Министерствообразования и культуры Республики Калмыкия
«Элистинскоеучилище искусств им. П.О. Чонкушова»
Курсоваяработа
на тему:
«ХудожественнаяКультура Древнего Египта эпохи древнего царства
(3200 – 2400 г.г. до н.э.)»
Выполнила: студентка 3курса
Очирова Эльзята
г. Элиста,2010г.
План
Введение
Глава I. Древнеегипетская религия
1.1 Боги Древнего Египта
1.2 Обожествление фараонов
1.3 Заупокойный культ
Глава II. Искусство Древнего Царства
2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Рельефы и росписи
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Под мудрым управлениемфараонов в Египте процветала торговля и ремёсла, развивались различные науки,такие как математика, астрономия, медицина.
Период Древнего царствабыл временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен вегипетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревлеосновными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Этообъясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы,тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божествприроды.
Объект исследования:Культура Древнего Египта
Предмет исследования: Художественнаякультура Древнего Царства.
Актуальность: ПериодДревнего царства — скачок в развитии Древнего Египта. Одна из величайших эпохкультуры и истории — эпоха строительства пирамид в Древнем Египте.
Начало эпохи Древнегоцарства связывают с восхождением на трон ок. 2780 до н. э. первого фараона IIIдинастии Джосера. Она ознаменовалась необычайно быстрым развитием архитектуры.В истории Древнего Египта это был период стабильности, благоденствия имогущества. Новшества в архитектуре продолжались, и их кульминацией явиласьВеликая пирамида. В украшении этих гробниц достигла расцвета рельефнаяскульптура, впервые появившаяся ещё в додинастический период. В началеправления VI династии для фараона Униса при сооружении его пирамиды быловведено новшество: на её внутренних стенах были вырезаны многочисленныеиероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Онисоставлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты,связанные с погребением фараона, а также с продолжением его царствования имогущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источниксведений о религии Древнего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующихправителей VI династии, а также — с добавлениями, разъяснениями, изменениями иискажениями — в гробницах частных лиц на протяжении всего династическогопериода.
Столицей Египта в эпохуДревнего Царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалекоот современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городовмира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфисасохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал иведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетскоеискусство. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, ихарактер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложилисьосновные типы архитектурных памятников. Это стремление обеспечить особуюпрочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано сдревнейшими верованиями.
Для истории египетскойархитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружениекоторых тратились огромные средства. Гениальная в своейпростоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сутиегипетского общества, подчиненного безграничной власти фараона. Памятникидревнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющембольшинстве культовое значение.
Цель данной курсовой работы– объяснить особое значение культуры Древнего Царства. Для того чтобы достичьданной цели необходимо решить некоторые задачи, такие как:
Ø Дать характеристику египетскойрелигии;
Ø Выяснить истоки развития искусстваДревнего Египта;
Ø Описать памятники Древнего Египта впериод Древнего Царства.
Из-за скудости источниковконкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царстванемногочисленны.
Настоящая курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения, финального введения, списка литературы.
Первая главарассматривает развитие культуры в эпоху Древнего Царства, связь религии ипортретной скульптуры.
Вторая главарассматривает само искусство Древнего царства, его архитектуру, скульптуру,рельефы и росписи гробниц, а также предназначение гробниц и их значимость.
Глава I. Древнеегипетская религия (3200 –2400 гг. до н. э.)
1.1 Боги Древнего Египта
Первоначальная, илипримитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употреблялидревние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималосьдревними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы,реки, ручьи, деревья — всё это были божества, историю которых воспевали древниепоэты, а образы их изваялись скульпторами. Религия египетская была собраниемразличных культов, которые подвергались в продолжение многих вековмногочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, икаждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума,философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великихоснователей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистогоидолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса,всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себянесравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степенисилой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь дазаимствуют у животных.
Египетская религия, как исамо царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в нейвстречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и созначительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым поклонялисьегиптяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и единомбожестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяютповсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения втом, что оно есть именно это высшее и единое существо. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра ипозднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.
Согласно преданиямОсирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о егоблагодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как егоубийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральноеобъяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой — мраком. Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор– восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис частоизображался в виде мумии, его обычные атрибуты — крюк или кнут, символ власти,и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается сголовой быка. Изображение богини Исиды — это голова с коровьими ушами, накоторой возвышается здание – символ вселенной: она как бы стоит на богатоукрашенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать наземле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающаявладычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображаетсяс головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворилвселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак ирассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образуетвместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометриюи все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богубожественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнемподъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащимзубчатую линейку- символ разлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялисьс восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции,во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статуюбога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек иженщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокругземли. Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, икаждому из них было посвящено таким образом, какое ни будь животное.
В храмах, посвященныхбогине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьейголовой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когдакошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови искорбели. Трупы кошек бальзамировались и хоронились в пышных гробницах наспециальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий,относящихся к 4 тысячелетию до н. э. Закон был также на стороне этогосвященного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть досмертной казни. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и«кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу».Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевымзверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь. На изображениях в гробницахДревнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая все типическиечерты породы через тысячелетия. Собака, как и многие другие животные, в Египтеобожествлялась. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельствуГеродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собакмумифицировались, но мумии эти все, же довольно редки, их гораздо меньшекошачьих.
1.2 Обожествление фараона
Правитель Египта воплощалединство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магическиобеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависелиплодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомства в каждой семье.Имя его нельзя было произносить всуе, поэтому употреблялись иносказания(например, «пер-о», т. е. «большой дом, царский дворец», – понятие, к которомувосходит слово «фараон»). Лишь немногим счастливцам удавалось лицезреть «живогобога», и египетские тексты красочно описывают процедуру аудиенции, когдапосетитель, лежа на животе, целует землю у ног своего владыки, от священноготрепета теряя сознание, а то и жизнь. Покойный фараон приобщался к сонмувеликих богов и удостаивался особого культа как могущественный защитник своихподданных, оставшихся на Земле.
С целью подчеркнутьмогущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторыДревнего Египта изображали своих правителей идеализированно в фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь.
“Сохраняя некоторые,несомненно, портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали,сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие,величаво-монументальные формы тела”. Яркий пример такого произведения искусствапредставляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Она быланайдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на днеколодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ниодин мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордовосседает он на своем троне, а Гор- сокол – охранитель царской властипростирает над ним свои крылья.
“Композиция построена попринципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси,разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левойчастей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуяносит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищемдуховной сущности покойного.
В этом плане трактуетсяпортретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркиваетсяне столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего ввеках”.
Египтяне считали своихцарей подлинными сыновьями Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистотусолнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья исестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя. Такимобразом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства –время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализациивласти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел своевоплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный кругхудожественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные ирельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы,воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающеезначение в древнеегипетском искусстве.
В процессе становленияклассового общества и образования единого рабовладельческого государства рольфараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошлопуть от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полногообожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетскомобществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальныйтитул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона сталотакое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемыхв Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против богаи не спрашивай о его образе”.
Во славу царей, во славунезыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическоеправление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источникэстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающихвоображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделенфараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческогогосударства и его главе, оно было призвано в первую очередь, создаватьпамятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такиепроизведения уже по самому своему назначению должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.
Известны слова ГовардаКартера о Тутанхамоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем суверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием егожизни было то, что он умер и был похоронен».
1.3 Заупокойный культ
Заупокойный культ египтянопирается на следующие представления: со смертью человека умирает только еготело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа — имя («Рен»),душа («Ба»), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека («Ка»); именносудьба «Ка» связана с судьбой тела, ибо «Ка» не бессмертен, он может погибнутьот голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всемнеобходимым; «Ка» может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитятмагические формулы.
В разработанной домельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одноиз главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умершийдолжен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли досбора урожая.
Повелителем загробногомира был Осирис — один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осирисасчитали богом природы: с ним связывали жизнь растений — умер Осирис – умерлаприрода; расцветет все весной — значит, Осирис ожил. Именно поэтому он ипревратился в бога мертвых, который вершил свой суд.
Когда египтянин умирал,его относили к бальзамировщикам. Мастера- бальзамировщики за 70 днейизготовляли мумию – ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировалаего. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой; затембальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды – канопы,заполненные отварами из трав и другими снадобьями. Канопы изготовлены в видебогов – сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родилисьиз цветка лотоса; они – хранители сосудов с мумифицированными внутренностями:Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф – с желудком, Кебехсенуф – скишками и Хапи – с лёгкими.
Затем бальзамировщикиприступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы,используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, скоторым отождествился теперь умерший. Бог ткачества Хедихати и богиня Таитетизготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даётАнубису – Имиуту и сыновьям Хора масло и притирания для бальзамирования. Послето, как умерший упокоится в своём вечном пристанище, Шесему станет охранять егомумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате. Родные и близкиеусопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образомсоблюдены. «Ка» покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будетпреследовать свой род, насылая беды на головы потомков.
Очень часто египтянеписали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвеннымидарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка ипрекращении преследования «Ка» умершего.
Если умерший был небогат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба свнутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а накрышке – обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстветысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».
Иногда изготавливалималенький гробик, в который вкладывали деревянное подобие мумий и закапывалипоблизости от богатого погребения, чтоб «Ка» бедняка имел возможность питатьсяжертвенными дарами богача. Гроб богача роскошно отделывали и в гробницеопускали ещё в каменный саркофаг.
Погребальная процессия,оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались назападном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски боговДуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется кнекрополю.
Жрецы и Муу приводятпроцессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «открытие уст», жрецы относят гробс мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороныпогребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной – Хапи, увосточной – Дуамутефа и у западной – Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались сИсидой, Нефтидой, Нейт и Серкет – защитницами и хранительницами умершего,изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.
Вход в гробницу тщательнозаваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав егопечатью некрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулетв виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов невоскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра:ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденномубогиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревяннуюстатуэтку Шу.
В воскрешении умершегопримут участие все боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет,Баст, Таурт, Месхент и Хекет. «Ка» умершего предстаёт перед судом Осириса.Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весовложится сердце, а на другую – перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедьотрицания» — перечисляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одномиз них он не виновен. Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит,покойный грешен и боги выносят ему обвинительный приговор. Тогда грешное сердцеотдают на съедение страшной богине Амат – чудовищу с телом гиппопотама, лапамии гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии,покойного признают «правогласным».
«Ка» – Двойник, подобиечеловека. Человек и его «Ка» похожи, «как две руки» — поэтому слово «Ка»пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к верху: «Ка» рождаетсядважды: в первый раз – вместе с человеком, и во второй – при его жизни, когдабудет изготовлена погребальная статуя «Ка» и жрецы совершат над ней обряд«открытие уст и очей», который наделит статую способностью говорить, вкушатьпищу и видеть свет. «Ка» будет обитать в своём вечном жилище – в своейгробнице; туда ему будут приносить жертвенные дары и совершать ради негозаупокойные службы.
«Проблемой Ка»египтология занималось полтора века, и за это время ученые сделали множествоценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов работы о «Ка» практически пересталипоявляться в печати, и «проблема Ка» фактически была признана бесперспективной.Лишь в 1987 г. эта проблема была разрешена русским египтологом А.О. Большаковым:как реально существующий Двойник человека египтянами был истолкован образ этогочеловека, «живущий» в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-тообраза человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок»,напоминание, этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянамслужили изображения, в частности – статуи покойного.
В эту теорию очень хорошо«вписывается» ещё одна «душа» египтянина – «Ах», буквально: «Светлый,Освещённый». «Ах» изображался в виде хохлатого ибиса: но это изображение лишьзвуковой иероглиф, ни как не связанный с представлениями об «Ах». До недавнеговремени о значении «Ах» и о связанных с ним представлениях и верованияхегиптологическая наука ничего определённого сказать не могла. В свете же теорииА. Большакова «Ах» есть «душа», которая, в отличии от «Ка», не рождается вместес человеком, но которую он обретает лишь после смерти путём ритуала «открытиеочей». Зрение, при помощи которого «оживает» «Ка», является необходимымусловием потусторонней жизни, ибо «слепая» статуя не может кормитьсяжертвенными дарами. Отсюда связь солярных божеств жизнью и воскресением, а сил«тьмы» — со смертью и небытием; отсюда и важность обряда «открытие очей» — возвращениеспособности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяютобъяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убитый Осирис«воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз. Поскольку уубитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему глаза Хора не былокомпенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте. Осирис был слеп каквсякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новое, «искусственное» зрение.Осирис, получивший глаз, «оживает», так как становится зрячим. Впрочем,«искусственный» характер этого нового зрения всё-таки даёт себя знать: обретаяактивность, Осирис становится царём мира мертвых, но в мир живых невозвращается. «Ах», таким образом, означает «Зрячий».
О значении души «Шунт»(«тень»), к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно.Изображалась она в виде тёмного силуэта; и некоторые посмертные наказания загрехи включали в себя уничтожения Тени грешника.
«Ба» — сокол счеловеческой головой «жизненная сила» человека: человек умирает, когда «Ба»покидает тело, выливается через рот, и оживает после возвращения «Ба» в мумию.Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным: что бы «Ба» могобрести свою мумию.
Мумию для «Ба» бальзамировщикиизготавливают из «Сах» — мертвого тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинитувечье телу – «Сах», подлежит каре и презрению, даже парасхит – вскрывательтрупов перед мумификаций. Он делает на теле умершего надрез кремневым ножом исразу обращается в бегство, а все присутствующие жрецы-бальзамировщики иродственники покойного преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонкукамни. Дом парасхита — «нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом покакой либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.
Стража фараона охраняетнекрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. Иони не только забирают всё ценное, они уничтожают мумию, чтобы та не настигла ине отомстила. «Ба» лишался своей мумии, своего тела – «Сах». Поэтому в гробницедолжно быть подобие умершего – каменная статуя. А что бы «Ба» узнал своюстатую, она должна иметь с умершим полное портретное сходство.
Что касаетсясвятотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара: заживо быть съеденнымикрокодилами или львами. Их «Ба» не получает ни мумии, не скульптур и они немогут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на веки вечные.
Мумии фараонов служиливполне определенной цели. Мумия или скульптура умершего должны были бытьмаксимально портретными и анатомически реальными потому, что по египетскойрелигиозной традиции после смерти двойник человека «Ка» возвращается кчеловеку, опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяетсяв него, оживляя для другой — вечной жизни. Недаром даже до наших времен сохраненегипетский текст церемонии «открытия уст» статуи, служивший для ее оживления.Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной скульптуры в ДревнемЕгипте. Рельефам и росписям художники тоже придавали портретное сходство. Яркоетому подтверждение — сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастабах, иего скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможиНефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».
Строгая фиксированностьжестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностьюи ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был бытьпредставлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным кцеремониям великих богов.
В портретах прекрасноразработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным,отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетныхпереживаний — ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденногоот всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию вискусстве Древнего царства.
Глава II. Искусство Древнего Царства
2.1Архитектура
Искусство древнего Египтав большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества,является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ееисторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но иархитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодомвечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденцийвельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, апрежде всего сырцовый кирпич. Светские здания почти не сохранились. Иначевыглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати,которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этихпостроек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям,свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники.
По представлениямобитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являласьподобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой;гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Изэтого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Таккак в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставилистатуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница – домумершего – должна была служить таким помещением, где была бы в полнойсохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные моглиприносить все необходимое для его питания. Эти требования и определилиструктуру гробниц Древнего царства.
Для истории архитектурыбольшое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которыхпосвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих.Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что ониявились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль вегипетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. Приэтом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, чтопредводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, адух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредьохранять свое племя.
В нарастающей грандиозностицарских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию,и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этоймонархией труда народных масс.
Для постройки такихсооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозитьиздалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнегонапряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантскиесооружения.
Мысль зодчих исовершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массыздания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не моглоуже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшимэтапом в развитии царских гробниц явилась, поэтому идея увеличения здания повертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитойусыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.), такназываемой «ступенчатой пирамиды». Имя ее строителя, зодчего Имхотепа,сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленныхмудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача.Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а грекисопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.
Пирамида Джосера былацентром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся ещестройностью общей планировки, был расположен на искусственной террасе и занималплощадь в 277,6м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8м толщиной ив 9,6м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60м и состояла как бы изсеми мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна нетолько формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен вкачестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще не вездеимел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн,они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камнеповторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолкивырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны впропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важнаи по своей декорировке, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров:четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскимиплитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в формераскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровымиплитами, а в ряде подземных покоев – блестящими зелеными фаянсовыми изразцами,воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера вцелом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себезамысел огромной новизны и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценногооформления этого замысла техническими и художественными возможностями.
Еще не были найденыприсущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образоморганизована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществленоосновное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главныйматериал египетского зодчества.
Пирамида Джосера открылапуть к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такойпирамидой была усыпальница царя IV династии Снорфу (около 2900 г. до н. э.) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитыхпирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себефараоны IV династии Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).
Наиболее грандиозная изтрех – пирамида Хуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самымбольшим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6м, а длина стороны ееоснования- 233м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотнопригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый;подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков.
Отдельные блоки весили по30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами срасположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя.Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры –известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитамихорошего отшлифованного известняка. Ее массив четко выделялся на голубом небе,являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.
Каждая из пирамид в Гизе,как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; однакорасположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих датьчеткий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперьодна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды иотделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиесяиногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабовпо сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величиныпоследней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийсякрытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти воротастроились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку отних зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пескипустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четкораспланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихсяодновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойныххрамах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, которыйпредставлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивныхизвестковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитнымигранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения длязаупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами истатуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ковсему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12м в высотуи имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы.Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдольстен, которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных породкамня.
Завершает ансамбльвеликих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторонаоснования — 108 метров, первоначальная высота — 66,5 метров (сегодня — 62 м), угол наклона — 51o. Единственная погребальная камера пирамидывырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величиепирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамидыХефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.
Отличительной чертойархитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративныхвозможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободностоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированныхплоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храмапрекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита ис алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долинесоставляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита,сливочно-белого алебастра и желтого шифера.
Иной характер носитоформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э.).Хотя эти усыпальницы и сохраняют все основные элементы гробниц царей IVдинастии, однако их пирамиды резко отличаются от грандиозных памятников ихпредшественников. Они намного уступают имразмерами, не превышая 70м в высоту, и сложены из небольших блоков, а частичнодаже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IV династии легло слишком тяжелымбременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ,и вызвало недовольство номовой знати. Возможно, что результатом этогонедовольства явилась происшедшая около 2700 г. до н. э. смена династии. Новые фараоны были вынуждены считаться с номовой знатью, и не могли напрягать все силыстраны для сооружения своих гробниц. Тем большее внимание уделялось имиоформлению храмов, которое теперь и должно было выражать основную идею гробницафараона – прославление царской власти. Стены этих заупокойных храмов и залов вворотах стали покрываться цветными рельефами, прославляющими фараона, как сынабога и могучего победителя всех врагов Египта. Богини кормят его грудью, вобразе сфинкса он топчет врагов, из победоносного похода прибывает его флот.Размеры храмов при пирамидах увеличивались, их архитектурное убранствоусложнялось. Именно здесь впервые появляются ставшие потом столь характернымидля египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме связокнераспустившихся папирусов.
«Царские усыпальницы –пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, навсегда осталисьнепревзойденными образцами монументального зодчества» – пишет В.В. Павлов. «Долгоевремя, следуя Геродоту, в них видели простой памятник нелепого тщеславия ижестокости деспота. На самом же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень«Такие грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам,результатом массового воодушевления. Колоссальные трудности, связанные свозведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с помощьюбичей. Люди должны были верить во что-то, когда создавали пирамиды». Изучениедревнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизнифараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлялветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Егонеобходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться егопокровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытаятаинственная жизнь.
«Пик вечного дома, вознесенныйнад полями, рощами пальм, городом и рекой, был постоянным напоминанием о том,что Великий Маг бодрствует, что он совершает свое служение на благо египетскогонарода. Это приводит нас к вопросу о том, как представляли себе египтянепосмертную судьбу человека». Для некоторых древних культур характернопредставление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни.Выходило, что для благополучной и счастливой жизни «там» необходимо все тоже,что и «здесь». Со времен Древнего царства такая привилегия была доступна лишьфараонам.
Гробницы знати, такназываемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, имассивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели виддома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом»представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Ктакому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Длягробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастабаусложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземнойчасти, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось иколичество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляютсякоридоры, залы и кладовые.
Чтобы обеспечить себебезбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых днейсобственного правления начинали строить себе надежное «вечное» жилище ипродумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи,мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочимобслуживающим персоналом. Все эти люди должны были следовать в гроб за своимгосподином или будучи убитыми, еще на земле, или живыми в трансе отодурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет вэтом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрениязаконами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самаяроль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутригробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображеныславные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее,то, что можно условно назвать изображениями «культового назначения».
Многолетние исследованияученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в гореМукаттам на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны.Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу.Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали напирамиду по наклонной земляной насыпи.
Великие пирамиды — частьобширного некрополя Гиза. Рядом с ними — несколько маленьких пирамид, гдепогребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия платоГиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.
У каждой из великихпирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм — дорога — верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менеецелостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнегохрама, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребениемпрощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнегогранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за нимиустремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид — БольшойСфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдатыотстрелили ему нос), представляет собой самую большую монолитную скульптуру.Его длина — 73 метра, высота — 20 метров. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этогофараона.
Особое внимание, котороезодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилосьна общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий,основной тип египетской колонны – в виде связок бутонов лотосов. Появляетсяновый вид зданий – так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такогохрама был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью иярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивалсяогромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходомс воротами в долине.
Именно Древнее царствовыработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжениитысячелетий творили все египетские художники.
Египтяне Древнегоцарства, найдя некоторое новое системное решение для структуризации своегообщественного устройства (объединение – покорение многих ранее враждовавшихмежду собой номов рабовладельческого Египта под власть одного фараона), находяти в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработкипринципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытийегипетского искусства. Бессмертные памятники донесли и до наших дней живоедыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, наследовали долгиепериоды медленных эволюций. С другой стороны это решение оказалось настолькоудачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезныхизменений на протяжении всей долгой истории Древнего Египта.
2.2 Скульптура
Египетские мастерасоздали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничегоподобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно водной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и свыставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию,портреты передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людейбыло больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Статуи почти всегдараскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной искорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностьюстроения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое сархитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на памятьсравнение со скульптурой Античной Греции классического периода, но тамназначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египтатам пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.
Скульптуры Древнегоцарства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они быливытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, чтооставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случаероль фона.
Характерно и изображениедревнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид – Имхотепа,жившего около ХХVIII в. до н. э. Имхотепзнаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре.Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом изначительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свитокпапируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль вгосударстве. Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитекторадонесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.
Имхотеп предложил Джосеруна то время совершенно небывалый по размаху проект, от которого фараон простоне смог отказаться. Поскольку Джосер, так же, как и другие египтяне, по своейвере должен был заботиться, в первую очередь, о своей жизни после смерти и, какэто было принято у фараонов, он обязан был построить себе гробницу ещё присвоей жизни, Имхотеп подал ему идею — воздвигнуть необычную усыпальницу.Необычность заключалось в том, что это была не просто мастаба. vezha.kiev.ua/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D1%81_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B.jpg
Имхотеп предложил Джосерупостроить вместо привычной усыпальницы ступенчатую пирамиду, да не из простогосырцового кирпича, который тогда был распространённым строительным материалом,к тому же непрочным, а из тесаного камня, что предполагало долговечность. В тевремена для Египта — это было революционным решением. Идея Имхотепа построить«лестницу, сброшенную с небес для божественного восхождения фараона» настольковдохновила Джосера, что он распорядился немедленно начать работы, не жалея наэто средств, поручив строительство самому Имхотепу.
Более того, он включил вплан строительства даже огромное зернохранилище, так сказать, государственногоуровня. И надо отметить, что впоследствии, благодаря большим запасамхранящегося там зерна, египтяне достаточно безболезненно переживали годынеурожая и засухи. Весь комплекс окружает очень красивая и сложная стена. Отглавного входа в восточной стене до выхода на южной — один вход, который ведетв длинный зал с 40 колоннами, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана сглавной стеной перпендикулярной ей перегородкой, формируя маленькие«кабинки» между каждой колонной.
Когда Вы выходите из этойколоннады и проходите прямо вперед, Вы приближаетесь к ряду очень большихбункеров, которые уходят глубоко в землю. Они чрезвычайно велики в своихразмерах, намного больше, чем любые известные погребальные палаты, и, вдобавок,соединены туннелем, который проходит намного ниже уровня основания земли. Крометого, каждый бункер имеет лестницу, доходящую до его основания. Каждый городхранил зерно в своем регионе, но в этом комплексе в Саккаре такие огромныебункеры, которые могли хранить невероятное количество зерна — больше, чемнуждался бы отдельный город.
При входе в этоткомплекс, как описано ранее, есть сорок маленьких кабин, каждая из которыхимеет такой размер, что в эту кабину мог помещаться один человек, которыйуправлял бы выдачей квитанций и получением оплаты от людей, прибывающих с цельюкупить зерно. Могло быть также несколько таких «кассиров» для каждойгруппы языка, чтобы управляться с закупками тех, кто говорил на различныхязыках. Конечно, египтологи думают, что все эти небольшие кабины былипредназначены для статуй, однако никаких опор там не было найдено, а статуивсегда устанавливались на опорах (или постаментах). Статуи могли исчезнуть, ноопоры обычно остаются.
Комплекс в Саккареуникален, так как ничего подобного ему никогда не было найдено. Он был описанУильямом Хейесом как являющийся «настоящим городом по своей сути,запланированным и выполненным как отдельная единица и был построен изпрекрасного белого известняка с близлежащих Мукаттамских Холмов»(«Скипетр Египта», том 1, стр.60).
Место, выбранноеИмхотепом для строительства данной усечённой пирамиды, было отнюдь неслучайным. Оно располагалось на краю плоскогорья, того самого плоскогорья, накотором в нескольких километрах к северу находился Большой Сфинкс. Имхотеп,объясняя план строительства фараону, жрецам и вельможам, мотивировал выборэтого места на пустынном плато якобы более близким расположением к Мемфису ипрекрасным видом, который открывается оттуда на Мемфис.
На самом же деле, этоместо точно соответствовало одним из отмеченных земных географических координатна «звёздной карте», открытой ему ещё Сокровенником. Большой Сфинкс,воздвигнутый задолго до этого времени (а не после жизни Имхотепа, как сейчаспредполагают, якобы во времена строительства больших пирамид!) являлся важнымориентиром для выверенного и точного месторасположения данной усеченнойпирамиды.
2.3 Рельефы и росписи
Раскрашенный рельеф, изкоторого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно,но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени V – VI династийфараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницыстановятся меньше по размерам.
В это время акцентпереносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места изначения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторымипривилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимисяуже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то,чтобы их «дома вечности» были построены и расписаны подобно гробницам фараонови теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те жесхемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время намизвестно, что дистанция все же соблюдалась, так как, читая надписи в гробницах вельмож,мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой»,или подобными им.
Сам по себе египетскийрельеф – явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленногоизучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник,в которых работали. Они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, ноизображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, аидею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитанына зрителя – человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенныенепревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда изапрещен. Таким образом, это искусство должно было скорее напоминать «увековечиваниеформы», а не творческий акт и не желание украсить «вечное жилище» фараона. Искусствоискало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительновыработало язык, отвечающий идее постоянства – язык экономного графическогознака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенныхобъемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное – пастух доиткорову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, — этибесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия,сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века. Встречаются тритипа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и выпуклый с углубленнымиконтурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда этоочень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живымиизображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимыхприродных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован наплоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого родаизобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществамиобъемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны иживописная раскраска, и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.
В эпоху Древнего царстваискусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях изгробницы зодчего Хесира в Сакара иллюстрируют это как нельзя более лучше.Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественноймонументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостьюи непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека».
Кроме того, египетскиехудожники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего (!)ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычнораскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств –архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной,скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реальногомира.
Рельеф Древнего царствабыл более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих илизаглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее дляегиптян, чем чисто плоскостная живопись.
Британская Энциклопедиясообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской наподготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписяхиспользовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая – тертыймалахит, синяя – лазурит, и черная – сажа. Содержание росписей и рельефов взахоронениях Древнего царства, строго говоря, можно разделить на два типа: во-первых– прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земнойжизни, во-вторых – более редкие росписи, посвященные таинственной будущейжизни, «жизни вечной и вечному блаженству»». Сюжеты росписей довольно типичны,всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни –на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ впоместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессиислуг, приносящих дары.
Композиции рельефов иросписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававшийих человек находил нужное решение поставленной задаче. Монументальность,свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесносплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразнойкомпозиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнегорасстояния такая стена смотрится пестрой красочной плоскостью. Характерныйпример – росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н.э.). При чуть более близком рассмотрении «ковер» распадается на огромноеколичество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственнымизаконами. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живостьи непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики.Возможно, эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределеннойфиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можнообъяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различныеизображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали обыте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразитьфункции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы недолжны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах.Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлисьизображениями богов.
Градация размеров,масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкуюпевучую вариативность ритма была для египтян, прежде всего градацией ценностей.Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники иприближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенныеперсонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры –рельефы в гробнице Ти и в мастаба в Сакара… Такая шкала была наиболееуниверсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых,различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Дажевеличие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось дажекаким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины егофигуры и эффектной, предопределенной каноном, позой.
Нельзя также однозначноутверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнеедругих. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно инеотвратимо для всех. Композиция, как правило, построчная, с соблюдениемсимметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись, каки в круглой скульптуре, соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам,с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.
Египтянам удавалосьдобиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использованиииероглифов и изобразительных композиций. Кроме информативной функции, иероглифытакже служили выразительным средством декорации архитектуры. Внося в живописнуюили рельефную композицию элемент регулярности и стабильности, они были первойступенью шагом на пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописиили рельефа. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупаюттонкостью и изяществом.
Стены и колонныегипетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать посвоеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры былапредставлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее.Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченныхврезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; имсопутствовали иероглифы — знаки — картинки письма древних египтян.
Сходство композицийпостроения иероглифов и композиций росписей и рельефов позволяют заключить, чтопервое произошло из второго, сохранив многие характерные черты. В качествепервого примера пиктографии (рисуночного письма) обычно приводят плиту фараонаНармера, с одной стороны, несомненно, являющуюся произведением высокогоискусства, и с другой стороны несущую в своем изображении вполне конкретнуюстатистическую информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшемпроизойдет дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности исовместимости: живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничаютс иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство, мы отмечаем несомненноеродство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященногочеловека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками,дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. Вобоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон.
Заключение
Искусство Древнего Египтапоражает меня своей грандиозностью, необыкновенными масштабами,величественностью и красотой.
Своеобразие и особенностидревнеегипетской культуры состояли в следующем:
первое – раннеезарождение там классовых отношений и государственности;
второе – географическоеизолирование страны, что затрудняло культурные заимствования извне;
третье – тесная связьискусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала.
Период Древнего царствабыл временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формыгосударства. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежалаархитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменныепостройки — гробницы фараонов, пирамиды.
Самая главнаяотличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что онобыло призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культаи государственного культа обожествленного фараона. Религия – первоосновадревнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавшийнепосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всеговремени ее существования.
Египетское искусство схарактерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптуройявилось основой для античного искусства и европейского в целом.
Египетское искусствоявилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетскаякультура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини –матери Исиды – получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурныйпортрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы исфинксы были восприняты античным искусством, а через него – европейским.
Древнеегипетская культураи цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многихнародов. И после исчезновения египетскойцивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми людипользуются до сих пор.
Список используемойлитературы:
1. Искусство Древнего Египта. М.Э.Матье, М.1961 г.
2. Искусство Древнего Египта. М.Э.Матье, 1970 г.
3. Искусство Древнего Египта. В.ВПавлов, М. 1962.
4. Искусство Древнего Мира. Н.АДмитриева, Н.А. Виноградова, М. 1986.
5. История искусства зарубежныхстран. Репинская академия художеств, М. 1962.
6. История искусства зарубежныхстран. Первобытное общество, Древний восток, Античность. Репинская академияхудожеств. 1980.
7. Магизм и единобожие. ЭммануилСветлов (прот. А.Мень) Брюссель, 1970.
8. Жданов В.В. Проблема времени вдревнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. — 2003. — N2. — С.152-160
9. Культурология: Курс лекций: Учеб.Пособие / Под ред. А.А. Радугина, 1996. — 398 с.
10. Фарлонг, Д. Стоунхендж и пирамидыЕгипта: Ключи от храма жизни / Фарлонг Д. — М.: Вече, 1999. — 400 с.
11. История Востока: в 6 т. /. — М.:Восточная литература РАН, 2000 — Т.1: Восток в древности: научное издание. — 688 с.
12. Рак, И.В. Египетская мифология /Рак И.В. — 3-е изд., доп. — СПб. :«Нева», 2000. — 400 с.: ил.
13. История древних цивилизаций — СПб.: Полигон: АСТ, 1999. — 480 с
14. Гриненко Г.В. Хрестоматия поистории мировой культуры: Учебное пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. — 669 с.
15. roman.by/r-20855.html
16.http://ru.wikipedia.org/wiki/
17.images.yandex.ru/