Реферат по предмету "Культура и искусство"


Скандинавское искусство ХVI века

Карл Вёрман
Кальмарскаяуния была подавлена в стокгольмской резне (1520). Последнему королю унииХристиану II Датскому (1513 – 1523) в Швеции в лице Густава I (1523 – 1564)наследовал дом Вазы, между тем как в Дании, соединенной с Норвегией, продолжалправить Ольденбургский дом. После реформаций искусство и в Дании, и в Швециистало вполне придворным, и придворными художниками были здесь, как и в Англии,почти исключительно иностранцы. Среди этих иностранцев в Швеции и Дании почтине было итальянцев, а главным образом немцы и нидерландцы. Оставляя в сторонепростые жилые постройки поместного дворянства, которые здесь, как и в Англии,были местной стройки, скандинавское искусство этого времени является, поэтому всущности лишь проявлением немецкого и нидерландского искусства XVI столетия.Поэтому мы лишь бегло коснемся его, хотя для его истории отнюдь нет недостаткав отличных исследованиях. Фр. Бекетт дал небольшую, но исчерпывающую историюдатского искусства XVI века. Ей предшествуют и за ней следуют иллюстрированныеиздания того же Бекетта, Ф. Мельдаля, Магнус-Петерсена и Е.Ф.С.Лунда., а такжесочинения и статьи Сигурда Мюллера, Корнерупа и других. Шведский ренессанспосле старинного атласа Дальберга систематически обработан особенно Упмарком.
Скандинавская архитектура XVI века
Важнейшимидатскими усадьбами второй трети XVI века с упомянутым уже национальнымхарактером являются Наккебёлле, Гесселагергор и Рюгор на Фюнене, Эгесков,Борребрю и Гиссельфельд в других местностях. Это суровые, окруженные водойкирпичные постройки наподобие замков, с многоугольными или круглыми угловымибашнями и башней с лестницей в середине противоположной стороны, с фронтонамипо узким сторонам и с особенно характерным выступающим верхним полуэтажом,который в виде хода с бойницами тянется под крышей. Средневековые фризы сполуциркульными арками, разделяющие этажи, находятся в странном контрасте сукрашениями в стиле ренессанса, которые постепенно являются и распространяютсяпо фронтонам и порталам под каменными наличниками.
УРюгора (1535) еще простой ступенчатый фронтон; у Гесселагергора (1538)закругленные фронтоны с расчленением в стиле ренессанса без частностей вантичном стиле; у Эгескова (1554) ступенчатый фронтон, ступени которогозаполнены четвертями круга, и строгий коринфский портик в стиле ренессанса;Наккбёлле (1559) имеет уже фронтон с волютами, портал с фронтоном в чистомстиле ренессанса и камин, охваченный полуколоннами, ионическими вверху, а внизусуженными наподобие канделябров. Подобные же усадьбы в Схоонене, принадлежавшемтогда Дании, не имеют выступающего полуэтажа под крышей.
Впоследней трети столетия датские замки старинного типа стали мало-помалупревращаться в дворянские замки более свободных форм, над перестройкой которыхили постройкой заново работали призванные из-за границы зодчие. Пути теперьстали указывать королевские замки. Ренессанс завладел отныне зданиями целиком,и вместе с итальянскими формами появилось также северное плетение из завитков иоковка. Важнейшим датским королевским замком этого типа является Кронборг околоГельсингёра. По типу сооружения, с фронтонами на крыше, угловыми башнями,бойничным ходом, он задуман еще в средневековом духе, но в его широкихпропорциях, закругленных шлемах башенных шпилей, в его фронтонных окнах икрышах отражается нидерландский ренессанс.
Втом же стиле с разнообразными частностями явился замок Вале. Первым купольнымзданием чистого высокого ренессанса с тяготением отдельных частей к центру былаусадьба великого астронома Тихо де Браге Ураниеборг, к сожалению несохранившаяся (1578 – 1581), строитель которой, антверпенец Ганс ванСтеенвинкель старший, ранее построил ратушу в Эмдене.
Шведскийдвор развил в течение XVI века еще более богатую деятельность, чем датский. Ужепервый Густав Ваза приказал отстроить древние замки в Стокгольме, Свартсье иКальмаре и начал постройку замков, служивших затем образцами, в Грипсгольме(1537), Вадстене (1545) и Упсале (1549). При Эрихе XIV (1560 – 1568), изучавшемВитрувия, и Иоганне III (1568 – 1592), которому приписывается изречение:«Строить – это наша лучшая радость», постройки эти были закончены.
ВСтокгольме и Упсале находим немецкого строителя Павля Шютца (ум. после 1570 г.); в Стокгольме и Кальмаре работают Якоб Рихтер из Фрейбурга (ум. в 1571 г.). Из трех братьев Пар, прибывших из Мекленбурга, старший, Иоганн Баптист Пар в 1578 г. возвратился обратно в Германию, между тем как архитектор Франциск умер а Упсале в 1580 г., а Доминик, работавший в Кальмаре, умер в Швеции в 1602 или в 1603 г. Но главный строитель замков в Стокгольме, Виллем Бой (ум. в 1592 г.) был опять-таки нидерландцем, как и его современник Арендт де Руа, руководивший в 1566 – 1590 г.г. постройкой замка в Вадстене.
Этишведские замки XVI века имеют большей частью еще старый план. Флигеля,окружающие двор, обыкновенно отделяются угловыми башнями. Постепенно и здесьпоявляется большая правильность в расположении; на фронтонах, порталах, оконныхналичниках и балюстрадах являются формы ренессанса. В дворцовой капелле вСтокгольме применены колонны в античном духе под готической стрельчатой аркой.Римские аркады, античные профили и закругленные фронтоны встречаются в суровомпо-средневековому замке Грипсгольм с мощными башнями, отстроенном внеправильном по очертаниям плане. В здании сгоревшего в 1686 г. замка Сварсье круглый зал с куполом и круглый двор с аркадами были выполнены уже по идеямвысокого ренессанса. Замок в Владстене является первым дворцом в истинном стилешведского ренессанса. Классическим духом проникнуты его дорический северныйпортал, два главные фронтона, причем западный со статуями в нишах междудорическими и ионическими пилястрами, оконченный лишь в 1630 г., принадлежит к самым роскошным для своего времени. Замок в Кальмаре был превращен упомянутымиуже братьями Пар во дворец в стиле ренессанса с прекрасными дорическимипорталами во дворе. Из замков знати, большей частью тяжелых и простых,Тюннельсе, после перестройки в 1584 г., красуется своим богатым расчленением,великолепными фронтонами в стиле ренессанса и дорическим главным порталом.
Изстокгольмских церквей XVI столетия, сохраняющих еще средневековые план и зданиес богатыми сетчатыми и звездчатыми сводами, капителями пилястров и фронтонамипорталов, проникнутых формами ренессанса, следует отметить, кромеРиддаргольской церкви, перестроенной в 1568 – 1575 г.г. в трехнефную готическую церковь зального типа, церковь св. Иакова 1588 г. также трехнефную и зального типа, стройка которой была прервана в 1592 г. и закончена уже в XVII веке в новом стиле. Так, в связи с местными изменениями и с отсрочкамиво времени совершилась перемена в архитектуре к северу от Альп, всюдупараллельными колеями. Скандинавский север следовал за Германией и Нидерландамитолько на расстоянии нескольких десятилетий.
Скандинавская скульптура XVI века
Мыне можем здесь возвращаться к резным деревянным алтарям Дании и Швеции,прослеженным уже вплоть до начала реформации, вместе с которой они исчезают.Должно сказать, однако, что датчане с некоторым правом называют датскиммастером художника-резчика Клауса Берга, работавшего почти исключительно вДании, резкий стиль которого, сказывающийся в женских головах с пышнымилоконами. Еще в 1530 – 1535 г.г. он выполнил большой алтарь для церквиБогоматери в Оргусе, лишь отчасти могущий сойти за собственноручную его работу.
Послереформации на скандинавском севере была распространена еще декоративнаяпластика плит и более или менее монументальная надгробная скульптура. Большиехудожественные надгробные памятники, единственно интересные, изготовлялисьисключительно иностранными, большей частью нидерландскими художниками.Известно, что роскошный, украшенный кариатидами надгробный памятник королюФридриху I в Шлезвигском соборе принадлежит к лучшим работам известногоантверпенца Корнелиса Флориса. Из мастерской этого художника происходят,конечно, эффектные надгробные памятники Герлуфу Тролле и Бригитте Гьёз в церквив Герлуфсгольме, лежачие изображения которых не представляют, впрочем,настоящих портретов, и затем возникший между 1569 и 1579 г.г. роскошный памятник Христиану III в соборе в Рёскильде, с балдахином на шести коринфскихколоннах волнистого мрамора с белыми алебастровыми капителями. Шведскиенадгробные памятники того же времени в Упсальмском соборе соперничают в роскошис датскими. Надгробный памятник Густаву Вазы, спокойно со своей длинной бородойлежащего между двумя супругами на плите саркофага, исполнен между 1560 и 1576 г.г. Виллемом Боем из Антверпена. Менее удачно исполнен тем же мастером надгробный памятник встенной нише Екатерине Ягеллонской (Catherina Jagellonica), первой супругеИоанна III, богато украшенный бронзовой отделкой (после 1583 г.). Надгробный памятник самому Иоанну III, возникший между 1592 и 1596 г.г. в Данциге, представляет длиннобородого короля, лежа облокотившегося под богато украшеннымбалдахином в стиле ренессанса. Если все эти надгробные памятники датских ишведских государей и не относятся к истории скандинавского искусства всобственном стиле, то все же они показывают, каким путем международныйхудожественный стиль распространялся на севере.
Скандинавская живопись XVI века
ВДании и Швеции в XVI веке было достаточно фресковых росписей в городских исельских церквах, но они был сплошь слишком ремесленны, чтобы интересовать насздесь. «Художники-живописцы» Скандинавии также были исключительно иностранцы,кроме Андерса Ларссона в Стокгольме, известного только по имени. УроженецКёльна Якоб Бинк (около 1500 – 1569 г.г.), начиная с сороковых годов, делилсвои силы между двором герцога Альбрехта Прусского и короля Христиана IIIДатского. Выйдя из школы Дюрера, он сохранил, однако, в своем искусстве чертынидерландца, заметные в его многочисленных, редко вполне самостоятельных,гравюрах на меди не менее ясно, чем в его картинах. В Кенигсберге, по мнениюЭренберга, он выдвинулся также в качестве резчика по дереву. Для Дании,оставляя в стороне его медали, он важен только как портретист. Лучше всегосохранились его портреты Иоганна Фриса (1550) в Гесселагергоре, Бригитты Гьёз(1551) и Альбрехта Гьёз (1556) в Фредериксборге. Они написаны на зеленом, синемили красном фонах и показывают в нем хорошего, хотя и не особенно талантливогопортретиста. Мельхиор Лорх (Лорих; с 1527 до 1590 г. и позже), много путешествовавший художник, рисовавший в Константинополе султана, как уроженецФленсбурга, по отношению к Дании занимает положение соотечественника.Придворным живописцем Фридриха II он стал в 1580г. Как гравер на меди онпринадлежит к последним из «немецких малых мастеров»; в Дании он, по-видимому,также работал главным образом как гравер на меди. Королевским придворнымживописцем в Кронборге с 1578 г. был Ганс Книпер, уроженец Антверпена,оставивший в Дании стенные росписи, алтарные образа и портреты, но главнымобразом картоны для знаменитых тканых ковров с охотничьими сценами и картинамииз жизни датских королей, теперь хранящиеся в национальных музеях Копенгагена иСтокгольма. Богатые содержанием и очаровательные в задних планах и воколичностях, они обнаруживают в остальном холодные формы смешанногонидерландско-итальянского стиля этого времени. Портрет герцога УльрихаМекленбургского работы Книпера в замке Розенборге – хорошее, но рядовоепроизведение. Наконец, следует назвать Тобиаса Гемперлина, уроженца Аугсбурга,уехавшего в 1575 г. вместе с Тихо Браге в Данию. На основании подписанного импортрета Андерса Зёренсена Веделя (1578) в Фредериксборге, Бекетт приписываетему еще ряд других портретов. Он не был большим мастером, и, как все названныехудожники, содействовал пробуждению художественных интересов скандинавскогосевера.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.