Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество А.К. Саврасова

Содержание
Ведение
Глава 1. Особенности русского пейзажавторой половины 19 века
Глава 2. Творчество А.К. Саврасова
Глава 3. «Грачи прилетели»
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Иллюстрации

 
Введение
В высоком расцветерусской живописи второй половины 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль.Завоевания и достижения русской пейзажной живописи этого времени имеют мировоезначение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскимихудожниками, обогатили мировую культуру, а замечательные достижения в этомжанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков и этапов развития. Однимиз тех, кто внес неоценимый вклад в копилку мирового искусства, кто творилпейзажи кистью гения, был Алексей Кондратьевич Саврасов.
Проблему складыванияреалистического пейзажа в истории искусства рассматривали многие критики идеятели искусства как 19 столетия, так и непосредственно нашего времени. Насегодняшний день существует великое множество литературы, включающей в себясборники и монографии таких заслуженных исследователей искусства, как А.А.Федоров-Давыдов, Ф.С. Мальцева, В.В Стасов. И многих других. И естественнымбудет сказать, что при раскрытии темы данной работы автором были использованыих труды.
Изучая работу А.А.Федорова-Давыдова «Русский пейзаж 18 – начала 20 века»[1],можно сказать, что книга дает достаточно полное представление и орассматриваемом предмете, и о трактуемых историко-художественных проблемах.Главная же научная заслуга автора заключается в том, что обращаясь к русскомупейзажу, он выявляет не только внутренние закономерности развития этого жанра,но и общие черты, общие свойства национального художественного сознания наданном этапе его исторического развития. Помимо этого, в работе нашли своеобобщение мысли автора не только о пейзаже, но и русской культуре в целом, иможно даже сказать, что этот труд подвел определенные итоги всем его научнымисследованиям. Тем не менее, нами была использована лишь одна глава – Ф.А.Васильев. Именно здесь описывается собственно становление русскогореалистического пейзажа, а так же рассматриваются события, сопутствовавшиеданному процессу. Кроме того, рассматривая творчество Ф.А. Васильева, авторпроводит аналогии с творческой деятельностью А.К. Саврасова.
Кроме того, нами была использованаеще одна монография данного автора — «А.К. Саврасов. 1830-1897»[2],в которой аналогично труду Мальцевой Ф.С. «А.К. Саврасов»[3]жизнь и творчество художника рассматриваются с истоков возникновения,выявляются причины и события, повлиявшие на становление таланта мастера,прослеживается четкая хронологическая связь между периодами на протяжении всейтворческой деятельности. В данных работах описаны мельчайшие подробности изжизни художника, рассмотрены и проанализированы многие произведения.
Говоря о работе Ф.С.Мальцевой «Мастера русского реалистического пейзажа»[4],мы можем сделать вывод, что автором представлено исследование эволюции русскогопейзажа второй половины 19 века. Автор подробно освещает круг вопросов,связанный с формированием русского пейзажа в 60-е годы, раскрывая новые чертысвойственные ему в то время. Исследуя творческую деятельность А. Саврасова напримере монографического изучения его произведений, автор проводит обзоросновных этапов развития пейзажной живописи. Она с новой точки зренияанализирует творчество мастера, показывая его место в ряду пейзажистов 70-х –80-х годов. Не менее важным является то, что автором рассматриваютсяобщественно-исторические условия, повлиявшие на ход развития искусства,раскрываются существенно важные черты в формировании жанра пейзажа 60-х годов,обусловившие проблематику пейзажной живописи.
А. Бенуа в своей работе«История русской живописи в 19 веке»[5]стремился воссоздать общую картину развития русской живописи в 19 веке. Причемсначала он осветил ее истоки в искусстве 18 века, и лишь затем обрисовалглавные линии и основные этапы последующей эволюции. И таким образом связавнесколько периодов, заново рассмотрел и оценил значение индивидуального вкладав живопись многих мастеров. Книга характеризует уровень знаний и вкусы столетия,характеризующие широко распространенные идеи автономии искусства, его свободы.Нами же использован раздел, повествующий о творчестве А. Саврасова.
Краткая биография ихарактеристика работ А. Саврасова дается у Богемской К.Г.[6]и Островского Н.К.[7];интересно написана работа и О. Добровольского[8]Кроме того, существует множество альбомов, в которых представлены работамастера, и в которых так же дается краткая характеристика творчества художника.
Конечно, их работыоснованы уже в свою очередь и на исследованиях вышеупомянутых авторов, но, темне менее, и они оказывают большую помощь, т.к. базируются на работах и многихдругих исследователей творчества А. Саврасова, обобщая и анализируя их.Благодаря этому, мы получаем более полное представление о волнующей наспроблеме.
Таким образом, мы видим,что, несмотря на обилие литературы, рассматриваемая нами проблема является достаточноактуальной. Это связано с тем, что стилистические особенности творческогометода А.К. Саврасова и в наши дни представляют неиссякаемый интерес ктворчеству мастера.
Именно поэтому цельюданной работы является исследование творчества А.К. Саврасова.
Для наиболее полногораскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы намибыли поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть истокивозникновения и основные этапы развития русского реалистического пейзажа второйполовины 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода;
2. Выявить стилистическиеособенности в творчестве А.К. Саврасова, проследить как развивался творческийпуть художника;
3. Рассмотреть наиболеезнаменитое произведение мастера «Грачи прилетели»;
Данная работапредставлена на 25 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения,списка иллюстраций, непосредственно иллюстраций и списка литературы.
Во введении раскрываетсяактуальность темы, дается обзор литературы, ставятся цели и задачи
Первая глава раскрываетсобытия, обусловившие становление русского реалистического пейзажа,рассматривается, каким образом менялось отношение передовых общественных икультурных деятелей к русской пейзажной живописи в частности и к искусству вобщем, а так же дается оценка той роли развития пейзажной живописи, которую онасыграла во второй половине 19 века.
Во второй главераскрываются непосредственно творческие особенности и черты произведений А.К.Саврасова, прослеживается его творческий путь.
В третьей главе на примересамого знаменитого произведения художника — «Грачи прилетели» изучаютсястилистические особенности, отличительные черты творчества мастера.
При работе былииспользованы методы анализа научной литературы и биографический метод.

Глава 1. Особенностирусского пейзажа второй половины 19 века
Искусство всегда чуткоотзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъемнародного духа, национального сознания, революционной борьбы. Особенно остроэто проявилось в пору революционно-демократического движения второй половины 19века в России. Именно в этот период складывания и развития реалистическогопейзажа, он стал совершенно неразделим с представлениями о тех историческихсобытиях, которые совершались в то время. Природа становится как бы аренойобщественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги,происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности.Изменяясь, мир как бы вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека.
Хотя интерес к миру, окружающемучеловека, не сразу заставил художников обратиться к изображению природы, и онасравнительно поздно стала самостоятельным объектом художественного творчества,но, постепенно углубляясь и совершенствуясь, образ мира занял в искусствеподобающее место. Пейзаж стал «зеркалом», поставленным перед природой.
Образ природы, как обликчеловека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, котороевоспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучшихрусских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу, призыв кборьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусствовторой половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым дляобщеевропейской живописи содержанием.
Живопись художников-пейзажистовреалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе исерьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждамнарода, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своимискусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, нои встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа[9].В пейзажной живописи это стремление, прежде всего, выразилось в подчеркнутоминтересе лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родногокрая.
Пейзажисты создавали своикартины уже на иной идейной основе, и их пейзажам было свойственно новоеэстетическое качество. Ощущение непосредственного соприкосновения человека сприродой, артистизм исполнения – все это явилось ценными завоеваниямиреалистической школы русского пейзажа.
Первый период в развитиирусского реалистического пейзажа, включающий в свой круг произведения 50-хгодов, во многом отличается от того, что дало искусство последующегодесятилетия. Как отмечают исследователи, дело здесь не только в том, чтохудожники к тому времени в большей мере овладели профессиональным мастерствомживописи — само содержание их произведений глубже проникнутое дыханием жизниприроды и идеями народности, приобретало большую внутреннюю цельность и теснеесвязывалось с общим движением идейного демократического искусства.
К началу 60-х годовотдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинамижанровой живописи, являвшейся в том время самым передовым искусством. Однакоэти завоевания оказались далеко не достаточными, когда общественные условия,сложившиеся в пореформенной России, потребовали от всего реалистическогоискусства социально заостренного содержания. И в начале этого десятилетиярусская пейзажная живопись вступила в новый этап своего развития.
В это время рядыхудожников, изображавших родную природу, становились значительно шире и их всеболее захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль дляхудожников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. Отхудожников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенногонарода. А как сказал по этому поводу В.В.Стасов, сближение искусства собщественной жизнью страны заставляла их еще больше думать о тех, «кто прильнетк их созданиям и станет ими жить»[10].
Именно поэтому в этодесятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению такихмотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бырассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытымидорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегоммаленькие деревушки, — все эти темы в своих бесконечных вариантах, такойлюбовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили правагражданства в 60-е годы: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правдабыла, поэзия…»[11] — напутствовал художников П.М. Третьяков.
Но, вместе с тем, в те жегоды в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес киной тематике. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремилисьпоказать могучую и плодородную русскую природу как источник возможногобогатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одноиз важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшегокрасоту природы прежде всего в том, с чем «связано счастие, довольствочеловеческой жизни»[12].Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания,свойственная пейзажной живописи периода расцвета. Эту тему, каждый по-своему,разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И.Шишкин и др.
Таким образом, в сферухудожественных возможностей пейзажной живописи вошла еще одна область бытиялюдей. Политические устремления и идеалы, общественно-революционная борьбанашли отражение в образной системе нового искусства, использовавшего краски,линии, внутренние ритмы природы.
Громадное влияние наформирование творчества в этот период оказала эстетика русских революционныхдемократов Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Поскольку в пореформеннойРоссии крестьянский вопрос приобрел в общественных кругах еще большуюсоциальную заостренность, все устремления передовой общественной мыслинаправлялись теперь на то, чтобы подготовить угнетенный народ к борьбе за своеосвобождение. С особенной напряженностью велась борьба за народное содержание влитературе и искусстве, и проблема народности, поднятая Добролюбовым, сталазнамением идейного реалистического искусства: «Художественное произведениеможет быть выражением известной идеи не потому, что автор задался этой идеейпри его создании, а потому, что автора его поразили такие фактыдействительности, из которых эта идея вытекает сама собой»[13] — говорил он. Поэтому не случайно в искусстве этого времени основным героемстановится простой народ с его страданиями, надеждами и борьбой. Тема народа втворчестве передовых русских художников стала центральной. Они стремились всвоих произведениях, прежде всего к правдивому отображению действительности,старались донести свое искусство до самых широких трудовых масс, сделать егопонятным, близким и необходимым своему народу.
Эта тема стала главной ив пейзажной живописи. В пейзажах передвижников впервые с такой смелостью иглубиной прозвучали национальные русские черты и были выражены подлиннонародные представления о красоте русской природы.
Таким образом, вначальный период формирования пейзажной живописи 2-й половины 19 века, молодыехудожники, обратившись к изображению родной природы, опирались не только наопыт пейзажистов предшественников, но и на художественную литературу, котораяимела в то время первостепенное значение в общественной жизни России. «… Всенаши нравственные интересы, вся духовная жизнь наша сосредоточивалась до сихпор, и еще долго будет сосредоточиваться исключительно в литературе: она живойисточник, из которого просачиваются в общество все человеческие чувства ипонятия»[14] — писалБелинский. А Н.В. Щелгунов добавлял: «Это было удивительное время, когда всякийзахотел думать, читать, и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь задушой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась,дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные. Не осегодняшнем дне шла тут речь, обдумывались и решались судьбы будущих поколений,будущие судьбы всей России…»[15].
Знаменательно, что вышедшаяв те годы работа Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства кдействительности» также содержала ряд глубоко развитых положений, касающихсяискусства пейзажной живописи. В качестве одного из сильнейших аргументов того,что «прекрасное – есть жизнь» — приводил красоту природы, доказывая полноеудовлетворение человека красотой натуральных пейзажей. При этом, во всемвыступает одна целенаправленная мысль, что «мнение, будто бы рисованный пейзажможет быть величественнее, грациознее или в каком бы то ни было отношении лучшедействительной природы, отчасти обязано своим происхождением предрассудку…, чтоприрода груба, низка, грязна, что надобно очищать и украшать ее для того, чтобыона облагородилась». В противовес этому «предрассудку» Чернышевский доказывает,что «человек с неиспорченным эстетическим чувством наслаждается природоювполне, не находит недостатков в ее красоте», что и «в природе на каждом шагувстречаются картины, к которым нечего прибавить, из которых нечего выбросить»[16]. Целью и «самым высоким,самым прекрасным назначением искусства» Чернышевский считал: «… в случаеотсутствия полнейшего эстетического наслаждения, доставляемогодействительностью, воспроизвести, по мере сил, эту драгоценную действительностьи ко благу человека, объяснить ее… и быть для человека учебником жизни»[17].
Подобные положения новогоискусства высказывали и художники, считая, что «…предмет художества есть вообщежизнь, а не одно прекрасное; прекрасным предметом будет для него служить неодно формально прекрасное, а все, что напоминает ему о жизни… действительностьне только живее, но и совершеннее фантазии; образцы фантазии – только бледная ичасто неудачная переделка действительности… конечно, воспроизведение жизни естьглавная задача искусства; но часто его произведения имеют и другую задачу:объяснять жизнь или быть приговором о явлениях жизни…»[18].Именно в таких словах и заключалась программа искусства пейзажа, вооружающаяхудожника новым методом в работе над натурой, над воспроизведением природы в ееобычном облике.
Спустя двадцать пять летпосле выхода в свет труда Чернышевского, знаменитый исследователь русскойживописи Стасов в одной из своих статей особенно глубоко оценил роль этой книгив процессе сложения идейного пейзажного искусства. Говоря о том, что у молодыхрусских художников «существовали свои учителя и колонновожатые дома, делавшиеизлишними чужих, посторонних, иноземных», Стасов продолжает: «был свой критик ифилософ искусства, могучий, смелый, самостоятельный и оригинальный … которыйеще в 1855 году выпустил в свет юношескую, полную силы мысли и энергическойнезависимости книгу «Эстетические отношения искусства к действительности»…проповедь ее не была потеряна в пустыне … что в ней было хорошего, важного,драгоценнейшего, бог знает какими таинственными, незримыми каналамипросачивалось и проникало туда, где всего более было нужно — к художникам»[19].
И действительно, являясьне только свидетелем зарождения и формирования реалистического искусства вообщеи пейзажной живописи как одного из его видов, но и активным участником борьбы сустарелыми принципами, Стасов имел все основания говорить о глубокомвоздействии, которое оказывали на художников революционные идеи русскихпросветителей и устремления демократически настроенной интеллигенции. Ведь неслучайно еще М. Горький сказал о нем как о человеке, который «делал все, чтомог, и все, что мог, сделал…»[20].
Таким образом, мы видим,что в пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отразились идеалы ипредставления людей. Образ природы стал для разных художников вместилищемразличного содержания, которое определилось эпохой, породившей данноехудожественное направление. Пейзажная живопись, вступив в свой реалистическийэтап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных местрядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. Завоевания и достижениярусской пейзажной живописи этого времени имеют мировое значение и непреходящуюценность, и, как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы,созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру»[21].
Глава 2. Творчество А.К.Саврасова
Огромная заслуга одногоиз крупнейших зачинателей русской реалистической в утверждении реалистическогохудожественного образа русской природы принадлежит Алексею КондратьевичуСаврасову. Среди современников-пейзажистов он был не только самым старшим повозрасту, но и самым ищущим художником. Поэтому он сам – воплощение всейистории пейзажной живописи второй половины 19 века.
Вступив в художественнуюжизнь накануне больших и глубоких перемен в русском искусстве, он болееотчетливо, чем другие пейзажисты, отразил в своем творчестве и влияниеотживавших старых традиций и поднимавшиеся всходы новой, демократическойживописи. В ранних произведениях Саврасова еще встречаются известные егопредшественникам пейзажные мотивы, но увидены они и использованы молодым художникомуже по-новому. Ученик Саврасова, художник, которому было суждено сделать высшиевыводы из начинаний Саврасова, — Левитан, справедливо писал о нем: «…ССаврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своейродной земле…»[22].
Если говорить об истокахтворчества Саврасова, то это, прежде всего, традиция романтической живописиМ.Н. Воробьева, шедшая от учителя художника – К.И. Рабуса. Саврасов проработалвблизи своего руководителя почти десять лет, и в самый ответственный периоддуховного развития личности и таланта учитель был рядом. Вся последующаядеятельность художника становится свидетельством широко понятой и развитойпреемственности, которую трудно сформулировать, но которая вместе с темпроявляет себя и в склонности пейзажиста к возвышенному восприятию природы, и внепрестанном стремлении к совершенствованию, которым проникнуто его искусство.
Уже в раннихпроизведениях художника постепенно вырисовывается излюбленный саврасовскиймотив – изображение лирического пейзажа с обстоятельным и любовнымповествованием, в котором такую значительную роль приобретает множествоочеловеченных деталей. «Он старается отыскать и в самом простом и обыкновенномте интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильночувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу» — напишет впоследствии Левитан[23].
В 1850-х годах он ярче ипоследовательнее других выразил в своих пейзажах тенденцию постепенногопреодоления академического романтизма. Опираясь на наследие Венецианова и М.Лебедева, и овладевая национальной темой, он все более приближался к жизненнойправде. Наиболее известной картиной этого периода является «Вид на Кремль вненастную погоду» (1851 г.).
В отзывах о его картинахне раз утверждалась новаторская роль его живописи, столь важная дляформирования национального, самобытного искусства пейзажа. И уже в те годысовременники Саврасова распознали исключительность эту его дарования. Онивидели также, как на протяжении ряда лет складывалось у Саврасова особоечувство природы и его собственный взгляд на мир: «Искусство и ландшафты ненужны, где нет чувства, — говорил художник. – Если нет души, значит ничего небудет и в живописи… Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видетькрасоту… Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна бытьистория души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам»[24].
И, тем не менее, Саврасовсмог, творчески восприняв ценные стороны жизни, не остаться в узких рамкахромантической системы, потому что обладал живым восприятием природы. Но моментыромантики в самом восприятии природы, не противоречащие реализму, мастерсохранит до конца жизни.
В переломные для русскогоискусства 1860-e годы демократического подъема в стране, Саврасов вращаетсясреди передовых художников, прокладывающих для пейзажной живописи новый путь. Вэто время художник приходит к более эмоциональному и непредвзятому переживаниюприроды и одновременно начинает стремиться ко все большей содержательностипейзажного образа. Он сознательно вступает на путь утверждения красоты и ценностиповседневного в природе, используя жанровые черты, которые у него постепеннонарастают. Показ «печали народной» приводит художника-демократа к новомувзгляду на природу, понимаемую теперь как среда народной жизни и воспринимаемуюсквозь призму сердечного сочувствия угнетенному народу. Именно в эти годыСаврасов окончательно стал на путь того утверждения красоты и значительностиобычного и повседневного в природе, интереса «к ежедневной, непритворной инеприбранной действительности», которое характерно для пейзажа передвижников. Иименно в этом новом виде его пейзажи приобретают действительно национальноевыражение. То, что раньше лишь намечалось, выступило здесь со всейопределенностью и непосредственностью. Именно в эти годы были написаны«Сельский вид» (1867), «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) и др.
Это доказывает типичностьи характерность для эпохи картин Саврасова, их полную обусловленность. Саврасовискал самостоятельно, но то, что он искал, было общим для всеххудожников-демократов восприятием природы, решением общих для передовыхпейзажистов того времени.
К концу этого десятилетияон вплотную подошел к той концепции эмоционально-действенного пейзажногообраза, с развитием которого связана вся дальнейшая история русской пейзажнойживописи. В его произведениях зрители уже тогда видели нечто большее, чемпростое и правдивое изображение деревьев, воды, облаков, воздуха. В нихраскрывалась «душа».
Утверждение лирическойтемы как основы идейного и художественного образа природы становится в 1870-х годахглавной и всепоглощающей целью мастера. Подготовленный к этому завоеваниямипредшествующего периода, он в своих новых поисках, как и раньше, идет путеморигинальных новаторских открытий, не обрывая при этом своих связей с прошлым.В эти годы художник очень много работает над волжской темой. Судя по волжскимэтюдам, именно изучение волжского пейзажа, а вовсе не знакомство с образамиевропейского искусства, явилось для художника школой, раскрывшей перед нимзаконы цветовых отношений в природе, органически подводя его к решениюживописных задач, непосредственно связанных с принципами пленэрной живописи. Вэтот период художник пишет такие произведения, как «Проселок» (1873), «Дворик.Зима» «Весенний день» (1873), «Закат над болотом» (1871), «Радуга» (1875).
Тем не менее, самымзначительным и знаменитым произведением этого периода, да, в общем-то, и всейтворческой деятельности художника стала картина «Грачи прилетели» (1871).Именно благодаря этой картине мастер приобрел свою популярность. Об этомпроизведении говорили много и все. Однако, особая важность того периода втворчестве Саврасова, когда им была создана картина «Грачи прилетели», вкакой-то мере заслонила предшествующие достижения этого пейзажиста. Все меньшеобращалось внимания на то, как пришел он к своей вершине.
В силу этих причин,стихийно начало складываться то во многом искаженное представление о творчествеСаврасова, которое, укрепляясь с годами, определяло характер отношения к этомухудожнику. Все больше утверждалось мнение о Саврасове, как о художникеодной-единственной значительной картины. Между тем во многих его работах 1870-хгодов уже содержалось в зародыше все то, что было развито впоследствииЛевитаном, Светославским, Коровиным. Они пошли дальше своего учителя. И этообстоятельство опять-таки способствовало забвению многого из наследияСаврасова. Замечательные достижения учеников заслонили удивительные открытия ихучителя; это усугубилось еще и личной трагедией Саврасова, опустившегося ифактически выключившегося из художественной жизни. Когда же его ученики высокоподняли знамя, с таким трудом им завоеванное, он не мог даже осознать этого,или, во всяком случае, участвовать в этом своем триумфе.
Замечательный русскийпейзажист умер в 1897 году одиноким и нищим. Лишь спустя полвека после егосмерти советским исследователям удалось показать наследие замечательногорусского пейзажиста во всем его непреходящем значении. Устройством первойретроспективной выставки произведений Саврасова, частью забытых, частью вовсенеизвестных, было положено начало систематическому изучению творчествавыдающегося мастера. Левитаном был опубликован некролог, отмечая, что «…Нестало одного из самых глубоких русских пейзажистов… Да, покойный Саврасовсоздал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта вобласти русского художества»[25].
3a последние десятилетиякруг известных произведений Саврасова непрестанно расширялся. Почти каждый годприносит новые находки и открытия. И каждое вновь узнанное произведениеусиливает интерес к этому художнику, обогащает наше представление о еготворчестве. Неиссякающий интерес к Саврасову – это не только чисто историческийинтерес к явлению прошлого. Наше современное чувство природы и наше видение ее продолжаютпитаться наследием саврасовского искусства, его даром художественногопроникновения в жизнь природы, его особой любовью к ней.
Таким образом, следуетсказать, что вторая половина 19 века – это период, когда художниками русскогореалистического пейзажа, одним из основоположников которого стал А.К. Саврасов,были созданы выдающиеся произведения. Без них была бы немыслима русскаяхудожественная культура, и не осталось бы опыта, на который впоследствииопирались и создавали не менее великолепные творения последующие поколенияпейзажистов.
Глава 3. «Грачиприлетели»
На первой выставкеТоварищества передвижников 1871 года появился пейзаж А. Саврасова «Грачиприлетели». Этой небольшой скромной по краскам картине была уготованасчастливая судьба. «Весной русского пейзажа» называли ее современники, и спустястолетие она пользуется самой широкой популярностью.
Между тем в этом пейзаженет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев,ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и«романтических ландшафтов». Есть околица села Костромской губернии, холодныйсырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе счистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег спроталинами, березки — и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо ижадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка сколокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоскелеса. И первые вестники весны — грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами.Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую,наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русскойприроды.
«Грачи прилетели» — назвал свою картину Алексей Саврасов, и уже в названии содержится определенноеотношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляетсясейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной ипреданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительновоплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картинусразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России.Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — всеобжито и согрето сердечным теплом.
Исаак Левитан такотзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, стараяцерковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, укоторых уселись прилетевшие грачи, — и только… Какая простота! Но за этойпростотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорогои близко его сердцу»[26].
Первоначальные этюды ккартине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близКостромы. Это было, довольно большое село со старинной церковью на окраине.Церковь была построена в конце 18 века. Колокольня с кокошниками у основанияостроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие отвремени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крышдлинные сосульки… Сколько было таких сел в России!
А.К. Саврасов приехал вМолвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами снатуры так что ни какая мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже впервых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпаласьот зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны – любимой порыхудожника.
Эти первоначальные этюдыбыли решены художником в едином цветовом ключе. Природа на них живет своейвнутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадатьхудожник. Однажды он пришел на окраину и, чтобы посмотреть вблизи на этустаринную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущениевесны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский дух, здесь — уоколицы обычного русского села – приобрело то особую силу и очарование.
Сначала А. Саврасовотвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерныйпейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этойкартины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительныематериалы к ней полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще прижизни А. Саврасова утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начавкартину рано утром, художник окончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, какбы в экстазе, пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ненаступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своимиоживляющими объятиями всю природу»[27].
И. Грабарь же в своюочередь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже,уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, онпредположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «Снатуры нельзя так написать. Береза имеет свой рисунок… По такому этюду несделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти»[28].
Такова краткая историянаписания картины «Грачей». Известность картины, как уже говорилось выше,началась, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товариществапередвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано вокружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшойпейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту ипоэзию скромной русской природы. Вместе с этим полотном в русскую живопись входилсюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им облизком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близкихА. Саврасову народных тем.
И все же при появлении«Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсемпо-иному говорящее о знакомом явлении. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг,и среди этой жизни на пустыре, огороженном забором, совершается великое чудотихого пробуждения природы от зимнего сна.
В таком скромном, но пленяющемвзор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена- со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, прощепростого, и, тем не менее, волновало зрителя красотой живописи и гармониейсветового строя. Это было единственное произведение на выставке, в которомКрамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылосьчто-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова«Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же иБоголюбов, и барон Клодт, и И.И. (Шишкин). Но все это деревья, вода, и дажевоздух, а душа есть только в «Грачах»»[29].А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно,в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочихсвоих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – отвсего порядочного, но далеко не передового в искусстве, — жила настоящая душаживописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар вниматьтаинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев нерасслышанным»[30].
Таким образом, этапрекрасная картина подарила художнику бессмертие, утвердив имя А.К. Саврасова водном ряду с величайшими художниками мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале второй половины19 века начинает складываться качественно новое направление – реалистическийнациональный пейзаж. Овладение национальным пейзажем, изображаемым в виде техкартин, которые простой человек мог видеть постоянно вокруг себя, той природы,в которой жил русский народ, противостояло всепоглощающему и всеобъемлющемувлиянию академической живописи. Ощущение непосредственного соприкосновениячеловека с природой, новаторский творческий метод, артистизм исполнения – всеэто явилось ценными завоеваниями реалистической школы русского пейзажа.
Но не менее важным было ито, что данное течение оказалось неразрывно связанным с историческими событиямивремени. Крестьянский вопрос волновал всех, и в том числе не оставилравнодушными и пейзажистов.
Необходимо отметить, чтоэволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне и отвнимания передовой общественности. Развитие русской реалистической живописи иее достижения в области пейзажа были постоянным объектом обсуждения и оценкипрофессиональных исследователей-критиков и простых ценителей искусства.Федоров-Давыдов в своей работе выделил две тенденции внутри передвижническогопейзажа. С одной стороны в нем немалую роль играло обличение, показбеспросветности российской действительности. С другой, существовала линия,связанная с поисками положительного идеала, и именно ее развитие привело кусилению роли пейзажа в русской живописи второй половины 19 века. Передвижникивпервые сумели по-настоящему раскрыть и утвердить красоту и большуюсодержательность родной природы. Именно в этом направлении работали и создавалисвои произведения такие выдающиеся пейзажисты как Шишкин, Саврасов, Поленов,Клодт и многие другие: «В серьезное и обстоятельное понимание природы Саврасови Клодт вносят поэтический момент лирического отношения к миру, но и они идутпо линии жанрово-описательной трактовки природы, соответствующей основнойхарактеристике передвижнической живописи семидесятых годов»[31].
Каждый из этих великиххудожников имел свою точку зрения на приемы и способы изображения природы,собственный творческий метод, индивидуальную и неповторимую манеру письма,присущее только ему цветовое и светотеневое решение композиции. Но все жеведущую роль в становлении русской критической пейзажной живописи сыгралАлексей Кондратьевич Саврасов, который самостоятельно искал и творил свой образрусской природы.
В своих работах художникстремился отобразить окружающую его действительность, нисколько ее неприукрашивая и не искажая. Демократизм, гражданственность, гуманизм русскогореалистического искусства ярко проявились в его пейзажах. Любовь и сочувствие кнароду, интерес к его жизни и отражение его надежд и чаяний, служениеосвободительным идеям двигали художником также и тогда, когда он создавалобразы природы. Реализм, национальность содержания и идейность – эти основныечерты демократического искусства и стали основой новых образов.
Главное, что составляетособую прелесть всех произведений А. Саврасова — острый интерес к миру ивнимательное изучение действительности. И не случайно мастер всегда избирал вприроде мотив, который был душевно близок простому человеку. Можно дажесказать, что в работе над своими произведениями особенность метода художникавыразилась в желании раскрыть те черты жизни природы, которые дороги и близкиему, и вместе с тем, значительны своим объективным содержанием. Именно в этомон видел и общественное значение искусства, и возможность усилить в творчествероль познавательного начала.
Список литературы
1.  Бенуа А. История русской живописи в19 веке. М.: Республика,1995. с.307-324.
2.  Богемская К.Г. Пейзаж. Страницыистории. М.: Галактика,1992. с.173-179.
3.  Добровольский О. Саврасов. М.:Мера,2001. 304 с.
4.  Ионина Н.А. Сто великих картин. М.:Вече, 2004. с. 280-283.
5.  Мальцева Ф.С. А.К. Саврасов. Л.:Художник РСФСР,1984. 192 с.
6.  Мальцева Ф.С. Мастера русскогореалистического пейзажа. М.: Издательство Государственной ТретьяковскойГалереи,1953. 178 с.
7.  Мальцева Ф.С. Мастера русскогопейзажа: 1870-е годы. М.: Искусство,1999. 73 с.
8.  Островский Г. Рассказы о русскойживописи. М.: Изобразительное искусство,1971. с.243- 258.
9.  Пейзаж в русской живописи: Альбом /Под ред. Д. Сарабьянова. М.: Гознак,1972. 93 с.
10.  Саврасов А. Из собранияГосударственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. М.:Изобразительное искусство,1986. 48 с.
11.  Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина идействительность». М.: Просвящение,1978. с.77-82.
12.  Стасов В.В. Избранные статьи орусской живописи. М.: Искусство,1968. с.5-41.
13.  Федоров-Давыдов А.А. «Русский пейзаж18 – начала 20 века». М.: Советский художник, 1986. с.151-153.
14.  Федоров-Давыдов А.А. А.К. Саврасов1830-1897. М.: Академия художеств СССР,1950. 78 с.
15.  Энциклопедия пейзажа/ Под ред. ТкачМ. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.300-301, 338-341.
16. Ягодовская А.Т.«О пейзаже». М.: Советский художник,1963. с.36-41.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.