Реферат по предмету "Культура и искусство"


Справочно - информационное обслуживание: новые технологии

Канский библиотечный техникум

Курсовая работа «Библиографоведение»
 
Тема«Справочно- информационноеобслуживание: новые технологии»

2007

Оглавление
Введение
Глава1   Справочно — информационное обслуживание: новые технологии
1.1. Представление о справочно — информационном обслуживании
1.2         Новые технологии в библиографическом обслуживании
Глава 2  Библиографическое обслуживание в Тасеевской ЦБС
2.1         Состав и структура справочно — библиографического аппарата
2.2         Организация справочно-библиографического обслуживания
2.3         Организация информационно — библиографического обслуживания
Заключение
Литература   
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ.
Библиографическая деятельность — область документально-ин­формационнойдеятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, т.е. всестороннее обеспече­ние (выявление, удовлетворение и формированиедокументаль­ных информационных потреб­ностей), осуществляемое в на­учно-вспомогательных,произ­водственных, воспитательных, пропагандистских и иных целях библиотеками,органами НТИ, издательствами и другими об­щественными институтами в системедокументальных комму­никаций; с системной точки зре­ния охватывает процессы(биб­лиографирование, библиографи­ческое обслуживание и др.), ор­ганизационныеформы, субъек­ты, объекты, результаты и сред­ства.
Библиотечно-библиографическое обслуживание — это деятельность,осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениямибиблиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую ифактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечныеуслуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных,образовательных и других потребностей.
Именно обслуживание является ведущей функцией современныхбиблиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделенийбиблиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формируетобраз библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ееместо в обществе и сферу социального влияния.
Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА,подключение к компьютерной сети должны строиться так, чтобы обеспечиватьбесперебойную работу отделов обслуживания.
Библиографическое информирование- регулярное библиографи­ческоеобслуживание без за­просов и (или) в соответствии с долговременно действующимизапросами.
Исторически первоначальные формы библиографической инфор­мациипоявились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно,вместе с библиографической информацией возникла и библиографическаядеятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный,случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи,библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основнымизанятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые исоставляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течениемвремени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы иправила библио­графического описания книг и, наконец, выделяется в особую об­ластьпрофессиональной человеческой деятельности. В ходе исторического усложнениябиблиографической деятель­ности ее задачи и функции, организационные формы иметодика становятся все более разнообразными и в пределах самой библио­графическойдеятельности неизбежно начинается процесс разделе­ния труда. Разграничи­ваютсядва основных процесса библиографической деятельности: библиографирование ибиблиографическое обслуживание,.
 Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самымиразличными внутренними и внешними, субъективными и объективнымиобстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневуюиерархическую структуру.
Наиболее  общей  конечной  целью  является  содействие  удовлетворениюинформационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется  (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые,представляя собой способы достижения конечной цели библиографическойдеятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели(найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются ещеболее конкретные цели, свя­занные с различными участками и направлениямибиблиографичес­кой деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, ихсубординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разно­образнысама библиографическая деятельность и ее связи с окружа­ющей действительностью,настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.
Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности,являющейся по своей сути культурной, состоит в духовной самореализацииличности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитиюиндивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает ипреумножает накопленный человечеством жизненный опыт
Объект исследования: Библиографическое информирование вТасеевской ЦБС.
Предмет исследования: Направления деятельности и видыбиблиографического информирования в Тасеевской ЦБС.
Задачи:
1. Изучитьорганизацию справочно-информационного обслуживания (СБО).
2. Выявить основныеформы и методы организации библиографического информирования.
Гипотеза: Эффективность использованиябиблиографического

Глава 1.Справочно-информационное обслуживание: новые технологии.
 
Шаг за шагом,постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не толькосамых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и дажесельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации,и выражение «Организация локальной сети» звучит для их сотрудников непривычно ипугающе.
Еще в 80-егг. страна недумала о таком буме информационных технологий. Обслуживание читателейтрадиционными методами составляло предмет особой гордости. Непременнойсоставной частью библиографической работы библиотек всех систем и ведомствявлялось справочно-библиографическое обслуживание (СБО), которое предполагаетналичие конкретных (разовых) запросов., с ними в библиотеку обращаютсяотдельные читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетворитьзапрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами данной библиотеки.СБО часто называют библиографическим обслуживанием в режиме «запрос- ответ».Сегодня многие библиотеки, не имеющие компьютеров, работают в этом режиме. Целиобращения в библиотеку с запросами очень разнообразны. Это-самообразовательные, учебные, производственные, научные.
Первоочереднымтребованием к СБО является достижение максимально возможной оперативностиудовлетворения запросов в сочетании с высоким качеством выдаваемых читателямсправок. Качество справки, прежде всего, измеряется ее релевантностью (степеньюсоответствия найденной библиографической информации запросу читателя) ипертинентностью (степенью соответствия выданной библиографической информациидействительной потребности читателя).
Качество и оперативностьсправочно-библиографического обслуживания зависит от следующих факторов:состояния справочно-библиографического аппарата библиотеки; уровня координациии взаимодействия библиотек в области справочно-библиографического обслуживания;квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотностичитателей.
Потребность всправочно-библиографическом обслуживании возникает у читателя тогда, когдадругие каналы получения справочно-библиографической информации не оказывают емунеобходимой помощи. Чем богаче СБА библиотеки, чем лучше он организован, темчаще читатели получают нужную им информацию.
Такимобразом, библиотека на всех этапах развития Российского государства всегдаиграла важную социальную и культурно-просветительную роль. Наряду с выполнениемсвоих основных функций по организации, сбору, хранению и предоставлениючитателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советскийпериод она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Нельзявыпускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людейразных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий. «И вэтом она похожа,- как справедливо полагает директор Библиотеки РоссийскойАкадемии наук В.П. Леонов, — на церковь, да это и неудивительно, ведь первымихранилищами и популяризаторами книг как раз и были монастыри и церкви-источники формирования библиотечного процесса».*
Вконце прошлого столетия отечественные библиотеки все больше стали превращатьсяв научно-информационные учреждения, в работе которых (наряду с организациейбиблиотечного и справочно-библиографического обслуживания) заметное местоотводится научно-методическому и информационному обеспечению библиотечнойдеятельности.
Особенноактуальным данное направление становится в условиях формирования информационнойсреды российского общества и быстрого развития в последние годы общемировыхпроцессов глобальной информатизации. Поэтому, в принятом, в 1994г.Государственной думой Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотекуопределяют как «информационное, культурное, образовательное учреждение,располагающее
см. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ. Принят Гос. Думой 23декабря 1994г. // Библиотека и закон. Справочник. – М., 1996. с. 37
организованным фондомтиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическими юридическим лицам»
В условиях информационнойреволюции, все больше затрагивающей и библиотечные вопросы, в последнее время вРоссийские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки.
Сейчас, когдапрекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем,единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникаминформации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно улучшилосьи обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнеевремя говорят «Справочно-информационное обслуживание». Рассмотрим, что означаетданное понятие.
Представление осправочно-информационном обслуживании.
Ресурсы социальнойинформации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных,экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получитьнужную информацию.
Другими словами этопроблема разрыва между накапливаемой информацией и ее использованием. Приналичии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз данных, человекчасто не получает ответа на свой вопрос (запросы на которые потенциально можнопредоставить информацию). Можно назвать разные причины, почему это происходит:все возрастающий объем информации, с которой трудно справиться, низкий уровеньтехнической оснащенности библиотек, а также отсутствие координационной связимежду библиотеками разных структур и ведомств (не везде даже в крупныхбиблиотеках есть факсы); недоступность накапливаемой информации для читателей,слабая их информированность, низкая информационная культура для читателей(неумение сформулировать запрос, осуществлять поиск и т. п.), а такженедостаточная квалификация библиотечных работников.
см. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ. Принят Гос. Думой 23декабря 1994г. // Библиотека и закон. Справочник. – М., 1996. с. 37
Для того, чтобы получитьнеобходимую информацию читатели и обращаются в библиотеку. Деятельность,которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей людей, естьинформационное обслуживание (информационный сервис).
Библиотеки специальносозданы для информационной деятельности, в рамках ее функционально (иногда иорганизованно) выделено справочно-информационное обслуживание, котороесуществует в режиме вопрос- ответ.
Следует отметить, чтобиблиотеки осуществляют долгосрочную кумулятивную функцию (т.е. собирают,организовывают и длительное время хранят документальную информацию) итрансляционную функцию, которая реализуется в процессесправочно-информационного обслуживания. Данная функция содействуетраспространению информации, обеспечению доступа читателей к накопленныминформационным ресурсам, удовлетворению их информационных и культурныхпотребностей.
Кроме того библиотекипредоставляют, главным образом, документы и информацию широкого распространениядля разнообразных групп населения (что не исключает хранение и выдачинекоторыми библиотеками рукописных материалов).
Итак, термин«информационное обслуживание» в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечнаядеятельность, библиография» определяется как «обеспечение пользователейнеобходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службамипутем предоставления информационных услуг» (5, с.4).
Предоставлениеинформационных услуг пользователям- один из общих признаков, характерных длябиблиотек (и других учреждений), занятых обслуживанием читателей.Информационная услуга трактуется в ГОСТе 7.0.-99 как «предоставление информацииопределенного вида потребителю по его запросу» (5, с. 5). Отметим следующие еесвойства- полезность, способность облегчить доступ к информации, расширитьвозможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость отисполнителя и т. п.
В каждой библиотеке свойнабор информационных услуг- это предоставление документов во временноепользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов,дипломных, курсовых, составление сценариев и т. п.
В последнее время вбиблиотеках широко используется такая услуга, как копирование документов,позволяющая не выдавать документы во временное пользование, а продавать копиидокументов.
Таким образом в ходесправочно-информационного обслуживания посредством выполнения услугудовлетворяются потребности читателей в информации (информационныепотребности), -это второе общее свойство справочно-информационногообслуживания. Потребности бывают: познавательные, учебные, профессиональные идр.
Третья чертасправочно-информационного обслуживания- это обеспечение доступа пользователей кинформации. В библиотеках создаются информационные ресурсы- информационныйфонд, справочный аппарат в виде БД, каталогов и т. п., являющихся необходимымусловием для справочно-информационного обслуживания.
Итак, цельсправочно-информационного обслуживания- удовлетворение информационныхпотребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка идр.).
Следует отметить, что вструктуру информационного обслуживания, согласно ГОСТу 7.0 –99 (раздел 3.2.2)входит библиографическое, включая справочно-библиографическое, обслуживание, ибиблиотечное обслуживание., в том числе внестационарное библиотечноеобслуживание (5, с. 4). Это означает, что в стандарте понятие «информационноеобслуживание» мыслится как обобщающее по отношению к библиографическому ибиблиотечному обслуживанию. В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (4),библиотечное обслуживание и информационное обслуживание рассматриваютсяизолированно. Между тем, пользователь- один: он может обратиться и в библиотекуи в информационный центр, и ему должна быть предоставлена информация,независимо от ее местонахождения.
Характер запросаопределяет выбор вида информационного обслуживания. В ГОСТе 7.0-99 представленытакие виды обслуживания, как справочно-библиографическое (разновидностьбиблиографического, реализуется в ответ на просьбу о библиографическихсведениях), информирование (библиографическое информирование, индивидуальное,групповое, массовое информирование), информационное обеспечение(информационно-библиографическое обеспечение), которые направлены на получениепользователями информации по так называемому «постоянному информационномузапросу». Упоминание этого термина имеется в дефиниции «избирательноераспространение информации» в ГОСТе 7.73- 96 «Поиск и распространениеинформации (6).
Необходимо отметить, чтов разделе «Информационное обслуживание» ГОСТа 7.0- 99 представлены услуги:«информационная услуга», «библиотечная услуга», «библиографическая услуга»,«»библиографическая справка», «фактографическая справка» и др. Понятие«информационная услуга» имеется также в законе «Об участии в международноминформационном обмене» (5).
Отражены в стандартах инекоторые организационные формы обслуживания- «библиотечный абонемент», «заочныйбиблиотечный абонемент», «межбиблиотечный абонемент», «библиотечный читальныйзал», «фонотека», «фильмотека», «фототека», «видеотека» (возникшие в течение ХХвека). (5)
Новые формы организацииобслуживания определены в ГОСТе 7.73-96: служба экспресс- информации, службасигнальной информации, служба избирательного распространения информации (ИРИ),служба реферирования, служба обзоров. (6)
Следует отметить, что вФедеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» и вФедеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»,определены термины «международный информационный обмен», «средствамеждународного информационного обмена», «информационная безопасность» и др. (12,14).
Таким образом, в связи свведением нового термина «информационное обслуживание» произошли изменения и встандартах, и в законах. Следовательно, будут приняты и разработаны еще новыеГОСТы и законы, в которых будут отражаться дальнейшие изменения винформационной деятельности.
Последнее десятилетие (впередовых странах ранее) характеризуется проникновением информационнойдеятельности во все сферы жизни.
Современная цивилизацияпри всех ее социальных, этических, экологических и других проблемах отличаетсяростом аудиовизуальной и информационной культуры, высоким уровнеминформационной деятельности, переживающей подъем- новое качество, связанное,прежде всего с внедрением новейших информационных технологий.

Новые технологии в библиографическомобслуживании.
 
Развитиеновых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальномобществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научнойжизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей обокружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.
Сегодня, когда прекратилосьрегулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решениемпроблемы стал доступ к дополнительным источникам информации.
С внедрением в работубиблиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателейвышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации наэлектронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталоговпозволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документаили их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы
Следует отметить, чтоэффективность использования совокупного информационного потенциала зависит,прежде всего, от качественной структурной организации библиографическихресурсов и оптимального их использования. Об этом свидетельствует опытбиблиотек Сибири и Дальнего Востока, где ГПНТБ СО РАН сумела внедритьинтеграционные основы в библиотечно-библиографические процессы. Эффективноиспользуются новые технологии: богат набор электронных каталогов, баз данных, втом числе содержащих документальную информацию по всем аспектам природныхресурсов, экономики, культуры, науки, истории региона. Ученые Сибири предлагаютвнедрить общегосударственную программу «Доступность информации», в которойразработаны меры по поддержке комплектования фондов, льготы на МБА и т. п. (16)
Оперативное получениеинформации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящихусловиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронныхтехнологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним изфакторов развития образования, науки и культуры в стране, еесоциально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению,внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично.Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеюткомпьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:
- автоматизациявнутри библиотечных процессов;
-  формирование иактуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередьэлектронных каталогов;
- использованиесетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными. (15)
Внедрение информационныхтехнологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступаи реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)-полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболееперспективных направлений развития библиотек признано использование электронныхресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленногодоступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.
В настоящее времябиблиотекам, как российским, так и зарубежным, очень трудно приобретать всепечатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потересамодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонновозрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информацияо необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, ноне во всех библиотеках.
Поиск альтернатив и путейрешения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современныхинформационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД).Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся вбиблиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или ихраспечаток, полученных от организаций –поставщиков. В основном ЭДД имеются вкрупных библиотеках.
Необходимо отметить, чтоиспользование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественноудовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новымитехнологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий понормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотекипроводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучшезнать информационные потребности читателей, а также четко планироватьсправочно-информационное обслуживание.
Мощную информационнуюсистему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первуюочередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронномвиде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность полученияактуальной информации.
Популярность источниковна традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающийфактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. Вчастности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (длясеребряных фиш до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов,длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: онополностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программногообеспечения.
Между типами информации,записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловаяразница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные иоригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время какполнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной,актуальной информации.
Итак, автоматизациябиблиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно,оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышатьих информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.
Сегодня для повышенияэффективности информационно-библиографической деятельности необходимывысококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.
Все более глубокоевнедрение компьютерной культуры в профессиональную культурубиблиотечно-информационного специалиста требует существенных изменений всодержании образования. Не первый год библиотечный факультет называетсябиблиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в набореспециализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самихдисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебногопроцесса. (7).
Несмотря на то, чтовнедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельностибиблиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированнымобслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ееприобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированныхспециалистов, как уже отмечалось выше).
Итак, интенсивноевнедрение информационных технологий во многом изменило направление обслуживаниячитателей. Поэтому необходимы новые подходы для организации справочногообслуживания, переосмысление его места и роли в общей структуре библиотеки. Свнедрением новых технологий в библиотеки следует отметить: высокую информативность,оперативность предоставления информации, комфортность и сервиссправочно-информационного обслуживания.
Таким образом, наличиевысококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствамиавтоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информациисделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базамданных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающиедоступ к мировым информационным ресурсам потребителей- читателей на любомуровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественномусправочно-информационному обслуживанию читателей.

2. Библиографическоеобслуживание в Тасеевской ЦБС.
 
Справочно-библиографическаяслужба библиотек играет большую роль в системе информационного обслуживанияобщества и занимает одно из ведущих мест в крупнейших библиотеках мира.Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» (1994), определяя роль и значениебиблиотек, на первое место выносит их информационную функцию (11).
Справочно-библиографическоеобслуживание (СБО) в библиотеках- это традиционная и вместе с тем перспективнаясфера информационной деятельности.
В конце 90-х годов прибиблиотеках создаются информационные центры, с целью улучшениясправочно-информационного обслуживания населения.
На основании УказаПрезидента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ»(97с.); Федеральных законов РФ «О библиотечном деле» (1994) и «Об обязательномэкземпляре документов (1994), а также в соответствии с Федеральной программойГосударственной поддержки местного самоуправления в целях информированиянаселения о деятельности администрации района, глава администрации Тасеевскогорайона постановил: «Создать на базе Тасеевской ЦБС информационный центр повопросам местного самоуправления». (2).
В июне 1999года директорТасеевской ЦБС утвердил «Положение о центре информационной исправочно-библиографической работы», в котором определены общие положения, целии задачи центра, содержание работы, структура, штат, фонд, технические средстваи услуги, предоставляемые центром. (1).
Библиографическая работа — органическая часть деятельности районнойбиблиотеки. Библиографическая работа — это совокупность процессов и опера­цийпо подготовке и использованию разнообразных библиографических средств, дляотражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальнымичитателями и пользователями.Это до­стигается путем:
•  формирования и ведениясправочно-библиографического аппарата (СБА);
•  составления для читателейбиблиотеки разнообразных библиографических пособий — указателей и списковлитературы, все возможных картотек;
• подготовкии проведения устных библиографических обзоров;
• справочно-библиографическогообслуживания (обеспечения чита­телей библиог-рафической информацией по ихразовым запросам);
• библиографическогоинформирования (обеспечения читателей библиогра-фической информацией по ихдолговременным, постоянно действующим запросам);
• информационного(библиографического) обучения.
Все процессы и операции библиографической работы взаимосвя­заныи взаимозависимы, что, безусловно, влияет на качество библиотечногообслуживания в целом.
Библиографическую работу в Тасеевской ЦБС ведут все структурныеподразделения – центральная районная библио­тека (ЦРБ), детская библиотека и 16сельских библиотек-филиалов. Общее руководство возлагается наинформационно-библиографический отдел, занимающийся обслуживанием населенияТасеевского района.
 В Тасеевской ЦБС, скоординирована библиографическая работа внутрисистемы — между центральной библиотекой и библиотеками-филиалами: поформированию СБА, организации справочно-библиографического обслуживания,составлению списков литературы к памятным и юбилейным датам, подготовке устныхобзоров литературы, разработке программ занятий по основам библиографическихзнаний и решение организационных вопросов.
Библиотеки ЦБС координируют свою библиографическую работу сдругимиорганизациями и учреждениями: учебными заведениями, редакцией местной газеты,краеведческим музеем.
 Учитываются изменяющиеся интересы, потребности читателей ЦБС.Работники стремятся обеспечивать их полной, достоверной и разнообразнойинформацией, в том числе на основе новейших технологий («Консультант Плюс»,«Абитуриент»)
Базойдля организации и ведения библиографической работы в Тасеевской ЦБС яв­ляютсяфонды и справочно-библиографический аппарат библиотек системы.
 
Состав и структура справочно-библиографического аппарата
Современный СБА — это совокупность традиционных и электронныхэлементов, организованных с помощью соответствующих програм­мных средств иобеспечивающих выход в открытое информационное пространство (другие сетирегиональную, общероссийскую, всемир­ную).
В состав СБА Тасеевской ЦРБ входят:
• системабиблиотечных каталогов;
• системабиблиографических картотек (баз данных);
• библиографическиеиздания;
• фондвыполненных библиографических справок;
• фондсправочных изданий;
• фактографическиепоисковые системы;
• единыйАПУ к СБА.
Система каталогов отражает книжный фонд библиотеки в разныхаспектах: традиционные (карточные) каталоги продолжают использо­ваться, причемкаждый из них выполняет свои функции, информируя об имеющихся изданиях за весьпериод существования библиотеки, а электронный каталог содержит, как правило,сведения о новых посту­плениях в фонд.
При комплектовании СБФ справочными изданиями учитываются измененияв структуре читательского спроса, ведется тетрадь учета отказов, в которойфиксируются все спрашиваемые читателями издания, а затем ведетсядокомплектование необходимой литературы в основном за счет платных услугвыполняемых в ЦРБ.
Что касается комплектования библиографическими изданиями, тоосновная сложность заключается в значительном сокращении их выпускаинформационными центрами федерального уровня, а также в стои­мости подписки намногие подобные издания (ГБУ РКП, библиогра­фические указатели и РЖ ИНИОН РАНпо социальным и гумани­тарным наукам, издания НИО Информкультура и других сталидовольно дорогими). В связи с этим отдел информационной исправочно-библиографической работы ЦРБ, занимается составительскойбиблиографической деятельностью (выпускают свои пособия малых форм).
СБА изучается с целью выявления того информационного потен­циала,которым располагает каждое его структурное подразделение и каждое включаемое вСБФ издание. Такие издания просматри­ваются сразу же но поступлении их в фонд,который регулярно обновляется (в основном за счет платных услуг) и очищается отустаревших или непрофильных (неиспользуемых) материалов (этим занимаютсяотделы: комплектования и ОИФ).
Важное значение имеет размещение СБА в библиотеке: он должен бытьдоступен читателям, а не только сотрудникам. Поэтому СБА Тасеевской ЦБС,располагается на абонементе (АК и СК) и в читальном зале (АК новый и картотеки)на доступном для читателей месте.
СБФ, являясь частью фонда библиотеки, расположен в читальном залерайонной библиотеке. В него входят: энциклопедии, справочники, учебные пособия(например,«Современный юридический словарь»,«Популярный энциклопедическийсловарь»,«Справочная книга социального педагога», «Финансы» — учебник и др.),кодексы (уголовный, семейный, гражданский, трудовой и др.) На дом материалы изнего не выдаются, выдаются только на платном ночном абонементе.
Основные характеристики каталогов, картотек, содер­жатся впаспорте.Это важно потому, что с появлением большого количествазапросов необходима унификация формы и набора необходи­мых сведений.
В паспорте указываются: название картотеки, тематика, годорганизации (создания), источники комплектования, хронологические рамки, объеми ежегодный прирост, регулярность (периодичность) пополнения новыми сведениями(актуализация данных), виды отража­емых (обрабатываемых) документов, составбиблиографических запи­сей (способы библиографической характеристики),структура или схе­ма (библиографическая группировка, расположение БЗ вделениях), ИПЯ, вспомогательный аппарат, фамилия ответственного за ведение.
СБА Тасеевской ЦБС обладать такими свойствами, как системность,пластичность, надежность и экономичность и отвечает современным требованиям,Работа по его формированию, ведению и использованию является планомерной,творческой. В ЦРБ начата работа по созданию электронного каталога на всюсистему.
 
Организация справочно-библиографического обслуживания (СБО)
На содержание и характер запросов, с которыми обращаются вмуниципальные библи­отеки Тасеевской ЦБС, оказывают влияние очень многиефакторы — события, происхо­дящие в мире, экономические проблемы нашего района,издание или публикация нового произведения известного писателя, создание кино­фильма,научные открытия и другое. Справочно-библиографическое обслуживание — это библиографическоеобслуживание в со­ответствии с разовыми запросами потребителей информации (чита­телей).Ответ на разовый запрос принято считать справкой.
Так как читателей ЦРБ интересуют самые разнообразные сведения, тои справки тоже выдаются разные — и по характеру информации (библио­графические,фактографические), и по форме (устные — они выдаются лично или по телефону,письменные — сложные справки, требующие выявления литературы по теме иоформления библиографического списка).
Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос,содержащий библиографическую информацию о наличии или ме­стонахождении изданияв фонде (адресная справка), об отсутствующих в запросе читателя илинеправильных (искаженных) элементах библи­ографического описания (уточняющаясправка), о литературе (доку­ментах) по определенной теме, интересующейчитателя (тематическая справка).
Фактографическая справкасодержит сами сведения (факты), ин­тересующиечитателя — даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля,писателя, ученого, др.), толкование специального термина, точное наименованиеорганизации или учреждения и т. д. Таким образом, справки отдельных видовразличаются между собой конечным результатом, то есть тем, что получаетчитатель в ответ на свой запрос.
В Тасеевской ЦБС СБО является универсальным. Оно осуществляетсявсеми структурными подразделениями ЦБС, обслуживающими читателей, на основе ихфондов и СБА, как в традиционном, так и автоматизированном режимах сиспользованием БД «Консультант Плюс» и «Абитуриент», имеющиеся в ЦРБ.
Всего выполнено справок по ЦБС – 1936, из них 823 справкивыполнили сотрудники ЦРБ. По СБО обслуживаются служащие (учителя, медицинскиеработники, воспитатели и др.), студенты, учащиеся средних школ, ПУ, пенсионеры,рабочие, домохозяйки.
Библиографиче­ский поиск (адресный, тематический, уточняющий), какизвестно, лежит в основе всей библиографической деятельности, в том числе иСБО.
Все подразделения Тасеевской ЦБС, ведущие СБО, учитывают справкипо единой форме, принятой в ЦБС.
Единицей учета разовых запросов является запрос — устноеписьменное обращение за получением библиографической или фактографическойинформации.
Учет разовых запросов производится по количеству:
• затребованныхтем (для тематических запросов);
• библиографическихзаписей, требующих установления  или уточнения (для запросов набиблиографическое уточнение);
• изданий,наличие которых требуется установить в фонде библиотеки (для адресныхбиблиографических запросов);
• фактов,требующих выявления (для фактографических запросов).
Учет общего количества выполненных запросов производитсясуммированием справок, зарегистрированных в тетради.
Тетрадь учета выполненных справок ЦРБ включает следующие графы:порядковый номер; дата поступления запроса; от кого поступил запрос; содержание(в формулировке читателя) и цель запроса; вид справки (для библиографических — тематическая, уточняю­щая, адресная; фактографические выделены особо); отрасльзнания (по ББК); источники выполнения справки; исполнитель;
В сельских библиотеках- филиалахТасеевской ЦБС применяетсяупрощенная форма учета: дата поступления запроса и от кого он поступил; тема ицель запроса; вид справки (те­матическая, уточняющая, фактографическая);отрасль знания (по ББК); источник выполнения справки (каталог, картотека, БД,фонд и др.). Отдельно учитываются в ЦРБ справки по кра­еведческой тематике, таккак есть библиотекарь-краевед.
При учете в соответствующей графе цифрами проставляется ко­личествовыполненных по каждому запросу справок. Отказ на запрос тоже считаетсясправкой. В отказе содержится обоснование при­чины, по которой запрос читателяне может быть принят к исполнению (например: запрос не соответствует профилюбиблиотеки, в СБА не содержится нужной читателю информации и т. д.).
Запросы, которые перенаправляются из одной библиотеки в другую, вКраевую научную библиотеку, в связи с не возможностью их выполнения в ЦРБ,только регистрируют. Например, в 2005 году через МБА, выполнено 30 запросовчитателей.
Следуетучитывать, что для разных групп читателей справки выполняются по-разному. Например, учителю дляподбора литературы по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова» необходимо использоватьновые материалы из периодических изданий, содержащие мало известные фактыбиографии и творчества писателя. Школьнику же для написания домашнего сочиненияна ту же тему вполне достаточно рекомендовать популярные книги, в которыхрассматривается творчество М.Ю.Лермонтова в целом. Студенту-заочнику,выполняющему курсовую работу, потребуется помощь в выявлении материалов,раскрывающих тему в историко-литературном аспекте, а также применительно к егодальнейшей профессиональной (педагоги­ческой) деятельности. Поэтому кромеобращения к каталогам — алфа­витному (если в нем традиционно выделяютсяперсоналии), система­тическому, картотекам и новым изданиям энциклопедий ибиографических словарей — необходим про­смотр целого ряда книг и статей поистории русской литературы (поэзии), библиографических указателей.
Очень много запросов читателей ЦРБ, связанных с поиском литературыо жизни и творчестве каких-либо деятелей, выполняются по различным источни­кам:по алфавитному каталогу (персоналии), систематическому ката­логу(соответствующий отдел), по картотеке персоналий, СКС, по биобиблиографическимуказателям (словарям), кален­дарям знаменательных и памятных дат. Используютсятакже энцикло­педии, биографические словари и справочники, издания более общегосодержания, сборники воспоминаний. (В основном для таких категорий читателейкак учащиеся и студенты).
При выполнении запросов краеведческой и страноведческой тема­тикивыясняется цель обращения к литературе и интересующий читателя аспект: одногоможет интересовать общая характеристика страны или региона, другого — экономическое положе­ние, третьего — история и т. д. При этом используютсяразделы система­тического каталога, краеведческий каталог (или картотека),библиогра­фические пособия страноведческого или краеведческого содержания,вспомогательные указатели (географическом, предметном) к некоторымбиблиографическим пособиям КНБ им. В.И.Ленина. Например, на запрос читателя:«Об истории Красноярского края» можно ответить и с помощью библиографическогоуказа­теля «Литература о Красноярском крае» (КНБ)
Выполнение уточняющих справок начинается с анализа читательскоготребования и установления тех недостающих элементов библио­графическогоописания, используя которые можно быстро решить задачу. Затем намечаетсяпрограмма поиска и круг источников — от каталогов и картотек библиотеки, прикнижных списков до печатных каталогов различных агентств («Рос­печать» и др.),периодических и справочных изданий (в некоторых из них к отдельным статьямдаются списки литературы).
В ЦРБ выдаются справки и на уточнение заглавий произведений иустановление авторов художественных произведений по заглавиям, например:«Острие бритвы» («Лезвие бритвы» И. Ефремова).
Адресные библиографические справки выполняются оперативно и нетребуют сложных разысканий. Зная полные и точные библиографи­ческие данныекниги, сотрудники библиотеки обращаются к алфавитному каталогу, или советуетчитателю сделать это само­стоятельно. В тех случаях, когда читателя интересуетпубликация опре­деленного произведения в периодическом издании (например,нового романа, статьи, рецензии), сначала просматриваются соответствующиеделения картотек и по аналитическим описаниям устанавливаются нужные сведения,а затем проверяется наличие того или другого журна­ла, периодического сборникав библиотеке. В ЦБС для этого использу­ются СКС, краеведческая картотека,картотека справочных изданий, посту­пающих в ЦБ и библиотеки-филиалы.
Выполнение фактографических справок в ЦРБ по разовым запросампредполагает в первую очередь использование справочных изданий. Главное условиеуспешного поиска — знание назначения, содержания и структуры используемыхсправочных изданий, их вспомогатель­ного аппарата, быстрое и точное определениекратчайшего пути поиска. Если, например, требуется узнать значение специальноготермина, от­носящегося к философии или литературоведению, правильнее всегообратиться к терминологическим словарям или отраслевым энцикло­педическимизданиям, так как в универсальных энциклопедиях и энциклопедических словаряхзначение термина рассматривается, как правило, с точки зрения егопроисхождения, без учета специфики той области, в которой он применяется.
Кроме справочных, используются другие издания из СБФ: офици­альныеиздания, библиографические пособия федеральных и региональных центров, вкоторых могут содержаться нужные сведения (конкретные факты) о людях, событиях,из истории научных открытий
Наиболееспрашиваемые справки помещаются в «Архив выполненных справок».
Придавая большое значение своевременному и полному удовлетворениюразнообразных разовых запросов читателей, нельзя упускать из виду тех, ктопостоянно (или в течение длительного периода) инте­ресуется одной и той жетемой (проблемой). В этих случаях читатели нуждаются в ином типе обслуживания,а именно — в систематическом обеспечении их информацией. Иначе говоря, библиотекаведет библиографическое информирование пользователей. В чем заключаетсяэта работа, и чем она отличается от справочно-библиографического об­служивания?Это мы рассмотрим ниже.
Организация информационно-библиографического обслуживания.
Библиографическое информирование— это библиографическоеобслуживание без запросов или в соответствии с долговременными (постояннодействую­щими) запросами (синоним- информационно-библиографическое обслужи­вание).Длительность действия запроса может быть неограниченной (напри­мер,преподавателя по той или иной учебной дисциплине, руководителя по проблемамуправления и т. п.) и ограниченной сроком решения определенной производственнойзадачи, подготовки какого-либо мероприятия и другими факторами.
Библиографическое информирование в Тасеевской ЦРБ осуществляетсяобычно по ини­циативе отдела информационной и справочно-библиографическойработы. Его основная цель — активное доведе­ние новой библиографическойинформации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие информационныхресурсов библиотеки.
Втечение года осуществлялось информационное обслуживание специалистов: местнойадминистрации, медицины, просвещения, культуры и искусства,сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, правоохранительныхорганов, управления социальной защиты и др.
  Для более эффективногоинформационного обслуживания специалистов и читателей района используетсяпрограмма «Консультант Плюс» и «Абитуриент»Выполнено — 409 запросов, в томчисле на бумажном носителе – 54, на электронном носителе – 91, устные – 264
Информациюполучили — 82 человека. Это специалисты местной администрации,правоохранительных органов, управления культуры, предприниматели, казначейства,лесного хозяйства, пенсионного фонда, медицины, пожарной части, налоговойинспекции, военкомата, депутаты, узла связи, студенты, рабочая молодежь иучащиеся.
По охвату потребителей различают массовое и дифференцированноебиб­лиографическоеинформирование.Массовое библиографическое информи­рованиепредставляет собой регулярное и эпизодическое доведение библио­графическойинформации по социально — и культурно-значимым темам до широкого кругапотребителей. Главные цели массового библиографичес­кого информированиязаключаются в пропаганде фонда документов и в ин­формировании о новыхпоступлениях. Аудитория массового библиографи­ческого информирования может бытьнеопределенно широкой (читатели газет и журналов и др.) и относительно однород­ной(контингент пользователей библиотеки). Формами массового библио­графическогоинформирования являются бюллетени, картотеки, БД «Консультант Плюс» и«Абитуриент». В последние годы они пользуются все большим спросом у населенияТасеевского района.
При дифференцированном библиографическом информировании выде­ляютгрупповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое инфор­мирование.Групповое обслуживание представляет собой регулярное илиэпизодическое доведение библиографической информации до группы по­требителей,объединенных сходством информационных потребностей. Коллективные абоненты обеспечиваютсятекущим информированием.
Ведущее место в библиографическом информировании занимает регуляр­ное(текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе, в связи, с чемтермин «библиотечное информирование» обычно употребляется в значе­нии «систематическоеобеспечение абонента информацией в соответствии с его долговременно действующимзапросом» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография.Термины и определения»). Эпи­зодическое библиографическое информированиеосуществляется в форме ус­тных обзоров и других библиографических сообщений всредствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередкоявляется составной частью массовых и групповых мероприятий ЦРБ.
Часто информация доводится по телефону. Масштабы платногоинформирования лимитируются в основном ресурсами библиотеки.
 Наиндивидуальной информации в Тасеевской ЦБС – 253 специалиста, им выдано –4043экземпляра. Коллективную информацию получали- 51 коллектив, им выдано – 1121экземпляр. В том числе в районной библиотеке на индивидуальной информации 167специалистов, им выдано — 3385 экземпляров. Коллективную информацию в ЦРБполучали — 31 коллектив, им выдано – 807 экземпляров.
 Составляются ивыпускаются информационные бюллетени, пособия малых форм: «Внимание: новинка»,«Новинки краеведения», «Мои отважные земляки»- рекомендательный списоклитературы ДБ; «Ларец мудрых сказок»- рек. список литературы ДБ; «В.П.Астафьев»- листовка-закладка филиал №4; «Кем быть? Каким быть?»- рек. списоклитературы филиал № 4;«Любителям живописи»- рек. список литературы филиал № 5 идр.
 В информационном отделе ведетсяпапка «Основные документы Тасеевского района», где находятся постановления,указы, распоряжения главы района по различным вопросам.
 Для более оперативного икачественного обслуживания специалистов используется Внутрибиблиотечныйабонемент (ВБА).
За 2005 год в ТасеевскойЦБС было проведено и организовано Дней информации- 109, в том числе в ЦРБ-19: «Житьпо закону», «К нам новое пособие пришло»,  «Правовой ликбез», «Живая капля» идр., Дней специалиста- 21, из них ЦРБ – 3: «Культура общения социальногоработника», «Воспитание детей в игре», «Руки милосердия», «Школа, учитель,ученик», «Власть и защита населения» и др.
Используется в ЦРБ анкетирование будущих абонентов, которых просятуказать интересу­ющие их темы, круг регулярно просматриваемых самостоятельноизданий,  ведущих авторов и авторских коллективов по данному направлению. Этисведения необходимы для информирования специалистов.
Общая тенденция развития библиографического информирования в ЦРБсосто­ит в движении от традиционных способов и форм к дифференцированным ииндивидуализированным, ориентированным на полное удовлетворение реаль­ных ипотенциальных информационных потребностей всего населения Тасеевского района.
 Применение информационных технологий (компьютеров, ксерокса,принтеров) в Тасеевской ЦРБ позволяет сочетать традиционные и современные(информационные средства) в информационном обслуживании читателей различныхкатегорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доступность информации — не только ценность информационнойдеятельности, она признана одной из важнейших ценностей современнойцивилизации. Эта ценность отражена в законодательстве многих стран, в том числеРоссии.
Важнейшим положением Закона РФ «Об информации, информатизации изащите информации» (так же, как и Закона РФ «О библиотечном деле» и рядадругих) является обеспечение одного из существенных конституционных правграждан — свободы доступа к информации, которая во всем мире признаетсяоткрытой и которая не представляет государственной или коммерческой тайны.
Это относится прежде всего к информации, находящейся вгосударственных информационных ресурсах. Они признаются открытыми иобщедоступными. Становится доступнее информация о законодательных и других нормативныхактах, о чрезвычайных ситуациях, о деятельности органов государственной властии местного самоуправления, а также экологическая, демографическая информация ит. д., которую властные структуры обязаны предоставлять бесплатно. Бесплатностьгосударственных информационных ресурсов обеспечивает право на информациюсоциально незащищенных слоев населения, содействуя получению ими образования, итем самым смягчению социальных противоречий. Непосредственно о доступностиинформации говорит глава 3 «Пользование информационными ресурсами»: статья 12«Реализация на доступ к информации из информационных ресурсов», статья 13«Гарантии предоставления информации»,, статья 14 «Доступ граждан к информации».
Предоставляя право на свободу информации, закон определяетюридические нормы защиты информации, что обеспечивается требованиемгосударственной регистрации информационных ресурсов и систем, упорядочениемдеятельности служб сертификации и лицензирования, установлением порядкаотнесения информации к различным категориям открытая информация, информация,представляющая государственную тайну, конфиденциальная информация о частнойжизни граждан, использование которой не допускается.
Рассматриваются и другие вопросы использования информации,например, что «информация, полученная на законных основаниях из государственныхресурсов гражданами и организациями может быть использована ими для созданияпроизводной информации в целях её коммерческого распространения с обязательнойссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае являетсярезультат вложенного труда и средств при создании производной информации, но неисходная информация, полученная из государственных ресурсов» .
Собственно, в законе отражено реально существующее противоречиемежду необходимостью свободы доступа к информации и её защитой, ограничениемиспользования в определенных случаях..
Социальный аспект доступности информации в настоящее времявесьма актуален: многие по материальным причинам лишены возможностипользоваться Интернет, ограничены, из-за платности и других причин, масштабымежбиблиотечного абонемента, существуют проблемы доступности информации для  социально незащищенных  слоев  населения  (в  частности,  инвалидов, престарелых,безработных, иммигрантов и др.). Свободный доступ к информации способствуетадаптации в обществе этих групп населения, выравниваниюинформационно-культурного потенциала. Социальная недоступность связана и снеудобным для пользователей режимом работы, временем проведения презентации,другого мероприятия и т. п. Для обеспечения доступа к информации в любойинформационной службе существует такая деятельность как обслуживание. Онаосуществляет связь между потребностями пользователей и документами,информацией, которая хранится в информационной службе и вне ее, содействуетпреодолению барьеров, препятствующих доступности информации. В обеспечениидоступа к информационным массивам проявляется основная социальная функцияинформационного обслуживания.[1;2]

Литература
 
1.  0 библиотечном деле вКрасноярском крае. Закон.//Крас. раб.- 1999.-№117-118.-е. 10-11
2.  0 создании на базеТасеевской районной библиотеки информационногоцентра. Постановление Тасеевскойрайонной администрации от 19.02.98г. №61
3. Пронина Л.А.Информационное пространство: Ситуации, задачи, концепция./Л.А. Пронина//Мирбиблиографии.- 1999.-№6.-с.2
4.  Библиотечноедело: Терминологический словарь.- 3-е изд.- М., 1997.-168с.
5.  ГОСТ7.0.-99.Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины иопределения.- Изд.офиц.- Введ. 2000-07-01.- Минск: Межгосударственный совет постандартизации, метрологии и сертификации, 1999.- 23с.(Межгосудар. Стандарт.Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)
6. ГОСТ 7.73.-96.Поиск и распространение информации: Термины и определения.- Изд.офиц.- Введ.1998-01-01.- Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии исертификации, 1996.- 15с. (Межгосудар. Стандарт. Система стандартов поинформации, библиотечному и издательскому делу)
7. Каптерев А. Откомпьютерной грамотности- к компьютерной культуре.//Библиография.- 1998.- №5.-с.3-8
8.  Мелентьева, Ю.П.Сельскаябиблиотека: проблемы развития и перспективы: Научно- методическое пособие.-М.: Издательство Либирея, 2003.- 96с.
9.   Михнова, И.Б.Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решение.Практическое пособие.- М.: Издательство Либерея, 2000.- 128с.
10.   Новоселова, О.Е.Профессиональный успех- качественное обслуживание/О.Е. Новоселова// Мир библиогр.-2002.-№2.- с.43-44
11.  О библиотечномделе Фед. закон.//Законодательство Российской
 Федерации о культуре.-М.,1999.-с.81-96
12.  Об информации,информатизации и защите информации: Фед. закон//Собр. ЗаконодательстваРоссийской Федерации.- 1996.-№8
13.  Об информации,информатизации и защите информации: Фед. закон// Собрание законодательстваРоссийской Федерации.- 1996.-№8
14.  Об участии вмеждународном информационном обмене: Фед. закон//Собрание законодательстваРоссийской Федерации.- 1996.-№28
15. Программа ЛИБНЕТ1998-2001 «Создание общероссийской информационно- библиотечной компьютернойсети»// Библиотека.- 1997.-№10.-с.14
16.  Соболева Е.Б.,Елепов Б.С. Библиотека региона в общебиблиотечной политике//Библиотековедение.-1997.-№2.- с.13
17. Справочникбиблиотекаря/Под. ред А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной.- СПб.: Изд-во Профессия,2000
18. Справочникбиблиографа/Науч. ред.А.В.Ванеев, В.А. Минкина.- СПб., Профессия, 2003.- 560с.
19. Коршунов О.П.Библиографоведение. Учебник.-М., Книжная палата, 1990.-232с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.