Реферат по предмету "Психология"


Эволюционное развитие психики и сознания

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики 2. Сознательная деятельность человека 3. Психологическая характеристика сознания 4. Возникновение и развитие сознания 5. Сознание и бессознательность
1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики 1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся миллионы лет». В настоящее время насчитывают »12 млн. Различных форм бактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов. Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору, обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития поведения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений, возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живых организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденция избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция к движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этих реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших одноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых автоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на пищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при том механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения называется таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостных животных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервных клеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс – это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловный рефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенном постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешних факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуются условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые и стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следует различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение – комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям среды. Человек смог выработать способность устанавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно. Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животных сохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за их границы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3) заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программы заложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственно опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведения животных. 2. Сознательная деятельность человека Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими поколениями. 3. Психологическая характеристика сознания Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом, психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя, познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания, воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный момент или вовсе не существование в данный момент человек может только произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. 4. Возникновение и развитие сознания Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности, получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как отделенный от него и существенно независимый от него. Такая последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.
5. Сознание и бессознательность На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное. Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности, в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки, описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений проявления бессознательности – представления связанные с восприятием, памятью и воображением


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вихри течения Ойясио
Реферат 2. Кратка характеристика объекта
Реферат Субъективная сторона преступлений
Реферат Влияние социально-экономических процессов на экспансию сниженной лексики в современном русском языке
Реферат Аналіз банківської діяльності 2
Реферат Акционерные общества
Реферат Русская журналистика начала ХХ века
Реферат Видатні памятки природи та архітектури Закарпаття
Реферат Планування і аналіз і трудових показників
Реферат А. В. Ковалевська Рецензенти: доцент, канд екон наук, доцент Харківського національного університету радіоелектроніки
Реферат Геометричні місця точок на площині та їх застосування
Реферат Puritan Vs Native Americans Essay Research Paper
Реферат Системная технология воздействия на пласт
Реферат Питейное дело в Ярославской губернии в конце Х1Х начале ХХ века
Реферат Кафедральный Петропавловский Собор и Свято-Троицкий женский монастырь г. Симферополя