ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ СЕРВИСА, МОДЫ ИДИЗАЙНА
КАФЕДРАТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
РЕФЕРАТ
по дисциплине«Традиции и культуры питания народов мира»
на тему:«Традиции празднования Ивана Купалы»
Студент
Гр. ЭТ-08-01
Садаев А.Г.
Владивосток2010
Содержание
Введение
1. Историческое развитие праздника –отражение быта и веры.
1.1 Празднование Ивана Купала докрещения Руси
1.2 Рождение Иоанна Крестителя в деньлетнего солнцестояния
2. Купальские символы в обрядах и таинствах
2.1 Вода – очищающее начало
2.2 Живая сила огня
2.3 Травы
2.3.1 Царь цвет — папоротник
2.3.2 Венок
3. Приметы и гадания
3.1 Приметы
3.2 Гадания
4. Традиционный стол
5. Празднование «Ивана Купала» вближнем зарубежье
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Развитиевнутреннего и международного событийного туризма в настоящее время –первоочередная задача любого государства, желающего восстановить и сохранитьсвою истинную культуру. Стремление современного человека к новым ощущениям,впечатлениям и знаниям требует от него погружения в культурную среду, отличнуюот его обыденной жизни. В поисках удовольствий туристы путешествуют за тысячи километров,чтобы хоть на мгновение прикоснуться к иностранному мировоззрению. Россия можетудивить своей культурой любого даже самого искушённого туриста. Древниенациональные праздники служат мощным инструментом для формирования высокого спроса,как на внутреннем, так и на международном туристском рынке. В нашей стране происходитвозрождение традиций празднования Ивана Купалы, что привлекает множествозрителей.
Летнеесолнцестояние — самый заметный из моментов года и с ним связано множествособытий, которые невозможно оставить без внимания. Например, заканчивалась порапосевных, появлялись первые ростки посевов, расцветало множество ярких летнихцветов и, наконец, приходил самый длинный день и наступала самая короткая ночьв году. Для того. чтобы понять значение этого праздника для разных культур инародов, необходимо разностороннее исследование.
Начнёмс того, что история «макушки лета» уходит корнями в тысячелетия. В историипрактически любой культуры: Индоарийской, Индоевропейской, Славянской и пр.сохранился мощный мифологический пласт, посвящённый летнему солнцестоянию. Но отметим,что Купала является самым архаичным праздником, сохранившимся на территории славянскихнародов. Так в Украине, опираясь на археологические исследования, Купайло отмечалиещё три тысячи лет назад. В некоторых регионах прибалтийских стран находятсимволы Купалы, датируемые 4-6 тысячелетиями до н. эры. Многие учёные эзотерикисчитают Купало основой славянского мировоззрения. Историки отмечаютзначительное влияние праздника на духовно-материальную жизнь древнегославянского общества, начиная с раннего периода формирования родоплеменныхотношений. Культурно-историческое значение мистерии обусловлено обрядами иритуалами, которые сохранились до сегодняшнего дня.
Однакопразднование Купалы присуще не только славянским народам.
ВЛитве это день называют Ладо, в Польше отмечают Соботки. От Карпат до севера Русив ночь с 23 на 24 июня проходили весёлые гуляния. Аналогичные праздники в Индии«Гопало», в Албании, это Flakagajt – «День огня», у немцев Купалу и Марену,заменяют Ганс и Грета. «Купальские огни» распространены по всей Европе. ВГермании и Франции костры разжигались в городах и сёлах с XII по XVII века. Деньлетнего солнцестояния праздновали везде.
Из-заотставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля ипрочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать черездве недели после самого солнцестояния. Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7июля.
1. Историческое развитие праздника– отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян?
Чтобы ответить на этотвопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевогоисторического события – Крещения Руси.
Первый период – это эпохаязычества. Стремление познать тайны окружающего мира, наблюдение за природнымиявлениями формировали у всех этносов соответствующие таинства, обряды итрадиции. Солнце, дарующее тепло и свет, всегда было в центре внимания человекаи поклонение ему, как богу присуще любому народу. Во время летнегосолнцестояния в северных странах происходит наибольший расцвет природы. Иконечно самый продолжительный день, полный тепла и света, и самая короткая ночьв году не могли остаться без внимания ни одной культурой.
Однако, после крещенияРуси, на большей части русских земель элементы купальской обрядности быличастично утрачены либо претерпели метаморфическую адаптацию к довлеющей христианскойрелигии.
1.1 Празднование ИванаКупала до крещения Руси
Историческая особенностьформирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особоевидение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений,которые в свою очередь сформировали богатый пантеон языческих богов. Поклонениекаждому божеству характеризовалось особым ритуалом, таинством и обрядом.Сложная структура божественного пантеона оказывала сильное влияние в течениемногих столетий на быт и культуру славян. Язычество, как и любая другаярелигия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было неверование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние временаматериальные и духовные ценности были неразрывно связанны между собой, и всякаяработа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно иудовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природныхстихий.
Следует отметить, чтоактивное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья идружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, чтов этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировалоборьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун – бог грома и огня, и Ярило – богсолнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшеераспространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своёмкрестьян, для которых Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодовземных.
Изображался Купаламолодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, с венком изярких, желтых цветов купальниц. Когда хлеба начинали дозревать, и приближаласьпора их жатвы, ему приносили жертвы
Ярило, для простолюдинов былбогом солнца, любви, производителем и покровителем животных, растений.
Из преданий: КупальскаяНочь – это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча Ярилос богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются брачные узы, но не«жрецами» или «волхвами», а самими богами — Ярило и Зарёй. Купание (смыслкоторого несёт название Праздника Купалы) проводится в одежде, которую можносушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. Иногдадень солнечного бога заканчивался «похоронами» Ярилы и его невесты. Соломенныечучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду, таклюди провожали солнце в далёкий зимний путь.
Языческий характерпраздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывалислужители Церкви: «в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнииидолослужителие бесовский праздник сей празднуют». [5 стр.21]
1.2 Рождение ИоаннаКрестителя в день летнего солнцестояния
Следующийпериод, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, кореннымобразом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов истремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушилитрадиционный русский уклад жизни. Постепенно библейские сказания вытеснялиязыческую мифологию, но церковь столкнулась с неискоренимым стремлением славянпреклонятся перед силами природы. Языческие традиции. укоренившиеся в народе напротяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Жизнь простого человекав то время напрямую зависел от благосклонности матушки природы. и академикБорис Рыбаков считает, что во времена социальных потрясений связанных сэкономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат кязычеству в 1060 и 1230г. После чего церковь начала активно приспосабливатьзнаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсемнесложно.
Нашласьбиблейская легенда и к летнему солнцестоянию, которая повествует о том, что отецИоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой вИудейских горах. Жили они хорошо, бога супруги молили об одном — о ребенке. Ивот однажды, к Захарию, явился Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и женатвоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик передГосподом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Захария неповерил посланнику, и в наказание лишился дара речи. Заговорил священник толькопосле того, как у него родился сын — Иоанн. Ему было предначертано статьпровозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении«дня господня». Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Он призывал людей кпокаянию перед богом и покаявшиеся проходили обряд очищения в водах рекиИордан, который называли «крещение водой» или «полноепогружение». Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя — Креститель. По преданию: в водах Иордана от Иоанна приняли крещение в ИисусХристос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа, Иоанн указал на негосвоим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: «Вот Агнец Божий, которыйберет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна. 1:29).
Насегодняшний день церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя ккатегории великих праздников. Он менее значим, чем двунадесятые, но болеепочитаем в народе по сравнению с остальными.
2. Купальские символы в обрядахи таинствах
Иван Купала имеет ещёодно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается,количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединениеогня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипятка, и творятсячудеса.
2.1 Вода – очищающееначало
В основе всех обрядов купальскойночи лежит почитание воды и солнца.
Иванов день заполнен ритуалами,связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дняпринято купаться, такому купанию приписывается целебная сила котораяприписывалась и росе которую женщины «черпали» по утру. Для этого брали чистуюскатерть и бурак, и отправлялись в поле. Скатерть таскали по мокрой траве, апотом выжимали в бурак. Этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую«болесть», и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
Росу использовали для избавленияот клопов и тараканов в доме, ею окропляли кровати и стены. Купание в росе досих пор считается действенным методом для приобретения красоты и молодости.
Одним из довольнораспространенных обрядов было обливание каждого встречного грязью и водой.Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Так, например,в Орловской губернии деревенские парни одевались в грязное белье и отправлялисьс ведрами и кувшинами на реку, где наполняли их самой грязной, мутной водой, ато и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая каждого, кроме стариков ималых детей. Но всего охотнее обливали девушек: парни врывались даже в дома, выталкивалидевушек на улицу силой и там окатывали водой и грязью. Девушки в отместкупарням и тоже бежали на реку за водой и грязью. Заканчивалось все тем, чтомолодежь гурьбой устремлялась на реку и купалась вместе. Однако не во всехрегионах разрешалось купаться в реках и озёрах. В некоторых уездах Ярославскойгубернии крестьяне признавали этот день именинами водяного, а он не любил,когда в его «царство» лезли люди, и он за беспокойство топил всякогонеосторожного.
В некоторых губернияхсчиталось, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могуткупаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет всюводяную нечисть.
Существовало множествоочищающих обрядов, и некоторые из них сохранились и по сей день.
Повсеместно с Иванова дняначинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные доИванова дня, приносят вред здоровью (на теле будет «чес»).
2.2 Живая сила огня
По народнымпредставлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающейсилой. Пламя костров символизировало июньское солнце.
Сам по себе «ярилиногонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он означал победусвета над тьмой. Разжигая огонь и поддерживая его до утра, люди словноприветствовали новое солнце.
Костры раскладывались на открытыхполях, по берегам водоёмов, но преимущественно на холмах и горныхвозвышенностях или на местах где часто гуляла молодежь, на «ярилиной плешке».
НаРуси для возжжения купальского костра, употреблялся «живой огонь»: почтенныестарики или волхвы с помощью трения сухих палочек добывали пламя, и покапродолжалась эта работа, собравшийся вокруг народ сохранял молчание. С этогоритуала начиналось главное вечернее действо. От затеплившегося огня возжигалисьвсе остальные священные костры.
Крестьянестарались сделать костер как можно больше. По этому поводу часто устраивалисьсостязания между сёлами. Как правило, несколько дворов или хуторов собиралисьна общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого ритуальногокостра. Жгли бочки, пни, пуки соломы и колеса надетые сверху на шесты, которыесимволизировали солнце.
Кактолько огонь вспыхивал толпа оживлялась и запевала песни. Девицы в праздничныхнарядах, опоясанные чернобыльником и душистыми травами, с цветочными венками наголовах, и холостые юноши брались попарно за руки и прыгали через костры. Верили,что огонь укреплял и проверял на прочность чувства влюблённых. Так же считалось,если пламя не коснулось прыгающего, тот будет счастлив, удачлив или скоронайдёт свою вторую половинку. Парни прыгали через огромные костры во славу богаЯрило и Перуна, дабы показать свою удаль и храбрость.
Истарые, и молодые прыгали через пламя, переносили через него детей. Огонь — самая сильная и действенная очищающая стихия: в нем может сгореть все грязное иотжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Очищающая сила огня была так жепонятна и естественна, как утренний восход солнца. Говорили, что прыганье черезогонь избавляло от недугов, злого очарования и бесплодия; матери нарочно сжигалина купальском костре снятые с хворых детей сорочки для того, чтобы вместе сэтим бельём сгорели и сами болезни.
Скупальскими кострами связано множество поверий. В некоторых местах черезкупальский огонь прогоняли домашнюю скотину, для защиты её от мора. Бросали в икостёр разные травы, приговаривая: «да сгорят с этим зельем и все мои беды!» Всегдакостру дарили хлеб. Огонь кормили, угощали. Каждый кусочек отдавали сприговорами: «Прими, батюшка, Святой Огонь, прими да научи. Прими даблагослови. Прими да защити».
Внекоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям, что помогало очиститьпосевы от порчи и способствовало хорошему урожаю.
В зависимости отрегиональной особенности, различались костры и по форме и по размерам. Например,в Выборгской губернии костры, имели форму башни, достигавшей в высоту 10 м, по традиции, их сооружали за две недели до праздника молодые пастухи, он назывался «дедушка-костер».Рядом с ним складывали еще несколько костров поменьше — «бабушка-костер» и «девушка-костер». Площадку, на которойрасполагались костры, обычно обносили оградой.
ВПетербургской губернии костры имели форму конуса, составленного из жердей.
Надозаметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучеюкрапивы, вследствие запрещения Ивановских огней духовными и светскими властямииз-за языческого уклона традиции празднования святого дня.
2.3 Травы
На день летнегосолнцестояния в северных странах приходится самый пышный расцвет природы.Появляются первые ягоды, в изобилии грибы и в самом соку травы.
В народе верили, что всечудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купала,они оказывают действенную помощь, только если сорваны на заре и прежде чем наних обсохнет роса.
Знающиеи опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом непропускали Ивановой ночи. Они собирали целебные коренья и травы на весь год.
Множествутрав присваивали особые свойства иногда поразительного, волшебного характера:
Петров-крест- «крест» находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет от колдунов,и от нечистой силы ;
Разрыв-трава– считалось, что если натереть ею клинок то он разрубит и сталь и камень;
чертогон– ее вкладывали в трещину над воротами, калиткой или под крышами, также отколдунов и для изгнания чертей;
чернобыль-трава- эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором:«Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья»;
зяблица- помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия еенужно выдержать в молоке;
расперстьице- эту траву сушат, измельчают в порошок и присыпают им больные места на теле(порезы, нарывы, опухоли);
«плакун-траву»,особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющемсвойство прогонять злого духа, владелец же корня будет внушать к себе страх;
«терлыч-трава»употреблялась для приворота девушками: они носили её у себя за пазухой иприговаривали: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!». Большим спросомпользовались также травы: «дивий сил»; «мария-магдалина» (от тоски),«богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), «пастушья сумка»(хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях); страдающиеревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; заячья капуста(лечения ран, ожогов); на случай простуд, кашля необходимо было иметь домамать-мачеху, душицу, багульник.
Украшением и символомпраздника были цветы Иван-да-марья, символизирующие солнце и воду, и если в этуночь сорвать цветок и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат ссестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать,а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Собраннымитравами окуривали больных, боролись с нечистью, их бросали в затопленную печьво время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли их и дляприворота или для „отсушки“.
И внаши дни травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и берегут, считаяочень целебными.
2.3.1Царь цвет — папоротник
Естьи особая распространённая, таинственная и устойчивая легенда о цветкепапоротника. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненногоокраса чудесный цветок, указывавший на места закопаны клады. Колдовские чарыокружали эту траву, отыскать его и найти клад считалось делом почтиневозможным, но особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес на егопоиски. Веками из уст в уста передавались в народе сказания об отважныхискателях волшебного жар-цвета.
2.3.2Венок
Ксимволам Иваны Купала относятся и венки, которые являются атрибутами ритуальныхдействий и чрезвычайно красивых обрядов. Значение венка как символа труднопереоценить. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) икольца (вечность, непрерывность, союз). История венка уходит в далёкое прошлое,так например тысячелетия назад в Египте и Греции венки могли носить толькоцарственные особы, потому что венок являлся символом божественности, он атрибутжизни, превосходства и святости, форма венка в виде кольца предполагаетвечность.
Сплетенныйиз цветов и листьев, и надетый на голову венок – «живая корона». В античной,иудейской и христианской традициях венки имели защитную силу. [2. стр. 21]
На Ивана Купала девушкиплели венки из лесных и полевых трав обычно не менее 12, а иногда и 16 видов. Вечеромна заходе солнца гадали, бросая венок в реку или озеро, этот обряд назывался“молчаливая вода”. Гадали на любовь, продолжительность жизни и удачу. Частопросто загадывали желание: если венок уплывал далеко, то оно должно былосбыться. Если венок тонул — это считалось плохим предзнаменованием: «Венокутонул — милый обманул».
Но самым красивым идревним обрядом остается пускание венков на воду, только с зажженной лучинойили свечкой посередине. Считалось, что чей венок дольше всех проплывет, табудет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживетдолгую-предолгую жизнь! И конечно все действия сопровождались песнями иприговорами.
«Ой, на святого
Ой, на Купалу Девкигадали
Венки кидали.
Кидали в воду
В воду быструю.
Скажи (ласковое названиереки) Про жизнь молодую
С кем наша (река) Веквековати
Кого наша (река) Любымназвати
Долго ль я жити Долго либуду
Неси (река) венок Не дайпотонути.»[1.стр. 21]
иван купала празднование обряд
3. Магия купальской ночи
По поверью, Ивановскаяночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой,деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные,растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах устраивался шабашколдунов и ведьм. Русалки заманивали людей в водоёмы и танцевали с разной нечестьюв честь именин водяного. Считалось что в Иванову ночь ведьмы делаются болееопасными, и поэтому запирали лошадей, чтобы ведьмы их не украли и не поехали наних на Лысую гору: «живой оттуда лошадь уже не воротится».
Защитой от всех этихнепрошенных гостей, были ветки двудомной или жгучей крапивы, которуюраскладывали на пороге дома и на окнах. С рассветом Ярило усмирял своимпоявлением всякое зло и можно было спокойно отдыхать.
В купальскую ночьоткрывались тайны судьбы. В полночь набирали цветов, клали их под подушку иперед сном приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Утромпроверяли, и если набралось 12 разных трав, считалось что в этот год выйдешьзамуж.
Существовало похожеегадание, но с подорожником его клали на ночь под голову со словами:«Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моегосуженого!».[6 стр. 21]
По уверениям магов в этуночь особенно сильна энергетика неба и земли. Можно увидеть своё будущее и дажезагадать и построить его по собственному сценарию. Для этого нужно остаться вкомнате одному. Положить перед собой зеркало, поставить рядом чашу с водой исвечу, и смотреть на отражение огня в воде. После чего приступить к действу –отчётливо по мере возможности представить то, что вы хотите от жизни иповерить, что загаданное исполнится.
Дошло до нашего времени имножество примет: “На Ивана ночь звездная — много будет грибов”; “Если дождьзаплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться”; «На Иванов день цвет, наИльин-то день хлеб»; „Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов“; Еслина Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.
4. Традиционный стол
Праздник Иван Купалаприходится на Петров пост (Пост Святых апостолов). Он начинается через неделю последня Святой Троицы и продолжается до праздника Святых первоверховных апостоловПетра и Павла – 29 июня (12 июля), установленный в память апостолов, которыеперед тем, как выйти в мир проповедовать христианство, постились.
Петров пост относится кнестрогим постам.
Устав Церкви предписываетеженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживатьсяот рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни. В субботние,воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святогоили дни храмового праздника также разрешается рыба. Обычно на Петров постмиряне воздерживаются от пищи животного происхождения.
На репертуар блюд,несомненно, оказали влияния не только правила поста, но сезон на которыйприходился праздник. Иван Купала выпадает на лето, время года, балующееизобилием ягод, грибов, овощей и зелени, отсюда и репертуар блюд достаточноразнообразен. Нельзя представить праздничный стол без квашеной капусты, соленыхогурцов, маринованных, соленых грибов.
Мы знаем, что ведущееместо в русской кухне издревле занимали хлебные, мучные и крупяные блюда, безкоторых наш национальный стол был бы пуст.
На стол подавались изпервых блюд вкусные освежающие рассольники, супы, щи, солянки, уха, тюря. Извторых – каши и похлебки из перловой, пшеничной, овсяной крупы. Многие блюдаукрашались душистой зеленью: укропом, петрушкой, луком. Подавались полезные,успокаивающие травяные чаи, компоты, густые кисели, квасы, морсы из свежих исушеных ягод (брусника, клюква, морошка, смородина, крыжовник) и круп.
Нельзя не упомянуть омеде, из которого также готовили сбитень (национальный русский напиток).Ставленые меды прославили Русь далеко за ее пределами и, конечно, ни одноторжество не обходилось без них. Они готовились из меда и свежих ягод.
В период постазапрещалась пища животного происхождения, поэтому щи готовили на грибномбульоне, а в рыбный день – на рыбном бульоне.
Рассольники готовили наогуречном рассоле с солеными огурцами, с рыбой и сушеными грибами.
Солянки готовили также нарыбном или грибном отварах. К перечисленным блюдам подавали пироги, расстегаи икулебяки с разнообразными начинками (грибной, рыбной и крупяной); блиныгречневые, с икрой и ягодами.
В современных условияхассортимент постных блюд значительно увеличился благодаря смешению разных кухоньи техническому прогрессу. Облегчилось хранение свежих продуктов, что позволиловнедрить в праздничный стол разнообразные салаты из овощей и фруктов,увеличилось количество напитков, горячих блюд и холодных закусок.
5. Празднование «ИванаКупала» в ближнем зарубежье
Германские, скандинавскиеи прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. „Yhannes“у финнов, „Ligo“ — у латышей, „Jonines“ — у литовцев, одиниз важнейших календарных праздников. Название праздника происходит от именипророка Иоанна Предтечи.
В праздникепрослеживается слияние архаических черт — поклонение природным силам, и христианскихканонов. У всех народов он включал сбор целебных трав, зажигание огней, купаниеили обливание водой, гадание, праздничное угощение, посещение церкви.
Для празднований Ивановадня в разных странах Европы характерно разжигание огромных костров (чем вышекостер, тем страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь иритуалы, связанные с водой (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок вСкандинавии). На Иванову ночь никто не ложится спать: люди гуляют и развлекаются,веселятся и празднуют до рассвета. В европейских странах народные гуляньяпроходят в период между 19 и 25 июня.
Норвегия – Jonsok, илиНочь святого Ханса. На протяжении столетий в эту ночь принято было сжигать накостре старые лодки. Этот очень древний обряд остался от викингов и посвященбогу весны Бальдру сожженному в своем корабле Рингхорне.
К летнему солнцеворотубыл приурочен обряд «пробуждения поля». Он совершался женщинами иногда водиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками,сплетёнными из цветов и стебельков, и пели моленные песни. Такой обряд, какправило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось вобязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крестным ходом,когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущийурожай.
Швеция – Midsommar. Шведскийпраздник празднуется, в ближайшую к 24 июня субботу.
Молодые девушки гадали насуженого, собирая в полной тишине перед сном семь различных видов цветов, иклали их под подушку. Если с момента сбора и до сна девушка не произносила нислова, ночью ей снился ее суженый.
Основные празднованияприходятся не на сам Midsommar, а на вечер перед праздником. Шведы собираютсявместе, поют застольные песни и едят.
Типичное блюдо для шведскогопраздника середины лета – это пряная сельдь с отварной молодой картошкой,укропом, сметаной и красным луком. Затем подается гриль – свиные ребрышки илилососина. На десерт – первая клубника со сливками. Из напитков присутствуетхолодное пиво, а также шнапс или водка, желательно настоянная на травах ипряностях.
В Латвии — самый древнийи самый любимый праздник – это Лиго. Его отмечают на государственном уровнецелых три дня. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок, аЛиге — венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальной массы.
За городом, для тогочтобы было светлее — ночью зажигают бочки на шестах. упоминается этаконструкция ещё во второй половине XIX в. Бочки поднимают высоко, для того,чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже начали отмечать Лиго. Этиогни были видны издали.
На праздничном столеобязательно должны быть пиво и сыр. Латыши готовят особый сыр из творога с тмином,который так и называется „Янов сыр“. По народным поверьям, считается,что попадающийся в дольках тмин нужно хорошо разжевывать, тогда пропадут всенапасти. Часто форма сыра девятиугольная.
»Иванушкина матьприготовила.
Для того — угол, для того- угол,
А для пастуха – середка.
Встречаются упоминания опирогах со шпиком».
Гуляние и весь праздниксопровождаются пением и танцами. У латышей старинные песни должны былиобеспечить благополучие, изгнать злых духов, помешать колдовству. Припев каждойпесни — «Лиго, лиго» носил характер магического заклинания, отсюда ипошло название праздника. Кроме того, в народных песнях латышей присутствуетобраз Яниса, помощника и благодетеля крестьян. Считалось, что он объезжает поляи очищает их от сорных трав. Обращаясь к нему, пели:
«Вырви бодягу инегодную траву,
Чтобы рос чистый хлеб…»
Эстония. Иванов день – второйпо значению праздник в стране после Рождества. Девушки плетут в этот день венкииз девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венокодевается на голову, нельзя говорить ни слова. С ним же девушка ложится спать.По поверью, во сне к ней должен прийти будущий супруг и снять венок.
У эстонцев нераспространено в этот день купание в реках и озерах. Но зато в этот день оченьлюбят ходить в сауну. Принято, что банные веники надо заготавливать только до24 июня, поскольку считается, что после Иванова дня веник не имеет целебнойсилы.
До 1770 года Иванов деньбыл официальным праздником. Но и на сегодняшний день власти принимают активноеучастие в организации этого дня.
В Белоруссии на закате накануне Иванова дня вбиваюткол, обкладывают его соломой, на вершину одевают пук соломы называемый Купалою.Как только смеркается, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовыхсучьев, и начинаются потехи. В некоторых местах Белоруссии, с рассветом выбираюткрасивую девушку, подруги опутывают её с ног до головы венками и цветами,завязывают глаза и ведут в лес, где она — «дзевко-купало», раздаетзаранее приготовленные венки, в то время как веселый хоровод движется вокругнее. Кому попадает свежий венок, та будет жить богатой и счастливой жизнью,замужем, а которой достался увядший венок, «той счастья-доли не бачить,жить у недоли».
Заключение
Связь славянских и европейскихнародов, обмен традициями и обычаями уходит корнями в тысячелетия. Это в своюочередь определило множество схожих ритуалов в самых разнообразных странах икультурах. Историки находят аналогичные обряды и в Европе и в Азии. Объясняетсяэто тем, что большинство этносов, пытаясь понять законы и суть природы, познатьтайны мира внимательно наблюдали за одними и теми же природными явлениями откоторых зависел урожай и благополучие. Наблюдения связывались с приметами и онив свою очередь вырастали в легенды и мифы. В зависимости от типа хозяйствованияи быта этноса, во главе мифического пантеона ставился бог, которому отдаваласьбольшая дань и почести, что со временем повлияло на развитие культурно-духовныхценностей. С приходом христианства, в большинстве случаев, древние традиции,которые сближали человека и природу, оказались под запретом или ушли в теньновой религии. Тоже произошло и на Руси.
На протяжении столетийРоссию приобщали к культуре и обычаям множества стран, принимались иностранныепраздники, устанавливались чужие законы, внедрялись иностранные кулинарные иэтические традиции, а для возрождения истинно русских славянских традиций небыло принято практически ни одной попытки. Лишь редкие искорки любопытства кистории быта славян зажигались иногда на фоне всеобщего равнодушия ибезрассудства в разные эпохи и при разных правителях.
Но всё меняется, необходимостьпривлечь внимание иностранцев к национальной культуре заставило множество странвозрождать забытые традиции. Наблюдается интерес к исследованию быта и жизнипредков. На основании извлечённых из забвения обычаев и ритуалов организовываютсяогромные международные кампании, которые привлекают массу иностранных туристов,а те в свою очередь способствуют подъёму экономики. Ещё один положительныйэффект от пропаганды традиций — это повышение культурно-духовного развитиянаселения.
В России также происходитвозрождения традиций празднования древних праздников. К сожалению, рекламойрусской культуры занимаются, в подавляющем большинстве случаев, небольшие общества,пропагандирующие языческую веру или исторические клубы, небольшой вклад вносятинформационные агентства и средства массовой информации. Государственнаяподдержка практически не ощущается, рекламой на международном туристском рынкевсе чаще занимаются частные компании.
Появляются особые турпродукты,которые более приспособлены к современному туризму — это одно или двухдневные туры,рассчитанные даже на самого требовательного туриста. Они дают возможность участвоватьи наблюдать за праздником. К ним относится и день летнего солнцестояния. Традицияежегодного празднования Ивана Купало возрождается во многих городах России, чтов любом случае должно привлечь туристов.
Мы видим в событийномтуризме спасение исторических особенностей славянской культуры, пусть он вбольшей степени будет иметь коммерческий интерес, но это один из шагов, которыйвозможно привлечёт внимание государственных властей к проблеме возрождения и сохранениянационального наследия России.
Список литературы
1. Афанасьев А.Н.Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. – М.: Современныйписатель, 1995.
2. Тресиддер ДжекСловарь символов
3. И.П. Сахаров.Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. 1836, I,
4. Успенский Б.А.Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., Изд-во Моск.Ун-та,1982, с248.
5. М. Соколов. Старорусскиесолнечные боги и богини. Симбирск, 1887, стр. 168
6. Советскийэнциклопедический словарь, гл. редактор Прохоров А.М., изд. Четвёртое,исправленное и дополненное. – М.: Советская энциклопедия, 1989. M
7. “Густинскаялетопись”
8. Журнал «Живаястарина»
9. Интернет журнал «Колесо»
10. Рыбаков Б.А. Язычество ДревнейРуси. с. 257
11. www.kupala-info.ru.
12. Гальковский Н.М. Борьбахристианства с остатками язычества в Древней Руси. Т2, М., 2000
Приложение
Типовой тур
Тип тура: Праздничный тур«Иван Купала»
Страна: Золотое кольцоРоссии
Город: Суздаль
Отель: Турцентр «Ризалит»,гостиница
Продолжительность: 2дня/1 ночь Дата проведения: с 04.06.2009 по 05.06.2009
Стоимость: от 5200 руб.
СУЗДАЛЬ — Кидекша — Боголюбово — Владимир
С 4 по 5 июля СуздальскийТуристический Центр приглашает всех на праздник Ивана Купалы! Театрализованноепредставление, построенное на обычаях и обрядах этого праздника, заставитокунуться в мир прошлого и ощутить всю атмосферу его волшебства. Вы сможетезагадать желание, прыгнув через костёр желаний, поучаствовать в изгнаниинечисти, сжечь чучело Ярилы, чтобы год был плодородным. Вас ждут народныегуляния, вкусный шашлык и отличный заряд положительной энергией на весь год.
… А в ночь Ивана Купаласуществовал обычай не спать, караулить встречу месяца с солнцем, жечь костры ипрыгать через них с целью очищения от немощей и болезней. Также юноши и девушкипели песни, водили хороводы, скатывали к воде колесо как символ поворота солнцана зиму. Праздник Иван купала — это ещё и разгул нечисти: по преданию ведьмы иколдуны крали с неба месяц и звёзды. В купальню ночь цвели волшебныеразрыв-трава и папоротник, открывались закопанные клады. На берегу реки КаменкаВы сможете увидеть и поучаствовать в танцах — играх русалок, погадаете навенках. По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромыунесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаюони должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только послесвадьбы жених и невеста узнали, что они брат и сестра. Тогда они решилипокончить с собой и утопились в Ра-реке. Кострома превратилась в русалку(мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветокКупала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.
Рецептыдревнего русского постного стола, приспособленные к современным продуктам исовременной кухне
Грибная икра
Ингредиенты: грибы соленые — 70 г, сушеные — 20 г, масло растительное -15 г, лук репчатый — 10 г, лук зеленый — 20 г, уксус трехпроцентный — 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.
Процессприготовления: Эту икруможно готовить из сушёных или соленых грибов, а также из их смеси. Вымойте исварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропуститечерез мясорубку; соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить.Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы итушите 10-15 минут. За три минуты до окончания тушения добавьте толченыйчеснок, уксус, перец, соль. Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьтезеленым луком.
Капустныйсалат
Ингредиенты: капуста — 110 г, яблоки свежие — 20 г, сливы маринованные -10 г, уксус -10 г, маринад фруктовый или ягодный -10 г, сахар-10 г, масло растительное -10 г, лук зеленый -10 г, салат зеленый -10 г, укроп — 5 г, петрушка — 5 г, соль по вкусу.
Процессприготовления: Мелконашинкуйте белокочанную капусту, залейте уксусом и процеженным ягодным илифруктовым маринадом, посолите и поставьте на огонь. Когда капуста осядет,снимите ее с плиты и охладите. Яблоки, очищенные от кожицы и семян, нарежьтеломтиками, смешайте с капустой и маринованными фруктами, заправьте растительныммаслом, сахаром посыпьте зеленым луком, положите в салатник, украсьте зеленью.
Икра изсоленых огурцов
Ингредиенты: огурцы соленые -1 кг, лук репчатый — 200 г, томат-пюре — 50 г, масло растительное — 40 г, соль и перец по вкусу.
Процессприготовления: Мелко изрубитесоленые огурцы, из полученной массы отожмите сок. Поджарьте на растительноммасле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайтежарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и всевместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотымперцем.
Таким жеобразом можно приготовить икру из соленых помидоров.
Русскаяпостная похлебка
Ингредиенты: картофель, капуста -по 100 г, лук — 20 г, морковь — 20 г, крупа перловая — 20 г, укроп, соль по вкусу.
Процессприготовления: Сваритеперловую крупу, в бульон добавьте свежую капусту, нарезанную мелкимиквадратиками, картофель и коренья, нарезанные кубиками, и варите до готовности.Можно прибавить свежие помидоры, нарезанные ломтиками, которые закладываютодновременно с картофелем.
Перед подачейпосыпать петрушкой или укропом.
Тюря постнаяиз кислой капусты
Ингредиенты: капуста квашеная — 30 г, хлеб -10 г, лук — 20 г, квас — 150 г, масло растительное, перец, соль по вкусу.
Процессприготовления: Нарезаннуюквашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. Добавьте черствыйхлеб, также натертый на терке. Хорошо размешайте, полейте маслом, разведитеквасом до нужной вам густоты. В готовое блюдо надо добавить перец, посолить.
Рассольник
Ингредиенты: 200 г свежей капусты, 3-4 средние картофелины, 1 морковь, 2--3 корня петрушки, корень сельдерея,луковица, 2 средних размеров огурца, 2 столовые ложки масла, полстаканаогуречного рассола, 2 л воды, соль, перец, лавровый лист по вкусу.
Процессприготовления: Нашинкуйтев виде соломки очищенные и промытые петрушку, сельдерей, лук репчатый, всевместе пожарьте в масле.
Срежьте ссоленых огурцов кожицу и сварите ее отдельно в двух литрах воды. Это — бульондля рассольника.
Очищенныеогурцы разрежьте вдоль на четыре части, удалите семена, мякоть огурцов мелконарежьте кусочками. В маленькой кастрюле припустите огурцы. Для этого положитев кастрюлю огурцы, влейте полстакана бульона, варите на слабом огне до полногоразмягчения огурцов.
Нарежьтекартофель брусочками, нашинкуйте свежую капусту. В кипящем бульоне сваритекартофель, затем поместите капусту, когда капуста и картофель будут готовы,добавьте овощи и припущенные огурцы.
За 5 минут доокончания варки рассольник надо посолить, перец, лавровый лист и по вкусудругие специи. За минуту до готовности в рассольник вливают огуречный рассол.
Рассольникможно готовить со свежими или сушеными грибами, с крупой — (пшеничной,перловой, овсяной). В этом случае к указанному рецепту надо добавить этипродукты.
Приятногоаппетита!