Содержание.
Введение.
1. Организация.
2. Конкурс.
3. Критерии оценок.
4. Функции оргкомитета, жюри.Заключение.Терминологическийсловарь.Литература
Введение.
Фестиваль массовое празднество,включающий показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестивалиразличают по продолжительности (от нескольких дней до пол.года)и содержанию.
Видыфестивалей:
· Монографические(посвящены музыке одного композитора)
· Тематические(посвящены опред. Жанру, эпохе или стилю)
· Фестивалиисполнительского твор.
Фестивали организует государство. Иместными властями, филармониями и муз. Обществами, в католических странахфирмами и частными лицами. Проводятся фестивали регулярно (раз в два или тричетыре года, а также в связи с особо торжественными событиями).
Музыкальныефестивали зародились в Великобритании (Лондон 1709 и первоначально были связаныс церковной музыкой).
Распространениеполучили международные фестивали в XX веке(середине40-х г).
Нередко в рамках фестиваля проводятсямеждународные конкурсы. В России спервых лет проводятся конкурсы с1928 г. в Ленинграде ежегодно проводятсяфестивали, а с 1980 г.- фестивали фильмов. Всероссийские фестивали включают всебя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими. И представляют собоймассовые общественные компании по пропаганде и развитию российскогосамодеятельного искусства.
Актуальность — моей работы существует посей день так как провидение конкурсов начиная от воспитания (в воспитании детейвсегда есть состязание, борьба на право быть лучшим) и, заканчиваявсероссийским уровнем (конкурсы, фестивали проводится по разным направлениямтем более что в наше время борьба, состязания на право бать лучшим оченьнеобходимо).
Цель — моей работы рассмотретьсуществующий алгоритм провидения фестивалей (смотров, конкурсов). Ведь дляпровидения подобных мероприятий необязательно знать много разных фестивалей.Алгоритм везде один.
1.Организация
Организация — учредители смотров илифестивалей — должны принять соответствующее постановление об их проведений.Для подготовки и проведения фестиваля создаются оргкомитеты с участием представителей, учреждений культуры иискусства, высшего и среднего специального звена, телевидения, радиовещания ипечати, творческих союзов и обществ. Оргкомитеты разрабатывают и осуществляютпрактические мероприятия по проведению Всесоюзного фестиваля, создают секциипо жанрам искусств, определяют лауреатов местных фестивалей, устанавливаютформы их поощрения, представляют кандидатов на последующие туры и итоговыеотчеты вышестоящему оргкомитету.
Оргкомитет утверждает условия участияколлективов и отдельных исполнителей в показательных выступлениях по различнымжанрам искусств, в заключительном празднике фестиваля, утверждает составы жюрии выставочных комитетов выставок. Оргкомитет образует секции комитета для организационнотворческого руководства проведением конкурсов по соответствующим жанрам искусства. Для организации показательныхвыступлений по жанрам искусств в столицах и заключительного праздника фестивалясоздается дирекция. Оргкомитет издает информационные и инструктивныематериалы.
Для проведения в рамках фестиваляконкурсов по различным видам и жанрам искусства создаются жюри и выставочныекомитеты.
фестивальпроходит в три тура. Первый тур проводится на метах. Второй тур — в областных и краевых центрах;столицах республик. Третий тур — в столицах республик и по зонам РФ. После завершениятретьего тура проводятся показательные выступления лауреатов, а также заключительныйпраздник фестиваля. Во время праздника проходят: концерт лауреатов фестиваля, выставки, концерт жюри.
Для проведения фестиваля, смотра, конкурсахудожественной самодеятельности разрабатывается Положение. Оно включает задачи фестиваля (конкурса, смотра), порядок проведения (вэтом разделе указываются участники, виды искусства, среди которых проводятсясмотр, конкурс), основные его этапы и мероприятия, критерии оценок, органыруководства, поощрение победителей.
Оргкомитет разрабатывает общиерекомендации по проведению фестиваля (смотра, конкурса). Рекомендации дляотдельных видов и жанров художественной самодеятельности разрабатываютсясоответствующими творческими секциями оргкомитета.
2.Конкурс.
Конкурсные программы — это соревнования вкаком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид можетлечь в основу конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональнаяили близкая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность,связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть,деятельность, во время которой используется тот или иной природный илисинтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, атакже произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой,руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Поскольку цель такого соревнования — сравнениеуровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощнымстимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом изаключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиватьсяможно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть моментсравнения.
Конкурсные программы позволяют;
— сформировать адекватную самооценку;
— развить свои волевые качества;
— воспитать свой эстетический вкус;
— самоопределиться в мире увлечений и
профессий; и т. д.
Но, конечно же, возможности конкурсных программ могутостаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотнойорганизации конкурсов. Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный,предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом,как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанныхна один час, до грандиозных, подготавливаются и проводятся по одномуорганизационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь всвоем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой»,«поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можнопродолжить) — от этого организационный алгоритм также не меняется.
При организации любой конкурсной программывсе эти организационные вопросы необходимо учесть и решить, но долями степеньважности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разныхпрограммах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например вконкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченностьматериалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а рольведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположнуюкартину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», — вней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полномигнорировании реквизита.
В любом случае организация конкурснойпрограммы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса, прежде чемпринять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность инеобходимость в этом конкурсе. После того как решение принято, и до того, как онем узнают будущие участники, организатор должен:
1) придумать конкурсу яркое название;
2) сформулировать конкурсные задания;
3) разработать условия и критерии конкурса.
К сожалению, организаторы порой не уделяютдолжного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное названиеможет многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желаниеучаствовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу«Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителейпесен и танцев», чем, по сути, она и являлась, то, возможно, эта программа ине имела бы той популярности, которую можно было наблюдать. Но при всейзначимости названия более важным элементом конкурсной программы являютсяконкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то беззаданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные заданияопределяют, что нужно сделать, в чем будут соревноваться. Соревноваться «ни вчем» просто нельзя.
И, к сожалению, при объявлении заданий организаторычасто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будетоцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ вусловия могут входить (или не входить) такие пункты: время на подготовкуконкурсного задания; срок предварительной демонстрации подготовленногорезультата; место предварительной демонстрации подготовленного результата;размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.; переченьразрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.
Также должны быть оговорены условия,связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенностижанра или технологии.
Критерии оценок.
Особоговнимания при проведении конкурсных мероприятий требует использование критериевоценки, отражающих специфику художественной самодеятельности по сравнению спрофессиональным искусством.
Вкачестве критериев оценки художественной самодеятельности предлагалосяиспользовать степень исполнительского мастерства участников, т.е. конечный«сценический» результат работы самодеятельного коллектива, но икачество его повседневной работы, «стабильность состава, уровень решения вколлективе учебно-воспитательных задач.
Критерииоценок художественной самодеятельности:
1. Идейно-художественныйуровень выступлений.
2. Степеньисполнительского мастерства.
3. Качествоповседневной работы коллектива, конкурсанта.
4. Стабильностьсостава, выступления.
5. Уровень решенияв коллективе учебно-воспитательных задач.
Приоценке конкурсных выступлений фольклорных коллективов общие критерии должныбыть дополнены специфическими:
1. Отражениев репертуаре местного материала, как традиционного, так и современного;
2. Соответствиестиля исполнения народной традиции;
3. Степеньвладения импровизационными приемами народного исполнительства;
4. Степеньпрофессиональной отработанности фольклорногоматериала;
5. Этническаячистота воспроизведения; качество;
6. Качество.
7. Сценическоевоплощение фольклора.
По жанрам фестивали бывают различные (театральные, хореографические,кинофестиваль, музыкальные, фольклорные, камерной музыки, органной музыке).
Функции оргкомитета, жюри:
Функцииоргкомитета:
1. Участники.
2. Задания..
3. Критерии.
4. Жюри.
5. Призы.
6. Ведущий.
7. Реквизит.
8. Техника.
9. Помещение.
10. Зрители.
11. Придуматьконкурсу яркое название;
12. Сформулироватьконкурсные задания;
13. Разработатьусловия и критерии конкурса.
14. Издатьинформационные и инструктивные материалы.
15. Заранеесоставить план провидения
16. Принятьсоответствующие постановление.
Итогом всей предварительной работыдолжно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса,цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания,разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
Послетого как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направленана практическую реализацию сразу нескольких задач.
Во-первых, организатор должен найтибудущих участников конкурса. Во время этой кампании можно применять какмассовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения,листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабностиконкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобыжелающих было много.
Во-вторых, организатор должен позаботитьсяо наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то естьвсего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальноеобеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопросдолжен быть оговорен в условиях конкурсной программы
В-третьих, организатор должен пригласитьдля оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. Поскольку пониманиеэтих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценкипри подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иноймере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менеесуществуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:
1. Никогдане доверять судействовать конкурсной программе одному человеку, число членовжюри должно быть от 3 до 7.
2. Никогдане приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности,которую предстоит оценить.
3. Никогдане полагаться на людей, лично заинтересованных в результате. Соблюдение хотябы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки.
4. Организаторконкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей,об эмоциональной и материальной оценке труда детей. организатор на финальномэтапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:
—как пригласить зрителей,
—когда провести предварительный просмотр,
—кого пригласить ведущим,
—как оформить помещение,
—где посадить жюри,
—на чем расположить экспонаты,
—как организовать церемонию открытия,
—какую подобрать музыку,
—во что будут одеты участники,
—где жюри будет обсуждать итоги,
—кто будет вручать призы,
—как будет проходить ритуал награждения и многое другое.
Точку в проведении конкурсной программыможно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов ирезультатов.
Во всех конкурсных программах обнаруживаетсяприведенный выше алгоритм организации (то есть определенная последовательностьдействий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешностипроведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.Можно возразить, что всего не предусмотришь. Ноесли исходить из этой жизненной позиции, тогда вообще ничего не стоит делать, апустить все на самотек.Литература:
1. Афанасьев С.«Методика организации конкурсов»//Воспитание школьников вып.№-3. М-2001.с.18-24.
2. Бакланова Т.И.«Самодеятельное художественное творчество в СССР» М-1986г. С.31-34.
3. Учебныйтерминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М.2-е издание. Чел. -2005.Заключение.
Из выше сказанного мы видим явныйалгоритм организации и провиденияфестивалей (конкурсов, смотров).
Система фестивальных мероприятийпозволит не только расширить границы и повысить уровень самодеятельноготворчества но и усилить его воспитательный потенциал.
Терминологический словарь.
МЕТОД (греч. methodos} — совокупность приемов и операций познания ипрактического преобразования действительности; способ достижения определенныхрезультатов на практике. Выделяют общенауч. М.,используемые всеми или, по крайней мере, многими науками, и частные, иликонкретно науч., применяемые отдельными науками.
ОРГАНИЗАЦИЯ — 1) процессупорядочения социокультур. феноменов, их координация(установление горизонтальных связей между равноценными единицами, выполняющимикачественно разнородные функции) и субординация (установление вертикальныхсвязей между функциональными единицами, при которых одни предписывают,координируют и контролируют деятельность других), а также результат этогопроцесса; учреждение, фирма, компания.
КОНКУРС ('ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival •- празднество НАРОДНОЕТВОРЧЕСТВО(народное искусство, фольклор) худ. коллективная творческая деятельность народа,отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания,песни, сказки, эпос), муз. (песни, инструментальные наигрыванияи пьесы), театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танце, архит.,изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Н. т. зародилось в глубокойдревности и выражает народное самосознание, является ист. основой всей мировойхуд. культуры. Н. т. в широком смысле включает все виды непрофессиональногоискусства.
Смотр — конкурсное выступление, показ достижений.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ-этоотносительно завершенная совместная деятельность детей в определенныйфиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательнойцелью (определение А.Г. Кирпичника).
Положение- это сводправил, законов, касающихся чего-либо.
Конкурсные программы — это соревнования в каком-либо виде человеческойдеятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса.
Челябинскаягосударственная академия культуры и искусств
Кафедра культорологии и социологии
Творческаяработа по курсу НХК.
На тему: “Методика организации и провидения фестивалей(конкурсов, смотров) народного художественного творчества”.
Выполнил: Губайдуллин Ф.Ф.
МПФ 420гр. ДО
Проверила: Доцент Ершова Т.М.
Челябинск 2006