_ 2ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ И ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ КУЛЬТУР.
2Вавилония.
На протяжении многих веков, прошедших послекрушения империи фарао-
нов, каменныегромады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали
воображение новыххозяев Нила, напоминая о том, что тамнекогда расц-
ветала великаякультура.
На восток от Египта только холмы, малогармонирующие с общим пей-
зажем долиныТигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-
ников, да, пожалуй, еще глиняные черепки — частыенаходки арабов -,
испещренныекакими-то знаками, похожими «на следы птицы на мокром пес-
ке".
Между тем в Месопотамии, на нынешней территории Ирака, в очень
далекие временавозникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,
культура,сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.
О могущественном некогда Вавилонском царстве и о великойасси-
рийской державееще до прошлого века было известно только из Библии да
из писанийГеродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-
сударства и такиенароды, много пролившие крови в бесчисленных войнах,
много строившиеи, по-видимому, преуспевшие во многих знаниях, но како-
ва была ихкультура и что она дала человечеству, оставалось неясным.
Ибо никакими памятниками этой культуры, если не считать обожженных
глиняных табличекс непонятными знаками, потомство не располагало.
Французскому консулу в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь
первогоархеологического открытия в Двуречье. Узнав, что он интересу-
ется этими странными табличками, какой-то араб сообщилему, что их
множество в егодеревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-
ные нужды. Ботта организовал раскопки на холме околоуказанной арабом
деревни иобнаружил под мусором и землей не только черепки, но целые
стены и рельефы с изображением каких-то диковинных зверей. Так были
открыты развалиныассирийского царского дворца.
Теперь известно, что в зодчестве и в ваянии древние обитатели
Двуречья были,вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-
лослучиться, что мусор и песок покрыли остатки всего, что когда-то
было создано ими?
Двуречье было бедно камнем, и потомустроили там из кирпича. Кир-
пичные жепостройки погибли от времени...
— 2 -
В отличие от долины Нила, где напротяжении трех тысячелетий оби-
тал один народ исуществовало одно государство, в долинеТигра и Евф-
рата одногосударственное образование не раз сменялось другим, различ-
ные народывоевали между собой, причем победителиобычно разрушали до
основания храмы,крепости и города побежденных.
И наконец, Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопро-
ходимымипесками, часто подвергалась вражескимнашествиям, разорявшим
страну,
Так погибли многие великие творенияискусства и была предана заб-
вению великаякультура.
Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом
в Двуречье,создали несколько культур, и все же искусство их в своей
совокупностиотмечено общими чертами, глубоко отличающими его от еги-
петского.
Искусство древних народов юга Месопотамииобычно обозначается как
вавилонскоеискусство; это название распространяетсяна название не
только самогоВавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда
самостоятельныхшумеро-аккадских государств ( IV-III тысячелетия до
н.э.),объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно
считать прямойнаследницей шумеро-аккадской культуры.
Как и культура Египта и, вероятно,примерно в одно и то же время,
эта культуравозникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с
рационализациейземледелия. Если Египет, по выражению Геродота,- дар
Нила, то иВавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-
сенние разливыэтих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-
ния ила.
И здесь первобытнообщинный строй сменилсяпостепенно рабовладель-
ческим. Однако вДвуречье долго не существовало единого государства,
управляемогоединой деспотической властью. Такаявласть была установ-
лена в отдельныхгородах-государствах, постоянно враждовавших между
собой из-заполива полей, из-за рабов и скота.Вначале власть эта на-
ходилась целикоми полностью в руках жречества.
Религия в Двуречье была опоройрабовладельческой верхушки. Однако
сама эта верхушкане была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-
дило от одногогорода-государства к другому. Незаупокойный культ, не
мечта продлить ив загробном мире все блага жизни вместе с властью,
вдохновлялиучение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады
— 3 -
для побежденныхопределяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-
ривших его всознание своих подданных.
Смерть неизбежна, и смерть ужасна. Герой древнего вавилонского
эпоса отважный инепобедимый Гильгамеш, «на дветрети бог, на одну -
человек",обретает бессмертие, но не может имвоспользоваться, ибо в
царстве мертвых«траву молодости» съедает змея.
В вавилонском искусстве нельзя встретитьизображение погребальных
сцен. Всепомыслы, все устремления вавилонянина — в той действитель-
ности, которуюему открывает жизнь. Но жизнь несолнечная, не цвету-
щая, ажизнь, исполненная загадок, основаннаяна борьбе, жизнь, зави-
сящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих
между собойбеспощадную борьбу.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли
культ воды икульт небесных светил.
Культ воды — с одной стороны, как добройсилы, источника плодоро-
дия, а с другой — как силы злой, беспощадной, очевидно нераз опусто-
шавшей эти края (как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда
о потопеприводится с поразительным совпадением подробностей и в ска-
заниях Шумеры).
Культ небесных светил — как проявлениебожественной воли.
Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духа-
ми, огласитьбожественную волю — все это мог сделать только жрец. И
действительно,жрецы знали очень много — томусвидетельство вавилонс-
кая наука,родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для
оживленияторговли городов Двуречья, длясооружения плотин и передела
полей, былидостигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте-
ричнаясистема счисления жива по сей день внаших минутах и секундах.
Значительноопередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю-
дении небесныхсветил: «козлов», т.е. планет, и «спокойно пасущихся
овец",т.е. неподвижных звезд; они вычислилизаконы обращения Солнца,
Луны иповторяемости затмений. Но все ихнаучные знания и поиски были
связаны с магиейи гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутрен-
ности приносимыхв жертву животных, должны были датьразгадку будуще-
го. Заклинания,заговоры и волшебные формулы были известны только жре-
цам дазвездочетам. И потому мудрость ихпочиталась волшебной, как бы
сверхъестественной.
— 4 -
Таинственные знаки на обожженных глиняныхплитках были расшифрова-
ны в прошломвеке. Это знаменитая шумерскаяклинопись, положившая на-
чало всейписьменности, очень декоративная иведущая свое происхожде-
ние от рисунков.
В Эрмитаже хранится шумерская таблица — древнейший в мире пись-
менный памятник (около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание
таких таблиц дает наглядное представление о бытешумеро-аккадских го-
родов и самогоВавилона. Среди них — документызнаменитого храмового
архива городаЛагаша, показывающие, что шумерскиехрамы владели боль-
шими угодьями ислужили средоточием всей политической, экономической и
культурной жизнигородов-государств. А всей внутренней и внешней поли-
тикой городовДвуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих
решениях на волюбогов, только им известную, коих они почитались на-
местниками, равнокак и цари, объединившие под своей властью несколько
городов иявлявшиеся верховными жрецами.
Текст одной из таблиц более позднего периода ( IIтысячелетие до
н.э.)показывает, в каком духе были составленывавилонские законы и к
чему они подчасприводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес-
туплении — кражераба, зная, что за это ему полагаетсясмертная казнь,
между тем какубийство раба карается только штрафом, поспешил задушить
бесправную жертвусвоей корысти.
Страшные дела творились на этойземле. В древнейшие времена, как
подтвердилираскопки, там совершалисьчеловеческие жертвоприношения,
устраивалисьнастоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы уми-
лостивить богов.
И, однако, в этом столь далеком от нас мире дикий фанатизм, изу-
верствосочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с
поразительнымскептицизмом, а то и с подлинной мудростью.
До нас дошла запись о процессе в Шумере пообвинению жены в соу-
частии в убийствемужа. Улики были признанынедостаточными, и она из-
бегла казни. Изучив этот текст, современные юристы пришли к выводу,
что решение шумерского суда вполне соответствовалосовременным право-
вым нормам.
Многие шумерские поговорки свидетельствуюто склонности этого на-
рода, казалось бывсецело воспринимавшего жреческую «премудрость» с ее
непререкаемымиположениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению мно-
гих вопросов ссамых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой,
отражающейтонкий, здоровый юмор.
— 5 -
Как, например, распорядиться своимимуществом?
Все равно умрем — давай всерастратим!
А жить-то еще долго — давай копить.
Войны не прекращались в Вавилонии. Однако,как явствует из следу-
ющей поговорки,шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:
Ты идешь завоевывать земли врага.
Враг приходит, завоевывает твоюземлю.
Среди почти двух тысяч вавилонских клинописныхтабличек, храня-
щихся в Музееизобразительных искусств в Москве, американский ученый
профессорС.Картер обнаружил недавно текст двухэлегий. Это, по его
мнению, — одна изпервых попыток передать в поэтической форме пережи-
вания, вызванныекончиной близкого человека.
Вот, например, что там сказано:
Пусть зачатые твои дети будут внесеныв число вождей,
Пусть все твои дочери выйдут замуж,
Пусть твоя жена будет здорова, пустьумножится твой род,
Пусть благополучие и здоровьесопутствуют им каждый день,
В твоем доме пусть пиво, вино и другое
никогда не иссякнут.
Все помыслы обращены тут к оставшимся, кживым.
… Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из гли-
ны, чтобы служитьбогам. Однако сами боги были оченьпохожи на людей:
они устраивалисвои дела, действовали пообстоятельствам, пили, ели,
женились,обзаводились семьями, владелиподчас огромными хозяйствами
(целымигородами), были подвержены человеческим слабостям и недугам.
Как и люди, но обладая куда более значительными возможностями,
боги подчасбывали страшны, и их поступки нередкоказались противоре-
чивыми инепонятными для простого смертного.
Скажем еще несколько слов о достиженияхшумеров, родоначальниках
всей вавилонскойкультуры. Кроме первых элегий, первой поэмы о золотом
веке, их глиняные таблички содержат первые зачаткиисторических по-
вествований,древнейшие в мире медицинские рецепты, первый «календарь
— 6 -
земледельца",первые сведения о защитных насаждениях, идеюпервого
рыбногозаповедника, первый библиотечный каталог...
Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая
мысль и трезвыйрасчет; изобретательность, навыки точных вычислений,
рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание
опасности отстихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться
жизнью; близостьк природе и жажда познать ее тайны — все это наложило
печать нававилонское искусство.
Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккуратыслужили монумен-
тальнымувенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.
Зиккурат — это высокая башня, опоясаннаявыступающими террасами и
создающаявпечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ
за уступом. Зауступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, ес-
тественногокирпичного цвета, а за ним — побеленный.
Зиккураты строились в три-четыре уступа, ато и больше, вплоть до
семи. Вместе сраскраской, озеленение террас придавало яркость и живо-
писность всемусооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лест-
ница, была иногдаувенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.
Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной
кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возлехрама главного
местногобожества. Город считался собственностью этого божества, приз-
ванного защищатьего интересы в сонме прочих богов. Лучшедругих сох-
ранился зиккурат(высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -
XXI вв. до н.э..
Как «небожителю» по самой своейприроде, божеству полагалось про-
живать на большейвысоте, чем смертному.
В верхней башне зиккурата, наружные стеныкоторой иногда покрыва-
лись голубымглазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до-
пускалсянарод, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого
стола.Святилище и было «жилищем»бога, который почивал в нем по но-
чам,обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь-
зовалось жрецамидля более конкретных нужд: ониподнимались туда каж-
дую ночь дляастрономических наблюдений, часто связанных с календарны-
ми срокамисельскохозяйственных работ.
Вавилонский жрец не обещал благ и радостейв царстве мертвых, но
в случаепослушания обещал их при жизни… Принцип незыблемости не оп-
ределял верованийжителей Двуречья, где главенство переходило то к од-
ному городу, то кдругому.
— 7 -
Религия и история Вавилона болеединамичны, чем религия и история
Египта. Болеединамично и вавилонское искусство.
Арка… Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским
зодчимизобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего
строительногоискусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом
деле, покрытие изклиновидных кирпичей, приложенных один кдругому по
кривой линии иудерживаемых таким образом в равновесии, широко приме-
нялось вВавилонии, как видно по остаткамдворцов, каналов и мостов,
обнаруженных вМесопотамии. Сооружение сводчатого стокаводы в Ниппу-
ре, центредревнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к
III тысячелетиюдо н.э.. А сводчатые потолки в царскихгробницах Ура,
древнейшем местекульта шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков
старше.
По-видимому, не в долине Нила, а в долинеТигра и Евфрата следует
искать прообразыевропейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го-
ризонталь, а ритм горизонтальных и вертикальныхсечений определял в
Вавилонииархитектурную композицию храма.
Ко второй половине IV тысячелетия относится найденная в Уруке,
одном издревнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го-
лова, вероятноголова богини. Благородство, ясность ивнутренняя гар-
моничность образапредвосхищают на несколько тысячелетий великое ис-
кусствоЭллады. А огромные, ныне пустые глазницы(некогда инкрустиро-
ванные цветнымикамнями) придают всему лику подлинно незабываемую вы-
разительность.
Вероятно, в эти же далекие времена шумерыввели в обращение ка-
менныецилиндрические печати — амулеты с вырезанными человеческими и
зверинымифигурами. Среди них — самые ранниеобразцы так называемой
геральдическойкомпозиции с точно выделанной средней осью и симметрич-
но расположеннымипо бокам фигурами: эта стройная ивнутренне уравно-
вешеннаякомпозиция станет впоследствии типичной для всего искусства
Передней Азии.
Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенс-
твует во многихпроизведениях вавилонского изобразительного искусства.
Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнахДвуречья
ярость боговсравнивали со львиной, а мощь их — с бешеной силой дикого
быка. В поисках сверкающего, красочного эффектававилонский ваятель
любил изображатьмогучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких
цветных камней.
— 8 -
… Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерскогохрама
в аль-Обейде(2600 лет до н.э.). Орел с львинойголовой, сумрачный и
непоколебимый,как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког-
тями удерживаетдвух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли-
во разветвленнымирогами. Покоен орел, победно восседающийнад оленя-
ми, покойны исхваченные им олени. Предельно ясная ипредельно внуши-
тельная своейстройностью и внутренней силой, типично геральдическая
композиция.
Исключительный интерес по мастерствуисполнения и по замечатель-
нойдекоративности, в сочетании с самойпричудливой фантазией, предс-
тавляет пластинкас перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра-
шавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.).
предвещающее(опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на-
шего Крыловапреображение животного царства: человеческими чертами на-
деляютсязвери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди:
осел, играющий наарфе, танцующий медведь, лев на заднихлапах, вели-
чаво несущийвазу, пес с кинжалом за поясом,загадочный, чем-то напо-
минающийжреца чернобородый «человек-скорпион», за которым шествует
проказливыйкозлик...
Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и
белой раковины,тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви-
де являет собойподлинное чудо прикладного искусства.
По причинам, указанным выше, памятников вавилонского искусства
дошло до насзначительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность
представляютуцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Ак-
када и Вавилона.
«Стела коршунов», прославляющаяпобеду правителя города Лагаша над
соседями и такназванная потому, что ваятель изобразилкоршунов, раз-
дирающихтрупы разбитых врагов,- считается самым значительным из до-
шедших до наспроизведений шумерского искусства этого периода.
«Построчное» раскрытие сюжета,как в египетском искусстве, и вну-
шительнаямонументальность всей композиции характеризуют этот рельеф
( XXV в. до н.э.)
Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара( первая половина III
тысячелетия дон.э.). Высота самой большой — тридцать сантиметров. Это
изображениябогов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во
весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их идлинные облачения
— 9 -
поданысхематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни-
мания, котороецеликом сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или
даже на масках,-так нереальны , фантастичны иостровыразительны эти
образы. Вотнаголо выбритая голова, а вотпричудливые, как бы в нес-
колько этажейзавитками расчесанные бороды. Но главное — глаза: огром-
ные, словнозастывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца-
нии чего-то, чтовидят они, но не видим мы, быть может… в созерцании
нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их доконца. Каждая фи-
гурка геометричнопостроена так, чтобы зрителя разил сразуже взгляд
ее огромных глазиз цветных камней, столь крепковсаженных, что их не
расшатало время.
В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос-
лавленныйсвоими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значи-
тельную частьДвуречья.
В зодчестве влияние Аккада сказалось вокончательном утверждении
арки и свода, вваянии — в тонкой проработке деталей, в меньшей услов-
ностиизображения, в подлинной и часто весьмавыразительной портрет-
ности.Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт-
рет самогоСаргона.
Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона, продолжившего его
дело) — совершеннейшее произведение аккадского искусства. Эпическая
поэмазапечатанная в камне.
Между тем в Шумере жрец Гудеа,полновластный правитель города Ла-
гаша,развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность.
Почти ничего несохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных па-
мятников. Но намхорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его
времени: околодвадцати его статуй было обнаружено при раскопках. Не-
которыеисполнены с большим мастерством итщательной обработкой дета-
лей, явнопортретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются
в них со все тойже, столь типичной для шумерских скульптурных изобра-
жений загадочнойпристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью
всегообраза, будь то в созерцании или вмолитве. Как и в современных
им статуяхфараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.
При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. дон.э.) город Вавилон объеди-
няет под своимглавенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона
и его царя гремитво всем окружающем мире.
— 10 -
Хаммурапи издает знаменитый свод законов,известный нам по клино-
писному тексту напочти двухметровом каменном столбе, украшенном очень
высоким рельефом.В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живопис-
нуюкомпозицию, фигуры рельефа выделяютсямонументально, словно круг-
лые скульптуры,вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый
бог солнца Шамаш,сидя на троне-храмике, вручает символы власти — жезл
и магическоекольцо — стоящему перед ним в исполненной покорности и
благоговения позецарю Хаммурапи. Оба смотрят пристальнодруг другу в
глаза, и этоусиливает единство композиции.
При всех своих несомненных художественныхдостоинствах этот прос-
лавленный рельефявляет уже некоторые признаки грядущего упадка вави-
лонскогоискусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствует-
ся внутреннегонерва, былого вдохновенного темперамента.
Мощь и политическое значение Вавилонаослабли в последующие века.
Между тем новаядержава рвалась к власти в Двуречье: вбуре сражений
Ассириисуждено было утвердить свое главенство вкраях, где расцвела
одна из самыхдревних и великих культур человечества.
2Ассирия.
Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным сосе-
дям, вавилонянам,примерно так, как впоследствии римлянек грекам, и
что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чемРиму суждено
было стать дляАфин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,
культуру иискусство Вавилонии, значительно огрубивих, но и наделив
новым пафосоммогущества. Они установили в беспокойномДвуречье свой
державныйпорядок, создали единое мощное государство и, использовав
Двуречье какплацдарм, распространили огнем и мечом свое господство на
огромныетерритории от Синайского полуострова до Армении, от Малой
Азии до Египта, идаже сам Египет был на короткое время завоеван ими.
Вразвалинах дворца ассирийского царяАшшурбанипала была обнару-
женабиблиотека, вероятно самая значительнаяво всем тогдашнем мире,
насчитывавшаянесколько десятков тысяч клинописных текстов, в том чис-
ле и всеважнейшие произведения вавилонской литературы. Эта царская
библиотекадала востоковедам ценнейший ключ к познанию культуры Дву-
речья.Действительно, огромна заслуга ассирийского владыки, собиравше-
го древниетаблички и составившего из них библиотеку, предназначенную
«для его личногопользования».