Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Российскийгосударственный гуманитарный университет
Институтэкономики, управления и права
Факультетуправления
Специальность080507 «Реклама»
Курсовая работа
Технико-технологические особенности ифункции готического витража в архитектурном ансамбле
Москва, 2010
Содержание
Введение
1. Готический витраж
2. Технико-технологическиеособенности
3. Функции витража в архитектурномансамбле
4. Темы и сюжеты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Выбор готикине случаен. Готически стилизованное пространство погружает в вечное. Мерцающеекобальтовое и пурпурное стекло, вставленное в свинцовые рамы, наполняетпомещение таинственностью и сокральностью средневековья.
Готический стиль — это художественный стиль, явившийся завершающимэтапом в развитии средних веков (с XII по XIV-XV вв.) искусства стран Европы. Вготическом искусстве особенно резко выступают черты феодально-церковноговлияния; католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и онов целом сохраняло религиозный, условный характер. Готическое искусствооставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике:оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами.
Основополагающееместо в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры,скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человекомпространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптурыритмам динамичности архитектуры оказывали сильное эмоциональное воздействие наприхожан. Конструктивные особенности готических сооружений не требовалимассивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялисьгромадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этомувремени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказываловлияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.
Витраж — произведениедекоративного искусства изобразительного или орнаментального характера изцветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное длязаполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Являясь частным феноменомготического стиля, витраж прекрасно иллюстрирует общее понятие термина«готика». Как в капле воды, в нём отражаются эстетические концепциисредневековой Европы. Он вполне может быть выразителем не только конкретногонаправления в искусстве и архитектуре, но и всего исторического отрезкавремени, которое принято называть средними веками.
Для того чтобы определитьтехнико-технологические особенности витража, его функции в архитектурном ансамбле,а также темы и сюжеты я рассмотрела несколько книг, основные — Рольф Томан«Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись», 2000 г., Н.В. Баранов, А.В. Бунин,В.В. Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том, 1973 г. и Э. Мартиндейл, «Готика», 2001 г.
В книге Р. Томанаизложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции доформ, которые приобретал этот стиль в различных странах Европы. Ценнымдополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи,посвященные искусству витража и ювелирному делу. Многочисленные иллюстрации,вошедшие в данную книгу, охватывают широкий спектр разнообразных форм, которыеприобретала готика на протяжении всей своей истории.
А в работе Э. Мартиндейлаопределены основные черты готического стиля в живописи и архитектуре, описанышедевры, олицетворяющие красоту готического искусства: соборы в Шартре, Кельне,Вестминстере, Сент-Дени, Сент-Шапель и Нотер-Дам.
Двенадцатитомная«Всеобщая история архитектуры» — фундаментальное издание, охватывающее историюмирового зодчества от его зарождения до наших дней. В издание включеныспециально подобранные фотоснимки и чертежи, наиболее ярко характеризующиеархитектуру той или иной страны в каждый период.
1.Готический витраж
Витражявляется одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половиныXII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляетсяархитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского иполучившего название готического.
Этот стиль, в целом, характеризуется вытянутыми формами, любой готическийсобор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали былинаправлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Готические витражииграли огромную роль.
Для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовалисьвитражи – картины на стекле. Витражи располагались на фасадах, иногда купольныхчастях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бысимволизировал святость изображенных религиозных сюжетов.
Витраж вархитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты,подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль, ведь по декоративности состеклом ни один отделочный материал сравниться не может. Изготовлениеготического витража заключалось в скреплении свинцом деталей вырезанных изокрашенного стекла. Краску, для того чтобы она была более устойчивой, обжигалив печи, после чего она намертво спекалась со стеклом, в дальнейшем такой витражмог простоять под открытым небом веками.
Многообразиевитражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы.Основной тематикой готических витражей является религия. Темно-красный, алый,золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета готических витражей.Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственнуюатмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готическихвитражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская исельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы,единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильноевпечатление.
Монументальнаяживопись готического искусства в основном представлена витражом. Роль витражейповысило значительное увеличение оконных проемов. Цвет, по сравнению сроманскими, в готических витражах отмечается большей глубиной иконденсированостью. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальныеэлементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом ив самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. егофункция меняется: он призван, украшая, поучать.
Витражиобычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицамивысокого сана или же ремесленными корпорациями.
С расцветом готическогоискусства и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых,этому способствовал новый тип строительных конструкций храмов со смещеннымцентром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этотпериод обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окраситьего с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо, узкие готическиесоборы расцвечивались колоссальными по размерам стрельчатыми окнами с цветнымивитражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политическиесюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можносчитать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.2.Технико-технологические особенности
История стекла волнует иувлекает, поражает воображение так же, как и само стекло, ослепительносверкающее в лучах света радужными красками. Эта история восходит к позднемупалеолиту — древнекаменному веку. Тогда наш далёкий предок человек дваждыразумный научился делать из неподатливого природного вулканического стекла обсидианарезцы и скребки. Незаменимым оказался обсидиан и для лезвий ножей, наконечниковстрел и копий. Прошли тысячелетия, на смену каменному и медному пришёл векбронзовый. Появились искусственные, созданные самим человеком, материалы, исреди них в числе первых — стекло.
Создавать витражи началиеще в античности. Эффекты витража уникальны, и это связано с прозрачностью егоосновы — цветного стекла. Тогда для прорисовки контуров использовалась чернаянепрозрачная краска.
Мозаичная композицияцветных готических витражей отчасти объясняется тем, что кусочки стекла, изкоторых в последствии и собирается витраж были достаточно небольшого размера.Их величина зависела от сил легких выдувальщика стекла.
Как и любой другойхудожник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз попожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр иодобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, тохудожник-витражист переходил к главной части работы.
Эскиз сначала переноситсяэскиз на деревянные панели такого же размера, что и готовый витраж. Затемвитражисты наносили на этот рисунок контур, по которому в дальнейшем свинцовымиполосами предстояло скрепить куски стекла. После чего художник уже начиналподбирать краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты,которые сравнивались с эскизом. Теперь наступал самый важный и интересныймомент – окраска стекла. На стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкуюкраску, это зависело от традиций сложившихся в той или иной мастерской.Завершающим этапом в нанесении краски было придание формы и глубины складкамодежд, лицам, рукам персонажей и предметам.
В качестве основы длякраски до начала XIV века служила черная или коричневая гризайль. Позже былаоткрыта серебряная краска, которая стала активно использоваться витражистами иАнглии, и Франции, и Германии.
Серебряную краскуизготавливали из сплава толченого серебра и сурьмы, добавляя воду и желтуюохру. Краску наносили на внутреннюю поверхность стекла. После обжига онасплавлялась со стеклом, придавая ему желтый цвет. Подобная технология давалавозможность на одном фрагменте стекла совмещать два цвета.
При завершении окраскивсех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, стекла обжигали впечи. Это производилось для фиксации краски на стекле, что помогало росписивеками сохраняться под открытым небом.
Уже обожженные фрагментыстекла размещали на деревянную панель с эскизом и соединяли с профилем спомощью свинцовых полосок. При спаивании мягких свинцовых полосок, друг сдругом, которые легко принимали любые формы контуров стекла, образовывалась сетчатаянесущая конструкция, за счет которой удерживались все составляющие фрагментывитража. Укрепив тонкой арматурой, конструкцию вставляли в оконную раму.
Современем, в XIV веке, удается изготавливать свинцовые переплеты тоньше иизящней, вследствие чего рисунки напоминают книжные миниатюры. Новоеизобретение XV века – техника дублирования стекол, позволило придаватьтончайшие нюансы цвета, за счет чего в витражах более явственно наблюдаетсянарастание реалистических элементов. Теряя свою монументальность, витражиначинают соперничать с книжной миниатюрой. Особую известность приобрели витражифранцузские: Шартра, Руана и Сент-Шапель и немецкие витражи соборов вСтрасбурге и Штутгарте.
3. Функции витража вархитектурном ансамбле
Жизньклассического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясьпорождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Длякаждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции.Зодчество готического периода в высшей степени тектонично. Выразительностьоснована, прежде всего, на конструктивной структуре. Вместе с тем принципработы конструкции в готическом соборе не выражен непосредственно: его можнопостичь, лишь соединяя результаты наблюдений с отвлечёнными представлениями. Входящийв средневековый храм видит пучки очень тонких и длинных колонок, которые нахрупких капителях поддерживают ещё более тонкие рёбра сводов. Однако то, чтоздесь видит зритель, есть только мнимая конструкция.
Стрельчатыесводы позволили не только значительно увеличить высоту и ширину нефов.Происходит распределение возникающего в своде давления по четырём точкам егоопор и нейтрализация бокового распора гибкой конструкцией вынесенных наружуаркбутанов, надёжно опирающихся на контрфорсы вне стен храма. И человек,который находится внутри церкви, о них не подозревает. Это говорит о том, чтосистема готических сводов разлагается как бы на две конструкции – на реальную,которая была выложена из камня и служила закреплением статики здания, и намнимую, показанную лишь направлением и сочетанием линий. Витражи придаютдинамики формам, а так же лёгкость и непрерывное устремление ввысь – и в такомнеобузданном подъёме всех линий к небесам и воплотилась идея готического храма- мистическое слияние человека с Богом.
Как былоотмечено выше, витраж сообщается и с внутренним, и с внешним пространством.Цветные стёкла готического собора видны лишь изнутри на просвет при освещенииизвне. Окна кажутся тёмными, если рассматривать их снаружи здания. Изображенияпочти неразличимы и изнутри в тёмное время суток, когда интерьер освещен огнямисвечей и лампад. Лишь льющиеся сквозь стёкла солнечные лучи пробуждают к жизникартины на окнах, наполняя их мерцанием и свечением.
Необходимымусловием организации архитектурного пространства является композиционноевзаимодействие пространства и формирующих его элементов, в основе котороголежат различные закономерности формообразования. В жизни и художественнойпрактике часто употребляются слова «масштаб» и «масштабность». Камерный масштаботличается изяществом, тонкостью. Крупный масштаб подчёркивает значительность,монолитность, нерасчленённость форм, что было характерно, например, длявитражей XI- середины XIII веков.
Готическийстиль трактует детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общеговпечатления. Благодаря колористической насыщенности, разнообразию зрительныхвпечатлений и, в то же время, известной слитности и однородности изображений,покрывающих всю плоскость окон, витраж увеличивает пространственный эффектинтерьера. В готическом витраже большое значение имеет масштаб основнойизобразительной темы — чаще всего фигур, который, как правило, соотносится смасштабом архитектуры. Абсолютные размеры изображений зависят от местарасположения и удаления от зрителя. Исходными данными здесь оказывается необычный рост человека, а условная мера, которая задаётся размерамиархитектурных членений.
Для Готикивообще характерно контрастное отношение пространственных величин. Этот контраств отношениях создаёт динамику «зрительного движения». Масштабныйконтраст — одно из закономерных композиционных условий взаимодействия искусств.Масштабный контраст вызывает эмоциональный интерес. Пластика интерьераготического собора приобретает особую выразительность в сопоставлении с мелкойритмикой членений витражей.
Можно сделатьвывод, что масштаб одновременно выступает как средство архитектурной композициии как художественное качество формы, сомасштабность композиции витража и строяархитектуры является решающим фактором в достижении единства.
Связи с архитектуройносят более опосредованный и менее однозначный характер потому, что онпредставляет тектонически вполне самостоятельный её элемент, а самый этотэлемент — окно- в свою очередь акцентирует пространствостроительные функцииархитектуры.
Как известно, окнопредполагает разрушение пространственной изоляции интерьера и экстерьера иустановление между ними новых контактов. В зависимости от местоположенияосновного источника освещения оно способно менять как направленность своегодействия по отношению к каждой из двух зон, так и сам характер этого действия.Витраж и необходим для выявления и координации этих пространственныхвзаимодействий.
В витраже каждыйстилистический элемент, колорит, рисунок выполняет двоякую функцию. С однойстороны, он украшает плоскость, служит декоративным или экспрессивным целям,воплощает настроение, является элементом ритма. С другой стороны, те жеэлементы как бы отрицают плоскость, перестают быть реальностью и делаютсяфикцией, изображая близкое и далёкое, тьму и свет, входят в мир воображаемогопространства и времени.
4. Темы и сюжеты
В готическомвитраже мы видим общие философские и эстетические принципы. Композицияизображения строится на мыслительной, символической связи. Сопоставляютсяэлементы изображений витражей по их духовным и символическим соотношениям этихэлементов и по принципам религиозной иерархии, а так же по требованияморнаментального ритма. Верх и низ в таком изображении означают непространственные категории, а только символически-орнаментальные строи.
Совершенноособое значение при такой композиции пространства приобретают рама изображенияи его фон, от того, к которому привыкло наше зрение. Здесь рама не обозначаетграниц пространства, она является неким символическим знаком. Поэтомуизображение может пересекать раму в разных направлениях, выходить из неё или жеразлагаться на несколько самостоятельных обрамлений.
Основнаятематика готических витражей – религиозная. Распространена также и другаятематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленникови земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли,мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Нередко мастера изображаютсамих себя за работой. Многоцветное сияние готического витража производитсильное впечатление.
Основные цветараннеготических витражей — горячий красный и «потусторонний синий». Сияниесапфирового цвета, поглощающего красный, составляет основную притягательнуюсилу этих произведений. Главенство синего напоминает о декоре мозаик, как,например, в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Этот цвет обозначает небеснуюсферу иного мира. Отблеск рубинов в таинственном сиянии символизирует пыл души,охваченной любовью. Витраж использует по большей мере цвета относящиеся клокальным, то есть чистые, несмешанные, непреломлённые. В нашем представлениитакие цвета ассоциируются с определёнными предметами как их объективные,неизменные свойства (синее небо, зелёная листва, красное пламя).
Как правило, сюжетныеизображения в готических витражах композиционно смещены ближе к нижней частиокон. Также распределена и цветовая нагрузка. Светлые гризайльные стёклаконцентрируются в верхней части окна, пропуская свет, освещающий своды храма.
Появление новых красокобогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовыенюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живописьвитражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. Огромныеоконные пространства давали возможность применять расписные стекла большихразмеров. Они не скреплялись свинцовой арматурой, а укреплялись непосредственнов оконных переплетах. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописцапо стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежалозодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полномсогласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековьяпридавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцветавитражей.
В соборе Бурже на витражеизображено начало притчи о блудном сыне, где в облике аристократа XIII векапредставлен герой библейской притчи, который восседает на серой лошади, держана запястье сокола. Одет он в роскошный плащ с меховой подбивкой, струящийсямягкими складками. В больших квадрифолиях и маленьких медальонах изображеныдальнейшие события притчи. Орнамент заполняет промежутки между этими сценами, асам витраж обрамлен бордюром из пальметок. Такая интерпретация библейскойпритчи рассчитана на правящие классы. Для аристократа того времени падениеблудного сына до жалкой участи свинопаса внушало ужас и омерзение.
В сюжетных зонах витражадоминируют белый, различные оттенки фиолетового, зеленого и желтого цветов, вто время как в орнаментальных – красный и синий цвета. Персонажей размещали взависимости от того, где разворачивалась сцена – на улице под открытым небомили в интерьере. Их изображали либо у нижней границы обрамления, назакругленной полоске земли, либо на своеобразных помостах. Персонажи буржскоговитража обладают изящными фигурами, но с крупными головами с мощными черепнымикостями.
На витраже «СвятойЕвстафий», расположенном на северном нефе собора в Шартре, изображен мирсредневековой знати.Основным цветом палитры декоративных областейвитража, как и в Бурже, являются красный и синий. А цвета, используемые всюжетных композициях, уже другие — зеленый, фиолетовый, белый и желтый. Напервой сцене изображен святой Евстафий, выезжающий на охоту. Здесь же изображенолень, пытающийся спастись от охотников. Витражисту удается подчеркнуть мощноетелосложение всадников, оперируя линиями контуров и сочетаниями тоновдрапировки одежд.
Рассмотрим фрагментывитража, который первоначально украшал позднероманский собор воФрайбурге-им-Брайсгау. Это уже более поздний вариант раннеготического стиля. Навитраже изображено генеалогическое дерево Христа – древо Иессеево. Внизуизображен спящий Иессей. Возле него произрастает дерево с огромной кроной,сформированной из фигур королей, и увенчивается оно фигурой Девы Марии. Над всемэтим на престоле восседает Иисус в окружении семи голубей, олицетворяющихСвятой Дух. По обеим сторонам витража расположены фигуры пророков,предвестников Мессии.
Основным элементомцентрального витража является большая фигура Благословенной Девы Марии, окруженнойизображениями квадратных и круглых медальонов с картинами из жизни ИисусаХриста. Доминирующие цвета в этом витраже – огненно-красный и синий.
Третий витраж,находящийся слева, посвящен Страстям Христовым, распятию и воскрешению ИисусаХриста. На витражах с изображением древа Иессея и Страстей Христовых доминируетпочти сверхъестественный синий цвет, усиливающий мистический эффект,производимый самой картиной.
Окно-роза, украшающееюжный рукав трансепта собора в Лозанне (Швейцария), отражает структурумироздания в представлениях XIIIвека. Вселенную олицетворяют стихии — Воздух, Огонь, Земля, Вода, небесные тела- Солнце, Земля, Луна и знаки Зодиака. Течение времени символизируют образывремен года и трудов, связанных с месяцами. А женщина, одетая в элегантноеодеяние, обозначает зодиакальный знак Девы.
К зрелой готике относитсявитражный цикл в Сент-Шапель. Сцены всего этого цикла изобилуют аллюзиями нафранцузскую монархию, устанавливают ассоциативные связи между французскимикоролями, с одной стороны, и с другой — ветхозаветными царями и Христом. Навитражах, иллюстрирующих житие и деяния царицы Есфири, фигуры гармоничны попропорциями и очень элегантны. Эти витражи выполняли аналогичную функциюприменительно к французским королевам.
Здание Сент-Шапеляпронизано многочисленными ажурными окнами, его оконные проемы целиком заполняютпромежутки между несущими конструкциями. Именно поэтому Сент-Шапель стала однимиз самых совершенных образцов «лучистого»[1]стиля зрелой готики.
Фигуры витражей верхнего рядаокон центрального нефа в Страсбурге занимают почти всю область окна, из-заэтого отсутствует орнаментальный фон, есть лишь место для обрамления. В витражесеверной стены перед нами предстает принципиально новый тип композиции: нолидля фигур здесь обрамлены арками с балдахинами. Фигура святого Арбогаста,стоящего на пьедестале, изображена очень живо и правдоподобно. От каменной рамыокна фигуру отделяет обрамляющий его двойной бордюр с лиственным орнаментом.Одежды его производят большое впечатление, вот как их описывает Р. Томан:«Богато украшенные одежды святого многослойны: из-под тяжелых чашеобразныхскладок ризы видны вертикальные складки туники и изящно струящаяся драпировкаальбы»[2].Тело его повернуто в профиль, но, несмотря на это, можно заметить, что лицоиндивидуализировано. Линии, борода, глаза и губы резко контрастируют стелесными тонами лица и шеи.
Витражи «Святая Гертруда»и «Библейский витраж», украшавшие церковь доминиканского женского монастыря вКельне, олицетворяют окончательное торжество французской зрелой готики.Рассмотрим витраж «Святая Гертруда»: на нем изображена Богоматерь, стоящая поддарохранительницей, ее балдахин так же красив, что и балдахин, венчающийстрасбургский витраж с изображением святого Арбогаста. Архитектурное обрамлениевитража заполнено синим фоном с ромбовидным орнаментом, оно окружено бордюром сорнаментом, где преобладает красный цвет.
Образ Богоматериграциозен, ее жесты и поза восходят к французским моделям. Рядом с Мадоннойизображен коленопреклоненный монах-доминиканец Игбрандус. Возможно, что именноон и был донатором этого витража.
Витраж с изображениемвеликолепной фигуры пророка Исайи украшает собор в Эксетере, одежда которогозадрапирована крупными, свободно лежащими складками, а лицо волнами обрамляютборода и волосы. Исайя, стоящий в изящной позе, в левой руке держит свиток, накоторый указывает другой рукой. Здесь, как и на витраже «Святая Гертруда», длятого, чтобы оттенить архитектурное обрамление поля, окруженное бордюром снатуралистическим лиственным обрамлением, фон был заполнен ромбовидныморнаментом синего оттенка.
Фигура Девы Марии в сценеБлаговещения капеллы Богоматери, укрытая пышным балдахином, кажется, будтовыступает вперед на фоне стекла как рельеф. Это ощущение передает мастерствовитражиста, подчеркивающего объемность складок, округлых форм тела. Оченьтеплое свечение придают этому изображению оттенки желтого и синего тонов всочетании с насыщенным красным. И это сочетание цветов резко отделяеткомпозицию от серебристых пластин бесцветного стекла, которые обрамляют сценуБлаговещения сверху и снизу.
Витраж в Эвре сохранилсядо наших дней. Это выдающийся образец витражного искусства готической эпохи.Верхний ярус этого хора был украшен витражами по инициативе епископа Жоффруа леФаз. В этом соборе три окна восточной стены целиком заполнены цветным стеклом.В центре изображена Мадонна с Младенцем (собор посвящен Деве Марии) и ИоаннКреститель (он был святым покровителем предыдущего епископа, Жана дю Прата). Вправом окне изображено Благовещение, а в левом — монументальное КоронованиеМарии. В нижних частях этих композиций изображены коленопреклоненные донаторы иих гербы. Витраж королевского окна в хоре собора Эвре был разделен на четыречасти. В центре этого витража помещена фигура монарха в коленопреклоненной позев небольшой часовне. Он вместе со святым Дионисием обращен к Богородице. Этакомпозиция выполнена с виртуозным мастерством. Она превосходит все известныепроизведения французского витражного искусства той эпохи. Элегантность ироскошь витражей в Эвре восхищает, вот как об этом говорит Р. Томан:«Изящество, отличающее витражи эвреского деамбулатория, достигает здесь такойстепени великолепия, что назвать эти шедевры простой имитацией руанского стиляуже невозможно: перед нами оригинальное достижение витражного искусства»[3].
В церкви аббатства вКенигсфельдене (Швейцария) витражи иллюстрируют эпизоды из Евангелия, вчастности — «Поклонение волхвов». На коленях Марии сидит младенец, которыйпротягивает руки к гостям, принесшим богатые дары. Здесь заметны первыепризнаки тенденции к передаче пространства в живописном изображении: объемностьтрона Богородицы и частично перекрывающие друг друга фигуры центральной секции.Все сцены этого цикла, занимающего три секции окна, заключены в архитектурноеобрамление.
Сохранился витраж и насветскую тему. Он украшает люнебургскую ратушу от начала XV века. На нем изображены Девятьвеликих, к числу которых относились Карл Великий и король Артур. Они в эпохупозднего Средневековья считались идеальными правителями, поэтому их изображениячасто встречались в ратушах.
Витраж с изображением«Мистическое бракосочетание Святой Екатерины» был создан в 1481 году, онявлялся центром витражного цикла капеллы Фольккамеров в хоре нюрнбергскойцеркви Санкт-Лоренц. Фигуры этого витража поражают своей элегантностью икрасотой. Витражный цикл Фольккамеров называют достойным финалом историипозднеготического витража.
Нельзя все жерассматривать витражи как искусство исключительно церковное, религиозное.Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаютсявитражи и с реалистическими сюжетами — каменщики, сапожники и другие мастера иремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборамремесленными цехами. Витражами украшались также дворцы и замки, общественныездания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты — исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические,геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.
готическийвитраж философский технологический
Заключение
Оценка жизни художником,выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителей,т.к. нарисованное воспринимается очень сильно. Создавая художественные образы,живописец использует цвет, рисунок, выразительность мазков, все это позволяетсделать «язык картины» гибким. Живопись воплощает и красоту природы, и чувстваи жизнь людей, и пытается толковать сущность жизни и внутреннего мира человека.
Воплощение единогоидейно-художественного замысла средствами архитектуры имонументально-декоративного искусства свойственно природе синтеза, но возможнотолько в единой композиционной структуре.
Каждый вид искусстваобладает своими специфическими выразительными средствами. Специфическиесредства витража — цвет, колорит и рисунок — служат цели художественногообразного выражения основной идеи произведения. Витраж не просто декорируетинтерьер, он преображает его, сообщая всему пространству новое синтетическоекачество.
Витраж, являясьсамостоятельным тектоническим элементом, акцентирует пространствостроительныефункции архитектуры. Традиционное местоположение витража — окно — находится вточках пространственных соприкосновений интерьера и экстерьера. Витраж выявляети координирует их взаимодействие.
Разнообразие образных пространств,создаваемых витражом представляет собой модификации нескольких основных«моделей», каждая связана с определённой функцией витража вархитектуре.
Витражи, применявшиесяглавным образом для декорирования церковных зданий, выигрывают не только от яркогосолнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.
Много различных витражейсохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами.Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена осталисьнеизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства частоперерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедеврысохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах,Чехословакии и других странах.
Список использованнойлитературы
1. Рольф Томан, «Готика. Архитектура.Скульптура. Живопись» — Konemann, 2000 г.
2. Н.В. Баранов, А.В. Бунин, В.В.Большаков и др., «Всеобщая история архитектуры в 12 томах», 4 том – М., Издательстволитературы по строительству, 1973 г.
3. Э. Мартиндейл, «Готика» — М.:Слово, 2001г.
4. В.Н. Тяжелов, «Малая историяискусств» — М., Искусство, 1981 г.
5. М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева, «История зарубежного искусства» — М.,«Изобразительное искусство», 1980 г.
Приложение
/>
Собор в Шартре. Витраж«Дерево Иесеево». XII в.
/>
Собор в Шартре.«Святой Евстафий», фрагмент. XII-XIII вв.
/>
Богоматерь с младенцем.Витраж собора в Шартре
/>
Собор ПарижскойБогоматери. Роза южного портала. XIII в.
/>
Витраж собора в Бурже.XIII в.