Реферат по предмету "Культура и искусство"


Человек как биологическое, социальное и культурное существо

Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования
“Белорусскийгосударственный университет транспорта”
Кафедра “Философия,история, политология”
 
РЕФЕРАТ
По дисциплине“Культурология”
на тему
Человек какбиологическое, социальное и культурное существо
Выполнила
студентка 1 курса КоровкинаА.
Преподаватель КозорозИ.Н.
Гомель 2005

Социальнаяструктура человека, как и любая структура общественных явлений повседневнойжизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболееважных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродноесущество, делая акцент на определяющем значении социального в иерархии егокачеств, биогенетические характеристики оказываются как бы на последнем плане.Но это вовсе не означает недооценки их роли, первичности в процессе становленияличности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические,социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические,генетические — находятся в органической взаимосвязи, определяя целостностьчеловека. Но каждый из компонентов может рассматриваться как относительносамостоятельный, исторически изменчивый внутри самого себя (например,классовая, национальная принадлежность, характер трудовой, коммуникативной,духовной жизнедеятельности), и во взаимосвязи с другими. Это касаетсябиолого-генетических детерминант социальных качеств человека.
Биолого-физиологическаяприрода личности изменчива и на современном этапе требуется ее переосмысление.
КлодЛеви-Стросс — один из основных представителей французского структурализма,оценивая взаимосвязь социального и природного, пишет: «Если с появлениемобщества действительно происходит тройной переход от природы к культуре, отчувственного к рациональному, от животного к человеческому, то человеку уже вестественном состоянии необходимо приписать существенную способность, котораяпобуждает его преодолеть эти препятствия. Способность эта одновременно природнаи культурна, чувственна и рациональна, животна и человечна и переходит изодного плана в другой лишь при условии осознания»1.
Сутьконцепции Леви-Стросса в обнаружении единства физических, физиологических,психологических, социальных и духовных закономерностей, и в этом смысле онпровозглашает необходимость редукции культуры к природе. Теория «новогогуманизма», не знающего сословных и расовых ограничений, в основе своей имеетидею «сверхрационализма», предполагающего единство чувственного ирационального, опирающегося на «логику чувственных качеств» как прообразсовременной науки.
Вэтой позиции ученого, сформировавшейся в результате глубоких этнографических,культурно-антропологических и структурно-лингвистических исследований,выделяются два важнейших постулата. Во-первых, история обществ мыслитсяконкретно как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. Виндустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можнобольше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются воспроизводствомпростых и скудных условий существования. Во-вторых, человека «нового» и«древнего» объединяют всеобщие законы культуры, функционирования человеческогоразума, социума в целом.
Этипостулаты помогают построить более или менее достоверную версию пониманиявзаимосвязи природного и социально-культурного в структуре современногочеловека.
Биолого-генетическиесвойства человека — относительно самостоятельная система в иерархии различныхуровней структуры личности. Она образует своего рода фундамент, от качествакоторого зависит и прочность всего здания, и специфика, прочность «лестницыоснований» психологических, социальных качеств, надстраивающихся над ним.Несущие конструкции, взаимосвязи свойств человека также определяются качествомфундамента.
Илидругая метафора — сравнение человека с деревом. Если загнивает корневаясистема, растение погибает.
ПризывЛеви-Стросса вернуться культуре к природе в этом смысле чрезвычайно актуален.Ибо биолого-генетические характеристики человека это как раз то основание,фундамент, корни, от которых зависит судьба человека.
Биосферакак основание социосферы сегодня теряет свою несущую способность. Этопроявляется в разного рода катаклизмах экологических, демографических — падаетрождаемость, население стареет. Неуклонно растет число больных СПИДом,ВИЧ-инфицированных. Практически отсутствует профилактика заболеваний. До сихпор не научились лечить такие грозные болезни века, как рак, диабет,сердечно-сосудистые и многие др.
Вторжениечеловека в тайны генетического наследования (клонирование, в частности,генетически модифицированные животные и растения) может привести кнеоднозначным результатам.
Вбиологическом, природном социальное должно доказать свою состоятельность, нужность,способность направлять эволюцию человека.
Ученыеделают далеко идущие предположения. Так академик П.К. Анохин подчеркивал, чтобиология человека — это не биология вообще, как, например, у обезьяны. Этоспецифически человеческая биология. Все логические и мыслительные операциизависят от общения с людьми. На основе многолетних исследований нейрофизиологидоказывают, что многое из того, что считается специфически человеческим,приобретенным человеком после рождения, заготовлено в нашей природе в формефиксированных соотношений нервных структур.
Когдаученые говорят, что XXI в. будет векомгенетики, то следует придавать особое значение организации социальной, духовнойжизни, нравственным, эстетическим критериям оценки достижений в областифизиологии, генной инженерии, в сфере информационно-компьютерных преобразований
В процессе своего развития человек вступает в неизмеримо сложные, принципиально новыевзаимоотношения с окружающим миром от микрокосмоса до макрокосмическихпроцессов. Резко увеличивается сумма знаний, появляются новые науки.Социальные, моральные, духовные изменения не могут не сказаться напсихобиологической природе человека. Изменяя окружающий мир, человек изменяет исамого себя. Возможности нервной системы колоссальны. Мы часто о них и неподозреваем. Та же телепатия и сегодня воспринимается как досужая выдумкалжеученых.
Помнению И.М. Забелина, эволюция еще не завершилась. Дальнейшая эволюция психикичеловека пойдет по линии все более полного закрепления человеческих признаков споследующей передачей их по наследству, в том числе это касается и передачизнаний, закрепляемых в словах. Общее социальное значение знаний, добытыхнаукой, неизмеримо возрастет и во многом будет определять сущность человека.
Нельзяне сказать о трудах известного в конце XIX века психиатра, криминалиста, профессора Туринскогоуниверситета Чезаре Ломброзо, автора теории «прирожденного преступника». И нетолько потому мы возвращаемся к его работам, что он оставил заметный след вкриминальной антропологии, а прежде всего из-за остроты проблемы сегодняшнейпреступности, из-за того, что подобные исследования проводятся и в настоящеевремя.
Помнению Ломброзо, психологическое, психиатрическое, физиологическое ипатологоанатомическое изучение преступников позволяет выявлять признаки«прирожденных преступников» вплоть до профессиональных категорий.
Всилу законов наследственности могут возводиться и даже усиливаться негативныепсихофизические особенности его далеких биологических предков.
Онсоздал галерею «преступных типов». Для преступника характерна неразвитостьчерепно-мозгового аппарата, покатый лоб, непомерно большие челюсть и скулы,длинные руки, низкорослое мускулистое тело, неспособность к раскаянию,склонность наносить татуировки, пригашенную чувствительность. С цельюпрофилактики он предлагал не только высылать преступников на необитаемыеострова, но и физически их уничтожать.
Ломброзианствобыло взято на вооружение практикой расизма и фашизма. Оно играет до сих поротрицательную роль. Однако боясь упрека в биологизации личности, недопустима идругая крайность — вульгарная социологизация.
ЧЕЛОВЕКИ КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
 
Человек,культура, культура человека, культурный человек — мы часто пользуемся этимисловами, не задумываясь об их содержании. Мы живем в мире культуры и незамечаем этого, как не замечаем воздух, которым дышим. Человек и культуранаходятся в неразрывном единстве: нет человека до ' или вне культуры, неткультуры до или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки — этофеномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек естьрезультат воздействия на него культуры. Степень участия в создании культурыопределяется количеством и качеством потребляемой культуры, готовящей человекак культуротворческой деятельности, то есть определяется индивидуальной культуройчеловека. А индивидуальностью его делают накопленный опыт, приобретенные знанияи умения, разбуженные и развитые чувства (они всегда уникальны инепередаваемы), соразмерные накопленному опыту. Вот эта индивидуальность иявляется творцом культуры, «окультуренным» предшествующим развитиемкультуры, культурным человеком, несущим в себе культуру своей эпохи и творящимее. На этого человека, «возделанного» культурой, творящего культуру,человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой методсоциального познания как моделирование.
Культура- это то, что делает человека человеком. Как вторая, искусственная природа,культура связана с человеческой деятельностью: она есть результат деятельности,процесс и организация этой деятельности, отношения, которые складываются впроцессе деятельности между людьми, к природе и самому себе. Человек начинаетсяс первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, то есть втруде. Его деятельность есть причина культуры, а также ее результат. Культура — это способ реализации творческих возможностей человека. Удовлетворяя своипотребности, человек формирует особый мир предметов (от топора до сложнейшихЭВМ, от церковной организации до судебной палаты, от понятия красоты до научнойабстракции кривизны пространства'», объективируя свой внутренний мир и темсамым расширяя предметное поле культуры. Работая с этим предметным полем,человек сам опредмечивается; расширяя круг своих потребностей и способностей Вкультуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный миркультурных ценностей, созданных человеком.
С техпор как человек выделился из мира природы, с тех пор как стал осознавать себя,он пытается ответить на вопрос: «Что есть человек? Что составляет егородовую сущность?» На этот вопрос отвечали мыслители всех времен. Ониназывали человека «общественным животным» (Аристотель); «божьейтварью» (теологи); «человеком разумным» (К. Линней);«существом говорящим» (И. Гердер); «играющим» (Ф. Шиллер);«экономическим» (Р. Дарендорф) и т.д. Каждое из этих определенийфиксирует определенную чергу пли особенность человека, но не охватывает егополностью — сущность человека оказывается недоступной.
В XX веке некоторые исследователипредприняли попытку определить человека через способ существования,охватывающий и его мышление, и труд, и речь, и общение, и пришли к формуле«человек деятельным». Мы можем уточнить; «человек,культурный», ведь деятельность — это главный источник культуры. Через деятельностьчеловек, осваивает и творит ее. В процессе деятельности человек выступает какнекое единство субъект объектных отношений (человек как субъект культуры +человек как объект культуры = кулыура личности).
Человекне рождается с уже готовыми знаниями, умениями, навыками. Всем этим оновладевает. Культура — это та жизненная среда, которую создает человек икоторая формирует человека. Она не существует где-то вне человека, внечеловеческих общностей. Для ребенка, только что родившегося, культура — ужеготовый мир, в который он погружается и который его формирует. Ребеноковладевает речью, способностью прямохождения, свободой ориентации впространстве. Затем основной формирующей становится художественное общение(сказки, рисование, песни, игры и т.д.), развивающее воображение. Далеедоминантой становится познание мира и развитие абстрактного мышления. Избиологического существа ребенок превращается в разумное существо, способно», ктруду и творчеству. От того, насколько он овладел уже созданной культурой,зависит его культуротворческая деятельность. Деятельности человека как субъекта(творца культуры) предшествует деятельность как объекта (потребителя) культуры.Без деятельности по освоению (распредмечиванию) уже созданной культуры(культурного наследия) она не станет достоянием человека. Освоив же культурноенаследие, человек становится носителем определенных ценностей, идеалов,носителем способности к творчеству. сознание нового в любой сфере человеческойдеятельности возможно лишь при условии усвоения всего созданною за предшествующеевремя. Творческий прорыв в математике, например, возможен лишь для человека,усвоившего уже полученные результаты математической науки. Не освоив азы(сложение, вычитание, умножение и деление), человек, не сможет постигнутьвысшую математику. Изучая ее, он последовательно проходит все стадии еестановления и развития только в ускоренном темпе. Освоив же все добытые запоследнее время знания, человек приобретает возможность творчески развиватьматематическую науку.
Культураготовит человека к творческой деятельности: взращивает, воспитывает,образовывает его. Культурный человек — это человек образованный, усвоившийдостижения предшествующих эпох, готовый к культуро-творческой созидательнойдеятельности.
Культурныйчеловек — это потребитель, носитель и творец культуры.
Учеловека, потребляющего культуру, вырабатывается избирательное отношение квещам и предметам деятельности, формируется эстетический • вкус, стремление кзнаниям, желание реализовать себя в неких новациях и т.д. Как носитель культурычеловек приобретает умение накапливать информацию, что создает благоприятнуюпочву для деятельности творческой личности. И, наконец, как творец культуры онспособен максимально использовать в своей деятельности результаты освоеннойкультуры, находить нестандартные решения, видеть красоту в предметах и явленияхи запечатлевать ее.
Культурныйчеловек — это человек, впитавший в себя уже созданную культуру, этообразованный культурой человек, ставший носителем ценностей и идеаловопределенной эпохи, готовый к творчеству. Культурный человек, являясь носителемкультуры, олицетворяет собой свою эпоху и творит ее. В ходе истории культуранепрерывно изменяется по своему содержанию и формам проявления (как результаткудьтуротворческой деятельности), соответственно изменяется и сам человек,.носитель и творец культуры. Влияние общества на личность зависит от характераэтого общества. На каждом этапе исторического развития общество вырабатываетсвой механизм социализации личности, то есть развития человека активного, полноценногочлена общества — человека культурного. В ходе социализации осуществляетсяподключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение имнакопленных традиций. Через различные социальные механизмы и институты человекосваивает необходимые производственные навыки, практические знания оестественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то естьнеобходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человекаосуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализациизависят от исторически конкретной социально-экономической структуры ипреобладающего типа культуры.
Втрадиционном обществе в условиях примитивной хозяйственной деятельности исоциокультурной статичности венцом социализации был обряд инициации подросткаво взрослое состояние. Коллективный опыт передавался через устную речь,житейскую мудрость и опытность, которые пропорциональны возрасту. В основетрадиционного воспитания лежали наблюдение, подражание, участие. Такосваивались труд, культурные ритуалы, обычаи, религия. Важным средствомпередачи традиции были ганцы, музыка, фольклор. Через них осваивалисьобщепринятые нормы и ценности.
Всовременном обществе индивид получает возможность широкого выбора осваиваемыхценностей из культурного наследия и из современной культуры. Семья, друзья,школа и т.д. определяют содержание мировоззрения, знаний, опыта, идеалов,интересов индивида. Огромное значение для особенностей социализации, имеетклассовая принадлежность индивида. В результате потребления культуры индивидстановится личностью. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются вповедение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру вцелом.
Социальнооднородное первобытное общество рождает тип культуры, единый для всех егочленов. А общество социально неоднородное формирует разные субкультуры вцелостном культурном пространстве.
Всредневековой культуре Европы различают четыре культурных слоя (субкультуры):крестьянский фольклорный, во многом сохраняющий традиции языческой культурыпервобытности, религиозную субкультуру храма и монастыря; светскую субкультурузамка и дворца (рыцарская, придворно-аристократическая, политизированная, этизированная,эстетизированная), субкультуру города (бюргерская культура ремесленников, торговцев,представителей интеллигенции).
Водной и той же социальной среде возможен широкий разброс уровней и качествкультуры в разных людях. Этот разброс был минимальным в традиционных культурах,поскольку общий культурный минимум был обязателен для всеобщего усвоения в тойил» иной общественной среде. Различия обуславливались и индивидуальными, но вбольшей степени социально-групповыми факторами. Социальное и культурноесливалось и становилось мало различимым.

Литература
личность человек социальное биологическое культура
1.Калач Е.Б.: «Культурныйчеловек: учеб. пособие для студентов». Гомель,2000 г.
2.Социально-гуманитарныезнания//С.Г. Спасибенко: «Биолого-генетические основания социальной культурычеловека»,2001 г.,№3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.