Введение.
Древний Египет, как илюбое другое древнее государство, хранит в себе много тайн, многие из которых до сих порне разгаданы. Одна из наиболееинтересных тайн – мумификация. Именноблагодаря исследованию мумий, учёные разгадали множество загадок, связанных сДревнем Египтом. Мумии донесли до наших времён традиции и искусство тоговремени. Легенды и проклятия мумий до сих пор будоражат умы многих людей. Ясчитаю, что мумификация одна из интереснейших тем в истории Древнего Египта.
Происхождение слова «мумия»
Этимологию слова «мумия»открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея вконце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому.Впервые слово «мумия» появляется в греческом (византийском) илатинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около1000-го г. Происходит слово «мумия» от арабского «битум»или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейскиесредневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар,живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страныАполлонии. Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор» вниз потечению и выбрасывается на берег. На берегу оно засыхает, затвердевает и приобретаетзапах дёгтя. Он же говорит далее, что ещё вещество mumia можно извлечь изчерепов и желудков древних египетских покойников.
В действительности, всредневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробницдревние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Этолекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплотьдо Нового времени. Считалось, что лекарство mumia хорошо помогает при леченииушибов и ран.
Постепенно названиелекарства перекочевало в европейских языках и на тела, из которых его«добывали», т.е. непосредственно на мумий в нашем понимании этогослова. Также до сих пор в русском языке существует мумиё — названиелекарственной смолы.
Сами же древние египтяненазвали своих мумий «саху» (транслит.: sAhw).
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицированияпокойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времениполагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находкииз раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.)некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнитьначало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённыхженских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу.Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодомкультуры Накада-II (примерно 3600 г. до н.э.). некоторые учёные по косвенным данным ещёболее удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийскийегиптолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпохубадарийской археологической культуры, т.е. примерно в 4500 — 4100 гг. до н.э.Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было лиобматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именномумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетскимисточникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогаютсообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других.Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Правом на бальзамированиевладели жрецы, потому что египтяне верили, что первую мумификацию произвел богАнубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого Сетом. В этом полегенде ему помогала жена Осириса — богиня Исида.
Тела умерших отдавали наобработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процессмумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусствомбальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобыреконструировать процесс.
Геродот говорит, чтобальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способовмумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболееприемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются заработу:
«Сначала они извлекаютчерез ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга,остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делаютострым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость отвнутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастерапотом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чревочистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и сновазашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней,однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневногосрока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонногополотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучшийспособ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляетиз себя следующее:
«С помощью трубки дляпромывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая,однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через заднийпроход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровыйщёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранеевлитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок ивнутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагаетмясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)
Третий же способ,предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сокредьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого теловозвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источника даютсяразные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всегопроцесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иаковапродолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также недают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетившийДревний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различныхспособах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщениеотца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся неодним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласноДиодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делалпометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик(Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанномместе. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку всделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключениемсердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённыеорганы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё телообрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствамибальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет своиприжизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвыхродственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.
Органы, извлечённые изтрупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. Послеизвлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды сбальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп,как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи,имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий головусокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещалисьопределённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Вот современное описаниебальзамирования, сделанное на основе научных изучений мумий. Сначала удалялисьвнутренние органы, так как на них больше всего сказывался эффект гниения, темболее, что считалось, что пищевые органы загрязняют плоть и через нее душучеловека.
Бальзамировали обычновпятером, олицетворяя разных богов. Главный был олицетворением Анубиса и одевалмаску. Тело тщательно вычищали от органов и их остатков, после чего промываливином. Потом тело обрабатывали солью — натроном. Единственной проблемой быловыпадение от соли ногтей покойника, из-за чего их стали присоединять проволокойили надевать на них наперстки. Позже покойника омывали в воде и высушивали насолнце. Голову обычно набивали бинтами или наполняли нагретой смолой.
Вынутые органы невыбрасывались — их помещали в канопы, 4специальных сосуда.
Последствиембальзамирования было обязательное изменение цвета кожи, сильная потеря в весе,кожа вваливалась (особенно на щеках), зубы выпирали наружу. Щеки набивалиопилками для восстановления полноты, в провалившихся местах вставляли льняныевкладыши или бинты. Позже уже использовали смолу, которая исправляла контурытела, заполняя все полости. Потом мумию пеленали. Последним штрихом быладеревянная табличка или расписная маска, которые передавали черты лицаусопшего.
Египтяне, наряду с людьми,мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов домангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогдакак другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобыпозднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что убольшинства из них была сломана шея, Мумия кошки когда им было около 2 лет.
Кошки были самыми почитаемыми обитателямидревнеегипетского жилища. Они уничтожали крыс и мышей, которые могли бынаводнить зернохранилища, а также помогали при охоте на птиц и рыбалке. В XIXвеке большое количество мумий кошек было отправлено в Англию для использованияв качестве удобрения.
Инструменты для мумифицирования:-
Канопы крюки для извлечениямозга; — кувшин для
масла;- воронка; — нож бальзамировщика
Мумия кошки
Мумии древних властителей
Великие египетскиепирамиды были не только гробницей фараонов, но и местом собрания величайшихсокровищ, которыми, якобы в загробной жизни, должны были пользоваться монархи.И поэтому не мудрено, что уже с XX века до Р. Хр., то есть, четыре тысячи летназад, в Египте появился особый класс грабителей, специализировавшихся наограблении пирамид. Пирамиды же имели прекрасную систему защиты, включаявсевозможные лабиринты, и ловушки, в которых погибало немалое количество искателейлегкой наживы. Но страсть к обогащению брала верх, и именно «благодаря» этимразбойникам большинство сокровищ пирамид не дошло до нашего времени.
Золотая портретная маска Фараон на погребальном ложе.
Тутанхамона Деревяннаястатуэтка
Часто бывало и так, что«профессия» грабителя пирамид передавалась от отца к сыну, как что-то почетное.И вот, одна из таких семей просуществовала до нашего времени, начиная с XIIIвека до Р. Хр. вплоть до 1881 года, более трех тысяч лет, хотя звучит этоневероятно. Эта семья проживала в деревне Курна, недалеко от знаменитой Долиныцарей. Один из ее представителей Абд аль-Расул в 1869 году обнаружил в одном изущелий захоронение нескольких фараонов, причем совершенно нетронутоеграбителями. В течение последующих затем лет эта семья очень разбогатела,продавая находки. Но однажды эти драгоценные предметы увидели ученые —профессор Гастон Масперо и его ассистент Луксору. Не сумев ничего добиться отАбд аль-Расула, они обратились к местному правителю Дауд-паше. В результатерасследования, в ходе которого были применены даже пытки, араб согласилсяпоказать найденное им захоронение. И вот 5 июля 1881 года были обнаруженызахоронения и мумии Яхмеса Первого (1580-1555), Аменхотепа Первого (1555-1545),Тутмоса Третьего (1479-1447), Рамзеса Второго (1301-1235), в общей сложности 40мумий, среди которых, особо подчеркнем, и Тутмос Третий, в правление которогона евреев обрушились страшные гонения.
Спинка тронного кресла из гробницы Тутанхамона,инкрустированная стеклянными и золотыми пластинками и драгоценными камнями.Рисунок изображает восемнадцатилетнего фараона и его жену Анхес-ан-Амон
Золотой гробик для хранения внутренностей царя
В период Среднего Царствапокрытие лица умершего маской стало стандартной практикой. Большинство масокизготавливалось из картонажа (папирус или ткань, покрытые гипсом, видштукатурки), также использовались дерево, серебро и золото, если умерший былцарского рода. Наиболее известная погребальная маска – маска фараонаТутанхамона.
Заупокойная плита фараона Нармера. Лицевая сторона.
Шифер. I династия. Конец IV тысячелетия до н. э.
Маска мумии: дерево, покрытое гипсом 500-300 до н.э.Музей Цивилизации Канады
Мумии, саркофаги и кошка Баста в Египетском зале
Египетский зал Музеяизобразительных искусств гордо именуется первым залом. Посетители приходят вмузей по торжественной лестнице, проходят светлые залы античного искусства ипопадают в темный зал с черными стенами, где окна занавешены черными шторами.Верхнего света в зале нет, экспонаты освещены боковым светом. Знакомство смузеем начинается здесь. Для взрослого человека может быть несколькомрачновато, но не для ребенка. Ребята словно попадают в ту самую таинственную«черную комнату» из своих детских страшных рассказов. Они ожидаютувидеть «черного, черного человека», что и происходит.
В зале находитсядостаточно много экспонатов — рельефы, скульптуры, посуда, украшения,ритуальные принадлежности. Но экспонат №1 в зале №1 — мумия, а точнее мумии, ихв зале несколько.
Еще раз вернемся к залу.Темная комната не так уж черна. На потолке насыщенного лазурного цвета роспись- золотые звезды и птицы с расправленными крыльями. Пространство зала разделенотолстыми колоннами, так что зрителю сложно определить его масштаб.
Что было самое главное вжизни египтянина? Как ни парадоксально звучит для современного человека — этоприготовление к смерти, то есть к загробной жизни. Сейчас общество предпочитаеттаинственному завтра девиз «здесь и сейчас», в то время как египтянинс самого рождения больше всего значения придавал своей смерти. Смерть означаетвстречу с богами и жизнь вечную, которая значительно длиннее и важнее краткогомига нахождения на земле. Следовательно, вещей для загробной жизни надо больше,они должны быть лучшего качества. Многие предметы в экспозиции — находки иззахоронений. Представьте себе — мертвому египтянину для полноценной загробнойжизни нужна была хорошая посуда с едой, талисманы-амулеты, драгоценности,личные вещи, фигурки богов и много другое. А также письменные доказательстватого, что жизнь земную он прожил достойно — папирусы с жизнеописанием,настенные росписи и рельефы. Все это и представлено в Египетском зале. Несмотряна то, что в экспозиции предметов достаточно, сложно отметить большое ихразнообразие. Дело в том, что все происходящее Древнем Египте подчинялосьстрогим правилам, в том числе и творчество. Изображать человека следовало в соответствиис каноном: голова в профиль, глаз ан фас, плечи ан фас, ноги в шаге в профиль.Таким образом, фигуры фараонов, жрецов, вельмож похожи друг на друга и даже набогов. Различие в головных уборах, и собственно в головах, так как некоторыебоги изображались как люди с головами животных. Большинство рельефов выполненына погребальную тематику. Скульптура представляет собой статуэтки людей иживотных. Милые анималистические фигурки изображают богов: собака — богбальзамирования Амубис, змея-кобра — богиня Уаджет, ибис — бог Тот, козел — богХаум, кошка — Баста, так же — обезьяны, соколы, медведи.
Самое торжественное событие в жизнисовременного человека — свадьба. В жизни древнего египтянина самое пышноесобытие — это погребение, для которого разработана подробная церемония. Мумия — часть большого процесса. Собственно мумии и саркофаги в музее представлены вразных видах и ракурсах. В экспозиции есть саркофаг закрытый, открытый, мумиязапеленатая, распеленатая и посмертные маски. Зритель видит, что саркофаграсписывался как снаружи, так и изнутри. Мумия могла быть расписанная или нет,но зачастую на месте лица располагалась маска с тщательно прорисованными широкооткрытыми глазами, через которые происходило общение с богами. Саркофаги моглибыть деревянными и каменными и располагаться как горизонтально, так ивертикально. Таким образом, любопытному посетителю доступно абсолютно все.Самые сложные ощущения доставляет мумия распеленатая, детский саркофаг, сосудыдля внутренностей, мумии кошки и птицы. Литература Древнего Египта представленаКнигой мертвых.
Реалии и суеверия
Процесс бальзамирования подробноописан в канонических папирусах Египта. После проведения необходимыхмероприятий по сохранению бренного тела (вымачивание в рассоле, наполнениеопорожненных полостей травами, пеленание бинтами, пропитанными бальзамами иароматическими маслами) совершалась сложная, но чрезвычайно важная процедурапридания покойному внешнего сходства с живым человеком — ведь египтяне верили взагробную жизнь и старались подготовить к ней усопшего должным образом.
В течение многих вековвплоть до эпохи Просвещения в различных медицинских трактатах приводилисьдесятки рецептов изготовления лекарств с добавлением, например, четверти унциипорошка из мумии или кусочка ее погребального покрова. Давались и магическиерекомендации: рука мумии, лежащая в шкатулке из ливанского кедра, охраняет доми имущество от напастей, а носимый на шее в шелковом мешочке ноготь со среднегопальца мумии обеспечивает доброжелательное отношение окружающих.
В европейских аптеках,внушая страх суеверным клиентам, висели якобы привезенные из Египтамумифицированные чучела обезьян, кошек, крокодилов. В XVI в. в Германии властииздали распоряжение, согласно которому аптекари не должны помещать подобныеэкспонаты в витринах, а при появлении женщины, ожидающей ребенка, и вовсеобязаны закрывать вредоносные предметы занавеской. Люди верили, что, взглянувна них, дама родит младенца-урода.
Мумии не любят путешествовать
Среди товаров, привозимыхиз Египта в Европу, мумии считались самыми дорогостоящими. Слоновая кость,драгоценные камни, золото и китайский шелк ценились дешевле. Правда, когда вЕгипте стали находить больше древних останков, цены на них снизились.
Каждый капитан знал, кактрудно перевезти через море закутанный полуистлевшими пеленами мумифицированныйтруп. Экипаж зачастую начинал громко протестовать, угрожая покинуть корабль — моряки боялись гибели галеры и других несчастий. Иногда, впрочем, помогалимолитвы и окропление мумии святой водой.
До наших времен дошломножество сообщений о морских путешествиях с телами египетских жрецов илитысячелетних «красоток» в трюмах. Так, князь Николай КшиштофРадзивилл, посетивший в 1582 г. Святую Землю, а затем Египет, перед возвращением в Европукупил множество различных диковин, экзотических животных и две мумии (мужскую иженскую) в саркофагах. Когда корабль вышел в открытое море, началась сильнейшаябуря. Мачты сломались, волны перекатывались через палубу. Это было так страшнои продолжалось так долго, что князь, хотя и не сразу, приказал выброситьсаркофаги за борт. А иначе, вспоминал он потом, готовый взбунтоваться экипажвыбросил бы в море его самого.
Подобное описывали имногие другие путешественники. По их рассказам, на бортах парусников,пытавшихся вывезти из Египта останки древних жителей, появлялись призраки вдревнеегипетских одеяниях, а в реве шторма слышались гневные голоса,выкрикивающие проклятия на непонятном языке.
Капитан французскойгалеры «Прекрасная Лоренс», которая в 1729 г. по заказу некоегомарсельского коллекционера перевозила два саркофага с мумиями, по прибытии воФранцию клялся, что в течение всего двухнедельного путешествия впереди корабляпо волнам скользили туманные фигуры — пожилой мужчина и молодая женщина в развевающихсяодеждах. «Они словно показывали нам путь. Возможно, им хотелось как можноскорее оказаться на суше, — предполагал капитан. — Как только испуганныйрулевой хоть немного менял курс, сразу начинался ураганный ветер, или мынаталкивались на мель, или впереди обнаруживались торчащие из воды скалы».
Раскрыта главная тайна египетских фараонов
Одну из главных тайндревнего Египта можно считать раскрытой. Немецкие исследователи восстановилитехнологию мумификации, которую применяли египтяне – химики из университетаТюбингена утверждают, что тела фараонов прекрасно сохранились благодарякедровому маслу.
Ученые, следуя методу,описанному в работе римского энциклопедиста Плиния-старшего, выделили из маслабальзамирующий экстракт гваякол. Тесты показали, что это вещество обладаетантибактериальными свойствами и при этом не повреждает ткани тела.Проанализировав материал, найденный рядом с одной из мумий, химики получилиподтверждение, что египтяне использовали именно гваякол – его остатки прекрасносохранились в древней материи.
Отчет об этом открытии,который немцы опубликовали в журнале Nature, вызвал огромный резонанс в средеегиптологов. Некоторые из них смутились, признав, что долгое время не замечалиочевидной вещи, другие настаивают на том, что профессора из Тюбингенаошибаются, а для бальзамирования тел фараонов использовался сок можжевельника,как считали ранее.
Кстати, в греческом языкеслова «кедр» и «можжевельник» имеют сходные корни. В трудахдревних греков неоднократно упоминается кедровый экстракт, но ученые, не будучиспециалистами в мертвом языке, считали, что речь идет о можжевельнике.«Можжевеловое» заблуждение поддерживало и то, что многие изобнаруженных мумий сжимали в руках ягоды этого растения. Однако, судя по всему,ягоды не имели к бальзамирующему препарату никакого отношения, если толькоегиптяне не использовали две различные технологии для сохранения тел покойных.
Заключение.
В заключении надо сказать, что отношение древних египтян к смерти, как и у многих других народов уникально и ни с чем не сравнимо. Всё что
выражено древнеегипетскими художниками и архитекторами является неотъемлемой частью истории всех времён. Египетская тематика долго не покинет современную литературу и синематограф. Египетские мумии будут удивлять человеческий разумещё не один десяток лет, также, как это было всегда. Ещё дольше будут беспокоить учёных-архиологов и исследователей-египтологов неразгаданныетайны Древнего Египта. На мой взгляд ни одна древняя цивилизация, ни африканская, ни азиатская не превзойдет Древний Египет по количеству загадок и неясностей, преподнесенных человечеству в ходе изучения его истории.