Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество – сущностная сила человека и корень культуры

Содержание
Введение
1.Творчество в процессевзаимоотношения общества и личности
2.Культурные основаниянаучного творчества
3.Творчество — сущностная сила человека
4.Творчество как коренькультуры
5. Творческиеспособности
6. Творческие поиски
6.1 Роль мистики в жизни человека
6.2. Влияние синергетики. Интуиция
Заключение
Список литературы
Введение
Эта тема меня заинтересовала своим глубоким названием. Япостараюсь раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества иличности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо нафилософских психологических исследований и обобщений, либо применительно кконкретным сферам человеческой деятельности. В работе я попробуем раскрытьтворчество, именно как сущностную сила человека и корень культуры.
Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в видувеликих людей – писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимаетсяв своей жизни творчеством, — когда пытается не просто выполнить механическисвою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеетместо творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением,он становится мастером.
Творчество, считал Бердяев, выдает гениальную природучеловека — каждый человек гениален; а соединение гениальности и таланта создаетгения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовьматери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни. Гениальность — это, преждевсего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека,способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчествоесть исток и основа любой творческой деятельности.
Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое,новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых,иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новыеидеи. Был в истории философии «парадокс Сократа — Платона»: чтобы прийти кновой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно — куда идти ичто искать. Но как можно что-то знать, чего еще никто не знал и ты сам незнаешь?
Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе ивычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужностать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все времявидеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество —это образ жизни.
Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что нашизнания, образование, привычки все сейчас же объясняют, сейчас же переводят в привычныештампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя его ждалидавно, и, вместо того чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно,словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Что тутудивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавскогополуострова!» Однако с такого удивленного видения иначинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну, а Кеплеру «открылась бездназвезд полна», так Эйнштейн увидел искривляющуюся Вселенную.
В философии такое видение,такое открытие называется созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всейдушой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество. Еслиего нет – значит, что-то не состоялось в этом человеке, не до завершилось,осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства.
1.Творчествов процессе взаимоотношения общества и личности
«И призван я, чтобосветить весь мир,
расплавить тьму егозагадок тайных,
найти гармонию междусобой и миром,
в себе самом гармониюсоздать …
смысл жизни вижу втворчестве,
а творчествобезгранично».
М. Горький
Творчество как формавзаимодействия общества и личности предполагает, с одной стороны,заинтересованность в быстром и эффективном обновлением общественных отношений,в прогрессивном развитии социума, с другой – способность человека ксамообновлению, самосовершенствованию и самодеятельной активности.
Общество, его социальныеинституты (семья, государственные учреждения и т.д.), способствует(препятствует) творческому развитию личности. Индивид через процессысоциализации и самореализации вносит свой вклад в развитие общества.
Творчество до сих пор(как явление и как понятие) рассматривается либо на уровне философских ипсихологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретнымсферам человеческой деятельности (техническое, научное, художественное и т.д.).В религии – это Бог, свободно творящий мир. В философии в центре внимания –соотношение конечного, переходящего, изменчивого бытия – «бывания» ибесконечного, вечного небытия, творчество как созидание нового, ранее никогдане бывшего творчества под давлением обстоятельств, при отсутствии «вызова»общества может выражаться в деградации творческих способностей личностей. Однаиз самых существенных сторон творческой деятельности – это сфера сознания,интеллекта, науки, рациональности, разума./>

2.Культурные основаниянаучного творчества
Понимание природынаучного творчества предполагает учет не только логических, методологических,психологических аспектов научной деятельности, как исследование социальныхусловий, культурного контекста, на фоне которых данная деятельность всегдапредставляет собой единство, взаимопроникновение творческих и нетворческихэлементов, познавательных действий. Это означает, что творчество как порождениенового не может быть абсолютно беспредпосылочным и недетерминируемым. Какантипод рутины и шаблона, как нарушение устоявшихся традиций, творчество поменьшей мере нуждается в этих традициях, чтобы их преодолеть. Иными словами,реализация творчества как ломки устаревших стереотипов предполагает неразрывнуюсвязь с традицией, с накопленными наукой и обществом культурными ценностями. Культура,таким образом, обеспечивает как сохранение и накопление достижений в науке,т.е. стабильность научного развития, так и осуществление инноваций, разрушающихстарое, отжившее формирование и поддержание установки на творчество, порождениенового.
Воздействие культуры нанаучную деятельность носит сложный, многоплановый характер. Прежде всего,культура создает необходимый фундамент нормальной жизнедеятельности науки каксоциального, культурного института. В этом случае система культурных традиций,ценностей влияет на науку как бы извне, образуя основу формирования социальныхотношений в рамках научной деятельности, соответствующих социокультурныхустановок, общих для участников научного творчества, общего морального климата.В то же время культурные ценности (философские, нравственные, религиозные ит.д.) являются важнейшим внутренним фактором развития научного познания,непосредственно «вплетены» в сам процесс научного творчества, оказывает прямоевоздействие на личность ученого, его творческий потенциал.
Внутренний культурный,ценностный мир ученого, содержащий целую гамму предпочтений, ориентаций какспецифических, характерных для человека науки, так и общих для любого человека,невозможно механически разделить друг от друга. Было бы неверно изображать делотаким образом, что главное для исследователя стремление к истине, объективностиили исключает все остальные ценности культуры – мораль, искусство, религию ит.д., или делает их нейтральными, безразличными по отношению к процессу научногоисследования. В действительности сложное, зачастую причудливое переплетениекультурного и когнитивного, культурных и познавательных идеалов, их взаимнаягармония, согласование или, напротив, противостояние, столкновение делаетдуховную жизнь исследователя напряженной, динамичной. Все это либооплодотворяет, делает творчески продуктивной научную деятельность, либотормозит, препятствует успешному развитию научного исследования.
С одной стороны, сложныевзаимоотношения культурных и научных, познавательных ценностей внутри духовногомира ученого, вступающие при определенных условиях в фазу «резонанса», т.е.согласования и взаимной, так сказать, поддержки, образуют порождающуюструктуру, основу для творчества, возникновения нового. Творчество,продуцирование нового в системе научной деятельности невозможно понять безучета роли социокультурных факторов. С другой стороны, культура как внутреннийфактор научного творчества предполагает наличие совокупности навыков, умениявести исследование, хранимых и развиваемых приемов, методов, т.е. определеннойтехнологии, школы исследования. Именно сохранение и поддержание научныхтрадиций, культуры исследовательской работы служит успешному развитию науки. Инаоборот, разрушение культурной «питательной среды» научной деятельности,разрушение оформировавшегося в рамках культуры механизма передачи научных традиций,навыков, «живых образцов», методов исследования от учителей к ученикам приводитк упадку науки. К сожалению, история советской науки содержит примерыварварского разрушения научных школ, научных традиций, последствия которого досих пор в полной мере не преодолены.
3.Творчество- сущностная сила человека
Творческий человек — воткто с полным правом требует себе свободы, притязает на нее и добивается ее. Онадолжна быть ему предоставлена и обеспечена, чтобы никто не смел ему ничегопредписывать и чтобы никакая человеческая власть на земле не запрещала емутворить. Если только он достаточно проникнут чувством ответственности, товсякое постороннее вмешательство излишне. Ибо творчески облагодатствованныйчеловек предстоит высшей власти в высшем измерении; он от нее получает своенаправление и ей повинуется; и потому ему должна быть предоставлена свободатворческого усмотрения.
Для таких людей надоделать все, чтобы расширить им их земные возможности и облегчить им процесс ихтворчества. Его жизненный путь должен быть огражден и сглажен, чтобы он могсвободно предаваться своему вдохновению, создавая свои видения для вечности.Ибо в таком человеке поистине струится Божий поток, а к его словам и песнямприслушиваются ангелы.
Он совсем не воленвыдумывать что угодно; ему не предоставляется произвольно изобретать или«построять» по собственному усмотрению. Он должен внимать – «созерцать» и«вслушиваться». Он призван «погружаться» в предмет до тех пор, пока этотпредмет не овладеет им. Тогда он почувствует себя в его власти; или,познавательно говоря, он почувствует, что видит предмет с силою очевидности. Вэтом состоянии он должен пребывать до тех пор, пока предмет не захочет говоритьчерез него, а сам он не почувствует себя готовым стать «орудием» своегопредмета, как бы зажить его «пульсом» и «дыханием». Тогда он получит право иоснование выразить пережитое содержание – излить его в форме сонета, романа,сонаты, статуи, картины, исследования, философского «описания», богословскоготрактата, проповеди, нового закона или зрелого совестного поступка. И тогда егопроизведение возникнет через него, а не только из него. Тогда он окажется какбы «цевницей» своего предмета, его посредником и возвестителем.
То, что он воспринимает исозерцает, есть объективная, предметная сущность бытия, к которому человекдолжен проникнуть,- каждый человек, каждый из нас; ибо каждый из нас призванжить на земле из самой субстанции и ради нее, из Главного и для Главного, а непылить, задыхаясь от собственной пыли. Беспомощны мы, люди, в этих земныхсумерках, то и дело сгущающихся в полную темноту. А многие, может быть, совсеми не знают о том, что они беспомощны и что им нужна помощь: их лишенность неосознана ими, они не ищут и не добиваются высшего. А между тем творческие людимогли бы им помочь. Мало того: они должны все время помогать, не спрашивая отом, есть ли зовущие на помощь, и кто они, и где они. Они призваны созерцать,вынашивать и отдавать; Они должны готовить свои дары и отдавать, рассылать вовсе стороны свои лучи, незваные, непрошеные, нередко отвергаемые илиизгоняемые, может быть, даже побиваемые каменьями. Первый луч всегда беспокоитосвещенного, второй – раздражает его, третий оскорбляет; и нередко лишьчетвертый пробуждает, и тогда уже следующие лучи согревают и исцеляют. А тот,кто был побит камнями,- светит, греет и исцеляет даже и посмертно.
Они всю жизнь ищут тогопути, который уверенно ведет и приведет их к Субстанции – во всем и везде: ввере, в науке, в искусстве, в политике, в личных отношениях с людьми, в службеи в воспитании. Они ищут пути («метода») и находят его; а кто нашел, тот можетпомогать и призван будить; знает он об этом или не знает – он призванныйвоспитатель своего народа.
Тщетно, художник, тымнишь, что творений своих ты создатель!
Вечноносились они над землею, незримые оку…
…Много в пространственевидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем естьсочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот,кто умеет и видеть, и слышать,
Кто, уловив лишь рисункачерту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекаетсозданье в наш мир удивленный...
Образно выражаясь, можнобыло бы описать это так. Когда Божии творческие идеи ниспадают из Его вечноголона в хаос грешного и неустроенного мира, то их подхватывает бурный токсмятения, искажает их совершенство и растерзывает их дивный состав. Отсюдавозникает высокое задание: узреть каждую из этих идей в ее полном и целостномсоставе и восстановить ее в ее зрело — совершенном виде. Египетская мифологиярассказывает, что когда-то Изида искала по всему свету те четырнадцать частей,на которые было растерзано тело ее супруга Озириса; и вот, находя и составляяих, она не создавала его тела, но лишь восстанавливала его в его первозданнойкрасоте. Поэтому каждого творческого человека можно сравнить с ищущей Изидой:он не создает, а лишь воссоздает Божию идею и радуется возможности помыслитьБожий замысел, верно узреть «Закон Божий» и осуществить его. Ему светитцелостный облик искомого; он проверяет себя тою высшею необходимостью, котораяоткрывается ему в духе; он наслаждается воссозданием Вечного, он радуется, чуяотблеск Божией благодати в своем создании.
4.Творчествокак корень культуры
В широком смысле культура- это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей,народов и всего человечества. Куда лучше другое определение, данное французскимкультурологом де Бенуа: «Культура это специфика человеческой деятельности,это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека докультуры, само появление его на арене естественной истории надлежитрассматривать как культурный феномен». Устойчивая сторона культуры – этокультурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческогоопыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этотопыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
В так называемыхтрадиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а еслии вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходитфункционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество вэтом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъектакультуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ(обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами.Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основномкультура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Коренные перемены вкультуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом вистории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурныхценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали.Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в которойреализуется единство противоположностей — традиции и творчества. Творчество итрадиции являются корнями культуры. История предметных результатов человеческойдеятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронномвзаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняетсебя преемственность истории человечества. При этом каждое ныне живущеепоколение как бы стягивает к себе прошлое и будущее, как к центру, который стечением времени сдвигается к новым поколениям.
Наиболее устойчивойстороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементысоциального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения кпоколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизнимногих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать.Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смыслевыбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опиратьсяна созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему быпришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
Однако культура — это нетолько традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущихпоколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не толькосохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатствав процессе творчества. Данное направление в культуре называется новаторством.Конечно, не всякое новаторство можно безоговорочно причислить к творчеству.Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретаетобщественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерийкультурных новаторских ценностей не является абсолютным. Бывает и так, чтопроизведения искусства или научные открытия не находят признания у современников.Тем не менее, если творец создает произведение или делает открытие, несущееподлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и,последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена,гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечикосмических полетов человечества К. Циолковского — блестящее свидетельствоэтому.
В творчестве культурыобщечеловеческое, всеобщее тесно связано с неповторимостью, уникальностьюсозданной духовной ценности. Тиражирование или репродуцирование не являетсятворчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но этоименно распространение, а не создание культуры.
Новое поколение не толькопассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносити свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследованоим от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитиикультуры органично взаимосвязаны и образуют корень культуры. В творчествекультуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурнаяценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении ит.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее– это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, посколькувовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. Атворчество культуры обязательно предполагает включение нового в процессисторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно,является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явлениекультуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым,прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуресуществует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположныхи противоборствующих социально классовых, национальных интересов даннойисторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надобороться. Такова концепция культуры, получившая разработку всоветско-философской литературе.
5.Творческие способности
Как же быть? Разумеется,следует сохранить все то положительное, что наработано в процессе исследованиятворчества в различных дисциплинах. И вместе с тем надо попытаться использоватьзнания, накопленные в рамках альтернативных — по отношению к западной — культурных традиций. Чтобы адекватно представить механизмы функционированиямышления на стадиях неосознаваемой переработки информации, я и предлагаю обратитьвнимание на опыт изучения (а на самом деле — опыт практикования) измененныхсостояний сознания в рамках различных медитативных техник.
Хотя творчество изучается самыми разными дисциплинами,наиболее интересные результаты получены в психологических исследованиях,которые при высоком уровне обобщения, близкого к философскому, опираются наэкспериментальные данные, подобно многим конкретным наукам (например,психофизиологии).
В самом общем виде можно сказать, что в психологии существуютдва понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностьюмышления, т.е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разныеварианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле — этоинтеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств,выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловленопредставлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена.Среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мышления, сенситивность кпротиворечивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов идр. При этом в рамках обоих пониманий параметры интеллектуальной деятельностивыявляются с помощью разнообразных тестов.
В целом же при исследовании творческой способности можно выделитьпо меньшей мере три направления:
1. на основе некоторых достаточно общих представленийпредлагаются качества — это может быть как одно отдельно взятое свойство(допустим, обучаемость индивидаили дивергентность мышления), так иопределенная их совокупность, — которые объявляются характеристическими длятворческой способности. Затем разрабатываются тестовые задания, предназначенныедля их измерения. Испытуемые, продемонстрировавшие наилучшие результаты,оцениваются как одаренные;
2. исследование параметров креативности базируется наизучении биографий выдающихся людей, которые уже не нуждаются впсихометрическом тестировании на предмет выявления своей одаренности, посколькуих вклад в мировую науку, культуру, духовность признан сообществом;
3. на основании определенных, заранее заданных параметров,например, уровень академической успешности, признание коллег-экспертов, уровеньобщей интеллектуальности, превышающий 140 единиц по шкале 10 («коэффициентаинтеллекта» и др.), изначально выделяется группа лиц, признаваемых вданном сообществе одаренными, и затем уже изучаются параметры их мыслительнойактивности.
Не будем подробно разбирать эти подходы, отметим лишь, что каждыйиз них сталкивается с определенными трудностями. В случае психометрическогоподхода неудовлетворительным оказывается то обстоятельство, что выявляемые спомощью тестов «одаренные личности» на самом деле далеко не всегдаоказываются таковыми.
Что касается второго из упоминавшихся направлений, то здесьмы имеем ситуацию, в известном смысле обратную только что упомянутой: никто несомневается в одаренности исследуемых личностей, однако вопросы возникают всвязи с объективностью вычленяемых в ходе анализа параметров их мышления,поскольку чрезвычайно большую роль в таких моделях играют самые общиепредставления анализирующего (будь то сам автор открытия, его биограф илиметодолог науки) о природе творческого процесса. И, наконец, третий подходоснован на изучении групп испытуемых, изначально отобранных в соответствии сопределенными, заранее оговоренными критериями одаренности. Далее на такойоснове сформированным группам, как и в первом случае, предлагают тестовыезадания, выявляют и сопоставляют отличия. Однако при этом происходит своегорода переориентация исследовательской парадигмы: от изучения интеллектуальнойдеятельности «извне» (как при психометрическом анализе) предлагаетсяперейти к взгляду «изнутри». Соответственно вводится обобщающеепонятие ментального опыта индивида, как главной структурной единицы анализа.
Поскольку этот подход нам кажется наиболее перспективным,остановлюсь на нем чуть подробнее.
В рамках такого рода исследований удалось, в частности,установить, что «интеллектуальная одаренность в условиях ее реальноговыражения характеризуется изменением типа репрезентирования, причем этиизменения касаются разных уровней познавательного отражения. В частности, умозрение»одаренных" старшеклассников отличается направленностью на обобщенные(категориальные) аспекты происходящего, большей дифференцированностью «видения»будущих событий. Более богатым семантическим контекстом, который оперативноразвертывается их понятийными структурами, и, наконец, более высоким уровнемнепроизвольного интеллектуального контроля".
6.Творческие поиски6.1 Рольмистики в жизни человека
В творческих поискахответа на животрепещущие вопросы современного бытия оказываютсязадействованными самые разные подходы, методы, традиции проникновения всущность явлений. Это и естественно-технические изыскания, и синергетика,вбирающая в себя достижения естественных и социально-гуманитарных наук, ифилософские, социальные, психологические, педагогические науки, и, как нистранно звучит, мистика.
В мистике освобождаетсячеловек от его подавленности природным миром. Самая сильная сторона большойчасти оккультных учений – это учение о космичности человека, это познаниебольшого человека. Только мистики хорошо понимали, что происходящее в человекеимеет мировое значение и отпечатывается на космосе. Знали они, что душевныестихии человека космичны, что в человеке можно открыть все наслоения мира, весьсостав мира. Мистика всегда противоположна тому психологизму, который видит вчеловеке замкнутое пространство, дробную часть мира. Человек не дробная частьвселенной, не осколок её, а целая малая вселенная, включающая все качествавселенной большой, отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающаяся на нейи на себе её отпечатывающая. Свой вклад в решение проблем гуманизациитворческой деятельности вносят и представители естественных, физико-математических,технических наук, многое сделавшие для развития атомной энергетики, освоениякосмоса, кибернетики, синергетики, информатизации общества. Они раньше и остреедругих почувствовали опасность технократизма, абсолютизации информатики,необходимость возрождения идеалов гуманизма и духовности.
Больших успеховдобиваются ныне государства, которые заботятся о раскрытии творческихспособностей человека, об их формировании и реализации, соответствующим образомнаправляя деятельность семьи, системы образования и всех социальных институтовобщества. Именно такие государства нерациональному расхищению традиционныхвидов энергии, бездумному древнему идеалу потребительства, которое являетсясвоеобразной моделью самоедства и разрушения, противопоставляют силу Разума,Духа творчества, любви, способность гармонизации отношений с окружающей средой. 6.2 Влияние синергетики. Интуиция
Механистически-технократическомурационализму сегодня противостоит быстро развивающаяся синергетика (теориясаморазвития), представленная такими именами, как И. Пригожин, И. Стенгерс, Г.Хакен, Е.Н. Князева и др. Суть ее в попытке преодолеть представления о жестокодетерминированном, линейном развитии сложно организованных систем. Главное – ненавязывать им пути развития, а способствовать их собственным тенденцияморганизации. Синергетика может пролить свет на многие существенные вопросы,касающиеся творческого взаимодействия общества и человека. Это взаимодействиесостоит из двух составляющих – детерминированная, обусловленная заранееизвестными обстоятельствами регуляции, управление; вторая – саморегуляция,саморазвитие, зависящее от вероятностных законов, делающих возможнымальтернативу выбор, порождающих неожиданные решения.
Согласно синергетике,существует возможность строить формы социальной организации не методом слепогооборота, многократных проб и ошибок, не уповать на постепенное развитиеобщества, а резонансно возбуждать надлежащие формы социальной организации. Какживая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структурыпосредством матричного дублирования – ДНК, так необходимо свернуть в десятки, всотни раз длительный и многотрудный путь эволюции в обществе.
Условием перестройкисоциальной среды является изменению социально-психологического климатаобщества. Смысл в мир вносит не только человек, человеческая культура, но исама природа. От научной рациональности, понятой как техника овладенияприродой, подчинения природных сил важно перейти к сотворчеству. Возвышениечеловека возможно лишь в рамках возвышения природы, детищем которой и являетсячеловек, обладающий способностью понимания. А это Разум, чувство, душа,открытость человека всему новому. В развитии такого творческого мышления огромнуюроль играет интуиция. Синергетика рассматривает интуицию как «самодостраивание»,как «резонансное возбуждение творчества». Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов пишут:«… самодостраивание дано нам как великий подарок природы, многократносокращающий тщетные попытки, многочисленные инферны, зло, неудачные усилия ипробы. Как только в ходе блужданий по полю неоднозначных путей эволюциипроизошло событие выпадения на определенную структуру – аттрактор, то все самодостроится, организуется, проявится, напишется и т.д.». Озарение, вдохновения,интуиция представляются как пульсация сверхсознания над сознанием.
Смысл механизмавоздействия на сознание в инициировании его активности посредством кажущихсяслучайными явлениями (падением яблока «помогает» Ньютону сделать открытие).Говоря об интуитивном решении задач, которое представляется как сверхсознание,являющееся высшей концентрацией духовных сил личности при порождении продуктатворчества. Интуиция – такое появление творческого мышления, которое фиксируетв себе органическое единство всех достижений людей, как бы концентрирующихся втак называемом сверхсознании и внутреннем стремлении человека. Найти ответ намучающий его вопрос. Это сосредоточение психических, душевных сил, значит ичувств, прошлого и сегодняшнего опыта, сознания и подсознания для решенияпроблемы. В интуиции в наибольшей степени, хотя и не в явной форме, проявляетсяединство общества и личности, человека и природы, индивидуального иколлективного Разума.

Заключение
Изучая эту тему, я поняла,что сущностная сила человека неисчерпаема. Мысль человечества накопила немалоинтересных и верных находок в этой области, так как проявления человеческойсущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, творчество иобщение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постояннок чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляетсяк новым целям и идеалам.
Рассмотрев тему«Творчество – сущностная сила человека и корень культуры», выяснилось, чтозадача культуры как раз и состоит в том, чтобы обеспечить единство,адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможностьобрести свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве. Культура – неотдельная, замкнутая сфера жизнедеятельности, а качественная характеристикаобщества и, прежде всего самого человека – субъекта исторического творчества.Смысл культуры заключается в развитии сущностных сил человека.
Также выяснилось, чтоживая личность для Бердяева есть нечто более глубокое и ценное, чем всякаямораль. Ценность человека – не в степени его подчиненности моральнымтребованиям, а в силе и остроте его внутреннего влечения к добру, способноститворить. А творить себя нужно каждый день каждый час, потому что каждый день икаждый час нас пытается одолеть дьявол (лень, эгоизм, нежелание рисковать,бездумное животное существование, полусонная жизнь). Но человек с самогодетства должен сам себя творить, постоянно будить себя, постоянно приниматьсобственные решения; а для этого – думать самому, заставлять себя бытьтерпимым, спокойным, подавлять в себе животную злобу и воспитывать любовь клюдям. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, несотворит. Поэтому этика творчества для Бердяева выше этики закона.
В так называемыхтрадиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, аесли и вносит какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основепроисходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством.Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя каксубъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипныхпрограмм (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальнымиобъектами. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органичновзаимосвязаны и образуют корень культуры.

Список литературы
1. Баллер Э.А. Культура. Творчество.Человек. // Молодая гвардия.- 1970.-С.148
2. Бескова И.А. Проблема творчества ибуддийской традиции. // Вопросы философии.- 1999.-№7-С.158-173.
3. Гудков Л.Общество-культура-человек. // Свободная мысль.-1991.-№17-С.54.
4. Дорфман Л. Творчество в искусстве– искусства творчества. // Наука.- 2000.-549с.
5. Ильин И. О творческом человеке. //ВВШ.-1990.-№6-С.90-92.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.Резонансное возбуждение творчества. // Вопросы философии.-1994.-№2-С.112.
7. Немировский В.Г. Современнаясоциология и культурные традиции. // Социологическиеисследования.-1994.-№3.-С.-25.
8.      Спасибенко С. Творчество впроцессе взаимоотношения общества и личности. // Социально-политическийжурнал.-1996.-№3-С.50-66.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепция норм двигательной активности человека
Реферат Антропогенетические и психологические показатели спортивно-технической подготовленности легкоатлетов
Реферат Биомеханический анализ техники прыжка в высоту способом "фосбери-флоп"
Реферат Травматические повреждения пищевода
Реферат Маркетингове середовище споживчі ринки і купівельна поведінка споживачів
Реферат Имя существительное как часть речи
Реферат Программа развития энергетического комплекса
Реферат Частная динамическая морфология
Реферат Beatlemania In The 1960s Essay Research Paper
Реферат Конституция России 1918 г.
Реферат Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса
Реферат Chapter Summary Essay Research Paper Chapter One
Реферат Место аудита в системе финансового контроля 2
Реферат Современные проблемы сельского хозяйства России
Реферат Экология физической культуры человека