическим отношениямфашистского государства, декларировала свой антифашизм. Христианские демократывыступали в защиту системы моральных ценностей человеческой личности, которыебыли попраны фашизмом.
Благодарятакой программе ХДП обеспечивала себе массовую поддержку со стороны мелкойбуржуазии города и деревни. Политический и организационный опыт, накопленныйхристианскими демократами благодаря участию в Сопротивлении, а такжеруководству христианскими профсоюзами трудящихся, обеспечил ХДП поддержку такжесо стороны части рабочего класса.
В программехристианские демократы определили место своей партии в политической жизниИталии в качестве буферной политической силы между церковью и государством,выступающей с позиций межклассового сотрудничества ХДП стремилась к сохранениюхарактера массовой партии с тем, чтобы наиболее эффективно противостоятьрастущему влиянию коммунистов.
Ростчисленности ХДП в 1946-1972 годах[9]:Год Число членов в млн. 1946 0,7 1955 1,2 1960 1,5 1968 1,7 1975 1,7 1976 1,7
С крахом фашизмаизменилось отношение итальянцев к монархии, прежде положительное, а поокончании войны негативное из-за поддержки, оказанной монархией фашистскомурежиму Муссолини. В обществе крепли республиканские настроения, но былодостаточно сторонников и у монархии, особенно среди либералов, частихристианских демократов и, конечно, монархистов. В июне1946 года состоялсяреферендум о форме государственного правления, который отличался исключительновысоким процентом голосовавших, в том числе впервые участвовавших в голосованииженщин. За установление республики было подано на 2 млн голосов больше.«Майский король» Умберто II объявил подсчет голосов неверным и отказалсяпокинуть страну. В ответ на это состоялись грандиозные демонстрации протеста,правительство подтвердило правильность результатов референдума, и Умберто II,пробывшему на троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волюбольшинства и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.
Одновременнос референдумом прошли выборы в Учредительное собрание, по их результатам лидерХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Де Гаспери (1881 – 1945) – одиниз общественных деятелей Италии, обладавших в то время несомненными качествами общенациональногополитического лидера. Он был высокообразованным человеком, антифашистом, его деятельностьи богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой в католическомдвижении и приобрести решающий авторитет главы христианских демократов. В соответствиис антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери, сторонник межклассовогохарактера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями, сформировалкоалиционное правительство из представителей различных партий, в том числесоциалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Совета министров иминистра юстиции получил генеральный секретарь массовой в то время компартии ПальмироТольятти, популярный и авторитетный политический деятель.
Избранное одновременнос референдумом Учредительное собрание, 80% участников которого составлялидепутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатампотребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новаяконституция вступила в силу 1 января 1948 г. В результате послевоенной расстановкиполитических сил конституция Италия стала одной из самых демократическихконституций развитых стран.
Весной 1948года состоялись выборы в парламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набраливсего 2% голосов. За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей,а христианские демократы победили с блеском, набрав почти половину голосов и ставкрупнейшей и господствующей партией в парламенте. Де Гаспери, оказавшийся взените славы и успеха, сформировал свое пятое правительство, большинство членовкоторого принадлежали к ХДП. Началась эра правления ХДП.
Получивруководящие позиции в политической области, христианские демократы возглавилипроцесс восстановления экономики. Основу для этого заложила финансовая помощь США,в том числе по плану Маршалла, на реализацию которого на рубеже 40-50-х гг.было ассигновано 3,2 млрд. долларов. Кроме того, для восстановления и дальнейшегоразвития экономики использовались различные средства, главным из которых стали государственно-монополистическоерегулирование в форме государственного сектора, государственное финансированиеи кредитование, хозяйственный протекционизм.
В 50-е – начале60-х гг. высокие темпы роста экономики привели к увеличению национального доходаИталии почти вдвое. Сложился сильный государственный сектор, охватившийинфраструктуру и базисные, стратегически важные отрасли хозяйства. Такимобразом, экономический курс ХДП, базировавшийся на так называемой «политике роста»,стимулируемые низкими издержками производства при благоприятной внешней конъюнктуре,позволил добиться устойчивых высоких показателей в ходе ускореннойиндустриализации. В Италии на протяжении 50 –60-х гг. складывалась модельразвития, характерная для стран Южной Европы, т.е. модель ускоренного «догоняющего»развития. При этом «итальянский вариант» был ближе к развитым странам Запада, чемдругие государства южноевропейской периферии. Качественным следствием быстрого экономическогороста стало превращение Италии в индустриальную державу, побежденная странавошла в семерку лидирующих государств.
Экономическиеперемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительскиестандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономическогочуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимостьот иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства,миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы,обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенносерьезной оставалась проблема Юга.
С созданием в1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансированияотсталых районов началась широкая и постоянная государственная политикаразвития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южныхобластей через смешанные предприятия.
С Югом быласвязана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДПстала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьяни арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массовогодвижения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положенпроект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс.крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданныйтаким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компанийи государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продаваласьнуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смоглаудовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть(около 200 тыс.) улучшила свое положение.
Внешнеполитическийкурс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизациии был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территориибыли размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписалос США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американскаясторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала впользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитическогокурса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.
ХДП,занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала всвоем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так имеры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногдашла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то жевремя в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправыс демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отрядымоторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала.На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж.Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог несказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди.
В ХДП ослабловлияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившеекоалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главес политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшемправительства в 50-е, 60-е и 80-е гг. ХДП учитывала большой вес левых партий вобществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к властиИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметиласближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции вобществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиямив парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторыхтребований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими»партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Темболее что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII(1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианскихдемократов.
Частые правительственныекризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфанисделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителейХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристскихправительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этихправительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политическийдеятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями,человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале.Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гасперик левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцевлевых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никакихболее или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытоесопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества нетолько с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотомхристианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях недолжна терять своей политической гегемонии.
Правительстволевого центра осуществило ряд реформ. В 1962 году была национализирована важнаяотрасль экономики – электроэнергетическая промышленность. В результате создавалосьсильное государственное «Национальное объединение электроэнергетической промышленности».Крупные частные компании, чья собственность подлежала национализации, получили отгосударства солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средства в другиеотрасли. В 1965 году вводилось обязательное для госсектора программирование, с1967 начал действовать национальный пятилетний план. При этом директивы государственныхпланов не были обязательными для частного сектора. Реформа системы образования распространялаконституционный принцип о бесплатном и обязательном обучении учащихся на учениковнеполной средней школы в возрасте до 14 лет. Весьма результативными оказались завоеваниярабочих. Они добились повышения заработной платы, ликвидировались зональные различияв уровне зарплаты, вводилась 40-часовая рабочая неделя в промышленности, расширялисьправа профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение. В то же время левый центр столкнулсяв своей деятельности с ухудшением экономической ситуации: время «экономическогочуда» истекло, темпы роста итальянской экономики замедлились, упав в середине60-х гг. до кризисной отметки, а в 1974-1975 гг. Италия оказалась в тисках мировогоэкономического кризиса. Усиление активности профсоюзов и рост стачечной борьбы изменилисоциально-экономическую обстановку в стране.
Сокращениезанятости и непрекращавшийся рост стоимости жизни вызвали подъем социальногопротеста. Забастовочная борьба итальянцев за улучшение условий труда и жизнибыла интенсивнее и масштабнее, чем в других странах капиталистического мира. В1968 г. произошёл бурный всплеск студенческой борьбы не только за реформууниверситетов, но и под антикапиталистическими лозунгами. Студентов поддержалипрофсоюзы и компартия. В 1968 и 1969 гг. состоялись две крупнейшие общенациональныезабастовки за проведение пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительствопошло на уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир».В 1970г. левые силы добились успеха в принятии закона, разрешавшего развод, а в1974 г. на референдуме по этому вопросу отстояли законность разводов, в товремя как церковь считала брак нерасторжимым. Таким образом, правительстволевого центра шло на существенные уступки, выполняя основные требованиязабастовщиков.
В 1976 – 1979гг. правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности». Участиекоммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику правительствапутём периодических взаимных консультаций. В 1977г. шесть партий, включая ИКП,подписали с правительством Андреотти программное соглашение о мерах постабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. В рамках программы былипроведены мероприятия, позволившие Италии преодолеть негативные последствиямирового кризиса 1974 – 1975гг., принять закон о трудоустройстве молодёжи. Этоозначало ослабление дискриминации коммунистов в политической жизни страны.
Поддержкаправительства ХДП левыми партиями вызвала раздражение правых и недовольстволевых экстремистских террористических групп, которые совершили очередной актполитического бандитизма. Утром 16 марта 1978г. террористы «красных бригад»всего за 10 минут беспрепятственно расстреляли 5 человек охраны и похитилипредседателя ХДП Альдо Моро. Через 54 дня труп Альдо Моро был найден в багажникемашины в центре Рима, неподалеку от здания парламента.
В то же времянеотъемлемой чертой политической жизни Италии становилась коррупция, всё громчезвучали связанные с ней скандалы. В 1978 году по подозрению в коррупции инеуплате налогов был обвинён президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвинялитакже в причастности к взяткам, полученным от американского концерна «Локхид».Леоне подал в отставку, а президентом впервые был избран член ИСП, активный участникпартизанского движения Сопротивления 82-летний Александро Пертини, пользовавшийсязаслуженной и искренней популярностью как персона, воплотившая в себе лучшие чертыитальянского национального характера. Большой резонанс получило дело масонскойложи «П-2» («Пропаганда-2») — заговор высших должностных лиц против республики.
Политика«национальной солидарности», по сути, перестала выполняться. В январе 1979 годакомпартия покинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительствуХДП. Объявленные президентом Пертини новые досрочные парламентские выборы виюне 1979 года показали, что христианские демократы и особенно коммунистыпотеряли часть голосов избирателей. Социалисты, социал-демократы и радикалы,напротив, улучшили свои позиции.
Общественно-политическаяжизнь Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политическойнестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство,продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований.Отдельные законы оставались на бумаге и не выполнялись. В 1980г. было создано правительствоиз представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов,либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавлялиправительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения.Лидер ХДП Ч. Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курсХДП влево, усилив борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в лице А. Фанфани неподдержало это предложение.
В 1983 г.социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани, не получив вотума доверия впарламенте, подал в отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначилдосрочные выборы, в результате которых ХДП потеряла более 5% голосовизбирателей, а ИСП улучшила свои позиции. Христианским демократам пришлосьуступить место премьер-министра.
С 1983 по1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италии возглавлялсоциалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойной морали» Б.Кракси. В начале 90-х годов ХДП руководила страной в коалиции с другими партиями,закрывая доступ к власти коммунистам. Эту ситуацию назвали неустойчивымравновесием. Однако на протяжение 90-х гг. ХДП постепенно утратила рольгосподствующей партии. Общественно-политические события, происходившие встране, способствовали этому. В начале90-х гг. Италию потрясла новая серияскандалов, в которых оказались замешаны как государственные чиновники, так иведущие политики. В феврале 1992 г. был арестован директор миланского приютадля престарелых М. Кьеза. В ходе следствия обнаружилось, что многиепромышленные компании переводили деньги чиновникам и функционерам различныхполитических партий, включая христианских демократов, для получения престижных постов,государственных заказов и прочих выгод.
Бывшемупремьер-министру, одному из столпов христианской демократии Д. Андреотти былопредъявлено обвинение в незаконном партийном финансировании, связях с мафией и заказнойубийстве. Обвинения были настолько серьёзны, что Андреотти добровольносогласился на отмену своей депутатской неприкосновенности и был заключён подстражу.
Доминировавшаяв управлении страной более полувека влиятельнейшая ХДП не выдержала разоблачительныхи критических потрясений. Для христианских демократов сократились возможности распределениягосударственных средств и, следовательно, уменьшилась массовая база партии. Сокращалсяеё электорат, падал авторитет лидеров, обострялась внутрипартийная борьба.Падению влияния ХДП способствовало и то, что в массовой психологии населения,особенно молодёжи, снизилась роль католической традиции. И хотя Италияпродолжает оставаться одной из самых католических стран мира, всё жеинтенсивность воздействия церкви на менталитет итальянцев уменьшилось. Такимобразом, в последнем десятилетии ХХ века ХДП потеряла своё влияние и подударами операции «Чистые руки» распалась (1996г.) на так называемую Народную партию,которая ориентируется на блок с левыми силами, и Христианско-демократический центр,который намерен входить в правые коалиции. Народная партия, в свою очередь, ещёраз раскололась на три части и несколько группировок.
На выборах вмарте 1994 года, за ХДП проголосовало всего 11% избирателей (против 31,7% вначале операции «Чистые руки»), за социалистов – 2,2% (против 14,5% напредыдущих выборах). С 21% полученных на выборах голосов партия «Вперёд,Италия!» стала лидером, а Берлускони в мае 1994 г. был назначенпремьер-министром.

Заключение
Особенностьюполитической жизни Италии является её нестабильность. Экономические кризисысочетаются с кризисами политическими. Италия является многопартийной страной.Долгое время главной партией оставалась ХДП. Основана она была в 1943 г., защищалаинтересы крупной буржуазии, аграриев и католической церкви. Поддерживала тесныесвязи с Ватиканом. Существовала до 1996 года. Её преемственницей стала Итальянскаянародная партия (ИНП).
В Италииформирует правительство та партия, которая на выборах получила большее числоголосов. В течение многих лет у власти находилась ХДП. Её представителивозглавляли правительство с 1945 по 1981гг. (Де Гаспери, Альдо Моро, ДжулиоАндреотти, А. Фанфанни и др.). Все они были яркими лидерами ХДП. В Италии происходитпостоянная смена правительства, что стало уже итальянской традицией. С 1945 по1993 гг. в Италии сменилось 52 правительства.
Политическаянестабильность создает угрозу государству. В этих условиях возникают терроризм,коррупция, мафия, активизируется деятельность неофашистов, которые действуют методамитеррора: покушения, убийства, взрывы и другие акты насилия. Наиболее известные организации,объединяющие террористов были «Красные бригады». Большим бедствием для страныстала мафия – тайная террористическая организация, которая действует методамишантажа, насилия, убийств. Мафия связана с коррумпированными властнымиструктурами, поэтому борьба с ней затруднена.
В 80-е годы вИталии у власти находилось правительство из пяти партий: христианских демократов,либералов, республиканцев, социал-демократов и социалистов. Впервые в истории Италииэто правительство возглавил социалист Бенедетто Краски. Это правительство в своейполитике использовало новые либеральные рыночные методы. На выборах в мае 1996года победу одержали левые, объединившиеся вокруг Демократической партии левыхсил. Это позволило сформировать правительство представителю левоцентристскогоблока Романо Проди. В 90-х годах в Италии имел место крупнейший скандал,связанный с разоблачением взяточничества в Милане в 1992 году. Под следствиемоказался лидер христианских демократов, а также министры, сенаторы, крупные предприниматели.После этого скандала ХДП раскололось, её преемницей стала Итальянская народнаяпартия.
Такимобразом, ХДП являлась мощной политической силой страны с 1943 по 1994 год. Номногочисленные коррупционные скандалы, участие в них лидеров этой партии непозволили ей остаться у власти. Партия раскололась.

Списокиспользованной литературы
1.    Шаронов М.С. «Коммунистыи католики Италии» М. 1973.
2.    Поташинская Н.Н.«Католическая церковь и рабочее движение в Италии». М.1979.
3.    Маджистер С. «ПолитикаВатикана и Италия». М. 1982.
4.    Гайдук В.П. «Христианскаядемократия в Италии». М. 1985.
5.    История Италии. 1971г.т.т.2-3.
6.    Кунц И. Италия на рубежевеков. М. Наука, 1980
7.    Любин В.П. Итальянскаяпартийно-политическая система в 90-х г.г. М.1997.
8.    Зевелева Г.И. Италия напути глубоких перемен // МЭ и МО. 1995.№1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.