Реферат по предмету "Государство и право"


Российская Федерация – социальное государство

1. Введение
 
В соответствии сКонституцией РФ (ст.7) Российская Федерация – социальное государство.
Главная задачасоциального развития российского общества определяет основные направлениясоциальной политики, реализация которых на практике приведет к созданиюважнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их числовходят»1: охрана труда и здоровья людей; установлениегарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственнойподдержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий,пособий и иных гарантий социальной защиты.
Целью данной курсовой является рассмотрение,тщательное исследование указанных выше направлений социальной политикиРоссийской Федерации; установление связи Конституции РФ и Законов в отношенииназванных направлений.
/> 

1 Конституционное право России:Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.

2. Основная часть
 
2.1 Понятиесоциального обеспечения
Социальное обеспечениеявляется средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоятьтаким превратностям судьбы, как социальное неравенство.
Социальное обеспечениезависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может лигосударство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества отпервичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – кболее высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычногожизненного стандарта – во многом зависит и «от того, в какой мере само обществоможет производить средства для социального обеспечения, которые могли быдополнить средства, выделенные для этого государством»1.
В отличие оттоталитарного государства социальное государство стремится к сглаживаниюнеравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъёма благосостоянияобеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством ираспределением благ самим социальным государством в некоторых сферах: в сферетранспортных услуг и т.д. Государство, кроме того, в различных формах несётответственность за их эффективность.
Ст. 7 Конституции РФпровозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека».
Социальнаяполитика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7Конституции РФ направлениями, а включает и
/>1 Конституционное право России:Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
другие виды социальнойпомощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади,компенсационные выплаты и т. д.
Социальнаяполитика представляет собой часть общей политики государства, которая касаетсяотношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами,связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан,улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей,совершенствованием образа жизни.
Выделениесоциальной сферы не означает, что она полностью отграничена от других сферобщественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно сполным основанием говорить не столько о социальных, сколько осоциально-экономических, социально-политических и других подобных явлениях ипроцессах.
В ходедемократических преобразований в России содержание социальной политикипретерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются илиутрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальнойполитики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальнойполитики всегда неизменны.
Деятельностьгосударства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной идейственной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальнаяпомощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано вКонституции РФ. В частности, в конце 1993 г. минимальный размер пенсий по старости даже с учетом компенсационных выплат составлял лишь 87% прожиточногоминимума российского пенсионера.
«Имеютсязначительные недостатки в реализации и других направлений социальной политикигосударства, в частности в сфере
охраны труда и здоровья населения»1. В последние годынаблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний,высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка вряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативновлияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику.Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать насоциальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяетобеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как этопредписывается Конституцией.
Статья7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельностисовременного демократического государства, согласно которому создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не являетсясугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в рангобщегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным независящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становитсясоциально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимуюпомощь и поддержку.
Смысли пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но комногому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такойжизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формироватьи проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие впроизводстве материальных и духовных благ.
Внастоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25Всеобщей декларации прав человека:
«1.Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду,жилище, медицинский уход и необходимое социальное
/> 

1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А.Окунькова. Москва, 1996.
обслуживание,который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и егосемьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованиюпо независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение ипомощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоватьсяодинаковой социальной защитой».
Следуянормам международного права, Конституция РФ устанавливает обязанностьгосударства проводить такую социальную политику, которая гарантировала быкаждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что своематериальное благополучие человек должен создавать сам. Государствоспособствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон длятрудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации еготворческих потенций как личности.
Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человекспособен своим трудом содержать себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться.По данным Роскомстата России, в конце 1993 г. 33 млн. человек (22% от численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума,или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта часть населения в первуюочередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет нанее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных выплат в структуредоходов населения возросла до 15%, практически каждый седьмой рубль, которымирасполагали граждане России, представлял собой разного рода социальные выплатыи пособия.
Главной задачей социальной политики Российской Федерацииявляются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных исправедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политикиРоссийского государства должна решаться в тесном единстве с его экономическойполитикой.
 
2.2 Основныенаправления социальной политики РФ
 
Охрана труда и здоровьялюдей
В демократическом обществе гражданин сам распоряжается своимиспособностями к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).
Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии сост. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенноймере уже нашел отражение в действующем законодательстве.
Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежитисключительное право распоряжаться своими способностями к производительному итворческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или инойрод деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечиватьсебя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматьсяиндивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта сторона трудовой деятельностиурегулирована ст. 34 Конституции.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означаети право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан неможет служить основанием для их привлечения к административной и инойответственности1. В Конституции нет указания на всеобщую обязанностьграждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключенастатья об ответственности за так называемое тунеядство.
/>Законодательством предусмотрени ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всемгражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения вРСФСР». трудоустройствесо стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданамгосударство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) иповышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии;возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемыхобщественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом вдругую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия побезработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднегозаработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимальногоразмера оплаты труда1.
Следуетотдельно отметить, что занятыми считаются граждане:
·         работающие по найму, в том числевыполняющие работу за
вознаграждениена условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие инуюоплачиваемую работу (службу);
·         временно отсутствующие в связиотпуском,
нетрудоспособностью,повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой илииными причинами;
·         самостоятельное обеспечивающиесебя работой, в том числе
предприниматели,лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а такжечленов производственных кооперативов;
·         избранные, назначенные илиутвержденные на оплачиваемую
должность;
·         проходящие службу в ВооруженныхСилах, железнодорожных,
внутреннихи пограничных войсках, органах безопасности и внутренних дел;
·         обучающиеся в общеобразовательныхшколах, профессионально-
/>

1 См.Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».
технических училищах, атакже проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и другихучебных заведениях.
Государствоосуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификацииработников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятостинаселения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службызанятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-заотсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужноизменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающейимеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утраченаспособность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданинжелает получить другую профессию (специальность).
/>Как отмечает А. П. Починок, «право на образованиепредусмотрено Конституцией РФ. И по закону работодатель один раз обязан датьвозможность получить человеку высшее образование … Но если человек работает ирешил получить высшее образование, и это, как правило, абсолютно необходимо емупо работе, мы будет очень жестко требовать от работодателей выполнения всехобязательств по Трудовому законодательству, в том числе касающихся профессиональнойпереподготовки, переобучения сотрудников. Что касается отпуска для сдачиэкзаменов, то, согласно закону, работодатель обязан предоставить отпуск, ноработник может его не взять. Здесь можно провести аналогию с ежегодным отпуском… Работа не дает возможности полностью использовать отпуск, но возможностьотпуска должна быть»1. Работодатель должен обеспечивать возможностьнормально трудиться и питаться в рабочее время. Например, если человек работаетв ночную смену на заводе, его должны обеспечить полноценным горячим питанием.«Вот и автоматы с газированной водой – это не блажь. Есть ряд профессий,
1Интервьюс А. П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.
гдеидет такая потеря воды, что человек должен прямо на рабочем месте иметьвозможность попить воды. Также необходимо выдавать молоко, если это положено позакону. При этом даже если выплачивается высокая зарплата, в любом случаемолоко обязаны выдавать»1.
Нарядус охраной труда важной составной частью социальной политики государства являетсяохрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государствавходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровьянаселения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частнойсистем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплениюздоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому исанитарно-эпидемиологическому благополучию.
«Достойныйтруд – это труд интересный, следовательно, предприниматели должны откликатьсяна требования научно-технического прогресса и создавать рабочие места,требующие новых знаний, новых технологий», – считает Починок А. П.2.В коллективных и в индивидуальных договорах предусматриваются расходы наобучение, лечение и предупреждение заболеваний. Государство само стимулируетпредпринимателя и работника. Каким образом? Оно больше позволяет включать всебестоимость затраты на эти нужды для предпринимателя и списывает из доходовфизического лица расходы на образование и лечение.
«А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткиетребования»1.
В России элементарные меры в течение последних лет позволилисократить количество несчастных случаев. Сейчас в России делается принципиально новая спецодежда,предъявляются новые требования к компьютерной технике и освещению рабочих мест,к запыленности и шумам.
/>

1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с.25.
2 Там же, с. 26.
Установлениегарантированного минимального размера оплаты труда
 
Однойиз характерных черт социального государства является его ответственность запредоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума2.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а такжеобязательные платежи и сборы.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерациипредназначается для:
·         оценкиуровня жизни населения Российской Федерации при
разработке и реализации социальной политики и федеральныхсоциальных программ;
·         обоснованияустанавливаемых на федеральном уровне
минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии постарости, а также для определения размеров стипендий, пособий и другихсоциальных выплат;
·         формированияфедерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерациипредназначается для:
·         оценкиуровня жизни населения соответствующего субъекта
Российской Федерации при разработке и реализации региональныхсоциальных программ;
·         оказаниянеобходимой государственной социальной помощи
малоимущим гражданам;
·         формирования бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
Социальнаяполитика государства должна исходить прежде всего из
/> 

1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с.25.
2 См. ФЗ РФ от 24.10.1997г. №134 «Опрожиточном минимуме в Российской Федерации».
того,что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен
иметьвозможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
«Нетерпимаситуация, когда человек работает на хорошей, любимой работе, получает зарплату,но не может прокормить себя и семью. Следовательно, необходимо повышениезаработной платы, чтобы она превышала прожиточный минимум»1.
Ответственностьже государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступаетлишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан
2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособныхродителях».
Защитагосударством материнства и детства, семьи как конституционный принцип былавпервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в даннойобласти в новом Основном Законе Российской Федерации соответствуетмеждународно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о томзначении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери,детям.
Защитаматеринства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характери осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрениюматеринства, охране интересов матери и
КонституцияРФ в ст. 38 провозглашает, что:
/>«1. Материнство и детство, семья находятся под защитойгосударства. ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечениюсемейных прав граждан.
1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с.24.
 «Ихотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись,необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны заниматьправовые средства»,1 – отмечает Окуньков Л. А. Конституционныйпринцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение иразвитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охранездоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, атакже в ряде норм других отраслей права.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет правокаждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечиваетсяпредоставлением ей возможности:
·         получитьбесплатные консультации по вопросам планирования
семьи, пройти медико-генетические обследования с цельюпредупреждения наследственных заболеваний у потомства;
·         произвестиискусственное прерывание беременности при
различных сроках беременности в зависимости от показаний,добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста илиналичии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинскимпоказаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;
·         воспользоватьсяв период беременности, во время и после родов
бесплатной специализированной медицинской помощью;
·         получить во время беременности и всвязи с рождением ребенка
специальныеотпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.
/>Защита материнства и детства, семьиобеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощиматери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлениемльгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям,
1 Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
воспитывающимдетей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.
Каждыйребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право навоспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь,предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являютсяобязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. Приэтом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей,основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины иженщины (ст. 19 Конституции РФ).
Родительскиеправа не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители,злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительскихобязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могутбыть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своихнетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленныев семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своимродителям.
Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать импомощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются – содержать их. При отказе вматериальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваютсяс детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут бытьпривлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей всодержании родителей определяется судом исходя из материального и семейногоположения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.
В отличие от обязанности содержать родителей суд не можетпринудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовымпоследствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания сних сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты трудалиц, осуществляющих за ними уход.
Немогут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, атакже уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.
·         Целямигосударственной политики в интересах детей являются1: осуществление правдетей, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочениеосновных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление ихправ в случаях нарушений;
·         формированиеправовых основ гарантий прав ребенка;
·         содействиефизическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в нихпатриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка винтересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РоссийскойФедерации и федеральному законодательству традициями народов РоссийскойФедерации, достижениями российской и мировой культуры.
Государственная политика в интересах детей является приоритетнойобластью деятельности органов государственной власти Российской Федерации иоснована на следующих принципах1:
·         законодательноеобеспечение прав ребенка;
·         государственнаяподдержка семьи в целях обеспечения
полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их кполноценной жизни в обществе;
·         установлениеи соблюдение государственных минимальных
социальных стандартов основных показателей качества жизни детей сучетом региональных различий данных показателей;
·         />ответственностьдолжностных лиц, граждан за нарушение прав и
1 См. ФЗ от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка вРФ».
законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
·         государственнаяподдержка органов местного самоуправления,
общественныхобъединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав изаконных интересов ребенка. Исходя из того, чтодемократическое государство призвано защищать гражданские права людей,отношения между которыми могут основываться только на добровольности иравноправии, включая равноправие женщины и мужчины, в Российской Федерации бракосновывается на добровольном согласии и равноправии супругов.
Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и егопоследствиям. Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но«качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущихи вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции вобщественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных исоциальных ролей. Всё это определяет особую заботу государства о содержании ивоспитании детей.
Государство должно проявлять заботу и об инвалидах и пожилыхгражданах. Оно обязано развивать систему специальных предприятий и цехов дляработы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить кучастию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальнымисредствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.
Развитие системы социального обслуживания
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных службпо социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в труднойжизненной ситуации1. В Российской Федерации имеется государственнаясистема социальных служб.
/>1 См. ФЗ от 24.07.1998г.№124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Она включает государственные предприятия и учреждения социальногообслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведениифедеральных органов государственной власти, государственных предприятия иучреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектовРоссийской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной властисубъектов Российской Федерации1.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживаниев государственной системе социальных служб.
Кмуниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия иучреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местногосамоуправления.
Социальноеобслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных формсобственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью посоциальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальноеобслуживание основывается на принципах: адресности; доступности;добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услугнесовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;конфиденциальности; профилактической направленности.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращениягражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органагосударственной власти, органа местного самоуправления, общественногообъединения.
Каждый гражданин вправе получить в государственной системесоциальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке иусловиях социального обслуживания.
/>1 См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Социальное обслуживание осуществляется социальными службамибесплатно и за плату.
Платные социальные услуги в государственной системе социальныхслужб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных формсобственности устанавливаются ими самостоятельно.
Учреждениями социального обслуживания независимо от формсобственности являются:
1)        комплексныецентры социального обслуживания населения;
2)        территориальныецентры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания(дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты,детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей сфизическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся:
21
·         втрудной жизненной ситуации, в виде денежных средств,
/>1 См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода задетьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а такжеспециальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов илиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаютсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путемпредоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном иливременном нестационарном социальном обслуживании.
Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность ксамообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью,предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинскихуслуг и иной помощи1.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социальногообслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам,частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимсяв постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих ихвозрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятиймедицинского, психологического, социального характера питание и уход, а такжеорганизацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
/>Временный приют вспециализированном учреждении социального обслуживания предоставляетсядетям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорнымнесовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданамбез определенного места жительства и определенных занятий, гражданам,пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, врезультате
1 См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации».
вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальнойслужбы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службыпредоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинскогообеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи,социально-правовой защиты.
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной,психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями,несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в труднуюжизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Существует и социальное обслуживание граждан пожилого возраста.
Социальноеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собойдеятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальныхуслугах1.
Социальноеобслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организацияпитания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологическойи натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке,трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуги другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам надому или в учреждениях социального обслуживания независимо от формсобственности.
Деятельностьв сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строитсяна принципах:
·         соблюдения прав человека игражданина;
·         предоставления государственныхгарантий в сфере социального
/>обслуживания;
1 См. ФЗ от 2.08.1995 №122 «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов».
·         обеспечения равных возможностей вполучении социальных услуг
иих доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
·         преемственности всех видовсоциального обслуживания;
·         ориентация социальногообслуживания на индивидуальные
потребностиграждан пожилого возраста и инвалидов;
·         приоритета мер по социальнойадаптации граждан пожилого
возрастаи инвалидов;
·         ответственности органовгосударственной власти, органов
местногосамоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение правграждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Государствогарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получениясоциальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо отпола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям и других обстоятельств1.
Гражданампожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточныхдля удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которыевключаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государствомсоциальных услуг.
Федеральныйперечень гарантированных государством социальных услуг является базовым,определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается;при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг недопускается.
/>1 См. ФЗ от 2.08.1995 №122 «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Гражданепожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (втом числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной постороннейпомощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельноудовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограниченияспособности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальноеобслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном инегосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальноеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решениюорганов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо подоговорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социальногообслуживания иных форм собственности.
Иностранныеграждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правамив сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, еслииное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приполучении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют правона:
·         уважительное и гуманное отношениесо стороны работников
учрежденийсоциального обслуживания;
·         выбор учреждения и формысоциального обслуживания в порядке, установленном федеральным органомсоциальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов РоссийскойФедерации;
·         информацию о своих правах,обязанностях и условиях оказания
социальныхуслуг;
·         согласие на социальноеобслуживание;
·         отказ от социального обслуживания;
·         конфиденциальность информацииличного характера, ставшей
известнойработнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
·         защиту своих прав и законныхинтересов, в том числе в судебном
порядке.
Гражданепожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формахсоциального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и обусловиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.
Информацияо социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственногражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – ихзаконным представителям.
Гражданепожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарныеучреждения социального обслуживания, а также их законные представители должныбыть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания вуказанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
Социальноеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
1)        социальноеобслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного(ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учрежденияхсоциального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учрежденияхсоциального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь.
Гражданампожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домахжилищного фонда социального использования.
Социальноеобслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов можетосуществляться на постоянной или временной основе.
 
Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальнойзащиты
Согласноч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособияустанавливаются законом».
Наличиесоответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализацииконституционного права на социальное обеспечение. Такая государственнаяпериодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи струдовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется нанесколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаюпотери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет длямужчин 60, а для женщин – 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и поряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста.Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может бытьназначена социальная пенсия.
Внастоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов.Это прежде всего Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях вРСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходившихвоенную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих,проходивших военную службу по призыву» и т.д.
Государственныепенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятостинаселения в Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, огосударственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи синфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты окорректировке размера пенсий и заработка, из которого они исчисляются.
Согласноч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются добровольное социальное страхование,создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.Таким образом, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации,органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединенийлибо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержкуотдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальномуобеспечению.
Всвязи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой вобщий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии:
·         постарости (по возрасту);
·         поинвалидности;
·         по случаю потерикормильца;
·         за выслугу лет1.
Проживающие в Российской Федерации граждане других союзныхреспублик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получениепенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное непредусмотрено Законом или договором.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновенияправа на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера ихзанятий ко времени обращения.
Пенсия на общих основаниях устанавливается:
·         мужчинам– по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже
не менее 25 лет;
·         женщинам– по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже
не менее 20 лет.
Пенсия назначается пожизненно.
ФЗ2 от 7.08.2000г. №122 устанавливает, что размерыстипендий,
пособий и других обязательных социальных выплат в РоссийскойФедерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерациив зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердыхсуммах (в денежном выражении).
Минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных
социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются
ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя извеличины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливатьсяболее высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальныхвыплат за счет средств соответствующих бюджетов.
/>Повышение размеров стипендий, пособий и другихобязательных социальных выплат в Российской Федерации может осуществлятьсяфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации по каждому виду указанных выплат исходя из постепенного увеличениясоотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума вцелом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти целисоответственно федеральным бюджетом, бюджетами государственных социальныхвнебюджетных фондов и бюджетами субъектов Российской Федерации на очереднойфинансовый год. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходовгосударства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности идоли
1    См. Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях вРСФСР».
2  См. ФЗ от 7.08.2000г. №122 «О порядке установления размеровстипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
людей,имеющих право на получение пособий и пенсий, в общем составе населения, а такжеинфляционными явлениями1.
Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периодадо и после родов. В течение этого периода работающим матерям долженпредоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями посоциальному обеспечению2.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующихвидах:
·         денежные выплаты(социальные пособия, субсидии, компенсации
и другие выплаты);
·         натуральная помощь(топливо, продукты питания, одежда, обувь,
медикаменты и другие виды натуральной помощи)1.
Право на пенсию по любому основанию — это конституционное право и оно неподлежит произвольному ограничению даже через федеральный закон, посколькуневозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение этого правасоответствовало основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции РоссийскойФедерации. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осуждённые поприговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию этукатегорию лиц.
/>Конституционный Суд Российской Федерации вПостановлении от 16.10.1995г. по делу, связанному с жалобами Г. Г. Ардерихина,Н. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н. В. Коцюбки признал соответствующую статьюзакона «О государственных пенсиях в РСФСР»' не соответствующей КонституцииРоссийской Федерации. Суд отметил, что приостановление выплаты трудовой пенсиилишает осуждённого пенсионера возможности получить ту её часть, котораяпревышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, иприобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает иправа
1 Боброва Н. А. Конституционный строй иконституционализм в России: Монография. Москва, 2003, с. 165.
2 См. Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах.
иждивенцев пенсионера. Часть 1 ст. 39 Конституции РоссийскойФедерации не допускает положения, при котором нетрудоспособные члены обществаостаются без помощи, в том числе в случае лишения кормильца свободы. Однако врезультате установленного ст. 124 рассматриваемого Закона запрета выплачиватьосужденному пенсионеру трудовую пенсию и при отсутствии в законодательствеправила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии иждивенцыпенсионера полностью теряют этот источник средств к существованию. Тем самымустанавливается и разный объём прав для иждивенцев осуждённых пенсионеров ииждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушает гарантированныйгосударством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 и 2ст. 19 Конституции Российской Федерации).
/>

1 См. ФЗ от 17.07.1999 №178«О государственной социальной помощи».

3. Заключение
 
Итак, мы рассмотрели основные направления социальной политикиРоссийской Федерации, а именно: охранатруда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размераоплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовстваи детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальногообслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантийсоциальной защиты; а также установили связь Конституции Российской Федерации иЗаконов в отношении названных направлений.
Следует сказать, что «в любом демократическом государстве междуконституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеисоциального государства существует известное противоречие»1. Онопорождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизньграждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личнойсвободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущностисоциального государства.
По утверждению Н. А. Бобровой, «социальное законодательствопонятно широким слоям населения, в отличие от иных сфер правовогорегулирования, довольно отдаленных от нужд простого человека, которому невсегда понятно или интересно, как отражается на его каждодневной жизниустройство власти. Население больше интересует не то, как формируется власть, ато, какие условия она создает для достойной жизни людей. На социальноезаконодательство возложена особая миссия, без осуществления которой нет исоциального государства. Гуманизм и сострадание – достойная конституционнаяцель»2.
/>

1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И.Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
1 Боброва Н. А. Конституционный строй иконституционализм в России: Монография. Москва, 2003, с. 139

Список используемой литературы
 
1.        Конституция РФ от12.12.1993г.
2.        ФЗ от 2.08.1995 №122-ФЗ «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
3.        ФЗ от10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения вРоссийской Федерации».
4.        ФЗ РФ от 24.10.1997г. №134-ФЗ «Опрожиточном минимуме в Российской Федерации».
5.        ФЗ от 24.07.1998г.№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
6.        ФЗ от 17.07.1999№178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
7.        ФЗ от 7.08.2000г.№122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат вРоссийской Федерации».
8.        Закон РСФСР от20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР».
9.        Закон РСФСР от19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».
10.     Всеобщая декларация прав человекаот 10.12.1948г.
11.     Международный пакт о гражданских иполитических правах от 19.12.1966г.
12.     Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г.
1.        Абдуллаев М. И.Правоведение: Учебник для вузов. СПб., 2003г., с. 440.
2.        Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации:
Учебник для вузов.  М., 1999г., с. 340.
35
3.        Боброва Н. А. Конституционныйстрой и конституционализм в России: Монография. М., 2003г., с. 264.
4.        Иваненко В. А. Социальные права исоциальные обязанности государства: международные конституционные правовыеаспекты. СПб, 2003г., с. 370.
5.        Интервью с А. П.Починком // Законодательство, 2001, № 9.
6.        Конституционное право России:Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. М., 2003, с. 587.
7.        Научно-практическийкомментарий к Конституции РФ / Под ред.
В. В. Лазарева. М., 2003, с. 313.
8.        Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. В. И. Кудрявцева. М., 1996, с. 300.
9.        Постатейный комментарий кКонституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
10.     Юридическаяэнциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие о биосфере с точки зрения В.И.Вернадского
Реферат Вред наркотиков
Реферат Криптография: гражданско-правовые аспекты
Реферат Реакция ячменя сорта Зазерский-85 на инокуляцию биопрепаратами
Реферат Государственный бюджет проблемы формирования и исполнения в Республике Казахстан
Реферат War Justification Essay Research Paper The justification
Реферат История в творчестве А. С. Пушкина
Реферат Христианские мотивы в лирике Владимира Набокова и Бориса Поплавского
Реферат Особенности учета по стандартам МСФО 36 Обесценение активов и МСФО 11 Договор поряда
Реферат Особенности расселения населения на планете
Реферат Mysogyny In British Literature Essay Research Paper
Реферат Нормирование естественного и искусственного освещения
Реферат Декоративно-прикладное искусство в Казахстане
Реферат Особенности богослужения в Великий четверг
Реферат Разработка и экономическое обоснование направлений по повышению эффективности работы предприятия