Реферат по предмету "Культура и искусство"


Скульптура Греции в эпоху архаики

ГОУ ВПОКемеровский Государственный Университет
КафедраАрхеологии
РЕФЕРАТ
Тема: «СкульптураГреции в эпоху архаики»
греческийскульптура монументальный архитектура
Выполнил:
Студент Группы И-103
Васильченко А.В.
Проверил:
д.и.н., профессор
Советова О.С.
Кемерово 2011 г.

В истории Древней Грециипериод эпохи архаики длился с 8 по 6 в. до н.э. В этот период происходит бурноеразвитие материальной культуры, увеличиваются производительные силы, крепнутремесленные центры, развивается земледелие и торговля, растут города. Именно вэтот момент возникают основы для дальнейшего развития искусства, которымвпоследствии прославится Греция: вазопись, монументальная архитектура,лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д.
Первые памятникискульптуры в Греции начали появляться примерно в 7 в. до н.э. Родиноймонументальной скульптуры является Крит. На нём были найдены каменные статуи,изображающие юношей-атлетов и воинов, которые датируются началом 7 в. до н.э. Критскаяшкола скульптуры заложила важнейшие её стандарты, такие как: простой и ясныйконтур скульптуры, скупые обобщенные формы, в строгая уравновешенность всехчастей скульптуры, фронтальности композиционного построения. На Критезакладывается идеальный тип женской статуи – кора (греч. – «девушка»)и мужской статуи – курос (греч. – «юноша»).
Кора – статуя молодойженщины, стоящей в скованной позе. Она ваялась в человеческий рост, или чутьменьше его. На спокойном безмятежном лице скульптор изображал так называемую «архаическуюулыбку», возможно для того, чтобы показать, что его скульптура – живая. Одетыкоры в задрапированный складками хитон, помогавший скрывать некоторуюасимметрию скульптур (в аттической школе большинство статуй были одеты впеплос). Вообще, следует отметить, что, в отличии от куросов, коры никогда неваялись обнаженными. Коры создавались с двумя целями: во-первых, онипосвящались богам. В этом случае кора держала какой-нибудь предмет, связанный с«занятием» бога, которому она была посвящена и на её основаниивырезалось посвящение богу, имена скульптора и человека, оплатившего выделкустатуи (патрона). Во-вторых, коры устанавливались на кладбища, чтобы отмечатьмогилы знатных граждан. В этом случае, коре придавалось определенное сходство сусопшей.
Курос – статуя молодогоюноши – атлета. Ваялись во фронтальной позе, с выдвинутой вперед левой ногой(этот мотив греки позаимствовали из египетской культуры, где таким образомизображали фараонов), с широкой грудью, мощными руками и мускулистым телом.Создавались в основном, обнаженными, с безмятежным выражением лица иархаической улыбкой. Иногда создавались в парной форме. Куросы были призваныолицетворять мужскую силу воинов. Создавались с целью либо выделить могилызнатных граждан на кладбищах, либо служили залогом для клятв, которые грекидавали богам. В таком случае курос устанавливался в храме и на нём делаласьдарственная надпись. Первоначально выполнялись из известняка, затем, в связи схрупкостью, куросы ваялись из мрамора.
Развитие греческойскульптуры в дальнейшем связано со спартанской и аргосской школы, которыевместе составляли дорийскую школу. Спартанская школа в основном тяготела крельефу и мало интересовалась монументальной архитектурой. Одна из основныхпроблем, интересовавших скульпторов школы – проблема быстрого движения, т.е.изваянная статуя должна была как бы бежать. Поэтому на статуях этой школы можноувидеть малодетализированные, немного смазанные черты лица, которые вынесены напередний план лица.
Скульптуры аргосскойшколы изображают, в основном, куросов. В отличие от спартанской школы,аргосская тяготела к спокоствию и большинство скульптур стоят в спокойныхпозах. Отличительная особенность статуй – полная независимость от окружающегомира, ваялись только статуи, ничего не державшие в руках и ни на что неопиравшиеся. Так же, важной особенностью является идеал аргосской школы:кубический череп с низким лбом, мускулистое, коренастое тело.
Сикионская школаскульптуры очень отличается от аргосской. Статуи имеют очень жесткопрорисованные черты лица. Тела статуй угловаты и находятся в напряжении, ихформы округлы. Идеалом человеческой фигуры является высокое тело с узкимибедрами. Необходимо отметить, что большинство статуй этой школы изваяны водежде и обуви (башмаки с изогнутыми концами), обнажённые статуи практически невстречаются. В сикионской школе, помимо ваяния из камня также существовалаотливка статуй из бронзы в которой она весьма преуспела.
Во второй половине 6 в.до н.э. в греческой скульптуре появляется новая школа, синтезировавшая вседостижения скульптуры той эпохи – аттическая школа, которая со временем становитсясамой большой и известной в Греции. Однако, ещё до её возникновениясуществовали произведения, которые уже можно отнести к этой школе. Скульптурыэтой школы выполнены в величавой позе и преисполнены спокойной мощи. Пропорциител – удлиненные, с узкими бедрами и широкими плечами. Лица изваяны оченьстарательно, тщательно прорисованы все черты. Мужские статуи смотрят прямоперед собой, а женские – чуть вниз.
Рассматривая достижениягреческой скульптуры в период архаики нужно отметить, во-первых, созданиеосновных типов монументальной архитектуры – куросов и кор. Во-вторых, слово «скульптура»перестало быть синонимом выражения «каменная статуя», статуи началиотливаться из бронзы. В-третьих, греческая скульптура этой эпохи очень надолгостала эталоном, создав твердую основу для дальнейшего развития скульптуры, какв Греции, так и в других государствах.

Список использованнойлитературы
1. Виппер, Б.Р.Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. – М., 1972
2. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – Вып. 1. – М. 1968.
3. Куманецкий, К.История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий – М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.