Реферат по предмету "Культурология"


Культура Руси и древнего мира (Шпаргалка)

1  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО.
Славяне были восточные, западные и южные.  6-9 вв. У восточных славян происходит разложение родоплеменных отношений  и складываются предпосылки для образования гос-ва.  Перед образованием гос-ва у славян был период военной демократии. Соседская община (вервь).
Занятия: пашенное земледелие, оседлое скотоводство,  охота, рыболовство, бортничество.  В лесу — подсечно-огневое земледелие. Выращивали: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо. Орудия — соха, мотыга, позднее — плуг с железным лемехом.
Власть: важнейшие вопросы решались на общих сходах (вече).   Военная власть у князя (с дружиной).
9-12 вв. — образование гос-ва Киевская Русь. (откуда взялось слово «Русь» — хуй его знает).  Теория гос-ва: пригласили 3-х мужиков (варягов) и они взяли власть в государстве (стали княжить).
Религия:  В эпоху по строя славяне были язычниками. Были культы земли, дождя, рек, солнца и т.п. Особо почитался огонь. Храмов и жрецов не было. Культовые места- капищи. Там молились и приносили жертвы.  Через некоторое врямя язычиство было потеснено христианством. Владимир  долго думал насчет религии, и решил крестить всю Русь в 988 г.  Христиансто круто повлияло на русскую культуру. Стало сильным влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления.  Принятие христианства на Руси проходило мирно.  Укрепляется авторитет и международные связи Руси.
2   АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.
Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров — зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство.  До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» — 1-е камеенное здание.   Спасо-Преображенский собор — самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве — сохранился и сейчас. Это — огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр — фигура Софии Оранты.
С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила — Архангела в Смоленске).
Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.
Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы.  Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.
Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими охуенными, что все иностранцы их покупали.
3   ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.
9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица.  Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие.  Создавались школы в основном при монастырях.
Особенности русской лит-ры: рукописный характер и  анонимность произведений.   Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям.  В 10-11 в. Появляются летописи.
Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности.  «Слово о законе и благодати» Иллариона — прославляет Русь.  Идея равноправия христианских народов.   «Поучение Владимира Мономаха» — тоже нехуевая книга -  призыв  Мономаха к детям — соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви.   «Повесть временных лет» — повествует о развитии, становлении русского государства.  Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись.   «Слово о полку Игореве» — поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры.
4       КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ВЕЛИКОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ  (13-15 ВВ.)
В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и беларусы.
С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве). Русские земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное творчество — фольклор. Много былин и сказаний о богатырях и прочих героях борьбы против монголов.  Новый жанр — историческая песнь («песня о Авдотье-Рязаночке»).
Просвещение, книги.  Распространение грамотности в руках церкви. Граммотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках). Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции).
Появляется «скоропись» — новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для частного чтения (читьи).
Литература.  Литература публицистична. Московское и общерусское летописание («Троицкая летопись» и «Владимирский полихрон»). Из светских книг были воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»).  После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житие князя Дмитрия иваныча».
Архитектура и живопись.  С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород — крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церьков Федора Стратилата).  В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн).
14-15 вв. — расцвет живописи.  Черта живописи — драматизм.  Феофан Грек умел охуенно расписывать церкви.  Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире).  Икона «Троица» — шедевр Рублева.
5   КУЛЬТУРА ЦАРСКО-БОЯРСКОЙ РОССИИ.
Образование единого гос-ва, освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви.  Фольклор.  Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен — его и осуждают за жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу. 
Просвещение.  Низкий уровень грамотности. Грамоте учили «мастера грамоты» в своих частных училищах.  В монастырях писцы писали книги.  В 1553 г. Создана типография в Москве и книги стали печатать. !-е печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Букварь».
Политическая мысль.  Теория происхождения московской власти от Киевских князей.  Москва — 3-й Рим (как центр мирового христианства). Движение еретиков. Они выступали против церкви.  С еретиками боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным делом. «Никоновская летопись — самая известная.
Архитектура.  Распространенность кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин.  Важные постройки того времени: Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с грановитой палатой), Архангельский собор, храм, Вознесения в Коломенском, Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия Блаженного.  Сделали царь-пушку.   Живопись.  Краска делалась из глины и разводилась водой.  Добавляли яичный желток и природные клеи.  Фреска (роспись по сырой штукатурке), темпера (роспись по сухой штукатурке). Представители живописи — Дионисий (рисовал красивый внешний облик людей).
5  РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА НА КУЛЬТУРУ РОССИИ.
Гражданская война в России. Многочисленные восстания.  Смута. Смута привела в Россию много иностранных авантюристов.  Иностранцам давали лицензии на разработку полезных ископаемых в Росии в обмен на условие обучать русских своему мастерству.  На этих же условиях приглашались мастера искусства.   В быт входят: часы, зеркала, польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность) церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов.  Идея исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась большая группа недовольных (раскольников). Их ловили и жгли на кострах.
Т.о. в этот период Россия обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими знаниями к западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга.
6   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.
Расширяются связи с западом. Литература.  Возникают новые жанры. Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля церкви.  Новый жанр — «демократическая сатира» в котором высмеивается государство и церьков. Пример этого — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о ерше-ершовиче». Много жизнеописаний: «Житие протокопа Аввакума».   Сближение лит-ры с бытом, появление любовных романов: «Повесть о Марфе и Марии».   Зодчество. Сближение культового и гражданского каменного зодчества.  Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в московском кремле.  Строители — Огурцов, Ушаков, Шарутин.  В зданиях много декоративных деталей. Пятиглавый (бесстолбовый) храм со сводом — новый стиль строительства. Стиль «Московское барокко» -  — башеннообразные, слитые с колокольней церкви.  Пример — храм Нарышкина.  Живопись.  Иконы становятся оживленнее.  Ушаков — иконописец.  Стиль живописи — «парсуна» — портретные изображения исторических личностей. Это — чисто свецкое направление в живописи: писали портреты царей (в основном). Во фресковой живописи преобладает «бытовизм» (сценки из реальной человеческой жизни).  Просвещение. Все большее количество людей тянется к знаниям. Появляется идея естественных прав человека.
Т.о. в этот преид искусство освобождается от влияния церкви и становится все более светским.
7  СУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА-1.
Быстрое развитие науки и новых технологий. Полная победа светской власти над духовной. Просвещение становится отраслью государственной политики.  Возникают школы, где учат не богословию, а точным наукам.  Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников).  Издан «Букварь» и «Юности честное зерцало».  Появляются газеты.  Введена цензура. Литература рассказывае об новых героях — людях незнатного происхождения, но умных и находчивых: «История о матросе Василии Кариотском».  Попытки написания отечественной истории.  Новое направление искусства — чеканка медылей. Скульптурное искусство идет вместе с кораблестроением (разные фигуры украшали носы кораблей).  Строительство парадных дворцов в Питере  дало новый толчок к развитию скульптуры.  В архитектуре появляется новый тип общественных зданий — административного,  промышленного и кулььтурно-просветительного назначения. На Урале строили заводы-крепости.
Живопись.  Портрет преобладает.  Никитин и Матвеев — талантливые портретисты.
В быту мода на немецкое и французкое.  Ломоносов — видный человек.  Открытие МГУ !!!.  Кулибин. Татищев.
8  КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА.
Екатерина-2  была очень просвещенной бабой. При ней в россии был «просвещенный абсолютизм». В годы ее правления был огромный прогресс в просвещении. Школы были народные и солдатские (гарнизонные).  Несмотря на огромное кол-во школ многие дворяне хотели для своих детей домашнего образования.  Создается много театров.  Распространены частные крепостные театры, принадлежащие дворянам (театр Шереметьева — самый известный). В литературе наступакт эпоха классицизма.   Музыка европейская.  Много иностранных музыкантов гастролировали по России. ИЗО проникнуто идеями гуманизма и патриотизма.  В искусстве преобладали люди простого происхождения (дворяне считали искусство занятием недостойным).  Казаков построил здание  Сената в Кремле.  Баженов пострил дом Пашкова. Строили много загородных императорских дворцов. Портретная живопись преобладает. Портретисты — Шибанов, Ерменев.  В литературе — сентиментализм.  Державин, Сумароков, Фонвизин, Карамзин.  Выдающиесе произведение — «Путешествие из Питера в Москву» Радищева.
9    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.
10   ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других сословий. Также были начальные школы и университеты.  ВУЗы — универы и академии, институты.  Много технических учебных заведений.  Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов.  Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки). Открыт Эрмитаж. Промышленные выставки. Открыта Антарктида. Рост промышленности. Развитие точных наук в области електротехники,  гальванотехники.  В Питере пущен телеграф.    Развитие хирургии. Пирогов — основоположник военно-полевой хирургии, он впервые применил наркоз. Карамзин написал «Историю государства Российского».
Т.о. завершился один из самых больших этапов в развитии русской культуры. Основные черты этой эпохи — реализм, народность и гражданственность.
11    КУЛЬТУРА РОССИИ  ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
 Падение крепостного права положило начало формирования капиталистического строя в Росии.   Распространение просвещения.  Создание народных школ. Провозглашена бессословность школы.  Начальные школы — земские. Средние — гимназии, тоже бессословные.  Гимназии реальные и классические. Доступ  к ВУЗу был только из классической гимназии.  ВУЗы получили автономию. Женщин стали допускать к получению образования, кроме высшего.  Развитие библиотек, музеев. Ослабление цензуры. Менделеев.  Русское географическое общество организовывает успешные экспедиции, и ислледует Азию, Сибирь.  Миклухо-Маклай исследовал острова с людаедами.  В философии — материализм. В медицине прославился Павлов.  Ключевский написал «Курс русской истории».   «Толковый словарь живого великорусского языка» написал Даль.  В длитературе главными действующими лицами становятся разночинцы (простые люди).  Тургенев, Толстой, Достоевский. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».   «Война и мир» Толстого.  Скульптура и архитектура почти не развивается. Классицизм угасает, а новые художники и архитекторы используют идеи прошлых эпох: ренессанса, готики, барокко, рококо.   Рациональная архитектура — дома практичные, с металлическими перекрытиями. Крастое архитектуры стали уделять меньше внимания.   Появляются многоквартирные жилые дома.  «Псевдорусский стиль» Ропета — возрождение традиций русского деревянного строительства. Кризис монументализма — скульптура почти изчезает. В живописи отличился Перов.  Движение передвижников в живописи под командованием Крамского. Они писали образы прогрессивных людей современности — рабочих, крестьян. Очень любили рисовать природу. В музыке отличился Мусоргский и Бородин.
12    КОНЕЦ 19 НАЧАЛО 20 ВЕКА.
Это — переломная эпоха во всех сферах жизни общества.  Этот период условно можно разделить на 3 периода: 1890-1905, 1905-1907, 1907-1917.
Кризис народничества.  Серебряный век. Возникает много течений, обьединений, группировок: «Союз русских художников». Рылов, Малявин, Васнецов.  Репин — выдающиеся художники. Они писали в основном пейзажи.  Другой кружок — «Мир искусства».  — увлекались портретной живописью.   Особое направление в живописи — политическая сатира. В общем в русской живописи этого периода было 2 течения: одно тяготело к экспрессионистической(!?!?!)  концепции творчества, а другая — к неоприметивизму(!?!?!). Но многие художники и не укладывались в эти два течения и действовали самостоятельно.  Начало беспредметного искусства — «Черный квадрат» Малевича.      Скульптура вышла из кризиса. Скульптура не монументальна, но пластична.   Лансере «Мальчик, собирающийся купаться» — пример мелкой пластики. В архитектуре — упрощение, в связи с новым назначением и функций зданий — создан «стиль модерн» — простые и практичные здания: Шехтель, Лидваль — архитекторы этого стиля.      В поэзии — символизм (символисты признавали идеализм и религию). Именно с понятием «символизм» связано понятие «серебряный век» русской поэзии.    Философы — Флорецкий, Бердяев, Федоров — создали направление русского космизма (отвергали европейский материализм и вернули людям веру в Бога и в космос).   В музыке отличидись Рахманинов, Скрябин — романтический пафос предреволюционных лет.   Получает распространение кинематография, 1-я картина — «Стенька Разин».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.