Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественный ансамбль Версаля

Самарскийгосударственный педагогический университет
Художественныйансамбль Версаля
Выполнила студентка
2 курса факультета
«Культурология»
Гречишникова М.В.

История поселенияИль-де-Франс Версаль
Сен-Симон в своих«Мемуарах» отзывался о Версале как о самом унылом и не благодатном месте – безводы, без леса, без земли (поскольку почва там или песчаная, или болотистая) и,естественно, без воздуха, которого там даже и быть не могло.
Старейшая деревняИль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах уже с XI века. Этодаже не деревня, а очень скромная деревушка, приютившаяся у склона холма. Такихвокруг столицы было разбросано много. Версаль пересекала дорога (он стоял какраз на пути), ведущая из Нормандии в Париж, до которого отсюда было 18 километров. Поэтому здесь всегда останавливались путники.
Деревня вошла в историю вконце XVI века, когда в здешнем замке в 1570 году остановился по пути навстречу с Екатериной Медичи Генрих IV – будущий король Франции. Потом, уже ставкоролём, именно сюда он приезжал охотиться.
В 1606 году на своейпервой охоте в Версале был его сын, будущий король Людовик XIII, которомунравилось уединяться здесь с несколькими близкими друзьями. Историки отмечают,что по натуре Людовик XIII был человеком робким, двор его враждовал, мать ижена постоянно пугали бесконечными интригами. И в этих местах король захотелпоставить скромный охотничий домик, где можно было бы с большими удобствами,чем до сих пор, обставить долгие часы своих развлечений.
В 1624 году король купилболотистую землю, окружённую полями. На месте будущего знаменитого дворца тогдавозвышалась только ветряная мельница. Вскоре началось строительство, новозводившийся замок был очень мал и скромен. А после смерти Людовика XIII замокдолгое время пустовал: Людовику XIV, наследнику и будущему королю, было всегопять лет.

Начало грандиозногостроительства
версаль королевскийфранция садовый зал
Просто так королевские ицарские резиденции не строятся никогда. Для этого, как минимум, необходимкаприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно)казной. Для создания Версаля, архитектурного воплощения абсолютного могуществакоролевской власти и Франции, у Людовика XIV был целый ряд причин.
В XVII веке Франциястремительно становится сверхдержавой, но ее столица, Париж, выглядит городомдо странности провинциальным. Он совершенно не соответствует новому положениюФранции в мировом табели о рангах. Не отягощенный сентиментальнойпривязанностью к Парижу создатель (заказчик) блистательного Версалякороль-солнце Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройственовой королевской резиденции. Такое решение не могло не показаться монархуболее заманчивым, чем возможность реконструкции Парижа (кстати, кое-что в этомнаправление все же сделано было). Он так и не простил улицам древней столицыизмены в дни Фронды. На долгие годы его царствования двор покинет Париж истолицей Франции, а, следовательно, почти столицей мира, сделается Версаль.
ПредназначениеВерсальского дворца
Версалю былопредназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти,власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы наверсальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить егоизысканную архитектуру, но стремление подчеркнуть собственное могущество,повторив, как можно более верно, мир первого двора Европы.
К моменту началазнаменитого строительства дворец, охотничья резиденция Людовика XIII, здесь ужесуществовал. Конечно, стоявшее посреди болот здание было не в пример болеескромным. Среди архитекторов королевства был объявлен конкурс на лучший проектобновления маленького охотничьего замка. Вскоре архитектором Версаля былназначен Л. Лево, и вообще Людовик XIV (за свой счёт) нанял Л.Лево – «первогоархитектора короля» и А. Ленотра – «первого королевского садовника». Стараниямиархитекторов Лево и Ардуен-Мансара появился новый, величественный дворец.Олицетворение могущества галльской державы и нового стиля. Франция уверенноутверждала классицистические ценности в барочной Европе. Не менее дворцапримечателен версальский парк, беспрецедентный по своим размерам. Среди егострого вычерченных главным королевским садовником, а по сути дела ландшафтнымархитектором, Ленотром лужаек и рощ, распускаются водяными цветамимногочисленные фонтаны. Сама возможность работы, которых чудо инженерной мыслиXVII века.
И для строителей Версаляэто был не первый подобный проект. Лево, Ленотр и Лебрен, до начала работы надкоролевской резиденцией, имели возможность «потренироваться» настроительстве загородного дворца Фуке. Могущественного министра, поплатившегосяза стремление к королевской роскоши положением и свободой.
Постоянно жить втеатральной декорации созданной подавлять своим величием и роскошью не могутдаже помазанники Божьи. Поэтому парк Версаля изобилует малыми дворцами. Болеепростыми и скромными, а главное — уютными.
Зодчие Возрождения любилифантазировать, придумывать и рисовать идеальные города. Позднее увлечениеутопической архитектурой расцвело и во Франции. Версаль стал таким идеальнымгородом. На всей огромной территории дворцово-паркового ансамбля нет ни одной случайнойлинии. Расположение каждого архитектурного и декоративного элемента продумано иподчинено строгой математической логике, месторасположение каждой травинки,впрочем, тоже.
Людовик XIV любил театр.И само устройство королевской жизни он превратил в помпезное представление. Нодля него была необходима подобающая сцена. Ей и стал Версаль — миркороля-солнца…
Ансамбль Версаля(Château de Versailles,1661-1708 гг.) — вершина архитектурнойдеятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороныгородской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозногокомплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи иправительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец — фокус, вкотором сходятся ось парка — с одной стороны, а с другой — три луча магистралейгорода, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром.Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м.), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольнуючасть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портикииграют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевуюкомпозицию.
Ось дворца служит главнымдисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничнуюволю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементыгеометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурнымиэлементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фонтанами,разнообразными малыми архитектурными формами.
Присущий барокко иДревнему Риму принцип осевого пространства реализуется здесь в грандиознойосевой перспективе спускающихся террасами зеленых партеров и аллей, уводящихвзгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналуи далее в бесконечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревьяподчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта,переходящего в естественный лишь за границей основной перспективы.

Сады классицизма
Идея «преобразованнойприроды» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и кновым градостроительным замыслам — уходу от хаотичного средневекового города, ав конечном итоге — к решительному преобразованию города на основе принциповрегулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием былораспространение принципов и приемов, выработанных в планировке Версаля наработы по реконструкции городов, прежде всего Парижа.
Французский садовыйклассицизм лучше всего рассматривать именно на примере Версаля. Следуетотметить, что версальские сады не были единоличным творчеством одного садовода– Ленотра. Традиция приписывает всю планировку Версаля Ленотру, но известно,что в устройстве садов Версаля принимали участие и другие архитекторы – Л. Левои Ж. Ардуэн-Мансар.
В классицизме Ленотрапреобладало зрительное начало. Сад был как бы продолжением дворца, а дворец –непременным центром сада, его частью. Отсюда разбивка сада по такому принципу,чтобы дворец всегда был виден из разных концов сада. Пространство былооткрытым, не заслоненным. Самостоятельные участки сада построены вокруг резкоподчёркнутой оси симметрии. Большие водные «партеры» как бы служили гигантскимизеркалами, увеличивавшими пространство. Е.В. Шервинский писал: «Версаль висключительной полноте своего воздействия даёт образец наивысшего проявленияприёмов перспективности, положенных в основу всего паркового устройства, аоткрывая дали в осевом (стержневом) направлении, создаёт впечатлениебезграничной глубины пространства «…» Ленотр в своём стремлении выразить идеюнедосягаемости королевской персоны придал Версалю выражение исключительнойграндиозности. Всё творчества Ленотра шло в этом направлении, и перспективностьявилась у него средством выражения принципа абсолютизма. Перспективностьсоздавалась системой лучевых аллей…». Вся садово–парковая семантика Версаляслужила тому же прославлению «короля солнца». Мифологии солнца были посвященывсе садово-фонтанные скульптуры Версаля.
Ленотр планировал аллеи,расходящиеся как спицы колеса, вернее, как лучи солнца, а не под прямымиуглами, как раньше. Это, с одной стороны, было символично, а с другой –открывало для глаз большие пространства. Здесь были велики цветочные посадки.Чтобы король не видел увядших цветов, их вносили и уносили в горшках. Ленотримел до двух миллионов горшечных цветов, чтобы производить перемены «цветочныхсцен», но эти цветы в горшках служили и для других королевских садов, междукоторыми они могли распределяться, перераспределяться и сосредотачиваться.Кольбер лично давал распоряжение адмиралу, командовавшему французскими судами вСредиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно разыскивалисьсорта нарциссов-жонкиль и тубероз.
История создания Версаляясно показывает связь устройства его садов с особым «садовым бытом»Классицизма. Многочисленные увеселения могли устраиваться внутри боскетов. Длязрителей были устроены садовые постройки с мраморными полами и зелёные лужайки.На длинном канале устраивались катания на гондолах.
Садовая символика Версалябыла посвящена прославлению бога солнца Аполлона, ибо это был и символ самого«короля солнца» Людовика XIV, « все фигуры и украшения, которые можно былоздесь видеть, не были расположены случайно, но в порядке их соотношения ссолнцем или его олицетворениями ».
О системе расположения вВерсале символов и аллегорий солнца Джулия Баррелл пишет: «… с южной стороны,например, цветочный сад подчёркивали в своём символическом значении статуи Флорыи её возлюбленного Зефира, а так же Гиацинт и Клития (гелиотроп), обращённыеАполлоном в цветы. Легенда о короле-солнце и вселенной отражалась в статуяхвремён года, зари, полдня, вечера и ночи, четырёх континентов и четырёхэлементов – земли, воздуха, огня и воды. Фонтан Аполлона в основании каналапредставлял бога-солнце и его колесницу, возникающих из моря. Его возвращениепосле дневного путешествия к нимфам и к морской богине Тетис изображалось вгроте водоёма Аполлона. Мать Аполлона Латона и её сестра Диана поднимались изогромного бассейна, возвышаясь над «зелёным ковром». Три скульптурные группы,которые изображали купанье Аполлона, имели три различных местоположения,объясняемые расширением дворца и изменением в стиле садовой моды. Первоначальноони были в нишах, инкрустированных раковинами в стиле Рококо, внутри мраморногопавильона с северной стороны дворца. Это был грот Тетис – любимое место королядля музыкальных вечеров. Позднее фигуры были перенесены в один из боскетов,чтобы заместить – прихоть мадам де Монтеспан – три бронзовых фонтана, и в 1778 г., с общим признанием модных английских садов, скульптурные группы были перенесены, на этот разв огромную искусственную пещеру в Английском парке Малого Трианона».
Знаменитейшие залыдворца
В Версале было оченьмного различных почётных дворов, среди которых почётное место занималМраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнатыЛюдовика XIV разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппаМольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевской комнатынад аттиком поднимается фронтон, украшенный скульптурными рельефами.
Убранство приёмных заловБольших королевских покоев было сюжетно посвящено античным богам. Символическийсмысл здесь заключался в прославлении добродетелей короля и королевскогосемейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении.
Самый продолжительныйпуть – к королевской спальне – вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия,Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею, зал «Бычьего глаза». По этойанфиладе нарядных помещений придворные отправлялись в капеллу. В этих покояхтрижды в неделю королевская семья и придворные собирались вечерами дляразвлечения. Это были знаменитые вечера, когда на четыре часа смягчался этикет,когда король был не властелином, а отцом семейства, который находился средисвоих гостей и стремился показать себя радушным хозяином.
Анфилада залов, ведущих вкоролевские покои, начиналась с салона Изобилия, получившего своё названиеоттого, что во время королевских приёмов он служил буфетной. Здесь постоянностояло три буфета, уставленных серебряными кувшинами с разнообразными напитками– холодным и горячим шоколадом, винами, кофе, чаем – и вазами со всевозможнымизаморскими фруктами. На самом же деле салон Изобилия был кабинетом Медалей (илиРедкостей). В нём Людовик XIV хранил свою великолепную нумизматическуюколлекцию. Назначение салона подсказало и тему росписи его потолка. В центрекомпозиции художник Р.-А. Уасс представил короля в окружении аллегорическихфигур с рогами изобилия, из которых рассыпаются вокруг всевозможные диковинкииз королевской коллекции.
Самое парадное помещениеБольшого Версальского дворца – это Зеркальная галерея. В этом зале отмечалисьдни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесьпринимали иностранных послов. Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Видэтого салона просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами ипропорциями, и колоритом, расточительной роскоши убранства, а в погожиесолнечные дни – переизбытком света и воздуха. При украшении Зеркальной галереирасчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью ивеликолепием. Зеркальная галерея – это не просто зал. Это огромный проспект,длина которого 73 метра, а ширина – 10,5 метра.
Стену галереи со стороныпарка по всей высоте прорезали симметрично расположенные 17 окон, которыесвоими пропорциями гармонируют с резными золочёными дверями. 15 ниш напротивокон заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, иллюзорнорасширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный эффект.Окна утопают в глубоких арочных нишах, в то время как зеркала наложены наплоскую стену.
Роспись Зеркальнойгалереи была поручена художнику Ш. Лебрену, который был наделён большимиполномочиями и самостоятельностью, но отнюдь не беспредельными: придворноеискусство обязано было, прежде всего, нести на себе печать яркой личностикороля. На сводах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковыхрельефов. В угловых медальонах представлены важные события того времени:судебные и финансовые государственные реформы, восстановление навигации и покровительствоискусствам. Все фрески объединяет тема побед воинственного короля, средикоторых выделяется «Вторая победа над Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонкопереплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввел аллегорическиеобразы, в которые как будто случайно проникли сцены будничной жизни. Главныйгерой каждой композиции – король. И вообще при украшении всего Версальскогодворца была одна цель – в монументальном стиле воздать славу королю.
Галерею украшалиапельсиновые деревья, высаженные в огромные серебряные вазы. Здесь стояламассивная серебряная мебель, сделанная по эскизам Лебрена. Столы из литогосеребра украшала настолько тонкая чеканка, что стоимость её во много разпревышала стоимость самого материала.
Но теперь о большинствепроизведений искусства Версаля можно судить лишь по сохранившимся рисункам. Впериод войн и безденежья (с 1687 года) Людовик XIV стал отправлять в переплавкуна монеты все лучшие произведения этого жанра. Король наложил запрет наприменение золотой и серебряной нитей даже в ковроделии. Ни одна война ненаносила искусству такого непоправимого ущерба, за один год во Франции былоуничтожено изделий больше, чем за несколько веков.
Планировка центраПарижа. Андре Ленотр (André Le Nôtre)
Андре Ленотру(André Le Nôtre) (1613-1700) — творцу садово-паркового ансамбляВерсаля — принадлежит идея урегулирования планировки центрального районаПарижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лувр — Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значениезнаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистральюстолицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта — аллеиЕлисейских полей. Во второй половине XVIII века была создана площадь Согласия,объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в.монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центрекруглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) (1646-1708) в концеXVII-начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К ихчислу относятся круглая площадь Побед (Place des Victoires), прямоугольнаяВандомская площадь (Place Vendome), комплекс госпиталя Инвалидов с купольнымсобором. Французский классицизм второй половины XVII в. воспринялградостроительные достижения ренессанса и особенно барокко, развив и применивих в более грандиозных масштабах.

Заключение
В благоустройство иукрашение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха. После Людовика XIVвоспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Во дворце, помимо личныхапартаментов королей и королев, в XVIII веке появились салоны сменявшихся одназа другой королевских фавориток, тут жили наследники и наследницы престола. Нообраз Версаля всё же прочно связан с именем Людовика XIV. При нём строительныеработы велись здесь почти 40 лет, хотя их прерывали частые войны и безденежье.В течение всего этого времени король и его двор жили среди строительных лесов,шума и пыли, поскольку дворец бесконечно увеличивали, удлиняли, дополнялиразличными пристройками, постоянно шли оформительские работы в различныхапартаментах. В целом в течение четырёх десятилетий тяжёлого изнурительноготруда в Версале были использованы силы 38 000 рабочих. Они жили на территориистроительства, в специально построенных деревянных бараках. Но король по-своемуи заботился о тех, кто возвеличивал его славу. Был построен госпиталь, где больныхрабочих лечили бесплатно. За увечье, полученное на стройке, король выдавалрабочим пособие, равно как и вдовам погибших.
Парки Версаля раскинулисьна площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов,есть даже свой Большой канал, а вернее, даже целая система каналов, которуюназвали «маленькой Венецией». Парки создавались не только как места отдыха иувеселений, но и как декорация для множества скульптур. Прямо напротивЗеркальной галереи расположены два водоёма со скульптурами, символизирующимиреки Франции – Луару и Луаре, Сону и Рону, Марну и Сену, Гаронну и Дордань.
Среди скульптур Версаляесть несколько великолепных анималистических групп, многочисленныемифологические фигуры (например, Аполлон и Бахус, Меркурий и Силен). СкульпторТюби изготовил величественную работу свинцового литья: шестёрка лошадей,которой правит Аполлон на своей солнечной колеснице, стремительно вылетает извод бассейна.
Но во сколько обошёлсяВерсаль Людовику и государству? Этот вопрос никогда не снимался. В Национальныхархивах Франции сохранилось много счетов, которые дают частичный ответ на этотмучительный, но в то же время любопытный вопрос. В те времена Версаль в целомобошёлся в 80 000 ливров, но современный денежный эквивалент этому установитьпросто невозможно.
Однако Франция ничего непотеряла, наоборот, — приобрела. Версаль – это её богатство, которое современем всё возрастает. Этим сокровищем Франция гордится, оно составляет еёславу. В 1830 году версальский ансамбль был превращён в Национальный музейФранции, а наш век причислил его к феноменам мировой художественной культуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.