Введение
Культура– это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природакак таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешниммногообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловыедоминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупностьсозданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, преждевсего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятсяи основные формы культуры – материальная, духовная и художественная культура.В широком смысле культура – это форма и способ существованиячеловека; искусственная среда, созданная человеком.[1]
Технологическаякультура — это философия нового видения мира. И формирование технологическойкультуры человека в учебном процессе должно быть связано с проблемойответственности человека за свои действия в технологических ситуациях иотношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности иответственности. Воспитание технологической культуры у подрастающих поколенийозначает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включаянауку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности,иначе говоря, ориентировано на человека новой эпохи.
Насовременном этапе развития общества технологическое образование обращается кнародным традициям воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаипередается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждойнациональности. Актуальность проблемы определяется необходимостью усилить обучающийи воспитательный эффект при обучении на уроках технологии с учетомрегионального компонента, т.е. использовать народные традиции, а такжекраеведческиематериалы.
Процессвозрождения и становления национального культурно-исторического наследия различныхэтносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышенияинтереса к народнымтрадициям с её богатым многовековым опытомвоспитания. Считаем, что одним из важнейших средств формированиятехнологической культуры подрастающего поколения является изучение традицийнародов, проживающих в регионе. Оно способствует развитию творческихвозможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов,передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками. Изобоснованной нами актуальности исследования логически вытекает проблемаисследования, которая заключается в особенностях влияния национально –регионального компонента наформирование технологической культуры.[2]
Глава1 Технологическая трактовка культуры
Технологическаякультура — степень технологического совершенства.
Вживой природе действия биологических особей являются инстинктивными, то естьпредопределены заложенными в них и передающимися биологическим путем понаследству программами. Правда, у высших животных имеются и относительно развитыеиндивидуальные формы поведения, которые являются результатом индивидуальногонаучения и опыта, но они не прогрессируют, не накапливаются из поколения в поколение.В отличие от этого человеческая деятельность носит надбиологический характер.Люди руководствуются в своих действиях внебиологически выработанными и социальнозакрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуюткультуру. С этой точки зрения культура представляет своеобразную «технологиючеловеческой деятельности». Как же возникли эти механизмы?
Трудоваядеятельность с помощью искусственных орудий с необходимостью потребовала нетолько объединения усилий людей и установления между ними упорядоченной системыотношений, но и накопления опыта изготовления и использования орудий труда.Опыт, приобретенный одним поколением, теперь уже не мог оставаться лишьиндивидуальным и исчезать вместо с ним. Возникла потребность в формированиипринципиально нового механизма наследования, носителем которого сталосообщество индивидов. С другой стороны, сама система отношений в первобытномколлективе, способы его отношения к природе осмысливались и закреплялись спомощью различных установлении, запретов, предписаний и т. д. Все это в совокупностии формировало первобытную культуру. Поэтому можно сказать, что и общественныеотношения, и культура не только возникли из одного источника — материально-практического отношения к природе, но и стали необходимой формойдеятельности людей.
Надбиологическийхарактер культуры — ее важнейшая особенность. В строгом смысле слова этотподход к культуре является структурно-функциональным. Он может быть весьмаполезным для различных конкретных наук, изучающих культуру (например, социологии,этнографии). И недостаток «технологического» понимания культуры не вакцентировании значения механизмов человеческой деятельности, а в том, чтотакое понимание отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, котораядля философской интерпретации последней имеет фундаментальное значение. То, чтоэта характеристика весьма существенна, становится особенно ясным при рассмотрениисоотношения культуры и цивилизации. [3]
Глава2 Виды культуры
2.1Технологическая культура
Сегодняпонятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества.Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную,экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры.Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.
Подтехнологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательнойдеятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологийматериального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвоватьв современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия сприродой, обществом и технологической средой.
Технологическаякультура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние навсе стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическоемировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов наприроду, общество и человека. Составной частью ее является технологическоемышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологическойсреды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.
Составнойчастью технологической культуры является также технологическая эстетика,которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлятьпреобразовательную деятельность по законам красоты.
Технологическаякультура оказывает свое влияние на задачи и содержание образованияподрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется итехнологическая подготовка учащихся, целью которой является формированиетехнологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности сиспользованием научных знаний.[4]
2.2Человеческое общество
Проявлениеразличных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду,улучшать окружающий мир, — это и есть то множество культур, которые воплотилисьв понятии «технологическая культура». С позиции современных понятий оразвитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональныеспособности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, еготворческое самовыражение, понятие «технологическая культура»олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей инаучных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса илипроекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.[5]
Глава3 Система технологического образования в воспитании технологической культурыв учебном процессе
Однойиз важнейших целей системы технологического образования в воспитаниитехнологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности вовладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаютсяновые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь,стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрениев практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессыресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и назащиту сфер существования от всевластия техники.
Непрерывностьобразования, как явление технологизации общества и распространения научныхзнаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.
Овладетьтехнологической культурой в условиях технологического образования означаетовладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний,необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательнойдеятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, онвключает в себя два основных компонента — процесс проектирования и процесс изготовления.
Воспитаниетехнологической культуры человека в учебном процессе связано и с этическойпроблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуацияхи отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности.Технологическая культура — это еще и этика, это новая философия, философиянового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующейусилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов техническойцивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствоватьустановлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитиецивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных инеобходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи сатмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом,систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены,произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенноэкологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологическойдеятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природныекатаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют какустановления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека.[6]
Глава4 Человек в мире технологической культуры
Длябольшинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная надобывание «хлеба насущного» — это тяжелая, неприятная часть жизни, разрушающаяум и личность. Там, где методы, допускающие практическое усвоение и входящие всамую сущность технической деятельности, в самоудовлетворяющуюся рутину, этоусвоение способствует уже не обогащению жизни (посредствам гарантированияпредварительных ступеней действий), а ее объединению. Труд без затрат духовныхсил, становится самоудовлетворяющим – отмечает К Ясперс.
Рутинныйтруд неизбежно снижает возможности, и чем ниже уровень субъективности, темнеобратимее меняется личность, которая становится винтиком технократии. Людипокорные своей судьбе, не способны быть субъектами собственной жизни,регрессируют более явно.
Всфере рынка труда они занимают низшую ступень, их удел – не требующийспециального образования монотонный труд.
Высокоавтоматизированныйтруд, сводящийся к однотипному нажиманию кнопок или рычагов, длящийся годами,снижает способности интеллекта. Труд становится всё более безжизненным, чтозаметил в своё время Гегель, а способности индивида – все более ограниченными.
Другойнегативной стороной увеличивающая спезиализациии труда в технократизированномобществе становится отчуждение как тотальное явление, распространяющимися навсе проявление личности. Отчуждение возникает, когда субъектом труда становитсясверхиндевидное целое. Это целое создает специфического и целесообразного длянего индивида, необходимого для решения задач сверхцелого и и соответствующийспектр мировоззрений и совокупности индивидов. Человек отрицает как микрокосм,он обновляет и реализует как часть целого.
Отчуждениезаключается не только в том, что работающий не видит продукта целиком, но и втом, что человек с рыночной доминант нравственно отчужден от изготавливаемогоим продукта.
Ценностьпродукта определяется не только представлениями о реальной пользе или вреде,сколько рыночным спросом. Это, прежде всего, касается представителей высшихэшелонов производства – крупных вкладчиков, управляющих и тому подобное. Технократическоеобщество отчуждает человека от культурных вершин, достигнутых на предыдущихстадиях его развития.
Самоестрашное отчуждение, распространенное в техническом обществе западного типаотчуждение человека от самого себя, превращение себя в функцию.
Личностьсовременного человека подвергается испытанию «дурной бесконечностьютехнического прогресса», ставящей перед ним ложные смыслы. Имеется в виду«дурная бесконечность как термин, предполагающий бесконечную и монотоннуюповторяемость одних и тех же свойств, проявлений, законов.
Социальнаяинженерия называет множество ролей в технологию их исполнения при почти полномзабвении самости; распыление человека на производственные и социальные функциигрозит полным уничтожением его субъективности.
Философыотмечают, что современный человек утратил способность рефликтовать в себеналичие внутреннего ядра, что облегчает возможность управления его поведением ивмешательства в систему его ценностей, навязывания ему чуждых функций.
Превращениечеловека в функцию, даже если ему удается при этом стать экспертом в своейобласти, не означает приобщения его к истиной мудрости. Общество не может сполным правом претендовать на роль мудреца, им может быть только конкретнаяличность.
Такимобразом, являющаяся неотъемлемой частью технического прогресса специализацияпроводит к таким разрушающим субъективность феноменам, как монотонный,однообразный труд и тотальное отчуждение от продукта, от нравственности, отсвоей личности и, в конечном счете, от онтологии.
Ещеодин аспект проблемы личности в обществе технократии связан с переносом логикитехнологического прогресса в интер — и интрапсихическую сферу.Рационалистического бытие рождает рассудочное сознание, т.е, внешняя логикатехноструктуры становится собственной внутренней логикой личности. Из этогоследует, что человек (объект) не только внешне, но и внутренне становитсячастью технологического прогресса.
Творческиодаренный человек может поддаться технократическому буму, но это должноизменить его внутренний мир относительно незаметно и мягко. «Но бывает, чтострасть к техническим приспособлениям заменяет (вытесняет) подлинный интерес кжизни и избавляет человека от всего того обширного набора способностей ифункций, которыми он наделен от рождения», — отмечает Э. Фромм.
СказочникАндерсен считал, что механизмы не способны возвысить человека и утешить его втяжелую минуту. Напротив, во многих его сказках поэтически воспевается красотаживых существ. Человек, предпочитающий искусно деланные вещи живому, поступаетнелепо и обязательно наказан своей судьбой. В описании Андерсена он предстаетиногда внешне весьма благополучным, но убогим в своей внутреннейограниченности. Наверное, нестоит смешивать людей эмоционально упрощенных, длякоторых техника – действительно уход от реального живого мира, и людей техническиориентированных, с активной рассудочной доминантой, которая проявляется какрациональная нравственность, хотя и те и другие одинаково предпочитают живомуискусственное, одухотворенному – реальность, сделанную руками человека.
Безумноеувлечение техническими приёмами приводит к усиленному росту популярностивсевозможных, «одаряющих человека рецептом счастья: это учебные пособия, и потехнике человеческих отношений (например, книга Дейла Карнеги. Которая обучает практическиискусству лицемерия и т.д)
Естественно,сами по себе предлагаемые «рецепты» не таят особого зла. Возможно, что ониприносят даже пользу: они как бы обобщают опыт по данным проблемам и даютчеловеку первоначальные ориентиры в сложных жизненных ситуациях.
Нонастоящий их вред в том, что люди, не имеющие устойчивых жизненных ориентиров,легко внушаемые, воспринимают их как аксиому, за что рано или поздно жизнь,которая несравненно богаче, жестоко мстит. В подобных случаях мир превращаетсяв совокупность артефактов: человек весь становится частью гигантскогомеханизма, который находится, кажется в его подчинении, на которому он в то жевремя сам подчинен.
Свободноевремя, на первый взгляд. – феномен. Противостоящий издержкам цивилизации: специализации,монотонному труду, отчуждению. Однако более глубокий анализ показывает, чтосвободное время действует в том же направлении изменения уровня инаправленности субъективности.
Увеличениесвободного времени многие исследователи связывают с технической революцией и приписываютему роль ведущей детерминанты человеческого сознания.
Ноиндивид, не имеющий самоорганизовываться, с низким уровнем субъективности.Воспринимает свободное время как оборотную сторону одиночества. Отторваности оттехнобытия или покорно принимает развлечения, способные развеять скуку, но невозвысить.
Печально,но факт: у человека нередко нет даже явного критерия оценки процесса своегожизнеформирования.
Свобода.Определяемая некоторым избытком жизненных сил и времени. Дарованнымтехнократизацией, становится «страшным даром» цивилизации для слабых душ.
Чемслабее душа, тем страшнее не только в духовном, но и в физическом планестановится для нее не свобода.
Свободноевремя совсем не обязательно является источником разрушения личности. Оно можетбыть благом, наградой за титаническое усилия предков, источником всестороннегоразвития человека.
Парадокс,но свободное время для человека массовой культуры – феномен, разрушающий егосубъективность. Однако подлинного субъекта оно неоценимый дар. Расширяющийвозможности самосовершенствования.
Иэтот закон распространяется не только на феномен свободного времени любоепроявление техноцивилизации может служить не умственному прогрессу, а раскрытиютворческих возможностей. Не разрушению личности, а возвышению ее.
Еслисубъект не боится претворять в жизнь свою индивидуальность. То он рискуетнатолкнуться на социальное отчуждение и на отсутствие материальной поддержки.Мало того, что окружающие человека технические средства самим своимсуществованием человека принуждают его к определенному взгляду на мир,рационализм, активно прививается детям, воспитывается в них.
Наивность,дарующая непосредственное восприятие мира, романтизм способность к вере,присущие юной даме, — все это вытесняется, становится анахронизмом в масштабныхцелых культур.
Технократическаяи рациональная конструкция не дают прорваться другим возможностям.
Свободав том, что человек выбирает из рациональных схем наиболее подходящею ему иотвечающую его нравственным установкам, но беда в том, что он не можетвырваться за рамки этих схем.
Такимобразом, технократическое воплощение рационализма, несет в себе опасность нетолько для тех, кто лишен внутренних импульсов активности, но также и дляиндивидов, претендующих на субъективность.
Техническоеразвитие общества – путь тернистый связанный со множеством трудноразрешимыхпроблем. Специализация и совершенные технологии неизбежно связаны с монотонным.Отупляющим трудом для многих людей.
Техническиорганизованная жизнь создает многоуровневое отчуждение от предметапроизводства, от общества и от самого себя.
Появившеесясвободное время может стать плодородной почвой для адаптивного поведения.Человек должен видеть и понимать опасности технического развития общества. Ноон не должен относиться к ним как к некому року.
Подлинныйсубъект бытия свободен от разрушающего влияния в любой, даже самойнеблагополучной для него ситуации.
Социокультурныефакторы связанные с прогрессом техники могут действовать на человека какдескрутивно, необратимо разрушая его субъективность. Так и конструктивно, служасредством возвышения личности.[7]
Заключение
Культура— это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческуюжизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию,которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Внастоящее время технологический этап развития общества призван установитьприоритет способа над результатом деятельности. Поэтому обществу необходимокомплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальныесредства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке еерезультатов. Основной же целью деятельности людей становится то, чтобытехнологические возможности обслуживали человека, то есть изменение социальной,экономической и культурной жизни нашего общества таким образом, чтобы оностимулировало развитие человека.
Технологическийаспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типовобъектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются,во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающиефизические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социальноговзаимодействия.
Входе совершенствования способов деятельности идёт становление, функционированиеи развитие человеческой личности. Причём, личность одновременно выступает,во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру впроцессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, таккак в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих,личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку её жизнедеятельностьразвёртывается в определённой культурной среде.
Материальныеи духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только какопределённые достижения (ценности), но и как негативные последствия этойдеятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.).История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культурепредставлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того,основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.
Результатычеловеческой деятельности проявляются как в специализированных областяхкультуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и науровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытиекультуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, иобыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя вединстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующихсегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временнымихарактеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельныхнародов.[8]
Списокиспользуемой литературы:
1. ГуревичП.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.
2. ГаленкоС.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.-Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.
3. ДобрынинаВ. И. Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.
4. ДрачГ.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.
5. Кнабе Г.С.Введение в общую теорию культуры. — М., 1994.
6. Кохановский.– Философия: учебник для высших учебных заведений / Ростов на Дону.: «Феникс»,1998
7. Учебный курс покультурологии.– Ростов-на-Дону, 1996
8. ФроммЭ. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994г
9. ЯсперсК.Смысл и назначение истории М.,1991г