Реферат по предмету "Искусство"


Каслинское литье. Творчество мастеров второй половины XIX века

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ  ХУДОЖЕСТВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯАКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
Отделение заочного обучения

Ванькович А. В.
Курсовая работа на тему
Каслинское литье. Творчествомастеров второй половины XIX века

IV курс
Научныйруководитель:
доцент СазоноваК.К.
Домашний адрес:
198035,г.Санкт-Петербург,
ул.Черняховскогод.52, кв.15,
Ванькович А.В.
Санкт-Петербург
1999–2000

Оглавление

Введение. Обзор литературы....................................................  2 .
Глава I. История развития и этапы становлениярусского
художественного литья на Каслинском заводе.........................  4 .
ГлаваII. Сравнительный анализ произведений мелкой
пластики в работах ведущих мастеров…10 .
ГлаваIII. Поиски «национального стиля» в художественных
изделиях из чугуна… 20 .
Заключение…22 .
Список использованной литературы… 24 .
Список иллюстраций… 25 .
Иллюстрации… 27.
Введение

Современныйэтап развития отечественного искусствоведения характеризуется углубленнымизучением традиций декоративно-прикладного искусстваXIX века в России. В последние десятилетия этому вопросу былопосвящено большое количество книг, статей, научных конференций и тематическихвыставок. Пристальное внимание искусствоведов привлекает стиль историзм,особенности которого наиболее полно проявились в декоративно-прикладномискусстве.
XIX векявлялся непростым периодом в развитии декоративно-прикладного искусства, как вЕвропе, так и в России. Поиск новых направлений в предметной среде, влияниеновых экономических отношений на мир искусства, появление такого понятия, какмода (с ее частой сменой вкусов) предопределило сложность и противоречивостьоценок художественных изделий того времени.
Художественноелитье Каслинского завода убедительно подтверждает данный факт. Главным аспектомнастоящего исследования являются стилистические особенности мелкой пластики втворчестве мастеров Каслинского завода, для достижения этой цели ставятсяследующие задачи:
1) Проследитьразвитие чугунного дела на Урале.
2) Изучитьисторию художественного литья в Каслях.
3) Отметитьособенности художественных изделий промышленного производства.
4)Проанализировать развитие жанров и стилистических направлений в творчественаиболее известных художников и скульпторов Каслинского завода.


Обзор литературы

Темакаслинского литья широко освещена в искусствоведческих трудах отечественныхавторов.
Наиболее полнои комплексно исследования в данной области раскрыл в своих работах известныйуральский искусствовед В. Б. Павловский. Первая его книга,посвященная каслинскому литью, так и называется— «Касли». Она вышла в Свердловском книжном издательстве в1957 году. В работе изложена историяКаслинского завода, зарождения на нем художественного литья из чугуна. Основнуючасть книги занимает обзор работ наиболее известных мастеров и скульпторовзавода, начиная с серединыXIX векавплоть до2 пол.XX века. Стилистические изменения, которые происходили вискусствеXIX — началаXX веков, трактовались автором в духекритического реализма. Стоит отметить, что подобный анализ был типичным длясоветского искусствознания, особенно в 30–50 годыXX века. И первые работы Павловского не были исключением.
Последующееего крупное исследование, в котором присутствует каслинская тема, называлось«Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала». Книгапредставляет собой серьезный, комплексный труд. Искусствовед дает хронологический,стилистический и промышленно-экономический анализ ситуации на художественныхпредприятиях Урала в концеXVIII —нач.XX вв. В своей работе авторпоказывает становление и развитие уральской художественной промышленности.Рассмотрены наиболее характерные памятники, книга хорошо иллюстрирована.
В книге«Русские художественные промыслы XIX–XX веков»Т. М. Разиной подробно рассматривается эволюция русского народногоискусства на протяженииXIX века.Автор анализирует изменения, происходившие в народном искусстве в контекстеэкономических и политических реалий того времени. С точки зрения Разиной, новыекапиталистические отношения в обществе на своем начальном этапе дали мощныйтолчок для народного искусства. Обывателю, как заказчику, так и исполнителю,стало ближе фабричное массовое производство, дешевый ширпотреб. Главный выводкниги можно проиллюстрировать словами автора: «Город и капитализм, которыеспособствовали кустарному ремеслу, стали эти промыслы выдавливать из жизни и изэстетики с той же скоростью, с которой капиталистический прогресс (товарноепроизводство)», для курсовой работы данный вывод является важным, потомучто традиции крестьянского искусства оказывали существенное влияние натворчество каслинских мастеров.
Изделиядекоративно-прикладного искусства, к которым принадлежит и каслинское«кабинетное» литье, неразрывно связаны с архитектурой, в частности, синтерьером. Вопросам синтеза искусств, выражавшемся во взаимодействии предметовинтерьера, посвящена работа И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой«Русский интерьерXIX века».Книга составлена на богатом литературно-историческом материале. На примеренаиболее характерных памятников архитектуры, авторы показывают те изменения вэстетическом мировоззрении общества, которые нашли отражение в предметном мире.Авторы представили ясную картину эволюции русского интерьераXIX века. Впервые в их работе интерьер ипредметы художественно-бытового порядка исследовались равнозначно иобстоятельно в их органическом сочетании. Рассматривая стилевую эволюцию интерьера,Бартенев и Батажкова провели искусствоведческий и культурологический анализисторических процессов в РоссииXIX века.В отличие от исследователей прежних поколений, видевших в искусстве 30–90 гг.XIX века лишь «упадок» стиля,авторы делают вывод о сложности и противоречивости процессов, происходивших вискусствеXIX века.
В периодисторизма, наряду с другими существовавшими неостилями в искусстве, одно изцентральных мест занимало национальное направление, так называемый«русский стиль». Фольклорной теме в русском декоративно-прикладномискусстве была посвящена московская выставка «Национальный стиль в русскомискусствеXIX — нач.XX вв.».Выставочный каталог с аналогичным названием выполнен под научной редакцией Е.В.Долгих. Он составлен из тематических статей, посвященных различным выставочнымразделам.
Вовступительной статье С. В. Епихина национальный стиль характеризуется какведущее направление в искусстве России со2-йчетвертиXIX в. по началоXX в. Самому появлению эклектики илиисторизма автор находит смысловое объяснение в формировании проблемынациональной судьбы («русской идеи»). В этом он видит причинуретроспективных поисков в творчестве русских художников.
ВысказыванияС. В. Епихина находят поддержку в статье «Художественный металл»этого же каталога. Авторы статьи —А. А. Гилодо и Н. Е. Явгуновская-Белова приходят к выводу, что во2-й пол.XX века национальный «русский» стиль полностью оформилсякак ведущее направление в художественном металле.
Большоесожаление вызывает тот факт, что каталог выставки оказался не иллюстрирован, ноэто ни в коем случае не умаляет труда тех исследователей, которые егосоставляли.
В лучшуюсторону отличается каталог «Стиль и эпоха в декоративном искусстве1820–90-х годов» выставки «Историзм в России», прошедшей вГосударственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в1996 году. Богатейший исторический, библиографический и иллюстративныйматериал, собранный в каталоге, сделал его выпуск заметным событием вкультурной жизни России.
Появляющиеся впоследнее время специальные издания по декоративно-прикладному искусству имеютбогатое оформление, но, как правило, содержат лишь описательный материал.Однако сам факт появления подобных альбомов подтверждает возрастающий интерес кприкладному искусству.
Завершая обзорлитературы, необходимо обратить внимание на некоторые проблемы, характерные длявсех рассмотренных работ по данной теме.
В советскомискусствознании вплоть до 70-х годовXX векабытовала негативная оценка стиля, пришедшего на смену классицизму. Назывался онодним словом— эклектика. Этот терминподразумевает соединение несовместимого, смешение различных стилей инаправлений. Нелюбовь к эклектике со стороны советской художественной критикиобъясняется и буржуазной эстетикой, которая являлась основой этого стиля, и темобстоятельством, что капитализмXIX векаво многом разрушал устои традиционного крестьянского, т. е. народногоискусства.
В последниедесятилетия отношение к рассматриваемому периоду коренным образом изменилось.Такие искусствоведы, как И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова, А. Л.Пунин, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовский и другие в своихисследованиях пришли к выводу о том, что эклектичный метод являлся частнымслучаем стилизации,ретроспективного направления в искусствеXIX века, получившим в наше время название «историзм».
Литература покаслинскому литью представлена по большей части описательного, фактологическогохарактера, в ней не в полной мере представлен стилистический анализ. Поэтомуактуально обратиться в этой работе к теме стилистических особенностей изделийКаслинского завода2 пол.XX века.


ГлаваI.
Историяразвития и этапы становления художественного литья на Каслинском заводе.

Каслинскийчугуноплавильный и железоделательный завод был основан в1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале врайоне озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупил Н. Н.Демидов. При нем завод выпускал пушки, ядра и знаменитое промышленное железо смаркой «два соболя», которое экспортировалось в Западную Европу.
В1809 году племянник Н. Н. Демидова Петрпродал завод вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своейосновной продукцией— промышленной стальюи чугуном, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это былообусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.
После смертиРасторгуева в1822 году попечительнаследников Г. Ф. Зотов начал внедрять на заводе технологию изготовленияхудожественного литья. Он привез из бронзолитейной мастерской Верх-Исетскогозавода основные модели для отливок.
С1823 года под руководством мастераН. Теплякова началось изготовление архитектурного литья. Это быливсевозможные ограды, надгробия, парковое литье. В первой третиXIX века на многих металлургическихзаводах России осваивали художественное литье из чугуна. Но к середине века, всвязи с новыми производственными и экономическими отношениями, а такжеотсутствием заказов на архитектурное литье (что явилось следствием упадкаклассицизма), предприятия прекращают специальный выпуск художественных изделийиз чугуна.
Однако Каслинскийзавод не только не прекратил, но и увеличил выпуск продукции, расширяя при этомпроизводство. Предприятие переориентировалось на изготовление так называемого«кабинетного» или камерного литья.
Важнымсоставляющим успеха Каслей явилось качество местных материалов— прекрасный чугун (который делали по старинке— на древесном угле) и хорошие формовочныепески (которым не было равных по своим параметрам: величине зерна,огнеупорности, малой теплопроводности, процентному содержанию глины и т. п.).
В 60–70 гг.XX века Каслинский завод становитсябезоговорочным лидером среди российских предприятий по выпуску художественноголитья из чугуна. С1908 г. в Касляхвыпускали только художественное литье, прекратив промышленное производствочугуна и стали.
РазвитиеКаслинского завода невозможно рассматривать в отрыве от развития всегопромышленного Урала. Хорошие экономические и политические предпосылки позволилиУралу в концеXVIII века статьцентром российской тяжелой промышленности. С самого начала своего существованияуральская промышленность была тесно связана с наукой и искусством столицы.Передовые ученые того времени—М. В. Ломоносов, П. П. Аносов, В. К. Виноградов, Т. А.Бахарев и многие другие были не только известны на Урале, но и принималинепосредственное участие в судьбе уральских заводов. П. П. Аносов,например, работал на златоустовских заводах.
В началеXX века усилились творческие контактыуральских мастеров и столичных архитекторов. На заводах размещают свои заказытакие известные архитекторы, как А. Н. Воронихин, В. П. Стасов,К. И. Росси и другие. А. С. Строганов, ставший президентом АкадемииХудожеств и владевший многими уральскими заводами, сыграл большую роль вразвитии культурных связей промышленного Урала со столичным искусством. Первыехудожественные школы и учебные заведения, появившиеся при заводах, находилисьпод патронажем Академии Художеств. Подавляющее большинство скульпторов,работавших на Каслинском заводе, были выпускниками Академии.
Русскоеприкладное искусствоXIX векаразвивалось в сложной атмосфере взаимовлияний городской и сельской культур.Активное развитие городов способствовало расцвету такого проявлениякрестьянской культуры, как промысел. На Урале переплетение городскогопроизводства и сельского ремесла привело к созданию искусства, которое взначительной мере отличалось и от искусства усадебного плана, и открестьянского народного искусства.
Промышленноепроизводство ориентировалось на массового потребителя, а не на барина, как этобыло в усадьбе. Существенное отличие от крестьянского искусства заключалось втом, что последнее всегда оставалось традиционным, а промышленному производствуприходилось подстраиваться под вкусы заказчика.
Производствохудожественного литья в Каслях на всем протяженииXIX века представляло собой мануфактуру с частным разделениемтруда и капиталистическим характером сбыта продукции, мануфактурная системамассового производства изделий декоративного искусства до концаXIX века была лучшей с художественнойточки зрения. Объясняется это тем, что частное разделение труда стимулировалотворческую инициативу мастера (в отличие от цеховых принципов работы) и, вместес тем, позволяло мастеру в совершенстве овладевать своей специальностью (чегонет в народном промысле). Поэтому в изделиях Каслинского завода творческая рольмастера не являлась помехой в коллективном создании единого художественногообраза.


ГлаваII.
Сравнительныйанализ произведений мелкой пластики в работах ведущих мастеров

Первыеизвестные работы в мелкой пластике, выполненные на Каслинском заводе,датируются 20–30 годамиXIX века. Вэто время в русском искусстве происходила смена стилей,вызванная упадком классицизма и приходом нового направления вкультуре— романтизма. Характерной чертойромантизма явился отказ от следования строгим канонам в искусстве и поиск новыхидей. Это способствовало появлению метода «свободного выбора» форм.Новые эстетические идеалы стали искать в богатом культурном прошломчеловечества. Ретроспективный просмотр минувших времен получил названиеисторизм.
Развитие историзмав искусстве сопровождалось утратой стилистического единства. Новый стиль, с егокультом детали, максимально насыщает интерьер декором, «изящными мелочами».Происходит перерождение интерьера из архитектурного в «вещевой».Художественная промышленность оказывается тесно связана с интерьером.Декораторы, а не архитекторы, начинают вырабатывать новые эстетические вкусы.Рынок художественных изделий наполняется разностильным и многообразным ассортиментом.
Этому процессуспособствовали публичные отечественные выставки мануфактурных изделий,проходившие в1829, 1833 годах и позже.Большим успехом на выставках пользовалось камерное чугунное литье, чтодоказывало необходимость развития производства данного вида прикладногоискусства.
Каслинцыначали освоение чугунного литья малых форм с опойчатой посуды. В развитиихудожественного литья Каслинского завода прослеживалось три основных этапа:во-первых, это освоение небольших рельефов, во-вторых— изготовление барельефных портретов в медальонах, третий этап— появление объемной камерной скульптуры. К50-м годамXIX века предприятиестановится одним из ведущих по выпуску художественного литья малых форм изчугуна.
Возрастающеепроизводство требует привлечения квалифицированных специалистов. На Каслинскийзавод приглашаются скульпторы, художники, литейщики, чеканщики, отделочники.
Но не всеавторы проектов, воплощенных в каслинском металле, являлись штатными мастерамизавода. Многие, например, П. К. Клодт, никогда не были на Урале. Ихотношения с заводом строились на коммерческой основе. Предприятие покупало ухудожников модели, чертежи, эскизы. Распространенным явлением была продажаавтором права на использование своей идеи различным заводам художественнойпромышленности. Поэтому одна и та же модель могла быть использована в разноевремя и исполнена в различных материалах, как это было со знаменитымимедальонами Ф. П. Толстого, посвященными Отечественной войне1812 года. Если дело касалось серьезных,ответственных заказов, то художники приезжали на завод и следили за выполнениемработы.
Одним изпервых художников, работавших на Каслинском заводе, был М. Д. Канаев (1830-1880). Он учился в Академии Художеств,где ему присвоили звание художника по скульптуре. М. Д. Канаев приезжаетна Урал в1855 году. При заводе организуетсяшкола мастеровых, где художник становится преподавателем. Благодаря Канаеву назавод были приглашены профессиональные чеканщики из Златоуста.
Основныеработы М. Д. Канаева: «Геркулес, разламывающий пещеру ветров»,«Мороз-демон», «Избушка на курьих ножках», «Вакханка удерева», «Мальчик, играющий в снежки». Из названий видно, какойсильный стилистический разброс наблюдался в его работах. В этом отразилисьобщие тенденции историзма, в частности, эклектичный метод в выборе сюжетов. Всвоей тематике предметы малооригинальны, но стоит отметить академическуюсовершенность выполненной скульптором работы.
Подчасник«Геркулес, разламывающий пещеру ветров» выполнен на античныймифологический сюжет, что очень показательно для выпускника Академии.Обнаженное тело Геркулеса на лицевой стороне подчасника, как и положено вклассицизме, показано в красивом, динамическом напряжении, драпировка ещебольше подчеркивает движение, фигура вылеплена анатомически безукоризненно.Удачно найдена высота рельефа. За счет сравнительно больших плоскостейдетальная отчеканка рельефа выглядит вполне оправданной. Работа была характернымпримером академического направления в эпоху историзма.
Оченьинтересна своими переходными формами скульптура «Мороз-демон», такжевыполненная в форме подчасника. Русский сказочный сюжет автор трактовал ещеклассицистическими приемами. Вместе с тем, Канаев стремился передать русскуюприроду персонажа, для этого он выполнил следующую композицию: фигура Морозапомещалась на крышу избушки, заваленной снегом. В работе отчетливопрослеживаются традиции классицизма. Мороз, как античный герой, был обнажен,его лохмотья напоминают драпированные одежды. В работе прослеживается иобращение к средневековью, что нашло свое отражение в демоническом характереперсонажа. Удлиненные черты лица роднят образ Мороза с готическимисредневековыми химерами, крылья еще больше подчеркивают сходство.
Если в«Морозе-демоне» национальные черты проступали лишь в тематике сюжета,то в следующей своей работе «Избушка на курьих ножках» русский мотивявлялся доминирующим в трактовке образа. В этой скульптуре детальновоспроизведены приемы и декор деревянной резьбы. Автор воспринимал дерево, как«национальный» материал и путем прямой аналогии стремился создать«русский стиль».
По своемусюжету «Избушка на курьих ножках» напоминает рождественские рассказыили рисунки из журналов того времени. Механическое воспроизведение декора,перегруженность деталями, декоративная нарочитость были теми недостатками,которые сопровождали художника в поиске народных мотивов в искусстве, чтохарактерно для эпохи историзма.
В 70–80 гг.XIX века в творчестве М. Д. Канаевааллегорические и мифологические мотивы сменяются бытовым жанром. Яркий примертому—канделябр «Мальчик, играющий вснежки». Ствол канделябра выполнен в виде уличного фонаря, из-за которогомальчик и метит в прохожих снежками. Это живая жанровая сценка, в которой авторочень точно передает характер персонажа.
Интересхудожника к бытовому жанру объяснялся демократическими тенденциями в русскойкультуре 60–80 гг.XIX века. Такимобразом, в творчестве М. Д. Канаева нашли отражение характерные явления,происходившие в декоративно-прикладном искусстве2 пол.XIX века. Скульпторпроработал в качестве главного художника на Каслинском заводе более25 лет.
Следующимкрупным мастером, работавшим на этом заводе, был Н. Р. Бах (1853–1885). Он также, как и Канаев, учился вАкадемии Художеств и даже получил в 1879 году звание академика. Приехав наУрал, Н. Р. Бах проявил себя как скульптор-анималист. В своих работаххудожник изображал животных и птиц в их естественной стихии— в уральском лесу.
Чернильница«Драка филина с ястребом» стилистически близка академической школе,хотя сюжет уже иной. Художником был найден и обыгран лесной мотив в видестарого могучего пня, который служил удобной утилитарной формой. Вокруг этогокомпозиционного центра размещались фигуры птиц. Динамические ракурсы птиц,строго выверенная композиция, стилизация деталей и отсутствие перегруженностихарактеризовали подобные работы мастера.
В скульптурахБаха нет ничего общего с натурализмом. Художник, работая над своими образамиприроды, на первое место всегда ставил композиционные и стилистические приемы.В его работах нет элементов случайности, творческий метод автора был основан назаконах классической школы. Но в выборе сюжета у Н. Р. Бахапросматривается увлечение пейзажем. Это обстоятельство сближает творчествомастера с пленэрными направлениями в русском искусстве последней четвертиXIX века.
Имя скульптораФ. П. Толстого(1783–1873) болееизвестно по его работам над большой столичной скульптурой. Однако с Каслинскимзаводом его объединяет то, что с его восковых моделей делались чугунныеотливки. Медальоны, посвященные Отечественной войне1812 года, были очень популярны в русском обществе на всемпротяженииXIX века. Это объяснялосьподъемом национального самосознания русского народа в началеXIX века. Вот что писал по этому поводусам скульптор: «Я русский и горжусь сим именем... в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив,нося имя Русского».
Чугунныеотливки медальонов выгодно отличались от фарфоровых и гипсовых слепков.Во-первых, они не были такими хрупкими, во-вторых, были дешевле. Но самоеглавное, что материал (чугун) только усиливал образное содержание. Каждыймедальон представлял собой первоклассный образец классического академизма.Серия была выполнена в 20–40 гг.XIX векаи в ней прослеживается сильное влияние романтизма. Однако аллегорическая основав трактовке сюжета является главным стилистическим методом классицизма.
Медальон«Народное ополчение» (отлит в1903г.) является прекрасным примером классического композиционного построения. Вправой части медальона— сидящая на тронефигура женщины, аллегория России. Слева—три мужские фигуры, представляющие различные слои населения: воин, крестьянин,купец. Женщина вручает им оружие. Поражает изумительная техника литья иобработки медальона, что еще раз подтверждает высокое мастерство исполнителей.
Каслинскийзавод делал большое количество отливок с моделей известнейшего столичногоскульптора П. К. Клодта (1805–1867). Он являлся основателеманималистического жанра в России. Центральное место в его творчестве занимаетобраз лошади. Это подтверждают и его многочисленные работы в мелкой пластике:«Кобыла с жеребенком», «Лошадка», «Кони на воле»и другие. В малых скульптурных формах художник передавал изящные, точеныесилуэты животных, в трактовке образа старался показать спокойную и удивительнуюясность. В композициях работ отсутствовала бурная динамика классицизма.Художника интересовала внутренняя красота образа, а не внешний сюжет. Этовыражалось тонкой моделировкой, фактурой, игрой света и тени. Отделка, которойне придавалось большого значения в началеXIX века, становится значительным творческим методом, наряду ссюжетными и композиционными принципами.
Творчествомастеров 2 пол. XIX в.Е. Е. Лансере (1848–1886), А. Л. Обера (1843–1917) иН. И. Либериха (1823–1883) тесно связано с развитием бытового жанра впредметах мелкой пластики. Их работы являлись как бы иллюстрациями к жизнирусского общества. Сюжеты были самыми разнообразными: бытовые картинки жизниРоссии, изображения животных, военные и охотничьи сцены и т.д.
Н. И.Либерих был учителем Лансере. Он работал в 40–60‑х гг. прошлоговека. Его скульптурные образы еще достаточно условны, хотя, как отмечал Стасов,и правдивы. Лучше всего у Либериха получались сцены охоты («Охота на медведя»)и отдельные животные («Медведица», «Собака-пойнтер»).
СкульптурыЕ. Е. Лансере отличались очень сложной композицией. В них было многодвижения. Красивая сквозная структура отличала лучшие произведения мастера:«Джигитовка лезгин», «Охотники с борзыми собаками», «Казачий разъезд».
РаботыА. Л. Обера близки по тематике и технике исполнения скульптурам Либериха иЛансере. Одной из лучших его работ считается «Киргиз на лошади». Автор старалсякак можно точнее выразить национальный характер персонажа. Чтобы добитьсяэтого, он очень тщательно воспроизводит восточные черты лица героя, особенностиего национальной одежды.
Очень точнуюхарактеристику предметам мелкой пластики дал В. В. Стасов в статье«25 лет русского искусства»: «25 лет тому назад, в начале 60-х годов, нам всемприходилось не раз сильно восхищаться мелкими группками и статуэтками: сначалаЛибериха, а потом — Шохина, Лансере и Обера. Но теперь, со временипоявления у нас Антокольского и настоящей скульптуры, эти маленькие созданияотошли на свое настоящее место».
Средихудожников, работавших во второй половине XIX века, следует отдельноотметить творчество В. А. Гартмана. Он принадлежал к кругухудожников, которые стремились отойти от традиционного, эклектичного метода.Будучи архитектором, Гартман претворял в своих работах «органический» принциппостроения художественного образа. Мастер выступал за отказ от слепогоподражательства и искал в богатом наследии русского искусства общие принципы изакономерности.
Как художникдекоративно-прикладного искусства, Гартман проявил себя в изготовлениичертежей, проектов и моделей для заводов художественной промышленности. Егомоделями пользовались и на Каслинском производстве. Характерной его работойявился проект часов «Избушка Бабы Яги на курьих ножках». Стоит отметить, чтоэта модель выполнялась и в бронзе. Особенностью проектного решения былсвободный план, динамичная композиция объема, выразительная фактура. Развитыйсилуэт, читаемый со всех точек зрения, и сложная орнаментация способствовалисозданию целостного художественного образа, отличавшегося чертами живописногомногообразия. В творчестве Гартмана отразились поиски «национального стиля»,столь характерные для 2 пол. XIX века.
На рубежеXIX–XX вв. в Каслях работал известный скульптор Р. Р. Бах (1859–1932).Основой его творчества был скульптурный портрет. Мастер делал многочисленныепортреты деятелей русского искусства. В работе над образами И. Тургенева,Ф. Достоевского, А. Рубинштейна, П. Чайковского и др. появилисьпервые признаки кризиса жанра. Фотографическая точность, излишняя детализация,некоторая суховатость обедняли образное содержание портретов. Хотя дляпопуляризации мастеров русского искусства серия портретов сыграла большую роль.
В заграничныхмоделях, отливка которых производилась в конце XIX —нач. XX вв.проявились черты нового общеевропейского стиля в искусстве, который получилназвание модерн. Наибольшее влияние этот стиль оказал на творчество французскогоскульптора Ж. Готье. В 1911–14 гг. отливались его работы «Дон Кихот»и «Мефистофель». Скульптуры хоть и не были объединены единым художественнымзамыслом, но схожи между собой благодаря трактовке образов и однотипномукомпозиционному решению. Фигуры слегка вытянуты, сознательно нарушеныпропорции. Характеризуя образ пластическими приемами, художник хотел показатьгрусть и отрешенность в облике литературных героев.
В скульптуреБуре (1856–1924) «Мария Антуанетта» присутствует лиричность образа, грация.Работа отличается безукоризненной отделкой. Но за всей внешней красотойотсутствует внутреннее содержание образа.
На рубежевеков искусство и промышленное производство стали конфликтовать между собой.Каслинский завод, продукция которого была рассчитана на массового потребителя,продолжал выпускать в подавляющем большинстве произведения вырождающегосясалонного академизма. Буржуазно-мещанский вкус требовал «изысканно-красивых»вещей, всевозможных амазонок, купальщиц, женщин со змеями и т. п.Зависимость от рынка требовала выпуска уже не художественных произведений, а товаровширокого потребления.


Глава III.
Поиски национального стиля в художественных изделиях из чугуна.

В начале XIXвека энергичное и тщательное освоение европейского опыта сменяется поиском истремлением к самоопределению и возрождению русских средневековых традиций вкультуре. Сама возможность создания «стиля» приходит в Россию вместе с идеямиромантизма еще в 20-е годы XIX века.
«Публичное»начало истории «национального» стиля связано с архитектурой. В 1840-е годы этотстиль проникает в интерьер. Интерьерные предметы мелкой пластики из чугунаприобретают большую популярность. Наиболее востребованными становятся вещи«кабинетного литья» в «русском» стиле.
В творчествемастеров Каслинского завода 2 пол. XIX в. отчетливо наблюдалось тяготениек поискам национальных традиц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.