Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество – сущностная сила человека и корень культуры

Содержание
Введение
1.Творчество в процессевзаимоотношения общества и личности
2.Культурные основаниянаучного творчества
3.Творчество — сущностная сила человека
4.Творчество как коренькультуры
5. Творческиеспособности
6. Творческие поиски
6.1 Роль мистики в жизни человека
6.2. Влияние синергетики. Интуиция
Заключение
Список литературы
Введение
Эта тема меня заинтересовала своим глубоким названием. Япостараюсь раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества иличности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо нафилософских психологических исследований и обобщений, либо применительно кконкретным сферам человеческой деятельности. В работе я попробуем раскрытьтворчество, именно как сущностную сила человека и корень культуры.
Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в видувеликих людей – писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимаетсяв своей жизни творчеством, — когда пытается не просто выполнить механическисвою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеетместо творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением,он становится мастером.
Творчество, считал Бердяев, выдает гениальную природучеловека — каждый человек гениален; а соединение гениальности и таланта создаетгения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовьматери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни. Гениальность — это, преждевсего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека,способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчествоесть исток и основа любой творческой деятельности.
Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое,новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых,иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новыеидеи. Был в истории философии «парадокс Сократа — Платона»: чтобы прийти кновой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно — куда идти ичто искать. Но как можно что-то знать, чего еще никто не знал и ты сам незнаешь?
Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе ивычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужностать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все времявидеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество —это образ жизни.
Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что нашизнания, образование, привычки все сейчас же объясняют, сейчас же переводят в привычныештампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя его ждалидавно, и, вместо того чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно,словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Что тутудивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавскогополуострова!» Однако с такого удивленного видения иначинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну, а Кеплеру «открылась бездназвезд полна», так Эйнштейн увидел искривляющуюся Вселенную.
В философии такое видение,такое открытие называется созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всейдушой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество. Еслиего нет – значит, что-то не состоялось в этом человеке, не до завершилось,осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства.
1.Творчествов процессе взаимоотношения общества и личности
«И призван я, чтобосветить весь мир,
расплавить тьму егозагадок тайных,
найти гармонию междусобой и миром,
в себе самом гармониюсоздать …
смысл жизни вижу втворчестве,
а творчествобезгранично».
М. Горький
Творчество как формавзаимодействия общества и личности предполагает, с одной стороны,заинтересованность в быстром и эффективном обновлением общественных отношений,в прогрессивном развитии социума, с другой – способность человека ксамообновлению, самосовершенствованию и самодеятельной активности.
Общество, его социальныеинституты (семья, государственные учреждения и т.д.), способствует(препятствует) творческому развитию личности. Индивид через процессысоциализации и самореализации вносит свой вклад в развитие общества.
Творчество до сих пор(как явление и как понятие) рассматривается либо на уровне философских ипсихологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретнымсферам человеческой деятельности (техническое, научное, художественное и т.д.).В религии – это Бог, свободно творящий мир. В философии в центре внимания –соотношение конечного, переходящего, изменчивого бытия – «бывания» ибесконечного, вечного небытия, творчество как созидание нового, ранее никогдане бывшего творчества под давлением обстоятельств, при отсутствии «вызова»общества может выражаться в деградации творческих способностей личностей. Однаиз самых существенных сторон творческой деятельности – это сфера сознания,интеллекта, науки, рациональности, разума./>

2.Культурные основаниянаучного творчества
Понимание природынаучного творчества предполагает учет не только логических, методологических,психологических аспектов научной деятельности, как исследование социальныхусловий, культурного контекста, на фоне которых данная деятельность всегдапредставляет собой единство, взаимопроникновение творческих и нетворческихэлементов, познавательных действий. Это означает, что творчество как порождениенового не может быть абсолютно беспредпосылочным и недетерминируемым. Какантипод рутины и шаблона, как нарушение устоявшихся традиций, творчество поменьшей мере нуждается в этих традициях, чтобы их преодолеть. Иными словами,реализация творчества как ломки устаревших стереотипов предполагает неразрывнуюсвязь с традицией, с накопленными наукой и обществом культурными ценностями. Культура,таким образом, обеспечивает как сохранение и накопление достижений в науке,т.е. стабильность научного развития, так и осуществление инноваций, разрушающихстарое, отжившее формирование и поддержание установки на творчество, порождениенового.
Воздействие культуры нанаучную деятельность носит сложный, многоплановый характер. Прежде всего,культура создает необходимый фундамент нормальной жизнедеятельности науки каксоциального, культурного института. В этом случае система культурных традиций,ценностей влияет на науку как бы извне, образуя основу формирования социальныхотношений в рамках научной деятельности, соответствующих социокультурныхустановок, общих для участников научного творчества, общего морального климата.В то же время культурные ценности (философские, нравственные, религиозные ит.д.) являются важнейшим внутренним фактором развития научного познания,непосредственно «вплетены» в сам процесс научного творчества, оказывает прямоевоздействие на личность ученого, его творческий потенциал.
Внутренний культурный,ценностный мир ученого, содержащий целую гамму предпочтений, ориентаций какспецифических, характерных для человека науки, так и общих для любого человека,невозможно механически разделить друг от друга. Было бы неверно изображать делотаким образом, что главное для исследователя стремление к истине, объективностиили исключает все остальные ценности культуры – мораль, искусство, религию ит.д., или делает их нейтральными, безразличными по отношению к процессу научногоисследования. В действительности сложное, зачастую причудливое переплетениекультурного и когнитивного, культурных и познавательных идеалов, их взаимнаягармония, согласование или, напротив, противостояние, столкновение делаетдуховную жизнь исследователя напряженной, динамичной. Все это либооплодотворяет, делает творчески продуктивной научную деятельность, либотормозит, препятствует успешному развитию научного исследования.
С одной стороны, сложныевзаимоотношения культурных и научных, познавательных ценностей внутри духовногомира ученого, вступающие при определенных условиях в фазу «резонанса», т.е.согласования и взаимной, так сказать, поддержки, образуют порождающуюструктуру, основу для творчества, возникновения нового. Творчество,продуцирование нового в системе научной деятельности невозможно понять безучета роли социокультурных факторов. С другой стороны, культура как внутреннийфактор научного творчества предполагает наличие совокупности навыков, умениявести исследование, хранимых и развиваемых приемов, методов, т.е. определеннойтехнологии, школы исследования. Именно сохранение и поддержание научныхтрадиций, культуры исследовательской работы служит успешному развитию науки. Инаоборот, разрушение культурной «питательной среды» научной деятельности,разрушение оформировавшегося в рамках культуры механизма передачи научных традиций,навыков, «живых образцов», методов исследования от учителей к ученикам приводитк упадку науки. К сожалению, история советской науки содержит примерыварварского разрушения научных школ, научных традиций, последствия которого досих пор в полной мере не преодолены.
3.Творчество- сущностная сила человека
Творческий человек — воткто с полным правом требует себе свободы, притязает на нее и добивается ее. Онадолжна быть ему предоставлена и обеспечена, чтобы никто не смел ему ничегопредписывать и чтобы никакая человеческая власть на земле не запрещала емутворить. Если только он достаточно проникнут чувством ответственности, товсякое постороннее вмешательство излишне. Ибо творчески облагодатствованныйчеловек предстоит высшей власти в высшем измерении; он от нее получает своенаправление и ей повинуется; и потому ему должна быть предоставлена свободатворческого усмотрения.
Для таких людей надоделать все, чтобы расширить им их земные возможности и облегчить им процесс ихтворчества. Его жизненный путь должен быть огражден и сглажен, чтобы он могсвободно предаваться своему вдохновению, создавая свои видения для вечности.Ибо в таком человеке поистине струится Божий поток, а к его словам и песнямприслушиваются ангелы.
Он совсем не воленвыдумывать что угодно; ему не предоставляется произвольно изобретать или«построять» по собственному усмотрению. Он должен внимать – «созерцать» и«вслушиваться». Он призван «погружаться» в предмет до тех пор, пока этотпредмет не овладеет им. Тогда он почувствует себя в его власти; или,познавательно говоря, он почувствует, что видит предмет с силою очевидности. Вэтом состоянии он должен пребывать до тех пор, пока предмет не захочет говоритьчерез него, а сам он не почувствует себя готовым стать «орудием» своегопредмета, как бы зажить его «пульсом» и «дыханием». Тогда он получит право иоснование выразить пережитое содержание – излить его в форме сонета, романа,сонаты, статуи, картины, исследования, философского «описания», богословскоготрактата, проповеди, нового закона или зрелого совестного поступка. И тогда егопроизведение возникнет через него, а не только из него. Тогда он окажется какбы «цевницей» своего предмета, его посредником и возвестителем.
То, что он воспринимает исозерцает, есть объективная, предметная сущность бытия, к которому человекдолжен проникнуть,- каждый человек, каждый из нас; ибо каждый из нас призванжить на земле из самой субстанции и ради нее, из Главного и для Главного, а непылить, задыхаясь от собственной пыли. Беспомощны мы, люди, в этих земныхсумерках, то и дело сгущающихся в полную темноту. А многие, может быть, совсеми не знают о том, что они беспомощны и что им нужна помощь: их лишенность неосознана ими, они не ищут и не добиваются высшего. А между тем творческие людимогли бы им помочь. Мало того: они должны все время помогать, не спрашивая отом, есть ли зовущие на помощь, и кто они, и где они. Они призваны созерцать,вынашивать и отдавать; Они должны готовить свои дары и отдавать, рассылать вовсе стороны свои лучи, незваные, непрошеные, нередко отвергаемые илиизгоняемые, может быть, даже побиваемые каменьями. Первый луч всегда беспокоитосвещенного, второй – раздражает его, третий оскорбляет; и нередко лишьчетвертый пробуждает, и тогда уже следующие лучи согревают и исцеляют. А тот,кто был побит камнями,- светит, греет и исцеляет даже и посмертно.
Они всю жизнь ищут тогопути, который уверенно ведет и приведет их к Субстанции – во всем и везде: ввере, в науке, в искусстве, в политике, в личных отношениях с людьми, в службеи в воспитании. Они ищут пути («метода») и находят его; а кто нашел, тот можетпомогать и призван будить; знает он об этом или не знает – он призванныйвоспитатель своего народа.
Тщетно, художник, тымнишь, что творений своих ты создатель!
Вечноносились они над землею, незримые оку…
…Много в пространственевидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем естьсочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот,кто умеет и видеть, и слышать,
Кто, уловив лишь рисункачерту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекаетсозданье в наш мир удивленный...
Образно выражаясь, можнобыло бы описать это так. Когда Божии творческие идеи ниспадают из Его вечноголона в хаос грешного и неустроенного мира, то их подхватывает бурный токсмятения, искажает их совершенство и растерзывает их дивный состав. Отсюдавозникает высокое задание: узреть каждую из этих идей в ее полном и целостномсоставе и восстановить ее в ее зрело — совершенном виде. Египетская мифологиярассказывает, что когда-то Изида искала по всему свету те четырнадцать частей,на которые было растерзано тело ее супруга Озириса; и вот, находя и составляяих, она не создавала его тела, но лишь восстанавливала его в его первозданнойкрасоте. Поэтому каждого творческого человека можно сравнить с ищущей Изидой:он не создает, а лишь воссоздает Божию идею и радуется возможности помыслитьБожий замысел, верно узреть «Закон Божий» и осуществить его. Ему светитцелостный облик искомого; он проверяет себя тою высшею необходимостью, котораяоткрывается ему в духе; он наслаждается воссозданием Вечного, он радуется, чуяотблеск Божией благодати в своем создании.
4.Творчествокак корень культуры
В широком смысле культура- это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей,народов и всего человечества. Куда лучше другое определение, данное французскимкультурологом де Бенуа: «Культура это специфика человеческой деятельности,это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека докультуры, само появление его на арене естественной истории надлежитрассматривать как культурный феномен». Устойчивая сторона культуры – этокультурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческогоопыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этотопыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
В так называемыхтрадиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а еслии вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходитфункционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество вэтом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъектакультуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ(обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами.Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основномкультура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Коренные перемены вкультуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом вистории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурныхценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали.Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в которойреализуется единство противоположностей — традиции и творчества. Творчество итрадиции являются корнями культуры. История предметных результатов человеческойдеятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронномвзаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняетсебя преемственность истории человечества. При этом каждое ныне живущеепоколение как бы стягивает к себе прошлое и будущее, как к центру, который стечением времени сдвигается к новым поколениям.
Наиболее устойчивойстороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементысоциального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения кпоколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизнимногих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать.Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смыслевыбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опиратьсяна созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему быпришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
Однако культура — это нетолько традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущихпоколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не толькосохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатствав процессе творчества. Данное направление в культуре называется новаторством.Конечно, не всякое новаторство можно безоговорочно причислить к творчеству.Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретаетобщественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерийкультурных новаторских ценностей не является абсолютным. Бывает и так, чтопроизведения искусства или научные открытия не находят признания у современников.Тем не менее, если творец создает произведение или делает открытие, несущееподлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и,последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена,гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечикосмических полетов человечества К. Циолковского — блестящее свидетельствоэтому.
В творчестве культурыобщечеловеческое, всеобщее тесно связано с неповторимостью, уникальностьюсозданной духовной ценности. Тиражирование или репродуцирование не являетсятворчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но этоименно распространение, а не создание культуры.
Новое поколение не толькопассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносити свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследованоим от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитиикультуры органично взаимосвязаны и образуют корень культуры. В творчествекультуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурнаяценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении ит.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее– это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, посколькувовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. Атворчество культуры обязательно предполагает включение нового в процессисторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно,является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явлениекультуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым,прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуресуществует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположныхи противоборствующих социально классовых, национальных интересов даннойисторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надобороться. Такова концепция культуры, получившая разработку всоветско-философской литературе.
5.Творческие способности
Как же быть? Разумеется,следует сохранить все то положительное, что наработано в процессе исследованиятворчества в различных дисциплинах. И вместе с тем надо попытаться использоватьзнания, накопленные в рамках альтернативных — по отношению к западной — культурных традиций. Чтобы адекватно представить механизмы функционированиямышления на стадиях неосознаваемой переработки информации, я и предлагаю обратитьвнимание на опыт изучения (а на самом деле — опыт практикования) измененныхсостояний сознания в рамках различных медитативных техник.
Хотя творчество изучается самыми разными дисциплинами,наиболее интересные результаты получены в психологических исследованиях,которые при высоком уровне обобщения, близкого к философскому, опираются наэкспериментальные данные, подобно многим конкретным наукам (например,психофизиологии).
В самом общем виде можно сказать, что в психологии существуютдва понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностьюмышления, т.е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разныеварианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле — этоинтеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств,выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловленопредставлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена.Среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мышления, сенситивность кпротиворечивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов идр. При этом в рамках обоих пониманий параметры интеллектуальной деятельностивыявляются с помощью разнообразных тестов.
В целом же при исследовании творческой способности можно выделитьпо меньшей мере три направления:
1. на основе некоторых достаточно общих представленийпредлагаются качества — это может быть как одно отдельно взятое свойство(допустим, обучаемость индивидаили дивергентность мышления), так иопределенная их совокупность, — которые объявляются характеристическими длятворческой способности. Затем разрабатываются тестовые задания, предназначенныедля их измерения. Испытуемые, продемонстрировавшие наилучшие результаты,оцениваются как одаренные;
2. исследование параметров креативности базируется наизучении биографий выдающихся людей, которые уже не нуждаются впсихометрическом тестировании на предмет выявления своей одаренности, посколькуих вклад в мировую науку, культуру, духовность признан сообществом;
3. на основании определенных, заранее заданных параметров,например, уровень академической успешности, признание коллег-экспертов, уровеньобщей интеллектуальности, превышающий 140 единиц по шкале 10 («коэффициентаинтеллекта» и др.), изначально выделяется группа лиц, признаваемых вданном сообществе одаренными, и затем уже изучаются параметры их мыслительнойактивности.
Не будем подробно разбирать эти подходы, отметим лишь, что каждыйиз них сталкивается с определенными трудностями. В случае психометрическогоподхода неудовлетворительным оказывается то обстоятельство, что выявляемые спомощью тестов «одаренные личности» на самом деле далеко не всегдаоказываются таковыми.
Что касается второго из упоминавшихся направлений, то здесьмы имеем ситуацию, в известном смысле обратную только что упомянутой: никто несомневается в одаренности исследуемых личностей, однако вопросы возникают всвязи с объективностью вычленяемых в ходе анализа параметров их мышления,поскольку чрезвычайно большую роль в таких моделях играют самые общиепредставления анализирующего (будь то сам автор открытия, его биограф илиметодолог науки) о природе творческого процесса. И, наконец, третий подходоснован на изучении групп испытуемых, изначально отобранных в соответствии сопределенными, заранее оговоренными критериями одаренности. Далее на такойоснове сформированным группам, как и в первом случае, предлагают тестовыезадания, выявляют и сопоставляют отличия. Однако при этом происходит своегорода переориентация исследовательской парадигмы: от изучения интеллектуальнойдеятельности «извне» (как при психометрическом анализе) предлагаетсяперейти к взгляду «изнутри». Соответственно вводится обобщающеепонятие ментального опыта индивида, как главной структурной единицы анализа.
Поскольку этот подход нам кажется наиболее перспективным,остановлюсь на нем чуть подробнее.
В рамках такого рода исследований удалось, в частности,установить, что «интеллектуальная одаренность в условиях ее реальноговыражения характеризуется изменением типа репрезентирования, причем этиизменения касаются разных уровней познавательного отражения. В частности, умозрение»одаренных" старшеклассников отличается направленностью на обобщенные(категориальные) аспекты происходящего, большей дифференцированностью «видения»будущих событий. Более богатым семантическим контекстом, который оперативноразвертывается их понятийными структурами, и, наконец, более высоким уровнемнепроизвольного интеллектуального контроля".
6.Творческие поиски6.1 Рольмистики в жизни человека
В творческих поискахответа на животрепещущие вопросы современного бытия оказываютсязадействованными самые разные подходы, методы, традиции проникновения всущность явлений. Это и естественно-технические изыскания, и синергетика,вбирающая в себя достижения естественных и социально-гуманитарных наук, ифилософские, социальные, психологические, педагогические науки, и, как нистранно звучит, мистика.
В мистике освобождаетсячеловек от его подавленности природным миром. Самая сильная сторона большойчасти оккультных учений – это учение о космичности человека, это познаниебольшого человека. Только мистики хорошо понимали, что происходящее в человекеимеет мировое значение и отпечатывается на космосе. Знали они, что душевныестихии человека космичны, что в человеке можно открыть все наслоения мира, весьсостав мира. Мистика всегда противоположна тому психологизму, который видит вчеловеке замкнутое пространство, дробную часть мира. Человек не дробная частьвселенной, не осколок её, а целая малая вселенная, включающая все качествавселенной большой, отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающаяся на нейи на себе её отпечатывающая. Свой вклад в решение проблем гуманизациитворческой деятельности вносят и представители естественных, физико-математических,технических наук, многое сделавшие для развития атомной энергетики, освоениякосмоса, кибернетики, синергетики, информатизации общества. Они раньше и остреедругих почувствовали опасность технократизма, абсолютизации информатики,необходимость возрождения идеалов гуманизма и духовности.
Больших успеховдобиваются ныне государства, которые заботятся о раскрытии творческихспособностей человека, об их формировании и реализации, соответствующим образомнаправляя деятельность семьи, системы образования и всех социальных институтовобщества. Именно такие государства нерациональному расхищению традиционныхвидов энергии, бездумному древнему идеалу потребительства, которое являетсясвоеобразной моделью самоедства и разрушения, противопоставляют силу Разума,Духа творчества, любви, способность гармонизации отношений с окружающей средой. 6.2 Влияние синергетики. Интуиция
Механистически-технократическомурационализму сегодня противостоит быстро развивающаяся синергетика (теориясаморазвития), представленная такими именами, как И. Пригожин, И. Стенгерс, Г.Хакен, Е.Н. Князева и др. Суть ее в попытке преодолеть представления о жестокодетерминированном, линейном развитии сложно организованных систем. Главное – ненавязывать им пути развития, а способствовать их собственным тенденцияморганизации. Синергетика может пролить свет на многие существенные вопросы,касающиеся творческого взаимодействия общества и человека. Это взаимодействиесостоит из двух составляющих – детерминированная, обусловленная заранееизвестными обстоятельствами регуляции, управление; вторая – саморегуляция,саморазвитие, зависящее от вероятностных законов, делающих возможнымальтернативу выбор, порождающих неожиданные решения.
Согласно синергетике,существует возможность строить формы социальной организации не методом слепогооборота, многократных проб и ошибок, не уповать на постепенное развитиеобщества, а резонансно возбуждать надлежащие формы социальной организации. Какживая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структурыпосредством матричного дублирования – ДНК, так необходимо свернуть в десятки, всотни раз длительный и многотрудный путь эволюции в обществе.
Условием перестройкисоциальной среды является изменению социально-психологического климатаобщества. Смысл в мир вносит не только человек, человеческая культура, но исама природа. От научной рациональности, понятой как техника овладенияприродой, подчинения природных сил важно перейти к сотворчеству. Возвышениечеловека возможно лишь в рамках возвышения природы, детищем которой и являетсячеловек, обладающий способностью понимания. А это Разум, чувство, душа,открытость человека всему новому. В развитии такого творческого мышления огромнуюроль играет интуиция. Синергетика рассматривает интуицию как «самодостраивание»,как «резонансное возбуждение творчества». Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов пишут:«… самодостраивание дано нам как великий подарок природы, многократносокращающий тщетные попытки, многочисленные инферны, зло, неудачные усилия ипробы. Как только в ходе блужданий по полю неоднозначных путей эволюциипроизошло событие выпадения на определенную структуру – аттрактор, то все самодостроится, организуется, проявится, напишется и т.д.». Озарение, вдохновения,интуиция представляются как пульсация сверхсознания над сознанием.
Смысл механизмавоздействия на сознание в инициировании его активности посредством кажущихсяслучайными явлениями (падением яблока «помогает» Ньютону сделать открытие).Говоря об интуитивном решении задач, которое представляется как сверхсознание,являющееся высшей концентрацией духовных сил личности при порождении продуктатворчества. Интуиция – такое появление творческого мышления, которое фиксируетв себе органическое единство всех достижений людей, как бы концентрирующихся втак называемом сверхсознании и внутреннем стремлении человека. Найти ответ намучающий его вопрос. Это сосредоточение психических, душевных сил, значит ичувств, прошлого и сегодняшнего опыта, сознания и подсознания для решенияпроблемы. В интуиции в наибольшей степени, хотя и не в явной форме, проявляетсяединство общества и личности, человека и природы, индивидуального иколлективного Разума.

Заключение
Изучая эту тему, я поняла,что сущностная сила человека неисчерпаема. Мысль человечества накопила немалоинтересных и верных находок в этой области, так как проявления человеческойсущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, творчество иобщение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постояннок чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляетсяк новым целям и идеалам.
Рассмотрев тему«Творчество – сущностная сила человека и корень культуры», выяснилось, чтозадача культуры как раз и состоит в том, чтобы обеспечить единство,адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможностьобрести свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве. Культура – неотдельная, замкнутая сфера жизнедеятельности, а качественная характеристикаобщества и, прежде всего самого человека – субъекта исторического творчества.Смысл культуры заключается в развитии сущностных сил человека.
Также выяснилось, чтоживая личность для Бердяева есть нечто более глубокое и ценное, чем всякаямораль. Ценность человека – не в степени его подчиненности моральнымтребованиям, а в силе и остроте его внутреннего влечения к добру, способноститворить. А творить себя нужно каждый день каждый час, потому что каждый день икаждый час нас пытается одолеть дьявол (лень, эгоизм, нежелание рисковать,бездумное животное существование, полусонная жизнь). Но человек с самогодетства должен сам себя творить, постоянно будить себя, постоянно приниматьсобственные решения; а для этого – думать самому, заставлять себя бытьтерпимым, спокойным, подавлять в себе животную злобу и воспитывать любовь клюдям. Никакой закон не воспитает человека, если он сам себя не воспитает, несотворит. Поэтому этика творчества для Бердяева выше этики закона.
В так называемыхтрадиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, аесли и вносит какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основепроисходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством.Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя каксубъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипныхпрограмм (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальнымиобъектами. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органичновзаимосвязаны и образуют корень культуры.

Список литературы
1. Баллер Э.А. Культура. Творчество.Человек. // Молодая гвардия.- 1970.-С.148
2. Бескова И.А. Проблема творчества ибуддийской традиции. // Вопросы философии.- 1999.-№7-С.158-173.
3. Гудков Л.Общество-культура-человек. // Свободная мысль.-1991.-№17-С.54.
4. Дорфман Л. Творчество в искусстве– искусства творчества. // Наука.- 2000.-549с.
5. Ильин И. О творческом человеке. //ВВШ.-1990.-№6-С.90-92.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.Резонансное возбуждение творчества. // Вопросы философии.-1994.-№2-С.112.
7. Немировский В.Г. Современнаясоциология и культурные традиции. // Социологическиеисследования.-1994.-№3.-С.-25.
8.      Спасибенко С. Творчество впроцессе взаимоотношения общества и личности. // Социально-политическийжурнал.-1996.-№3-С.50-66.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.