Содержание
Введение
1 Традиционные установкирусской культуры
2 Особенностиформирования русской культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культурный архетип – базисный элемент культуры, формирующийконстантные модели духовной жизни. Формирование культурного архетипа происходитна уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностейв процессе систематизации и схематизации культурного опыта.
Культурный архетип раскрывает свое содержание не через понятие идискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы.
Наиболее фундаментальны в составе культуры: универсальный архетипи этнический архетип (этнокультурный архетип).
Универсальный архетип культурный – укрощение огня, хаоса,творения, брачного союза, мужского и женского начал, смена поколений и др. сутьсмыслообразы, запечатленные общие базисные структуры человеческогосуществования.
Этнический архетип представляет собой каноны национальнойдуховности, выраженные и закрепленные основополагающие свойства этноса каккультурной целостности.
В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурныеархетипы, существенным образом определившие особенности мировоззрения,характера художественного творчества и исторической судьбы народа.
Как о русском этнокультурном архетипе можно говорить об ориентациина потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольклорномИисусе, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как«отзывчивость» или «открытость», как устойчивая модель претворенияпредставлений о России в женский образ и др.
Цель даннойработы: попытаться выявить традиционные установки русской культуры, истоки иособенности формирования русской культуры, факторы формирования русскогокультурного архетипа.
РСтруктура работы: работа состоит из введения, 2глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Традиционные установкирусской культуры
Попытки выявить важнейшиетрадиционные установки русской культуры предпринимали многие отечественныемыслители. Одна из наиболее известных работ, направленных на решение этойзадачи, принадлежит русскому философу XX века Н.О.Лосскому. В его книге «Характеррусского народа», изданной впервые в 1957 г. в Германии, рассматривается ряд«первичных основных черт», отличающих культурно-исторический облик русскогонарода.
Лосский относит к ним:
- религиозностьи связанное с нею искание абсолютного добра и смысла жизни; способность квысшим формам опыта, особенно заметная в области нравственного опыта, вобщении;
- открытостьдуши к «чуткому восприятию чужих душевных состояний» и интуитивному постижениювещей; могучая сила воли и страстность, проявляемая в общественной и религиознойжизни — в казачьем молодечестве, бунтарстве, фанатической революционности и т.д.;
- экстремизми максимализм — «требование всего или ничего»; свободолюбие, доходящее досклонности к анархии и требующее деспотической государственной власти дляобуздания анархического своеволия;
- патриотизми национальное чувство, соединяющие в одно неразрывное целое любовь к родине,народу и государству;
- презрениек мещанству, к буржуазной сосредоточенности на собственности, на земных благах;
- народолюбие,выраженное в признании высокой ценности всякой личности, в идеализациикрестьянства интеллигенцией и ее самоотверженном служении народу;
- прекрасноесочетание мужества с женской мягкостью; доброта, жалостливость, но и вместе стем жестокость.
Лосский утверждает, чтосвобода духа, анархизм, максимализм, страстность и искание совершенного добра,связанные с постоянным «дерзким испытанием ценностей», ведут к неустойчивостиформ жизни, опасным расстройствам общественного организма, преступлениям,бунтам. Поэтому «диапазон добра и зла» у русских более высок, чем у другихнародов, т. е. и добро и зло достигают более крайних выражений.
Не все из указанныхЛосским черт русского народа можно считать установками, традиционнопреобладающими в русской культуре вплоть до настоящего времени. Лосский и самотмечает, например, что доброта в значительной мере подрывается нищетой,притеснениями, патриархальным семейным деспотизмом и пьянством, которые ведут козлоблению и зверствам; что, вопреки его утверждению о религиозности русскогонарода, русская интеллигенция второй половины XIX века была если неатеистической, то, во всяком случае, «внецерковной»; что наряду с могучей силойволи в русском человеке есть «аспект обломовщины», т. е. леность и пассивность,которые ведут к небрежности, неточности, нехватке энергии для осуществленияпрекрасно задуманных планов.
Если выделить основные черты и Духовные ориентации, господствокоторых в русской культуре более или менее единодушно признается различнымиавторами, то можно указать следующие установки, характерные для нее:коллективизм, бескорыстие, духовность, непрактичность, экстремизм, гиперболизм,фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости всей жизни гражданот нее, русский патриотизм.
Перечисленные установки, несомненно, играет в русской культуревесьма существенную роль. Это не значит, что противоположные установкиполностью в ней отсутствуют, но доминирующими в ней являются именно эти, хотяими, конечно, не исчерпывается ее специфика.
2 Особенности формирования русской культуры
Становление и развитие русской культуры — это длительный процесс. Известно,что корни и истоки любой культуры уходят в столь далекие времена, чтоопределить их с необходимой для знания точностью невозможно.
Сказанное относится ко всем культурам, и поэтому каждый из народовстремится придерживаться какой-то примечательной для него исходной историческойдаты, хотя и условной в общем течении времени. Так, Нестор, автор знаменитой«Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля» в длиннейшей (отСотворения Мира) череде тысячелетий первой «русской датой» назвал 6360 (852)год, когда в византийских хрониках словом «Русь», был назван целый народ.
И действительно. IX век — время рождения древнерусскогогосударства с центром в г. Киеве, на которое постепенно распространилосьназвание «Киевская Русь». Государство создало благоприятные условия дляразвития культуры. Доказательством этого является разительный подъём культурыКиевской Руси, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейскийуровень.
Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства,вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественныхусловиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействиеоказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурноенаследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следуетизучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.
Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основесвоей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины,сказки, обрядовые и лирические песни.
С образованием Древнерусского государства одновременно начинаетскладываться и древнерусская культура — отражала жизнь и быт славянскихнародов, была связана с расцветом торговли и ремесел, развитиеммежгосударственных отношений и торговых связей. Она создавалась на основедревнеславянской культуры — формировалась на основе традиций, обычаев, эпосавосточных славян. В ней отразились культурные традиции отдельных славянскихплемен — полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен —утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традициисливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономическихотношений.
Русская культура изначально развивалась как единая, общая для всехвосточнославянских племен. Значительную роль сыграло то, что восточные славянежили на открытой равнине и были просто «обречены» на контакты с другими народамии друг с другом.
С самого начала на развитие культуры Древней Руси огромное влияниеоказала Византия. Однако Русь не просто слепо копировала культурные достижениядругих стран и народов, она адаптировала их к своим культурным традициям, ксвоему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира.Поэтому правильней будет говорить не о простом заимствовании, а о переработке,переосмыслении тех или иных идей, которые в итоге на русской почве приобреталиоригинальный вид.
В чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только свлияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, ихпостоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземныхкультурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлисьцентрами культуры, то сельское население было в основном хранителем старинныхкультурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.
В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были болееконсервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство,архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влияниемязыческой религии, языческого мировоззрения.
Огромное прогрессивное влияние на развитие русской культуры вцелом — на литературу, зодчество, живопись – оказало принятие Русьюхристианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусскойкультуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы,зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности.Христианство создало основу для объединения древнерусского общества,формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей.В этом заключается его прогрессивное значение.
Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменитьмировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений окрасоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако, христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскуюкультуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развитияграмотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшимобразом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народныхистоков русской культуры.
Христианство и язычество — религии различных ценностныхориентации. Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворялоприродные стихии и силы, рождало множество природных богов — политеизм. Вотличие от других народов, переживших язычество, верховные боги славян былисвязаны не с жреческой, не с военной, а с хозяйственно-природной функцией.
Хотя мировосприятие славян, как и всех язычников, оставалосьпримитивным, а нравственные принципы довольно жестокими, все же связь сприродой оказывала благоприятное воздействие на человека, его культуру. Людинаучились видеть в природе прекрасное. Не случайно, послы князя Владимира привстрече с обрядностью «греческой веры» оценили в первую очередь ее красоту, чтов определенной степени способствовало выбору веры.
Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным — понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этимикачествами не обладала и античная классика.
Понятие личности, ее ценности, проявляющейся в ее духовности,эстетичности, гуманизме и т.д., складывается только в средневековье и находитсвое отражение в монотеистических религиях: иудаизме, христианстве, исламе.Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическими нравственным идеалам.
Важно отметить, что смена веры на Руси проходила без иностранноговмешательства. Принятие христианства было внутренней потребностью населениябольшой страны, его готовностью воспринять новые духовные ценности. Окажисьперед нами страна с совершенно неразвитым художественным сознанием, не знающаяничего, кроме идолов, никакая религия с ее более высокими ценностнымиориентирами не могла бы утвердиться.
В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идеянеобходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Неслучайно этот тип цивилизации называют христианским.
Двоеверие сохранялось на Руси долгими годами: официальная религия,которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнемусуществовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохранялосвои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило этудвойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывалиглубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влияниемнародного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковнаякультура, религиозная идеология.
Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческойпочве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнелюбием,глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всехтех областях культуры, где византийское влияние было особенно велико. Неслучайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочиненияхцерковных авторов) мы видим светские рассуждения и отражение чисто мирскихстрастей.
И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси – «Словоо полку Игореве» все пронизано языческими мотивами. Используя языческуюсимволику и фольклорную образность, автор отразил многообразные надежды ичаяния русского народа конкретно-исторической эпохи. Взволнованный пламенныйпризыв к единству Русской земли, её защите от внешних врагов сочетается сглубокими авторскими размышлениями о месте Руси в мировой истории, о связи её сокружающими народами, желании жить с ними в мире.
В этом памятнике древнерусской культуры наиболее ярко отразилисьхарактерные черты литературы той эпохи: живая связь с исторической действительностью,высокая гражданственность, искренний патриотизм.
Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народныеистоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских инародно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называютфеноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются
стремление к монументальности, масштабности, образности влетописании;
народность, цельность и простота в искусстве;
изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;
мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;
постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе.
И над всем этим господствовала большая слитность творца культурныхценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству,переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним излюбимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба,человеколюбцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.
В каменных сооружениях Руси нашли всестороннее отражение традициидревнерусского деревянного зодчества, а именно: многоглавие, пирамидальностьстроений, наличие разнообразных галерей, органическое слияние, гармония архитектурныхсооружений с окружающим ландшафтом и другие. Таким образом, архитектура с еёживописной каменной резьбой напоминала о непревзойдённом мастерстве русскихспециалистов по дереву.
В иконописи русские мастера также превзошли своих греческихучителей. Созданный в древнерусских иконах духовный идеал был столь возвышен,обладал такой силой пластического воплощения, такой устойчивостью ижизнеспособностью, что ему было суждено определить пути развития русскойкультуры и в XIV-XV веках. Суровые каноны церковного византийского искусства на Русипретерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.
Эти особенности и характерные черты культуры Древней Русипроявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течениестолетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы,долго и повсеместно сохраняли свою силу.
Заключение
Величественные архитектурные сооружения ДревнейРуси, прекрасные памятники литературы, произведения живописи, уникальныеизделия декоративно-прикладного искусства — достойный вклад в мировую культуру.Древнерусская культура заложила основы для последующего развития культурыРоссии.
Таким образом, открытость и синтетичность культуры Руси, её опорана народное мировосприятие, идущее из глубины веков, переплетение христианскихи народно-языческих влияний, отражение общечеловеческих и национальных мотивови привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.
Её характерными чертами являются стремление к масштабности,образности в летописании, изящество в архитектуре, мягкость, глубокаяэмоциональность в иконописи, постоянное биение пульса исканий, страсти,переживаний за своё отечество в литературе.
Творцы культурных ценностей Древней Руси сумели талантливопередать духовную сущность народа своего времени, его гордый и жизнелюбивыйхарактер, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческиеотношения, то есть качества, определяющие национальный характер русскойкультуры.
Список использованной литературы
1. ГабидулинР. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. — / Р.Габидулин. — Архангельск:Изд-во Помор. ун-та, 1998.
2. КарминА.С. Культурология: Учебник / А.С.Кармин. — СПб.: Изд-во «Лань», 2004.
3. Культурология.ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2. – СПб.: Универст.книга. ООО «Амтейя», 1999.
4. Культурология.История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М.: «ЮНИТИ», 1998.
5. ПоликарповВ.С. Лекции по культурологии / В.С.Поликарпов. – М.: Гардарика, 2002.
6. СахаровА.Н. История России с древнейших времен до конца 18 века / А.Н.Сахаров,А.П.Новосельцева. — М.: АСТ, 2000.
7. ШульгинВ.С. Культура России IX – XX вв. Учебное пособие / В.С.Шульгин, Л.В.Кошман,М.Р.Зезина. – М.: Простор, 1999.