Культура«присутствует» буквально во всех сферах жизнедеятельности человека.Так, говорят о политической, правовой, философской культуре личности, осоциокультурном пространстве, о культурной политике и т.д.
Феномен культурыбуквально «пронизывает» всю социально-духовную жизнь общества. Вусловиях нравственно-духовного кризиса, охватившего общество, культура, посуществу, может явиться тем фактором, который способен консолидировать обществона новых идейно-нравственных ценностях.
Что же представляет собойфеномен культуры? Есть ли такое емкое определение культуры, в котором были быотражены, «схвачены» все ее проявления?
На сегодняшний деньтакого определения нет. В настоящее время и в отечественной, и в зарубежнойлитературе по проблемам культуры насчитывается более 400! определений культуры.Вполне понятно, что такой «разброс» мнений не способствует тому,чтобы дать единую, сущностную дефиницию данного явления. Одно определение даютфилософы, другое — социологи, третье — культурологи и т.п.
Так, культуру определяюткак совокупность материальных и духовных ценностей, как единство некихсимволов, выражающихся в языке, как реализацию сущностных сил человека, каксостояние духовности в обществе и т.п.
Можно ли дать единую,сущностную дефиницию феномена культуры? Представляется, что это довольносложно. И вот почему. Как уже говорилось выше, культура«присутствует» буквально во всех явлениях, сторонах общественнойжизни, которые очень подвижны, изменчивы, и, в свою очередь, требуют своегообъяснения.
Так сейчас, в связи синформационными процессами в обществе, встает вопрос об информационной культуреобщества и личности, о включении интеллектуальных систем в различные сферыжизни общества, а это уже требует и другие подходы к анализу культуры. Посколькуфеномен культуры является полифункциональным явлением, то, более плодотворнымпри его рассмотрении будет выделение, анализ реальных подходов, где так илииначе «присутствовали» бы характерные черты, признаки, особенностиданного явления. Рассмотрение нескольких подходов позволит избежать субъективизмаи произвола в объяснении данного феномена, позволит более полно охватить всесвязи и взаимодействия данного явления с другими.
Прежде всего феноменкультуры следует рассматривать как особый способ человеческойжизнедеятельности. Здесь — и единство объективного и субъективного, и раскрытиев актах самой деятельности сущностных сил человека: знаний, умений, навыков,опыта, способностей и т.д.
В данном случае культурабудет выступать, как способ организации, регуляции. Самой жизнедеятельностиобщественного человека, повышения уровня его общественной активности. Культураи будет «направлять», регулировать эту самую деятельность, являясьсвоего рода технологией .
Культура — это исовокупность знаковых систем, сложившихся в обществе. Посредством символов,знаков как ценностей и смыслов культуры осуществляются коммуникационныепроцессы в обществе, сохраняются его социальная память и опыт.
Кроме того, культура — это и особый мир ценностей. В культуре и посредством культуры реализуютсяидеально-ценностные цели, идеалы, представляющие ценность как для отдельногочеловека, так и для человечества в целом. Совокупность материальных и духовныхценностей — это не только реализация субъектно-объектных отношений, но иопределение идеалов, целей и смысла жизни.
Но культура — это нетолько ценности, знаки и символы, но это и определенное социальное образование- институт, как своего рода система, некая целостность несовпадающая сприродой, регулирующая поведение людей, определяющая нормы и роли их поведения.
Так как носителямиценностных отношений, регулирующих человеческую жизнедеятельность являетсясемья, брак, обычаи, традиции, язык и символы, то культуру можно рассматриватьи как совокупность этих общественных элементов, составляющих структуруцелостного общественного организма.
Культуру можнорассматривать и как процесс творчества. В процессе творчества человексовершенствуется как идейно-духовный субъект культуры.
Поэтому все возрастаетзначение хобби. Любимое занятие отвлекает от жизненных неурядиц, востанавливаетдушевное равновесие.
Хобби играет очень важнуюроль в жизни человека, способствует постоянному развитию личности, проявлениюиндивидуальности. Благодаря ему мы находим единомышленников, друзей, с которымивсегда есть о чем поговорить, тех, кого волнуют те же проблемы, что и нас.
В зависимости оттемперамента, условий проживания, воспитания, природных склонностей исоциального круга человек выбирает себе увлечение. Для многих это отдушина,поддерживающая в трудные жизненные ситуации, наполняющая существование новымсмыслом, позволяющая проявить себя, овладеть новыми навыками, обогатитьсядополнительными знаниями.
О нас можно многое узнатьлишь зная круг интересов, любимое увлечение. Есть счастливцы, для которых хоббиявляется работой, за которую они получают деньги. Вот уж воистину замечательныйвариант!
Исконноезначение английского слова hobby, отодвинутое временем на вторые позиции спометкой «устар.», — маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь.Отсюда и выражение to ride a hobby, обернувшееся в нашем языке известнымфразеологизмом «сесть на своего конька». В русский речевой обиход слово «хобби»вошло сравнительно недавно, уже в ХХ столетии, и долгое время употреблялось направах модного англицизма вроде современных «мониторинг», «промоушн» и т. п.Узаконили эту новинку русского лексикона и ввели в толковые словари лишьполвека назад, когда несколько спал ужас перед растлевающим влиянием Запада.Современная редакция «Словаря русского языка» С. И. Ожегова определяет значениеслова хобби так: «Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге».
Трудносказать о хобби в масштабах всего человечества лучше, чем это сделал Н. В.Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души». Вот что он пишет: «У всякогоесть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, чтоон сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней;третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повышетой, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезито том, как бы пройтись на гулянье с флигель-адъютантом, напоказ своимприятелям, знакомым и даже незнакомым; шестой уже одарен такою рукою, котораячувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузуили двойке, тогда как рука седьмого так и лезет произвести где-нибудь порядок,подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков, — словом, увсякого есть свое…»
Действительно,хобби невозможно без увлечения, азарта, страсти и даже некоторого фанатизма —одним словом, без того, что классик называет задором, — и страсти не порочной,не пагубной, а допущенной всеми моральными системами, дозволенной законом иприветствуемой обществом. Если некто ежедневно посещает публичный дом илиигорный клуб, едва ли можно назвать это «хобби». Зато когда человек занятколлекционированием марок или проводит отпуска и уик-энды на горнолыжномкурорте, предполагается, что он не пойдет грабить банк или убивать сограждан.Не потому ли во всех современных анкетах, заполняемых при поиске работы,присутствует графа «Ваше хобби» или «Ваше любимое занятие»?
Хобби — будьто коллекционирование, путешествия или поглощение изысканных блюд — не простолюбовь, пристрастие к чему-то, но пристрастие действенное, то есть выливающеесяв занятие. Однако это занятие не может быть основной работой, службой,профессией. В противном случае оно автоматически перестает быть хобби.Неслучайно ведь понятие хобби никогда не применяется по отношению к детям, ибовсе занятия ребенка равноправны и одинаково несерьезны (с точки зрениявзрослых). У ребенка нет еще «настоящего», «серьезного», «главного» дела, тоесть нет основной деятельности или профессионального статуса — только на ихфоне другое постоянное занятие может быть определено как хобби. Так что хобби —всегда альтернатива по отношению к профессии. Иногда, особенно если человеквыполняет рутинную работу или его обязанности тяжелы для него, именно этосвойство оказывается наиболее важным и привлекательным, и тогда хоббиподчеркнуто контрастирует с профессией. Например, у Льюиса Кэрролла — а точнее,у профессора математики Чарлза Доджсона — было два больших увлечения, имеющихочень мало общего с математикой: фотография и литература.
Но все в этойжизни неустойчиво и подвижно: нередки случаи, когда увлечение становитсяпрофессиональным занятием. Скажем, для русского дворянина музыкальноеобразование было делом обычным, а профессия музыканта — почти невозможным, иесли увлечение музыкой оказывалось серьезным, то это не могло до поры довремени восприниматься иначе, чем хобби. Так, Александр Порфирьевич Бородин поуниверситетскому образованию химик, на этом поприще строил своюпрофессиональную карьеру, а музыкой занимался, что называется, для себя, хотя ивполне серьезно. Автор «Князя Игоря» посещал кружок, впоследствии названный«Могучей кучкой», сочинял сам и имел учеников, но по занятости научными деламине успевал закончить многие произведения — их уже после смерти композитора завершалиего преемники-профессионалы. Петр Ильич Чайковский служил по юридической линии.А Николай Александрович Римский-Корсаков был потомственным моряком, ходил вкругосветное путешествие. Будучи уже признанным мэтром в мире музыки,преподавателем композиции в петербургской Консерватории, он одновременноявлялся и ее студентом по другим дисциплинам, ликвидируя пробелы в своем музыкальномобразовании. Не всегда, правда, переход от увлечения к профессиональнойдеятельности заканчивается триумфом: вспомним полунищего испанского идальго,чьим хобби было чтение рыцарских романов…
Писатель ифилолог Владимир Набоков страстно увлекался бабочками. Он ловил их, рисовал,изучал, описывал и никогда не делал из этого секрета. В результате бабочкастала чем-то вроде его личной эмблемы, фирменного знака. На одной из самыхизвестных фотографий классик русской и американской литературы со зверскимлицом и сачком в руке гонится за бабочкой. Другой русский писатель, ИванСергеевич Тургенев, как и многие его современники, был заядлым охотником.Повествование в «Записках охотника» ведется от первого лица, и тем самымлитератор, по сути, подписал себе приговор: даже у нас, далеких потомков,Тургенев ассоциируется с ружьем и пятнистой собакой не меньше, чем с пером иписьменным столом в лутовиновском кабинете. Известна страсть Гитлера кживописи. Знаменита также брежневская коллекция автомобилей. Зная об этом«задоре» главы шестой части земного шара, генсеку любезно презентовали машиныво всех посещаемых им странах (а поездить по свету, как мы помним, он тоже былбольшим любителем). А его преемник, бывший руководитель КГБ Ю. В. Андроповписал лирические стихи о любви и Родине — о чем, между прочим, знали прекрасно,правда, не иноземные правители, а свои, советские граждане.
То есть, если«привычка – вторая натура», то хобби – это почти вторая жизнь. И любой человекобязательно эту жизнь имеет. С одной стороны у него есть то, что он должен.Это его работа, его необходимость зарабатывать деньги, подчиняться правилам инормам общества, жить по регламенту. С другой стороны, каждый человек делаетто, что он хочет. Собирает марки и наклейки, покоряет горы, увлекаетсякараоке, сочиняет стихи, играет в шахматы, мечтает найти клад, пишет рассказы,танцует, изучает творчество любимого актера, писателя. Это свойственно всем, –и даже тем, кто всемирно признан в профессиональном плане.
Зачем,казалось бы великому Дмитрию Менделееву какое-то хобби? Ан нет, в свободное отхимии время он с упоением изготавливал чемоданы. Знаменитый физиолог ИванСеченов увлекался музыкой и пением, – и сохранились даже записи его пения. Анаш выдающийся русский хирург Николай Склифосовский увлекался садоводством,выводил новые сорта фруктов. Плюс к этому он играл на виолончели и водил дружбус известными композиторами того времени. А одним из увлечений ВладимираВысоцкого была чайная церемония: он всегда заваривал его сам, – и полки на егокухне всегда были заставлены до самого потолка банками и коробками с чаем.
Художник-баталистВасилий Верещагин коллекционировал оружие. Его страсть разделяет АнжелинаДжоли, популярная фотомодель и актриса: увлекается холодным оружием. ГербертУэллс, автор знаменитых фантастических романов «Машина Времени» и «Война миров»собирал оловянных солдатиков. Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Билл Клинтони Дэн Сяопин были страстными игроками в бридж. А президент США ФранклинРузвельт и премьер-министр Джавахарлал Неро вошли в историю не только каквыдающиеся политические лидеры своего времени, но и как обладатели самыхбольших в мире марочных коллекций.
Интересноотметить тот факт, что увлечения выдающихся людей стоят далеко в стороне от ихпрофессиональной деятельности. Возьмем для примера чемпионов мира по шахматам –Анатолия Карпова и Гарри Каспарова: первый собирает марки, второй увлеченисторией и хронологией. А вот Лев Толстой, Владимир Ленин, Эрнесто Че Гевара –они были страстными поклонниками шахмат. Видимо, как бы не хотелось, – но должени может совместить всё же не удается. И на одной чаше весов всегдаоказывается то, что человек должен делать, то, в чем он максимальносамореализовался. На другой же чаше – то, что он просто хочет делать.
В своейавтобиографии В. Высоцкий писал: «Если на две чаши весов бросить мою работу: наодну – театр и кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работунад песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Я вам должен сказать, что песнядля меня – никакое не хобби, нет! У меня хобби – театр».
Хобби – этоудовольствие для себя. Без каких-либо обязательств. Со своими правиламиигры и логики ее развития. Увлечение – это мир, где время теряет свою властьнад вами. Вы и только вы вольны распоряжаться своим миром, своимудовольствием, своей тайной страстью.
Никто непонуждает вас, никто не задает правила игры, никто «не стоит над душой». Вы –хозяин, вы – чародей, вы – Алладин своих собственных желаний. Заканчиваетсярабочий день, должен прячется в завтрашний день, и приходит время – хочу,желаю, жажду. И что же получается? Хобби – это наше тайное желание бытьсамим собой. Проявить истинно себя. Хобби – это абсолютная свобода нашего«Я».
Хобби – эточеловек сам. Может быть, гораздо больше, чем в любом другом аспекте жизни.
Это именносам человек: без лжи, вранья, фиг в кармане, масок на лице. Он обретаете полнуюсвободу своего Я, искренность своих истинных желаний, простор длятворческого самовыражения. Именно эта потребность в хобби (как символа свободыи творчества), – одна из самых притягательных и сильных. Хобби — это всегдасвободный выбор человека, его личное дело и его частная жизнь. Человек, укоторого помимо того, чем он известен, есть еще и хобби, не просто выглядитболее интересным и разносторонним в глазах других людей — он как бы оживает вобщественном представлении, перестает быть только именем, титулом, иконой. Ага,дескать, вот ты такой великий (знаменитый, умный, богатый, жестокий…), а и утебя, брат, есть своя невинная страстишка… Не для того ли губернатор города Nиз упоминавшейся уже гоголевской поэмы вышивал по тюлю и демонстрировалподчиненным и гостям собственноручно изготовленные изящные кошелечки?..
Списокиспользованной литературы
1. Лурье М. Мой конек, или Что такое хобби? // 100 дорог, № 4(51), 2003 г., с. 15 – 18.
2. Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Культура. Техника. Образование.Учебное пособие для технических университетов. Днепропетровск, 1999.