Реферат по предмету "Культурология"


Начало книгопечатания на Руси

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------------3
1 ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯНА РУСИ -------------------------------------5
2 ИВАН ФЕДОРОВ ----------------------------------------------------------------------------------------8
3 НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ-------------------------------------------------------12
            ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------15
            СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------------------------16
ВВЕДЕНИЕ
История книги — это составная часть истории культуры, а сама книга — «инструмент насаждения мудрости» (Я. Коменский), наиболее полное и всестороннеевыражение культуры человечества. Другие средства массовой коммуникации, дажетакие прогрессивные, как телевидение, — только вспомогательные средстваразвития культуры.
Зарождениеи развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэконвидел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережнонесущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга помогаетобществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний,накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества,его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологиюпроизводства книги и организацию ее распространения.
Ф.Энгельс в «Диалектике природы» среди важнейших изобретений, которые подорвалиустои феодального общества, назвал изобретение печати и бумаги. Великийфранцузский писатель Виктор Гюго назвал открытие книгопечатания «величайшимисторическим событием. В нем зародыш всех революций».
Каксложное явление социальной и культурной жизни книгу можно исследовать, исходяиз разных аспектов. Историка литературы или науки в первую очередь интересуетсодержание книги, а ее история представляется ему сменой литературных школ инаучных концепций. С иной точки зрения смотрит на ее развитие историк книги.Вполне понятно, что и он не может изучать ее историю вне связи с культурой,литературой, наукой. Анализ социальной и культурной среды, в которой создаетсяи функционирует книга, — обязательная исходная точка для исследователя ееисторического развития. В зависимости от задач, которые в разные эпохиприходится решать книге, меняется и ее тематическое содержание. Эти изменениятакже одна из специфических проблем истории книги. Нельзя обойти вниманием ипроблему формирования читательской аудитории — процесс этот определяется общимкультурным уровнем общества, состоянием системы просвещения, которая готовиткниге читателя.
Историкакниги интересуют, естественно, и организация книгоиздательского дела, а такжетехника и технология производства. При этом мы рассматриваем историю книги какнечто единое, не деля ее на две обособленные части: историю рукописной иисторию печатной книги.
Мы рассматриваем, каквидоизменялись материалы,изкоторых изготовлялась книга (глина, папирус, береста, пергамен, бумага и т.д.). Нас интересует эволюция материальных форм книги (глиняная или деревяннаятабличка, папирусный или пергаменный свиток, бумажная книга-блок и т. д.).Нами исследуется искусство оформлениякниги: письменные знаки, если книга рукописная. Шрифты, если печатная;иллюстрации, инициалы, заставки и концовки, другие украшения книги и еепереплета; издательское оформление книги — формат, титульный лист, пагинация ит. д.
1 ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯ НАРУСИ
Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожилибольшую часть своей истории без них. Накопленные знания одно поколениепередавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечитьсебя пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить большими группами, когдасложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишкомвелики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такиесведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно былоизобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире появиласьписьменность.
В серединеXVI в. в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает вМосковское государство. Введение книгопечатания в Москве – результат социально-экономическогоразвития феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесласоздавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москветипографии и перехода от рукописного способа размножения книг к болеесовершенному и производительному – книгопечатанию.
Эпохакнигопечатания – напряженная борьбы за укрепле­ние централизованногогосударства и глубоких изменений во всем укладе русской жизни. Центральнаягосударственная власть укрепилась, крупные завоевания Московского государстване только расширили территорию государства, но и усилили его в борьбе с бывшимизахватчиками-монголами. Московское госу­дарство в этот период присоединилообширные царства Казанское и Астраханское. Одновременно с расширением го­сударственныхграниц шло расширение деятельности церкви. Во вновь завоеванные областипосылали многочисленных православных проповедников-миссионеров, строили церквии монастыри. Естественно, что для новых церквей понадобились бого­служебныекниги в большем количестве, чем их могло дать руко­писное производство. Крометого, рукописные книги всегда страдали недостатком, связанным со способом ихизготовления, — обилием ошибок и неточностей. На это обстоятельство уже давнообращали внимание образованные люди. Ученый монах Максим Грек, вызванный изГреции в Москву при Василии III в качестве переводчика, обнаружил в рукописныхкнигах множество ошибок и пытался внести исправления в переводы. На церковномсоборе 1551 года, получившем название Стоглавого, царь Иван IV гово­рил:«Божественные книги писцы пишут с неправленых пере­водов, а написав, не правятже; опись к описи прибывает, и недописи, и точки непрямые».
Единственный способустранения этих недостатков состоял в том, чтобы перейти от ручногопроизводства книг к механическому; так зародилась мысль о заведении в Москветипографии.
В политическом плане введение книгопечатания в Москве былоодним из тех государственных мероприятий, которые проводил Иван Грозный в50-60-х гг. XVI в. с целью укрепления самодержавия (реформа суда, созданиестрелецкого войска, губные и земские учреждения и т.д.).
В послесловии к Апостолу 1564 г. — в одном изосновных источников по истории начального московского книгопечатания — указываются две причины, побудившие Ивана Грозного ввести книгопечатание вМоскве: потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихсяцерквей в Москве и других городах, особенно в городе Казани «и в пределах его»,и необходимость исправления «растленных» книг.
В завоеванной в 1552 г. Казани правительство Ивана IV насильственновводило христианство среди татар и всячески поощряло тех, кто принималкрещение. Чтобы удовлетворить возросший спрос на церковную литературу, ИванГрозный повелел покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати».
Но тогда возникло еще одно затруднение — большинство книгоказалось непригодными, было искажено «несведущими и неразумными»переписчиками, содержало различные ошибки. «Порча» книг порождала ереси, вела крелигиозному вольнодумству. В условиях обострения классовой борьбы в XVI в.неисправные церковно-служебные книги использовались в политических интересахпротивниками господствующих порядков. Ко времени начала «поисков» печатногомастерства относится «ересь» сына боярского Матвея Башкина и Артемия, бывшегоигумена Троицкого монастыря. На церковном соборе, созванном для разоблаченияеретиков, Матвей Башкин, используя разночтения в рукописном тексте Апостола,толковал его по-своему, «развратно». Вольнодумно толковал церковные тексты идругой «еретик», Феодосий Косой, призывавший к неповиновению властям ипроповедовавший равенство всех народов.
Вопрос об исправлении церковных книг был доставлен наСтоглавом соборе высших духовных и светских сановников, созванном Иваном IV имитрополитом Макарием в 1551 г. для обсуждения необходимых реформ в государственном ицерковном управлении. Собор постановил ввести строгую духовную цензуру,конфисковать неисправные рукописи. Однако осуществить контроль надпереписыванием книг, которое велось во многих местах Русского государства, былотрудно. Этот контроль можно было обеспечить лишь при централизованном способеразмножения книг. Книгопечатание вызвало функциональное размежевание междупечатной и рукописной книгой:
С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило кизысканию средств и людей для освоения типографского искусства. Попытки завестив Москве книгопечатание с помощью иностранцев не увенчались успехом. Это незначит, что осваивая трудное искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную,оригинальную технологию набора, русские первопечатники не были знакомы ссуществовавшим во многих странах Европы, в том числе и в славянских странах,искусством книгопечатания. И в области полиграфической техники, и вхудожественном оформлении первых русских печатных книг заметно иноземноевлияние. По словамИванаФедорова, великий князь Иван Васильевич «начат помышляти, как бы изложитьпечатные книги, якоже в грекех, в Венеции, и во Фригии и в прочих языцех». Сопытом издательского дела за границей мог познакомить наших книгопечатниковпросвещенный писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV – начале XVIв. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателюАльдуМануцию. В 1518 г.по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковныхкниг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русскимкнигопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданныекак в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетомнациональных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслитьчужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.2 ИВАН ФЕДОРОВ
В 1803 г., когда исполнилось 250 лет с начала русскогокнигопечатания и 100 лет со дня выхода первой русской газеты, историк Карамзингово­рил: «История ума представляет две главные эпо­хи: изобретение букв итипографии».
Назвать Ивана Федорова создателемпервого русского печатного станка — мало. Он первоотк­рыватель. С его именемсвязано начало книгопе­чатания в России.
Дата и место рождения Ивана Федороваточно неизвестны. Ро­дился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о егопроисхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Ис­торическиесведения, связанные с истоками русского книгопечата­ния, таковы.
Первые печатные славянские книгипоявились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России вXV—XVI вв. хож­дения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первыечетыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатникаизвестно — Швайпольт Феоль. Белорусский про­светитель Франциск Скорина началпечатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг,напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десятьдо первопечатного «Апостола».

Однако до сих пор не установленоточно ни место, ни дата выпус­ка этих книг, ни имена их печатников.«Апостол» Ивана Федорова, изданный в 1564 г. в Москве, — перваяпечатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда еенапечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, какмы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова. В этом после­словии,а еще более детально в предисловии ко второму изданию «Апостола» ИванФедоров излагает историю создания русской ти
пографии, историю бед и невзгод, обрушившихся напервопечатника русской книги.
Первая печатня в Москве была открытав 1.563 г.,и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над«Апостолом», набирая его первую страницу. «Начаша печатати…свя­тые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола ПавлаПослания». Книга вышла почти ровно через год -1 марта 1564 г.
В отличие от западноевропейскихмосковская типография явля­лась не частным, а государственным предприятием,средства на со­здание печатни были отпущены из царской казны. Устройство ти­пографиибыло поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Мос­ковском Кремле ИвануФедорову — опытному переплетчику, пере­писчику книг и резчику-художнику. Длятипографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальныйПечат­ный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице.Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстис-лавцем, белорусом изМстиславля, принимал самое деятельное учас­тие в строительстве Печатного двора.
После окончания строительства началасьорганизация самой ти­пографии, конструирование и изготовление печатного станка,отлив­ка шрифта и т. п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федороввполне понял со слов других. Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавреМаксима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитогоитальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли ктомог ему под­робно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в концеконцов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их иделать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскимипечатными книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался натрадиции русской письменнос­ти и русской рукописной книги.. Первопечатный«Апостол» — наивысшее достижение типографс­кого искусства XVI в.Мастерски изготовленный шрифт, удивитель­но четкий и ровный набор, превосходнаяверстка полос. В аноним­ных изданиях, предшествовавших «Апостолу»,слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче,то длин­нее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации междусловами и добился совершенно ровной линии с правой сторо­ны страницы. В книге46 орнаментальных заставок, выгравирован­ных на дереве (черным по белому ибелым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, какправило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют22 орнаментальные «буквицы», то есть инициальные или заглавные бук­вы.Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийсяспособ двухцветной печати с одной печатной формы.
В 1565 г. в Москве ИваномФедоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга —«Часовник». Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьмазаметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала имбольшое беспокойство. «На нас многие зависти ради многие ересиумышляли», — писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславцаотъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскомугосударству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всегодве книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда осталсяпервопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез изМосквы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатанияинструменты и материалы.
Вскоре Федоров и Мстиславец смогливозобновить работу в Лит­ве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано«Евангелие Учительное». В отличие от московских эта книга была небогослужебной и предназначалась для домашнего чте­ния. Из имения Ходкевича ИванФедоров в 1572 г.переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарилФедорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить.Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельностьапостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит«посланные», назывались ученики Христа, которых он отправил по всемумиру рассказывать о себе.)
Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая наУкраине точно датированная печатная книга, так называемый львовский«Апостол»;
Шрифт и часть заставок в этой книге былизаимствованы из москов­ского «Апостола», но концовки и узорныеинициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервыенапечатал книгу для русских детей — «Азбуку».       
Второе издание «Азбуки»вышло в 1576 г.в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустилНовый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это перваякнига в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньмуказателем.               
Но настоящим подвигом Ивана Федороваявлялась колоссальная работа над полной славянской Библией.          
Этот гигантский Труд занимал 1256страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но иеврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основубыл положен текст Геннадиевской Библии.
Именно к этой «Острожскойбиблии», как называют ее теперь историки, восходит тот славянскийбиблейский текст, который суще­ствует и в современных изданиях. На подобныйгероический труд, да еще впервые в истории России, был способен тольконезаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенствевладел несколькими языками — греческим, латинским, польским. От­личноразбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.
«Острожская библия»,вышедшая в 1580—1581 гг., была после­дним печатным трудом Федорова. ПослеБиблии Федоров выпустил лишь «Хронологию» Андрея Рымши — первоесочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь КонстантинОстрожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику сновапришлось искать средства для продолжения дела его жизни.
В эти годы Иван Федоров изобретаетразборную пушку и занима­ется усовершенствованием ручных бомбард. В поискахзаказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путе­шествие— в Краков и Вену, где встречается с императором Рудоль­фом II и демонстрируетему свое изобретение. Рудольфа II оно впол­не удовлетворило, но от условий,выдвинутых Федоровым, он отка­зывается. Тогда Иван Федоров написал письмосаксонскому кур-фюрту Августу: "… Итак, я владею искусством изготовлениясклад­ных пушек… каждую без исключения такого рода пушку можно ра­зобрать наотдельные, строго определенные части, а именно на пять­десят, сто и даже, еслипотребуется, на двести частей..." Об изобрете­нии в письме говоритсянеясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира свзаимозаменяемыми частями.
Возвращаясь во Львов, Федоров занемоги 3 августа 1583 г.«впал в болезнь к смерти». Иван Федоров скончался в одном из предмес­тийЛьвова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобывыкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.
Его похоронили на кладбище при храмесвятого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могилеФедо­рова был поставлен надгробный камень с надписью: «Друкарь книг, предтым невиданных». В этих словах содержится, быть может, наи­более точнаяхарактеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.3 НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ  НА РУСИ
Введение книгопечатания в России стало возможно и благодарятому уровню знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстросоздать «неведомый до того» печатный стан.
Одной из самых загадочных страниц в истории отечественногокнигопечатания является вопрос об Анонимной типографии и безвыходных изданиях,получивших такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.
В настоящее время известны следующие издания, датируемые побумаге, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта,строк: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556),Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), СреднешрифтнаяПсалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564),Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено ихмосковское происхождение.
Таким образом, очевидна деятельность особой типографии вМоскве в 1550 — начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствуетуказание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частныйхарактер их производства.
Сложным является вопрос и о работниках Анонимной типографии.В письме Ивана Грозного в Новгород называется Маруша Нефедьев – «мастерпечатных дел», и другой мастер Васюк Никифоров. Исследование типографскойтехники печати, а также косвенные свидетельства более поздних источниковговорят о работе в Анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
Значение анонимных изданий различно оценивается учеными. Однивидят в них пробные издания перед выпуском «Апостола» 1564 г., другие — продукциючастной типографии. Как бы то ни было, безвыходные издания подготовилипоявление «Апостола» — шедевра полиграфического искусства.
1 марта 1564 г. повелением Ивана Васильевича IV и благословениеммитрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга«Апостол», и Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю какрусские первопечатники. Исследователями установлено, что, хотя Иван Федоров иПетр Мстиславец использовали технику набора, верстки, печати, аналогичнуюанонимным изданиям, они трудились в самостоятельной типографии. Очевидно, чтозаведение новой «друкарни» требовало долгого времени. Из послесловияк «Апостолу» известно, что работа над ним велась в течение года с 19апреля 1563 г.по 1 марта 1564 г.Для напечатания «Апостола» необходимо было отлить шрифты, сделатьоборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола».Он был отредактирован при участии митрополита Макария.
Судя по тому, что в «Апостоле» указаны имена царя имитрополита как непосредственных заказчиков книги, типография Ивана Федоровамогла носить государственный характер, и потому вопрос о ее организации долженбыл решаться непосредственно царем. По мнению ученых, решение было принято в 1562 г., так как до 1561 г. успешно работаламастерская Сильвестра и потребности в типографии не было, а в мае 1562 г. царь ушел из Москвыв военные походы. Таким образом, подготовка «Апостола» 1564 г. заняла нескольколет, если считать и обустройство типографии, которая была размещена в Москве впалатах на Никольской улице.
Выбор " Апостола" для первого изданиягосударственной типографии, несмотря на то, что эта книга не являлась первойнеобходимостью для вновь освященного храма (освящение и служба в храменевозможны без Напрестольного Евангелия), оправдан тем, что «Апостол»в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первыеобразцы толкования учениками Христа Св. Писания, а несколько ранее Московскиесоборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильноетолкование Св. Писания. В этом отношении издание «Апостола» еще разпоказывает его государственно-национальное значение в борьбе со«смутой» путем церковного просвещения. Отпечатанная Иваном Федоровыми Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующихизданий.
В 1565 г.в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издают Часовник (двумя изданиями),книгу богослужебную по своему характеру, но, как и «Апостол» вДревней Руси, служащую для обучения, но не духовенства, а только приобщающихсяк грамоте детей.
Часовник по своему полиграфическому исполнению ниже«Апостола», что может быть объяснено не только спешкой типографов, нои назначением книги, ее использованием. «Апостол» украшаетфронтисписная гравюра с изображением апостола и евангелиста Луки, по преданиюавтора Деяний апостольских. Он изображен сидящим на низкой скамейке в плаще-гиматии,перед пюпитром, его фигура заключена в декоративную рамку, по предположениюисследователей повторяющую гравюру немецкого мастера Эргарда Шена (ок.1491-1542), помещенную в Библиях 1524 и 1540 гг., но значительно переработаннуюрусским мастером. Орнаментика федоровских изданий отличается изяществом и вомногом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрахФеодосия Изографа, но у Федорова, например, в Часовнике есть заставки, невстречающиеся в рукописях, образцы которых он, возможно, вывез из Польши.
Исследователями доказано символическое значениеорнаментальных украшений в книгах Ивана Федорова, где текст и орнаментнеразделимы и истолковывают друг друга.
После издания Часовника деятельность Ивана Федорова и ПетраМстиславца в Москве вскоре прекращается, и они покидают пределы Московскогогосударства. Отъезд первопечатников (вместе с шрифтами и оборудованием) изМосквы, конечно, не был тайным, но назвать его причины однозначно невозможно.Говорили о преследованиях властей, о специальном отправлении Ивана Федорова вЛитву по просьбе гетмана Г.А. Ходкевича для поддержания православия. Сам ИванФедоров в послесловии к львовскому «Апостолу» (1574 г.) пишет о людях,которые «зависти ради многие ериси умышляти», суть которых, поФедорову, заключалась в невежественном толковании их работы, возможно, поредактированию текста «Апостола». Но это мог быть лишь повод дляотъезда. Считается, что Иван Федоров относился к числу людей определенногополитического, религиозного направления и в период изменения внутреннейполитики самодержца (в 1565 г.Иван Грозный объявляет об оставлении царства, вскоре вводится опричнина)считает за благо покинуть Москву. Однако это здравое рассуждение не может бытьокончательно принято, ибо, оставляя столицу, первопечатник увозит с собойоборудование, то есть государственную собственность, что без ведома властисделать было невозможно. Как видим, причины отъезда Ивана Федорова и ПетраМстиславца из Москвы по-прежнему остаются загадкой. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ XVI в. в Москве было отпечатано всего восемнадцать наименований книг,при этом тираж в несколько сотен экземпляров считался большим. Читать в ДревнейРуси учились обычно по Псалтыри, книге церковных псалмов. Но были и специальныебуквари или «азбуки». Первый букварь напечатал еще в 1574 г. сам ИванФедоров. Книгопечатание в Москве развивалось ипосле Ивана Федорова. В столице первопечатник оставил своих учеников НикифораТарасиева и Андроника Тимофеева Невежу. В 1567-1568 гг. они возродилимосковскую типографию, из которой в 1568 г. вышло первое послефедоровское издание — Псалтырь. В 1571 г.пожар уничтожил Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организованатипография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь. Последолгого перерыва в 1589 г.в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на котором Андроник Невежаиздает Триодь постную. Всего в XVI веке на территории Московского государствабыло выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000-1200экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается ворганизации крупной типографии европейского типа на государственной основеМосковского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.     Немировский Е.Л. Иван Федоров ивозникновение книгопечатания в Москве и на Украине.- М.: АСТ- Пресс книга,1975.- 413 с.2.     Прибытков В. Иван Федоров: ЖизньЗамечательных Людей.- М.: Молодая Гвардия, 1964.- 304 с.3.     http:// ru.wikipedia.orgСвободнаяэнциклопедия Иван Федоров [электронный ресурс]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.