МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТКУЛЬТУРЫ И ИССКУССТВ
КУРСОВАЯ РАБОТА №1
«Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее «Анна Ахматова. Серебряный век»
Санкт-Петербург,2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Состояние СКД в музее «АннаАхматова. Серебряный век»:
1.1. История основания и характеристикадеятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
1.2 Анализ состояния социально –культурной деятельности, проблемы музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
1.3 Социальные и социокультурные функциисовременного музея, как основы взаимодействия музея и общества
Глава II. Пути совершенствования СКД вмузее «Анна Ахматова. Серебряный век»:
2.1 Предложения по совершенствованиюобразовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью
2.2. Предложения по совершенствованиюинформационно –методического обеспечения музея «Анна Ахматова. Серебряный век»и дополнительных сервисных услуг
2.3 Предложения по внедрению основменеджмента в деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыисследования.
Происходящие всегодняшней России сложные социальные процессы ставят перед социально-культурными центрами ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новыхреалий. Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурно-пространственноемногообразие современного общества. Переоценка нравственных ценностей и поискновых идеалов заставили общество по-новому взглянуть на культурное наследие.
Музеи, являющиесяхранителями культурного наследия, напрямую взаимодействуют с обществом. Будучисоциокультурными институтами общества, музеи «соединяют» воединочерез социокультурные процессы поколения людей, их духовность, достоинства,патриотизм. Современная национальная доктрина России предполагает формированиегражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческуюперспективу российской государственности. В этих условиях идея общественногофункционирования государственного патриотизма, как социальной ценности и социальногомеханизма в процессе формирования гражданского общества, выдвигают музеи напервый план. Основой патриотизма является духовно — нравственный исоциокультурный компоненты.
Изменение условийдеятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследованиясмыслового содержания понятия «музей как социокультурный институт» иего методологического потенциала для углубления понимания социокультурнойреальности. Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическуюнеопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящеевремя, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения.Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурнымивзаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.
Вместе с тем, вусловиях быстро изменяющейся социальной действительности, музейные коммуникациине только актуализируются, но и глобализируются. Это требует изучения реальногосостояния дел и определения тенденций развития коммуникативных музейныхпроцессов.
Актуальность темыисследования социально – культурной деятельности музея определяется:
— осмыслением ролимузея как социокультурного института;
— необходимостьюиспользования социокультурного подхода к теоретико-методологическомуисследованию музея;
— потребностью ванализе, прогнозировании и объяснении процессов взаимодействия музея иобщества;
— важностью изучениясоотношения музея с другими институтами культуры в условиях современнойсоциокультурной ситуации в обществе;
— необходимостьюанализа институализации музейной деятельности в период появления современныхмузейных практик и коммуникативных технологий;
— осмыслениемсоциокультурных функций музея различных уровней, направленных на обеспечениенепрерывности трансляции ценностей;
— изучениемвозможностей развития музея в XXI веке, в условиях глобализации иинформационного общества;
— влиянием музея наформирование гражданского общества.
Цель исследования –исследование музея «Анна Ахматова. Серебряный век» как социокультурногоинститута и разработка пути совершенствования социально-культурной деятельностив нем. Изучить роль музея в социокультурных процессах района, связанных скультурным развитием общества и реальной включенностью населения в этипроцессы.
Объект исследования:Социально – культурная деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряный век».
Предмет исследования: процесссоциально-культурной деятельности учреждения культуры (музея) в целом, пути еёсовершенствования и особенности функционирования и развития музея в условияхсовременной культуры.
Гипотеза исследования –пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее возможны приусловии использования современных методов рекламной деятельности, приведенияего информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями итехническими возможностями начала XXI века и расширением функций музея, которыемогут значительно повысить эффективность своей деятельности посредствомсоединения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы ссистемой последовательного историко-культурного и нравственно-эстетическогопросвещения и вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи всоциально-культурное творчество.
Задачи исследования:
• изучитьисторию музея «Анна Ахматова. Серебряный век»;
• на основесовременных социокультурных теорий осуществить анализ состояния социально –культурной деятельности и выявить проблемы музея «Анна Ахматова. Серебряныйвек»;
• выявитьсоциальные и социокультурные функции музея, как основы взаимодействия музея иобщества;
• разработатьнаправление развития социально-культурной деятельности на примере музея «АннаАхматова. Серебряный век», раскрыть социально-культурный потенциал музея.
• разработатьконцептуальные предложения по внедрению в практику музея «Анна Ахматова.Серебряный век» маркетинга и сотрудничества с туристским бизнесом;
Методологические основыисследования:
Методологическую основуисследования составляют отечественные работы по прикладной культурологии,музееведению, менеджменту в социально-культурной сфере (Ариарский М.А., БерезинО., Тульчинский Г.Л., Киселева Г.Г., Красильников Ю.Д. и др.)
В работе использованы:
— научная библиотека ифондовые архивы музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
Эмпирической базойисследования стали результаты интервьюирования работников музея в режименеформализованного интервью. Было опрошено 3 научных сотрудника и проведеноинтервью с директором музея.
Степень разработанностипроблемы:
Данной проблемойзанимался достаточно широкий круг авторов, но при изучении концептуальнойосновы данного вопроса были выделены прежде всего следующие работы: «Прикладнаякультурология» М.А.Ариарского, в которой изложены основные принципы и понятияСКД и дано осмысление музея как субъекта социально – культурной деятельности,М.А.Ариарский акцентировал внимание на социально – культурной деятельностимузея и его значимости в обществе и культуре.; «Становление и развитиесоциально-культурных функций российских музеев» Грусмана В.М.; «Музей какинститут социально-культурной деятельности» Нагорского Н.В.;
Заслуживает вниманиепозиция авторов, рассматривающих проблемы взаимодействия музея с другимисоциальными институтами, с различными социально-культурными явлениями, вопросыгосударственной и частной поддержки музеев, их финансирования и музейногомаркетинга: Киселева Г.Г., Красилъников Ю. Д.
Значимость музея какинститута, выполняющего образовательно-воспитательные функции, рассматриваетсяв ряде работ (Бутикова Г. П., Титова Б.А.)
Методы исследования:
Теоретические:
1. Теоретическийанализ основной литературы
2. Сравнение
3. Анализсоциально – культурной деятельности музея.
Имперические:
1. Проведениеиндивидуальных бесед с сотрудниками музея
2. Наблюдение задеятельностью музея.
Этапы исследования:
1. Аналитический –была изучена история создания и развития музея «Анна Ахматова. Серебряный век»,проведён анализ принципов, целей, структуры, основных направлений деятельностии взаимодействия с другими учреждениями СКД;
2. Формирующий –сформулированы направления путей совершенствования СКД в музее «Анна Ахматова.Серебряный век»;
3. Обобщающий –обобщена полученная в результате исследования информация, сделаны выводы посостоянию и возможностям усовершенствования СКД в музее «Анна Ахматова.Серебряный век».
Новизна исследования:
Несмотря на то, что«Анна Ахматова. Серебряный век» существует вот уже 30 лет, впервые в этойработе целенаправленно применен социокультурный подход к исследованию музея.Социально – культурная деятельность этого музея и пути ее развития не были ещёникем исследованы; Осуществлён комплексный анализ и предложены путисовершенствования СКД в музее; Раскрыты социокультурные функции музея вовзаимодействии музея и общества; Введены концептуальные предложения повнедрению в практику музея маркетинга и туристского бизнеса; Разработана ипредложена новая система культурно-образовательной деятельности музея;
Практическая значимостьисследования:
Предложения поусовершенствованию СКД музея «Анна Ахматова. Серебряный век», приведённые вглаве II данной работы, применённые на практике, позволят улучшить формы иметоды удовлетворения культурной потребности населения, привлечь новыхпосетителей, а следовательно реально содействовать оформлению роли музея «АннаАхматова. Серебряный век» как социокультурного института в обществе, помочьработникам музея при организации культурно-образовательной деятельности.
База исследования:
Муниципальный музей«Анна Ахматова. Серебряный век».
Адрес: 198152,Санкт-Петербург, ул. Автовская, 14
ГЛАВА I. Состояние СКДв музее «Анна Ахматова. Серебряный век»
1.1 История основания ихарактеристика деятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век»
Муниципальный музей«Анна Ахматова. Серебряный век» — первый в стране музей и долгоевремя единственный, посвященный великому русскому поэту Анне АндреевнеАхматовой и открытый задолго до отмены Постановления 1946 г. Музей был основан30 лет назад. Собирателем и основателем музея является Валентина АндреевнаБиличенко, являющаяся директором музея по сей день. Изначально собранныематериалы хранились в детском саду на улице Новостроек по причине отсутствияпомещения. Затем ПТУ №44 дало помещение под выставку, где Львом ВасильевичемУспенским была открыта знаменитая «Пушкиниана». В ней и расположилась неприветствуемая в то время первая экспозиция с материалами о жизни и творчествевеликого русского поэта Анны Андреевны Ахматовой. Затем музей располагался наКронштадской улице, потом на проспекте Стачек. Это были небольшие помещения несоответствовавшие пополняющимся экспозициям и проводимым культурным программаммузея. В музее фактически не было не одного работника кроме его инициативногосоздателя. Позже для уборки помещений одну денежную ставку на уборщицу выделилзавод «Северные верфи». Через три года удалось получить статус народного музеяпри участии министра культуры Мелентьева, а затем муниципального и, наконец,государственного учреждения. С получением статуса муниципального учреждениякультуры на музей стали выделять деньги на зарплаты сотрудникам в количествечетырех ставок. В 2000 году музею было выделено помещение на Автовской улицегде он находиться по сей день.
Становление музеяпроходило в конце семидесятых годов, когда о таланте поэта Анны Ахматовой былоне принято говорить в «полный голос», а о Николае Гумилеве даже и упоминать неприветствовалось до 1986 г. По этому многие предметы экспозиции преходилосьсобирать с огромным трудом и существование самого музея было под большимвопросом. Постепенно расширяясь, экспозиция музея впервые в стране отразилавеликий страдальческий путь и Николая Гумилева. В музее собрана огромнаяинформация об эпохе, о времени, о всех авторах серебряного века, поэтах,писателях, художниках, ученых, кинорежиссерах.
Творческие вечерапроводятся на темы, привязанные к тематике музея не столько временем, сколькодухом близким творчеству А.А.Ахматовой и Н.C. Гумилева. Ежегодно проводимыемероприятия приурочены к знаменательным датам, связанным с жизнью идеятельностью поэтов, писателей художников и деятелей культуры Серебряноговека. Также в музее проводятся и Пушкинские вечера, что также является даньюуважения к пристрастиям Анны Ахматовой. Музей обладает редкими материалами ипубликациями о выдающихся личностях культуры Серебряного века и потому заинформацией о них приезжают люди со всех уголков России. Вся периодическаяпечать по соответствующим темам обрабатывается, производится ее общий обзор,анализ и сохранение в архиве музея.
Это единственный музей,который посещал выдающийся ученый, профессор, почетный академик Лев НиколаевичГумилев. Еще с момента полулегального состояния, музей начали посещать такиеизвестные личности как академик Скатов, академик Панченко, певица Казановская,певица Богачева, поэт Кушнер, поэт Дудин, профессор Путилова и т.д.
Экспозиция музеянаписана в хронологической последовательности и имеет 6 экспозиционных комнат(«Царское», «Слепнево», «Гумилев»,«Петербург 1», «Реквием», «Поэма без героя»).
Музей обладаетуникальными экспонатами, единственными портретами как Ахматовой, так иГумилева, раритетной мебелью, фарфором, скульптурой, книгами с автографамиА.А.Ахматовой и книгами из личной библиотеки поэта.
Сейчас материалыэкспозиции принадлежат государству, но в случае реорганизации директор исобиратель музейных экспонатов Валентина Андреевна Биличенко имеет право частичновозвратить коллекцию в частную собственность.
Культурная программамузея имеет некоторую цикличность, заканчивающуюся мероприятием, посвященнымдню рождения А.Ахматовой в июне и начинается сезон мероприятий музея с 1сентября. Программу экскурсий и составление экспозиций директор не доверяетникому. Четкой программы проведения экскурсий не существует, директор музеяпроводит экскурсии дифференцируя их по собственному опыту.
Актовый зал музея вовремя проведения творческих вечеров часто бывает переполнен. Основнымконтингентом посещающих музей являются люди знающие о деятельности музея иявляющиеся постоянными посетителями на протяжении всех тридцати лет работымузея. Также работники музея поддерживают связь с преподавателями близлежащихшкол и регулярно проводят экскурсии для учащихся.
По словам бессменногодиректора музея, — именно в первые семь лет наблюдался огромный потокиностранцев, особенно из Франции и Италии. По материалам музея были созданымузеи и выставки в Ташкенте, Виннице, Шереховской, Астане, Вашингтоне и наКубе. Туристы со всей России: Одессы, Амура, Барнаула приезжали, чтобы посетитьэкспозиции музея. Но в последнее время загородных экскурсий стало гораздоменьше это связано прежде с нехваткой средств.
Сотрудничество стеатрами, ансамблями, творческими коллективами, Училищем Мусоргского, музеемполитической истории, музеем Пушкина на Мойке и музеями г.Петергофа делаетпрограммы музея интересными и разнообразными. Пенсионеры из социальных центровдневного пребывания посещают музей бесплатно.
Музей ведет большуюкультурно-просветительскую работу для всех возрастов. Информирование населенияо предстоящих мероприятиях и выставках происходит через размещение рекламы впечатных изданиях и оповещение постоянных посетителей по телефону. На данныймомент о программе деятельности музея можно узнать из газеты«Санкт-Петербургские ведомости», газеты «Петровский курьер», и радиоСанкт-Петербурга. К сожалению, времени, средств и кадрового потенциала музея нехватает на совершенствование информационно-коммуникативной базы музея. Вместоразработки сайта в Интернет работники музея часто вынуждены выискиватьамортизационные средства для починки и монтажа стареющей канализации впомещении музея. Существующий сайт www.museum.ru не содержит полной и обновленнойинформации о деятельности музея. На данный момент в музее даже не налаженопользование электронной почтой, судя по всему этот факт связан с недостаточнойкомпетентностью сотрудников музея в современных компьютерных технологиях.
Долгое время техника музеяограничивалась всего двумя компьютерами, один из которых являлся собственностьюдиректора, а второй был принят от начальника комитета по культуре города. Итолько недавно музею были выделены деньги в размере сто девятнадцати тысяч накомпьютеры и оргтехнику.
В 1992 году музей сталмуниципальным и получил утвержденное штатное расписание. Во главе музея стоитдиректор, затем два заведующих отделом, заведующий сектором учета и хранения,старший научный сотрудник и младшие научные сотрудники, ученый секретарь,бухгалтер, два смотрителя залов и две уборщицы. В музее регулярно проводятсяинструктивные совещания и курсы повышения квалификации для совершенствованиянавыков и знаний работников.
Помощь городскихвластей в пополнении экспозиций и выполнении ремонтных работ минимальна. Музейне получает поддержку ни комитета по культуре, не администрации района, не отдепутатов. Актовый зал никогда не сдавался в аренду за деньги, не смотря начастое проведение выставок различных художников. Государственное финансированиецеликом уходит на зарплату сотрудникам, а пополнение экспозиций происходит засчет суммы полученной от проведения тематических лекций и творческих вечеров иэкскурсионной деятельности. Стоимость посещения экскурсий, всех программ имероприятий составляет всего пятнадцать рублей эта небольшая сумма обусловленанеобходимостью доступности посещения для всех. Вся прибыль и издержки, должныбыть проведены по тендеру и определенная сумма должна сдаваться в банк. За счетсредств вырученных от проведения экскурсий раньше можно было сделать ремонт,сейчас же чтобы купить любые материалы нужно провести фондовую комиссию, потомпредставить отчет. В 2004 году на музей было выделено шестнадцать тысяч рублейна ремонт, этого хватило только на строительные материалы, а остальные средствапришлось выискивать из частных вложений. Несоответствие выделяемых средств,возрастающим издержкам ставит перед работниками музея непреодолимую задачу посохранению культурного достояния.
1.2 Анализ состояниясоциально – культурной деятельности, проблемы музея «Анна Ахматова. Серебряныйвек»
Представление оприоритетных задачах музейного учреждения складывалось в нашей стране напротяжении многих десятилетий. На заре своего становления музеи в Россиивоспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временембольшее значение стала приобретать их образовательная и просветительнаяфункция. Постепенно концепции монологического воздействия музея на аудиториюуступили место концепции коммуникационного подхода.
Отличительнойособенностью деятельности музея «Анна Ахматова серебряный век» является егосамобытность во многом зависящая от его директора, который является исоставителем всех его экспозиций. Основываясь на постоянной аудитории музея,экскурсоводы и научные сотрудники музея «Анна Ахматова. Серебряный век»стараются строить общение с посетителями на принципах диалога, что позволяет вмаксимальной степени удовлетворять потребности посетителей музея. Ежегодномузей проводит от 90 до 130 тематических вечеров, поддерживает контакты снесколькими школами, но с высшими учебными заведениями сотрудничество иконтакты практически отсутствуют. Сотрудники музея проводят лекции и творческиевстречи, посвященные темам, привязанным к тематике музея не столько временем,сколько духом близким творчеству А.А.Ахматовой и Н.C.Гумилева. Ежегодно проводимыемероприятия приурочены к знаменательным датам, связанным с жизнью идеятельностью поэтов, писателей художников и деятелей культуры Серебряноговека. Также в музее проводятся и Пушкинские вечера, что также является даньюуважения к пристрастиям Анны Ахматовой. Также проводятся научные конференции поактуальным проблемам мировой и отечественной культуры, оказывают помощьпреподавателям литературы в школах, консультируют общественных организаторовэкскурсий.
В музее отсутствуютэффективные формы пропаганды историко-мемориальных и художественных ценностеймузея, которыми могли бы стать издания, посвященные творчеству деятелейкультуры «Серебряного века», которые могли бы приобретать посетители музея.Музею «Анна Ахматова. Серебряный век» посвящает свои передачи петербургскоерадио, но в последнее время слушателями радио являются очень узкий кругслушателей и те, как правило, пенсионного возраста.
Сотрудники ируководство музея полностью осознают, насколько изменились функции и задачимузея в современном обществе, но на данном этапе осознание этого не всегданаходит свое отражение в работе музея, что имело бы огромное значение не толькодля деятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век», но и для развитиямузейного дела в целом.
1.3 Социальные исоциокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея иобщества
Музей развиваетприсущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических икультурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной средыместности, в которой он возник.
Главная проблема умузеев общества такова: найти свое место в многообразном культурномпространстве, и при этом не впасть в чрезмерную политизацию и не склониться ккрасивым действам фольк-культурного свойства, не имеющими ничего общего среалиями межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо, прежде всего,чтобы музейная деятельность носила научный характер. Это и изучениепотребностей общества, и разработка долгосрочных культурных программ, ивыверенная политика комплектования. При добросовестном научном подходе нам непридется мучаться сомнениями: все ли традиции следует сохранять и представлятьв музее, говорить ли о глобальном воздействии этнических конфликтов и т.п.Только тогда музей будет не развлекать или скучно пропагандировать, а помогатьчеловеку, гражданину в его продвижении от культуры как знания к культуре, повыражению Ж.-М. Летеррье, как «топливу», источнику энергии исамостояния человека.
Музеи становятсясегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформальногообразования. Опрос посетителей английских музеев показал, что главной функциеймузея англичане считают образовательную, второй по значимости — получение новойинформации и только третьей — развлечение. По опросам, проведенным в одном изкраеведческих музеев Сибири, выяснилось, что посетители, кроме созерцания,хотели бы заняться в музее творчеством с детьми, участвовать в конкурсах ииграх, театрализованных празднествах, а петербургские школьники смысл посещениямузея определили как познавательный, отдав меньшее значение получениюэстетических впечатлений.
Однако существуют идругие точки зрения. Одну из них отстаивает английский исследователь Ф. Шутен:вопреки анкетным утверждениям, посетитель приходит в музей не для получениязнаний, а с целью развлечения (с небольшой долей познавательных интересов) ииспользуя музей как средство общения. Аналогичную тенденцию можно проследить ив России: 70 % из числа взрослых посетителей приходит в музей с детьми, причембольшинство взрослых попадает в музей впервые благодаря своим детям; из общегоколичества детей 6-12 лет с родителями приходит 56 %, с друзьями — 14 %;выходной или праздничный день в музее хотели бы провести 92 % опрошенных.
Так или иначе,большинство исследователей отмечают снижение интереса публики к музеям как к«пассивным витринам» для демонстрации шедевров и раритетов; средипосетителей разного культурного и социального уровня все популярнее идея омузее как месте для дискуссий и активного диалога.
Значительнаяактивизация в изучении социально-демографических групп посетителей музеев,которая наблюдается на Западе и, к сожалению, только начинает просматриваться унас, — проявление осознанной ответственности музея перед обществом запривлечение более широких слоев населения. Одной из главных задач в работе спосетителем большинство исследователей называют сегодня формирование чувствапричастности к собственной истории. Однако, в современной ситуации ни высокоекачество музейных коллекций, ни традиционные методы и формы работы негарантируют того, что музей станет важным и интересным местом пребывания длягорожанина, который имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнениязнаний.
В связи с этим огромноезначение приобретает разработка стратегии организации работы с местнымнаселением, использование для этого специалистов-социологов, определениецелевых групп населения, повышение привлекательности музеев для них. Всегданеобходимо помнить: для кого существует этот музей, приобретаются эти предметы,какого посетителя мы хотим увидеть в наших залах. Не безликую группу, ааудиторию с разнообразными привычками, запросами, вкусами. По наблюдениям, впоследние годы музеи, изучающие своего посетителя, становится центромпритяжения игнорируемых другими культурными институтами людей из различныхэтнических, демографических и социальных групп.
Существует мнение, чтовообще следует перенести акцент с внутренней деятельности на внешний, т.е. напосетителей. Необходимо признать первостепенную роль процесса обучения, чтобыэффективно общаться со своим посетителем. Музеи должны четко определить длясебя, считает автор, какая именно публика им нужна, и стремится к установлениюс нею необходимых связей.
В музеях создаются новыеэкспозиции, придумываются нестандартные решения, извлекаются из фондовуникальные музейные предметы — и человек, гражданин, к которому обращенадеятельность музея, не приходит в музей. Кстати, это не только российскаяпроблема: по общей сводной статистике Франции 70 % французов ни разу в своейжизни не переступали порог музея, и это в стране с необыкновенно разветвленнойсетью музеев и разнообразнейшими формами работы с посетителем. В Австрии, где в90-е гг. наблюдался рост сети местных музеев, специалисты отмечают падениепосещаемости из-за однообразия и скуки. Опросы в английских музеях показали,что причины, по которым посетители избегают приходить в музей: скука, высокаяплата, несоответствие большинства экспозиций уровню восприятия детей.
Отечественнаястатистика музейного развития крайне скудна и локальна, но и те цифры, чтоудается отследить Главному вычислительному центру Министерства культурыРоссийской Федерации, зачастую просто обескураживают. «Чем вас привлекаетмузей?» — спросили посетителей нескольких российских музеев. Значительнаячасть ответили: открытием новых выставок. Действительно, выставочнаядеятельность является ярким показателем работоспособности, востребованностимузея.
И это в ситуации, когдамногие музеи демонстрируют новые формы деятельности, стараются не потеряться вновых условиях. Такие противоречивые процессы. Почему это происходит? Кто тотчеловек, который переступает сегодня порог музея в России? На первый вопросответить можно многообразно, но, как мне представляется, одна из основныхпричин: мы плохо знаем мир наших сограждан, их потребности, игнорируем зачастуюобщую ситуацию, в которой человек находится, его культурный и социальныйуровень, его повседневность. Зачастую музей остается равнодушным к человеку,для которого он работает. А этот человек, этот посетитель сегодня уже другой.По всей стране отмечается уменьшение количества туристов, но в регионах с болееблагоприятной социально-экономической ситуацией приток местных жителейстабилизировался, кое-где расширился их возрастной состав. Уменьшениеколичества посетителей происходит в основном за счет взрослого населения;большая часть посетителей по-прежнему школьники, учащиеся средних учебныхзаведений.
Отечественныеисследователи отметили и парадоксальную, на первый взгляд, особенность — общееколичество посетителей находится в прямой зависимости от их уровняблагосостояния: в музей приходят в основном люди со средним достатком ималоимущие. «Многие группы населения считают, что музеи не для них»,- можем мы печально констатировать вслед за английским исследователем: изучениестатистики в Великобритании показывает, что растет число посещений, а неколичество посетителей. Многие российские музейщики считают своим основнымдостижением последних лет, что им удалось сохранить своего постоянногопосетителя, несмотря на то, что новый не всегда охотно приходит в музей.
Изучение социальногостатуса, образовательного уровня посетителя российского музея, его интересов икультурных предпочтений — важнейшая задача, к решению которой готовы далеко невсе отечественные музеи. Выборочное анкетирование в последние годы проводятнекоторые столичные и крупные региональные музеи. Полученных данных пока явнонедостаточно, чтобы увидеть облик человека, в музей приходящего и, тем более, делатькакие-либо прогнозы на будущее и создавать на их основе адекватную временисистему коммуникации. Необходимо помнить, что налаживание диалога в многомерномпространстве музея — процесс тонкий и сложный, при котором подспудная,кропотливая работа зачастую оказывается эффективнее однозначных решений. Музей,который не в состоянии создать подобную систему коммуникации, терпит поражениена современном поле битвы.
Глава 2: Путисовершенствования СКД в музее «Анна Ахматова. Серебряный век»
2.1 Предложения посовершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью
Комплексноеисследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердилоисходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может болееограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозициейисторико-культурных раритетов. Эффективность музея, вступающего винформационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того,насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной инаучно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразнымиметодами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурноготворчества. Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развитиямузея, в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной исоциально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько всокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни,опирающийся на эти ценности и использующий их как средствоисторико-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базустимулирования культуротворческой активности разных групп населения.
Так как в деятельностимузея за последние годы происходят серьезные изменения, связанные с осознаниемего социальной роли. На сегодняшний день бесспорно в музее «Анна Ахматова.Серебряный век» стоит обратить внимание на – работу с детьми и подростками.
Знакомство с культовойлитературой жизнью и творчеством писателей и поэтов – неотъемлемая часть культурологическогообразования подрастающего поколения. Актуальной проблемой взаимоотношений музеяс посетителями в музее «Анна Ахматова. Серебряный век» являетсянеподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала,незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса кпознанию культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея.Безусловно, одна из функций экскурсии в музее должна быть – пробуждающейинтерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становитсяуспешнее в том случае, если полученная во время посещения музея информациядополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимо подготовить учащихся кнепосредственному знакомству с экспозициями музея. В этом заключается одна из проблем,и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничестваучебных заведений и музея.
Исследование механизмоввосприятия экскурсии в массовой аудитории дает достаточные основания для того,чтобы констатировать наличие у посетителей потребности в обновлении илиуточнении своих ценностных ориентации. При этом происходит некая мысленнаяконсультация по разнообразному кругу проблем, возникающих в процессеассоциативного восприятия историко-культурного материала. В этом случаенеобходимо обратить внимание на такие психологические характеристики экскурсии,как эмоциональное заражение, убеждение, доверительность, которые в итогеактивизируют субъективное отношение слушателя к предмету рассказа иморально-нравственной проблематике.
Сегодня эффективностьэкскурсии определяется уровнем внимания слушателей, количеством и характеромзадаваемых вопросов или, другими словами, уровнем взаимодействия содержанияинформации («значений») с социально-психологическими потребностями («смыслом»).С другой стороны, общение в процессе экскурсии строится не только наситуативных интересах посетителя, но и на сущностных, ценностно-ориентационных.Таким образом, особое значение приобретает стиль подачи информации,определяющий принципы отбора выразительных средств, с тем, чтобы вызватьинтерес и дать повод для размышления посетителям всех уровней знакомства смузеем, учесть различные уровни восприятия музейной информации.
Таким образом,важнейшее методологическое положение, определяющее деятельность музея сегодня,состоит в том, что экспозиция музея – не самоцель, а средство познанияотечественной истории и культуры, стимулирующее восприятиенравственно-этических ценностей.
Актуальность проблемыневостребованности очевидна у подрастающего поколения духовного богатствароссийских музеев, театров, картинных галерей.
В условияхобщекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивойсистемой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения кприроде, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческойсамореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным».Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурномуразвитию и социализации личности, является музей.
Музей как учреждениекультуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальнымивозможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенноподрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием ификсацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себякультурно- просветительную и образовательно-воспитательную функции. «В процессеисследования к традиционным… функциям были отнесены образовательно-развивающая,преобразовательно-созидающая и развлекательно-познавательная функции музейногоучреждения, что позволяет рассматривать его не только как средоточие ценностейистории и культуры, но и как центр духовной жизни, позволяющий комплексноиспользовать свой культуросозидающий потенциал».
В настоящее время всвязи с гуманитаризацией и гуманизацией образования в деятельности музеяпроисходят серьезные изменения. Сегодня он не только собирает, хранит,экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведенияискусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательноевоздействие на человека, является центром культуры и важнейшим институтомсоциализации детей и подростков.
В сфере интересов музея– разные категории посетителей, но, как отмечалось выше, наиболее пристальное внимание,уделяется поиску новых форм, методов и методик в работе с подрастающимпоколением, которые направлены, прежде всего, на развитие личности. И в этойсвязи музей становится важнейшим институтом социализации детей и подростков.Для того чтобы обосновать вышесказанное, рассмотрим основные характеристикипроцесса социализации.
Процесс социализациимногоаспектен. Его можно трактовать как социальное научение, как результатсоциального взаимодействия и, наконец, как самоактулизацию Я-концепции. Приэтом социализация может быть как стихийной, проходящей под влиянием широкогокруга разнонаправленных факторов (семейного и несемейного общения, искусства,средств массовой информации), так и целенаправленной, осуществляющейся в ходевоспитания человека.
Несмотря на широкуюупотребляемость, сам термин «социализация» не может толковаться однозначно,сближаясь в одних случаях с воспитанием, в других – с формированием личности,связанным с осмыслением собственной социальной цели и позиции.
Социализацию можнопонимать и как «процесс становления личности, обучения и освоения индивидомценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу,социальной общности, группе». В таком случае акцент делается на формированиижизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта. В психологиисоциализация понимается как «процесс и результат усвоения и активноговоспроизводства социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности».
В контексте даннойстатьи термин «социализация» неразрывно связан с понятием духовности, духовнойкультуры. Приобщение к миру духовной культуры возможно только через культурныеценности, произведения художественного творчества, т.е. через произведения,которыми в полной мере располагают именно музеи, т.е. искусство в процессесоциализации занимает особое место.
Таким образом, средствавоздействия искусства на человека являются составляющими процесса егосоциализации, потому что само искусство выступает в качестве мощногосоциализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общейкультуры и духовности личности, развитию ее ценностных ориентаций.
Музей как хранилищекультурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромнымипотенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей иподростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзянедооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайновелик.
Музейные среда иатмосфера помогают ребенку испытать эти ощущения, тем самым, способствуя становлениюего личности, формируя общую культуру, развивая ценностные ориентации, духовнуюкультуру, то есть процесс социализации неразрывно связан с понятием духовности.Исходя из этого понятия и основываясь на вышесказанном, музей выступает какинститут социализации личности ребенка.
Музей «Анна Ахматова.Серебряный век» относится к музеям литературно-мемориального профиля и работа сдетьми в нем ведется в основном с 12 лет, что связано с определеннымитрудностями в восприятии и усвоении детьми более раннего возраста информации вданном музее.
Но важно правильновыделить и преподнести эти элементы, акцентировать внимание на ярких изапоминающихся детям фактах, событиях и т.п.; выявить те элементы музейнойсреды, которые доступны их пониманию и восприятию.
Особыми условиями такихзанятий являются:
— строгий учет времени[занятия не должны превышать 20 минут];
— возможность совмещатьтакие занятия с прогулкой, т.е. они должны проходить в комфортной,непринужденной обстановке;
— возможностьпроведения последующих занятий с использованием в заданиях увиденного.
2.2 Предложения посовершенствованию информационно–методического обеспечения музея «Анна Ахматова.Серебряный век» и дополнительных сервисных услуг
Важным направлениемсовершенствования деятельности музея стало приведение егоинформационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями итехническими возможностями начала XXI века. В первую очередь в музее «АннаАхматова. Серебряный век» данная деятельность должна быть связана с обучениемсотрудников музея обращению с информационными системами и подключением кИнтернету и иным мировым информационным структурам, установлением системыобмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира.
Неоценимая помощьИнтернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самомуширокому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе ипредоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяеткруг посетителей.
Использованиесовременных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах,электронные каталоги и т.п. — весьма разнообразили посещение других музеев.Издание путеводителей, проспектов, альбомов, видео-роликов, подготовкуинформационных страниц в Интернете и иные формы пропаганды музея такжеспособствуют восприятию музейного материала и его пропаганды.
Музей долженпредоставлять множество разнообразных сервисных услуг различным категориямтуристов — от детей до пенсионеров. Ежегодно музеем должны вводятся новыепрограммы: мемориальные, литературные, обзорные и т.д., расширяться переченьрекламной и печатной продукции. Результатом должно стать: увеличение количествапосетителей, в т. ч. туристов. Массовые мероприятия музея (фестивали, конкурсы,выставки) могли бы включаются в программу пребывания туристов.
2.3 Предложения повнедрению основ менеджмента в деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряныйвек»
С учетом состояния иперспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и всясоциально-культурная деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряный век».Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличияразличных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачуовладения основами менеджмента в деятельности музея.
Говоря о природе иназначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее нетолько в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания исовременных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют внастоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспектыэтой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующимихарактеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность,затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость,материальная обеспеченность.
Смыслообразующую основуорганизационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента всоциально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма исамоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования,прогнозирования и проектирования.
Все эти процессы всфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют.
Благоприятнымиусловиями для организации менеджмента в музее «Анна Ахматова. Серебряный век»являются:
— реалистическая оценкасоциально-культурной ситуации, сложившейся в данном районе;
— диалог с отдельнымигражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системывместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;
— решение досуговыхпроблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегосякультурного окружения.
Необходимым действиеммузея «Анна Ахматова. Серебряный век» должно являться привлечение финансовыхсредств к реализации социально-культурных проектов и программ. Это объединениефинансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальныхпартнеров в лице государственных и общественных организаций, частныхпредприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных иликультурно-досуговых мероприятий; добровольные объединенияматериально-финансовых средств для восстановления или ремонтаисторико-культурных памятников, организации благотворительных акций длявоспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д. Должнабыть распространена практика формирования местных фондов социального икультурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов,а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан.Необходимо также воспользоваться созданием льготных условий для стимулированиядобровольного материально-финансового участия государственных и частныхпредприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.
Действенныминструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являютсямеценатство, благотворительность. Каждое государственное или частное(коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могути должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средствв социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том илиином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу,кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.
Основополагающимипринципами хозяйственной деятельности музея должны быть самоокупаемость исамофинансирование, по крайней мере надо стремится к ним в сложившейся ситуациипри отсутствии помощи от государства. Самоокупаемость предполагает, чтопредприятие социально-культурной сферы, за счет выручки за выполняемуюдеятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации тойили иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационныхуслуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятиясоциально-культурной сферы по материально-техническому оснащению исовершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурныхмероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников,осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.
Необходимо закрепитьпринцип договорнозаказных отношений между музеем «Анна Ахматова. Серебряныйвек» и субъектами социально-культурной деятельности. Этот принцип позволяетперейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмамрегулирования социально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимаетинтеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности —государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур.Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворениедосуговых потребностей спускались «сверху», то в современных условияхсодержание социально-культурного заказа формируется, как правило, «снизу», наоснове самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов.
Очень важно, чтобывзаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основойразнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельностисоциально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые междуучастниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета,взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность,организуемая по горизонтали, без команд и регламентации «сверху», способнаобеспечить максимально благоприятные условия для саморазвитиясоциально-культурной сферы.
Следует отметить ещеодин важный принцип, регулирующий взаимодействия субъектов всоциально-культурной сфере — это программно-целевой принцип финансирования.Практическое применение этого принципа предполагает не финансовое обеспечениесуществования музея в целом, а поддержку определенного вида или направления егодеятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамкахсоциального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта,спектакля, встречи и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальный музей«Анна Ахматова. Серебряный век» — первый в стране музей и долгоевремя единственный, посвященный великому русскому поэту Анне АндреевнеАхматовой. Происходящие в сегодняшней России сложные социальные процессы ставятперед музеем ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новых реалий.Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурно-пространственноемногообразие современного общества. Переоценка нравственных ценностей и поискновых идеалов заставили общество по-новому взглянуть на культурное наследие.
Музей «АннаАхматова. Серебряный век», являющийся хранителем культурного наследия,напрямую взаимодействует с обществом. Будучи социокультурным институтомобщества, он «соединяют» воедино через социокультурные процессыпоколения людей, их духовность, достоинства, патриотизм.
Изменение условийдеятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век» в современномобществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия«музей как социокультурный институт» и его методологическогопотенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Вместе с тем, вусловиях быстро изменяющейся социальной действительности, коммуникации музея нетолько должны актуализироватся, но и глобализироваться. Огромное значениеприобретает разработка стратегии организации работы с местным населением,использование для этого специалистов-социологов, определение целевых группнаселения, повышение привлекательности музея для них. Так как в деятельностимузея за последние годы происходят серьезные изменения, связанные с осознаниемего социальной роли, на сегодняшний день бесспорно в музее «Анна Ахматова.Серебряный век» стоит обратить внимание на – работу с детьми и подростками.
Важным направлениемсовершенствования деятельности музея должно стать приведение егоинформационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями итехническими возможностями начала XXI века.
Музей долженпредоставлять множество разнообразных сервисных услуг различным категориям туристов- от детей до пенсионеров. Ежегодно музеем должны вводятся новые программы:мемориальные, литературные, обзорные и т.д., расширяться перечень рекламной ипечатной продукции. Результатом должно стать: увеличение количествапосетителей, в т. ч. туристов. Массовые мероприятия музея (фестивали, конкурсы,выставки) могли бы включаются в программу пребывания туристов.
С учетом состояния иперспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и всясоциально-культурная деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряный век».Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличияразличных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачуовладения основами менеджмента в деятельности музея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ариарский М.А. Прикладнаякультурология 2 изд., испр. и доп. – С-Пб. Издательство «ЭГО», 2001. — с.288.
2. Нагорский Н.В. Музей какинститут социально-культурной деятельности/Н.В.Нагорский. – СПб.:Государственный музей-заповедник «Царское Село», 1998. – 258 с.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.:Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-гогосуд-го унив-та культуры,1995. – 136с.
4. Роботова А.С. (1999) Возможностииспользования образовательно-воспитательного потенциала музеевСанкт-Петербурга. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы 5, 1999
5. Шутен Ф. (1999) Преодолеваябарьер между профессионалами и посетителями. Museum 2, 1999, 28-29.
6. Чувилова И. В. «Музеиобщества» и общество в музее", Cultivate-Russia Web Magazine, выпуск1, октябрь 2002
7. www.cultivate.ru
8. www.cathedral.ru