1 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО.
Славяне были восточные, западные и южные. 6-9 вв. У восточных славян происходит разложение родоплеменных отношений и складываются предпосылки для образования гос-ва. Перед образованием гос-ва у славян был период военной демократии. Соседская община (вервь).
Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. В лесу — подсечно-огневое земледелие. Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия — соха, мотыга, позднее — плуг с железным лемехом.
Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах (вече). Военная власть у князя (с дружиной).
9-12 вв. — образование гос-ва Киевская Русь. (откуда взялось слово «Русь» — хуй его знает). Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они взяли власть в государстве (стали княжить).
Религия: В эпоху по строя славяне были язычниками. Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы. Через некоторое врямя язычиство было потеснено христианством. Владимир долго думал насчет религии, и решил крестить всю Русь в 988 г. Христиансто круто повлияло на русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси.
2 АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.
Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров — зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» — 1-е камеенное здание. Спасо-Преображенский собор — самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве — сохранился и сейчас. Это — огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр — фигура Софии Оранты.
С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила — Архангела в Смоленске).
Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.
Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.
Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими охуенными, что все иностранцы их покупали.
3 ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.
9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях.
Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи.
Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности. «Слово о законе и благодати» Иллариона — прославляет Русь. Идея равноправия христианских народов. «Поучение Владимира Мономаха» — тоже нехуевая книга - призыв Мономаха к детям — соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви. «Повесть временных лет» — повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись. «Слово о полку Игореве» — поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры.
4 КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.)
В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы.
С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве). Русские земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное творчество — фольклор. Много былин и сказаний о богатырях и прочих героях борьбы против монголов. Новый жанр — историческая песнь («песня о Авдотье-Рязаночке»).
Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках церкви. Граммотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках). Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции).
Появляется «скоропись» — новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для частного чтения (читьи).
Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское летописание («Троицкая летопись» и «Владимирский полихрон»). Из светских книг были воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»). После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житие князя Дмитрия иваныча».
Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород — крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церьков Федора Стратилата). В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн).
14-15 вв. — расцвет живописи. Черта живописи — драматизм. Феофан Грек умел охуенно расписывать церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире). Икона «Троица» — шедевр Рублева.
5 КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.
Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви. Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен — его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу.
Просвещение. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили «мастера грамоты» в своих частных училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать. !-е печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Букварь».
Политическая мысль. Теория происхождения московской власти от Киевских князей. Москва — 3-й Рим (как центр мирового христианства). Движение еретиков. Они выступали против церкви. С еретиками боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом. «Никоновская летопись — самая известная.
Архитектура. Распространенность кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой), Архангельский собор, храм, Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку. Живопись. Краска делалась из глины и разводилась водой. Добавляли яичный желток и природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке), темпера (роспись по сухой штукатурке). Представители живописи — Дионисий (рисовал красивый внешний облик людей).
5 РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.
Гражданская война в России. Многочисленные восстания. Смута. Смута привела в Россию много иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых в Росии в обмен на условие обучать русских своему мастерству. На этих же условиях приглашались мастера искусства. В быт входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов. Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась большая группа недовольных (раскольников). Их ловили и жгли на кострах.
Т.о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга.
6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.
Расширяются связи с западом. Литература. Возникают новые жанры. Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля церкви. Новый жанр — «демократическая сатира» в котором высмеивается государство и церьков. Пример этого — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о ерше-ершовиче». Много жизнеописаний: «Житие протокопа Аввакума». Сближение лит-ры с бытом, появление любовных романов: «Повесть о Марфе и Марии». Зодчество. Сближение культового и гражданского каменного зодчества. Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле. Строители — Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях много декоративных деталей. Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом — новый стиль строительства. Стиль «Московское барокко» - — башеннообразные, слитые с колокольней церкви. Пример — храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятся оживленнее. Ушаков — иконописец. Стиль живописи — «парсуна» — портретные изображения исторических личностей. Это — чисто свецкое направление в живописи: писали портреты царей (в основном). Во фресковой живописи преобладает «бытовизм» (сценки из реальной человеческой жизни). Просвещение. Все большее количество людей тянется к знаниям. Появляется идея естественных прав человека.
Т.о. в этот преид искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским.
7 СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.
Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, а точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников). Издан «Букварь» и «Юности честное зерцало». Появляются газеты. Введена цензура. Литература рассказывае об новых героях — людях незнатного происхождения, но умных и находчивых: «История о матросе Василии Кариотском». Попытки написания отечественной истории. Новое направление искусства — чеканка медылей. Скульптурное искусство идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей). Строительство парадных дворцов в Питере дало новый толчок к развитию скульптуры. В архитектуре появляется новый тип общественных зданий — административного, промышленного и кулььтурно-просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости.
Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев — талантливые портретисты.
В быту мода на немецкое и французкое. Ломоносов — видный человек. Открытие МГУ !!!. Кулибин. Татищев.
8 КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.
Екатерина-2 была очень просвещенной бабой. При ней в россии был «просвещенный абсолютизм». В годы ее правления был огромный прогресс в просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные). Несмотря на огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего образования. Создается много театров. Распространены частные крепостные театры, принадлежащие дворянам (театр Шереметьева — самый известный). В литературе наступакт эпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранных музыкантов гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и патриотизма. В искусстве преобладали люди простого происхождения (дворяне считали искусство занятием недостойным). Казаков построил здание Сената в Кремле. Баженов пострил дом Пашкова. Строили много загородных императорских дворцов. Портретная живопись преобладает. Портретисты — Шибанов, Ерменев. В литературе — сентиментализм. Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин. Выдающиесе произведение — «Путешествие из Питера в Москву» Радищева.
9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.
10 ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других сословий. Также были начальные школы и университеты. ВУЗы — универы и академии, институты. Много технических учебных заведений. Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки). Открыт Эрмитаж. Промышленные выставки. Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области електротехники, гальванотехники. В Питере пущен телеграф. Развитие хирургии. Пирогов — основоположник военно-полевой хирургии, он впервые применил наркоз. Карамзин написал «Историю государства Российского».
Т.о. завершился один из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой эпохи — реализм, народность и гражданственность.
11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
Падение крепостного права положило начало формирования капиталистического строя в Росии. Распространение просвещения. Создание народных школ. Провозглашена бессословность школы. Начальные школы — земские. Средние — гимназии, тоже бессословные. Гимназии реальные и классические. Доступ к ВУЗу был только из классической гимназии. ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к получению образования, кроме высшего. Развитие библиотек, музеев. Ослабление цензуры. Менделеев. Русское географическое общество организовывает успешные экспедиции, и ислледует Азию, Сибирь. Миклухо-Маклай исследовал острова с людаедами. В философии — материализм. В медицине прославился Павлов. Ключевский написал «Курс русской истории». «Толковый словарь живого великорусского языка» написал Даль. В длитературе главными действующими лицами становятся разночинцы (простые люди). Тургенев, Толстой, Достоевский. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Война и мир» Толстого. Скульптура и архитектура почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и архитекторы используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко, рококо. Рациональная архитектура — дома практичные, с металлическими перекрытиями. Крастое архитектуры стали уделять меньше внимания. Появляются многоквартирные жилые дома. «Псевдорусский стиль» Ропета — возрождение традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма — скульптура почти изчезает. В живописи отличился Перов. Движение передвижников в живописи под командованием Крамского. Они писали образы прогрессивных людей современности — рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В музыке отличился Мусоргский и Бородин.
12 КОНЕЦ 19 НАЧАЛО 20 ВЕКА.
Это — переломная эпоха во всех сферах жизни общества. Этот период условно можно разделить на 3 периода: 1890-1905, 1905-1907, 1907-1917.
Кризис народничества. Серебряный век. Возникает много течений, обьединений, группировок: «Союз русских художников». Рылов, Малявин, Васнецов. Репин — выдающиеся художники. Они писали в основном пейзажи. Другой кружок — «Мир искусства». — увлекались портретной живописью. Особое направление в живописи — политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2 течения: одно тяготело к экспрессионистической(!?!?!) концепции творчества, а другая — к неоприметивизму(!?!?!). Но многие художники и не укладывались в эти два течения и действовали самостоятельно. Начало беспредметного искусства — «Черный квадрат» Малевича. Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не монументальна, но пластична. Лансере «Мальчик, собирающийся купаться» — пример мелкой пластики. В архитектуре — упрощение, в связи с новым назначением и функций зданий — создан «стиль модерн» — простые и практичные здания: Шехтель, Лидваль — архитекторы этого стиля. В поэзии — символизм (символисты признавали идеализм и религию). Именно с понятием «символизм» связано понятие «серебряный век» русской поэзии. Философы — Флорецкий, Бердяев, Федоров — создали направление русского космизма (отвергали европейский материализм и вернули людям веру в Бога и в космос). В музыке отличидись Рахманинов, Скрябин — романтический пафос предреволюционных лет. Получает распространение кинематография, 1-я картина — «Стенька Разин».