Реферат по предмету "Педагогика"


Социореабилитация

Социореабилитация 

А.В. Суворов

Социореабилитация
(от лат. "SOCI[ETAS]" общество и "REHABILITATIO"
восстановление) процесс восстановления )либо формирования впервые) социальной
полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми
разными сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения
)например, заикание), криминогенное поведение у "трудных" подростков
и взрослых, и т.д.. Задача С. восстановить (или установить, если речь идет о
детях) нормальные отношения с окружающими людьми вопреки физическому или
психическому дефекту, вызвавшему нарушение этих отношений. В конечном счете
речь идет о восстановлении (либо формировании впервые) личностной
полноценности, о формировании как можно более широкого духовного кругозора, эту
полноценность обеспечивающего.

В самом
благоприятном случае этот процесс должен перейти в форму постоянной личностной
самореабилитации сознательного саморазвития, самосозидания, самотворчества в отношениях
с окружающими людьми и самим собой. С одной стороны, здесь необходимо осознание
личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена
находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте,
слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и
других заболеваниях). Иначе социореабилитация не станет делом самой личности,
останется проблемой других людей (родителей, педагогов, врачей...). С другой
стороны, необходима постоянная доброжелательная поддержка личности,
дружественное, если не дружеское, отношение к ней. Иначе личность, осознав
экстремальную ситуацию, в которой находится, может замкнуться в себе,
озлобиться, может начать мстить обществу за дискриминацию, вплоть до разного
рода преступлений либо даже суицида.

При условии
осознания экстремальной ситуации, с одной стороны, и  при дружественном отношении к проблемам личности, с другой,
возможна самореабилитация личности, которая (самореабилитация) и должна быть
специальной целью реабилитационного процесса с самого начала. При коррекционном
подходе к социореабилитации детей и взрослых ставится задача скорректировать
как дефект (например, слепоглухоту), в том числе с помощью разного рода
технических средств и специальных алфавитов (рельефно-точечный и пальцевый
алфавиты, жестовый язык, компьютер с рельефно-точечным дисплеем, слуховые
аппараты, инвалидные коляски...), так и поведение личности в отношении к
окружающим, особенно "нормальным". Кроме того, определяется перечень
доступных личности в данной экстремальной ситуации профессий, которые так же
корректируются применительно к экстремальным условиям.

Сознательно
самореабилитирующаяся личность может активно строить свои отношения с
окружающими людьми, регулировать их, а на высшем уровне самореабилитации
превратить в стимул для практически безграничного саморазвития сами
экстремальные условия, в которых вынуждена существовать. Высший уровень
самореабилитации предполагает очень высокий уровень духовного здоровья,
позволяющий не только адекватно реагировать на наличие-отсутствие поддержки со
стороны окружающих, но и вполне сознательно, целенаправленно создавать
необходимую поддержку, вызывая у окружающих острый интерес к себе и к своей
деятельности. Но до такого уровня самореабилитации нужно еще дорасти через
стихийную, а затем сознательную компенсацию ограничений возможностей,
ограничений, связанных с экстремальными условиями существования; через
сознательное, на мировоззренческом уровне, определение смысла жизни; через
самомобилизацию (волю к жизни), поддержанную жаждой жизни, невозможной без
постоянной поддержки со стороны хотя бы некоторых из окружающих людей,
поддержки, на которую личность в конце концов, на высшем уровне
самореабилитации, отвечает стремлением тоже стать опорой в жизни любимых
существ.

В любом случае,
на любом уровне или этапе С. без поддержки окружающих (без
"антиэкстремальной коалиции") не обойтись. Сначала социореабилитация
инициируется именно окружающими, затем личность начинает им в этом помогать
своим доверием, своей адекватной реакцией на их усилия, собственными встречными
усилиями, и лишь на высшем уровне самореабилитации личность может перехватить
инициативу, стать главным сознательным субъектом реабилитационного процесса.
Цель коррекции дефекта или поведения обеспечить хоть какие-то возможности
существования личности в обществе при данных экстремальных условиях. Виды С.
различаются по направленности: элементарная бытовая реабилитация (овладение
навыками самообслуживания в быту), пространственная реабилитация
(самостоятельное передвижение в постепенно расширяющемся пространстве от
пространства квартиры до пространства населенного пункта, поля, леса...),
трудовая реабилитация (трудоустройство с учетом неустранимого ограничения
возможностей), социально-психологическая реабилитация (общение с людьми в
различных условиях, налаживание отношений с постоянным окружением и случайными
встречными, в том числе работниками различных учреждений продавцами,
почтальонами и т.п.).

Для выхода на
уровень личностной самореабилитации коррекции недостаточно, но и без нее этот
уровень недостижим. Поэтому коррекционный подход должен быть дополнен таким,
который предполагает постоянное расширение общего духовного кругозора,
ориентацию на взаимную человечность в отношениях между, например, инвалидами и
относительно здоровыми людьми, на взаимопомощь (постоянная готовность не только
обратиться за помощью, но и в чем только по силам помочь самому), на
творчество. У детей такие задачи могут решаться методами СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ
психолого-педагогического процесса, в который одинаково вовлекаются как
дети-инвалиды, так и относительно здоровые дети. Цели совместной педагогики,
во-первых, преодолеть исторически обусловленную изоляцию тех и других ребят
друг от друга; во-вторых, содействовать осознанию детьми-инвалидами
экстремальности условий их существования, и через это осознание, а так же через
дружественное отношение к детям-инвалидам со стороны окружающих, детей и
взрослых, побуждать детей-инвалидов к личностной самореабилитации с как можно
более раннего возраста, до как можно более высокого уровня; в-третьих, дать
возможность относительно здоровым ребятам учиться нравственности на практике, в
попытках помочь ребятам-инвалидам и в принятии помощи от них. Главной базой
совместной педагогики с 1989 года является движение "Детский Орден
Милосердия".
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://suvorov.reability.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудиторская проверка операций по расчётному счёту
Реферат Государственная регистрация юридических лиц в Республике Казахстан
Реферат Гаванский акт 1940 года
Реферат Freedom Not Always The Answer Essay Research
Реферат Амурская деревня: противоречия и трудности послевоенного развития (1946-1965 гг.)
Реферат Играизированные практики как активизирующий фактор самоорганизации студенчества
Реферат Dangers Of Steriods Essay Research Paper Dangers
Реферат Внедрение отдела маркетинга на предприятие
Реферат Основные показатели, используемые при анализе эффективности использования заработной платы на торговом предприятии
Реферат Ахматова а. - Я голос ваш жар вашего дыханья. ..
Реферат Акриламид и полиакриламид: получение и свойства
Реферат Охранное телевидение
Реферат Аксеновой Алевтины Федоровны. Они так увлекательно учили нас, что я даже сейчас применяю их методы обучения общения с учениками. Помнится, как-то Раиса Валентиновна вызвала меня в свой кабинет и попросила заменить ее на урок
Реферат Обучение школьников решению логических задач на уроках информатики с использованием информационно–коммуникационных технологий
Реферат Jefferson Essay Research Paper Thomas Jefferson third