Введение
Терминкультура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, доэтого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иногоявления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историкПуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействиюцивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то естьсобственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизациикоторые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культурав этом смысле говоря о национальной культуре.
В XIX и ХХ веках понятиекультуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и дажешироких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западнойкультурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологическихдисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором которыйопределил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания,верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способностихарактерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. Внастоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее времясуществует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущностикультуры. Делались попытки систематизировать этот многообразныйметодологический аппарат. Адаптивные – трактуют культуру как свойственный людямспособ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которогочеловек приспосабливается к окружающей среде.
Цель работырассмотреть культуру как средство приспособления людей к окружающей среде.Задачи работы рассмотреть:
1. Функциикультуры
2.Адаптационная функция культуры как важнейшая из функций
3. Ролькультуры в приспособлении человека к окружающей среде
1. Функции культуры
Можноклассифицировать основные функции культуры по двум пересекающимся «осям».Располагаемые по первой оси функции культуры ориентированы – одни на событияокружающей среды, другие – на события внутри культуры. По второй оси однифункции ориентированы на решение «сиюминутных» задач, другие – на достижениеотдаленных целей.[1]
Среди «ориентированныхвовне» функций культуры отметим, во-первых, защитно-адаптивную.
Следующаяфункция – коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения ссебе подобными человек не может стать нормальным существом, развить своиродовые способности. Длительный отрыв от общества приводит к психической идуховной деградации. Ни одну сколько-нибудь сложную жизненную задачу человек неможет решить без помощи других людей или общественных учреждений.
Между тем,природа не наделила нас способностью устанавливать эмоциональный контакт,обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма. Для того чтобысделать содержание своего сознания доступным другому, мы используеместественный язык, различные искусственные языки и коды, а также технику. Наукаобеспечивает наиболее емкий и эффективный способ «упаковки» информации, когда oнапередается в концентрированном виде и используется для решения сложных задач.
Хотя нетоснований сомневаться в существовании телепатии, непосредственногопсихобиологического взаимодействия, эти способы коммуникации играют небольшуюроль в общественном развитии и повседневной жизни. Именно культура снабжает наснаиболее эффективными средствами коммуникации.
Сам процесскоммуникации очень сложен. Эффективная коммуникация обеспечивается целым рядомкультурных условий, таких как наличие общего языка, каналов передачиинформации, соответствующей мотивации, этических и семитических правил, которыеопределяют кому, что, когда и как мы можем что-то сообщать и от кого и когдаждать получения информации. Коммуникация – это и работа, и искусство.
Развитиекоммуникации – интереснейший аспект истории культуры, во многом определяющийвсе другие стороны общественной жизни. Прогресс коммуникации состоит ввозрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационныхпотоков, возрастании скорости передачи информации. Наряду с этим происходитпрогресс в глубине взаимопонимания, возрастании способности к сочувствию,сопереживанию, хотя, к сожалению, имеют место и другие тенденции – к огрублениюи упрощению коммуникации, возрастанию отчужденности людей, нетерпимости ижестокости.
Многиепроблемы воспитания, управления, поддержания порядка и согласованности вдействиях не могут быть решены из-за недостаточной развитости коммуникативнойфункции. Радио, телевидение сравнительно недавно вошли в общественно-культурнуюжизнь. Они уже сейчас называются «четвертой властью» (наряду с законодательной,исполнительной и судебной). Но их возможности по-настоящему еще не осознаны,используются не в полной мере, нередко не на пользу, а во вред обществу.Несмотря на обилие передаваемой и получаемой информации, значительная ее частьне воспринимается, не находит своего адресата. Воздействие многих передаваемыхпрограмм на умы и сердца людей вряд ли благотворно.
Скоммуникацией тесно связана «сигнификативная» функция (от англ. sign – знак),буквально – функция «означивания», приписывания значений и ценностей. Весьосвоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элемент культурыобладает каким-то значением, всю культуру можно рассматривать как «сеткузначений» наложенную на воспринимаемую и переживаемую действительность. Вещи,поступки, события и психические состояния так или иначе «означены». Желаяпонять поведение людей какой-либо культуры, мы должны, прежде всего, изучить ихязык, значение основных понятий.
Сигнификативнаяфункция обусловлена внутренней потребностью в осмыслении действительности. Ведьразум, как бы ни был он слаб у некоторых индивидов, есть все же отличительнаячерта нашего рода, именуемого «человек разумный». Разум, в какой-то степени,природное качество. Но его использование и развитие во многом обусловлены культурой.Культура обеспечивает работу разума, создавая систему знаков и значений,которыми разум оперирует, создавая модели видимого и мыслимого мира, стратегииповедения, планы и сценарии хода событий.
Сигнификативнаяфункция культуры – это ее способность создавать целостные, осмысленныепредставления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Дляэтого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука,искусство, философия – это особым образом организованные знаковые системы, призванныес разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близкимчеловеку.
Важнейшаяособенность культуры в том, что она поддерживает преемственность поколений,обеспечивает единство культуры во времени.! Эта ее особенность проявляется вфункции накопления и хранения информации. Системы значений не только помогаютпонять мир, но и фиксируют это понимание, передают его через время ипространство.
В историикультуры сменилось несколько способов накопления и хранения информации.Важнейшие из них: естественная память, письменность, книгопечатание,электронные системы.
В примитивныхкультурах информация может закрепляться во всякого рода изображениях, тотемныхфигурах. Информация упорядочивается в мифе. Способом ее хранения служит память,а способом передачи – устная речь. Если в наше время все познанноезаписывается, то в древности знания постоянно «выговаривались». Естественнаяпамять обладает гибкостью, избирательностью, способна извлекать из своихкладовых то, что нужно в данный момент. Но процесс припоминания зависит отфизического состояния человека – носителя информации. В старости теряетсяспособность приобретать и рекомбинировать знания. Со смертью человека гибнут иего знания.
Мощный толчокразвитию культуры был дан изобретением письменности. Это была подлиннаяреволюция. Записанная информация стала накапливаться, систематизироваться.Письменность многократно увеличивает «емкость» памяти. Она создает условия дляработы с огромными объемами информации и позволяет делать такие выводы, которыене были бы возможны, если бы человек пользовался только естественной памятью.
С появлениемписьменности духовная культура как бы «отслаивается» от непосредственногожизненного процесса. Концентрированная информация приобретает собственныйимпульс к развитию. Начинается формирование сложных информационных систем.Работа с информацией становится профессиональным занятием. Дело выглядит так,как будто не человек добывает информацию и пользуется ею для своих надобностей,а информация пользуется способностями человека для своего роста и усложнения.
Письменностьпозволяет расчленить и систематизировать знания, в частности, отделить науку отрелигии, практику от теории, опыт одной культуры от опыта другой. Психикаосвобождается от обязанности все запоминать и получает свободу для творчества иимпровизации.
Эффектписьменности был многократно умножен благодаря книгопечатанию. В работу синформацией стали вовлекаться массы. Практический опыт масс стал широковключаться в литературу, искусство, философию, которые до этого создавалисьлишь узким слоем интеллигенции.
С конца XIXвека начинается новый период в развитии средств хранения и передачи информации.Появляются радио, телефон, грамзапись, кино, фотография, затем магнитофон,компьютер, электронные банки данных. Компьютерная революция еще тольконачалась, но уже сегодня ясно, сколь радикальные общественные сдвиги должны занеб последовать. Контроль над информацией был в прошлом важнейшей прерогативойвласти и способом поддержания социального порядка. В сегодняшних условиях нужнысовершенно новые способы контроля. «Информационный хаос» не менее серьезнаяопасность, чем хаос социальный. От того, насколько надежны будут средствахранения и распространения информации, насколько информация будет доступна,упорядоченна, зависит решение многих социальных проблем.
Подобноздоровому человеку общество должно помнить свое прошлое, уметь его оценивать ипризнавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет.Черпая силы в воспоминаниях о «звездных часах», он не должен забывать оневерных решениях, не может не скорбеть о непоправимых, роковых ошибках.Общество, которое отрекается от своего прошлого, подобно беспамятному калеке.
Между тем,поддержание общественной памяти требует большой специальной работы научных ихудожественных учреждений, библиотек, издательств, архивов, школ иуниверситетов. При этом речь идет не только о техническом функционировании всехэтих учреждений, ответственных за хранение и передачу информации, но и самихпринципах ее систематизации и поиска. Необходимы специальные службы длясобирания, обработки информации. Нужно систематически изучать информационныепотребности, эффекты воздействия той или иной информации, закономерности ее «рассеивания»и «концентрации».
Четвертая изряда основных функций культуры – нормативная. Она проявляется в том, чтокультура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческихгрупп; вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций; даетрекомендации при решении жизненных задач, таких, например, как выбор профессии,вступление в брак. Эта функция выполняется правом, моралью, идеологией.
Обществонуждается в регуляции поведения больших человеческих масс, в поддержанииравновесия. Ценности и значения, которыми располагает человек, очерчивают полевозможной деятельности, позволяют прогнозировать ход событий. Но они неопределяют, как именно нужно действовать в той или иной ситуации. Разумеется,сознательный и ответственный человек принимает решения самостоятельно исвободно, но он делает это, опираясь на нормы, которые часто закреплены в нашембессознательном, «впитаны с молоком матери».
Норма естьуказание на те пределы, рамки, в которых человек должен действовать. Ониуказывают и в то же время побуждают. Нормы могут разрешать, запрещать, рекомендовать.Существуют нормы нравственные и нормы «целесообразности», подсказывающиенаиболее эффективные приемы деятельности.
Норма естьитог многовекового опыта и не всегда представляется обоснованной отдельномуиндивиду, оценивающему ситуацию с сиюминутных позиций. Разумеется, не на всеслучаи жизни существуют нормы. Но все же важнейшие и универсальные нравственныенормы типа: «не делай зла», «делай добро», «благодари за добро», «компенсируйнанесенный тобой вред», «будь верным», «будь справедливым» – эти общечеловеческиенормы в громадном большинстве случаев правильны и должны исполняться, сколь быни был силен соблазн их нарушить. Нарушение моральных норм вызывает чувствовины, раскаяния. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания и являетсякритерием зрелости и ответственности человека.
Наряду собщечеловеческими нормами имеется много норм, характерных для национальныхкультур, религий, сословий. Китай, например, является страной «интенсивнойкультуры». Здесь почти всякое явление жизни, всякое переживание как-тообозначено, нормировано, оценено. Китайцы всегда стремились к упорядочениюпервозданного хаоса, дисциплине и порядку. Они вырабатывали сложные и тонкиеправила этикета. Отношения старших и младших, мужчин и женщин, детей иродителей; дыхание, питание, движение, сохранение здоровья, стихосложение,правописание – все в Китае было подчинено строгим и разумным правилам.
В европейскойи особенно в русской культуре нормативность гораздо слабее. С другой стороны,нормы, связанные с этикетом и бытом, в разных странах значительно разнятся.Например, в России не принято есть змей, собак, кошек, лягушек. Между тем, умногих народов кошачье и собачье мясо считается деликатесом. В странах БлижнегоВостока женщинам запрещено появляться в общественных местах с открытым лицом. Взападных странах обнажают не только лицо, но и многие другие части тела – вплотьдо того, что существуют общие пляжи для мужчин и женщин, где никакой одежды неполагается.
Избыток ижесткость норм в сложном, динамичном обществе могут быть столь же вредны, каких недостаток и несогласованность.
Пятая функция– «психической разрядки» – как бы противоположна предыдущей, нормативной.Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их являетсяограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, азначит развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являютсяследствием не только нормативного регулирования. Они вызываются чрезмернойспециализацией деятельности, вынужденным одиночеством или избытком общения, «экзистенциональными»стремлениями и потребностями, которые далеко не всегда находят адекватный «ответ».К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемыхэкзистенциальных потребностей можно отнести, в частности, потребности в любви,в вере, в бессмертии, в интимном контакте с другим человеком. Не все напряжениярационально, практически разрешимы. Человек не может примириться с тем, что егожизнь когда-нибудь должна закончиться, что молодость не вечна, что он наделенименно такой, а не другой внешностью и т.п. Отсюда перед культурой возникаетимператив: разрешить сделать возможным то, что не разрешено и невозможно, покрайней мере, в обычных условиях. Ответом на этот «императив» является функция «психическойразрядки». Культура создает организованные и относительно безопасные способыразрядки, не нарушающие социальной стабильности. 2. Адаптационная функция культуры как важнейшая из функций
Адаптационнаяфункция обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающейсредой. К средствам защиты относятся: использование огня, строительство жилищ,запасание пищи, создание продуктивного сельского хозяйства. С расширением сферыосвоенной природы возникают новые опасности. Поэтому защитная функция не теряетсвоего значения, хотя защищаться приходится теперь уже не только от природныхсил, но и от опасностей, появившихся благодаря человеческой деятельности.[2]
Возрастаниероли защитной функции видно из того, что на смену старым врагам – голоду, чуме,наводнениям приходят новые, более грозные. Отравление воды, воздуха, истощениепочв, вырубка лесов грозят гибелью многим видам животных и самому человеку.Распространяются новые болезни. Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороныиндустриально-технического комплекса требует изменения стратегии воздействиячеловека на природу и новых средств защиты.
Чтозаставляет человека не считаясь с затратами и риском, не видя даже ясной целивпереди, с такой настойчивостью расширять среду своего обитания – взлетать вкосмос, опускаться на дно океана?
Если бычеловек стремился только улучшить свои жизненные условия, ему следовало быдавно прекратить экспансию во внешнюю среду и направить силы на обустройствоуже освоенного пространства. [3]
Некоторыефилософы и ученые видят в этой преобразовательно-исследовательской деятельностипроявление большого природного процесса, длящегося уже миллиарды лет. [4]
Так думалакадемик Вернадский, создатель учения о ноосфере. Человечество, по его мнению,инструмент, созданный природой для управления ее стихийными силами.
Ростнаселения земли, научно-технический прогресс, выход в космос, движение кобъединению человечества – все это проявления одного и того же мощного движенияк ноосфере, подготовка к «прыжку в космос». Человек, несмотря на все издержкисвоей деятельности на Земле, продолжает процесс эволюции Природы в сторону «царстваразума»!
Не все народыосваивали окружающую среду с помощью техники. Многие восточные культуры нестремились к богатству и комфорту. Они веками жили в состоянии технического иэкономического «застоя».
Но именно наВостоке были выработаны сложные системы философии и психотехники. Китайцы ииндусы превзошли европейцев в развитости воображения, воли, чувствительности,способности управлять внутренними психическими силами.
Только сейчасмы начинаем понимать, что овладение внутренними силами психики не менее, аболее важно, чем овладение силами внешней природы. Если бы все люди владели бысвоим телом и психикой так, как индийские йоги, многие отрасли промышленностистали бы ненужны, равно как и властные структуры.
Направленные «вовнутрь»функции культуры выражают стремление социокультурной системы к самоорганизациии саморазвитию.
3. Роль культуры в приспособлении человека кокружающей среде
Обществодолжно сознательно и вдумчиво выбирать между вариантами культурного развития,рационально распределять ресурсы, человеческую энергию. В нашей странекультурное планирование, как и экономическое, нередко шло «от достигнутого».Если в текущем году у нас было столько-то кинотеатров, бассейнов, театров,газет, журналов, клубов, стадионов, телевизоров и т.п., то в текущей пятилеткепредполагалось увеличить все эти показатели на определенный процент. При этомне выяснялось, как будут вести себя будущие потребители планируемых к производствукультурных благ, что они предпочтут выбрать, когда возникнет дефицит времени исредств.
Чтобы решить,нужно или не нужно увеличивать количество кинотеатров, необходимо знать, зачемлюди хотят в кино, какие именно потребности они там удовлетворяют. Будут ли оничаще посещать кино, если появятся иные, более активные формы проведения досуга?Как скажется на посещаемости кино распространение видеотехники? Можнопредположить, что кино окажется менее действенным, чем раньше, видомразвлечений, но его роль в популяризации знаний, обучении может стать выше.Тогда лучше строить киноустановки при лекториях, школах, институтах. Возможно,следует объединить кино, театр, клуб, библиотеку, лекторий в одном помещении.
Нельзярассматривать культурное производство как самоцель. Бессмысленно говорить, что «нужнобольше культуры». Какой культуры? Ради каких целей? Культурный процесс не естьколичественный рост культурного производства и потребления. Критерий прогрессакультуры – качественный, а не количественный. Он определяется духовнымсамочувствием личности, развитием ее духовных и социальных потенций.[5]
Заключение
Бесспорно,что будущее благополучие человечества напрямую связано с состоянием окружающейприродной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителейпланеты.
Снижениенеуклонно растущего из-за снижения качества окружающей среды риска для жизни издоровья людей, ликвидация постоянной угрозы крупных техногенных катастроф идеградации природных экосистем с каждым днем становится все более актуальнойпроблемой, требующей скорейшего решения.
Приходится сгрустью констатировать, что традиционная культура не вполне справляется свыполнением своей адаптационной функции гармонизации отношений между обществоми природой, а биосфера находится на пределе своих компенсаторных возможностейпод мощным антропогенным прессом. Для России жизненно важно признаниеимператива экологической безопасности страны приоритетной ценностной категорией,увязка вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровняобщественного экологического сознания по мере повышения его благосостояния, ане наоборот.
Формированиеответственного отношения граждан к окружающей среде – длительный интегральныйсоциально-экономически направленный процесс, связанный с болезненной ломкойисключительно потребительского стереотипа поведения человека в окружающейприродной среде. Воспитание и просвещение в сфере экологической культуры должнобыть системным, начиная с законодательных установок и кончая семейнымиотношениями и основанным на принципах разумных и достаточных ограничений вобласти природопользования.
Список литературы
1.Введениев культурологию – М.: Просвещение, 2002.-561 с.
2.Дмитриева Н.А Краткая история искусств, М.: Искусство, 2002.-492 с.
3.Культурология(учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-468 с.
4.КультурологияХХ век: Антология. Москва, 2001.-412 с.
5.ХабермасЮ. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 2003.-523 с.