/>Введение.
Всвоём реферате я решила рассказать об особом роде карт, используемых длягадания, — Таро. Потому что Таро до сих пор будоражит сознание многих людей. Вбольшей степени от того, что расклад на таких карта может наиболее подробнорассказать о будущем человека. Таро актуально и по сей день. Многие люди,столкнувшись в жизни с какой-то сложной проблемой, либо просто радиразвлечения, обращаются ко всевозможным гадалкам лишь для того, чтобы онасделала расклад Судьбы на этих самых «дьявольских» картах.
Сначала,выбрав такую тему, я даже засомневалась в правильности своего выбора. Ведь даженесмотря на большую популярность Таро, мало кто относит его к культуреобыкновенного человека. Меня начал интересовать этот факт с тех пор, как у меняпоявилась собственная колода Таро. У многих из моих друзей и знакомых реакцияна новость, что у меня есть Таро и я могу делать на нём, пусть и единственный,но расклад на будущее, была не очень положительной. Кто-то мне настойчивосоветовал бросить «всю эту чертовщину» и не брать грех на душу, а кто-то,«просверлив меня насквозь» взглядом всезнающего высшего создания, начиналдоказывать, что «Таро – сплошное шарлатанство» и лучше б я оставила все этиглупости. Но я, естественно, их хоть и выслушала, но поступила по- своему. Малотого, что я не забросила колоду карт подальше, я решила узнать, как можнобольше о истории Таро. Собственно, причина моего тогдашнего решениятождественна с целью, которую я хотела бы раскрыть в своём реферате. Итак, моязадача – выяснить, является ли Таро частью человеческой культуры.
/>Древнейшие архетипы.
ИсторияТаро — это прежде всего история архетипов, то есть образов, составляющих однуиз основ человеческого мышления и хранящихся глубоко в подсознании, в нашейгенетической и родовой памяти. Мать и дитя, царь, жрец, война, рост и увядание,смерть и возрождение были и остаются важнейшими элементами бытия во все временаи у всех народов. Древнейшие их изображения находят на клинописных табличкахшумеров, на рисунках в тайниках египетских пирамид, на священных камнях вКитае, Мексике, Скандинавии. Не удивительно, что Таро и сегодня вызываетневольный отклик в душе каждого, кому довелось соприкоснуться с этими картами,будь то для научного их изучения, для гадания или просто из любопытства.
Ноистория Таро — это еще и история карт, этой уникальной «книги безобложки», страницы которой не закреплены в определенном порядке. Еслиобычная книга, хоть печатная, хоть рукописная, ведет читателя шаг за шагом отначала к концу своих рассуждений, то Таро всякий раз предлагает ему инойвариант прочтения.
Каквсякая сакральная система, Таро тоже довольно быстро приобрело оборотнуюсторону, превратившись в игру. Как кости-астрагалы, служившие древним грекамдля выбора «кандидатов в депутаты» или нахождения вора, сталишестигранными «кубиками» наших настольных игр, или как глиняныечерепки римлян, выкрашенные с одной стороны в красный, а с другой в белый цвет,первоначально использовавшиеся для выяснения воли богов, стали игрой, в которуюсолдаты Цезаря разыграли нешвейный хитон Иисуса, так и карты Таро, переставбыть оракулом судьбы, превратились в средство обмануть судьбу с помощьюазартных игр, которых уже век спустя после появления карт в Европе появилосьмножество.
Впрочем,и это — всего лишь одна из версий.
Исследованиемистории карт вообще и Таро в особенности занимались многие. Из авторовпоследнего времени это немецкий таролог Хайо Банцхаф, — главная тема егоисследований: развитие и трансформация архетипов, то есть тех элементовсознания и подсознания, которые нашли свое выражение в Арканах Таро, — далеерусский историк Дмитрий Лесной, блестяще и глубоко описавший историю, теорию ипрактику карточных игр, — и, наконец, уже цитированные братья-голландцыДоктерс-ван-Леувен, опыт двадцатилетней работы которых дает нам возможностьпознакомиться со множеством исторических документов и старинных карт.
Сучетом всех этих и иных материалов история карт в целом и карт Таро в частностивыглядит следующим образом.
/>Откуда взялись карты.
1240г.:на церковном соборе в Вустере (Англия) епископы осуждают игру в «короля икоролеву». Что это была за игра, сказать трудно, но возможно, что речь шлао картах.
1299г.:во Флоренции отдают под суд членов семьи Пипоццо ди Сандро, уличенных вшулерстве при игре в Наибби.
Наибби- первое название карт и игры в карты, опять-таки мы не знаем, какой именно,однако, по словам Банцхафа, «это название пришло, как говорят, изКастилии, а восходит оно к санскритскому „Набаб“ — набоб, какназывали царских советников, управителей провинций и других знатныхлюдей».
Отсюда- первая версия
Картыпришли в Европу из Индии. «В старинных индийских картах было восемь мастейили армий, которые отличались одна от другой различными эмблемами и цветом. Вкаждой масти — 12 карт. Вся колода — 96 карт. Из фигур известны король ивизирь. Игра состояла в защите короля остальными картами… и напоминалашахматы», пишет Д. Лесной. А братья ван-Леувен предполагают даже, чтошахматы от карт и произошли, поскольку количество и расстановка фигур на доске(без пешек) аналогичны фигурным картам.
Втораяверсия — египетская.
Онадетально описывается у Элифаса Леви, потом у Папюса и, наконец, с большой долейскептицизма, у Банцхафа: желая сохранить свои знания, древнегипетские жрецызапечатлели их в виде символических рисунков, которые потом то ли спрятали намногие века в подвале одного из своих храмов, то ли, наоборот, размножили ироздали плебеям как игру, вверив мудрость на сохранение ничем не одолимомугреху.
Первыедокументальные свидетельства о появлении в Европе карт относятся к XIV веку.Американский таролог Альфред Дуглас, а вслед за ним его ученица Анжелес Арьенцитируют старинные источники, в которых указывается, что гадательные карты ввиде двадцати двух табличек из слоновой кости впервые были обнаружены у цыган.Цыгане, таким образом, помогают оправдать как первую, так и вторую версиюпроисхождения Таро — в старину их считали выходцами из Египта, а позже сочлиодним из индийских племен, пришедшим в Европу.
Третьяверсия
Такжекочующая из книги в книгу, сопоставляет 22 карты Старших Арканов с двадцатьюдвумя буквами еврейского алфавита, а само название Таро — со словом«Тора», обозначающим древний Закон, священное писание иудеев ихристиан. Недаром многие исследователи допускают, что карты могли бытьпривезены в Европу рыцарями в эпоху крестовых походов с Востока, где, какизвестно, древнее знание не объявлялось «языческим» и не искоренялосьхристианскими священниками. Братья Доктерс-ван-Леувен считают даже, чтопривезенные с Востока карты Таро стали краеугольным камнем теории мирозданиятамплиеров и были сохранены ими в годы гонений для потомков.
/>«Книга дьявольскихкартинок».
Ордентамплиеров, как известно, был обвинен в поклонении Сатане и разогнан (1312). Неменее строго церковь в те времена преследовала и карты как «книгудьявольских картинок» без начала и конца, придуманную язычниками, а то исамим Сатаной, ради совращения добрых христиан. Первое документальноеупоминание об этом относится к 1300 году, когда папа Бонифаций VIII проклялуказанную «книгу». Далее запреты и разгромные указы следовали один задругим. Для нас они служат свидетельством быстрого распространения карт: ХайоБанцхаф приводит список полусотни городов во Франции, Италии, Швейцарии,Германии, Фландрии.
Приэтом у карт не было еще названия «Таро», да и сама колода пока несложилась, не устоялась. «Во Флоренции играли с 41 „козырем“ и56 простыми картами, в Болонье карт всего было шестьдесят две, а прекраснаяколода Андреа Мантеньи из Мантуи включала 50 карт. Были большие колоды,состоявшие из 12 мастей по 12 карт в каждой, и колоды поменьше, где мастей быловсего восемь», сообщает Банцхаф.
Естьи четвертая версия происхождения карт, китайская.
Недаромво многих книгах, а иногда и прямо на рисунках Арканы Таро сопоставляются сгексаграммами Книги Перемен. «В словаре Чинг-цзе-Тунга, сделавшемсяизвестным Европе в 1678 г., говорится, что карты изобретены в 1120 г. (по христианскому летосчислению), а в 1132 г. были в Китае уже в повсеместномупотреблении».
Однакокитайская версия, при всей ее привлекательности, мало правдоподобна: иколичество символов иное (64 гексаграммы и 78 карт Таро — да хоть 52игральных), и привязка их друг к другу условна, поэтому в сегодняшней практикеона дает либо очередные живописные вариации на тему книги Ицзин, либо жесовременные парафразы на эту тему, подстроенные под схему обычного Таро(Кроули, Банцхаф, Хейндль).
ПоР. Кавендишу, карты как игра впервые упоминаются около 1377 года братомИоанном, монахом из швейцарского города Брефельда:
«Вгоду от Рождества Христова 1377 у нас появилась некая игра, именуемая картами.В этой игре на рисунках выведены все нравы нынешнего света. Кто, где и когдапридумал ее, мне, однако, неведомо...»
Идалее он описывает колоду из 52 карт, разделенных на четыре масти. В 1392 годуказначей французского короля Карла VI отмечает в своих книгах уплату 56 сухудожнику Жакмьену Грингонье из Парижа, изготовившему для короля три колодыраскрашенных карт. Из этой «колоды Грингонье» до нас дошло семнадцатькарт. Они не нумерованы, но их рисунки по смыслу тождественны современным.
Картыкак средство для гадания (и запрет на них) упоминаются чуть раньше, в 1367году, в хрониках швейцарского города Берна.
Такили иначе, к концу XIV века карты уже вошли в моду повсеместно. И это при том,что их рисовали от руки — печатный станок был изобретен Иоганном Гутенбергомникак не ранее 1440 года. Состоятельные семьи заказывали их известнымхудожникам. В музеях хранятся, а в наши дни и перепечатываются колодыВисконти-Сфорца, Сола-Буска, д'Эбрео и др. Потом, с распространениемкнигопечатания, в XV веке открылись первые карточные фабрики — во французскомЛионе, в немецком Аугсбурге, в бельгийском Льеже.
Видимо,тогда и произошло разделение карт на игральные и гадательные. Самые смелыеисследователи датируют это разделение уже XIV веком («не позже 1370года...» — братья ван-Леувен), самые осторожные — XVI («около 1600года...» — Банцхаф).
Тогдаже (XVI в.) закрепляется, наконец, и термин «Таро» (Tarot),восходящий к итальянскому слову tarocchi, «козыри», давшему потомназвание карточной игре «тарок», и начинается история карт Таро.
Традиционносчитается, что сначала существовали одни Старшие Арканы (22 гадательныхтаблички у цыган?), потом к ним были присоединены Младшие (56 числовых и фигурныхкарт, разделенных на четыре масти — четыре индийских касты?), и в них началииграть. И лишь потом из полной колоды в 78 карт выделились собственно игральныекарты, в которых из Старших Арканов сохранился лишь джокер — Шут.
/>22 Старших Аркана.
Ищаматериал для данного реферата, мне пришлось использовать труды и историческиестатьи в электронной библиотеке «всемирной паутины» о культуре разных стран. Ия нашла очень интересную статью, которая натолкнула меня на мысль о пятойверсии. История человечества знает не только случаи превращения сакральныхобъектов в игру, но и примеры обратного. Недаром знаменитый китаевед Ю.К.Щуцкий, чей перевод и комментарии к Книге Перемен стали такими жеклассическими, как и сама эта книга, считал, что возникла она три тысячи летназад как скромный трактат по гаданию, и лишь потом была переосмыслена какфилософский инструмент познания человеком себя и мира.
Что,если и карты возникли вначале лишь как очередная забава? Не зря же «22января 1397 года парижскому префекту пришлось издать декрет, согласно которому»работающим людям" запрещалось играть в карты, теннис и прочие игры смячом, а также в кегли, кроме как в дни выходных и праздников" (а знатнымгосподам, значит, было можно). И придуманы были сначала именно Младшие Арканы — «игра в короля и королеву», в воинов и крестьян, в деньги и наденьги? И играли в эту игру не один десяток лет, пока кто-то из христианскихкаббалистов (Луллий, Пико,
Рейхлин,да кто хотите, а то и из более поздних — Кунрат, Фладд, Андреэ) не догадалсянарезать из бумаги два десятка карточек и нанести на них названия небесных сфери их символы?
НедаромXVII век называют «вторым Ренессансом».
Схеманебесных сфер приводится, в частности, в труде англичанина Роберта Фладда«История Макро- и Микрокосма» (1617):1. Deus Бог a 2 Seraphin Серафимы b 3 Cherubin Херувимы g 4 Dominationes Господства d 5 Throni Престолы h 6 Potestates Власти v 7 Principatus Начала z 8 Virtutes Силы c 9 Archangeli Архангелы e 10 Angeli Ангелы y 11 Caelum Stellarum Звездное небо k 12 Saturnus Сатурн l 13 Jupiter Юпитер m 14 Mars Марс n 15 Sol Солнце s 16 Venus Венера i 17 Mercuri Меркурий p 18 Luna Луна x 19 Ignis Огонь q 20 Aer Воздух r 21 Aqua Вода w 22 Terra Земля t
Можетбыть, так и возникли Старшие Арканы? Гадать ведь можно на чем угодно, хоть наспичках, да и играть тоже – можно вспомнить рассказ Чехова «Винт»,где чиновники играют на картах в своих начальников, их жен и в самих себя.Ясно, что потерпеть «игру в Бога и архангелов» церковь не могла, икаббалистам пришлось не сладко — тут не спасет никакая знатность. И онивынуждены были скрывать свои карты. Знание наконец стало тайным. Но эта схемане могла не привлечь пытливые умы своей красотой и ясностью. Конечно, она потоммодифицировалась неоднократно, поэтому просто взять и сопоставить ее ссовременной последовательностью Старших Арканов нельзя. Но сходство заметно.
Возможно,что изменения вносились по настоянию церкви, и именно она велела заменить Богана Дьявола, а языческого Юпитера — на вполне христианского Папу. А колоды сЮпитером были, были! Уже неоднократно цитированные братья ван-Леувен в своейкниге приводят карты Марсельского Таро XVI века с Юпитером и Юноной — ианалогичную колоду XVII века, где их места уже занимают Папа и Папесса, они жеВерховный Жрец и Верховная Жрица. И порядок Старших Арканов менялся, да исейчас еще меняется, и братья-голландцы считают даже, что старших карт должнобыть двадцать четыре, добавляя в свою колоду карты Истины (Юпитер) и Интуиции(Юнона).
/>Марсельское Таро.
Вовсяком случае, все исследователи сходятся на том, что в XVII веке Таро каксистема гадальных карт уже сложилась. Игральные карты и карточные игры тожеобрели свой теперешний вид.
Сложилсяи первый единый тип колоды, ставший образцовым — Венецианское, оно жеМарсельское Таро. К середине XVIII века (1760) он избавился от барочныхзавитушек и прочих излишеств и, постепенно упрощаясь и совершенствуясь, дошелдо наших дней (1930, выработка единого стандарта печати).
СегодняМарсельское Таро представляет собой особую колоду карт и систему трактовки,несколько отличающиеся от современной. Есть тарологи, специально занимающиесяею — не только в историческом, но и в практическом плане.
Началаскладываться и система трактовок Арканов, в первую очередь Старших, конечно, атакже фигурных карт (картинок), потому что на них тоже были рисунки. Начисловых Младших картах рисунков не будет еще долго. Церковь, как католическая,так и реформированная, все меньше желала терпеть каббалистов и алхимиков, иконец XVII века стал в Европе началом эпохи тайных обществ — розенкрейцеров,иллюминатов, масонов, позже ушедших в подполье, чтобы искать в древнихтрактатах ответы на свои злободневные вопросы. Они-то и заложили основы тоймистической трактовки Таро, которая с годами все больше увлекала оккультистов,а потом стала неотъемлемым элементом современного «нью-эйджевского»подхода к Таро.
Кмасонам принадлежал и один из крупнейших оккультистов XVIII века, французАнтуан Кур-де-Жеблен (1725-84), автор знаменитого труда по истории оккультизма:«Первоначальный мир, анализированный и сравненный с миромсовременным». В нем он, в частности, анализирует символику Арканов Таро спомощью Каббалы, считая их изложением философско-религиозной доктрины древних.
ПоЖеблену, египетское Таро основывалось на классической Книге Тота. Само слово«Таро», по его мнению, происходит от египетского «тар»,означающего «путь», с добавлением «ро» или «рош»,что означает «Путь царей». Таким образом, Таро — это «царскийпуть» (к знанию и пониманию).
Другиетарологи идут еще дальше и считают слово «Таро» расширением понятияДао («Путь», источник, первопричина всего, физическая Вселенная,включающая все «десять тысяч вещей»), использовавшееся китайскимфилософом Лаоцзы для обозначения «истинного пути», «правильногодействия». Тарологи-каббалисты связывают еврейскую букву Тав с XXI Арканом(Вселенная), считая ее выражением совершенства и гармонии всех ее элементов.
Темне менее Кур-де-Жеблен, мастер масонской ложи «Девяти сестер», сталпервым реаниматором все того же мифа о египетском происхождении Таро, в которомпотом не позволяли себе усомниться его ученики и последователи, начиная отЭтейллы и кончая Элифасом Леви и Папюсом.
/>Реформы Этейллы.
Ктоже такой Этейлла? Вот что пишет о нем Дмитрий Лесной в своей энциклопедии:
«Парижскийгравер, легендарный толкователь системы гадания Таро. Автор книги: „Etteilla. Cours theoretique et pratique du livre deThoth“. Этейлла не настоящее имя автора, а псевдоним,представляющий собой анаграмму его имени — Альетте (Alliette)». — Больше онем документально ничего не известно, предполагаемые даты жизни — около1730-95, остальное — легенды.
Насамом деле он сделал в жизни две или три вещи, очень важные для развитиягадательных карт.
Во-первых,по всем данным, он был первым, кто открыл в Париже и вообще в Европегадательный салон, то есть сознательно пренебрег неодобрительным отношениемцеркви к гаданию. Впрочем, церковь к тому времени уже убедилась, что запретитьтакой грех, как гадание на картах, у нее просто не хватит сил, значит, лучшевзять его под свой контроль. А масоны, как известно, никогда не забывалирасписываться в своей верности христианству.
Салоноткрылся году в 1760-м и был оформлен в лучших масонских традициях. Чернаядрапировка, шахматный пол, череп-кости. Сам Этейлла выходил в траурном одеянии,увешанный таинственными амулетами.
Неудивительно, что этот антураж пугал клиенток (к гадателям ходили и ходятглавным образом дамы). Масонско-розенкрейцерская трактовка символов Таро тожескорее запутывала, чем проясняла дело: «С утра были тучи, но они рассеютсяк вечеру. Нет счастья в горах, но есть счастье в долине».
Адамам хотелось узнать, кто станет новой фавориткой короля, посадят ли мужа задолги и повысятся ли к зиме цены на шелк.
ИЭтейлла совершил свой второй подвиг: он попытался приблизить Таро к запросамсовременников. Он сменил антураж салона на нейтральный, убрал, как мог, всюмистику из толкований и стал составлять свое Таро. Эта работа заняла у него поодним источникам двадцать, по другим тридцать лет. В 1783 году вышли его книгаи карты: «Большая колода египетского Цыганского Таро Этейллы».
НазванияСтарших Арканов у Этейллы тоже значительно отличаются от традиционных, поэтомумногие тарологи его не приняли, сочтя всю систему Этейллы «профанациейТаро и искажением его смысла».
И,наконец, именно Этейлле первому пришло в голову, что карта в прямом положенииможет предвещать благо, а в перевернутом — неприятности. Тем самым он заложилоснову сегодняшнего профессионального толкования Арканов Таро в раскладе.
Крометого, Этейлла разработал и свою систему раскладов, сейчас выглядящую несколькоустаревшей и слишком сложной, но тем не менее вполне отвечавшую потребностямтогдашних дам.
Недаромего ученицей была знаменитая впоследствии гадалка Мария-Анна-Аделаида Ленорман,создавшая свою систему гадания, свободную от масонской символики (она простовернулась к обычным игральным картам XVII века), однако ставшую одной из основэзотеризма новейшего времени.
Такили иначе, в период Французской революции 1789-1793 годов страх перед будущимвозбудил у людей интерес к предсказаниям, и салоны Этейллы и Ленорманпроцветали. Потом наступило время террора, и Этейлла то ли бежал за границу, толи погиб, а девица Ленорман дождалась, пока Наполеон выслал ее из Франции завольнодумство (1808) и, забыв об эзотерике, начала за границей сочинятьпасквили на его правящий режим.
КолодаЭтейллы стала хронологически вторым образцовым типом гадательной колоды,которую стали тиражировать и тиражируют до сих пор в двух вариантах,«большом» и «малом». Однако в силу своей специфичности(эпоха, масонская символика) и сложности (многоступенчатые расклады) сегодняона популярностью не пользуется.
/>Таро: гадание или философия?
Видимо,именно в это время (90-е годы XIX века) оформилось и разделение Таро на двеветви, мистическую и практическую. Мистики искали в Таро сокровенный смысл (инаходили, а точнее, вкладывали его туда сами), а практики пользовались Таро исовершенствовали его как достаточно простую и надежную систему гадания,позволявшую находить ответы на любые житейские вопросы.
Ясно,что для этого нужна была и достаточно простая колода. И вот в 1910 году докторАртур-Эдвард Уэйт (1857-1942) с помощью художницы Памелы Колмен Смит(1878-1951) издает в лондонском издательстве Уильяма Райдера новую колоду, вкоторой наконец появились рисунки не только на Старших Арканах и картинках, нои на каждой из числовых карт Младших Арканов.
Уэйтосвободил Старшие Арканы Таро от опять успевших накопиться излишеств, то естьзавитушек викторианской эпохи и символики «вторичных орденов». Вот чтопишут об этой колоде братья Доктерс-ван-Леувен:
/>«В последующие десятилетия Таро Уэйта (известное также какРайдер-Таро) приобрело необычайную популярность. Как пишет американский тарологи издатель Стюарт Р. Каплан в своей „Энциклопедии Таро“, в которойприводятся десятки версий карт, появившихся после публикации этой колоды,»Таро Уэйта стало не только наиболее популярной, но и стандартной колодойсовременного Таро". П.Д. Успенский в своей книге «Новая модельВселенной» описывает Старшие Арканы Таро именно по этой колоде…
Уэйтсовершил очень важное дело. В своих картах он выделил архетипы Таро в их самомчистом, исходном виде и освободил их от каббалистических корреляций, сделав этиархетипы более доступными для человека ХХ века". Недаром колода Райдера-Уэйтауже почти век издается миллионными тиражами и остается самой популярной упрактикующих гадателей и гадалок всего мира.
КолодаРайдера-Уэйта, выполненная художницей Памелой Смит, стала хронологическитретьим типом карт Таро. ХХ век, давший новое понимание искусства (интуитивныйподход и активное соучастие зрителя-слушателя в восприятии художественногопроизведения), дал и новое понимание гадательного Таро как способапроникновения в подсознание спрашивающего путем чисто интуитивного толкования ассоциаций,возникающих при созерцании вытянутых им карт. Можно сказать, что все наиболеепопулярные колоды, используемые сегодня гадателями-индивидуалами и владельцамисалонов, восходят к этому типу, вполне заслужившему имя «общего» или«современного классического» Таро.
Какни странно, колода Уэйта, и как тип, и как таковая, послужила к новомуобъединению мистики и практики Таро или, выражаясь современным языком, ксинтезу онтопсихологического и социопсихологического подхода к этому комплексуархетипов коллективного бессознательного.
/>Создав свою гадательную колоду, доктор Уэйт не отказался отмистического толкования Арканов как тайной мудрости древних. Этой теме онпосвятил ряд трудов, имеющихся теперь и на русском языке(«Иллюстрированный ключ к Таро»).
ТрудыУэйта так же, как и его карты, составляют сегодня «школу»таролога-профессионала. Те рассуждения, которые он приводит в своих книгах,важны для нахождения «ключей» к Таро и для осознания человеком себякак владельца и пользователя знаний, накопленных поколениями эзотериков донего.
Однакоопыт дальнейших исследований, опубликованных как его последователями, так ипротивниками, доказывает, что Уэйт в своих толкованиях тоже пропустил ряддосадных ошибок, чего-то из наследия предшественников не понял, а что-то вообщепоменял «по собственному хотению».
/>Таро в России.
ВРоссии гадать всегда любили, но на картах гадали лишь городские низшие сословияи цыгане, да и то на игральных: Таро ни те, ни другие не знали. Знатные господасчитали гадание делом зазорным и, если и бывали за границей, то Таро непривозили. В 1819 году Александр I вообще запретил ввозить из-за границы любыекарты, желая поощрить собственную Карточную фабрику, и, если не считать Таро Этейллы,выпущенного той же фабрикой в 1861 году, то Таро проникло в Россию лишь в концеXIX века, в период всеобщего увлечения оккультизмом.
Насей раз им заинтересовались городские высшие сословия и вообще людиобразованные, но только как «философским инструментом», а не каксредством для гадания. Стали появляться сначала переводные, а потом иотечественные труды по оккультной философии, в которых описывалось Таро:«Курс энциклопедии оккультизма» Генриха Оттоновича Мебиуса (Г.О.М.,1911), «Великие Арканы Таро» Владимира Шмакова (1916).
Наэтом, впрочем, все тогда и закончилось: революция 1917 года«отменила» не только Таро, но и игральные карты (питерская фабрикабыла закрыта целых четыре года). Из философов-эзотериков одни уехали за границу(Г. Гурджиев, П. Успенский, В. Томберг), другие были уничтожены Сталиным в1929-1940 гг. В советское время ни о каком Таро, ни гадательном, ни тем болеемистико-философском не могло быть и речи, хотя «низшим сословиям»негласно не возбранялось гадать на обычных картах.
Норусская эзотерическая мысль и тогда не угасла, она продолжалась за границей. Изважнейших работ о Таро как философском инструменте («Магическомалфавите») следует назвать «Новую модель Вселенной» ПетраУспенского (1880-1947), вышедшую в 1931 году в Лондоне на английском языке. Вней он посвящает каждому из Старших Арканов краткое поэтическое эссе,анализируя их символику и значение, и рассказывает о своих медитациях над ними.
ВРоссию Таро вновь вернулось после Перестройки, когда был снят запрет на«буржуазные лженауки», и поток изданий о нем стал постепенно расти.Первая статья о Таро (с репродукциями карт Райдера-Уэйта) появилась в Москве в1989 году, первая книга — в 1990.
В1991 году была переиздана книга Папюса с картами, отбросившая начинающих тарологовна целую эпоху назад (русская эзотерика «наверстывала упущенное»).Тогда же в провинциальных русских городах начали печатать новые карты, чащевсего без указания издателей — сначала разрезные, с Младшими Арканами в видеобычных игральных карт, потом художественные (скорее карикатурные), где фигурыизображались в виде нагих женщин и толстых карликов.
В1992 году вышла «Азбука Таро» с картами, выполненными художницейЛюдмилой Коражбей. Карты были выполнены в традициях Райдера-Уэйта, а сама книгастала первым руководством по практическому гаданию на Таро.
В1993 году вышли: компилятивный сборник «В мире Таро», куда, помимоописания Арканов, вошли материалы о рунах и о нумерологии, и книга канадскогоастролога и таролога Мишеля Морана о структуре и интерпретации Старших АркановМарсельского Таро (собств. Мишель Мартель, р. 1945, принявший псевдоним«Моран» в честь знаменитого французского астролога Моринуса, провел вРоссии ряд семинаров и очень заинтересовал слушателей).
Втом же году появились и новые колоды — Старшие Арканы Марсельского Таро (какприложение к книге М. Морана) и оригинальная колода Русского Таро Красноярскойфабрики «Сибзнак», тоже Марсельского типа, выполненная художником,«имя которого он разрешил опубликовать только после его смерти». Этобыла первая русская колода, по качеству полиграфии не уступавшая зарубежныманалогам.
Далееэтот поток становится настолько обширным, что перечислить все новые изданиякарт и книг нет возможности, да и необходимости такой нет. Начался активныйзавоз разнообразных колод Таро в Россию из США, Австрии, Германии, Польши,Израиля. Во многих, опять-таки чаще провинциальных городах России и Украиныналадили перепечатку колоды Райдера-Уэйта. В 1998 интерес к нашему рынку сталипроявлять западные карточные концерны — американская U.S. Games, швейцарская AGMuller, — начавшие выпускать колоды с русским текстом (часто ошибочным).
Появилисьу нас и свои ученые-тарологи, главным образом в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге,Киеве. В целом можно сказать, что направление их научного поиска остается побольшей части мистико-философским (конструирование новых «схем небесныхсфер» и корреляций), чем практическим: консультировать они хотя и неотказываются, но занимаются этим сравнительно редко.
Сдругой стороны, появилась целая плеяда талантливых гадалок, на сей раз нетолько в столицах, но и во многих других городах. Они не занимаются наукой,зато объединяют практику Таро с другими психотерапевтическими практиками итехниками. Из оригинальных разработок можно привести Ключ Гермеса (ТароДуховной Эволюции) Александра Зараева. Основываясь на древнеегипетскойтрадиции в передаче Элифаса Леви и Освальда Вирта, он счел современный наборСтарших Арканов неполным — мало ли искажений и извращений пришлось ему претерпетьв ходе истории.
/>А что сейчас?
Ведущимиз тарологов конца ХХ века следует признать немца Хайо Банцхафа (р. 1949),опубликовавшего на сей день (февраль 2001 г.) уже больше дюжины книг, переведенных на все важнейшие языки. В отличие от многих других тарологов, его малоинтересует, откуда произошло Таро и каким буквам или знакам Зодиакасоответствует каждая карта. Для него Таро, точнее, Старшие Арканы, это преждевсего «Путь Героя», жизненный путь человека, цель которого — обретение целостности путем проработки теневых сторон личности.
Егоровесница и единомышленница Карен Хамакер-Зондаг (Нидерланды) называет СтаршиеАрканы «тем образным языком, на котором с нами говорит подсознание»,а также «ступенями процесса индивидуации», т.е. становления личности.Младшие же Арканы и для нее, и для Банцхафа — всего лишь «шаблонытипичного поведения человека в тех или иных ситуациях повседневной жизни».
Вотличие от европейских тарологов, видящих в Таро прежде всего средствоиндивидуации, то есть познания себя индивидом и, соответственно, самовоспитанияради себя же, американские психологи подходят к нему скорее в духе«Нью-Эйджа» как к средству социализации, то есть познания индивидомзаконов общества и самовоспитания ради бесконфликтного существования в социуме.Если для юнгианцев характерен больше деловой, «научный» подход к Таро(практика), то нью-эйджевцы предпочитают мифологические, близкие к религиознымформы работы (мистика).
Обменуинформацией и сотрудничеству способствуют тарологические конференции,проводимые уже довольно давно в Соединенных Штатах, а с 1999 года и в Москве.На I такой конференции 1999 года, кстати, родилось слово «таролог»как обозначение этой эзотерической специальности — иностранное«таротист» по-русски неблагозвучно. Новое слово прижилосьмоментально, и теперь его можно встретить в книгах, услышать на семинарах вРоссии, в Украине и даже в Польше.
Чтоже касается колод Таро, то кроме традиционных колод Таро в последнее времяпоявилось также большое число колод, носящих название “Таро”, однако содержащихсовсем другие карты: Дзен и Ошо-Таро, Таро Стихий Грегори Дж. Букаута,Аура-Сома-Таро М. Бута и др. Число карт в них бывает самое различное, а самикарты имеют смысл, не сходный ни с одним из традиционных. Гадать на них тожеможно, но для этого существуют специальные правила и руководства.
Заключение.
Извсего выше написанного можно сделать вывод: Таро – это, с одной стороны целыйкомплекс человеческих практик, а с другой стороны – особый класс вещей,необходимых для этих практик.
Неттакого понятия – «правильная колода Таро». Колод Таро очень много. Практическиу каждого народа была своя колода, своя символическая система и методика гадания.
Таропроделало немалый путь от древности до современности. Оно претерпело изменениявнешне, изменились и появились новые методы гадания, по-другому толкуются самикарты. Но всем этим оно лишь доказывает, что всё-таки Таро является частьюкультуры.
Список литературы
1.Доктерс-ван-Леувен, О. и Р. Восстановленное Таро. М., КСП+, 2001.
2.Павич М. Хазарский словарь. М., «Азбука»-«Терра», 1997.
3.Банцхаф Х. Самоучитель по Таро. М., ЦАИ, 1999; Основы Таро. М., ЦАИ, 2000; Таро:ключевые понятия. М., КСП+, 2001.
4.Лесной Д. Игорный дом. Энциклопедия. Вильнюс-М., 1994.
5.Банцхаф Х. Самоучитель по Таро. М., ЦАИ, 1999.
6.Лесной Д. «Карты». Статья в: Игорный дом. Энциклопедия. Вильнюс-М.,1994.
7.Таинственная книга Тота или искусство гадать по 78 древнеегипетским картам.Собрано Этейллою. М., 1861; — Банцхаф Х. Основы Таро. М., ЦАИ, 2000.
8.Банцхаф Х. Таро: Ключевые понятия. М., КСП+, 2001.
9.Лесной Д. Игорный дом. Энциклопедия. Вильнюс-М., 1994.
10.Щуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга Перемен. М.-СПб., АО«Комплект», 1992.
11.«Цыганское Таро» (франц.).
Интернет-ресурсы:
1.taroonline.narod.ru
2.taro.ru
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/