МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: Смута:от политики до религии. Развитие образования и образованности. Книгопечатание,книги и зачатки научного знания
Выполнила студентка 33 группы
Гора Виктория
Киев 2009
Смута: от политики дорелигии
ОбъединениеРуси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практическивсе слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве како “третьем Риме”, о наследовании Москвой традиций Византии и религиозномправославном владычестве Москвы на Востоке. В 1492 году митрополит Зосимапровозглашает Ивана III “государем исамодержцем всея Руси, новым царем Константином, в новом граде КонстантинаМоскве, всей Русской земли и иных многих земель государем” [262, с. 455]. Этоговзгляда крепко держались все преемники Ивана III и особенно Иван Грозный (1530—1584), принявшийцарский титул.
Перед первымирусскими царями по-прежнему стояла задача обороны Руси от врагов, грозивших свостока (золотоордынские ханства) и с запада (Литва, а затем поляки и шведы).Решение этой задачи потребовало мобилизации всех сил общества и в отношениисоздания армии, и в финансовом смысле. Появляются “служилые люди” (дворянство),несшие ратную службу, и “люди тяглые”, на чьих плечах лежала денежная поддержкагосударства. Уже в этом разделении обязанностей заложена идея организацииобщества “по чинам”, каждый из которых состоит с государством в самыхразличных, но обязательных отношениях. До этого различные социальные слои имеливсевозможные “вольности”, но теперь были их лишены: крестьян пожизненнозакрепили за своими владельцами; на купцов и ремесленников наложили тягло — финансовуюповинность, на дворян — ратную. Даже бояр заставили работать над созданиемнового законодательства.
Реформируются государственная службаи местное самоуправление (создаются приказы, ведавшие различными сторонамиповседневной жизни общества; начинается избрание губных старост и других должностныхлиц — “выборные “излюбленные” люди ведали не местные общественные интересы, аотбывали под личной ответственностью и под ответственностью избирателейвозложенные на них казенные поручения” [там же, с. 459]). В конце XVI века появляется высшийсословно-представительный орган, соединявший интересы государства и общества, —земские соборы.
/>
/>
Иадминистративные реформы, и преобразование войска требовали увеличения налогов.Эти новшества шли вразрез с привычными формами жизни, не только меняя ихвнешние стороны, но и затрагивая святая святых — мышление, способы отношенийлюдей друг с другом, все, что было традиционным, а потому казалось незыблемым.Еще при жизни Ивана Грозного реформы, а затем опричнина, не ведающая устали исострадания, вызвали разделение и верхних слоев, и народа по политическимвзглядам. После смерти царя все разногласия сошлись как в фокусе в смуте,захлестнувшей российское общество.
Зачинщикамисмуты были бояре, разделившиеся в борьбе за власть на различные группировки ипускавшие в ход все мыслимые и немыслимые приемы. С усилением московских князейи возникновением царской власти бояре все больше теряли свое влияние и значениев государстве и свою независимость. На протяжении предыдущего периода они невысказывали прямо своих претензий к государю, но со времен Ивана Грозногопротивостояние русской государственности и боярства стало приобретать все болееугрожающий характер. Длительные столкновения привели, наконец, к избраниюБориса Годунова на царствование, не принесшее русскому обществу желанногопокоя.
Период смутывызвал к жизни еще одно явление русской политической борьбы — самозванство. Средисамозванцев были: “… кроме Гришки Отрепьева, “второлживый” Тушинский вор,“царевичи” Петр, Иван-Август, Клементин, Савелий, Василий, Ерофей, Гаврила,Мартын, Лаврентий и другие, выдававшие себя за сыновей и внуков Грозного. Назнамени Болотникова было начертано имя “истинного царя Димитрия Ивановича”[236, с. 15]. Автор цитированной работы разделяет всех самозванцев на двекатегории: тех, кто принимает облик реформатора, нарушителя канонов, как,например, Лжедимитрий I, итех, кто выдает себя за “истинного” царя, который чудесным образом спасся отвсяких бед и теперь выступает “за народ” и с народом. Ключевский считает, чтосмута закончилась с восшествием на российский престол Алексея МихайловичаРоманова (1629—1676), но и при нем, и в более позднее время не прекратилисьпопытки очередных самозванцев смутить народ надеждами на некую общественнуюсправедливость.
Смутное времяне ограничивается политическими битвами и противостояниями, оно связано и срасколом церкви. Критика церкви, в различной форме прозвучавшая в XV—XVII веках, свидетельствовала, что и в православии былодалеко не все идеально. С. М. Соловьев в многотомной истории России обращаетвнимание на застойные явления, возникшие в лоне церкви, на пороки служителейГоспода, и цитирует письмо царя Алексея Михайловича (1636): “Ведомо намучинилось, что в Павлове монастыре многое нестроение, пьянство и самовольство,в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали харчевни, ибани, брагу продают; старцы в бани и харчевни и в волости к крестьянам по пирами по братчинам к пиву ходят беспрестанно, бражничают и бесчинствуют, и всякоенестроение чинится...” [280, т. 5, с. 306].
Поэтому царь и его ближайший соратникНикон провели реформу в обрядах православной церкви: в церковной службепоявляется проповедь, доселе нестройное пение (“В одно время в церквах пели ичитали в два, три и несколько голосов, так что ничего нельзя было разобрать”[280, т. 6, с. 196]) было заменено на единогласное, выверяются с греческимитексты церковных книг, двуперстие при крещении сменилось троеперстием.
/>
/>
Многие верующее были возмущены:“Заводите вы, ханжи, ересь новую, единогласное пение, да людей в церкви учить,а мы прежде людей в церкви не учивали, а учивали их втайне, беса вы имате в себе,все ханжи...” [там же]. Эти несогласия были не единственной причиной раскола.Раскол вовлек в свое движение всех, кто был сколько-нибудь недоволенсуществующими порядками и новшествами: служителей церкви, которых не устраивалоусиление власти энергичного, но жестокого и претендующего на единовластиепатриарха Никона, присвоившего себе титул “великого государя” (имея в видурелигиозное, духовное господство), бояр, тяготившихся зависимостью отсамодержца, стрельцов, на смену которым шли воинские организации западноготипа, крестьян, городской и посадский люд. “Идеология раскола включала сложныйспектр идей и требований: от проповеди национальной замкнутости и враждебногоотношения к светскому знанию до отрицания крепостного строя с присущим емузакабалением личности и посягательством государства на духовный мир человека иборьбу за демократизацию церкви” [23, с. 72].
/>
В. И. Суриков. Боярыня Морозова
“Крушениеавторитета светской власти сопровождалось падением власти духовной” [236, с.23]. Разочарование вызывало самые разные реакции как в церковной среде, так и вмирской. Многие видели выход из кризиса в самоубийственном пренебрежении ксвоей жизни и к жизни других людей и призывали к уничтожению (“умерщвлению”)плоти: носить на себе железные цепи с крючьями, тяжелые камни, а затем,соблюдая самый суровый пост, уморить себя голодом. Невероятно, но эти призывынаходили отклик у множества людей, уходивших в тайные скиты для выполненияобряда, кажущегося им единственным способом спасения от скверны земной.
В расколевыделились две главные противостоящие друг другу силы: жаждущие переменреформаторы и сторонники патриархального уклада, представлявшегося имосвященным временем. Политический деятель и историк П. Н. Милюков (1859—1943)в “Очерках по истории русской культуры” [196, т. 2, ч. 1], рассматривая причиныраскола, отметил, что к концу XVвека религиозные правила закрепились в сознании большинства не слишкомграмотных людей как непреложные законы, касающиеся и обрядовой стороны, итекста молебнов, и образа жизни. Переписываемые церковные книги стали к этомувремени несколько отличаться от греческих источников, как и обряды, завезенныеиз Византии. Летописи отразили новое отношение к этим различиям следующимобразом: “Греки отступили от чистого православия, русские сохранили его ототцов нерушимо. Естественно, что при разнице церковных форм и обрядов — всепредпочтение должно принадлежать национальным русским формам. Они должнысчитаться истинно православными” [там же. с. 45]. Когда на Руси возниклокнигопечатание и стали издаваться церковные книги (первой из них была книга “Апостол”в 1564 году), появилась возможность сличить тексты и увидеть расхождения сгреческим оригиналом. Но ревнители старины не собирались менять вековыетрадиции. Так сложились две партии: с одной стороны — патриарх Никон (1605—1681),властный, упрямый, претендующий на особое, церковное самодержавие, с другой —старообрядцы, не менее уверенные в своей правоте, страстные, одержимые,такие, как протопоп Аввакум (1620 или 1621—1682), боярыня Морозова, тасамая, которую изобразил В. И. Суриков (1848—1916). Вот как писалАввакум, обращаясь к царю, Алексею Михайловичу: “Вздохни-ка по-старому… Тыведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не унижайего ни в церкви, ни в дому, ни в простой речи… Любит нас Бог не меньшегреков… Чего ж нам еще хочется лучше того? Разве языка ангельского? Да нет,ныне не дадут — до общего воскресения” [там же, с. 53].
Страшнымиоказались судьбы первых старообрядцев. Протопопа Аввакума многократно ссылали,затем продержали в выгребной яме в городе Пустозерске 15 лет и по приказу царясожгли в 1682 году. Боярыню Морозову в ссылке уморили голодом. Сохранилсяписьменный текст, свидетельствующий о страшных муках этой женщины, умолявшейсвоего стража дать ей хлебца или сухарика, или яблочка [244].
Сторонники женоваторства, не связанные с религиозными спорами, потянулись к знанию,просвещению и образованности.
Развитиеобразования и образованности
Несмотря насмуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостногосвойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением кзнанию и развитию разума.
Большинствоавторов отмечают печальное состояние образования и развития наук в Россиивплоть до XVII века. В прошлом веке одно из постановленийцерковного собора предписывало “устроить в домах лучших городских священниковучилища, в которых бы проходились “грамота, книжное письмо, церковное пение иналойное чтение” [262, с. 382]. Но это были, во-первых, несистематические школы, во-вторых, в школы принимались дети священников, в-третьих,такие школы могли существовать только в городе. В этом же источнике процитированыслова, сказанные в начале XVIIвека: “невежество русского народа есть мать его благочестия; он не знает нишкол, ни университетов: одни священники наставляют юношество чтению и письму, иэтим занимаются немногие” [там же]. Напомним, что книжники понесли большой уронв период иноземного владычества, когда многие книги, да и книжники былиуничтожены. Конечно, в некоторых семьях детей обучали грамоте, но делалось этобез системы, иногда случайными домашними учителями, да и методы обучения былидовольно жестокими. Писатель и проповедник Симеон Полоцкий (1629— 1680)и поэт и переводчик Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. — после 1717) создали учебники, буквари,содержавшие также богословские, педагогические и просто нравоучительныерассказы.
/>
/>
Издавалисьразличные азбуковники, носившие название “Сказание о неудобопознаваемыхречах” (аналог энциклопедических словарей). Их справочные статьи были чащевсего связаны со священным писанием, а иногда были фантастическиневежестенными: в статье о медведе, например, говорилось, что медведица рожаетмедвежат бесформенными, а затем уже вылизывает их, придавая “приличную медведюформу”; или о львятах говорится, что они рождаются бездыханными, а затемприходит лев-отец и оживляет их своим дыханием [230, с. 41].
Первые школы,появившиеся в Москве, были чаще всего частными или сословными, но делообразования уже было начато. В 1682 году в Заиконоспасском монастыре открыласьшкола, на основе которой в 1685 году возникло первое высшее учебное заведениеРоссии — Славяно-греко-латинская академия, созданная греками, братьями Лиху-дами— Иоанникием (1633—1717) и Софронием (1652—1730). Карион Истомин, обращаяськ царевне Софье, просил ее:
Умоли босамодержцев сущих.
Да государиони на то изволят,
Обще господао том да помолят,
Наукам велятбыти совершенным
И учителемлюдем извещенным.
[280, т. 7,с, 420]
Такими“извещенными” (хорошо образованными) учителями и стали Иоанникий и СофронийЛихуды, которые открыли курсы для представителей разного звания и возраста:священников, княжеских сыновей, стольников, людей простого звания. И наукистали “совершенны” (полны для своего времени, серьезны и многообразны):изучались грамматика, риторика (ораторское искусство), пиитика (правиластихосложения), логика, физика; часть наук преподавалась на греческом языке,часть — на латинском.
Книгопечатание,книги и зачатки научного знания
С. М.Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало своеотставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание,“сблизиться с теми народами, которые показали свое превосходство,позаимствовать у них то, чем они явились сильнее; сильнее западные народыоказывались своим знанием, искусством, и потому надобно было у них выучиться”[280, т. 7, с. 109]. Этому учению способствовало и развитие книгопечатания,которое по личному указанию Ивана Грозного организовали в Москве ИванФедоров (ок. 1510—1583) и Петр Мстиславец. Сначала печатались толькосвященные книги. Только таким образом можно было оградить от искажения ихтексты при переписывании вручную. До 1600 года в Москве вышло всего 11 книг.Позже печатное дело быстро распространилось по России, и к концу XVII века было издано довольно многокниг, в том числе и светского содержания.
Вместе скнигами по ратному делу, разного рода государственными установлениями, например“Грамотой о таможенных пошлинах”, появляются и переводные книгиприключенческого характера (“Повесть о Еруслане Лазаревиче”, “Повесть о Василиикоролевиче Златовласом Чешския земли”, “История о храбром рыцаре Петре ЗлатыхКлючей”), жизнеописания, героями которых становятся благочестивые итрудолюбивые люди (“Повесть об Ульянии Осоргиной”). Кроме того, появляется — иэто самое удивительное — демократическая литература. Сам народ начинаетсоздавать произведения, описывающие в иносказательной, а иногда и в самойпрямой форме реалии российской жизни: в озорной “Повести о Ерше Ершовиче, сынеЩетинникове” описана тяжба (суд) между ершом и лещом, жителями Ростовскогоозера; колкая сатира на суды и судей составляет сюжет “Повести о Шемякином суде”;пародии и небылицы в “Сказании о роскошном житии и веселии” рассказывают обедняцком житье и несбывшихся мечтах, а “Калязинская челобитная”— о пьянствемонахов. Появляется приключенческая литература, где вымышленный герой предстаетперед читателем в горе и радости, в неоднозначности своего поведения. В этихпроизведениях настоящей русской литературы, не подражающей никаким образцам, авынесенной из самой середины русской действительности, изображены люди, ищущиеблаг. В “Повести о Горе и Злосчастии, как Горе-Злосчастье довело молодца воиноческий чин”, отражена сущность психологии обездоленного человека: “Когда уменя нет ничего, и тужить мне не о чем” [102, с. 450]. Появляется и перваяплутовская новелла “Повесть о Фроле Скобееве”, рассказывающая о том, какретивый молодец обманом женился на дочери стольника. Старые истории о душе,проданной дьяволу, находят свое новое развитие в “Повести о Савве Грудцыне”:здесь множество бытовых детатей, да и сам бес умен, франтоват, пошловат. Здесь“чудесное имеет обыденный вид” [121, т. 4, с. 355], а герой раскрывается передчитателем в своей психологической сути.
В русской литературе XVII века впервые появляется рифмованнаяпоэзия. Нельзя сказать, что русская культура не знала до сих пор рифмы вообще.В некоторых прозаических произведениях отдельные слова рифмовались друг сдругом, поскольку русская литература и русская речь вообще тяготеют ксозвучиям.
/>
/>
В прошлом веке сложился особый стиль,называемый “плетением словес”, которому свойственны повторы, ритм и рифма. Ностихов в известном нам смысле этого слова не было. Теперь стараниями СимеонаПолоцкого, его ученика Сильвестра Медведева и Кариона Истомина является мирурусское стихотворство. Это были в большинстве своем поучительные вирши, гдеавторы излагали свои взгляды на всевозможные предметы. Вот, например, какдолжен вести себя монах с точки зрения Симеона Полоцкого:
Монахуподобает в келии седети,
Во постемолитися, нищету терпети,
Искушенияврагов силно побеждати
И похотиплотския труды умерщвляти…
… Пагубно жеоному по граде ходити,
Из едина вдругий дом переходите пити.
[102, с. 367]
Просветительскимдухом, желанием научить, передать знания другим проникнута вся поэзия этегопериода. Во многом она связана со стилем барокко, свойственным не толькоевропейской культуре. Но европейское барокко, связанное с Контрреформацией,носило характер не столько художественного стиля, сколько мировоззрения.Русское же барокко существовало только в искусстве и было вызвано идеямипросветительства. В русской культуре этот стиль представлен стихами поэтов,которые вносили в поэзию логику, превращая их в своего рода энциклопедии.Карион Истомин так писал об Америке:
Америка частьчетверга
Ново земля взнань отперта.
ВольнохищнаАмерика
людьми, внравах, в царствах дика.
Тысящьми летбысть незнанна, морем зело отлиянна.
Веры разны вбалвохвальстве[1]
наги люди тамв недбальстве[2]
Царства имутбез разума,
не знав бога,худа дума.
Никто же бочто успеет,
где глупость,сквернь и грех деет.
[Там же, с.377]
Богатствотематики, масса описаний людей, зверей, птиц, деревьев, камней, украшений,изысканный стиль стихов, разнообразные знания — все это составляло традициюбарокко в литературе, театре, который в России начал складываться лишь в XVII веке.
/>
/>
До 1672 года лишь скоморохиразыгрывали на площадях сценки из жизни, театральные действа, в которыхсохранялись древнейшие традиции народных игрищ в честь урожая, прихода весныили свадебных обрядов. Уже в “Повести временных лет” рассказывается оскоморохах, а в киевском Софийском соборе есть фрески, их изображающие.Скоморохи бродили из поселения в поселение и давали свои представления наулицах и площадях, потешая народ прибаутками. Вот типичная присказка такогопотешника: “Зовут меня зовуткой, величают уткой. Живу промеж Лебедями и старойКазани. Всего у нас восемь дворов бобыльих, в них полтора человека с четвертью,четверо в бегах, да двое в бедах” [206, кн. 1, с. 14]. В скоморошьем же театресложились и главные персонажи кукольного театра. Но официальное отношение к нимоставалось весьма негативным. Была даже издана грамота царя Алексея Михайловичав 1648 году о том, чтобы “скоморохов и ворожей в домы к себе не призывать”, “насвадьбах песен бесовских не петь”, “личин на себя не надевать” [там же, с. 18].За ослушание грозило телесное наказание, равно как и за игру в шахматы, игру намузыкальных инструментах (домрах, гуслях, гудках). Но менее чем через 30 летцарь переменил свое решение, и пастор Грегори из Немецкой слободы поставил придворе царя пьесу “Эсфирь”, или “Артаксерксово действо” на тему библейскойистории. Позднее было поставлено еще несколько переводных пьес — уже не тольконравоучительных, но и комедийных. Так впервые появился настоящий театр сосценой, декорациями, бутафорией, зрительным залом и даже с фойе. Правда, послесмерти Алексея Михайловича постановки прекратились и возобновились лишь приПетре I.
Обзоркультуры XVII века будет неполон, если неупоминать об удивительных достижениях русских умельцев, первопроходцев,географов и медиков. Их деяния обеспечивали становление и одновременнопредставляли собой удивительный прорыв русской культуры, обусловивший блестящиедостижения будущего. В этот период, начавшийся развалом и смутой, наполненныйбесконечными войнами не всегда победоносного характера, были предпринятызнаменитые путешествия. Семен Дежнев (1605—1673) достиг восточнойоконечности Азии — Большого Каменного Носа, который впоследствии назвали мысомДежнева; Ерофей Хабаров (1610—1667), путешествуя по Амурскому краю,составил “Чертеж по реке Амуру” (его имя носят город Хабаровск ижелезнодорожная станция “Ерофей Павлович”); сибирский казак Владимир Атласов(1661/64—1711) исследовал Камчатку и Курильские острова. В короткийпромежуток времени землепроходцы пешком и на конях, на кочах (парусно-гребныхсуднах) и ладьях обошли и описали земли от Иртыша до Берингова пролива, от моряЛаптевых до Амура. Остатки поселений на Новой Земле и Шпицбергене говорят отом, что и туда добирались в эти времена отважные путешественники.
XVI—XVII века в истории России — период перемен, давший еймножество удивительных достижений, начальный толчок к образованию, сплочениюрусского государства и возникновению национального самосознания, но в то жевремя принесший закабаление крестьян, раскол в церкви, расслоение общества. Этаэпоха ждала реформ, подготавливая их всеми обстоятельствами своегосуществования, и следующий период русской истории и русской культуры вырос изтого, что составило содержание допетровской России.
Использованная литература
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.