Реферат по предмету "Культура и искусство"


Символика и символизм в культуре и искусстве

МосковскийУниверситет МВД России
Реферат
Попредмету: Культурология
Натему:Символика и символизм в культуре и искусстве.
Москва 2008г.

Содержание
Введение
Символ и Символизм
Западноевропейский символизм
Становление символизма во Франции
Бельгийский символизм
Английский символизм
Предпосылки возникновения символизма
Русский символизм
Манифесты символизма в России
Значение символизма
Заключение
Литература

Введение
Литература,используемая в моем реферате, дает мне необходимое представление порассматриваемой теме, раскрывает всю сущность символики и символизма в культуреи искусстве, помогает разобраться с вопросами по данной тематике и усвоитьосновные тезисы.
Символизм в России,достигший своего апогея к 1910 г., развивался по двум линиям, которые частопересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов:
1. символизм какхудожественное направление;
2. символизм какмиропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.
Особенно сложнымпереплетение этих линий было у В. Иванова и Андрея Белого с явным преобладаниемвторой линии. Именно здесь русский символизм наиболее ярко проявил уникальность своего лика.
Главным теоретическимоткрытием символизма, как известно, было утверждение символического характералюбого подлинного искусства. Так смысл символизма как теории в эстетике АндрейБелый видел в том, что символисты «осознали до конца, что искусствонасквозь символично, а не в известном смысле, и что эстетика единственноопирается на символизм и из него делает все свои выводы; все же прочее — несущественно. А между прочим, это „все прочее“ и считалось истиннымикритериями оценки литературных произведений». Таким образом, смыслсимволизма как теории, заключается, согласно главным интенциям Белого, в том,что он не столько предлагает нам какие-то принципиально новые теории, сколькоперемещает акценты и установки в уже наработанных культурой теориях (философиии эстетике особенно) в направлении более пристального всматривания в сущностьописываемых ими феноменов; от видимых теоретических форм двигаться в их глубину- сквозь них вглубь. В этом случае философия Аристотеля оказывается лишьсимволической структурой, со-крывающей идеи платонизма, а поэзия Данте, Пушкинаили Гете — способами проникновения в духовные миры, не имеющие ничего общего свнешне описанными явлениями.

Символи Символизм
 
Символ художественный(от греч.)– знак, опознавательная примета) – универсальная категория эстетики,лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориямиобраза, с одной стороны, и знака – с другой. Беря слова расширительно, можносказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что онесть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностьюобраза. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере,символ); но если категория образа предполагает предметное тождество самомусебе, то категория символ делает акцент на другой стороне той же сути – навыхождении образа за собственные пределы, на присутствии некоего смысла,интимно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ иглубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые одинбез другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысларассыпается на свои компоненты), но и разведенные между собой и порождающиемежду собой напряжение, в котором и состоит сущность символа. Переходя всимвол, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучидан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого«вхождения» в себя.
Символ — это«отливка», «отпечаток»  «внутренне-переживаемого опытачеловечества». При этом художественная символика есть отпечаток личноготворчества, а религиозная — «индивидуально-расового».
Белый усматривал вСимволе некий бытийственный смысловой абсолют, к которому равно возможны иравно недостаточны подходы, как со стороны традиционной философскойгносеологии, так и со стороны онтологии. Он — над и онтологией и гносеологией,как бы снимая их на более высоком уровне — символизма, как соответствующейтеории, и символизации, как символистского творчества. В этом плане Символ — это «эмблема эмблем», если под эмблемой понимать схему, как основуклассификации понятий. Символ — «абсолютный предел для всяческогопостроения понятий». Более того, он «есть предел всем познавательным,творческим и этическим нормам: Символ есть в этом смысле предел пределов».
Символизм, по Белому, — это многомерный феноменальный мир духовно-материального бытия человека в модусеего пограничной ситуации между  сущностью и явлениями; жизнью и смертью;будущим и прошлым. Современное, то есть символическое, прежде всего, искусство(как квинтэссенция символизма) «обращено к будущему, но это будущее в настаится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека (= сверхчеловека по-Ницше- В.Б.); и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы — мертвецы,разлагающие старую жизнь, но мы же — еще не рожденные к новой жизни; наша душачревата будущим; вырождение и возрождение в ней борются».
В.Иванов различал дватипа символизма: реалистический и идеалистический. Из известного и программногодля символистов стихотворения Бодлера «Correspondances» он выводитсуть реалистического символизма, полагая что истоками его для самого Бодлерастали и реалист Бальзак (в его «Серафите»), и мистики Бёме иСведенборг (источники стихотворения: «мистическое исследование скрытойправды о вещах, откровение о вещах более вещных, чем самые вещи (resrealiores), о воспринятом мистическим познанием бытии, более существенном, чемсамая существенность» — II, 548). Отсюда главная задача реалистическогосимволизма — «вызвать непосредственное постижение сокровенной жизни сущегоснимающим все пелены изображением явного таинства этой жизни», ибо онвидит «глубочайшую истинную реальность вещей, realia in rebus», хотя  неотказывает в относительной реальности и феноменальному  миру, поскольку именнов нем и сокрыта «реальнейшая действительность». То есть феноменальныймир предстает символом этой реальнейшей действительности.
Идеалистический жесимволизм не интересуется глубинной действительностью. Он ограничиваетсяизобретением утонченных художественных средств для передачи субъективныхпереживаний художника зрителю или читателю его произведений.
Обе стихии живут ипричудливо сочетаются в русском символизме. Сам Иванов остается приверженцемпервой стихии и уже своими дефинициями пытается отыскать пути к более прочномуутверждению ее в русской культуре, ибо перспективы сущностного бытия культуры(= религиозной культуры) он видит только на путях развития реалистического символизма.
Критерием различияуказанных стихий (или направлений) символизма является само понимание символа.В реалистическом символизме он осознается как «цель художественногораскрытия: всякая вещь, поскольку она реальность сокровенная, есть уже символ,тем более глубокий, тем менее исследимый в своем последнем содержании, чемпрямее и ближе причастие этой вещи реальности абсолютной». Основу этогосимволизма составляет, таким образом, онтологизм символа. В то время как видеалистическом символизме символ по сути своей психологичен; он — лишьхудожественное средство для передачи информации о субъективном переживании отодного человека к другому. В реалистическом символизме символ тоже связываетсознания, но совсем на иной основе — он приводит их в соборное единение«общим мистическим лицезрением единой для всех, объективнойсущности».
Реалистическийсимволизм ведет свое происхождение от «мистического реализма средних вековчрез посредство романтизма и при участии символизма Гете». Его главныепринципы объективность и мистический характер; символ является его целью вкачестве высшей реальности. Идеалистический символизм имеет своим истокомантичный эстетический канон и пришел к нам через посредство Парнасса; егоглавные принципы психологизм и субъективность; символ для него лишьсвоеобразное средство контакта между людьми.
Символизм — первое литературно-художественное направление европейского модернизма,возникшее в конце ХIХ в. во Франции в связи с кризисом позитивистскойхудожественной идеологии натурализма. Основы эстетики Символизма заложили ПольВерлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Символизм был связан с современными емуидеалистическими философскими течениями, основу которых составлялопредставление о двух мирах — кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентноммире истинных ценностей. В соответствии с этим символизм занимается поискамивысшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Здесьнаиболее действенным орудием творчества оказывается поэтический символ,позволяющий прорваться сквозь пелену повседневности к трансцендентной красоте.Наиболее общая доктрина символизма заключалась в том, что искусство являетсяинтуитивным постижением мирового единства через обнаружение символическиханалогий между земным и травсцендентным мирами.
Для русского символизмаособенно характерен феномен жизнестроительства, стирания границ между текстом иреальностью, проживания жизни как текста.
СИМВОЛИЗМ (от фр.symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическоетечение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкоераспространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многихевропейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел врусском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение«Серебряный век».
Западноевропейскийсимволизм
 
Символ и художественныйобраз. Как художественное течение символизм публичнозаявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаясявокруг С.Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группувошли: Ж.Мореас, Р.Гиль, Анри де Реньо, С.Мерриль и др. В 1890-е годы к поэтамгруппы Малларме присоединились П.Валери, А.Жид, П.Клодель. Оформлениюсимволизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен,опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистскиестихотворения и серию очерков Проклятые поэты, а так же Ж.К.Гюисманс,выступивший с романом «Наоборот». В 1886 Ж.Мореас поместил в «Фигаро» Манифестсимволизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь насуждения Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, Ш.Анри. Спустя два года послепубликации манифеста Ж.Мореаса А.Бергсон выпустил в свет свою первую книгу Онепосредственных данных сознания, в которой была заявлена философияинтуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистови дающая ему дополнительное обоснование.
В Манифесте символистовЖ.Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционныйхудожественный образ и становился основным материалом символистской поэзии.«Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, котораяне была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бысвою индивидуальность», – писал Мореас. Подобная «чувственная форма», в которуюоблекается Идея – символ.
Принципиальное отличиесимвола от художественного образа – его многозначность. Символ нельзядешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступенокончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачноопределена Ф.Сологубом: «Символ – окно в бесконечность». Движение и играсмысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образвыражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений – подчаспротивоположных, разнонаправленных. Поэт и теоретик символизма В.Ивановвысказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности,А.Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». Двуплановостьсимвола восходит к романтическому представлению о двоемирии,взаимопроникновении двух планов бытия.
Многослойность символа,его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные,философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своемсуществе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистическойфилософией И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а также размышлениями Ф.Ницше осверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизмсмыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтическиетрадиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретногонаправления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корнисимволизма – в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру.«Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы дляискусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей,указующие на свое тайное сродство с ними», – писал Ж.Мореас.
Становление символизмаво Франции – стране, в которой зародилось и расцвелосимволистское движение, – связано с именами крупнейших французских поэтов:Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Предтеча символизма во Франции –Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному»многими символистами была подхвачена мысль
П.Верлен в известномстихотворении Поэтическое искусство определил приверженность музыкальности какосновную примету подлинного поэтического творчества: «Музыкальность – преждевсего». В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится кмедиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годыВерлен создал цикл стихотворений под названием Песни без слов. Подобномузыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потокузапредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш.Бодлера вдохновляла символистовглубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верленапоражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленомидея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческойтайны.
В поэзии гениальногоюноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощаласьвзятая символистами на вооружение идея отказа от «красноречия», нахожденияточки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтическиесферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной сверхъестественности» визображении реальности.
Символизм во Франциипроявился и в живописи (Г.Моро, О.Роден, О.Редон, М.Дени, Пюви де Шаванн,Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Птитеатр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегдаоставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощеныосновные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредствоммузыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческогоакта, установка на новый интуитивно-творческий способ познаниядействительности, на передачу неуловимых переживаний. Среди предтечфранцузского символизма осознавались все крупнейшие лирики от Данте и Ф.Вийона,до Э.По и Т.Готье.
Бельгийский символизмпредставлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка,известного пьесами Синяя птица, Слепые, Чудо Святого Антония, Там, внутри. Ужепервый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками,символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стекляннойтеплицы. По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное, очищенное от всякихпримесей трагическое начало жизни». Большинством зрителей-современников пьесыМетерлинка были восприняты как ребусы, которые необходимо разгадывать. Принципысвоего творчества М.Метерлинк определил в статьях, собранных в трактатеСокровище смиренных (1896). В основе трактата – мысль о том, что жизнь –мистерия, в которой человек играет недоступную его разуму, но внятнуювнутреннему чувству роль. Главной задачей драматурга Метерлинк считал передачуне действия, а состояния. В Сокровище смиренных Метерлинк выдвинул принципдиалогов «второго плана»: за внешне случайным диалогом проявляется значениеслов, первоначально кажущихся незначимыми. Движение таких скрытых смысловпозволяло обыгрывать многочисленные парадоксы (чудесность повседневного,зрячесть слепых и слепота зрячих, безумие нормальных и др.), погружаться в миредва уловимых настроений.
Одной из самыхвлиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматургГ.Ибсен. Его пьесы Пер Гюнт, Гедда Габлер, Кукольный дом, Дикая утка объединяликонкретное и абстрактное. «Символизм – это форма искусства, котораяодновременно удовлетворяет и наше желание видеть воплощенную реальность, иподняться над ней, – определял Ибсен. – У реальности есть оборотная сторона, уфактов есть скрытый смысл: они являются материальным воплощением идей, идеяпредставлена через факт. Реальность – это чувственный образ, символ невидимогомира». Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: егодрамы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не напоисках запредельного, потустороннего. Ибсен придавал конкретному образу, фактусимволическое звучание, поднимал его до уровня мистического знака.
В английской литературесимволизм представлен фигурой О.Уайльда. Тяга к эпатажубуржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепцияискусства («искусство не отражает жизнь, а творит ее»), гедонизм, частоеиспользование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство»(восприятие Христа как художника) позволяют отнести О.Уальда к писателямсимволистской ориентации.
С символизмом связываюттакже творчество Р.М.Рильке, С.Георге, Э.Верхарна, Г.Д.Аннунцио, А.Стринберга идр.
Предпосылкивозникновения символизма
Предпосылкивозникновения символизма – в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкогоматериализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий.Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на «упадокверы». «Материя исчезла», «Бог умер» – два постулата, начертанные на скрижаляхсимволизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейскаяцивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку –оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшейиз-под ног почвы. Пьесы Г.Ибсена, М.Метерлинка, А.Стринберга, поэзияфранцузских символистов создавали атмосферу зыбкости, переменчивости, относительности.Стиль модерн в архитектуре и живописи расплавлял привычные формы (творенияиспанского архитектора А.Гауди), словно в воздухе или тумане растворялочертания предметов (картины М.Дени, В.Борисова-Мусатова), тяготел кизвивающейся, изогнутой линии.
На излете 19 в. Европадостигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть надокружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однакооказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественномсознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Ограниченность,поверхностность позитивистских представлений о мире была подтверждена рядоместественнонаучных открытий, преимущественно в области физики и математики.Открытие рентгеновских лучей, радиации, изобретение беспроволочной связи, ачуть позже создание квантовой теории и теории относительности пошатнулиматериалистическую доктрину, поколебали веру в безусловность законов механики.Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенномупересмотру: мир оказывался не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознаниеошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижениядействительности. Один из таких путей – путь творческого откровения – былпредложен символистами, по мнению которых символ есть единство и,следовательно, обеспечивает целостное представление о реальности. Научноемировоззрение строилось на сумме погрешностей – творческое познание можетпридерживаться чистого источника сверхразумных озарений.
Символизм был тесносвязан и с эсхатологическими предчувствиями, овладевшими человеком порубежнойэпохи. Ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации обострялометафизические настроения, заставляло дух торжествовать над материей.
 
Русскийсимволизм
Русский символизм,самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что исимволизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренноерелигиозное чувствование.
Символизм в Россиивбирал два потока – «старших символистов» (И.Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт,З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и«младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А. Блок, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Эллис(Л.Кобылинский). К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов,И.Коневской.
К началу 1900-х годоврусский символизм достиг расцвета и имел мощную издательскую базу. В введениисимволистов были: журнал «Весы» (вых. с 1903 при поддержке предпринимателяС.Полякова), издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно» (изд. с 1905 по1910 при поддержке мецената Н.Рябушинского), издательства «Оры» (1907–1910),«Мусагет» (1910–1920), «Гриф» (1903–1913), «Сирин» (1913–1914), «Шиповник»(1906–1917, основано Л.Андреевым), журнал «Аполлон» (1909–1917, ред. и основательС.Маковский).
Общепризнанные предтечирусского символизма – Ф.Тютчев, А.Фет, Вл.Соловьев. Основоположникомсимволистского метода в русской поэзии В.Иванов называл Ф.Тютчева. В.Брюсоввысказывался о Тютчеве как об основоположнике поэзии нюансов. Знаменитая строкаиз стихотворения Тютчева (Молчание) Мысль изреченная есть ложь стала лозунгомрусских символистов. Поэт ночных знаний души, бездны и хаоса, Тютчев оказалсяблизок русскому символизму своей устремленностью к иррациональному,невыразимому, бессознательному. Тютчев, указавший путь музыки и нюанса, символаи мечты, уводил русскую поэзию, по мнению исследователей, «вкось от Пушкина».Но именно этот путь был близок многим русским символистам.
Другой предшественниксимволистов – А.Фет, умерший в год становления русского символизма. Как иФ.Тютчев, А.Фет говорил о невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей ичувств, мечтой Фета была «поэзия без слов» (к «несказанному» вслед за Фетомустремляется А.Блок, любимое слово Блока – «несказанно»). И.Тургенев ждал отФета стихотворения, в котором последние строфы передавались бы безмолвнымшевелением губ. Поэзия Фета безотчетна, она строится на ассоциативной,«романсной» основе. Неудивительно, что Фет – один из любимых поэтов русскихмодернистов. Фет отвергал идею утилитарности искусства, ограничив свою поэзиютолько сферой прекрасного, чем заслужил репутацию «реакционного поэта». Эта«бессодержательность» легла в основу символистской культа «чистого творчества».Символисты усвоили музыкальность, ассоциативность лирики Фета, ее суггестивныйхарактер: поэт должен не изобразить, а навеять настроение, не «донести» образ,а «открыть просвет в вечность» (об этом писал и С.Малларме). К.Бальмонт училсяу Фета овладению музыкой слова, а А.Блок находил в лирике Фета подсознательныеоткровения, мистический экстаз.
На содержание русскогосимволизма (особенно на младшее поколение символистов) заметно повлиялафилософия Вл.Соловьева. Как выразился В.Иванов в письме к А.Блоку: «Соловьевыммы таинственно крещены». Источником вдохновения для символистов послужил образСвятой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременноветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность иМировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримоедуховное начало, пронизывающее мир. Культ Софии с большой трепетностьювосприняли А.Блок, А.Белый. А.Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М.Волошинвидел ее воплощение в легендарной царице Таиах. Псевдоним А.Белого (Б.Бугаева)предполагал посвящение Вечной Женственности. «Младосимволистам» была созвучнасоловьевская безотчетность, обращенность к незримому, «несказанному» какистинному источнику бытия.
Манифестысимволизма в России
Как литературноетечение русский символизм оформляется в 1892, когда Д.Мережковский выпускаетсборник Символы и пишет лекцию О причинах упадка и новых течениях в современнойлитературе. В 1893 В.Брюсов и А.Митропольский (Ланг) готовят сборник Русскиесимволисты, в котором В.Брюсов выступает от лица еще не существующего в Россиинаправления – символизма. Подобная мистификация отвечала творческим амбициямБрюсова стать не просто выдающимся поэтом, а основателем целой литературнойшколой. Свою задачу как «вождя» Брюсов видел в том, чтобы «создать поэзию,чуждую жизни, воплотить построения, которые жизнь дать не может». Жизнь – лишь«материал», медленный и вялый процесс существования, который поэт-символистдолжен претворить в «трепет без конца». Все в жизни – лишь средство дляярко-певучих стихов, – формулировал Брюсов принцип самоуглубленной,возвышающейся над простым земным существованием поэзии. Брюсов стал мэтром,учителем, возглавившим новое движение. На роль идеолога «старших символистов»выдвинулся Д.Мережковский.
Свою теориюД.Мережковский изложил в докладе, а потом и в книге О причинах упадка и новыхтечениях современной русской литературы. «Куда бы мы ни уходили, как бы мы непрятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близостьтайны, близость Океана», – писал Мережковский. Общие для теоретиков символизмаразмышления о крушении рационализма и веры – двух столпов европейскойцивилизации, Мережковский дополнял суждениями об упадке современной литературы,отказавшейся от «древнего, вечного, никогда не умиравшего идеализма» и отдавшейпредпочтение натурализму Золя.
Различие междуреалистическим и символическим искусством было подчеркнуто в статье К.БальмонтаЭлементарные слова о символической поэзии. Реализм изживает себя, сознаниереалистов не идет дальше рамок земной жизни, «реалисты схвачены, как прибоем,конкретной жизнью», в то время, как в искусстве все ощутимей становитсяпотребность в более утонченных способах выражения чувств и мыслей. Этойпотребности отвечает поэзия символистов. В статье Бальмонта обозначалисьосновные черты символической поэзии: особый язык, богатый интонациями,способность возбуждать в душе сложное настроение. «Символизм – могучая сила,стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередкоугадывающая их с особой убедительностью», – настаивал Бальмонт. В отличие отМережковского, Бальмонт видел в символической поэзии не приобщение к «глубинамдуха», а «оглашение стихий». Установка на причастность Вечному Хаосу,«стихийность» дала в русской поэзии «дионисийский тип» лирики, воспевающей«безбрежную» личность, самозаконную индивидуальность, необходимость жить в«театре жгучих импровизаций». Подобная позиция была зафиксирована в названияхсборников Бальмонта В безбрежности, Будем как солнце. «Дионисийству» отдалдолжное и А.Блок, певший вихрь «свободных стихий», кружение страстей (Снежнаямаска, Двенадцать).
Для В.Брюсова символизмстал способом постижения реальности – «ключом тайн». В статье Ключи тайн (1903)он писал: «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями.Искусство – то, что мы в других областях называем откровением».
В манифестах «старшихсимволистов» были сформулированы основные аспекты нового течения: приоритетдуховных идеалистических ценностей (Д.Мережковский), медиумический, «стихийный»характер творчества (К.Бальмонт), искусство как наиболее достоверная формапознания (В.Брюсов). В соответствии с этими положениями шло развитие творчествапредставителей старшего поколения символистов в России.
«Старшие символисты».Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер,развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворенияМережковского, вошедшие в сборники Символы, Вечные спутники, строились на«уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давалисубъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабномкультурном и историческом материале (история античности, Возрождения,отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основбытия, идей, движущих историю.
В «электрических», пословам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской ирелигиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность,движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизическойзаостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов».В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений,свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров.
Если Д.Мережковский иЗ.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры,то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о созданиивсеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюдаисторизм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов».Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющаяобобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатуюпрограмму символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юномупоэту:
Юноша бледный со взоромгорящим,
Ныне даю тебе тризавета:
Первый прими: не живинастоящим,
Только грядущее –область поэта.
Помни второй: никому несочувствуй,
Сам же себя полюбибеспредельно.
Третий храни:поклоняйся искусству,
Только ему,безраздельно, бесцельно.
Утверждение творчествакак цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серыхбудней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковыпостулаты символизма в интерпретации Брюсова.
От творчества Д.Мережковского,З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирикеК.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями,взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символистаявилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности,исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной,титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений,расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временнойразмах.
Ф.Сологуб продолжалначатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственнойсвязи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскуюустановку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Однимииз основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели»человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения».Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизнипородили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бесВарвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, трисестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, тричеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм –основные приметы символистской манеры Сологуба.
В теории ихудожественной практике «старших символистов» новейшие веяния соединились снаследованием достижений и открытий русской классики. Именно в рамках символистскойтрадиции с новой остротой было осмыслено творчество Толстого и Достоевского,Лермонтова (Д.Мережковский Л.Толстой и Достоевский, М.Ю.Лермонтов. Поэтсверхчеловечества), Пушкина (статья Вл.Соловьева Судьба Пушкина; Медный всадникВ.Брюсова), Тургенева и Гончарова (Книги отражений И.Анненского), Н.Некрасова(Некрасов как поэт города В.Брюсова). Среди «младосимволистов» блестящимисследователем русской классики стал А.Белый (книга Поэтика Гоголя,многочисленные литературные реминисценции в романе Петербург).
«Младосимволисты».Из среды «младосимволистов» вышел крупнейший русский поэт А.Блок, ставший поопределению А.Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Свое творчество А.Блокрассматривал как «трилогию вочеловечивания» – движение от музыки запредельного(в Стихах о Прекрасной Даме), через преисподнюю материального мира и круговертьстихий (в Пузырях земли, Городе, Снежной маске, Страшном мире) к «элементарнойпростоте» человеческих переживаний (Соловьиный сад, Родина, Возмездие). В 1912Блок, подводя черту под своим символизмом, записал: «Никаких символизмовбольше». По мнению исследователей, «сила и ценность отрыва Блока от символизмапрямо пропорциональна силам, связавшим его в юности с «новым искусством».Вечные символы, запечатленные в лирике Блока (Прекрасная Дама, Незнакомка,соловьиный сад, Снежная маска, союз Розы и Креста и др.), получили особое,пронзительное звучание благодаря жертвенной человечности поэта.
В своей поэзии А.Блоксоздал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия –все символично в поэзии Блока. Так «желтые окна», «желтые фонари», «желтаязаря» символизируют пошлость повседневности, синие, лиловые тона («синий плащ»,«синий, синий, синий взор») – крушение идеала, измену, Незнакомка – неведомую,незнакомую людям сущность, явившуюся в облике женщины, аптека – последний приютсамоубийц (в прошлом веке первая помощь утопленникам, пострадавшим оказываласьв аптеках – кареты «Скорой помощи» появились позднее). Истоки символики Блокауходят корнями в мистицизм Средневековья. Так желтый цвет в языке культурыСредневековья обозначал врага, синий – предательство. Но, в отличие отсредневековых символов, символы поэзии Блока многозначны, парадоксальны.Незнакомка может быть истолкована и как явление Музы поэту, и как падениеПрекрасной Дамы, превращение ее в «Беатриче у кабацкой стойки», и какгаллюцинация, греза, «кабацкий угар» – все эти значения перекликаются друг сдругом, «мерцают, как глаза красавицы за вуалью».
Однако рядовымичитателями подобные «неясности» воспринимались с большой настороженностью инеприятием. Популярная газета «Биржевые ведомости» поместила письмо проф.П.И.Дьякова, предложившего сто рублей всякому, кто «переведет» на общепонятныйрусский язык стихотворение Блока Ты так светла….
В символах запечатленымуки человеческой души в поэзии А.Белого (сборники Урна, Пепел). Разрывсовременного сознания в символических формах изображен в романе БелогоПетербург – первом русском романе «потока сознания». Бомба, которую готовитглавный герой романа Ник. Аблеухов, разорванные диалоги, распавшееся родствовнутри «случайного семейства» Аблеуховых, обрывки известных сюжетов, внезапноерождение среди болот «города-экспромта», «города-взрыва» на символическом языкевыражали ключевую идею романа – идею распада, разъединения, подрыва всехсвязей. Символизм Белого – особая экстатическая форма переживаниядействительности, «ежесекундные отправления в бесконечность» от каждого слова,образа.
Как и для Блока, дляБелого важнейшая нота творчества – любовь к России. «Гордость наша в том, чтомы не Европа или что только мы подлинная Европа», – писал Белый после поездкиза границу.
Художественные искания«младосимволистов» были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к«отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь отгрубой земной действительности.
 
Значениесимволизма
 
Расцвет русскогосимволизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: врамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают новыенаправления – акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестаетсоответствовать драматическим реалиям «настоящего, некалендарного ХХ века».Анна Ахматова так охарактеризовала ситуацию начала десятых годов: «В 1910 годуявно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты больше уже не примыкалик этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Несомненно, символизмбыл явлением ХIХ века. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потомучто мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели жить в предыдущем».
На русской почвепроявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественногомышления, восприятие искусства как способа познания, заострениерелигиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассическиетенденции, интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств,переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка напредельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферубессознательного и др.
Многочисленныпереклички литературы русского символизма с живописью и музыкой. Поэтическиегрезы символистов находят соответствия в «галантной» живописи К.Сомова,ретроспективных мечтаниях А.Бенуа, «творимых легендах» М.Врубеля, в «мотивахбез слов» В.Борисова-Мусатова, в изысканной красоте и классической отрешенностиполотен З.Серебряковой, «поэмах» А.Скрябина.

Заключение
 
Символизм — сложное инеоднозначное явление в художественной культуре рубежа 19—20 вв. В нёмвыразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемени одновременно — страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка(«страшного мира») и мотивы декадентства, принятие революции ирелигиозно-мистические устремления. Влияние Символизм испытали разнообразныехудожественные течения 20 в. (экспрессионизм, сюрреализм, отчасти футуризм идр.). Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории; но художественнаяпрактика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство 20 в.
Символизм положилначало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом,давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчествекрупнейших писателей 20 в., как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой,М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса,Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистскойтрадиции, унаследованной от символизма.

Литература:
1. ПьяныхМ. Ф. “Серебряный век”, Л: Лениздат 1991г.
2. БанниковН. В. “Серебряный век русской поэзии” М: Просвещение 1993
3. “Серебряныйвек: поэзия” М: АСТ Олимп 1996г.
4. БелыйА. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1. М., 1994;
5. БелыйА. Символизм как миропонимание. М., 1994.Т.2
6. ИвановВ. Собр. соч. Брюссель
7. БычковВ. В… Малая история византийской эстетики. С. 80-92.
8. Сайт:/www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.