Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1.Скульптура как историческое явление.................................................5
Глава 2. Обзорскульптуры Ульяновска..............................................................10
2.1.Музей-мемориал В.И. Ленина.......................................................................10
2.2.Скульптурные памятники Ульяновска.......................................................14
Заключение.............................................................................................................26
Списоклитературы................................................................................................28
Введение
С произведениямискульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашейповседневной жизни — это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы настенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.
Как видизобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведенияимеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерныйобъем, находящийся в реальном пространстве. Но в выборе сюжетовскульптура более ограничена, чем живопись и графика, — ведь ее средствамитрудно показать пейзаж или обстановку в доме и т. д. В основном в скульптуреизображается человек, реже животные (анималистический жанр). Правда, вскульптуре можно показать часть пейзажа, но без такой четкой, как в живописи,передачи воздушной перспективы, без гармонии тональных и цветовых отношений.
Зато визображении человека — главного героя искусства — возможности скульптурыогромны. В мировой и нашей отечественной скульптуре есть ярчайшие произведения,изображающие человека с его богатым и сложным внутренним миром, егопереживаниями. Произведения скульптуры отображают героические, ратные итрудовые дела человека, его волю, энергию, беспредельные творческиевозможности.
Живописецработает цветом, график — линиями и тоном, а художественное средство скульптора— пластика, моделировка, т. е. создание объемности фигуры или предмета,передача игры света и тени, выразительно подчеркивающих форму скульптурногопроизведения. Поэтому скульптор должен всегда учитывать освещение своегопроизведения, заботиться, чтобы освещение выгодно выявляло пластическиекачества скульптуры.
Цель работы – рассмотреть скульптуру Ульяновска и области висторическом контексте.
Задачи:
— рассмотреть концепт скульптуры как историческое явление;
— выявить теоретическое обоснование термина «скульптура»;
— сделать обзор скульптурных произведений Ульяновска и области.
Глава 1. Скульптура как историческое явление
Скульптураделится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф[5].
В круглойскульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму,какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трехизмерениях, с полным соблюдением реальных пропорций предмета. Такая скульптурарассчитана на круговое обозрение, т. е. ее можно рассматривать со всех сторон,и поэтому она должна быть выразительной с любой точки обзора. Очень большоезначение для круглой скульптуры имеет силуэт, т. е. очертание предмета ивосприятие всей его массы на каком-то реальном, естественном фоне. Силуэткруглой скульптуры многопланов, ибо с разных точек обозрения он меняет своиочертания. Особенно важен силуэт для больших скульптур, которые находятся воткрытом пространстве и которые можно рассматривать издалека. Иногда бывает,что такая скульптура имеет ограниченный обзор, и тогда выделяется какая-нибудьодна ее сторона.
В рельефе изображениесоздается объемной формой, частично выступающей над плоскостью, ипоэтому число точек обозрения рельефа ограничено. Собственно, он имеет однуглавную точку обзора, расположенную на линии, перпендикулярной к плоскости. Врельефе можно изобразить большие группы людей, и даже пейзаж.
Рельефыделятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурныеформы которого едва выступают над плоскостью, называется барельефом. Скульптурноеизображение, выступающее над плоскостью более половины своего объема,называется горельефом (фриз Большого алтаря Зевса в Пергаме). Иногда вгорельефе скульптурные формы так сильно выступают над плоскостью, чтоприближаются к круглой скульптуре. Изредка применяют еще и углубленныйрельеф. В нем изображение либо вырезается глубже плоскости, либооставляется на ее уровне, а вырубаются только внешние его контуры
Делаяизображения в рельефах разными по высоте, скульптор может создавать впечатлениеопределенной глубины и пространственности композиции.
Так какрельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественногооформления стен зданий и для постаментов памятников.
По назначениюскульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную.Это деление обусловлено содержанием скульптуры, особенностями выраженияэтого содержания, размерами произведения, его назначением.
Монументальнаяскульптура (памятники,статуи, рельефы) выражает большие общественные, гражданственные идеи,запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей, передаетгероический пафос. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповаякомпозиция, установленные на постаменте[3].
Новый этап вразвитии монументальной скульптуры открыла эпоха Великого Октября. В начале 1918 г. В. И. Ленив выдвинул грандиозный план монументальной пропаганды. Перед монументальнойскульптурой были поставлены очень важные и ответственные задачи пропагандывеликих идей коммунизма. В плане монументальной пропаганды были сформулированыосновные принципы советского искусства, сыгравшие важную роль в становлениитворческого метода — социалистического реализма.
В советскомискусстве в послевоенный период получил развитие новый тип памятника — скульптурно-архитектурныйансамбль с развернутой в пространстве композицией. Такиеархитектурно-скульптурные ансамбли включают несколько монументов, развивающиходну художественную идею, и обычно посвящены историческим событиям. Так,мемориальные ансамбли в Волгограде, Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе, Брестепризваны увековечить бессмертный подвиг советского народа в ВеликойОтечественной войне.
Произведениямонументальной скульптуры тесно связаны с архитектурой или природой. Они рассчитанына очень долгую жизнь, и поэтому их делают из прочных, стойких материалов:камня, бетона, металла. Так как обычно произведения монументальной скульптурырассматривают с разных расстояний, то силуэты их должны быть обобщенных форм,ясными, четкими и выразительными.
Монументальнаяскульптура может выступать в синтезе с архитектурой. Это имеет большое значениедля создания художественного облика города. В основе такого синтеза должнолежать единство скульптурного и архитектурного образов, родство их содержания.Классический пример идейной и художественной взаимосвязи скульптуры иархитектуры — здание Адмиралтейства в Ленинграде.
Станковаяскульптура несвязана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно.Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются навыставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутризданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может бытьдана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательнопередана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана насамое близкое обозрение[6].
Основной жанрстанковой скульптуры — портрет. Особенно широко этот жанр применяется вкруглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностямиизображения человека. Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя)или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человекацеликом или фрагментами (торс, бюст, голова).
Декоративнаяскульптура являетсячастью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформлениязданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы,тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения;статуи, являющиеся вспомогательными архитектурными элементами: кариатиды(статуи девушек, поддерживающих крыши портиков греческих храмов), атланты(в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод), статуи-фонтаныи т. д. К декоративной скульптуре относится так называемая скульптура малыхформ (статуэтки, медали и т. д.).
Композицияв скульптуре можетбыть или статичной (памятник К. А. Тимирязеву скульптора С. Д.Меркурова), или динамичной («Марсельеза», Ф. Рюда, «Рабочий иколхозница» В. И. Мухиной). Динамичными могут быть не только композиции, но илицо и фигура героя, тогда они выражают большое внутреннее напряжение образа(«Давид» Микеланджело).
Немалую рольв создании выразительности скульптурного образа играет цвет. Скульпторможет создавать цветные произведения, учитывая естественный цвет материала (например,цветная майолика скульптора XV в. Луки делла Роббиа, выполненная в центрекупола в капелле Пацци). Известны случаи создания цветных скульптур,выполненных путем сочетания различных материалов (статуя Афины скульптораФидия). Однако, в отличие от живописи, цвет в скульптуре не основноехудожественное средство, он лишь помогает скульптору придать более живойхарактер объемному изображению[1].
В работескульпторов большое значение имеют материал и техника исполнения. Один изметодов создания скульптур — лепка, т. е. создание формы из мягкогоматериала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления. Другойметод — ваяние, напротив, предусматривает создание нужной скульпторуформы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы илидерева. Лепка из мягкого материала обычно применяется при работе с натуры,выполнении эскизов, моделей, проектов. А затем скульптуру, сделанную из мягкогоматериала, переводят в гипсовую.
Для созданияскульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия — применяется метод отливки.В современной скульптуре широко используются и новые материалы: бетон,сталь, сплавы. Разнообразные по твердости и окраске породы камня — мрамор,гранит, базальт, порфир — обрабатываются в соответствии с их свойствами.Например, в мраморе возможна более детальная проработка формы, в гранитеприходится допускать обобщения. Скульпторы, работающие в дереве, широкоиспользуют его богатые природные возможности, теплоту его тона, егозолотисто-желтый цвет.
В выборематериала скульптор всегда руководствуется идейно-художественным замыслом.
Глава 2. Обзор скульптуры Ульяновска
2.1. Музей-мемориал В.И. Ленина
16 апреля 1970г. в Ульяновске состоялосьторжественное открытие Ленинского мемориала — памятника истории, культуры,архитектуры, возведённого в ознаменование 100-летия В. И. Ленинана месте его рождения[5].
Уникальное здание Ленинского мемориала сооруженопо проекту, выполненному коллективом Центральногонаучно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЦНИИЭП)зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктораархитектуры Бориса Сергеевича Мезенцева.
Авторам проекта удалось найти оригинальное решениезадачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным,учебным, зрелищным.
Совместное расположениеМузея-мемориала В. И. Ленина, Общественно-политического центра,Большого концертного зала в одном архитектурном объёме позволяеткомплексно эксплуатировать огромное сооружение Мемориала, полезная площадькоторого составляет 19,2 тысячи квадратных метров, а его объём —133,1 тысячи кубических метров. Приподнятое на пятидесяти7,5 метровых колоннах, здание образует внутренний дворик. Здесьрасполагаются сохранённые и отреставрированные дома, связанныес рождением и ранним детством Владимира Ульянова.
Южное крыло здания занимаетМузей-мемориал В. И. Ленина, учреждённый в результатереорганизации Ульяновского филиала Центральногомузея В. И. Ленина, открытого в суровые дни войны —2 ноября 1941 г. В его состав входят как структурныеподразделения три мемориальных музея:
Экспозиция музея, представленная историческимидокументами, монументальными видами искусства, предметамидекоративно-прикладного искусства, располагается в экспозиционном залеплощадью более 3000 кв. м.
Она — единственная в стране, показывающаянаиболее значимый по своим деяниям и масштабам свершений, больше всехдругих изменивший жизнь человека на планете, XX век через призмужизни и деятельности В. И. Ленина. Представлено около4000 экспонатов, 70% которых — подлинники. Предпринята попыткараскрыть малоизученные, дискуссионные, вызывающие интерес факты ленинскойбиографии.
Завершает экспозицию музея Ленинскийторжественный зал. Высота его 17 м, ширина — 14м. В центре зала — пятиметровая скульптура В. И. Ленина, выполненнаянародным художником СССР П. И. Бондаренко из белогоуральского мрамора. Торжественность залу придаёт монументальная мозаикаиз цветной смальты, автор которой — московский художник-монументалист Г. И. Опрышко.В этом зале проводятся различные ритуальные акты и мероприятия.
Коллекции музея богаты и разнообразны. Уникальныподлинники семьи Ульяновых, коллекция печатных источников, в которуювходят прижизненные издания ленинских работ, сатирические журналы 1905—1907гг., издания русской нелегальной и запрещённой печати XIX-нач.XX вв., книги, вернувшиеся из спецхранов. Интересны коллекциинумизматики, филателии, филокартии.
Музей располагает уникальным собранием предметов декоративно-прикладногоискусства, связанным с увековечением памяти В. И. Ленина.Это изделия из фарфора, хрусталя, стекла, чеканка, ковры, вышивкии др. — подарки музея к 100-летию со днярождения В. И. Ленина от отечественных и зарубежныхделегаций.
Особое место занимают скульптура, живопись,графика — произведения советских и зарубежных, профессиональныхи самодеятельных художников, начиная с 1920-х гг., отражающиедореволюционную и советскую историю, жизнь и деятельность В. И. Ленина,семьи Ульяновых. Среди них работы М. Манизера, А. Пластова,Н. Андреева, Н. Жукова, Д. Архангельского и др.
2.2. Скульптурные памятники Ульяновска
Его силуэт угадывается издалека – еще с левого берега Волги, сквозькружевные конструкции волжского моста… Ульяновск — одно это названиенаполняет волнением душу… Железнодорожный мост более чем двухкилометровойдлины одним своим концом покоится на левом, низменном берегу, другим упираетсяв подножие горы Венец. На ней и стоит Ульяновск, вернее, его историческое ядро.
Город почти не виден с воды, лишь на вершине холма здания проглядываютсквозь ряды деревьев, да на крутом склоне кое-где виднеются крыши в зеленисадов… Именно здесь, на вершине горы находится самое красивое, самое памятноеи дорогое сердцу каждого горожанина место — Венец… По этому чудному месту,расположенному на этом высоком волжском косогоре, гуляло множество знаменитыхземляков. Здесь Николай Языков признавался в своей горячей любви к малойродине. По Венцу гулял знаменитый историограф Николай Карамзин. В городеостанавливался великий поэт Пушкин. И перед каждым из них город представал вовсей красе своих цветущих садов, тихих провинциальных улочек, бескрайнеговолжского простора. Слегка видоизмененным, но по-прежнему прекрасным видимгород мы – его сегодняшние жители.
Памятник А.А. Пластову был открыт 31 января 2003 г. в честь 110-летия со дня рождения Аркадия Александровича Пластова. Автор – скульптор А.А.Бичуков. Памятник выполнен в традициях реализма. Художник изображен с кистью имольбертом.
Памятник-бюст И.А. Гончарова открыт 12 сентября 1948г., в год 300-летияоснования Симбирска у здания областной библиотеки – Дворца книги. Бронзовыйбюст установлен на постаменте из светло-розового гранита с надписью «ГончаровИ.А. (1812-1891)». Автор – скульптор А. Ветров.
Памятник открыт в 1986 г. и является даром Армении г. Ульяновску.Установлен на проспекте Гая в честь первого командира Железной дивизии,освободившей город Симбирск от белогвардейцев 12 сентября 1918 г. Шестиметровая фигура из бронзы возвышается на цилиндрическом постаменте, украшенномбарельефами – сценами боевой жизни дивизии. Автор – художник Армении СуренКазарян.
Памятник И.А. Гончарову был открыт в июне 1965 г. Скульптура сидящего в кресле и делающего записи писателя была отлита из чугуна уникальнымитальянским методом отливки по воску на Мытищинском заводе художественноголитья. Памятник установлен на пьедестале из красного гранита. Автор – скульпторЛ.М. Писаревский.
Памятник К. Марксу был открыт 7 ноября 1921 г. Это одно из первых скульптурных изображений К. Маркса в Советской России. Авторы памятника –советский скульптур С.Д. Меркуров и архитектор, профессор В.А. Щуко.Мифологический сюжет Атланта совмещен с изобразительными приемами классицизма ираннего модернизма. К. Маркс трактован как титан мысли и духа. Обращает на себявнимание прекрасное портретное сходство. Высота монумента – 8,5 м. Выбитая на пьедестале дата «1920г.» свидетельствует о времени закладки памятника. На тыльнойстороне высечена крылатая фраза, принадлежащая К. Марксу: «Идеи, овладевмассами, становятся величайшей движущей победоносной силой». Изначальнопамятник стоял несколько ближе к Волге и лицевой стороной был повернут насевер. Нынешнее положение памятник занял в 1984 г.
Памятник В.И. Ленину был открыт 22 апреля 19 40 г. и представляет собой произведение социалистического реализма. Авторы – скульптор М. Манизер иархитектор Витман. Это – «Ленин в октябре, в бурном окружении, твердо стоящий иуверенно смотрящий вдаль, в будущее». Вариант этой скульптуры на Брюссельскоймеждународной выставке в 1958 г. получил высшую награду – «Гран-при».
Памятник Н. Нариманову был открыт вУльяновске в 1977 г. Он является даром трудящихся Азербайджанской ССР иустановлен на проспекте, названном в честь этого государственного деятеля,писателя и публициста. Памятник выполнен в виде горельефа Нариманова на фонестилизованного знамени из полированного красного гранита
На Венце в течение 1918-1922 гг. было захоронено несколько десятковчеловек, погибших в годы гражданской войны. Таким образом, образовалось некоепривилегированное кладбище в центре города. В 1927 г. могилы был сровнены, а на братской могиле возведен памятник красноармейцам, погибшим в бояхза освобождение Симбирска в 1918 г. Архитектор — Ф.Е. Вольсов (1927 г.). В 1968 г. у памятника-обелиска зажжен Вечный огонь славы.
Памятник ульяновцам-танкистам расположен на площади у парка Победы всеверной части города. Танк ИС-3 был установлен в честь 30-летия Победы вВеликой Отечественной Войне 9 мая 1975 г.
Памятник-бюст И.Н. Ульянову был открыт 26 июля 1971 г. (в 140-ю годовщину со дня его рождения). Установлен у главного корпуса Ульяновскогогосударственного педагогического института им. Ильи Николаевича Ульянова(УлГПИ). Авторы – скульптор А.И. Клюев и архитектор Н.Н. Медведев. Бюстрасположен на бульваре Новый Венец.
Памятник И.Н. Ульянову был открыт в 1957 г. Автор – скульптор М. Манизер. На высоком гранитном пьедестале – бронзовый бюст И.Н. Ульянова.Ниже – бронзовая фигура крестьянского мальчика с книгой, символизирующаякрестьянских детей, приобщенных усилиями Ильи Николаевича Ульянова к грамоте ипросвещению. Памятник расположен на ул. 12 Сентября, у входа в сквер И.Н.Ульянова.
Инициаторами сооружения памятника Н.М. Карамзину были: генерал-майор П.Н.Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.Хованский и др., которые и сделалипервоначальные взносы на строительство памятника. Николай I, посетивший в 1836году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой иустановить памятник, повелев заключить с профессором С.И. Гальбергом контрактна сооружение памятника.
Памятник М.А. Ульяновой и В. Ульянову представляет собой скульптурнуюкомпозицию «Мария Александровна Ульянова с сыном Володей». Памятник вылит избронзы и расположен на пл. 100-летия со дня рождения Ленина. Низкий постаментбыл изготовлен из гранита. Открыт 16 апреля 1970 г. Автор – художник П. Бондаренко, скульпторы О. Комов, Ю. Чернов, О. Кирюхин.
Памятник (Обелиск) Вечной Славы был открыт 9 мая 1975 г. на высоком Волжском откосе. Памятник решен в двух плоскостях: на верхней установлен47-метровый обелиск, расположена широкая торжественная лестница и установленамногофигурная скульптурная группа, изображающая воинов, застывших в порывеатаки. На нижней в гранитном квадрате установлена бронзовая чаша Вечного огня,а на гранитной стене начертаны имена 57 ульяновцев — Героев Советского Союза.
Памятник А.С. Пушкину был преподнесен автором, Президентом Академии художествРоссии Зурабом Церетели, в дар Ульяновскому областному краеведческому музею.Бюст А.С. Пушкина был установлен во дворике литературного музея «Дом Языковых»(филиал областного краеведческого музея) и открыт 12 июня 2005 г.
4 сентября 2005 года перед зданием Ульяновской областной научнойбиблиотеки состоялось открытие памятника букве «Ё». Это событие пришлось надень 160-летия со дня открытия и освящения памятника историографу Н.М.Карамзину. Именно Н.М.Карамзин явился первым автором и издателем,использовавшим букву «Ё». В 2005 году исполнилось 210 лет со дня первой еёпубликации.
10 ноября 2005 года в Ульяновске был установлен памятник МихаилуАндреевичу Гимову, возглавлявшему Симбирский губисполком в годы Гражданскойвойны (1918-1921 гг.). Бюст Гимова водружен перед зданием факультетаиностранных языков Ульяновского государственного педагогического университета.
30 октября 2005 года в Ульяновске был установлен памятник жертвамполитических репрессий в СССР. Памятник представляет собой фрагмент стеныконцлагеря с колючей проволокой и прожектором. Он установлен возле здания, вкотором раньше располагалось НКВД. Как известно ульяновцам, в подвалах зданияНКВД в годы массового коммунистического террора производились расстрелы. Авторпамятника — главный художник областного управления архитектуры Игорь Смиркин.
Памятник утраченным храмам Симбирска былоткрыт 5 октября 2006 г. Многоярусная часовня, увенчанная позолоченнымимаковкой и крестом, заменила собой Поклонный крест, установленный в 1999 г. на ул. Гончарова. Памятник высотой 9 метров был изготовлен кузнецами симбирского кузнечногодвора «Корч» из стали, меди и сусального золота. На трех сторонах постаментаизображены три утраченных в 1930-х гг. храма: Свято-Троицкий кафедральныйсобор, Никольский собор и Спасо-Вознесенский собор.
5 октября в Международный день учителя в Ульяновске торжественнооткрылась областная аллея славы учителей. Это стало уникальным подарком дляпедагогов от благодарных жителей. Не забыты Герои Социалистического Труда Н.Н.Кузьмина и Г.М. Лазарева, народные и заслуженные учителя, учителя года. Аллеяславы областного уровня, поэтому лучшие педагоги не только города, но и областиотмечены на Доске почета. На праздник пришли и сами учителя, и родители сдетьми, поэтому праздник получился семейным. Открытие аллеи ознаменовалосьпоздравлениями от первых лиц города и области, концертными выступлениями разныхстудий города и красочным фейерверком.
Заключение
В 1648 году царь Алексей Михайлович отправил окольничего Богдана Хитроводля строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги.Закладка города-крепости Синбирск (с конца XVIII века — Симбирск) началасьвесной 1648 года на правом берегу Волги. В центре крепости располагалсярубленный город (Кремль), чья ограда состояла из прочных стен, вала и глубокогорва. Кремль был центром военной, административной, судебной и церковной власти всегоуезда. За его территорией жили посадские люди, стрельцы, строители города.
Именно под стенами Симбирска был решен исход крестьянской войны подпредводительством Степана Разина. Симбирская крепость выдержала осаду войск, иРазин вынужден был уйти вниз по Волге.
В 1780 году учреждается Симбирское наместничество, а в 1796 году городстановится центром губернии. В начале XIX века в городе открываются театр,больница, гимназия, а несколько позже — библиотека, памятник Н. М. Карамзину. Вэти же годы были построены Троицкий и Николаевский соборы.
Дореволюционный Симбирск справедливо называли «дворянским»городом. Самая лучшая и богатая его часть была расположена на Венце, гденаходились соборы, губернские административные учреждения, учебные заведения,частные особняки, общественные сады и бульвары. Рядом располагалась оживленнаяторговая часть города с центром в гостином дворе. На городских окраинах жили восновном бедняки.
В 1898 году в Симбирске была проложена железная дорога, в 1913 годупоявилась электростанция, в октябре 1916 года был введен в эксплуатацию крупныйжелезнодорожный мост через Волгу. В это же время в городе появились первыекинотеатры «Экспресс» и «Ампир», строится зданиеКрестьянского и Дворянского поземельного банков.
С Симбирском-Ульяновском связаны судьбы многих выдающихся людей:историографа Н. М. Карамзина, писателей И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича,Скитальца (П. С. Петрова), А. Коринфского, поэтов Н. М. Языкова, Д. Д. Минаева,Н. Садовникова, Д. Ознобишина, Д. Давыдова, художников А. А. Пластова, Д. И.Архангельского, композиторов А. А. Варламова, О. С. Станкевича, просветителейИ. Н. Ульянова и И. Я. Яковлева, декабристов А. И. Тургенева, В. П. Ивашева,архитекторов Ф. О. Ливчака, А. А. Шодэ, Ф. Е. Вольсова, биолога А. А. Любищева,ботаника В. Благовещенского, зоолога С. А. Бутурлина, дирижера Э. А. Серова.Здесь родился и провел первые 17 лет своей жизни В. И. Ульянов (Ленин)
Как мы видим, скульптурные памятникиУльяновска очень многочисленны и разнообразны. Нет возможности перечислить всескульптурные композиции нашего города, поэтому в своей работе я постараласьпоказать наиболее интересные из них.
Список литературы
1. Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурноеэссе. – Ульяновск: ГУП Облтипография «Печатный двор», 2003. – с. 55-57.
2. Аржанцев Б.В. Симбирский венок Пушкину и выдающиеся памятники истории икультуры города. – Ульяновск, 2004. – с. 11-13.
3. Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирскавторой половины XVII – начала XX веков. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – с. 78-80.
4. Ильин В.Н. Симбирск – Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель.Выпуск 1. Храмы и кладбища. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – с. 50.
5. Историческая застройка Симбирска – Ульяновска (обзор) / Сост. О.А.Свешникова – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004. – с. 78.
6. Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. – Самара,2006. – с. 113-115.
7. Охрана памятников и вопросы истории русской архитектуры (Сборник статей)/ Сост. М.П. Тублин и А.Г. Раскин – М, 2004. – с. 45-48.