Введение
Фольклор –основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебныйпредмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения,совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений,а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обученияподрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитетнации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семьеи обществе, и связь и преемственность поколений.
Фольклорявляется бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовнойкультуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколенийна протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождениянеобходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Белорусскийнациональный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщенпедагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора былсоздан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим,трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.
Толерантность,терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели,постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют стакими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.
Фольклор своспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусскаяклассическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние наформирование национального характера. Он способствует творческому развитиюдетей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могутслужить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление,логику, интерес к истории и культуре народа.
Такимобразом, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания,сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно –мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества,его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболееадекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективноговоспитательного воздействия.
Рассмотрениеданной темы курсовой актуально и интересно одновременно.
Воспитательныйпотенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытыетрадиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательныхтеорий и практик.
Внимание кфольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемомуисточнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенноактивно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональнымиособенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народноготворчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры изпоколения в поколение.
В началенового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, кэтническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору.Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждогонарода, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.
Сохранениеи развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, котораятребует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционномународному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев,обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительногоискусства – это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры,средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, даютяркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрываетдушу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – этофеномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.
Целькурсовой работы – раскрыть значение фольклора в системе национальноговоспитания.
Задачикурсовой работы:
– охарактеризоватьфеномен фольклора и его воспитательное значение;
– датьхарактеристику основным жанрам фольклора, опираясь на воспитательный потенциалакаждого;
– показатьпрактическое применение основных фольклорных жанров в воспитании.
Объектомданной курсовой является многогранный феномен национального фольклора, апредметом – жанры фольклора и их воспитательный потенциал.
Методы,используемые при написании курсовой – описательный, сравнительный анализ,анализ литературных источников.
фольклор воспитательный жанр
1. Фольклор – средство национальноговоспитания
1.1 Понятие и сущность фольклора
Термин«фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томсв 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка,резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа.В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оноупотребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, теснопереплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется ив более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.
Фолькло́р(англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное;художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая егожизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массахпоэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка(песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы,театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Фольклор –это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов,определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением ихкультурной и социальной самобытности.
По мнению Б.Н. Путилова,существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:
1. фольклоркак совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синонимпонятия «традиционная культура»;
2. фольклоркак комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях,представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественноготворчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционнымиверованиями, народной философией жизни;
3. фольклоркак явления художественного творчества народа;
4. фольклоркак сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;
5. фольклоркак явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.
Наиболееузким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связываетего в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным,словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики,внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке,«продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.
Понятие«фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в томчисле и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура,народное декоративно-прикладное искусство и т.д.), поскольку оно отражаетнеоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют своиистоки в народном творчестве, народном искусстве.
Древнейшиевиды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи вэпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано струдовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические,исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия,посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, насудьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силамприроды обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова былотесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами,декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом»Следы его и сейчас заметны в фольклоре.
По меретого, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт,который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась рольвербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный видискусства – важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словеснымискусством, органически присущим народному быту. Различное назначениепроизведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. Вдревнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые иобрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием,проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появлениесказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.
В античноми средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легендыи песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи).Позднее появились исторические песни, изображающие реальные историческиесобытии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениямив социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры:солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал кжизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.
Напротяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формойпоэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков,вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество былошироко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоевобщества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведениемогло стать всенародным достоянием.
1.2 Специфические черты фольклора
Одной изважнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность.Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли ичувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется.Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, чтоотдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не толькосовершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, ноиногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законамиустного народного творчества распространялись уже без имени автора. Собщественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные ссозданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений(древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизскиеакыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.). Коллективность – этоне простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен,сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляетсяв постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многихпроизведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями иэстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляетсяиндивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного ииндивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностейсочинителей и исполнителей.
Сколлективностью народного творчества органично связана устная форма существованияфольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначальносуществовал только в устной передаче. Устная форма существования народнойпоэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения –это еще одна специфическая черта фольклора – вариативность.
Фольклорныепроизведения отличаются от художественной литературы особенностямихудожественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционнаяпоэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народнаясимволика, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчествуспецифический колорит.
Фольклоротличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературехарактерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичныйхарактер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи,проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный инеповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такойиндивидуализации.
1.3 Функции и воспитательный потенциалфольклора
Во-первых,фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в еепрошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и«народа-соседа».
Во-вторых,с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческихкультурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа.Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов.Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьникпонимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии иантипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. Оповеденческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.
В-третьих,с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуресобственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурногонаследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековойнародный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых,фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красотународной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремитьсяпонять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применитьих в дальнейшем.
Фольклорбелорусов занимает особое место в национальной культуре белорусов и выполняетследующие функции:
1. эстетическая
2. воспитательная
3. познавательная
Эстетическаяфункция фольклора заключается в том, что онформирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и пониматьпрекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательнойфункции заключается в том, что устное народное творчество, являясьсредством народной педагогики, формирует качества человеческого характера.Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смысломи дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Познавательноезначение фольклора заключено в том, что этоспособ знакомства ребенка с окружающим миром.
1.4 Жанры фольклора
Всефольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или тривида: драматические, прозаические и песенные.
Любойфольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки,пословицы и поговорки.
Подпословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера,типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченногопредложения.
Пословицыудовлетворяли многие духовные потребности трудящихся:познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные,эстетические, нравственные и др.
Пословицы –не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памятитолько то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословицеговорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждаетсяили одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное вафоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям. {6; 36}
Пословицасоздается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В нейзаключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм,созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он невыражает мнение большинства.
Народныепословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значениекак этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Ихзапоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой,порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они сдревнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, онисодержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние,несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательноговлияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценкиличности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе целиформирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию иперевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священнымиобязанностями – педагогическими и т.д.
Впословицах много материала практического характера: житейские советы, пожеланияв труде, приветы и др.
Наиболеераспространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зренияинтересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь вдобрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающиевзрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода,содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, чтоявляется своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержитсяогромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются какцели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведенияи характера людей. При этом примечательно, что все народы признаютбеспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни былсовершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенькаведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицыявляются мотивированными и аргументированными призывами ксамосовершенствованию.
В«Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатоепоэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающеесообразительность отгадывающего». В основе определений загадки одни и те жепризнаки:
– посодержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надорасшифровать;
– описаниенередко оформлено в виде вопросительного предложения;
– описаниелаконично и загадке присущ ритм.
Такимобразом, загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтическойформе, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) илипредполагаемого (скрытого) вопроса.
Загадкипризваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явленияиз различных областей окружающей действительности; причем наличие большогоколичества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннююхарактеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитаниидалеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями оприроде и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупностьсведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессеактивной мыслительной деятельности.
Загадкиспособствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстротеумственных реакций.
Загадкаучит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них итем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать ихнесущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основытеоретического творческого мышления.
Загадкаразвивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше ибыстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимаетдиагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либоспециальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности,умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.
Поговорка –из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могутвыделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают ихсодержание; это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёкна неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр.,«свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)
Поговорка,в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.
Пословицы ипоговорки представляют собой сравнительные или иносказательные высказывания исодержат в себе житейскую мудрость народа. Из этих двух росточков, метафор (взагадках) и образных сравнений (в поговорках), и вырастает народная поэзия.
Песенныежанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми илирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. Кпесенному жанру присоединяются и причитания.
В песняхотражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальнымузыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической,педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы,воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себявысшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастьечеловека.
Песни – болеесложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы.Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработатьэстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех стороннародной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическаяценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, училопрекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд,праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, котораянаилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полныйпесенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу вколыбели, ненаучившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему ужечувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни впсихическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не толькоусыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторыекатегории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно,большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам.Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь можетидти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или иномвозрасте.
Заслуживающимивнимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки.В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушкиполучили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Этокороткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка припестовании.
Пестушкиимеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телеснымприкосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой сотчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселоенастроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развитияребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка,делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другиепестушки.
Пестушкипостепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами,ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставлениев трудолюбии, доброте, дружелюбии.
Песня – сложнаяформа народного поэтического творчества. Главное назначение песен – эстетическоевоспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формированияличности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.
В песняхраскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного вжизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов уподрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействиепоэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежьвсегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось толькокрасотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей,красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.
И сами словапесен, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья,развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем,высшим благом. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют иукрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкаяпесня расширяет грудь».
Неоценимозначение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказановыше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовалисогласованию и объединению трудовых усилий работающих.
Сказкиявляются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным ипроверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказалипедагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы другдля друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательновходить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Наиболеехарактерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета,образность и забавность и, наконец, дидактизм.
Материаломдля народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования,обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного итемного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлоготрудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие,одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средствомпередачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражаютжизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении этичерты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Многиенародные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра надзлом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзейявляются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем этарадость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказокособенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народныхпедагогических средств.
Увлекательностьсюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическимсредством.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятиедетьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьмавыпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его снациональным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти чертыраскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам,например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизациидостигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построитьдворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен,вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеятьпшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей ит.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила,мужество, смелость и т.п.
Образностьдополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особуюзаботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке– не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народовесть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всехнародов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительныйхарактер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки озолотом петушке»:
Сказкаложь, да в ней намек!
Добрыммолодцам урок.
В силуотмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средствомвоспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народногопедагогического гения.
Народныйтеатр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародилсяв глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники,содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарныхи семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т.д.).
В народномтеатре различают театр живых актёров и театр кукол. Русскому театру Петрушкибыли близки украинский вертеп, белорусская батлейка.
Наиболеехарактерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства)является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходепредставлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подаватьреплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие(петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовыхсценах).
Народныйтеатр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нёмсосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а натрагичности или комичности ситуаций, положений.
Народныйтеатр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память,образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учатсопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильнои красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолеватьзастенчивость.
Народный танец– один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народныхпредставлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцевсвязано с народными обрядами. Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводынаполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.
Народы,занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животныммиром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц,домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский – дровосеков,эстонский – сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). Внародном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятсясцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место втанцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородствочувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русскаябайновская кадриль).
Танецпозволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмысоотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг сдругом в движении (хоровод, ручеек).
В народномдекоративно-прикладном искусстве увековечена необъемная, вечно живая душанарода, его богатый практический опыт и эстетический вкус. В Беларуси наиболееразвивались художественная обработка древесины, гончарство, плетение, роспись,ткачество и вышивка.
В отдельныхчертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры иверования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, которыйпомогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан стехникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красотыматериала. Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своегомастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудростьи опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались кработе, помощи родителям. Совместная работа помогает детям лучше освоитьремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.
2. Практикаиспользования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания
Фольклорспособствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин,преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные вфольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.
Рассмотримпрактическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.
Труднопереоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики,оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовоевоспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затеми учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц,восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.
Не тотхорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).
Великтелом, да мал делом (русская пословица)
Маленькоедело лучше большого безделья (русская пословица)
Любишькататься – люби и саночки возить (русская пословица)
Нужнонаклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)
Гультай заработу, а мазоль за руку (белорусская пословица)
Любовь кродине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.
Глупа таптица, которой свое гнездо не мило.
Родина – мать,умей за нее постоять.
У чужой едыи вкус чужой.
Каждыйкулик свое болото хвалит.
Где выросласосна, там она и красна.
Лебедюстепь ни к чему, дрофе – озеро.
В своемболоте и лягушка поет.
Дома истены помогают.
На своейулице и собака – тигр.
Свая хатка,як родная матка.
Особоеместо в системе афоризмов занимают пословицы, поучающие уважению старших.
Шануйлюдзей, то i цябе пашануюць. {4; 302}
Старогапаважай, малога павучай.
Пословицы ипоговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всемего многообразии и противоречивости.
Разгадываниезагадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельноделать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительныепризнаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образыпредметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Отражаяживописные пейзажи родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуютвоспитанию эстетических чувств.
Пушистыйковер
Не рукамиткан,
Не шелкамишит,
При солнце,при месяце
Серебромблестит (снег)
Загадкипомогают детям познавать окружающий мир, знакомят их с миром вещей.
Вот примерызагадок о предметах домашнего обихода.
Два кольца,два конца, посередине гвоздик (ножницы)
Ног нет, ахожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать (часы)
Загадкиобращают на повадки животных, в загадках об овощах и фруктах, растениях иягодах указывается особое внимание на особенности внешнего вида.
Зимой спит,летом ульи ворошит (медведь)
Мохнатенькая,усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет (кошка)
Круглое,румяное с дерева достану я (яблоко)
Низок даколюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – все руки обдерешь (крыжовник)
Ценностьзагадки в том, что она в высокопоэтичной форме отражает хозяйственную итрудовую деятельность человека, его быт, опыт, флору, фауну, мир в целом и досегодняшних дней имеет огромное художественное значение в воспитании детей.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременнобыли для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслямзнаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки сутьсочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Великийрусский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, чтовключил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детейУшинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчествасоответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сказки взависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят наразмышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольновозникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком,содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказкисодержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, чтопознавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельныедетали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
Например, вчувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается отом, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена,а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как толькоона открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив,попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральныйвывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначебудешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: намасле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одноммасле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делаеттак, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всемдолжен быть порядок.
Вот другойпример. В сказке «Скупому – копейка» рассказывается о том, как умный портнойдоговорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе однукопейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади, клади,старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку»копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобыполучить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Моральэтой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но ипознавательный ее смысл велик. Почему, – спросит ребенок, – у старухиполучилась одна большая «звездочка»?
В сказкахидея единства обучения и воспитания в народной педагогике осуществлена вмаксимальной мере.
Народнаялирическая песня существенно отличается от других родов и
видовфольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и другихжанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагалосвои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.
Песнидетства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специальнодля детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие извзрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки,сочинявшиеся самими детьми.
В младенчествематери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали ихпестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая ихна коленях или на руках.
Общеизвестны:«Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? –
У бабушки…».
Пестушки –песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.Например:
«Ах, поет,поёт
Соловушка!
Ах, поёт,поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»
Потешки –песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:
«Потягунючки,поростунюшки!
Роток –говорунюшки,
Руки –хватунюшки,
Ноги –ходунюшки.»
Заклички –детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
– Веснакрасна! На чём пришла?
– Насошечке, на бороночке,
На овсяномснопочку,
На ржаномколосочку.
Приговорки– словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:
С гоголя –вода,
С младенца– худоба!
Укатисьвся.
Особоеместо в песенном фольклоре занимает колыбельная песня.
Основноесодержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о егосчастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей,домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих кколыбели, окружающих ребенка.
Лисицы спят
Все покусточкам,
Куницы спят
Все понорочкам,
Соколы спят
Все погнездышкам,
Соболиспят,
Где имвздумалось,
Маленькиедетки
В колыбеляхспят.
Вколыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслухдумают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. Вколыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до концавыговориться, высказаться и получить психическую разрядку.
Колыбельнаяпеснь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена спрактикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – ещебеспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви инежности, без которых он просто не выживет.
В народныхпеснях радость и горе, любовь и ненависть, веселье и грусть. В песняхвыявляются лучшие черты национального характера белорусов: смелость, отвага,правдивость, гуманизм, чуткость, трудолюбие.
Заключение
Опытнародного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализтрадиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиямик качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Онпредставляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость,систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, чтонадо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания безизменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работаютсегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческихценностях.
Напраснодумать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Онобыла достоинством и умом народа. Оно становило и укрепляло его нравственныйоблик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполнялоглубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор ввоспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённомвозрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошломусвоего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведенияв обществе.
Фольклорразвивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на егофантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормыповедения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшейсвоей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование особытиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты длявосприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа,на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизмславянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине ивсячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например,малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песеннуюлирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они какраз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используетсяособое сочетание звуков.
Такимобразом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, гдезакладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследиепередаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор являетсяуникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей наначальном этапе их развития.
Списоклитературы
1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика ввоспитании дошкольников. М., 1995.-С. 7–8.
2. Беларускi фальклор. Хрэстаматыя. Выд. 2-е дап. Склалi К.П. Кабашнiкаў, А.С. Лiс, А.С. Фядосiк, I.К. Цiшчанка Мiнск, «Вышэйшая школа», 1977.
3. Бел. вусна – паэт. творчасць: Падручнiк для студэнтаў фiл. спец. ВНУ / К.П. Кабашнiкаў, А.С. Лiс, А.С. Фядосiк i iнш. – Мн.: Минск, 20000. – 512 с.
4. Беларусы. Т.7. Вусная паэтычная творчасць / Г.А. Барташэвiч, Т.В. Валодзiна, А.I. Гурскi i iнш. Рэдкал. В.М Балявiна i iнш; Iн-т мастацтвазнаўства, этнаграфii i фальклору. – Мн.: Бел. навука,2004.-586 с.
5. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш.Учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.:Издат. центр «Академия», 2007. – 240 с.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 168 с.
7. Володько, В.Ф. Воспитание / В.Ф. Володько; БНТУ – Минск:Право и экономика, 207 – 230 с.
8. Литературная энциклопедия. М.А. Загадки. М., 1964, т. 2, с. 970.
9. Чернявская Ю.В. Белорус: штрихи к автопортрету.Этнический самообраз белорусов в сказках / Чернявская Ю.В. – Мн.: «Четыречетверти», 2006. – 244 с.