Реферат по предмету "Культура и искусство"


Способы графической подачи эскизов

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО«АмГУ»)
Кафедрадизайна
КУРСОВАЯРАБОТА
На тему:Способы графической подачи эскизов
По дисциплинеХудожественно-графическая композиция
Исполнитель
студентка 882 группы
О.Н. Иванова-Евстратьева
Руководитель
ассистент М.И. Волчкова
Нормоконтроль
ассистент М.И. Волчкова
Благовещенск2010г

РЕФЕРАТ
Работа 25 с., 4 рисунка,5 источников.
Графика, композиция,стилизация, эскиз, драпировка, цвет, модель, костюм, линия, пятно.
Изображение человека вкостюме преобладает в графической практике художников-модельеров. Историяискусства знает много различных изображений костюма или человека в костюме. Изширокого круга видов графического искусства следует выделить изображениекостюма в творческом процессе создания новой модели и изображение костюма вцелях пропаганды.
Задача графики – служитьпередаче максимальной информации о модели костюма.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.  Основные принципы организациидекоративной композиции
1.1.  Декоративное рисование натюрморта
1.2.  Декоративное рисование драпировок вженской одежде
1.3.  Особенности графики японских мастеров(японская графика)
2.  Декоративная стилизация
2.1.  Декоративная стилизация в натюрморте
2.2.  Стилизация фигуры и её частей
3.  Приёмы графической подачи играфические возможности в изображении объектов
3.1.  Чёрно-белая графика (линейная,пятновая, линейно-пятновая, точечная)
3.2.  Монохромная палитра
3.3.  Ограниченная палитра (чёрно-белый+1цвет)
3.4.  Приемы графической подачи в цветномрешении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика)
4.  Принципы построения двух- итрёхфигурной композиции
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Специалисты, непосредственноучаствующие в создании костюма как части окружающей гармоничной предметнойсреды, обязаны быть эстетически грамотными. С этой целью для подготовкиинженера-конструктора швейного производства предусмотрена дисциплина«Художественно-графическая композиция», призванная формировать эстетическийвкус, дать будущим специалистам знания и профессиональные навыки в рисунке икомпозиции.
Понимание основкомпозиции костюма немыслимо вне связи с изучением фигуры человека, так каккостюм не существует без человека. Поэтому будущий инженер-конструктор долженна занятиях научиться рисунку и графике фигуры человека, чтобы на практикеусвоить основы композиции и специфику моделирования одежды. Ему необходимочувствовать структуру костюма, а также форму и конструкцию костюма, материал,из которого он изготовлен. Средствами выражения нужно дать точную информацию оназначении конструкции, объёмно-пространственной структуре формы, материалах.

1 ОСНОНЫЕ ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Композиции подвластномногое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события,имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одноза другим. Основная отличительная особенность декоративного изображения отреалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта светаи тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с егопомощью создавался художественный образ.
Свойство декоративнойкомпозиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности,красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной мерыусловности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредитвыразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметнымглавное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного, нои некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решениятемы.
1.1 Декоративноерисование натюрморта
Натюрморт – изображениенеодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной,жанровой, исторической и пейзажной.
На протяжениимноговековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрмортакак самостоятельного жанра.
Долгое время натюрмортсохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигурыБогоматери и Христа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию,например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Рисунок неподвижнойнатуры, какой является натюрморт, позволяет разобраться в необходимыхзакономерностях рисования с натуры. Наблюдая предметы в пространстве, мы видими в дальнейшем учитываем их трёхмерность. Каждый из предметов должен бытьсогласован с другими, необходимо также сравнить силу тона световых и теневыхчастей на предметах из различного материала.
Весь процесс рисованиянатюрморта можно разделить на следующие этапы:
1 – Предварительныйанализ объёма изображения. На данном этапе анализируются пропорциональныесоотношения, то есть находятся границы натюрморта.
2 – Композиционноеразмещение изображения на листе. Когда с учётом пропорций были определеныграницы натюрморта в листе, находятся границы и пропорциональные соотношениякаждого предмета в отдельности.
/>
3 – Конструктивный анализформы и её перспективное построение. Когда найдено место в листе каждомупредмету натюрморта, чётче прорисовывается каждый предмет, принимая во вниманието, что каждый предмет несёт в себе основу какой-то геометрической формы.Рисунок делается с учётом перспективы.

/>
4 – Выявление объёмностипредметов с помощью светотени. На данном этапе определяется, где в натюрмортесвет и тень. Тень со всеми полутонами заштриховывается карандашом. Придетальной прорисовке необходимо внимательно наблюдать за всеми оттенками ипереходами светотени, за всеми деталями формы. Внимательно прорисовываются тени,падающие от деталей. Такая проработка формы поможет сделать рисунокубедительным и выразительным.
/>
5 – Обобщение рисунка. Наданном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта,определяя общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени напереднем и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобыотдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали изрисунка.

/>
Натюрморт с натурыпозволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, заостритьособое внимание на особенностях перспективы, глубже усвоить принципылинейно-конструктивного изображения формы.
1.2 Декоративноерисование драпировок в женской одежде
Изображение драпировокимеет большое значение для выработки умения передать в рисунке форму и характерразличных складок при изображении фигуры человека.
Драпировка получается врезультате преднамеренного образования складок путём связывания, наколки,укладки, выполняемых с целью украшения.
Правила искусногодрапирования фигур одинаковы как для живописи, так и для ваяния, они сводятся ктребованию, чтобы драпировка, прикрывая тело, не скрадывала совершенно егоформ, но позволяла зрителю догадываться о них, не мешала ему понимать движениефигуры и в особенности не нарушала её жизненности и изящества неправдоподобиеми некрасивостью своих изгибов и складок.
Рисунки одежды и тканейлюбого вида представляют определённую сложность, они требуют внимательнойпроработки. Нужно иметь в виду, что драпировки и складки стильных костюмов,выполненные известными законодателями мод, очень тщательно проработаны иполагаются, прежде всего, на природу ткани, на продуманность драпировки, надвижение и напряжение тела, которые создают складки на одежде.
Складки могут казатьсятолстыми и жёсткими или тонкими и воздушными, позволяя различать формы тела,которые они покрывают. Драпировки зависят от жёсткости нити, из которой состоитткань. Важно, чтобы рисунок передавал чувство материала, из которого сшитоплатье, определённую форму складок, хорошо узнаваемую на эскизе.
Рисунок драпировки можетсчитаться настоящим абстрактным изображением, созданным сложной игройгеометрических форм, которую образуют, и их независимость по отношению кформам. В этом смысле интересно сделать рисунок драпировки и понять всесложности рисунка. Не нужно точно строить складки и их тени, более интереснопередать драпировку в манере наброска.
1.3 Особенности графикияпонских мастеров (японская гравюра)
Японская цветнаяксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мировогоискусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатнаяпродукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусстваяпонская гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии(1603 – 1868).
Укиё-э – это один изпопулярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо. Терминбыл заимствован из буддийской философии, означает буквально «мир скорби» – такименуется мир сансары, мир преходящих иллюзий, где удел человека – скорбь,страдания, болезни и смерть. Этот мир, с точки зрения традиционно мыслящихяпонцев, такой же иллюзорный и преходящий, как сновидение, и его обитатели неболее реальны, чем существа из мира грёз. Мир преходящих наслаждения также сталименоваться укиё-э, буквально означавшим «плывущий», «проплывающий мимо».
В центре вниманияхудожников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящихудовольствий: прекрасные дамы, как правило, знаменитые гейши и куртизанки (жанрбидзинга), актёры театра кабуки (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемыесюнга – «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями,праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катё-га), виды природных ландшафтов(фукэй-га), знаменитые самураи (муся-э).
Основоположником японскойгравюры укиё-э считается Хасикава Моронобу, он стал первым создавать не толькокнижные иллюстрации, но и станковые произведения. Сначала она в основном былачёрно-белая, печать производилась с одной доски, затем, стремясь разнообразитьколористическое решение листа их стали раскрашивать от руки – сначала одним,затем двумя и тремя цветами.
Для создания укиё-этребовались художник, резчик и печатник. художник тушью делал на тонкой бумагепрототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску извишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага былабелой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок.Потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначалзадуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда болеетридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету илитону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краскурастительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и навлажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Гравюры укиё-э былидоступны по цене из-за возможности их массового производства. Онипредназначались в основном для городских жителей, которые не могли себепозволить потратить деньги на картины.

2 ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ
Стилизация – намереннаяимитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра,течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности,эпохи. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве,дизайне – обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов;особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображенияв мотив узора.
2.1 Декоративнаястилизация в натюрморте
Стилизация – упрощенный чёткийконтрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия.Упрощенность, лаконизм — характерная черта стилизованного рисунка.
Чтобы стилизовать натюрморт,нужно отобрать основные характерные черты изображаемой группы предметов. Ими могутслужить характерный объём отображаемых предметов, характерные линии и формы.Минимальными графическими средствами из основных характерных черт«составляется» картинка.
При стилизации непередаётся объёмно-пространственное построение, здесь действует изображениезрителя, которое само «дорисовывает» его в воображении. В роли пространствавыступает бумага.
Приступая к работе,следует сначала прорисовать наброски. Изучается характерная форма предмета –чем он отличается от других. Эти основные характерные черты выделяются. Далееидёт работа непосредственно над стилизацией. На заключительном этапе, какой бырисунок не получился, предметы на нём должны быть узнаваемы.

2.2 Стилизация фигуры иеё частей
Чтобы получить болееизящную фигуру, достаточно удлинить некоторые части тела. Во-первых, голова должнабыть немного меньше, шея более длинной, пропорции торса – немного уменьшены поотношению к ногам, которые также получатся длиннее.
Ещё один приём, чтобыподчеркнуть стилизацию модели, – уменьшить мышечную массу. Этот способпозволяет сделать реальную фигуру более стройной, не увеличивая её ипрактически не изменяя базовые пропорции. Талия и бёдра сужаются, ноги, руки ишея остаются той же длины, но более тонкими, в то время как голова и ступнисохраняют начальный объём, что заставляет воспринимать их размер как больший поотношению к пропорциям тела. При использовании канонов в десять голов шеякажется более длинной, плечи немного шире, по отношению к тазу, туловищеукорачивается, а ноги вытягиваются. Длина стоп заведомо пропорциональна высотетела.
Рука – верхняя конечностьтела, она состоит из четырёх подвижных частей: плеча, верхней части руки долоктя (плеча), предплечья и кисти. Хотя руки и кисти имеют пропорцию,установленную по отношению к телу, стилизация эскиза может искажать их размеры,но они должны гармонично вписываться в облик модели.
Лучший способ нарисоватьруку – построить её, основываясь на овальных, наложенных друг на друга формах,или цилиндрах. После того как контур нарисован, нужно обратить внимание навыступающие мышцы, объём плеча, бицепса и предплечья. Женская рука отличаетсяот мужской, её изображение должно быть более изящным. Для неё характерноотсутствие выступающей мускулатуры, равномерность пропорций и изящность линии,область сочленений локтя и запястья более узкие, чем у мужчины.
Кисть – это оченьвыразительная часть руки. Хорошо нарисованная кисть придаёт модели большуюхрупкость. Структура кисти проста, она делится на две части: ладонь и пальцы.Расположение пальцев сводится к нескольким изогнутым линиям, которыесоответствуют точкам сгиба каждой фаланги.
Стилизация рисунка головы– это частичное изменение пропорций, деформация некоторых её частей длясоздания определённого стиля и характерных особенностей.

3 ПРИЁМЫ ГРАФИЧЕСКОЙПОДАЧИ И ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ
Графика является наиболеераспространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительногоискусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственныеконкретные задачи и художественные возможности. Основным изобразительнымсредством графики является однотонный рисунок (т.е. линия, светотень); рольцвета остается в ней сравнительно ограниченной.
Графика имеетразнообразные формы и виды. К произведениям графического искусства относятсястанковые рисунки, гравюры, литографии, плакаты, газетные карикатуры, торговаяреклама и др. Каждая разновидность графического рисунка по технике исполненияимеет свои особенности и художественную выразительность. Среди всегоразнообразия специфической является графика журнала мод (обложка, страница,разворот), а также рекламная афиша о показе, демонстрации моделей одежды,буклеты, проспекты, альбомы мод и т.п., одним словом – «мода-графика».
Мода-графика доносит дозрителя культуру костюма, моду, рекламирует одежду, обувь, аксессуары, в целомкостюм (модели, комплекты, ансамбли, коллекции), разъясняет зрителю достоинстваформ, линий, цвета, а также их характерные конструктивные и технологическиеособенности.
В изобразительном искусстве как средства выражения используются тон,линия, пятно, штрих, светотень, цвет, фактура. Все средства выражения могутбыть реализованы в различных композиционных решениях.
Решение изображения костюма может быть: тональным, светотеневым,линейным, пятновым, линейно-пятновым, штриховым, а также включающим несколькосредств.
Когда говорят об изображении костюма, подразумевают, что это не простосовокупность графических средств. Особенность заключается в том, что свойствакаждого средства могут передавать разные качественные характеристики взависимости от замысла, идеи, требований конкретной моды.
3.1 Чёрно-белая графика(линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная)
С линии начинается процесс проектирования и изображения костюма. По меренахождения формы костюма и нахождения решения используются возможности линии,выявляются пространственные особенности формы, и взаимосвязи формы со средой.
Стремясь, выявить структурно-пространственные особенности формы и еевзаимосвязи со средой, художник-модельер чаще всего использует линии длявыражения движения. Линии могут совмещать в себе те или иные качества. Онимогут иметь разный характер начертания: толстые, прямые, и гибкие, тонкие,хрупкие и т.д. В зависимости от направления, толщины, силы тона линия можетвосприниматься или лежащей на плоскости, или идущей в глубину. Линия можетиграть двоякую роль, являясь элементом как плоскости, так и объема. Линейныйрисунок требует определенного отбора, «абстрагирования».
Необходимопомнить о многообразии акцентирования. Оно может быть пластическим,функциональным, пространственным. Можно акцентировать характерные признаки.Техник работы линией много, и каждый художник вносит в них что-то новое, свое.Однако чтобы систематизировать техники и приемы работы, мы сведем все линии вграфике упрощенно к следующим видам:
– точная водну толщину и одного напряжения;
–разнотолщинная, то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая изнее;
– неровная,словно нанесенная дрожащей рукой, но именно от этого имеющая особуючувственность и нервозность.
В разные эпохи у художников различных школ высоко ценилась сила ивыразительность линий. Добиться выразительности всегда трудно, особенно влинейном решении.
Пятно, ограничивающее объем формы, используют для ее плоскостнойтрактовки. При плоскостном решении пятно должно обладать определеннойорнаментально-ритмической выразительностью. При использовании пятен однойтональности на разной площади композиция строится и организуется ритмически.
При решении композиции при помощи пятна в качестве материалов можноприменять тушь, гуашь, темперу. Целесообразно использовать технику коллажа,трафарета.
В практической работе чаще всего используют пятно и линию. В этом случаепреобладает или пятно, или линия. Встречаются рисунки, где пятно играет главнуюроль, а линия – подчиненную, или главная роль отведена линии, а пятно подчиняетсяей. В обоих случаях важно добиться цельности, ясной читаемости. Здесь основойорганизации композиции является ритм.
Линейно-пятновыеизображения в основном не имеют объемных характеристик и открывают большиевозможности для насыщения композиций орнаментальными мотивами. Линия и пятноэффектно работают в графических листах, но требуют такта в их применении. Линияможет нести одинаковую изобразительную нагрузку с пятном, а может служитьдополнением, например, силуэтного дополнения.
Любые формы, имеющиеся внатуре, можно получить исходя из фиксации точки на плоскости – при помощи еёувеличения, изменения или придания объёмности.
Объёмность в рисунке точкамиможно получить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру,светлоте, форме, расположению и т.д.
Рисунок возникает врезультате продуманного размещения чёрных точек на белом фоне, различнаяконцентрация и размеры которых передают светотеневые отношения. Насыщенностьточек образует более тёмные области и тень, плавное уменьшение концентрациисоздаёт осветлённые поверхности.
Рисунок объекта можноначать с контура, а затем нарисовать точки на объекте и фоне (области тени),затем контурные линии убираются и остаются только теневые фрагменты. Согласнодругому художественному приёму, на рисунке применяется слабый контур и болееактивно проработанная светотень.
3.2 Монохромная палитра
Приограниченном количестве гармоничных цветов требуется, чтобы составляющиекомпозицию цвета были содержательными, необычными. При умелом составлениикомпозиции цветная графика приобретает особые качества утонченности,изысканности и элегантности.
Выразительное художественно-графические возможности содержит монохромноерешение. В таком случае имеет место в композиции тональное развитие одногохроматического цвета. Например, красный, темно- и светло-красный; синий,темно-синий и голубой. Нарядность монохромной композиции (костюма) придаетвведение в соответствующих пропорциях (по площади) белого цвета. Подбор цветов,построение цветной графики возможны по принципу гармонии родственных,родственно-контрастных или контрастных цветов.
3.3 Ограниченная палитра(чёрно-белый + 1 цвет)
Используяобширный арсенал средств, художник достигает большей убедительности,конкретности в изображении. Умело используя художественную форму, подчиняяформальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художниксоздает произведение, которое привлекает зрителей не только внешне стороной, нои, прежде всего, глубоким содержанием.
Графикаограничена в своих цветовых решениях и никогда не может соперничать в этомотношении с живописью. Цветовые решения в графике существенно отличаются отцветовых решений в живописи. Цветовое пятно в графике, как правило, плоскостноеи условное, оно не передает в отличие от живописи тепло-холодных переходов наформе.
Частохудожник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, которыйстановится особо значительным, впечатляющим, сложным, содержательным,необычным. Привлекая два-три цвета, график бывает занят поисками силы каждогоцвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействиесоседних цветов, возможные наложения их друг на друга.
3.4 Приёмы графической подачив цветном решении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика)
Большие изобразительные возможностей содержит цветная графика. Отличиеграфики от живописи – в минимуме цветов (хроматических) в композиции. Приограниченном количестве гармоничных цветов требуется, чтобы составляющиекомпозицию цвета были содержательными, необычными. При умелом составлениикомпозиции цветная графика приобретает особые качества утонченности,изысканности и элегантности.
При выполнении эскизов костюма красками используют различные виды техники– пятновая заливка, энкаустика, монотипия, аппликация с использованием цветныхбумаг и выкрасок и др. Использование различных видов техники графики даетвозможность передать в эскизе, например фактурное решение, отражающее образнуюхарактеристику замысла художника.
С техникой аппликации человек знакомится, пожалуй, раньше, чем скарандашным рисунком. В детских садах занятия аппликацией помогают детям понятьи разобрать различные цвета, получить первые сведения о рисунке, композиции. Аппликация— это наложение на бумагу, ткань, кожу и т. п., разноцветных кусочков бумагиили ткани, кожи и других материалов, создающих тем самым рисунок, орнамент,изображение. Для выполнения аппликации необходим материал для расклейки:разноцветная бумага, картон, старые плакаты, яркие обложки журналов, обрезкиткани, кожи, меха, соломка, папиросная бумага, фольга и пр. Аппликативноерешение композиции может быть различной сложности и сочетаться с другимиприемами и техниками изображения, создавая композицию в технике «коллаж».
Коллаж – этотехника работы, в которой изображения на бумаге можно не только нарисовать спомощью различных инструментов, но и создавать путем монтажа кусочков различныхцветных и черно-белых материалов. В одном из элементарных вариантов работыколлаж напоминает мозаику или маркетри, где изображение составляется изподбираемых по цвету и тону кусочков смальты или дерева. Но если эти техникипридерживаются подгонки друг к другу граней составляющих изображение кусковсмальты (дерева), то в коллаже из-за незначительности толщины материалов идет идовольно свободная наклейка их друг на друга. В графике коллаж обычнопонимается как сочетание бумажных наклеек. В настоящее время в коллаже активноиспользуются самоклеящийся пластик, фольга, ткани и другие материалы.
Основноесвойство коллажа – достижение в изображении фактур поверхности, цвета икачества исполнения, трудно исполнимого или неисполнимого обычными графическимиматериалами. Дизайнеры используют коллаж в эскизах для более полной имитацииматериалов, из которых предполагается выполнить данный проект изделия. Это нетрюк и не прихоть художника, а сознательная работа с мыслью о материале. Так,для имитации тканей из искусственных волокон часто используют разные сортакальки (вощеный и простой), кожу имитируют неблестящими полимерными пленками.
На техникеколлажа прямо основывается современная практика текстильных панно, использующаяразличные тканевые фактуры, куски набивных полотен, веревочное плетение,кружево, вышивку, (материалы вшиваются, вклеиваются, вплетаются в основупанно). Такая работа имеет корни в народном искусстве многих стран.
Монотипия — это техника печати, при которой возможен единственныйотпечаток с доски. Основные материалы для выполнения графического рисунка втехнике монотипии — масляная краска и гладкая поверхность стекла илигрунтованного картона, плоская щетинная кисть или валик для фоторабот, бумага.
Монотипия выполняется следующим образом. На лист толстого стекла илиплотного картона ватным тампоном наносят тонкий равномерный слой масла(вазелиновое, сливочное и т. п.). Затем берут масляные краски и начинают быстрописать. Особенно хорошо получается монотипия тогда, когда в работе сочетаютсяпастозные, рельефные пятна с более жидкими. Для подчеркивания рисунка в задуманныхместах с целью более острого выражения композиции работу прорисовывают обратнойстороной кисти, используют другие материалы. Приемы письма на стекле (картоне)могут быть самыми неожиданными. Не следует писать для монотипии жирно и однообразно,так как при печати краска расползается, нарушается рисунок и изображение.
Когда рисунок готов на стекле, переходят к печати. Чтобы отпечатокполучился хорошим, бумагу надо предварительно намочить и дать ей потом слегкаподсохнуть. Влажный лист бумаги осторожно накладывают на доску и несколько разпрокатывают по нему валиком, равномерно надавливая на всю поверхностьизображения. Лист с отпечатком осторожно снимают с доски, и монотипия готова.Хорошо напечатанная монотипия передает все характерные черты выполненного настекле (картоне) изображения.
Для выполнения графики в технике энкаустики используются такие материалы,как парафин (или воск), гуашь, спирт и скальпель. Начальным этапом работыявляется нанесение на лист бумаги (белый, тонированный или с цветовойраскладкой пятен согласно заготовленному рисунку, композиции) слоя парафина.Парафин наносится на бумагу тонким слоем втиранием. Следующим слоем являетсягуашь — черная или цветная. Для того чтобы фиксировалась краска на жирнойповерхности, ее разбавляют спиртом. Нанесение поочередно слоев парафина икраски согласно задуманному может быть продолжено. Графику выполняют,руководствуясь форэскизом или рисунком, посредством выбирания в определенныхучастках композиции скальпелем белых (или цветных) пятен. При нанесениипарафина и краски в несколько слоев предоставляется возможность выбирать пятнана различном слое (до основания или на определенном промежуточном уровне). Дляудобства исполнения графической композиции в технике энкаустики начинающиемогут на заготовленный лист перенести основные линии рисунка путемпродавливания тонко отточенным карандашом. Для этого рисунок можно перевестисначала на кальку, а затем с кальки на заготовленный лист под энкаустику.Продавленные линии служат ориентиром для выполнения графической композициискальпелем.
Выразительность композиции в технике энкаустики заключается вфактурности, мерцании пятен и линий — белых или цветных. Это обусловливаетсятем, что темная краска не до конца выбрана скальпелем из рельефа бумаги и ееостатки, акцентируя фактуру основы, придают необычность графике.
При использовании любого приёма графической подачи в цветном решенииэскизов важно учитывать правила сочетаемости используемых цветов. Дляопределения сочетаемости цветов используется хроматический круг – это диаграммацветов, в основе которой лежит взаимодействие трёх основных цветов: красного,жёлтого и синего. Они определяются как основные, потому что не могут бытьразделены на другие цвета. Если смешать основные цвета между собой, получим остальные,которые определяются как вторичные.
графика декоративный композиция эскиз

4 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯДВУХ- И ТРЁХФИГУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Основныепринципы построения многофигурной композиции:
1 – выборхарактерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю,форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности;включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение;
2 –соблюдение закона ограничения (не больше трех) в материале, деталях, цвете, форме;
3 – основадинамичной композиции – неравносторонний треугольник, статичной композиции –симметрия;
4 –группировка большого числа изображений объединением по два-три элемента;
5 –обеспечение свободного пространства между группировками (при плотном сжатиитеряется красота отдельных частей композиции);
6 –взаимосвязь между группировками и внутри их за счет линии, пластики, а такжеобращения одних элементов вполоборота к другим и к зрителю – закон сцены;
7 –достижение объемности, перспективы с помощью цвета, размеров динамики и формы;
8 –соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных,тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Композициюмогут разрушать следующие факторы: разобщенность фигур на листе; одинаковое расположениефигур в одних и тех же позах и на одинаковых расстояниях друг от друга; еслифигуры разномасштабные, а ноги у них находятся на одном уровне; если фигурыодномасштабные, но находятся на разном уровне.
Многофигурная графическая композиция встречается в творчестве модельеровне реже, чем однофигурная. Даже одна модель, изображенная в несколькихповоротах или ракурсах, дает одну из форм такой композиционной организации.Несколько различных моделей одной модной коллекции позволяют делать эффектныемногофигурные композиции, широко и разнообразно показывающие идею, заложенную воснову работы. Этим приемом активно пользуются и в процессе проектирования и врекламе новых изделий.
При решении двухфигурной композиции в зависимости от размера фигурвозможны два варианта: одноплановые и разноплановые. Если фигур только две, тоони располагаются рядом друг с другом и пластическая связь их должна быть оченьтесной. Обе приковывают внимание зрителя даже в случае разной активностивыражения. Взаимодействие между ними может быть двух типов:
1 – пассивное взаимодействие: при фронтальном изображении прямой связимежду их движениями нет, есть только пластическое взаимодействие, «внутреннийдиалог»;
2 – активное взаимодействие: степень его выражения различна – от простогоповорота головы до прямого взаимодействия.
При выполнении одноплановой двухфигурной композиции необходимо установитьпластическую связь двух фигур между собой. Элементы фона должны помочь связатьи объединить их. В такой работе необходимо учитывать характер и пластику поз.
В разноплановой двухфигурной композиции степень условного пространствавозрастает, т.к фигуры находятся в сложном взаимодействии и это обусловливаетпластическую связь между фигурами и фоном. В работе необходимо правильнопередать пропорции увеличенной фигуры и характер движений, определитьособенности костюма, то для чего фигура была выведена на первый план.
Расположение большого количества фигур на плоскости идет по принципуравновесия частей композиции. Для этого, кроме центральных, применяютсяразвернутые и замкнутые композиции. В развернутой композиции изображениямоделей подаются одна за другой, и группа разворачивается в одной плоскости поширине. Пластическое движение фигур может идти справа налево или слева направо.Графика почти не имеет глубины пространства (или оно неглубоко). Такой подходнаиболее часто применяется в фор-эскизной работе.
Замкнутые композиции строятся в форме круга (кольца или полукольца).Одна, две или три фигуры могут быть главными, но можно сделать и так, чтобы всефигуры находились в равном положении. Глубина пространства может бытьнеограниченной.
Разомкнутыекинетические композиции организуют движение фигур справа налево, слева направои по диагонали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В даннойработе были рассмотрены вопросы графического изображения костюма, композициилиста, принципы построения композиции костюма. Представлены различныеграфические приемы. На занятиях мы применяли различные графические техники напрактике, научились изображать и использовать при работе хроматический иахроматический цветовые ряды. Применяли орнаментальную технику, энкаустику,монотипию и др. Также с помощью цветового круга подбирали и изображали вработах родственные и контрастные цвета в одежде, использовали техникутреугольников (прямоугольный, равносторонний, равнобедренный, тупоугольный).Все это призвано научить студентов выполнять эскиз костюма в графике и вомногих других техниках. Благодаря практической работе по рисунку и композициикостюма у нас, как у будущих специалистов начал сформировываться художественныйвкус. Обучение графике способствовало развитию представления и пониманияцелостности костюма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Бесчастнов Н.П. Черно-белая графикаН.П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2002. 271 с.
2 Кукушкина З.И. Композиция костюма.Практикум: Учеб. метод. пособие З.И. Кукушкина, М.И. Волчкова. – Благовещенск:Амурский гос. ун-т, 2009. – 67 с.
3 Логвиненко Г.М. Декоративнаякомпозиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.М. Логвиненко. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 144с., 16с. Ил.: ил.
4 Пармон Ф.М. Рисунок и графикакостюма Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. М.: Легпромбытиздат, под ред. Пармона,1987.-207 с.
5 Рисунок: Учеб. пособие для вузов Ф.В.Антонов, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров и др. – М.: Легпромбытиздат, 1988. –176 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.