Ярославскаяиконопись 16-17 веков
Содержание
Иконопись Ярославля 16 – начала 17веков
Расцвет ярославского иконописногоискусства (1640-50 гг.)
Ярославская иконопись второй половины17 века
Список использованной литературы
Иконопись Ярославля16-начала 17 веков
История Ярославскогоиконописания прослеживается с 12 века, но особенного расцвета оно достигает в16-17 веках. Эта эпоха стала временем наиболее яркого проявления стиля, когдасамобытность и стилистическая родственность местных икон стала очевидной. Нужноотметить также, что на эту эпоху приходится основной объём сохранившихсяпроизведений искусства, которые зачастую составляют комплексы, относящиеся копределённым архитектурным памятникам.
В 16 веке Ярославльприсоединяется к Московскому княжеству и вскоре становится крупнымэкономическим и политическим центром Русского государства, вследствие чегооживляется и культурная жизнь города. Находясь на пересечении торговых путеймежду Западной Европой и странами Ближнего и Среднего Востока, Ярославльпривлекал купцов и ремесленников широкими возможностями в распространениитоваров как внутри страны, так и за границу. Поэтому численность посадскогонаселения – торговцев, ремесленников – быстро росла, как росло и егоблагосостояние.
Все исследователиярославского искусства отмечают большую роль ярославского посада и его вкусов вформировании местной иконописной школы в 16-17 веках. Это связано с тем, что ссередины 16 столетия практически все церкви строились на средства посадскихлюдей, они же решали с каким мастером иконописи заключить договор. Решающееслово заказчика было также в отношении сюжетов икон и образов для них.Ярославские заказчики-купцы привлекали к строительству и оформлению храмовлучших художников из разных областей страны – Устюга, Новгорода, Москвы, Костромы.Среди них — Ф.Зубова, Гурия Никитина, С. Спиридонова. В Ярославле этого временисформировалась высокопрофессиональная художественная среда. Таким образом, былисозданы предпосылки для возникновения особого, более демократичного, светского,более близкого народному мироощущению искусства.
Как уже говорилось выше,оживление культурной жизни в Ярославле началось с присоединением к Москве.Тогда после пожара, уничтожившего значительную часть города, началось большоестроительство. В помощь местным мастерам из столицы направляют художников икаменщиков. Общими силами восстанавливаются Успенский кафедральный собор и храмСпаса Преображения в Спасском монастыре. Эта совместная работа позволилаприобщиться местным мастерам к столичному иконописному искусству, которое былона порядок выше.
В течение 1516 года вСпасском монастыре для нового собора московскими и местными художниками былсоздан большой иконостас, от которого до наших дней сохранились тридцать икондеисусного чина, храмовый образ и три иконы «местного» ряда. Все иконы начала16 века можно объединить в одну стилистическую группу, как произведения,ориентирующиеся на московский стиль конца 15 начала 16 веков.
Являясь последователямитворчества Дионисия, московские художники создали образы, отвечающие самымвысоким требованиям. Их работы выгодно отличаются от работ ярославских«изографов» мягкостью живописной манеры и утончённостью линий рисунка,верностью пропорций немного удлинённых фигур и гармоничностью композиций.Колорит таких икон построен на сочетании мутновато-зелёного и розовых тонов,белого, холодноватой киновари и пятен чёрного. Фоны – светлые, на них легкочитаются тёмные силуэты фигур. Лики довольно однообразны, с мелкими точёнымичертами. Кисти одного из московских мастеров принадлежат иконы центральнойкомпозиции деисусного чина – «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», атакже образов «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Георгий» и «ДмитрийСолунский». Как и всем классическим образам, им присуща некотораяотстранённость от зрителя.
Это стилистическоенаправление прослеживается до конца 16 века. Отголоски его, например, звучат виконах середины 16 века «Благовещение», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни»,«Распятие» и других из ярославского Художественного музея. В этих памятниках мывидим ясные и лаконичные композиции, светлые по тону фоны и более тёмныефигуры. Архитектурные формы простые и гармоничные.
Работы ярославскихмастеров начала 16 века напоминают по стилю иконы столичных художников, но ихотличает тяготение к тёмным глухим краскам, особая архаичность форм, а также подчёркнутаяиндивидуализация лиц. Как отмечает Масленицин в своём исследовании[1],мастера не всегда справляются с рисунком фигур, но всегда стремятся сделатьизображение занимательным и понятным. Это справедливо в отношении таких иконкак «Апостол Павел» и «Апостол Пётр». Величавый образ «Богоматерь Одигитрия»(1516) из того же иконостаса Спасо-Преображенского собора чертами и характеромвыражения лица имеет много общего с образами апостолов. Вообще иконы,исполненные местными мастерами, имеют отличительные черты в рисунке носа,надбровий, глазниц и губ. Таким образом, в начале 16 века складываетсяопределённый канон изображения ликов среди ярославских иконописцев.
К 1501 году сложилсяканон изображения ярославских князей-чудотворцев Фёдора Смоленского и егосыновей Давида и Константина. Два таких житийных образа, предположительнонаписанных в 1563 году, связаны бытованием со Спасским монастырём. Масленицин всвоей книге отмечает необыкновенную важность этих икон для судеб развитияярославской школы живописи в 17 веке, так как в самой тематике иконы, в еёкомпозиционном строе, в насыщенности сюжетов клейм бытовыми подробностями какбы сконцентрирована вся программа дальнейших поисков местной школы живописи. Вэтих образах появляются детали, которые впоследствии станут характернейшими дляярославской школы иконописи, это – обильная разделка одежд узорами, обнесениеграниц середника лентой орнамента, измельчённость изображений в клеймах,большое количество клейм, подробно иллюстрирующих литературный текст. По уровнюмастерства и другим признакам эти иконы относят к первому стилистическомунаправлению, но они уже выдают особый интерес к достижению занимательности ипонятности образов простым народом.
С середины 16 векаразвивается стилистическое направление, в котором заметно явное снижениеживописного мастерства. Краски темнеют, делаются глухими, накладываются в одинслой. Изображение фигур дробится складками одежд. Силуэт не играет прежней ролии усложняется, как усложняется и архитектура. Рисунок довольно неловкий, нопредельно выразительный. В образах нет отстранённости, свойственнойклассическим образцам иконописи. Напротив, все изображения активно обращаются кзрителю. Непосредственностью и необычностью воплощения сюжета такие иконыпроизводят сильное впечатление.
В иконах второй половины16 века, исполненных местными мастерами, заметно стремление к более свободнойтрактовке сюжетов, композиции приобретают жанровый характер. Много «житийных»произведений, клейма которых насыщены подробностями бытового плана.
В иконах с парнымиизображениями пророков – таких как «Пророки Захария и Даниил», «Пророки Илья иЕлисей» (обе последняя треть 16 века), — широкоплечие фигуры с небольшимиголовами и выразительными ликами, с подчёркнуто индивидуальными чертами иэнергичными движениями создают весьма внушительное зрелище, несмотря нанебольшой размер досок. Эти образы открыто аппелируют к зрителю, вызывая у негоэмоциональный отклик. Появление таких икон связано с приходом в искусствовторой половины 16 века посадских мастеров — непрофессиональных художников изремесленной среды. Это заметно по отсутствию профессиональных навыков вобработке иконных досок, по составу и качеству используемых красок. [2]
К концу 16 века Ярославльстал крупнейшим центром иконописания. После разорения интервентов ярославскиеиконописцы обеспечивают иконами восстанавливающиеся церкви не только своегогорода, но и выполняют крупные заказы других центров.
Иконы рубежа 16-17 вековмало отличаются от памятников второй половины 16 века. Не произошлозначительных изменений и в ярославском иконописании начала 17 столетия. Вместоразвития, в памятниках 1620-30 –х годов заметно множество архаических черт.Человеческие фигуры теряют пропорциональность, горки – конструктивность,композиции – гармоничность и ясность. Застойность и возврат к формам искусстваконца 16 века обусловили холодную академичность образов в некоторых иконахэтого времени. Эти архаизирующие тенденции появились в период относительнойстабильности в жизни русского государства как реакция на социально-политическиепотрясения начала века.
Расцвет ярославскогоиконописного искусства(1640-50-егоды)
Временем наивысшего расцветаярославской иконописной школы стала середина 17 века. В эти годы в связи сповсеместным строительством храмов труд иконописца становится в Ярославле однимиз самых прибыльных и почётных. Местные иконописцы получают широкую известностьпо всей стране. Именно в 1640-50-е годы стилистические особенности ярославскогоиконописания выражены наиболее полно и ярко.
Три комплексапроизведений из храмов города, простроенных в течение одного десятилетиясередины 17 века, определяют направление эволюции ярославского иконописанияэтого периода. Это иконы из храмов Рождества Христова, Ильи Пророка и ИоаннаЗлатоуста в Коровниках.[3]
Оживление культурнойжизни Ярославля началось с 1640-х годов, в городе появляются первые каменныехрамы. В 1644 году возводится церковь Рождества Христова на Волге. До нашихдней сохранились иконы верхних рядов иконостаса главного храма. В этих иконахРождественской церкви все особенности демократического живописного стиля,появившегося во второй половине 16 века, приобрели отточенность изавершённость.
Подобно посадскиммастерам второй половины 16 века, авторам икон церкви Рождества Христоваудалось добиться замечательного эмоционального контакта со зрителем. Иконописцыизобразили всех святых на образах как близких, сопереживающих людей, наделилиих фольклорными чертами. Их лики и фигуры очень индивидуализированы. Одежда святыхзачастую украшена густым плетёным плоскостным орнаментом. В клеймах иконведётся обстоятельный изобилующий деталями рассказ с использованием тонкихритмических и смысловых акцентов. Эти черты в соединении с устойчивой местнойпалитрой придают ярославским иконам неповторимое своеобразие.
Палитра красок в этихиконах характерна для ярославского письма второй половины 16-начала 17 веков –это неяркие близкие по тону земляные краски: охры, тёмно-коричневые икрасновато-оранжевые, тёмно-зелёные и желтоватые. Архитектурные фоны пишутсяболее светлыми по тону красками. В иконах рождественской церкви верностьтрадициям соединяется с возросшим уровнем живописного мастерства.
Наиболее значительнымпамятником ярославской иконописи 17 века является ансамбль икон церкви ИльиПророка, созданный в 1650 году. Большинство икон создано местными мастерами,прошедшими школу Оружейной палаты.
От первоначальногоубранства собора остались праздничный, пророческий и праотеческий чиныиконостаса. Среди этих икон исследователи выделяют три группы, различающиеся поманере письма. Один из художников отличается сложным пространственным видением,другой – декоративным талантом, третий – особой мягкостью цветовых сочетаний ирисунка.
Объединяющим все иконыостаётся властно проявляющееся народное мироощущение. Оно сказывается здесь вяркой зрелищности и пристрастии мастеров к живой передаче изображаемых событий,создающих атмосферу праздничности. Атмосферу приподнятости поддерживает ицветовая гамма произведений. Краски, умело сопоставленные, то вспыхивают, тозатухают. По сравнению с иконами рождественской церкви типичная для ярославскихикон золотисто-медовая гамма становится ярче. Композиции полны напряжённогодраматизма, который создаётся цветовыми и масштабными соотношениями. В письмемастеров появилась классическая отточенность.
Иконы из иконостасацеркви Ильи Пророка считаются высшим достижением русского искусства своеговремени, для ярославских мастеров в дальнейшем они стали своеобразным эталоном.
Ориентация на образыцеркви Ильи Пророка заметна в иконах из храма Иоанна Златоуста в Коровниках(1652-1654). От первоначально иконостаса сохранился праотечесий чин, несколькопраздников и изображений апостолов. Иконы этого храма отличаются утончённостьюи сложностью цветовых сочетаний и тонкой разработкой орнаментов на одеждахсвятых.
На живописную манеруярославских мастеров середины 17 века оказало влияние несколько факторов.Прежде всего, это работа в Успенском соборе в Москве почти половины иконописцевпод руководством лучших мастеров Оружейной палаты. Также в ярославских иконахсказывается влияние строгоновского искусства, которое было очень популярно в товремя. Изысканностью мелочного письма, графичностью контуров, цветистостьюколеров иконы середины 17 века очень напоминают утончённые произведенияизографов строгоновской школы. В иконах наблюдаются такие новшества, какприменение новых сюжетов, большее использование золота и серебра, изысканностьорнаментов.
Любимыми у ярославскиххудожников 17 века были иконы, посвящённые событиям местной истории, и житийныеиконы. Последовательный и подробный рассказ представлялся во множестве клейм.Одной из таких исторических композиций является икона с изображением«ярославских чудотворцев» — князей первой династии Василия и Константина изУспенского собора. В клеймах иконы показаны события из жизни Ярославля первойполовины 13 века.
Но не только к деламдавно минувших дней обращались ярославские иконописцы. В 1655 году быланаписана икона «Богоматерь Толгская», в клеймах которой наряду с историческимимоментами представлен рассказ о современных художнику событиях – о крестномходе с чудотворной иконой по поводу спасения от морового поветрия 1642 года.
Икона «БогоматерьТолгская со Сказанием» замечательна сочетанием торжественно-монументальногосредника, изображающего Богоматерь с младенцем на золотом фоне, имногословного, удивительно обыденного рассказа в клеймах, полных документальноточных подробностей.
Требование правдоподобиявообще было актуально для второй половины 17 века, что связано с обмирщениемискусства. В иконах это сказалось на композиционном разнообразии,многоплановости, изображении многочисленных реальных деталей, появленииэлементов прямой перспективы. Документальность и узнаваемость архитектурныхфонов как бы говорит зрителям об истинности происходящего.
Одной из интереснейшихикон середины 17 века, правдиво изображающих архитектурные памятники, является«Сергий Радонежский с житием» из собрания Ярославского художественного музея.[4]В среднике иконы на фоне холмистого пейзажа изображён святой в окружении сцениз «Жития Сергия Радонежского», написанного в 1646 году С.Азарьиным.Использование этого источника для создания житийных композиций – необычноеявление в русском искусстве. Эти композиции – «Приезд Софьи Палеолог на молениев Троице-Сергиев монастырь», «Осада города Опочки», «Взятие Казани», «ОсадаТроице-Сергиева монастыря и Москвы поляками» — прославляют Сергия какполитического деятеля, покровителя Русского государства. Сцены из средникаиконы свободно располагаются вокруг фигуры Сергия, и некоторые исследователисчитают такую композиционную несогласованность признаком более позднего ихнаписания[5]. В 80-х годах 17 века киконе Сергия добавили большую доску с многофигурной композицией на сюжет«Сказания о Мамаевом побоище».
Наряду с обычнымисюжетами на тексты житий святых и Евангелия ярославские иконописцы середины 17века создавали немало аллегорических композиций, в образах которых воплощалисьзамысловатые темы торжественных песнопений. Эти сюжеты привлекали их своейкрасочностью, возможностью давать новые композиционные решения, насыщенныеразнообразными сценами, в которых элементы реального причудливо переплетались сфантастическими.
Оставаясь в русле народногомировосприятия, мастера середины 17 века обладают высоким профессиональныммастерством и большим художественным вкусом. Это демократическое направление,усваивая многочисленные влияния и моды, оставалось той самобытной основой, покоторой развивалось ярославское искусство до конца 17 века.
Ярославская иконописьвторой половины 17 века
Вторая половина 17 векабыла временем грандиозного строительства в Ярославле. Во многом этомуспособствовал большой пожар 1658 года, активизировавший каменное строительство.С 1660 года на средства богатых купцов восстанавливаются и возводятся вновьболее сорока храмов. Даже Москва в тот век не знала такого строительногоразмаха.
В связи с увеличениемчисла каменных церквей, ведущим направлением изобразительного искусства вовторой половине 17 века становится фресковая живопись. Иконопись в это времясоответственно ориентируется на неё. Монументальная живопись в силуспецифических особенностей фресковой техники была довольно консервативна, врезультате она как бы дисциплинировала другие виды искусства и не позволяла имутрачивать стилистическое единство. Это одно из обстоятельств, позволивших ииконописи долго сохранять самобытность, не поддаваясь новомодным столичнымвлияниям.
Общая тенденция вярославской иконописи второй половины 17 века, точнее 70-х годов его, — высветление и «похолодание» иконописной палитры. Вероятно, под влияниеммонументальной живописи появляется большое количество серебристо-зелёных,холодных розовых, белого тонов, обильно применяется листовое и творёное золото,особенно в письме одежд. Краски приобретают нарядность и эмалевую плотность. Виконописи начинает побеждать декоративное начало: теряют конструктивностьгорки, становятся пышными одежды, композиции перегружаются многочисленнымисценами, размещённым в окружении фантастически пышной архитектуры или горок.Зачастую композиции строятся так, чтобы при взгляде с некоторого расстояниясоздавалась какая-либо метафора, углубляющая смысл иконы. Например, крест илижертвенная чаша. Фигуры изображаются в разнообразных поворотах, жестах, ониподвижны и разнообразны.
Торжественный парадныйнастрой икон, их праздничный характер, усиление декоративного начала,склонность к метафоричности свойственны множеству произведений 70-80 годов 17века.
Начиная с конца 1660-хгодов, ярославцы круто поменяли ориентацию в искусстве. Если раньше примеромдля них была живопись столичных мастеров, то в последней трети 17 векаориентация на искусство мастеров Холмогоро-Устюжского ареала сделалась ведущейтенденцией.
Это связано с такимкрупным событием в искусстве Ярославля второй половины 17 века как приглашениедля исполнения круга ответственных работ мастеров из Холмогоро-Устюжскогоареала Фёдора Евтихиеыва Зубова и Семёна Спиридонова Холмогорца. Творчествообоих художников стилистически родственно, несмотря на индивидуальные различия.Двух художников сближает пристрастие к красно-зелёной палитре, умение органичновводить в её позолоту и серебро, виртуозное владение миниатюрной техникой,любовь к обильной орнаментике, мастерство в создании пейзажных фонов и верностьтрадиционным композициям. Огромная популярность этих художников в Ярославлеобъясняется приверженностью их к традиционным формам выражения и высочайшимпрофессионализмом.
Наиболее выдающимся изэтих мастеров был Ф. Зубов, произведения которого, созданные в 1659-1661 годахдля церкви Ильи Пророка, — одни из лучших памятников русского искусства 17века. На основании стилистического сходства ему приписывают шесть вещей изэтого храма, это пять икон местного ряда иконостаса главного храма – «ИльяПророк в пустыне», «Иоанн Предтеча – ангел пустыни», «Вознесение», «Покров»,«Благовещение», — а также «Избранные святые предстоящие перед иконой«Знамение»» из местного ряда Покровского придела того же храма. Живопись Ф.Зубоваотличается от искусства ярославских мастеров изысканностью тональных отношений,своеобразием в построении пространства, которое у него всегда сложное,многослойное, с широким масштабным диапазоном.
Фёдор Зубов предстаётхудожником, одинаково владеющим приёмами традиционного иконописания и нового«живоподобного» письма. Ф.Зубов тонко сбалансировал эти методы, не испытывая нималейших затруднений при переходе с одного художественного языка на другой.Лики святых, руки он пишет нежными телесными красками, добиваясь даже некоторойобъёмности и материальности изображаемого. Наряду с этим всё остальное –одежды, крылья ангелов и т.п. – традиционно плоскостное. В изображении фигурэнергичные жесты и повороты голов сочетаются с неподвижностью и застылостьютел. В своих лучших произведениях Ф.Зубов добился удивительной цветовой икомпозиционной гармонии.
Иконы Ф.Зубова множествораз повторялись и копировались местными художниками. По-существу, всестроящиеся или украшавшиеся в последней трети 17 века ярославские храмы имелииконы, написанные по их образцу. Именно вследствие этого в ярославскомиконописании стала популярной иконография с огромной фигурой святого вокружении миниатюрных сцен в пейзаже.
Второй художник,оказавший влияние на искусство ярославских иконописцев, Семён Спиридонов,работал в Ярославле в 1670-80-е годы. Большинство сохранившихся произведенийхудожника – это житийные иконы с огромным количеством исполненных в виртуознойтехнике клейм. Строгое, педантичное соблюдение форм житийной иконы с церимониально-торжественнымизображением в среднике привлекли к нему внимание ярославских заказчиков.Близость творчества С.Спиридонова народному миросозерцанию и сходство егопоэтики с поэтикой русской обрядовой поэзии также способствовали егопопулярности в Ярославле.
Из произведений,созданных в период пребывания художника в Ярославле, известны подписные иконы –«Василий Великий с житием» 1675 года, «Илья пророк с житием» 1675 года, «НиколаЗарайский с житием» 1686 года, «Богоматерь с младенцем на престоле» ок. 1680года, «Богоматерь на троне в 40 клеймах акафиста» 1680-х годов и «СпасВседержитель со сценами деяний и страстей» 1680-х годов.
Можно отметить, что всеиконы Холмогорца очень нарядные и занимательные. В клеймах событияразвёртываются в окружении сказочных, чудесных пейзажей на фоне диковинныхдворцов с узорчатыми решётками и расписными стенами. Наряду с вымышленными,С.Спиридонов вводит в свои произведения множество сюжетов, рождённыхсовременностью: плывущие торговые корабли, сцены учительства, предстояния передцарём.
Иконы Холмогорца, помнению некоторых исследователей, не вышли за пределы виртуозного мастерстваиз-за своей духовной невыразительности. Образы создавались словно бы дляукрашения храма, отдавая дань веянью времени — стремлению ярославцев к пышномуизобильному декору. Несмотря на это, а может и благодаря этому, ярославскиемастера быстро переработали и ассимилировали стиль С.Спиридонова. Отголоскиэтого стиля слышны в торжественном и нарядном ансамбле икон церкви Богоявления.
Ярославские мастеравообще интересовались всем новым и необычным, но при этом они не копировалипонравившиеся образы, а обогащали ими своё традиционное письмо, оставаясь врамках самобытного стиля. Так во второй половине 17 века ярославцы много иохотно использовали материал западноевропейской гравюры, неузнаваемоперерабатывая его и смело вдыхая новую жизнь.
С 80-х годов 17 векаярославские иконописцы признавались одними из лучших на Руси. Артели мастеровмного работали по заказу купцов из других городов. Да и на родине они не зналинедостатка в работе, так как в конце 17 века в Ярославле, наряду состроительством новых каменных храмов, шли украшение и перестройка старых.
В ярославской иконописипоследних десятилетий 17 века распространяются произведения с обширными бытийнымии житийными циклами. В их основе лежат объёмные литературные произведения,которые художники стремятся как можно точнее перевести на язык живописи. Дляэтого они усложняют основную композицию многочисленными побочными сценами,увеличивают число клейм, сопровождают сцены более или менее пространныминадписями. Такая иллюстративность икон разрушает целостность образа, запутываетосновное содержание сюжета, в конечном итоге смысл иконы оказывается непонятен.Всё это является признаком кризиса средневекового искусства, когда еговозможности не удовлетворяют потребностям времени.
Наиболее яркий примерярославского иконописания этого периода дают иконы из церкви ТроицыВласьевского прихода: «Сказание о Мамаевом побоище» на иконе «СергийРадонежский в житии» и три рамы с множеством клейм от образа преподобногоВласия, Богоматери Фёдоровской и Богоматери Иверской. В них сконцентрировалисьвсе особенности местного искусства конца 17 века: мастерское умение художниковдостичь адекватности живописного языка литературному тексту, безудержныйинтерес к новым сюжетам, в том числе и к исторической тематике, стремление кповышенной информативности. Всё это в то же время сочетается с великолепнойтехникой и мастерством исполнения.
Список использованнойлитературы
1. Алпатов М.В.Всеобщая история искусств. Т.3 Русское искусство с древнейших времён до начала18 века. М., 1955
2. Болотцева И.П.Ярославская иконопись второй половины 16-17 веков. – Ярославль: Изд-воА.Рутмана, 2004.
3. Брюсова В.Г.Русская живопись 17 века. М., 1984
4. Бусева-ДавыдоваИ.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М., 2002
5. Данилова И.Е.,Мнева Н.Е. Живопись 17 века //История русского искусства /Под ред. И.Э.Грабаря,В.С.Кеменова. М.,1953.Т.4, С.345-467
6. История искусстванародов СССР. М., 1974
7. Казакевич Т.Е.Иеоностас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера//Памятники русскойархитектуры и монументального искусства. М., 1980
8. Масленицын С.И.Ярославская иконопись. М., 1973