ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Академия права и управления
Кировский филиал
Регистрационный №__________
Работа поступила в учебный отдел
«_____»_____________200___г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Культурология
НА ТЕМУ
Актуальные проблемы мировой культуры XXвека
Слушателя:
Котова Анатолия Ивановича
Курс:
3
Группа:
ЮВ — 31
Специальность:
Юриспруденция
Преподаватель:
Кожевников Т.С.
Домашний
610006 г.Киров, ул.Кутшо д.3 кв.15
адрес:
Дата отправки в Академию: «_____» _______________ 200___г.
Киров, 2006 год
План:1. Вступление. Общий обзор культуры XXвека.
Стр.3
2. Основная часть. Актуальные проблемы мировой культуры XXвека.
2.1. Актуальные проблемы человечества.
2.2. Глобальные проблемы современности.
2.3. Пути и возможности развития современной культуры.
2.4. Проблемы отечественной культуры на исходе XXвека.
Стр.5
Стр.12
Стр.19
Стр.21
3. Заключительная часть.
Стр.25
1. Культура в XXвеке.
Панорама культуры XXв. весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники)является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровнетрадиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадиинаучно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощногоразвития средств массовой коммуникации и информации современная культураоказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира. Всвязи с этим необходимо рассмотреть характер современной культуры, очертить ееконтуры и выделить основные черты.
Для современной культуры характерны прежде всего такиепроцессы, как индустриализация и институционализация.
Истоки процесса индустриализации восходят к далекомупрошлому, однако сейчас этот процесс резко ускорился. Разрушив обычаи,связанные со старыми формами производства, изменив привычки потребления,оторвав трудящихся от их почвы, индустриализация релятивизировала культуру каксреду. Сейчас информация и разнообразные техники информации способствуютусилению абстрактной рационализации коллективной жизни в целом. Сюда можноприсовокупить и такие явления, как ускоренное обучение, распространение большихтиражей прессы, спутниковое телевидение, новые системы аудиовизуальной техники,столкновение партий.
Все это привело к созданию весьма эффективного мирамнений — новой фигуры культуры как горизонта.
Начавшийсяв прошлых веках процесс программирования институ-ционализации культурныхизменений ныне быстро расширяется. Наука и искусство становятся индустрией,механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение становится всеболее и более формализованным. В определенном смысле сейчас происходитнеобычное смещение культуры как среды в сторону культуры как горизонта.
В течение тысячелетий горизонты культуры изменялисьнеоднократно в тесной связи с преобразованиями среды и изменениями верований.Но никогда не было такой культуры, которая представляла бы собой лишь хрупкуюмодель поведения; никогда не было культуры, сведенной лишь к технике действия,знания, толкования.
И, наконец, в подобной ситуации существенную роль играютпосредничество и посредники. Между культурой как средой и культурой какгоризонтом продолжают существовать посредничество и посредники, влияние которыхзначительно возросло: священник, мудрец, проповедник, философ, ученый, критик вобласти искусства и литературы, учитель, профессор…
Без культуры неможет быть подлинной свободы.Многие исследователи (Ф. Сарагоса, А.Швейцер и др.) убеждены в том, что задачи нашего времени требуют смелогоподхода к проблемам XXв., что основныепроблемы возникают в сфере культуры, и их решение — в развитии культуры.Действительно, одна из решающих трудностей западного общества — этозначительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развитиячеловека. Человеческий мозг живет в XXв., а сердцебольшинства людей — все еще в каменном. Человек в большинстве случаев ещенедостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек нев силах вынести, что он предоставлен собственным силам, что он должен сампридать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтомулюдям нужны идолы и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти —влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется передвластью, деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдаетдолжное учениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса,пророков, Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства.
Стремление к культурной самобытности свойственно всемнародам, сознающим эту свою самобытность, а особенно таким, которые имеют засвоей спиной многие столетия культурной жизни.
НаканунеОктябрьской революции 1917 г. в России был сосредоточен колоссальный культурныйпотенциал, носителем которого был узкий слой интеллигенции. Свершившаясяреволюция создала условия для свободы художественного творчества, сделавдоступными народу все сокровища мировой и отечественной культуры.
В 20-е годы ожили передвижнические традиции:художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятногошироким массам. В те же годы не только продолжает развиваться, но переживаетистинный расцвет искусство.
Защита культурной самобытности народов во всем миревключает в себя множество проблем. В горизонтальной плоскости проблемыкультурной самобытности проявляются в бесконечном множестве социальныхситуаций: от этнических, религиозных и языковых меньшинств дорабочих-эмигрантов; от культур, которые пытаются упрочить национальное единствона основе некоторой базовой культурной самобытности, до порабощения — медленного,но неумолимого — великих культур единообразной космополитической культурой. Ввертикальной плоскости проблема представляется еще более сложной, ибонеобходимо точно и конкретно определить, от чего может отказаться данная группалюдей и что она страстно желает сохранить. Защита культурной самобытности,конечно же, не должна означать «вавилонизации» человечества, равно какнедопустимо жертвовать культурными различиями во имя всеобщего единообразия.
2.1. Актуальныепроблемы человечества
Взвешенная защита культурной самобытности — ключ крешению проблемы общения между людьми. Если «моя» культурная самобытность можетсохраняться только в силу ее признания и уважения кем-то «другим», то, значит,проблема лежит в плоскости «коммуникативной справедливости». Это положение,когда ни одна из сторон не допускает злоупотреблений в отношении другой, анедоверие — причина самих разных конфликтов — уступает место уважению ивзаимопониманию. Таким образом, речь идет о сохранении специфики той или инойлокальной, национальной культуры, однако следует учитывать и ее эволюцию иадаптацию к динамике развития мировой культуры, культуры «планетарного» мира.Эта мировая культура в конечном счете представляет собой сложное многообразноеединство, симфониическую целостность, где каждая из локальных культур сияетсвоим блеском.
Содействовать многообразию культур — одна из общих целеймирового сообщества (ООН), что зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО. Вней говорится, что цель сотрудничества — способствовать «сближению и взаимномупониманию народов путем надлежащего использования аппарата коллективногоосведомления, рекомендуя для этого заключение международ-ных соглашений,которые она (ЮНЕСКО) сочтет полезным для свободного распространения идейсловесным и изобразительным путем». Однако культурное разнообразие не естьчто-то само собой разумеющееся, его необходимо развивать. И ряд последнихтехнических достижений открывает особые перспективы в этом плане.
Главную роль здесь, безусловно, играют достижения вобласти электронных средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения ипередачи информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску,кабельному телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газетэкономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи последнихизвестий и развлекательных программ по радио и телевидению. Компьютеры ивысокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно стирают различиемежду печатной и визуальной информацией. Информационное сообщение все чащепоступает от записывающей аппаратуры репортера непосредственно навоспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран домашнего телевизора, и приэтом оно ни разу не фиксируется на бумаге. Развитие электронных средств связи —основная историческая тенденция, имеющая непосредственное отношение к проблемекультурного многообразия.
С появлением новых средств передачи информационных иразвлекательных программ будет, вероятно, расширяться и спрос, а изменившиесяэкономические условия, по-видимому, дадут возможность передаватьспециализированные текстовые и видеопрограммы, которые более полно отвечаютразнообразным потребностям аудитории. Некоторые скептически настроенныекультурологи склонны считать, что новая техника телекоммуникаций несет с собойеще большее засилье американской «поп-культуры» с той лишь разницей, чтовоспроизводить ее будет японская электроника. Другие указывают на то, что утехнических усовершенство-ваний имеется одна особенность, которая можетрасширить культурные связи. Речь идет о так называемой теории последствийразвития средств коммуникации.
В основе этой теории лежит простая мысль, что по мереразвития новой (и на первых порах довольно дорогостоящей) техники типавидеокассет, телетекста, прямых передач через спутники и кабельноготелевидения, прежде всего в промышленных странах, спрос на диверсифицированныекультурные и специальные программы будет обгонять предложение. Это откроет длянаиболее предприимчивых стран, находящихся на менее продвинутых ступеняхразвития, возможность сосредоточить усилие на подготовке и продажеспециализированных материалов.
Все это может привести к изменению традиционнойтенденции, при которой с появлением телевидения и других средств массовойинформации в развивающихся странах увеличивался спрос на американские иевропейские программы. В США проживают большие группы выходцев из Африки, Азии,Европы и Латинской Америки, которые приветствовали бы возможность возобновить иукрепить связи с традиционной культурой своей родины.
В целом можно говорить о том, что в XXв. мобильность людей, пересекающих культурные инациональные границы, столь велика, что будет оправдан качественный сдвиг впередачах специализированных материалов для людей, недавно осевших в чужойстране. По мере того как культурная информация, «переливаясь» за пределы этихотдельных групп, станет достоянием их новых и любознательных соседей, можноожидать уменьшения культурных различий и взаимного непонимания. Таким образом,средства массовой информации могут способствовать как расширению связей междуразличными культурами, так и укреплению самобытности этих культур.
На диалектический характер взаимосвязи единства имногообразия культур накладывают свой отпечаток процессы космизации и экологизации,охватившие познание и практику второй половины XXвеке. Космизация познания открывает необозримую сферу знания омироздании, о вселенной: из космоса, с орбиты, оставив за собой атмосферу,мешающую прямым наблююдениям, космические астрономы и астрофизики как на ладонивидят звездные просторы. Бездна космоса распахнута для «рассекречивания» тайнприроды.
Космическое сегодня, и в еще большей степени космическоезавтра предъявляют человеку качественно новые требования, а это означаетнеобходимость повышения уровня культуры.Глубокое художественное исследование, философская разработка связанных скосмосом и космической деятельностью человека проблем — актуальная проблема и мировоззренчес-кого, и педагогического, ипсихологического характера. Прорыв в космос, первые шаги за пределами земногопритяжения — только начало, но и это, бесспорно, одно из крупнейших достиженийчеловеческого гения. В перс-пективе следует ожидать, что именно в беспредельныхпросторах мироздания будет полностью раскрыт творческий потенциал человеческойкультуры.
Следует подчеркнуть, что и космизация, и связанная с нейэкологизация человеческой деятельности и познания привели к новымпредставлениям о природе и месте человека в ней. Это оказывает влияние наразвитие современной культуры. Появилось новое отношение к природе — в насзарождается новое чувство общности человека и других живых существ, всейбиосферы в целом. Вот почему экология выдвигается на передний план в системенаук; в мировоззренческом и методологическом аспектах значимость экологии состоитв том, что именно она формирует самосознание культуры, составляет исходныйпункт научного отношения человека к природе.
Современные экологические исследования могут преодолетьнекоторые трудности, вызванные фрагментарным и специализированным изучениемприроды, но не в состоянии решить более глубоких проблем, касающихся человека.Это связано с тем, что сам человек нарушил экологическое равновесие земнойприроды, введя в нее элементы небиологического происхождения. Поэтому, помнению ряда мыслителей, ученых и теологов (Э. Фромм, А. Тойнби, Б.А. Леви, У.Р.Джекобс, С.Х. Наер и др.), для преодоления глобального экологического кризисанеобходимо обратиться к древневосточным культурам с их учениями о единствечеловека и природы. Тем более, что современная экология сейчас приходит кпредставлениям об окружающей природе как едином целом, о необходимостиучитывать взаимодействие человека с природой. Не случайно Международным советомнаучных союзов создана программа «Глобальные изменения. Геосфера — биосфера», аЯпонией предложена программа «Границы человечества», которые нацелены наустановление широкого международного сотрудничества в выходе из глобальногоэкологического кризиса. Выдвигается также предложение о совместномиспользовании ресурсов Мирового океана, космического пространства и информации.Все это прекрасно и тем не менее нельзя забывать о самом существе культуры — отворческой нравственной личности. Все более актуальным становятся положенияэтики благоговения перед жизнью, изложенные мыслителем и врачом, лауреатомНобелевской премии А. Швейцером в его книге «Культура и этика», а именно:«священна жизнь как таковая; этика есть безграничная ответственность за все,что живет; благоговение перед жизнью наполняет меня таким беспокойством,которого мир не знает; этика благоговения перед жизнью ставит большую ставку наповышение чувства ответственности человека». Только человек, освоивший вседостижения мировой культуры и обладающий высокой нравственностью, может решитьпроблему экологического кризиса. Таким образом, процессы экологизации икосмизации человеческой деятельности способствуют сближению представлений овнешнем мире и внутреннем мире человека. Это в свою очередь приводит кпониманию целостного характера современной культуры, к формированию глобальноговзгляда на мир.
В развитии мирового социокультурного процессасущественную роль играет диалог культур Востока и Запада. Действительно, Востокподарил человечеству множество замечательных произведений литературы,искусства: философию, науки, оказавшие и продолжающих оказывать огромноевлияние на художественное и интеллектуальное развитие человечества. Много трудаприлагают ученые, мыслители, деятели искусства для того, чтобы глубжепроникнуть в духовный мир Востока, в сокровищницу его художественных и нравственныхценностей, правильно оценить тот огромный вклад, который внесли народы Азии иАфрики в мировую культуру.
Во все исторические эпохи, и особенно в Новое время,выдающиеся деятели культуры и науки Запада открывали для себя непреходящуюидейно-эстетическую ценность культурного наследия народов Востока и соединялиего с достижениями культур народов Запада. В то же время многие мыслители ихудожники Востока, обращаясь к Западу, обогащали свои национальные культуры,внося новую струю в общественную и культурную жизнь своих народов. Нередкоподвергается сомнению правомерность оппозиции Восток — Запад как традиционногопротивопоставления двух типов мировой культуры. Сомнения в правомерностиразделения мировой культуры на культуры Востока и Запада возникают прежде всегоу тех исследователей, которые стремятся обнаружить в мировой практике в основномобщие закономерности, «сквозные процессы», якобы легко преодолевающие границыпонятий Восток—Запад. Здесь, подчеркивая общее, недооценивают особенное вмировом историко-культурном процессе.
Сегодня диалог культур Востока и Запада приобрелпоистине общечеловеческую значимость. В нем не только заинтересованностьиндустриального Запада, пытающегося снизить конфронтацию с «третьим миром»,подключить его к мировой экономике и политике (правда, далеко не всегда наравных условиях), не только актуальный для Востока поиск путей и средствмодернизации. В нем единственный способ нахождения выхода из кризиснойситуации, которая угрожает жизни планеты в целом. Необходимо рассматриватьдиалог культур Востока и Запада как естественный постоянный процесс, не сводяего к синтезу какой-либо единой идеологии. От такого варианта ученых имыслителей Востока предостерегает память о временах колониализма, христианскогомиссионерства, деятелей культуры Запада — и не менее страшные воспоминания опоследствиях тоталитарных идеологий нацистского типа и т.д.
В каждой культуре, при всей ее уникальности, есть все женечто сходное с культурами других народов: «Хотя греки отличаются от протестантов,китайцы — от тех и других, тем не менее при определенной открытости они могутувидеть и нечто общее между собой, характерное для человеческой жизни» (X. Патнем). Иными словами, своеобразие каждой культурыявляется относительным, ее специфичность, уникальность выступает как проявлениевсеобщего в развитии человеческого общества, в противном случае нельзяобъяснить эмпирический факт, который состоит в том, что каждая культура впроцессе взаимодействия с другими культурами воспринимает и адаптирует их достижения.Взаимодействие, контакты культур, ведут, с одной стороны, к упрочению иразнообразию восточных и западных культур, с другой — к формированию мировойкультуры.
Необходимо обратить внимание на тот факт, чтоархеологические открытия и возможность путешествовать по всему земному шаруделают диалог культур Востока и Запада интригующим художественным имировоззренческим приключением. Увлекательность неожиданно расширившейсяпанорамы культур народов мира усиливается благодаря громадному числупубликаций, посвященных искусству Востока, секретам золота инков, расшифровкесимволов негритянских масок, истолкованию таинственной улыбки Будды. В этомвеликом диалоге культур европейцы начинают лучше понимать духовный мир исистему ценностей восточных народов. Обогащенные чтением многих книг золотой«керамовской» серии, подружившиеся с описанием путешествий Дж. Фрэзера и К.Леви-Строса, мы не можем не согласиться с мнением выдающегося английскогоисследователя XIXв. Дж.Рескина: «Темные камни, которые на протяжении многих веков были гробницами длямыслей разных народов, и забытые руины, в которых похоронена их вера,неожиданно оживают: в глубинах молчаливых древнеегипетских пирамид, среди мраказолотистых огней византийских храмов, в тени холодных и переплетенных надгробийсеверных монастырей передвигаются шеренги душ, томясь от скуки и всматриваясь внас приветливыми очами, полными понимания, симпатией и вытягивая в нашемнаправлении свои белые плечи над гробами в торжественном жесте вечногобратства». Этот отрывок говорит о том, что диалог вполне возможен, что он посути своей является конструктивным диалогом.
Диалог культур Востока и Запада необходим не только радипонимания другого, но и более глубокого осознания самого себя. Он не может, недолжен иметь конца. Это — постоянный процесс, который позволит человечествуизбежать «самоубийства», сохранив жизнь в ее многообразии. Диалог культурВостока и Запада позволит каждому человеку «вкусить» то духовное богатство,которое создано на протяжении многих тысячелетий восточными и западныминародами. А это позволит не только решить ряд глобальных проблем, стоящих нынеперед человечеством, но и раскрыть творческий потенциал индивида, найти емусмысл своего бытия.
2.2. Глобальные проблемы современности
Техногенная цивилизация претендовалана создание универсальной, общечеловеческой культуры, к которой должны прийти«все страны и все народы». Однако в действительности универсализация культурыпривела к глобализации проблем, порожденных современной западной цивилизацией.Что же это за проблемы?
В культуре XXвека развилось противоречие,проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской иантисциентистской, В основе сциентизма (от лат. scientia— «знание, наука») лежит представление о научном знаниикак о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считаютсциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, —экономические, политические, моральные и т. д. Сциентисты утверждают: наукевсе подвластно. Действительно, как уже говорилось ранее, современная наукапроникла во все поры современного общества, пронизывая собой не толькопромышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военнуюсферы. Однако не все в мире — наука. Например, существует сфера искусства, вера,человеческие чувства и отношения. Поэтому антисциентизм появился какреакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значениянаучного знания, обвинения науки в том, что Она вызвала всевозможные кризисы:экономический, экологический, национальный.
Сложившийся первоначально в Европе, апотом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры оченьмного дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны.Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком иприродой, при котором природа является объектом человеческой деятельности,объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, которыйможно выразить одним словом — больше.
Цель состоит в том, чтобынакапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решатьвсе человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногеннойцивилизации присуще представление о том, что природа неисчерпаема именно какобъект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризисакладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретичес-коедвижение последних десятилетий, поставившее проблему создания новойэкологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующеготипа экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природойи между людьми… Известный философ Ю. Бохеньский, рассматривая современнуюдуховную ситуацию, считает, что современные ответы на конкретные мировоззренческиевопросы выглядят весьма пессимистически. К примеру, астрономия показала, чтоЗемля не является центром Солнечной системы, так и Солнечная система толькочасть нашей галактики, незначительный фрагмент Космоса в целом, ибо запределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных галактик,расстояние между которыми измеряется миллионами парсеков. Для антропоцентризмапрошлых веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, это открытиекатастрофично. Мало того, повергается в прах миф и об уникальных качествахчеловека, уникальности существования жизни во Вселенной. Отсюда следует, чточеловека нельзя рассматривать как средоточие вселенских сил. Мы, человечество,лишь пылинка на окраине бытия. Новая духовная ситуация, считает Ю. Бохеньский,запрещает мыслить антропоцентрически. Современная культура строится уже наиных основаниях.
С другой стороны, радикальнымобразом разрушается представление о необратимости и нарастании общественногопрогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки инаучно-технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух временивызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные наукиуже не считаются главными. Отсюда и посетившее человечество чувство бессилияперед вызванными им неуправляемыми силами научно-технического прогресса,которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философииэкзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходныйхарактер.
В XXв. человек столкнулся с проблемами,от решения которых зависит судьба земной цивилизации. Эти проблемы названыглобальными (от лат. globus— земной шар). Первоначально глобальныйсоциокультурный кризис, т. е. кризис в масштабах всей планеты, осознавался вотрицательной форме: как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры.То, что судьбы человека и человечества составляют единое целое, показала ужепервая мировая война. Люди осознали, что для мировой войны не существуетграниц государства, здесь тыл и фронт объединены в единое целое. Недаром одноиз ярких философских учений XXв. о ноосфере возникло именно в это временя.Ноосфера есть целостное планетарное явление, и мысль об этом пришла В. И.Вернадскому в период мировой катастрофы и катаклизмов: «Первая мировая война1914—1918 гг. лично в моей научной работе отразилась самым решающим образом.Она изменила в корне мое геологическое миропонима-ние»[1]. Неслучайно выдающийся русский мыслитель именно «в атмосфере этой войны» пришел кидее о вхождении в ноосферу как завершающем состоянии эволюции биосферы, гдечеловек представлен как крупнейшая геологическая сила, изменяющая лик Земли.
Социокультурный кризиснашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глубинудилеммы: человек должен полагаться на стихийный эволюционный процесс развитияобщества, или же мир, в котором мы существуем, нуждается в коренныхцеленаправленных изменениях. Следует выделить несколько типологических чертсовременного глобального социокультурного кризиса. Первые два вида кризисовносили «алармистский» (от alarme— «тревога») характер. Суть проблемы здесь заключаласьв том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принципколичественного роста, ведут к катастрофи-ческим последствиям. Конечно, общеепредставление об ограниченности Земли как месте производственной деятельностичеловека носит достаточно абстрактный характер. Сейчас этот тип кризиса осознаетсяболее конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание порегионам», «экономических границ».
Другойкризис алармистского характера связан с возникновением опасных тенденций виспользовании различного рода ресурсов. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникаетнепомерная нагрузка на экологическую сферу. В результате, чем большеосваивается ресурсов, тем больше опасность. Речь здесь идет об уничтожении лесов— легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя.
Эти кризисы являются актуальными исейчас, поскольку не снята проблема экономического роста на основе тотальнойиндустриализации. Проблема голода, питьевой воды, неграмотности, отставанияразвивающихся стран с необходимостью ведет к продолжению экономического роста,невозможного без увеличения потребления энергии и ресурсов. Поэтомуалармистский кризис в ближайшей перспективе будет расширяться и углубляться.
Другие виды глобальных кризисовсвязаны с внутренним развитием самогообщества. Во-первых, ценанаучно-технического прогресса оказывается слишком большой. Дело в том,что увеличивается риск от гигантских катастроф (типа чернобыльской).Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействияприродных стихийных сил и социальных катаклизмов (войн и революций). В результатес точки зрения общества затраты на научно-технический прогресс велики, аотдача его мала.
К кризисамвнутриобщественного характера относится и проблема несправедливогораспределения отрицательных воздействий научно-технического прогресса наразличные слои населения и страны и регионы мира. Так, страны, обладающиебогатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создаваягигантскую нагрузку на экологию. Процветающие слои населения создают себеусловия жизни, отгораживаю-щие их от экологических неприятностей. Такимобразом, они перекладывают экологический риск на другие социальные группы. Всеэто ведет к дестабилизации социального организма.
Основатель Римского клуба АурелиоПеччеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространяются повсей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия: «Из всегоэтого следует заключение, что наша так любящая расти система сама же обрекласебя на путь, лишающий ее этой возможности. Вывод напрашивается сам собой, что абсолютнонереалистично ставить в этом культурном и функциональном беспорядке какие бы то ни было новыеамбициозные цели глобального роста. Человечество оказалось в порочном кругу»[2].
В чем же причины возникновенияглобальных проблем?
Во-первых, это целостностьсовременного мира, которая обеспечивается глубинными политическими иэкономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны.Война, начавшаяся на границах Польши и Германии,пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым ина Кавказ… Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавоймясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определеннымобразом разделяло людей: границы, политическиепристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяевписал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» всесмещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности,может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».
Во-вторых, кризисмировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, которыйникогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние 100 летпромышленное производство планеты приумножилось более чем в 50 раз, при этом4/5 этого прироста получено с1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13трлн долл., в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5—10 раз.Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самымигрозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечествополностью перестроит нашу планет)? и станет в дальнейшем силой, преобразующейКосмос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож наученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может ихукротить.
Потому, в-третьих, одной из причинвозникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран икультуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняетсяинформационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системамсобытия и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Междутем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разныхстранах с различным политическим строем. С точки зрения достигнутого имиуровня развития они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменнаяобщина из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва вышедшая из каменноговека, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канавералили Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почемумировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступаетпротив распространения ядерного оружия.
Мало того, в сознании отдельных людейпричудливым образом сочетаются пласты различных культур. Может ли человекрешить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекаютгибель человечеству уже в ближайшие 30—50 лет, однако ход мирового развитиявселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза человечеству последнихдесятилетий — угроза термоядерной войны между сверхдержавами — в значительноймере ослабел