Реферат по предмету "Культурология"


Восточные и западные типы культур

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Реферат по культурологии
Григорьевой Марии
На тему:

Москва, 2006
План:
1.           Сущность и структура проблемы.
2.           «ЗАПАД» как «ВОСТОК», или азиатчина в ЗАПАДНОЙ традиции и современности.
3.           «ВОСТОК» как «ЗАПАД», или зрелость ВОСТОЧНОЙ традиции и современности.
«Запад» — безотносительное кгеографическому признаку традиционное понятие — символ целостного культурно-цивилизационного комплекса,который характеризуется господством принципов и ценностей мате­риализма,практицизма и рационализма, индивидуализма и активизма, свободы и демократии.
«Восток» — безотносительное кгеографическому признаку традиционное понятие — символ альтернативного«Западу» культурно-цивилизацион­ного комплекса, для которогохарактерны духовность; идеализм и ир­рационализм, общинное начало, коллективизми тоталитаризм.
Западный мессианизм — исторически сформировавшиесяпринцип и прак­тика вестернизации мира, которые базируются на убеждении вцивилизационном превосходстве.
Восточный мессианизм — исторически сложившиеся принцип ипрактика спасительной для мира миссии Востока, которые основаны на убежде­нии вкультурном превосходстве.
Азиатчина — понятие, символизирующееинфантильность и отсталость культуры и цивилизации в сопоставлении сидеализированным Запа­дом, как априорным критерием оценки.
СУЩНОСТЬИСТРУКТУРАПРОБЛЕМЫ
На исходе XXстолетия рухнула тотальнаямифологе­ма об «основном противоречии современной эпохи — междукапитализмом и социализмом» и выявились действительно глобальные разломы:радикальные технологические проры­вы одних народов и архаика образа жизнидругих; реформа­торский активизм творческих элит и летаргический сон мол­чаливогобольшинства; закат имперских сверхдержав и вос­ход новых наций-государств;мутация привычных идеалов в идолов и прежних идолов — в новые символы веры;крах тра­диционных ценностей и родовые муки новых, с которыми человечествовступит в третье тысячелетие. Все это — раз­личные ипостаси невидимогопротивоборства двух «осевых» способов жизнеустройства современногочеловека, симво­лически определяемых как «Запад» и «Восток»- не в связи с географической «пропиской», но в качестве целостныхкультурно-цивилизационных комплексов.
Существует устойчивая версия их основных признаков как антиподов: Запад- этоцарство материализма, практи­цизма и рационализма,а Восток — обитель идеализма, ду­ховности и иррационализма. Запад обязан своими достижениями неограниченномуактивизму, господствудеятельного принципа, Восток же созерцателен и пассивен. Запад зиждется на индивидуализме, личностном начале, свободе идемократии, а Восток — на коллективизме, общинномначале и его тоталитарном детище-монстре. «Всякий русский — ми­лейшийчеловек, — писал Р. Киплинг. — … Как азиат он очаро­вателен. И лишь когда оннастаивает, чтобы к русским отно­сились не как к самому западному из восточныхнародов, а, напротив, к самому восточному из западных, превращается вэтническое недоразумение, с которым, право, нелегко иметь дело».«Запад есть Запад, Восток есть Восток» — с фатализмом констатировалписатель. Накануне первой мировой войны Вильгельм IIв речи «О сущности культуры!»(ее автором был известный этнограф Л. Флобениус) заявил, что всемирная история- это история «вечной борьбы» между западной ци­вилизацией,основанной на рациональном расчете, и восточ­ной культурой, питаемой«непостижимыми метафизическими истоками».
К. Ясперс выделяет три принципа, которые определя­ютчеловека западного мира в отличие от восточного: «ра­циональность,основанная на греческой науке,… исчисляе-мость и господство техники,… вплоть до рационализации всей деятельности… субъективность самобытия…то, что мы назы­ваем личностью, сложилось в таком облике в ходе развитиячеловека на Западе и с самого начала было связано с рацио­нальностью «качествеее коррелята… в отличие, от восточ­ного восприятия мира… Запад воспринимаетмир как факти­ческую действительность во времени. Лишь в мире, а не вне его, онобретает уверенность в себе. Самобытие и рациональ­ность становятся для негоисточником, из которого он без­ошибочно познает мир и пытается господствоватьнад ним».
Такие обобщения отражают как действительно«лица необщее выраженье» западного и восточногокультурно-цивилизационных комплексов, так и характерную для всех осевых культуртенденцию к нарциссизму и мессианизму, самолюбованию и господству. В этомсмысле Запад и Вос­ток равным образом могут заявить: «Сочтемсяславою».
Культ Запада как не только нормальной, но идеальной модели жизнеустройствасложился еще в средневековой Ев­ропе и воплощался в европоцентристской модели Respublicacristiana — незримого, но реальногообъединения христиан­ских народов и государств, которое противопоставляло себявсему остальному «языческому» миру. Крестовые походы, движимые вполнемеркантильными потребностями, как и покорение Индии и Америки, освящались«правом» более высокой цивилизации на контроль за«неполноценными». Позднее Ж.-Ж. Руссо заметил: «Весь мир состоитиз множе­ства обществ, о которых мы знаем только понаслышке. Тем не менее, мыпо-дилетантски выносим суждение относитель­но всего человечества».Мыслитель предлагал «увидеть но­вые миры и благодаря этому лучше понятьобщество, в ко­тором живем сами». Но это были, как заметил Ф. Ницше,«преждевременные мысли». Еще герой «Персидских писем» Ш.Монтескье недоумевал, «как можно быть персом».
XXвек преподал Западу немалопоучительных и по­рой трагических уроков, но, очевидно, для него нарциссизм имессианизм — это то же, что и горб для верблюда. Амери­канский социолог Э.Гидденс отмечает сложность избавле­ния «от явного или подспудногоубеждения в том, что образ жизни, получивший распространение на Западе, вчем-то превосходит образ жизни других культур. Такое убеждение обусловленораспространением западного капитализма, по­влекшим за собой притеснение иуничтожение большинства других культур, с которыми капитализм вступал во взаимо­действие.Идеи социального превосходства получили свое дальнейшее конкретное воплощение ив работах многих мыслителей, пытавшихся втиснуть историю человеческого обществав схемы социальной эволюции, где в качестве критерия эволюции имеется в видуспособность различных типов общества контролировать или подчинять себеокружающий их материальный мир… Нет никаких сомнений в том, что такоеотношение глубоко укоренено в западной культуре. Характерно оно и для другихобществ. Однако на Западе убеждение в собственном превосходстве являетсявыражением и оправданием жадного поглощения индустриальным капитализмом другихформ жизни. Следует четко понимать, что было бы ошибкой отождествлятьэкономическую и военную мощь западных стран, позволившую им занять ведущие по­зициив мире, с вершиной эволюционного развития общест­ва. Столь ярко проявляющаясяна Западе оценка уровня развития общества исключительно на основе критерияматериального производства сама по себе представляет собой аномальное явление,если сравнивать ее с установками других культур». Американский социологН.Дж. Смелзер вырази­тельно суммирует такую позицию: «С нашей точки зрениязападный образ жизни представляется правильным, а неза­падный — странным иварварским».
Еще в первой половине XXстолетия такая точка зре­ниятрадиционно была европоцентристской. Однако«закат Европы», перемещение центра западной цивилизации за океанпереформулировали мессианизм, и теперь уже Европа сеет то, что пожала. Как ибольшинство европейцев, французский социолог П. Бурдье выражает недовольство«крайним и по­тому карикатурным выражением куда более коварных формнавязывания чужой истории через язык и культуру, но также и через предметы,институции, моду (следовало бы проана­лизировать под этим углом зрения наиболеескрытые каналы распространения американского империализма)».
Однако, если иной мир с высоты Эмпайр-билдингакажется «странным и варварским», то парадоксальным обра­зом одна из«странностей» восточных «варваров» заключает­ся в том, чтоони довольно рано заговорили о «Москве — третьем Риме», о русскомнароде — «богоносце», о «свете с Востока». Идея всемирнойпобеды коммунизма была одной из ипостасей восточного мессианизма.
Тем не менее, реальная проблема: «Запад естьЗапад, Восток есть Восток» — остается, и требуется выявить основные причины ее непреходящего ифундаментального характера.
Первая из таких причин заключается в неравномерно­сти эволюции различныхрегионов мира, обусловленной многообразием неповторимых факторов. Но если быпро­блема была только в этом, то это было бы лишь подтвер­ждениембессознательного европоцентризма К. Маркса, для которого «страна,промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину еесобственного буду­щего». Вместе с тем известно, что он признавал и нелиней­ный характер общественногоразвития, выразив такое пони­мание в понятии «азиатский способпроизводства». Очевид­но, ключ к проблеме — в признании не только общечеловече­скихтенденций развития, но и потребности и способности его субъектов реализовать ихв различных формах деятель­ности, не совпадающих культурно-цивилизационных комп­лексах.В этом — их историческое право быть «своим другим» мирового процесса,но никак не довод для определения од­них как «высших» а других — как«низших».
Вторая причина производна от первой и заключаетсяв универсальности содержанияценностей и смыслов осевых культур Запада и Востока. Но различия между ними обу­словливаютмессианизм — духовную экспансиюв мир иной культуры. «Удовлетворение, которое идеал дарит участни­камкультуры, — писал 3. Фрейд, — имеет нарциссическую природу, оно покоится нагордости от уже достигнутых ус­пехов. Для своей полноты оно требует сравнения сдругими культурами, ринувшимися к другим достижениям и сформи­ровавшими другиеидеалы. В силу таких различий каждая культура присваивает себе право презиратьдругие. Таким путем культурные идеалы становятся поводом к размежева­нию ивражде между различными культурными регионами, что все более отчетливонаблюдается между нациями».
Нельзя, очевидно, сбрасывать со счетов и сознатель­нойутилизации мессианизма вмноговековой борьбе миро­вых геополитических центров. Если Вильгельм IIоправды­вал войну с Россиейизвечным конфликтом западной циви­лизации и восточной культуры, то сегодня,когда с падением советско-коммунистического центра силы распался двухполярныймир, западный мессианизм является квазикультурной формой заполнения вакуума иторжества навязываемой им цивилизационной модели.
Однако новоявленным творцам и технологам аншлюсана Восток придется убедиться в том, что подлинное величие Запада и Востока какв их действительной уникальности, так и в самовыражении родовой,общечеловеческой сущности,  зарождении иразвитии на Западе отмеченных выше тенденций «восточного» типа инаоборот, а также в их исторически перманентном взаимовлиянии.
«ЗАПАД» КАК «ВОСТОК», ИЛИ«АЗИАТЧИНА» В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ
«Материализм» Запада, в библейских терминах — примат«дольнего» мира над «горним», «тварных» потребностейнад ценностями человекотворчества — такая же достоверность, как и егорационализм. Это позволило создать высокоэффективнуюсовременную цивилизацию, обществомас­сового потребления, обустроить среднестатического челове­ка «здесь исейчас», хотя и реально для различных социаль­ных групп — весьмапо-разному. Эти результаты хорошо из­вестны и во многом поучительны.
Тем не менее, в основе действительно кардинальных прорывов внаучно-технической области — не до конца про­думанный и оцененный парадокс:парадигмы решительно все­го, что на Западе является рациональным, возникали,разви­вались и сменяли друг друга иррациональным путем, благода­ря покарационально не объясненной творческой интуиции. Авторитетных свидетельств томудостаточно много. Один из пионеров революции в естествознании XXстолетия Л. де Бройль писал:«При внимательном исследовании этого вопро­са как раз эти элементы имеютважное значение для прогресса науки. Я, в частности, имею в виду такие сугуболичные способности, столь разные у разных людей, как воображе­ние и интуиция.Воображение, позволяющее нам сразу пред­ставить себе часть физической картинымира в виде нагляд­ной картины,… интуиция, неожиданно раскрывающаяся нам вкаком-то внутреннем прозрении, не имеющим ничего об­щего с тяжеловестнымсиллогизмом… глубины реальности являются возможностями, органически присущимичелове­ческому уму; они играли и повседневно играют существен­ную роль всоздании науки». Известно также, что выдаю­щийся физик Н. Бор считалплодотворными в науке именно «сумасшедшие идеи», выходящие за пределы«тяжеловесных» рациональных силлогизмов. С точки зрения А. Эйнштейна,к познанию фундаментальных законов бытия «ведет не логи­ческий путь, атолько основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Но и Н. Бердяевутверждал, что «творче­ский акт непосредственно пребывает в бытии», ик нему «нельзя прийти ни логическим, ни эволюционным путем».
Это не означает отсутствия связи между рациональ­ным и иррациональным.Но когда рационализм становится цивилизационным кредо — «материализмом» в форме гедо­низма — философии и практики комфортнойжизни, с ними происходят отнюдь не чудесные превращения.
Материализм и рационализм «Запада» — такая же досто­верность,как и устойчивая идеалистическая традиция в его науч­ной, нравственной,эстетической, религиозной и философской культуре. Во многом иррационален характертворчества титанов античной культуры, средневековья, Возрождения и Просвещения,современности. Однако и традиционный западный материализм — далеко не всегдадобродетель, и нередко представляет собою убо­гую самодостаточность гедонизма,равнодушие к «горнему» миру человеческих ценностей и смыслов.Действительно плодотворным является материализм, освященный высоким духовнымсмыслом, и такой смысл всегда вырастал как из самой западной действитель­ности,так и является следствием освоения «восточных» влияний, которыеассимилировались Западом.
Западный практицизм, воплощенный в фаустовском духенеограниченного активизма, — также реальность. Со все большей очевидностью онавыявилась на пороге Нового времени, начиная с «эпохи штурма инатиска», и в полном объеме предстала в совре­менной западной динамике.Дело ради дела, пассионарная энерге­тика внешнего обустройства — во многомпоучительная ипостасьзападного образа жизни. Но не только в позитивном смыслеконст­руирования и воспроизводства современной цивилизации. Парадокс в том, чтонеограниченный активизм обнаруживает и свои нега­тивные последствия помере достигаемых им триумфов. Главное в этом негативе — утратачеловекотворческого смысла деятельности, превращение человека встандартизированный товар, функцию рыночного Левиафана, т.е. уничтожениесамоценности и уникаль­ности личности.
Вместе с тем такая тенденция с ее противоречивыми послед­ствиями — неединственная в западном способе жизнедеятельности. Ему всегда была присуща исозерцательность. Нередко — это принципиальная жизненная позиция, включаяпассивное неприятие господствующих социокультурных ценностей и технологий,«Ве­ликий отказ» от сопричастности к «безумному, безумномумиру».
 Самооценка «Запада» какколыбели, бастиона и «вечного двигателя» свободы личности идемократии во многом объясняет­ся потребностями идеологического обеспечениявестернизации со­временного мира. В такой рефлексии есть реальное основание — зарождение и развитие демократии, ее сравнительно поздний и от­нюдь неидиллический симбиоз с индивидуализмом и либерализ­мом — все это именно«Запад». Иное дело — их реальный и конкрет­но-исторический смысл иконтекст. Индивидуализм никогда не вы­ступал как самодостаточный и тем болеедоминирующий субстрат общества. В западной реальности — от античных досовременных либеральных демократий — именно общность, принадлежность гражданинак полису или индивида к страте — является системообразующей и авторитарной посуществу максимой.
Но «Запад» — это не только более или менее авторитаризм, но ипериодически настигающий его «командор» тоталитаризма. Дыбыинквизиции, Варфоломеевская ночь, якобинская гильотина, нацистский Зверь вцентре «старой, доброй» Европы — это плоды не экспансии«восточного» деспотизма, а катастрофичной неспо­собности Запада кразрешению назревших противоречий. Кстати, преодолеть последний тоталитарныйсиндром оказалось возможным только вместе с «Востоком».
«ВОСТОК» КАК «ЗАПАД», ИЛИ ЗРЕЛОСТЬВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ИСОВРЕМЕННОСТИ
Пока Запад проходил приготовительные классы циви­лизации, великиевосточные культуры уже достигли впечат­ляющих результатов.
В древней Японии первая всенародная перепись насе­ления была проведена в86-м году до н.э., т.е. почти на два тысячелетия раньше, чем в западных странахи затем повто­рялась каждые шесть лет. Для сравнения, в Англии первая переписьпроведена только в 1801 году. Регулярная почта возникла в Японии в 202 годун.э. Японское Возрождение состоялось уже в VII-VIIIвв., за тысячу лет доевропейского. Любопытно, что известный путешественник Марко Поло, посетившийстрану в 1250 году, резюмировал, что «японцы — это цивилизованный и хорошоодаренный народ».
Совершенно несоизмеримыми с Западом были дости­жения средневековогоКитая. Уже в XIв. здесь выплавлялось 125 тысяч тонн металла, т.е.примерно столько же, сколько на семь столетий позже в Англии. Здесь былоизобретено книгопечатание и создавались крупные библиотеки. В ХVв. Китай был не только самойбольшой, но и самой мощной державой в мире. Страна располагала многочисленнымна­селением, миллионной армией, морским флотом в 1350 ко­раблей, из них 400 — «плавающих крепостей», плодородными землями, ирригационнымисооружениями.
Этих штрихов к портрету традиционного Востока, ве­роятно, достаточно,чтобы обнаружить парадокс: с одной стороны, известное тяготение ксозерцательности и духов­ности, с другой — очевидная практическая пассионарность.Восток — действительно «дело тонкое», наделяющее привыч­ные западномучеловеку ценности иным смыслом. В проти­воположность неограниченномуактивизму, здесь издревле культивируется мудрость такого созерцания,которое озна­чает постижение законов внешнего и внутреннего мира че­ловека иреализацию органичной им практики.
Такая мудрость не сразу сформировалась в России, и этот процесс до сихпор не завершен. Она всегда мучительно и амбивалентно осознавала своюгеополитическую и социокультурную идентичность и нередко продвигалась по путиразвития «догоняющего» типа (догоняющая Восток по ин­тенсивноститоталитарных политических структур и Запад — по размаху индустриальнойцивилизации). Россия пережи­вала пассионарные периоды своей истории лишь тогда,ко­гда она решалась быть собою, по Н. Бердяеву, не Западом и неВостоком, а европейским культурно-цивилизационным комплексом на евразийскомконтиненте.
Цивилизационная динамика России в конце XIX-начале XXстолетий во многом совпала стакой оценкой. В 1894 году население России составляло 122 млн. жителей.Накануне первой мировой войны, т.е. двадцать лет спустя, оно увеличилось на 60млн. и возросло до 182 млн., т.е. воз­растало на 2,4 млн. в год. В период между1890 г.и 1913г. российская промышленность увеличила свою производитель­ность в 4 раза.Перед первой мировой войной количество вновь учреждавшихся акционерных обществза четыре года возросло на 13 %, а вложенный в них капитал в 4 раза. В1880-1917 гг. было построено 58 251 км железных дорог, т.е. 1574 км в год. В финансовойобласти наблюдалось устойчи­вое превышение доходов над расходами — 30 млн.рублей без увеличения налогового бремени. Законом 1896 года бы­ла введеназолотая валюта. Государственному банку было предоставлено право выпускать 300 млн.рублей кредитны­ми билетами, не обеспеченными золотым запасом. Но пра­вительствоне воспользовалось этим правом, а, напротив, на 100 % обеспечило бумажноеобращение золотой налично­стью. Стабильное финансовое положение позволилодовести бюджет народного образования до колоссальной цифры -0,5 млрд. рублейзолотом. Ежегодный темп роста этого бюджета составлял 28 %. С 1908 года закономбыло введено обязательное обучение.
Наблюдая такую экспоненту, экономист Э. Сэй выска­зал прогноз:«Если у больших европейских наций события между 1912 годом и 50-ми годамибудут протекать так же, как они развивались между 1900 годом и 1912 годом, то ксередине XXвека Россия станет выше всех в Европе как в отношении политическом, таки в области финансово-эконо­мической».
Итак, устойчивый, безотносительный к этапам истори­ческой эволюции, активизм Востока, социокулътурный век­тор егоцивилизационных прорывов. Какова их цена!Утра­та человеком свободы, растворение в коллективе и даже Гу­лаг? Еслиэто — вся правда, то откуда эта ментальная отзыв­чивость на зов свободы?«Неверно, — отмечает Д. Лихачев, — утверждение о том, что тонкий слойинтеллигенции находил­ся на массиве, безразличном к культуре. В России-то какраз идеологические течения и искания охватывали весь народ… Что такоезавоевание Сибири, поход Ермака? Это поиски свободы… освоение Северамонастырями — это опять уход от государственности. И от городов, кстатисказать. Интересно,что книжнаякультура всего мира всегда сосредотачивалась в городах, а в России — в лесах:Киевско-Печорский монастырь, Троице-Сергиева лавра… крестьяне, перебираясь вСибирь, брали с собой духовные книги, рукописи… Вообще вся рус­скаялитература, особенно древняя, мировоззренческая».
Отнюдь не прозападные, «почвенные» идеи свободы личностихарактерны не только для «тонкого слоя» сменове­ховскойинтеллигенции. Ими все более было отмечено мировидение политической элитыРоссии. П. Столыпин требо­вал не подражать Западу, а «считаться спсихологией народа, тяготеющего к личной, а не общинной собственности...
Нам не занимать ни философии свободы, ни практики борьбы за нее. Иноедело — формы ее реализации. Вотличие от Запада, который не устает искать баланс между индиви­дуализмом и авторитаризмом, все более склоняясько вто­рому, образ жизни восточных народов по преимуществу ос­нован на такназываемом „азиатском способе производства“, основанном нанеустойчивом балансе авторитарных ито­талитарных форм.Исторический спор между осевыми культурно-цивилизационными комплексами искажаетне конста­тация этих архетипов, а их непрофессиональное или тенденциозноеотождествление, непонимание, говоря словами А. Солженицына, что авторитарныйволкодав прав, а тота­литарный людоед — нет, наконец, решительное отсутствиепарадокса в синтезе демократии кактехнологии власти (и только!) как с либерализмом, так и с авторитаризмоми даже с тоталитаризмом (к примеру, сталинская конституция).
Но если по Б. Спинозе „не плакать, не смеяться, а по­нять“, тореальная проблема в том, чтобы выявить, сущест­вует ли адекватный способ синтеза индивидуального и об­щественногохарактера труда, персонификации и социализа­ции общественной жизни, в конечномсчете, личной свобо­ды и социальной ответственности. В отличие от зарубежных иотечественных идеологов, у которых одна, но пламеннаялиберально-демократическая страсть, К. Ясперс предлагает иную — плюралистическую — версию бытиясвободы в условиях ее политического дефицита. „Возникает вопрос, — пишетон, — является ли политическая свобода непременным условием для величиячеловеческого духа как такового. Передлицом истории на этот вопрос следует ответитьотрицательно. И в условиях политической несвободы оказалась возможной высокаяжизнь духа, творчество, глубокие душевные пере­живания“.
На Востоке бытие свободы, как и несвободы, во мно­гом отличается отзападного. У него действительно „особен­ная стать“ — реализацияличности в соборных формах, более сложных и напряженных, чем коллективные и темболее общинные формы, как основы свободной духовности.
Современность впервые ставитчеловечество перед дилем­мой: конвергенция или дивергенция культурно-цивилизационныхкомплексов „Запад“ и „Восток“. Выбор одной из них вкачестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастаниемцентростремительных и центробежных тенденций — к глобализации, интеграции мираи вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия.
Первая тенденция нашла своевыражение в многообразных концепциях конвергенции как суммеположительных черт осевых культурно-цивилизационных комплексов. Однакодостаточно бы­стро обнаружился механицизм такого подхода, абсолютизация егообщецивилизационных оснований, их индифферентность к органи­ке различныхкультур. Опасность такой тенденции — в воспроиз­водстве на уровне глобальныхпритязаний традиционного мессиа­низма осевых культур, их перерождении вмиссионерство, в конеч­ном счете, катастрофное для мира.
Вторая тенденция, напротив,тяготеет к абсолютизации са­модостаточности локальных или региональныхкультур. Дове­денная до разрыва с общечеловеческими ценностями, она такжеконтрпродуктивна.
Конструктивный подход — в синтезекультурно-цивилиза­ционных комплексов как органическом единствечеловеческого рода, вида и индивида, способности различных культур быть от­крытымидругим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единствув культурном многообразии.
Список литературы:
1.  Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.
2.  Бердяев Н. Философия творчества. – Философия творчества, культуры иискусства. Т. 1. – М., 1994.
3.  Конрад Н. И. Запад и Восток. – М., 1986.
4.  Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990.
5.  Коган М. С., Халтурина Е. Г. Проблема «Запад – Восток» в культурологии. –М., 1994.
6.  Розанов В. Религия. Философия. Культура. – М., 1992.
7.  Столыпин П. А. Жизнь и смерть за царя. – М., 1991.
8.  Омельченко Н. А. Споры о евразийстве. – Полис, 1992, №3.
9.  Драч Г. В. Культурология. – Ростов-на-Дону, 2005.
10.        Быстрова А. Н. Мир культуры. – М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.