Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка"

Роль писем героев в романе Пушкина«Капитанская дочка»
Эпистолярныйжанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке («Переписка ИванаГрозного с князем Курбским (Серебряным)»). Копия, безусловно, как этодоказывают найденные археологами письменные свидетельства,«письмописание», как одно из средств коммуникации, существовало инамного раньше.
Споявлением светской литературы жанр этот не утрачивает своей актуальности. Иуже не только служит средством общения между людьми, но порой даже вводится настраницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах,что, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, вчастности o Руссо (ведь роман «Юлия, или Новая Элоиза» был написан ввиде писем). И это нововведение, конечно, помогало как в общей характеристикеперсонажа, как в раскрытии авторского отношения к нему и всему происходящему,так и развитию действия в общей концепции произведения.
Используетэтот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей ичувств на бумаге становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и«сердце», «чувства» и «разум» обязательнососедствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двухэтих позиций. Весь роман Пушкина «Капитанская дочка» написан в видебольшого письма, послания, «записок» — так определяет их сам Пушкин,- написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам.
Неслучайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя исебе сделать заключительную приписку (от издателя). Но начнем не с этого. Какже влияют письма на развитие действия?.. Какова их художественная роль вструктуре романа? Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определялзадачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название(«Капитанская дочка») обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, егоинтимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти «плана»взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе:историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии ихогромную роль играют письма героев, «вносящие» живую струю в роман.
Так,есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающиеих. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно историческойзаписке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкойисторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение:сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — «раскольник»,«злодей», «самозванец»), затем динамичная картина егодействий, созданная с помощью обилия глагольных форм («собрал»,«произвел», «разорил», «учиня»,«произведя»), и вывод (приказ отразить, а то и истребить«указанного злодея»). Но это письмо поднимает не только исторические,но. и бытовые и философские вопросы. Так, например, приписка «посекрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизодепопытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употреблениеже единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образего одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленныйГриневым, который можно расценивать как риторический: «Как ты думаешь, чемэто кончится?»
Естьв произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом(воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкинымотносительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоимлагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развитадалее при описании двух советов). Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше иСавельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты.Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправкиот себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницыромана входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистическогопроизведения.
ПисьмоМаши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов(полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева). В припискеиздателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева).Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласиеума и сердца. "… похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова(«Ум с сердцем не в ладу»).
Тоесть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума ичувства, но мотив Грибоедова «живой» и «не живой» жизнивводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа(вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и самопротивопоставление мира и бунта). Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Ноэто не единственная их роль в произведении.
Большоезначение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характерагероя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше,и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим ихсогласно «хронологии» романа. Все «блестящие надежды»Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинномусвоему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедшихс ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения. Текстписьма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева(эпизод с «ежовыми рукавицами»).
Этимпостоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще одинвечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и«детей», «мудрости и неопытности»… Письмо Зурина Гриневуявляется своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляетего перейти к решительным мерам («сейчас» или «никогда»).Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного ипсихологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачиваютсюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываютсяхарактеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). С помощью аллитерациизвуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительныхпредложений) Пушкин передает негодование отца. «Сын мой Петр!» — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодарявосклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как «Сын мойКамень!» (ведь Петр в переводе с греческого — «камень»), и становитсяясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело несостоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. «Стыдно тебе,старый пес!», «пошлю свиней пасти!» — пишет ему отец Гринева. Новсе же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом(«Хорошо ли его залечили?»), так и о духовном здоровье («Что изтебя будет?») сына. В ответном письме Савельич пытается вернуть все напрежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию(повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что,возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и«восстановить» ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходитеще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбувсех обитателей белогородской крепости.
Ивот… в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев,который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайностиспасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список «разграбленногодобра» и последующий «припадок великодушия» не позволяетрасценивать его лишь как тирана и
Можносказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая иизменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых послеполучения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется,что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешиватьМашу. Но она пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручитьего ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, чтоисправляет все положение. Это и есть развязка всего романа, именно на этомзаканчиваются записи Гринева.
Подведемитоги: письма героев не только помогают развитию сюжета, композиции, но ираскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Кстати, речь героевиндивидуализирована даже в письмах, что создает живую характеристику ихобразов, помогает лучше понять их действия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение методов адресации информации и обработки адресов
Реферат Официальная оппозиция Канада
Реферат Аргонавты западной части Тихого океана
Реферат Статути Збройних сил України Права та обов язки чатового
Реферат Опыт и перспективы медицинского страхования в Российской Федерации
Реферат Белый лотос
Реферат Короли Коннахта
Реферат Бунин Сны Чанга
Реферат влияние комбинированного воздействия электромагнитного излучения и химических реагентов на биологические системы    03. 00. 16 экология
Реферат Iдэйны змест паэмы Янкi Купалы Тарасова доля. Паказ трагiчнага лесу народнага песняра у паэме.
Реферат Автоматизация процесса спекания аглошихты
Реферат Пьер Монте. "Египет Рамсесов"
Реферат Баринов, Валерий Александрович
Реферат Правовое положение Федеральной службы охраны РФ
Реферат 4. 1 "Новое в нормативном регулировании и актуальные вопросы практики налогообложения"