Н.А. Бердяев
о характере русского народа.
Николай Александрович Бердяев — один из самыхизвестных русских философов XX века. Учился в Киевском университете. За участиев «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» был исключен сослан в Вологду.Вскоре отошел от марксизма. В начале XX столетия принимает активное участие вдуховно-общественном движении, получившем название «русский религиозный икультурный ренессанс». Участвовал в программных сборниках «Проблемы идеализма»(1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), ставших, по общему признанию,манифестами русского идеализма. После Октября был профессором Московскогоуниверситета, основал Вольную академию духовной культуры. В 1921 году выслан изСССР; жил в Берлине, затем в Париже. Здесь им были написаны книги, принесшиеему мировую известность.
Философия Бердяева впитала в себя множество самыхразнообразных источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс,Беме, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей на него заметное влияние оказалиМихайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Несмелое, Розанов и другие.Проблемы России, русской мысли в творчестве Бердяева занимают центральноеместо. Одна из последних, итоговых книг «Русская идея» (1946) — посвященаанализу интеллектуальной истории России. Исследованием русской идеи Бердяевначал заниматься еще в годы первой мировой войны. В 1915 году он опубликовалочерк «Душа России», а затем серию статей, составивших книгу «Судьба России»(1918).
Суждения Бердяева о России, русском народе, русскойдуше неповторимы, свободны и широки. В них нет строгой последовательности итерминологической точности, зато присутствуют яркая образность иаллегоричность, обилие афоризмов и исторических параллелей, контрасты ипарадоксы. Русская душа, пишет он, представляет собой сочетание разнородныхсущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» — свободы ипорабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности,предприимчивости и лени.
Труды Бердяева содержат критику социалистического путипереустройства России. Вместе с тем за рубежом он выступал как патриот, видныйпредставитель русской культуры, противник различных форм русофобии. Наряду сВ.Зеньковским, Г.Федотовым и С.Франком впервые познакомил Запад с историейрусской философии, способствовал восприятию русской культуры как явления,имеющего мировое значение.
Н.А.Бердяева и поныне считают одним из властителей думXX века. Чему же конкретно обязан своей известностью этот философ? Он неаналитик, не исследователь. Он, конечно, автор оригинальных концепций: обогоподобных возможностях человека-творца, о «ничто» как подоснове мира, невходящей в божественную компетенцию, и т. п. Но, думается, не в этом дело. А втом, что Бердяев — мыслитель, не устававший возвещать о драгоценной человеческойличности и пророчествовать о ее судьбе.
Ответственный, озабоченный состоянием мира, взглядБердяева формулировался в ответ на вызов времени. Большинство его пророчеств,рождавшихся как будто от соударений с духовными реальностями и, как молнии,озарявших будущее, до сих пор остаются в силе, о чем ясно говорит ипредлагаемая ниже подборка текстов Бердяева.
«Мировая война остро ставит вопрос о русскомнациональном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребностьразгадать загадку России, понять идею России, определить ее место в мире. Всечувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировымизадачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности,почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, чтоРоссия предназначена чему-то великому, что Россия — особенная страна, непохожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувствомбогоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы какТретьего Рима, через славянофильство -к Достоевскому, Соловьеву и к современнымнеославянофилам. К идеям этого порядка прилипло много фальши и лжи, ноотразилось в них и что-то и подлинно народное, подлинно русское. Не можетчеловек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остросознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни кчему значительному не призван и не предназначен. Это биологически невозможно.Невозможно это и в жизни целого народа.
Россия не играла еще определяющей роли в мировойжизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества.Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой иевропейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута. Россия все еще незнает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит.Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейскогочеловечества. Для западного культурного человечества Россия все еще остаетсякаким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своимварварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурногочеловека, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Многих на Западевлечет к себе таинственная глубина русского Востока. Свет с Востока видели лишьнемногие избранные индивидуальности. Русское государство давно уже признановеликой державой, с которой должны считаться все государства мира и котораяиграет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, тоядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишьповерхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения вмире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые можетдиктовать русская дипломатия. Славянская раса не заняла еще в мире тогоположения, которое заняла раса латинская или германская. Вот что должно в корнеизмениться после нынешней великой войны, которая являет собой совершеннонебывалое историческое сплетение восточного и западного человечества.Творческий дух России займет, наконец, великодержавное положение в духовноммировом концерте. То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет ужебыть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим,не восточным только, но и не западным. Для этого давно уже созрелипотенциальные духовные силы России.
Но осуществление мировых задач России не может бытьпредоставлено произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилиянационального разума и национальной воли. И если народы Запада принужденыбудут, наконец, увидеть единственный лик России и признать ее призвание, тоостается все еще неясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему онапризвана? Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия —противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами.Тютчев сказал про свою Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
И поистине можно сказать, что Россия непостижима дляума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений…
Россия — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире.И русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать своюземлю. Все подлинно русские, национальные писатели, мыслители, публицисты — всебыли безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм — явление русскогодуха, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым. Ирусские либералы были скорее гуманистами, чем государственниками. Никто нехотел власти, все боялись власти, как нечистоты. Русская душа хочет священнойвласти, богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, какаскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ...
В основе русской истории лежит знаменательная легендао призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «землянаша велика и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это для роковойнеспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле! Русский народкак будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве,сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Русскийнарод не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется какженственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждетжениха, мужа, властелина. Россия — земля покорная, женственная. Пассивная,рецептивная женственность в отношении к государственной власти — так характернадля русского народа и для русской истории. Нет пределов смиренному терпениюмногострадального русского народа. Государственная власть всегда была внешним,а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не изнего созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте. Ипотому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то немецкоговладычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думали, чтогосударство — это «они», а не «мы». Очень характерно, что в русской истории небыло рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточноеразвитие личного начала в русской жизни. Русский народ всегда любил жить втепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарствокует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этоголичного закала не создавала русская история. В русском человеке естьмягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля.
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство,величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия идостигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, окотором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни,отдаются колоссу государственности, превращающему всё в свое орудие. Интересысозидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенноисключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось силу русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укреплениеи защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли тойроли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавленаогромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования.Бюрократия развилась до размеров чудовищных. Русская государственностьзанимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе статарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась всамодовлеющее отвлеченное начало; она живет своей собственной жизнью, посвоему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. Этаособенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности ипридавленности. Невозможна была свободная игра творческих сил человека. Властьбюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчинакак-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной ипассивной русской стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого,ошиблась в женихе. Великие жертвы понес русский народ для создания русскогогосударства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятномгосударстве. Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смыслеслова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в которомсердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории и русскойдуши. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, неразгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную имогущественную государственность, почему самый анархический народ так покоренбюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного началав русском народном характере...»
После этих слов не кажется странным и алогичнымсоединение имени Бердяева и феномена перестройки. Между тем перестройка,проходящая, точнее пытающаяся проходить под знаком духовного возрождения,естественно, вызвала интерес к именам русских философов, незаслуженно забытых.К их числу относится и Н.А. Бердяев. Он был патриотом России и его глубоковолновала ее судьба. Живя в переломное время, Бердяев много размышлял надпрошлым, настоящим и будущим Родины, выдвигал идеи ее преобразования и дажеупотреблял при этом термин «перестройка». Его мысли о политическом обновленииРоссии глубоки и некоторые из них могут использоваться в сегодняшней жизнинашего общества.
Идейное наследие Бердяева противоречиво. С однойстороны, он оригинальный философ. Его конструктивно-творческие суждения,раздумья и выводы представляются ныне злободневными. С другой стороны,мыслитель выступает как критик марксизма и социалистической революции. И та идругая позиции Бердяева находят своих сторонников. Вот почему, читая его труды,так и хочется сказать, что Бердяев среди участников перестройки, причемодновременно по ту и другую стороны развернувшейся борьбы. Каждый участникперестройки по-своему читает Бердяева, осмысливает его суждения и выводы, азатем преломляет их с учетом современного этапа перестройки в своейпрактической деятельности. Следовательно, идейное наследие Бердяева и, преждевсего его социальная философия, может рассматриваться как духовная почва длятворческих поисков решения проблем, вставших перед нами сегодня.
Революционный пафос нашей перестройки в значительнойстепени связан с отрицательным отношением к советскому прошлому. ПерефразируяБердяева можно сказать, что в перестройке слишком сильна зависимость от прошлого,влюбленная ненависть к прошлому. Сегодня мы все более приходим к выводу, что нененависть, а консолидация и любовь обеспечат успех перестройки.
«Что такое русский народ, что такое народ? Народ неесть какой-нибудь класс, какая-нибудь социальная группа, не есть крестьянствоили рабочий класс. В народ входят все русские люди, все классы и все группы.Народ есть великое целое, существующее тысячелетие в истории, в нем соединяетсядалекое историческое прошлое с далеким историческим будущим. Нельзя произвольноназывать народом то, что мне захочется в сегодняшний день истории, и поставитьопределение народа в зависимость от классовой борьбы этого сегодняшнего дня, оттого соотношения социальных классов, которое существует в настоящее. Народглубже того, что происходит сегодня, глубже всех преходящих классов с ихпротивоположными интересами. И для того, чтобы узнать лицо русского народа исудьбу этого народа в истории, нужно присмотреться не к крестьянину и помещику,не к рабочему и промышленнику, не к купцу и интеллигенту, а к скрытому в нихрусскому человеку, к душе его, которая глубже всех этих внешних социальныхоболочек. Эта душа русского человека, душа целого народа нашла себе выражениев великой русской литературе, у Пушкина и Гоголя, у Толстого и Достоевского. Ини один русский человек, к какому бы классу он ни принадлежал, не может бытьисключен из русского наряда.
Дворянин, буржуа и интеллигент так же принадлежит крусскому народу, составляет такую же неотъемлемую его часть, как и крестьянин,и рабочий Существует русский народ, существует Россия, а не только классрабочих или промышленников, крестьян или помещиков. Существуют интересы всейРоссии, всего русского государства, интересы великого целого, а не толькоинтересы отдельных классов и отдельных людей. И еще нужно помнить, что самосуществование и благополучие каждого русского человека и каждого класса зависитот существования и благополучия всей России, от ее силы и величия.
Россия — мать, питающая своих сынов. Русские рабочие икрестьяне могут вести лишь национальное существование, в материнском лоне.Если бы было уничтожено русское государство и ослаблена русскаяпромышленность, то уничтожены и ослаблены были бы все русские, все классы, всекрестьяне и рабочие. Ни один русский гражданин не может поставить своегосуществования вне России,— он может существовать лишь в ней и через нее. Толькораб способен легко отречься от своей родины и предать ее».
Н.А.Бердяевым были высказаны также интересные сужденияоб исторической необходимости нового общества, о социально-экономическойсистеме коммунизма, в котором якобы предстояло жить русскому народу. Но приэтом русский мыслитель отрицательно относился к буржуазному принципухозяйствования, который ныне усиленно рекламируется кое-кем как панацея от всехнаших бед. Бердяев отрицательно оценивал и частную собственность, выступал заобщественную, общинную и другие коллективные формы собственности, а также заличную трудовую собственность. По его мнению, западные понятия о собственностичужды русскому народу, считавшего землю божьей. Сегодня, когда в странерешается вопрос о земле, собственности, суждения такого авторитета в пониманиирусской души, как Бердяев, важны практически. Нам следует поразмыслить надними, решать вопросы о земельной и другой собственности без излишней торопливости,на основании свободного волеизъявления непосредственно самого народа путемреферендума.
Отвергая критику буржуазной политэкономиикоммунистического принципа как утопического, Бердяев делает вывод, что экономическийчеловек преходящ, что вполне возможна новая мотивация труда, болеесоответствующая достоинству человека. Это не может быть лишь проблемойорганизации общества. Главное здесь воспитание нового человека. Нельзя создатьнового человека и новое общество, объявив хозяйственную жизнь обязательнымделом чиновников государства. Коммунизм в той форме, в какой он сложился вРоссии, есть, по Бердяеву, крайний этатизм, а советское государство —тоталитарное государство.
Созвучны идеям перестройки и суждения Бердяева оплюралистической социальной системе. Он говорил, что свободе человеческого духасоответствует не монистическая, а плюралистическая социальная система, ибопервая ведет к тирании и угнетению личности. В политике Бердяев выступал замногопартийность, высказывался за образование новой партии, которая была былевее кадетов по своей связи с народными массами, с историческим прошлымРоссии, с почитанием ее заветов и основ.
Процессы демократизации выдвинули на передний план вформировании общественного сознания повышение общей и политической культуры,сделали злободневными проблемы соотношения слов и реальности вобщественных отношениях, демократии и личности, отвлеченности, абсолютности иотносительности в политике.
«Русский народ — единый великий народ, а не механическаясмесь разрозненных частей, преследующих лишь свои интересы. Русский народ имеетсвое лицо в мире, не похожее ни на один народ, свою историю, свое великоепросимое и великое будущее, имеет задачи, выпавшие на его долю. И русский народдолжен отстаивать себя как целое, защищать свое место в мире, свое дело в мире.У всякого здорового, жизнеспособного, свободного человека это чувство сильнее,чем классовый интерес, чем классовая рознь. Это великое чувство национальногоединства и национального призвания есть у французов, у англичан, у немцев. Еслибы оно совсем исчезло у русских, то Россия перестала бы существовать и русскийнарод рассыпался бы, как пыль. Сейчас происходит в России болезненный имучительный переход к новому национальному сознанию и новому свободномупатриотизму. Старое умерло, новое же еще не родилось. Революцию совершил весьрусский народ, как великое целое, а не тот или иной класс, совершил из чувствасамосохранения и из порыва к новой, свободной жизни. И переход к демократииесть переход к самоуправлению целого народа, независимо от принадлежности ктому или иному классу. Демократия есть гражданская и политическая зрелостьцелого народа. Демократию нельзя противопоставлять буржуазии, как это у настеперь делают по невежеству. Демократия означает верховную власть всего народа,и в нее входит каждый русский гражданин, права которого должны быть обеспеченыв равной степени с правом всех остальных граждан. Демократию нельзя пониматькак господство рабочего класса или крестьянства. Диктатура пролетариата была бынасилием меньшинства над большинством, и она по существу враждебна демократии,антидемократична, она посягает на суверенитет народа, устраивает против негозаговор. Свободный народ не может потерпеть диктатуры какого-нибудь класса.
Переход целого народа,так долго жившего в рабстве, к демократической форме государственности прежде всегоставит задачу воспитания народа, роста сознания, просвещения и культуры вмассе народной, духовного возрождения тех человеческих душ, из которых состоитнарод. Если народ в массе своей состоит из рабьих душ, полных рабьихсклонностей к насилию, неуважению к человеческому достоинству, к свободе иправам личности, то он еще неподготовлен и неспособен к демократии и ему грозитнеизбежное восстановление деспотизма, возвращение к какой-нибудь формецезаризма. Насилия, совершаемые незрелой революционной демократией, всегдаготовят тиранию. Насилующий будет изнасилован, это — закон природы. Вотпочему задача воспитания и просвещения массы русского наряда есть основнаязадача, поставленная превращением России в демократическое государство.
Демократия может быть лишь особого рода культуройчеловеческого духа, или она будет худшим из рабств, худшей из деспотий. Лишьсвободные, управляющие собой души способны создать свободное демократическоегосударство.
Народ тогда только достоин наименования свободногонарода и граждански зрелого народа, когда он сознает свое национальной единствои целость как внутри своего собственного государства, так и во вне, переддругими народами и государствами. Когда народ распадается на части внутри и нехочет защищать своей целости и своего достоинства во вне, он возвращается крабскому состоянию, он не готов для Свободы. Вот почему отношение к единствугосударственный власти в России и к войне есть испытание зрелости русскогонарода для новой, свободной жизни.
Русский народ в нынешний грозный и ответственный чассвоей истории должен сознать свое нравственное, государственное и культурноеединство, свою нерушимую целость перед теми дробными частями, классами,областями и народностями, из которых состоит русское государство, и передтеми народами и государствами, из которых состоит человечество. Этому сознаниюцелости и единства должна быть подчинена социальная борьба классов. Народ долженпоскорее определить свое свободно-гражданское отношение к единству своегогосударства и к войне. Время не терпит. Каждый день стихийного нарастанияанархии и разложения влечет Россию в бездну и готовит ей рабство, рабствочужеземное и рабство у собственных темных сил, которые одинаково есть и скрайней правой, и с крайней левой стороны.
Государственный порядок и побеждающий всякую анархию,уже в нем самом, а не вне его, не над ним. Свободный человек тем и отличаетсяот раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покорятьсяили бунтовать. Бунт из долгого исторического рабства и переходит к жизнивольной, к народовластию и народоправству. Велико было долготерпение русскогонарода, и оно внушало иностранцам мысль, что русский народ — раб в душе. И воттеперь русский народ должен показать всему миру, что он поистине свободныйнарод. После происшедшего великого переворота русский человек должен сам собойуправлять. Источник власти, поддерживающий государственный порядок ипобеждающий всякую анархию, уже в нем самом, а не вне его, не над ним.Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в товремя как раб умеет лишь покоряться или бунтовать. Бунт есть лишь обратнаясторона рабства. Свободный может сделать революцию, но не может бунтовать, ибосвободный только на себя возлагает ответственность за судьбу своего государстваи своего отечества. И только те, которые остаются рабами в душе, могутотноситься к своему государству и своему отечеству, как к чужому, навязанномуим, враждебному.
Народ достоин гражданской зрелости, когда оннаучается управлять собой. Свобода и есть прежде всего способность ксамоуправлению. Управлять другими, управлять целой страной могут лишь те,которые научились управлять собой, своими мыслями и чувствами, своей собственнойстихией. Лишь те могут установить порядок в стране, которые установили порядоквнутри себя, привели в порядок собственную волю и направили ее к высшей цели.
Но целью, во имя которой русский человек долженнаучиться управлять собой и управлять другими, не может быть корыстный интересотдельных людей или классов. Такой целью может быть лишь благо целого, благоРоссии, благо всего народа, подъем народа до более высокой жизни в правде иистине. Свобода не означает произвола, не означает, что каждый может делать,что ему в голову взбредет,— свобода предполагает уважение ко всякойчеловеческой личности, признание ее неотъемлемых прав, бережное отношение ксобственной и чужой человеческой душе Те, у кого анархия внутри, анархия вмыслях, воле и чувствах, ничего, кроме анархии, не могут создать в стране, вгосударстве, в жизни всего народа. Тогда часть восстает на целое,каждое стремится к своим частным, личным или групповым интересам, не считаясьс интересами России, с благом всего русского народа. Свобода невозможна бездисциплины без самообуздания и самоограничения, без подчинения себя той истине,которая и делает человека свободным.
В Евангелии сказано: «И познаете истину, и истинасделает вас свободными». И целый народ делается свободен лишь тогда, когда онпознает истину и служит ей.
Потеря всякой дисциплины в народе, всякой способностик самоуправлению и самоограничению, к подчинению себя высшим целям превращаетнарод в стадо диких зверей и возвращает его к рабству первобытных времен.Неумение управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целомуесть знак рабского состояния и ведет к разделению России, к превращению ее вбесформенную кучу рассыпающегося песка. Каждый тащит себе то, что ему нужно, иот этого расхищения перестает существовать русский народ как великое целое.
Свободный никого не насилует, ни у кого ничего не похищает,он всем дарует свободу, всем обеспечивает их права. Кто совершает насилия, тотеще раб. Народ может осуществлять свои цели, реализовать все свои силы лишь вгосударстве; не защищенный собственным государством, он попадает в рабство кдругим народам. Но государство не может быть сыпучим песком, оно должно бытькристаллом, имеющим строгие очертания и границы. Создание, охранение иразвитие государства требует от народа закала характера, твердости народнойволи. Бесхарактерность народа подвергает опасности существование егогосударства и грозит народу рабством.
Русский народ вступает в новый период своегоисторического существования, он переходит к форме государственности, именуемойдемократией. Демократия же основана на самоуправлении народа, на высокихкачествах народного характера. Народ, в котором обнаружится рабский дух,который не захочет управлять собой и будет склонен к насилиям, такой народ неспособен к демократии, не созрел до нее.
Еще Монтескье учил, что демократия основана надоблести,на любви к общему делу. Если этой доблести нет в душе народа, если нет любви кобщему делу, то демократия вырождается в деспотию. И русский народ ныне держитэкзамен на демократию, история испытывает его «доблесть», его гражданскуюзрелость".
Прав философ, когда пишет, что слова имеют огромнуювласть над нашей жизнью. В этом мы ежедневно убеждаемся. Как в 1917 году, так исегодня, восемьдесят лет спустя, мы произносим, слушаем и читаем слова, частоне отдавая себе отчета в их реальном содержании, принимаем слова на веру,выдаем им безграничный кредит. В общественной жизни условная, но ставшаяпривычной фразеология приобретает порой почти власть. Характерной чертой нашейжизни стали ярлыки-слова. Они еще в большей степени, чем во времена Бердяева,выступают самостоятельной общественной силой.
«У нас, — отмечал он, — часто убивают людейпосредством приклеивания ярлыков «реакционер», «оппортунист» и т. п., хотя,может быть, за этим скрывается сложное и оригинальное явление, неопределимоеобычными. В другом лагере убивают при помощи слов противоположных. И все боятсяслов и ярлыков».
Мы и сегодня загипнотизированы словами и почти неможем мыслить вне этих ярлыков. А ведь как правильно подметил Бердяев, реальныйвес этих слов невелик и реальное их содержание все более и более испаряется.
Бердяев приводит пример, который в переработанномварианте можно отнести и к характеристике некоторых наших народных депутатов,разглагольствующих на съездах и сессиях Советов всех уровней.
Говоря о России, Бердяев отмечал, что многие думают:«Главная беда России в том, что русское общество недостаточно либерально илирадикально, ожидая многого от поворота общества влево. В действительности жеглавная беда в «плохой общественной клетке», недостатке настоящих людей,которых история могла бы призвать для реального, подлинно радикальногопреобразования страны, в слабости русской воли, недостатке общественногосамовоспитания и самодисциплины. Нашему обществу недостает характера,способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает«среда», он сильно подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее. Россиинужна прежде всего радикальная моральная реформа, возрождение самих истоковжизни".
Читая Бердяева, невольно приходишь к мысли: историякак бы повторяется, как и в первые годы Октября, сегодня «правая» Россия началауже разлагаться, когда «левая» не вполне созрела. «Все приходит у нас слишкомпоздно. И мы слишком долго находимся в переходном состоянии, в каком-томеждуцарствии».
Но русскиймыслитель верил в народ ипредсказывал ему великое будущее. «В глубине клеток народной жизни должнопроизойти перерождение, идущее изнутри, и я верю, что оно происходит, чторусский народ духовно жив и чтоему предстоит великое будущее. Смутная эпоха пройдет. Пора сбросить внешниепокровы и обнаружить истинную сущность вещей, истинные реальности».
Самоуправление возлагает ответственность за судьбуобщественности на человека и его силу, на народ. Народ, по Бердяеву, немеханическая, бесформенная масса, а некий организм, обладающий характером,дисциплиной сознания и дисциплиной воли, знающий, чего хочет. А демократия —это организованная и обнаружившаяся во вне потенция человеческой природынарода, его достигнутая способность к самоуправлению, к властвованию. Бердяевобращает внимание то, что властвовать может лишь тот, кто властвует над собой,что потеря личного и национального самообладания, расковывание хаоса делаютдемократию невозможной, они ведут к деспотизму. Поэтому задача образованиядемократии — это образование национального характера, предполагающегообразование личного характера. Общественные сознание и воля должны бытьнаправлены на выработку закала личности, а этой направленности у нас до сих порнет. Демократию и сегодня в нашем обществе слишком часто понимают навыворот —не ставят ее в зависимость от внутренней способности к самоуправлению, отхарактера народа и личности. Как предостерегал Бердяев — это реальная опасностьдля нашего будущего. Сегодня в условиях перестройки эти опасения многократноподтверждаются.
Как и в 1918 году, ныне перед нашим народом стоитисторической важности задача — перейти к истинному самоуправлению. Решая ее,следует помнить и учитывать суждения Бердяева о том, что «этот переход зависитот качества человеческого материала, от способности самоуправлению всех нас.Это требует исключительного уважения к личности, ее правам, к ее духовносамоуправляющейся природе». При этом философ предупреждает, что «никакимиискусственными взвинчиваниями нельзя создать способности к самоуправлению.Разъяренная толпа, одержимая корыстными и злобными инстинктами, не способнауправлять ни собой, ни другими...».
Обращая свои взоры к России, думая о ее судьбе,Бердяев с горечью отмечал, что «России более всего недостает людей с дарованиемвласти», но вместе с тем с оптимизмом утверждал, что «такие люди должныявиться». И как бы подтверждая прозорливость мыслителя, наша перестройкавыдвигает таких людей. Осуществляемое ныне строительство гуманного,демократического общества с присущими ему атрибутами гласности, правовогогосударства, плюрализма, форм собственности, многопартийной политическойсистемы свидетельствует, что некоторые конструктивно-перестроечные идеиН.А.Бердяева предвосхищают эти процессы.
«Русский народ вышел из подневольного состояния, издолгого исторического рабства и переходит к жизни вольной, к народовластию инародоправству. Велико было долготерпение русского народа, и оно внушалоиностранцам мысль, что русский народ — раб в душе. И вот теперь русский народдолжен доказать всему миру, что он поистине свободный народ. После прошедшеговеликого переворота русский человек должен сам собой управлять. Источник властив нем самом, а не вне его и не над ним.
Постыдно думать, что русский народ лишь до тех порсоставлял единое и великое государство, пока он жил в рабстве и принуждении, иперешел к анархии и распадению, когда стал свободным. И еще постыднее думать,что русский народ лишь до тех пор составлял доблестную армию и исполнял свойдолг перед родиной, пока его принуждали к этому, как раба. Если бы оказалось,что для русского народа возможны или рабская покорность и принуждение изкнута, или рабский бунт и анархия, то народ этот был бы обречен на гибель.Тогда народ распадется и превратится в беспорядочные орды, которым вновьпридется призывать варяг. Произойдет возвращение к истокам русской истории, ивновь нужно будет собирать великую Россию. Слишком многие сейчас проповедуютэто возвращение назад и с легкостью отрицают весь труд русской истории, всежертвы, принесенные народом для создания единой, великой и сильной России.
Но я верю, что русский народ, переживший уже смутнуюэпоху, переживет и теперь соблазны и падения и перейдет к высшей, свободнойжизни. Но нужно открыто говорить и кричать о том, что те, которые сейчастолкают народ на путь анархии и распадения, толкают его на путь рабства и униженияи убивают душу народа. Всякий народ живет в истории и совершает великие деласилой и цельностью своего духа. Когда дух народа растлевается и угашается,народ сходит с исторической сцены, отодвигается на второй план и отцветает. Норусскому народу предстоит еще великая роль в истории, он только теперь вступаетв мировую новую жизнь, и, верю, он не погибнет».
Социально-философское наследие Бердяева содержитмножество интереснейших мыслей, которые, творчески переработанные и усвоенныеучастниками перестройки, могут содействовать ей.
Литература:
·Адюшкин В.Н. Социальная философия Н.Бердяева в свете перестройки
// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- 1991. — N3. — С.76-85.
·Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. — М., 1992. — С.295-304.
·Бердяев Н.А. Свободный народ // Родина. — 1990. — N1. — С.8-9.
·Судьба человека в современном мире. (Статьи, письма Н.А.Бердяева) //Новыймир. — 1990. — N1. — С.207-232.