Оглавление
Введение
Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность
1.1. Роль выставки в жизни музея
1.2. Музей «Истории Морского Флота России»
школы №127
1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность музея школы №127
ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки
2.1.Научная концепция «Ветераны войны – листая страницыпамяти»
2.2.Тематико-эскпозиционный план выставки «Ветераны войны –листая страницы памяти»
2.3. Макет выставки «Ветераны войны – листая страницы памяти»
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность заявленнойтемы связанная с тем что, современная социокультурная роль музеев в обществедолжна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировойкультуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты — свидетелижизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.
Культурное наследиенародов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворениясоциальных потребностей человека, таких, как память, системное изучениеистории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность,патриотизм и т.д.
Современное пониманиемузея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесносвязана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнестиинформацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранениеэкспонатов.
Экспозиция – этосовокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечногорезультата изучения той или иной темы.
Экспозицию необходиморассматривать как одну из основных форм реализацииобразовательно-воспитательной функции музея. Школьные музеи, должны нести всебе общеобразовательные и воспитательные моменты. [22] Патриотическоевоспитание в школах имеет большое значение для всего общества. Так как с юныхлет закладываются самые основные жизненные приоритеты, моральные ценности,ответственность и самосознание начинающего свой путь человека. Этому ипослужила созданная выставка «История морского флота» на базе музея школы №127.Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задачаособенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познаниядуховного богатства своего народа, освоения его культуры.[1]
Одну из главных ролей внравственно-патриотическом воспитании личности школьника сегодня должен игратьименно школьный музей, как научно-просветительное и культурно-формирующееучреждение.
На Алтае живут люди,которые защищали нашу Родину от врага и которые сегодня являются примером вовсем для подрастающего поколения, автор работы предлагает разработать макетэкспозиции «Ветераны войны – листая страницы памяти», где в окружении вещейпрошлых лет и живом разговоре с ветеранами школьники и ветераны будут листатьстраницы памяти.
Цель исследования: проанализироватьэкспозиционно-выставочную деятельность на примере музея школы № 127,
Задачи исследования.
1. Выявить рольвыставки в музее, ее значение.
2. Раскрыть методы иформы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России».
3. Проанализировать экспозиционно-выставочнуюдеятельность музея школы № 127 г. Барнаула.
4. Разработатьвиртуальную выставку «Ветераны войны – листая страницы памяти» на основе фондовмузея.
5. Создать научнуюконцепцию виртуальной выставки Ветераны войны – листая страницы памяти»
6. СоздатьТематико-экспозиционный план выставки
7. Разработать макетвыставки
Хронологические рамки. Работаохватывает весь период существования музея от его создания до сегодняшнего дня.Нижняя рамка обусловлена созданием музея в феврале 2005 года на базе школы.Верхняя рамка – последним годовым отчетом (2006г.), где представленарасширенная информация об экспозиционно- выставочной деятельности школьногомузея.
Объект исследования:музей школы № 127 г. Барнаула — «История морского флота России».
Предмет исследования:экспозиционная деятельность школьного музея «История морского флота России».
Научная значимость. Курсоваяработа может послужить справочным материалом для создания подобных «уголковистории» в рамках значимости и развития школьных музеев. А так же поделитьсяоформительскими решениями в условиях малой экспозиционной площади.Практическая значимость. Курсоваяработа предполагает создание новой выставки, которая в дальнейшем сможетвоплотиться в реальности.
Историография. В курсовойработе были использованы источники, такие как: книга учета О.Ф и Нв.Ф, годовыеотчеты по работе музея за последние два года (2005-2006). А так же были учтеныквартальные отчеты за прошедший год по проведению временных выставок ипроведенных на их основе мероприятий. [2.3.4]
Так, например, в апреле2005 года была проведена викторина, посвященная дню Космонавтики, средиучащихся 5-х, 6-х классов. Среди школьников проводилась выставка рисунков,посвященная этой дате.[5] Пример дизайнерского решения выставки, помогопределится в видении выставок самого руководителя музея А.Н. Журавлевой,которая на тот момент выполняла функции руководителя музея, что в свою очередьповлияло на предложенный проект выставки в этой работе.
Из книг поступлений, вкурсовую работу были включены сведения о новых экспонатах, поступивших в музейза последние два года. Рассмотрев данные материалы, автор работы предложилсоздать новую выставку, включив некоторые экспонаты, объединенные однойтематикой.[2]
Так же в работеиспользована и научная литература. Вопросам музееведения посвящено очень многонаучных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеиисторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаютсятеоретические основы музееведения и научная методика работы музеевисторического профиля.[26] Рассматриваются социальные функции музеев, ихнаучно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной имассовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.
Юренева Т. Ю., в отличиеот других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретическиеосновы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. Наобширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельствавозникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление иразвитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль вкаждой конкретной исторической эпохе. [34].
По Н.А. Никишину,исследующего музейного средства экспозиционно- выставочной деятельности, числовыставок организуемых современными российскими музеями, сильно колеблется.[17]
Учебное пособиеТельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблемсовременного гуманитарного образования – подготовке музейных работников разныхуровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системекак высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается вподкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятсясведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, оклассификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формахкультурно-просветительной работы музеев.[23]
В учебнике “Основымузееведения” под редакцией Э. А. Шулеповой, сказано о том что, в связи сразвитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как назнаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка вмузее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи “распредмечены” в процессе изучения и приобретая новое значение, они начинают выступать вкачестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как “словарь” аэкспозицию – как “текст”, составленный из этих знаков. В исторической музейнойпрактике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая безтруда “прочитывается ” музейными работниками и с большим трудом. [27]
О взаимодействии музеев собразовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности ошкольных музеях писали Панкратова Т. Н., Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..[35]. Вмонографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал омузейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная ссередины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелейпрошлого, а также – с работой современных специалистов.[35]
Глава 1.Экспозиционно-выставочная деятельность.
1.1. Роль выставки вжизни музея.
Как и всякое явление,концепция музейной коммуникации постоянно меняется в зависимости от перемен,происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в периодглобализации, мировое сообщество вышло на такой сложный период своейорганизации, который для успешного функционирования требовал координации,опирающейся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиковтеории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала однойиз производительных сил общества.[15.12]
Музей является одной изтаких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представитьисторико-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особоезначение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблемамногогранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятельность какквинтэссенцию музейной коммуникации.[12]
XXI в., являясь векомглобальной информации, поставил перед музеями ряд проблем, которые связаны сего позицией в качестве социального института, выполняющего определенныефункции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационномпространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано свыбором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техникивоздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обратимся кпредшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцовкультуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестведополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образованияили чтения книг. Модель музейной коммуникации основывалась на непосредственномсоприкосновении с памятниками истории и культуры. Поэтому когда возник вопросо представлении вещей в виртуальном информационном пространстве, это вызвалосомнение у ряда музейных деятелей.[15.12]
В российском музееведенииодной из основных функций музея признавалась функция документирования общеешейных процессов и явлений посредством памятников. Это подчас приводило ктому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов.Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предметами наосновании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выставлять их в качествевоплощенных ценностей, благодаря чему музей превращался в лавку антиквариата.
В XXI в. на эти проблемыстали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющихинформацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать какинститут познания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значений,а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.
Соответственно,изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он сталпредставляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основеразличного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию иокружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственныйисторический музей — быть источниковым центром по российской истории икультуре. Отличительной чертой этой информационной системы является подлинность,оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е.историзм.[21.15.]
Изменились и требования кмузею российского общества. В условиях кризиса, нарастающей неразберихи, неуменияпредвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретениядушевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала дляформирования самобытности. В период перестройки россияне остро воспринялисущественную смену общей картины мира. С позиций теории коммуникации эторассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру.Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах,поэтому мы не можем реально представить последствия такой агрессии.
В исторической науке сконца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, которая представила бы адекватнооснову для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманиюмасс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация онаучных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклорнойистории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от другихнаучных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дезориентации в научномпознании и представлениях об истории страны.[12.14.21]
В образованииразнообразие учебников, каждый из которых отличает свой подход (за 1997-1998гг. было напечатано 28 учебников), ежегодная смена методик, введение тестовойсистемы не могут способствовать получению адекватных знаний по истории страны.Согласно социологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чемА.В.Суворова.
Масс-медиа, воспроизводяситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию висторическом пространстве.
Наличие этих явлений врядли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи,развивается кризис самоидентификации, что представляет определенную угрозу егоразвитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Московскойгуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди столичных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь заОтечество? «Да» ответили 32%, «нет» — 38%, иное — 12%,затруднились ответить 18%.
Все эти факторы поставилимузей в ряд немногих общественных институтов, способных на основекоммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможностьтакой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще болееукрепил его позиции. Визуальное сообщение несет большее число информационныхпрочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия.Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В единомпространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрическихсобытиях и явлениях. Однако осуществление такой модели зависит от содержаниякоммуникации, которое тесно связано с адекватном интерпретацией культурноюнаследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлойреальности воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества,остатком котором они являются.
Та же задача поставленаперед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» иявляется одним из основных требований при составлении концепций их развития исоциальной оценки эффективности деятельности.
Решение этой задачисвязано с семиотической моделью коммуникации и представления музейнойэкспозиции в качестве комплексной семиотической системы. В конце 80-х — начале90-х гг. знаковый семиотический подход начал применяться ко всем культурнымявлениям, в том числе и к 4музеям.
В российском музееведениив целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попыткииспользования вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гуманитарногознания и моделей коммуникации, основанных на этом подходе, способствовалопоявлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, какМ.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира вобласти искусства, дизайна, архитектуры. Н.А. Никишиным была предпринятапопытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20]
В результате произошедшихперемен в научном познании выяснилось, что для осуществления коммуникативнойфункции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иногопрочтения тех, которые считались основополагающими, изменения способов работыс ними с целью извлечения и передачи социальной информации.
Соответственно для того,чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору(экспозиционеру) необходимо знать музейное собрание во всех ракурсах егокоммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями,которые они производят.
Сложные операции поизвлечению и передаче информации могут иметь успешное воздействие в случае,когда они опираются на интересы, ценности и идеалы аудитории. Однако оченьчасто эти условия не берутся во внимание.[15]
Современная маркетинговаястратегия, направленная на предоставление услуг и ориентацию на одиночногопосетителя, предполагает концепцию гибкой экспозиции, которая рассчитана наразный уровень потенциальных посетителей
Ее создание возможно вслучае сочетания объема информации и структуры экспозиции, предполагает использованиескрытых планов, читабельности текстов, применения аудио-, видео-, компьютернойтехники
Подводя итог можно сказать,что координирующая роль музея в случае осуществления функций коммуникационнойсистемы, о которой говорилось выше должна возрастать Его информационныересурсы огромны Их умелое использование может служить российскому обществу вкачестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих моментов вобразовании и воспитании.
1.2. Музей «Истории МорскогоФлота России» школы №127.
Школа №127 расположена наулице Балтийской. Она напоминает уголок морского порта с большим, красивымкораблем, на носу которого находится монумент — якорь, на корме» расположенсимвол Балтийского флота — корабль с Андреевским флагом, а палубой являетсяплощадь имени адмирала Кузнецова.
Именно поэтому на базешколы 127, 17 ноября 1998 года был открыт музей «История морского флота России»,который не имеет аналогов в Алтайском крае.
За время существованиямузея в нем прошли встречи с интересными людьми, моряками-ветеранами, которымигордится Барнаул.
Не только встречипроходят в музее, но и тематические конференции, семинары, экскурсии, урокимужества, «круглые столы ». Постоянно ведется поисково-исследовательская работапо таким направлениям, как выдающиеся деятели и представители морского делаРоссии, история создания и развития флота, его традиции, проблемы, боевые итрагические страницы.[3]
В 2003 году оформленаэкспозиция об участии Военно-морского флота в Великой Отечественной войне.Большую помощь оказывают учащиеся школы и родители, которые передают в дарсемейные реликвии, помогают в оформлении.
В 2002 году школьнаякраеведческая выставка «Наши земляки — участники Великой Отечественной войны»заняла первое место среди музейных выставок Индустриального района.[1]
Новое направление вработе — дружба и сотрудничество с экипажем подводной лодки «Барнаул», котораяпоявилась на Тихоокеанском флоте два года назад. Ребята уже наладили перепискус членами экипажа и очень надеются на помощь подводников в пополнении музейныхэкспонатов.[8.9]
25декабря 2001годаЦентром краеведения и туризма выдано свидетельство №7645 о присвоении звания«Школьный музей», «Музей истории Морского Флота России» №127 города БарнаулаАлтайского края. В настоящее время музей стал центром воспитательной работы вшколы. Он работает по составленному годовому плану, утвержденным педагогическимсоветом и директором школы. Курирует работу музея совет музея. В совет входятруководитель музея и восемь старшеклассников. На момент его создания,руководителем музея была Жаворонкова Алла Николаевна.
Они занимаютсяпланированием деятельности музея по всем направлениям, а так же организуютработу музея через семинары, экскурсии, лекции. Совет школьного музея активносотрудничает с Советом Ветеранов, возглавляемый Беспаловой И. Е. За прошлыйучебный год поисковой группой музея был собран огромный материал по теме:«Великая Отечественная Война», «Наши земляки ветераны Великой ОтечественнойВойны», «Алтай в годы Великой Отечественной Войны». Ветераны войн частые гостинашего музея.[1.3]
В 2006 году в школе №127на базе музея, впервые проводился круглый стол «Встреча 3-х поколений». Закруглым столом встретились ветераны Великой Отечественной Войны, участникиЛокальных войн и курсанты военно-патриотического клуба «Перевал».[6.7]
В старших классах прошлаконференция вопросов и ответов между учениками и ветеранами. Силами учащихся наоснове архивных документов и личных вещей, переданных музею ветеранами и ихродственниками. Была оформлена выставка «И память мне покоя не дает...» рядэкспонатов этой выставки был отобран на районную выставку. В школьном музееоформлены два стенда, посвященных двум участникам Великой Отечественной Войны,проживающим в Индустриальном районе.[6.7]
Так как основнымнаправлением работы музея является история Военно-Морского Флота России», тообязательным сбором информации на протяжении вот уже нескольких лет стала тема:«Участие Военно-морского Флота страны в Великой Отечественной войне». Активмузея провел огромную работу подготовке экспозиции по данной тематике.Учащимися были собраны цифры и факты по каждому из флотов: Северному,Балтийскому, Тихому и Черноморскому. Сняты ксерокопии с архивных документов ифотографий. на основе полученной информации были оформлены три настенныхстенда. В 2000г. учащимися была налажена связь с Центральным Военно-морскиммузеем в городе Санкт- Петербурге и с его филиалом — Крейсер «Аврора».
Практически не имеет своейистории, автор работы раскрыл в данной главе основные методы, направления иформы работы музея.[4.5]
Только за 2006 г. музей посетили 3000 человек, среди них — известные люди нашего края, а также делегации из СШАи Германии. При школьном музее действуют лекторская группа, кружок судомоделированияи клуб «Юнга».[8.9]
Научно-исследовательскаяработа в музее — одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное снакоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборотматериальных и нематериальных объектов наследия.[1]
Одна из важныхсоставляющих научно-исследовательской работы – школьные научные конференции,регулярно организуемые музеем.
Культурно-образовательнаядеятельность — одно из основных направлений деятельности музея, теоретическойосновой которой является музейная педагогика; важное звено музейнойкоммуникации.
Формыкультурно-образовательной деятельности школьного музея разнообразны — этоэкскурсии и лекции, театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы,экскурсии-уроки, лектории, музыкальные вечера, музейные праздники, кружки имузейный клуб. [4.5.6.7.8.9]
Для успешной реализацииобразовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм вмузее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно,дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудиторияделится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейныхпосетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному,национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты,пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.).[1]
Таким образом, музейшколы №127 осуществляет работу сразу по нескольким отраслям; разнообразиепрограмм для различных групп посетителей (ветераны, школьники, родители),разработка открытых уроков, вечеров, концертов, и тд. Музей полностью отвечаетзванию школьного, так как выполняет общеобразовательную и воспитательнуюфункции.
1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность музея
Экспозиции — это та сферамузейной работы, к которой тянутся все «живые и трепетные нити»музейной жизни. Школьный музей хранит бесценные богатства для того, чтобыприблизить их к живущим современникам, напомнить им о колоссальном культурномнаследии, завещанном нам предками.
Экспозиционнаядеятельность музея в целом сочетает в себе проведение как камерных выставок,сосредоточенных вокруг локального события или отдельной персоны, так и выставок«эпических», посвященных поворотным моментам российской и мировойистории.
Важно отметить, что всесоздаваемые экспозиции, делались из подручных материалов и без участияспециалистов. Но, тем не менее, надо отдать должное руководителю музея МухинуИ.А и школьникам, которые внесли не посильный вклад в создание и развитиемузея.[7.9] Исходя из этого, можно предположить примерный уровень музея и егопотенциальные возможности. А именно, все экспозиции музея находятся в одномпомещении учебного класса, до не давнего времени размещение предметовосуществляется на столах, выстроенных по периметру класса, а так же в трельяже,где на полках расположены наиболее ценные экспонаты. Лишь совсем недавно,благодаря усилиям ныне руководящего директора музея Мухина И.А, в музеепоявились витрины, которые отвечают всем нормам и правилам. Весьфактографический материал (фотографии, статьи, письма, грамоты и тд.) размещенна стенах по всему периметру помещения, в виде стенгазет.[1.8.9] Так как,школьный музей посвящен истории морского флота, общий вид стационарнойэкспозиции выполнен в оттенках сине-зеленого цветов, которые ассоциируются сцветом моря, воды. Центром экспозиции является раздел посвященный теме «УчастиеВМФ в ВОВ (1941-1945 гг.)».
В музее существует однапостоянная экспозиций, которая делится на несколько разделов:
«Участие ВМФ в ВОВ(1941-1945 гг.)»- в этом разделе, посвященном событиям Великой ОтечественнойВойны, отражена история великих подвигов Военно-Морского Флота
«Наши земляки – ветеранывойны». Этот раздел представлен в виде истории «в лицах». Краткая биографиягероев нашего края.
«Есть у Алтая морскиеграницы» — Данный раздел включил информацию о речных и морских портах, каналах.
«Это начиналось так».Здесь представлена история формирования отечественного ВМФ.
«История русского флота»В данном разделе речь идет о значимых событиях в истории российского ВМФ.
«Командный состав дивизии». Своего рода, доска почета с фотографиями и биографией героев ВМФ.
«Прошли войну и женщины»(о страницах дивизии). История подвигов русских женщин в годы войны.
«Подвиги героев-сибиряков».Описание трагических событий, в которых отличились наши земляки.
«Незабываемые встречи» — фото отчет о встречах с ветеранами за последние годы.
Так же в музее,параллельно с постоянной экспозицией, открывались и временные выставки:
«Я люблю свой город»
«Страницы школьной жизни»
«65 лет Алтайскому краю»
«300 лет Российскомуфлоту»
«Родина – мать зовет»
«Герой и подвиги»
«Ими гордится школа»
«К 100 – летию Русско–японскойвойны»
«День космонавтики» –(выставка рисунков)[6.9]
Итак, выше былирассмотрены стационарные и временные экспозиции за все время существования музея.Разнообразие тем и экспонатов является главным преимуществом школьного музея.Экспозиции интересны широкой аудитории, что свидетельствует об информативностии доступности экспонатов и разработанных программ.
ГЛАВА 2. Проектированиевиртуальной выставки
Необходимость созданияновых экспозиций, отвечающих современному уровню исторических,культурологических, музееведческих знаний, осознается сегодня все острее. Всвоей работе автор руководствуется тем, что духовной предпосылкой развитияРоссии как современного цивилизованного общества и демократического правовогогосударства может быть только полноценное историческое сознание, основанное навсестороннем осмыслении обществом, гражданами своего культурного иисторического наследия, передача этого сознания новым поколениям. Школьныймузей как раз и выступает в качестве одного из важнейших институтовгражданского общества.
В экспозиции наобсуждение общественности будут вынесены исторический опыт, причины,результаты, последствия небывалых по глубине и масштабности изменений,пережитых за этот период Россией и её людьми.
Посетители музея(школьники, ветераны войны, моряки) перелистывая страницы памяти, услышатрассказы ветеранов войны, моряков о страшных и кровавых событиях, которыепотрясли нашу страну, потрясли нашу малую родину – Алтай, увидят подлинныепредметы, которые хранит школьный музей.
Автор данной работыпредлагает создать экспозицию, посвященную подвигу людей, которые несмотря нина что, шли на борьбу с врагом. На этой экспозиции посетители (школьники,ветераны, моряки) вспомнят тех, кого уже нет рядом, кто пролил свою кровь забудущее своей Родины. Но школьникам и представится возможность и пообщаться стеми, кто все это прошел и остался жив, вспоминая эти страшные дни со слезамина глазах. Также на этих встречах пообщаются ветераны друг с другом, ведь имтак редко выпадает такая возможность общения.
Так как экспозицияпосвящена памяти, подвигу солдат, автор работы предлагает взглянуть на неечерез мир вещей, которые окружали людей в те далекие страшные для России дни.
2.1. Научная концепция«Ветераны войны — листая страницы памяти!»
Причины создаваемойвыставки связанны с тем что, накоплен большой материал в фондах музея по даннойтеме, а так же выставка четко впишется в общую структуру экспозиции, так как еетема тесно переплетается с другими, что дополнит и углубит общую идеюэкспозиции. Так же на основе создаваемой выставки можно будет проводить работусо школьниками (лекции, беседы, встречи, уроки и т.д.). Знакомство светеранами войны. Возможно, выставка послужит развитию интереса у школьников кистории прошлых лет.
Данная выставка будетвыполнена в военно-морском стиле, продолжая общую тематику стационарнойэкспозиции. В цветовой гамме присутствуют голубые, сине-зеленые, коричневыеоттенки – цвета символизирующие сушу и море, где служили наши земляки изащищали Родину. А так же оттенки красного- символ пролитой крови. Весьэтикетаж выполнен в единой цветовом решении и геометрической форме.
Выставка условно делитсяна три раздела, но своих названий разделы не имеют, так как в выставке делаетсяупор на целостное восприятие.
Первый раздел посвященразличным предметам принадлежавших героям войн. В центре главной экспозиционнойстены расположена Витрина № 1. Деревянная витрина окрашена в красный цвет,символизирующий пролитую кровь солдат-моряков. Витрина покрыта толстым стеклом,это связано с защищенностью предмета от попадания на него пыли, воды и другихвеществ, которые могут повредить экспонат. Ниже под витриной на столе, покрытомскатертью цвета моря, стоит баян, как и много лет назад, напоминает посетителямо страшном времени войны, но в минуты отдыха солдаты поддерживали друг другаименно звуками этого музыкального инструмента и фронтовыми песнями, которыевоодушевляли бойцов, призывали их на бой с врагом. Витрина № 2 представляетморской фотоколлаж, включающий фотографии крейсера «Свердлов», крейсеров ВМФ.Витрина выполнена из дерева, окрашена в синий цвет, символизирующий море.Витрина покрыта толстым стеклом, это связано с защищенностью предметов отпопадания на них пыли и других веществ, которые могут повредить экспонаты.
Под витриной на полулежат живые гвоздики, как символ памяти о погибших.
Второй раздел включилсебя предметы, которые окружали людей в те далекие времена. Эти экспонаты могутмногое рассказать о времени войны, о людях, отдававших свои жизни за мир наземле. Деревянная витрина окрашена в сине-зеленый цвет. (предметы оружия,обмундирование и тд.).
Завершается экспозициявитриной № 4, которая представляет собрание наград и медалей ветеранов. Всемедали находятся на большом деревянном планшете, окрашенном в золотой цвет, чтосимволизирует радость, победу, мир.
Главным экспозиционнымцентром всей экспозиции «Ветераны войны – листая страницы памяти» являетсяморская тельняшка, символизирующая морскую стихию.
Цель выставки: Осветитьисторию ВМФ в годы ВОВ в лицах, со стороны непосредственных участников событий,а именно ветеранов.
Задачи выставки:
1.предоставитьисторические сведения о боевых действиях ВМФ в годы Отечественной войны.
2. систематизироватьнаградную атрибутику с учетом повышения в статусе.
3. продемонстрироватьподлинники предметов, которые принадлежали погибшим.
4. в связи с пополнениемфонда музея новыми экспонатами по данной теме, ставится задачей сделать их доступнымидля посетителя.
Выставка направлена наширокую аудиторию посетителя (школьники, ветераны, родители, педагоги, гостигорода и тд.) Значимость данной выставки в объеме общей экспозиции заключаетсяв том, что выставка «Ветераны войны — листая страницы памяти!» будетявляться своего рода, уголком гордости, памяти и уважения уходящего поколения,чьими заслугами мы, по сути, живем сейчас в мирной стране.
Таким образом, был обобщен исистематизирован материал фондов по ветеранам нашего региона. Необходимостьтакой выставки вызвана тем, что современное подрастающее поколение поройзабывают такие значительные факты из родной истории, а так же иногда не знаюткому же они обязаны своей «мирной юностью».
2.2.Тематико-экспозиционныйплан выставки
«Ветераны войны – листаястраницы памяти!»Название раздела Экспозиционный материал Размер Инвентарный номер Примечание
Раздел 1
Раздел 2
1.тельняшка
матроса (подарена Ф.Е.Ненашевым 20.11.98)
2.баян русский
Сапегина Игоря Павловича зам.председателя ветеранов индустриального района
3.фотография крейсера «Свердлов», 4.фотографии крейсеров ВМФ, 5.фотоэкспозиция «Морская авиация»
6.военно-морской флаг СССР
7.рубашка парадная
8.китель повседневный (черный) офицера ВМФ Ненашева Ф.Е.
9.плащ офицера ВМФ (черный) Ненашева Ф.Е.
10.ремень морской поясной старшего матроса Дегтярева В.М.
11.Андреевский флаг
12.фуражка парадная офицерская ВМФ
13.китель парадный офицера Красной Армии образца 1943 г. с наградным знаком «Гвардия»
14.орден отечественной войны II степени
15. отличительные знаки флота
16.форма матроса Тихоокеанского флота Мочанова Виктора Сергеевича
17. военный билет Мочанова В.С.
48 разм.
40 х 50
10/15 (4шт)
15/22(3шт)
Паспарту
А-3
14шт.
10/15
20/50см
50х120см
50 разм.
52 разм.
(5х100)
(70х110)
56 разм.
(52 разм.)
4см.
2шт.
4/8см
(50разм.)
8х5
О.ф.32
О.ф33
О.ф14(4)
О.ф.15(3)
О.ф.22 (14)
О.ф.19
О.ф.17
О.ф.21
О.ф. 15
О.ф.23
О.ф.25
О.ф.26
О.ф.27
О.ф.29
О.ф.32
О.ф.34
О.Ф.37
Подарен военно-морским отделом краевого военкомата 17.01.97
Подарен
военно-
морским
отделом
краевого
военкомата
Подарен участником ВОВ С.М.Пахолковым
Подарены мамой матроса Макаренко Н.В. Раздел 3
18.орден отечественной войны II степени
19.значок нагрудный «Слава советских подводников»
20.медаль «40 лет победы в ВОВ» 1941-1945 гг. 21.Медаль за освобождение Праги
22.медаль за освобождение Праги
23.медаль за боевые заслуги
24.медаль за отвагу
25.медаль за победу над Германией
26.медаль за взятие Берлина
27.медаль 30 лет победы в ВОВ
4х4
4х4
5х5
(3х3)
3х3
4х4
4х4
4.5х 4.5
4х4
4х4
О.ф.48
О.ф49
О.ф50
О.ф51
О.ф52
О.ф.53
О.ф.54
О.ф.55
О.ф.56
О.ф. 57
Подарен ветераном ВОВ Провоторовым В.И.в98г.
Подарен мичмоном запаса Реунковым
Подарок от комитета ветеранов
Подарок от комитета ветеранов
Подарок от комитета ветеранов
Подарок от комитета ветеранов
Подарок от комитета ветеранов
Подарок от комитета ветеранов
Таким образом, быласоздана новая выставка «Ветераны войны – листая страницы памяти!». Даннаяэкспозиция займет достойное место в системе экспозиций музея и привлечет к себебольшое общественное внимание.
Заключение
Курсовая работа выполненана основе информационных источников, непосредственно из самого музея. Былпроанализирован материал по экспозиционно-выставочной деятельности музея школы№127. Выставка ориентирована на обширную аудиторию, но основным посетителемостанется все, же школьник.
Курсовая работаохватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Всеисточники о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений иуставом музея.
В работу включенаинформация о сегодняшнем состоянии фондов в музее и его экспозиции, о том какаяработа проводилась по комплектованию. Так же в работе затронуты проблемышкольного музея.
В этой работе былапредложена выставка, которую можно создать на основе фондов изучаемого музея.Выставка имеет вполне обоснованный характер, потому как сама специфика музеяобусловлена общеобразовательной направленностью.
Более детальноерассмотрение экспозиции позволило выделить ряд проблем, связанных с нехваткойплощади и штатных единиц, и как следствие отсутствие четкой структуры фондов иэкспозиций. Исходя из данных условий, мы попытались создать новую экспозициюпри этом учитывая основную функцию и возможности музея. В работе был разработантематико-экспозиционный план, основанный на книге поступлений. Так жеприлагается виртуальная модель выставки, сделанная с помощью компьютернойпрограммы Corel Draw.
Новаторство работызаключается в предложенной разработке выставки.
В работу включенаинформация о традиционных методах проектирования выставок в России.
Таким образом, даннаявыставка оживит общую атмосферу экспозиции и станет дополнительным элементомстимулирования посетителя для похода в музей.
Список источников и литературы.
Список источников:
1. Выписка (работа ученика) из историимузея школы №127 «История морского флота России»
2. Книга поступлений за 2005-2006г.
3. Школьные музеи ивоенно-патриотические клубы Барнаула., Барнаул-2005г. Комитет по образованию.
4. Годовой отчет по экспозиционнойработе за 2006г.
5. Квартальный отчет (по временнымвыставкам и проведенным мероприятиям) за 1-й квартал 2005г.
6. 6. school-museums.narod.ru/photo/127-
7. 7. Image1951_resize.jpghttp://school-
8. museums.narod.ru/photo/127-Image1955_resize.jpg.
9. http://budilnik.altai.ru/22/school-03-02.html.
Список литературы:
10. Арзамасцев В.П. О семантическойструктуре музейной экспозиции/ Музееведение. На пути к музею XXI века.(Сб.научн тр. НИИ культуры). М., 1989;
11. Атрибуция музейного памятника:Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский этнографическиймузей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999;
12. Каулин М.Е. «Музейное дело России».,изд. «ВК»., М-2003г.
13. «Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс».,М-2002г.
14. Музееведение. — М., 1988. -С. 197
15. Мансуров А.А. «Местонаучно-исследовательской работы в музеях» // Советский музей, 1931, № 3, с.32),
16. «Музейные средства, знаки и символы»// Музейная экспозиция. — М., 1997. — С. 37-54.
17. Никишин Н.А. «Язык музея» какуниверсальная моделирующая система
18. Музейной деятельности //Музееведение. Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.
19. Научно-просветительная работа вестественно-научных музеях. М., 2000;
20. Ольшевская Г.К. Проблемыкомплектования материалов по современному периоду отечественной истории//Теорияи практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков./ Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001;
21. Серебренников Г.Н. Организация исодержание научно-исследовательской работы музеев, М., 1945;
22. Труевцева О.Н. Проблемыисторических экспозиций школьных музеев Барнаула. Барнаул., 2002;
23. Тельчаров И.А. «Основы музейногодела» изд. Омега-Л., М-2005г.
24. Фарсова К.Р. Содержаниефондовой работы.- М., 2005.
25. Финягина Н.П. Состав и структурамузейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело в СССР, М., 1975;
26. Хербст В.А., Левыкина К.Г.,Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
27. Шулепова Э.А. «Основымузееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
28. Шмит Ф.И. Музейная экспозиция.М., 1999;
29. Шмаров А.А. Мир музея. М., 2005;
30. Шляхтина Л.М., С.В.Фокин “Основымузейного дела”. -С-П. 2002г.
31 . Юшин Е.Е. Музейныеэкспозиции. М., 2006;
32. Юнин О.Р. Структура музейныхфондов. М., 2004;
33. Юлаева Н.О.Научно-исследовательская работа 1музеев. СПб., 2005;
34. Юренева Т.Ю. «Музееведение».,Академический Проект., М-2003г
35. Юхневич М.Ю.“Я поведу тебя вмузей”
36. Ялова Е.К. Школьные музеисегодня. М., 2002;
37. Яновская Ф.С. Музейное дело вРоссии. Самара., 2003.