Реферат по предмету "Культура и искусство"


Санкт-Петербург. Две столицы: Духовное величие

Перевезенцев С. В.
Новыедуховные веяния, охватившие Россию в царствование Петра I, ярче всеговыразились в храмовом строительстве Санкт-Петербурга. В этом отношении здесьсразу же столкнулись две тенденции. Первая из них восходила к древнерусскойтрадиции, когда возведением церквей освящался сам город. Другая тенденция имелазападноевропейские рационалистические корни, и в соответствии с этой тенденцией,строительство церквей подчинялось исключительно мирским задачам. А главнымкритерием, зачастую, становился «экономический» — храм строился только тогда, когдачисленность паствы была достаточной для его достойного содержания. В 1723 г. Святейший Правительствующий Синод определил, что на приход в 100–150 дворов полагаласьцерковь, в которой служит один священник, один дьячок и один пономарь.Соответственно, приход в 200–250 дворов мог содержать церковный штат из двухсвященников, двух дьячков и двух пономарей, а 300 дворам дозволялось иметьцерковь с тройной квотой церковнослужителей. Более того, само строительствоцерквей было строго регламентировано — в начале XVIII в. вышло несколько указов,запрещающих строить «лишние» церкви и часовни. Вот и получалось, что, если вМоскве в начале XVIII в. при населении в 200 000 человек было 679 церквей и 22монастыря, то в Санкт-Петербурге к 1723 г. при населении в 40 000 человек, было всего 30 церквей, причем семь из них были домовыми. Но во второй половинеXVIII — начале XX вв. русские традиционные представления взяли верх. В этотпериод храмовое строительство в Петербурге значительно расширилось, и к 1917 г. в городе и ближайшей округе действовало около 680 соборов, церквей и часовен, а также 4монастыря.
Ещеодна особенность Санкт-Петербурга заключалась в том, что в городе, по сравнениюс Москвой, изначально много строили католических и протестантских храмов.Причиной тому было стремление Петра I привлечь в город иностранных купцов, создатьдля них комфортные условия жизни, в том числе и условия для духовного бытия.Первая католическая церковь в Санкт-Петербурге была построена уже в 1710 г., а к началу XX в. действовало 8 католических соборов и не менее 10 приходских и домовыхцерквей. Еще раньше, в 1704 г., была возведена первая лютеранская церковь, иперед 1917-м годом в Санкт-Петербурге действовало около 40 протестантскихцерквей, часовен и молитвенных домов разных направлений.
***
Внастоящее время на территории Санкт-Петербурга и в ближайших окрестностяхдействуют 4 монастыря. Крупнейший и старейший из них — Свято-ТроицкаяАлександро-Невская Лавра.
Свято-ТроицкаяАлександро-Невская Лавра — мужской монастырь в Санкт-Петербурге, расположенныйпри впадении в Неву Черной речки (ныне р. Монастырка). Обитель была в 1710 г. Петром I на том месте, где, по преданию, Александр Невский в 1240 г. одержал победу над шведами.
Архитектурныйансамбль Лавры представляет обнесенное каменной оградой каре, прямоугольник.Несколько, преимущественно двухэтажных, корпусов окружают трапецевидный дворсозданиями в виде башен по углам, с соборным храмом и другими храмами, восновном в стиле русского барокко.
В10-е — нач. 20-х гг. XVIII в. архитектор Доменико Трезини возвел северныекорпуса келий и двухэтажную церковь, в нижнем этаже которой разместилсяБлаговещенский храм, а в верхнем — Александро-Невский храм. С 1723 г. Благовещенский храм стал усыпальницей для членов царской семьи и родовитого дворянства. Здесьпогребены: вдова царя Ивана VI царица Прасковья Федоровна, сестра Петра Iцаревна Наталья Алексеевна, дети Петра I Петр и Анна. В церкви находится могилавеликого русского полководца А.В. Суворова с краткой надписью на белоймраморной плите: «Здесь лежит Суворов».
В 1716 г. было положено начало строительству центрального Свято-Троицкогособора. Собор строили почти полвека. Но в 1755 г. его разобрали из-за обнаружившихся трещин в фундаменте. В 1776–1790 гг. по проектуархитектора И.Е. Старова был возведен новый величественный собор в стилеклассицизма — с одним большим куполом и двумя пристроенными колокольнями. Надвнутренним убранством собора работали скульптор Ф.И. Шубин, художники И.Пинкетти, И. Акимов, Ф. Давыдов.
В1740–1780-е гг. построены южные корпуса келий и комплекс зданий, опоясывающихмонастырский двор. В 1783–1785 гг. И.Е. Старов возвел главные ворота монастыряс надвратной церковью. Всего в пределах монастырских стен, кроме Свято-Троицкогособора, расположено еще 10 церквей. В 1797 году монастырь был возведен в статусЛавры.
Главнаясвятыня Лавры — мощи св. князя Александра Невского. Торжественное перенесениесвятых мощей в Александро-Невский монастырь произошло в 1724 г. Пусть из Владимира, где хранились мощи, в Петербург занял несколько месяцев. Святые мощивезде встречали и провожали с молебнами, иконами и колокольным звоном. 30августа 1724 г. состоялось водружение святых мощей в специально возведенныйдеревянный храм св. Александра Невского. Позднее, до 1790 г. святые мощи хранились в верхнем храме — св. Александра Невского — Благовещенской церкви. В1747–1752 гг. для хранения св. мощей князя из чистого серебра изготовили раку впышном стиле барокко, весом 86 пудов. Она включала в себя саркофаг, пирамиду, постаментыс воинскими доспехами и канделябры. В 1790 г. рака с мощами св. Александра Невского была перенесена в Свято-Троицкий собор. В 1922 г. святые мощи были изъяты из обители, и возвращены только в 1989 г. Другие особо почитаемые святыни Лавры — чудотворные иконы Пресвятой Богородицы«Скоропослушница» и «Достойно есть».
Напротяжение XVIII–XX вв. рядом с обителью сложился знаменитый некропольАлександро-Невской лавры, который служил местом захоронения знати и известныхдеятелей культуры. Некрополь состоит из трех кладбищ — Лазаревского, Тихвинскогои Никольского. На старейшем Лазаревском кладбище похоронены М.В. Ломоносов, Д.И.Фонвизин, фельдмаршал Б.П. Шереметев, архитекторы И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, Дж.Кваренги, К.И. Росси, скульптор Ф.И. Шубин, художник В.Л. Боровиковский. НаТихвинском кладбище погребены писатели Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А.Крылов, Ф.М. Достоевский, композиторы М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.П.Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и многие другие деятелиотечественной культуры.
В 1918 г. Лавра была закрыта, все ценности и реликвии изъяты. В 1924–1935 гг.закрыли все действующие храмы. Только в 1956 г. Свято-Троицкий собор возвратили церковной общине. Сам монастырь был возрожден в 1996 г.
Нынепри лавре находятся Свято-Петербургское Александро-Невское духовное училище, духовнаясеминария и Академия, православное епархиальное братство во имя ПресвятойБогородицы.
Свято-ТроицкаяСергиева Приморская пустынь ведет свою историю с 1732 г. Главный храм обители — собор в честь преп. Сергия Радонежского, основанный в 1735 г. и перестроенный в византийском стиле в 1854–1859 гг. Этот пятиглавый, двухэтажный храм вмещал2 тысячи человек. Кроме того, до 1917 г. в монастыре было 6 храмов и 4 часовни.Расцвет обители приходился на 30-е гг. XIX в., когда монастырь возглавилсвятитель Игнатий Брянчанинов. К 1917 г. в монастыре жило около 100 человек, изкоторых, по традиции, выбирались судовые священники для русского военногофлота. Монастырь был закрыт в 1920-е гг. и возрожден в 1994 г.
ВоскресенскийНоводевичий монастырь возник в 1748 г. по велению императрицы ЕлизаветыПетровны, ибо именно в эту обитель, по преданию, императрица собираласьудалиться в старости. Для размещения насельниц императрица передала свой летнийдворец, известный под именем «Смольный». Рядом государыня открыла училище длявоспитания девиц из дворянских семей. Но уже в 1764 г. монастырь закрыли и возобновили только в 1845 г., при этом переместили на Васильевский остров,а в 1848 г. — перевели на новое место (ныне — Московский проспект). В центремонастыря располагается пятиглавый каменный собор Воскресения Христова(1849–1861 гг.), рядом — Троицкий храм и церковь в честь Казанской БожиейМатери. Закрытый в 1925 г., монастырь возобновлен в 1997 г.
Свято-Иоанновскийженский монастырь был основан преп. Иоанном Кронштадтским в честь своегонебесного покровителя св. Иоанна Рыльского на берегу р. Карповки наПетроградской стороне. Как самостоятельная обитель существует с 1902 г. Величественное каменное пятикупольное здание монастыря было построено по проекту архитектораН.Н. Никонова. Два верхних этажа в главном четырехэтажном здании соединены водин, и в нем устроен просторный храм Собора Двенадцати Апостолов. На первомэтаже располагается храм св. Иоанна Рыльского. В подвальном этаже (крипте)устроена церковь-усыпальница преп. Иоанна Кронштадтского — беломраморный храмсв. пророка Илии и св. царицы Феодоры. На западной стороне — колокольня.Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1989 г. верующим возвратили нижний храм св.Иоанна Рыльского. В 1991 г. возродилась и сама обитель.
***
«Первенствующимв империи» — так называли Исаакиевский собор, ибо до 1922 г. был главным храмом имперской столицы Санкт-Петербурга.
Историясобора восходит к 1710 г., когда в новой столице император Петр I повелелпостроить близ Адмиралтейства деревянную церковь в честь византийского святогоИсаакия Далматского, на день памяти которого — 30 мая — приходился и деньрождения самого Петра Алексеевича. Именно в этой церкви в феврале 1712 г. Петр венчался со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. В 1717 г. построили каменный храм на том месте, где ныне располагается знаменитый «Медный всадник». Вовторой половине XVIII в. по проекту А. Ринальди началось возведение нового, третьегоИсаакиевского собора. Но этот храм строился долго, был освящен в 1802 г. и оказался неудачным. Уже в 1809 г. был объявлен конкурс на проект нового, четвертого, Исаакиевскогособора. Более всего тогдашнему императору Александру I по душе пришелся проектмолодого французского архитектора Огюста Рикара де Монферрана. Ему и былопоручено осуществлять строительство. 26 июля 1819 г. была произведена закладка нового здания собора.
СооружениеИсаакиевского собора длилось сорок лет и стало триумфом отечественнойстроительной техники. Под фундамент вбили более 10 тыс. трехсаженных свай. Наних положили цоколь из двух рядов гранитных камней. Стены собора были сложеныиз кирпича и гранита с облицовкой внутри и снаружи лучшими сортами итальянскихи финляндских мраморов. Заготовки для колонн доставляли в Петербург морем наспециальных судах.
Витоге многолетних усилий возникло монументальное, величественное пятикупольноездание, ставшее одним из символов Санкт-Петербурга. С четырех сторонИсаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенныестатуями и барельефами. Монументальный объем здания завершен громаднымметаллическим золоченым куполом на барабане, окруженном 24 монолитнымигранитными колоннами. Всего в храме 112 монолитных колонн различной величины изкарельского гранита.
РазмерыИсаакиевского собора поражают: высота собора — 101, 5 м, занимаемая площадь — более 1 га. Вмещает собор около 12 000 человек!
Главныйвход в Исаакиевский собор устроен в западном портике. Кроме него было сделаноеще 6 входов: два больших и четыре малых. Двери больших входов отлиты из бронзы,на семи дверях размещен 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Фронтоны портиковвключают в себя каждый по барельефу. По углам каждого фронтона поставлены потри статуи, из которых средние изображают Евангелистов, крайние — Апостолов. Поуглам фасадов собора размещены колокольни, украшенные колоннами коринфскогоордера.
Внутрисобор имеет в плане форму греческого креста. Пол выложен разноцветным мрамороми обрамлен фризом из шокшинского порфира. В барабане главного купола размещеныскульптурные изображения 12 ангелов. Иконостас собора облицован белым мрамороми украшен 10 малахитовыми и 2 лазуритовыми колоннами. Иконы размещены в трияруса: в первом и втором ярусе они мозаичные, в третьем — живописные. ВИсаакиевском соборе были устроены два придела — во имя св. Александра Невскогои великомученицы Екатерины.
Главныйалтарь в честь св. Исаакия Далматского освятили 30 мая 1858 г., а приделы — в июне того же года. С тех пор собор был объявлен кафедральным собором РусскойПравославной Церкви и оставался таковым до 1922 г. В 1928 г. собор закрыли окончательно и создали в нем музей, предназначенный дляантирелигиозной пропаганды. В апреле 1931 г. «для наглядного подтверждения вращения земного шара» в соборе был подвешен маятник Фуко.
Вгоды Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского собора были укрытыхудожественные сокровища из пригородных царских усадеб. Купол для маскировкизакрасили в серый цвет, но собор все равно получил повреждения — на егоколоннах можно увидеть выбоины от немецких бомб и снарядов.
Нынездание собора принадлежит Государственному музею «Исаакиевский собор». Впоследние годы по большим церковным праздникам в соборе начали совершатьбогослужения.
Казанскийсобор был устроен императором Павлом I в честь иконы Казанской Божией Матери. Коснованию собора императора побудила мечта о возведении в Петербурге храма, похожегона собор Святого Апостола Петра в Риме, ибо красотой римского собора Павел былпоражен еще в юности. Казанский собор построили в 1801–1811 гг. на пересеченииНевского проспекта с Екатерининским каналом на месте церкви РождестваБогородицы. Именно в этой церкви хранилась чудотворная Казанская икона БожиейМатери, перенесенная из Москвы в 1710 г.
Строительствособора велось по проекту русского архитектора А.Н. Воронихина, который выигралпредставительный конкурс. А.Н. Воронихин обратил к Невскому проспекту неглавным (западным), и боковым (северным) фасадом, ибо иначе величественнаяколоннада не была бы распахнута на главную улицу столицы. В итоге архитекторнашел блестящее решение: сохранив главный вход с запада, северный фасад онзрительно превратил в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглуюколоннаду из 96 поставленных в четыре ряда колонн. Раскрытая в сторону Невскогопроспекта, колоннада образует парадную площадь. Всего же собор украшает 136колонн.
Послепобеды в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор стал главным хранилищемтрофеев русской армии и своеобразным памятником русской воинской славы. Здесьхранились 115 французских знамен, ключи от 28 покоренных русскими войскамиевропейских городов и крепостей, а также жезл французского маршала Даву, захваченныйв сражении. В склепе у стены Казанского собора в 1813 г. погребли прах фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1837 г. на постаментах возле соборной колоннадыустановили памятники фельдмаршалу князю М.И. Кутузову-Смоленскому ифельдмаршалу князю М.Б. Барклаю де Толли, которые выполнил скульптор Б.И.Орловский.
Чудотворныйобраз Казанской Божией Матери, помещенный в главном иконостасе, имел богатейшийоклад: на ризе из чистого золота сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, более 1400 жемчужин, кораловый крест, украшенныйбриллиантами, жемчугом и бирюзой.
В 1932 г. Казанский собор был окончательно закрыт, а в его здании разместилиМузей истории религии и атеизма. Ныне в соборе возобновились церковныебогослужения.
Выдающимсяпамятником русского храмового зодчества стал собор во имя Воскресения Христована Екатерининском канале (ныне — канал Грибоедова), известный также подназванием «Спас-на-Крови».
Соборвозводился как храм-памятник на месте гибели императора Александра II, убитоготеррористами-народниками 1 марта 1881 г. Уже вскоре новый император АлександрIII объявил конкурс на проект собора, в котором участвовали многие крупныерусские архитекторы. Победа была присуждена проекту академика архитектуры А.А.Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия, выполненному в стилерусских церквей XVI–XVII вв. Воскресенский собор строился в 1883–1907 гг.
Вкомпозиции Воскресенского собора были широко использованы приемы и формымосковского собора Василия Блаженного (Покровского собора) и киевскогоВладимирского собора. С востока собор имеет три алтарные апсиды, каждая изкоторых завершается малым луковичным куполом. С запада располагаетсятрехъярусная колокольня, завершенная также куполом-«луковкой». Вход в собор ссеверо-запада оформляют четыре крыльца с высокими шатровыми кровлями. Все пятьглав собора покрыты цветной ювелирной эмалью. Стены здания облицованыэстляндским мрамором и специальным глазурованным кирпичом, керамикой иизразцами. В нишах цоколя, который облицован гранитом, установлены 20 гранитныхдосок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствованияАлександра II.
Особоеместо в интерьере храма занимает сень, возведенная на месте, где император былсмертельно ранен. Сень держалась на четырех колоннах, а завершалась высокойвосьмигранной пирамидой и крестом. Свод был инкрустирован звездами из сибирскихсамоцветов, лазуритов и топазов в виде звезд.
Вокругхрама была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточнаяи северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной встиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованнымрастительным орнаментом.
К 1907 г. здание собора было полностью электрифицировано, снабжено отопительнойсистемой, а также защитой от удара молний.
Внутреннееубранство Воскресенского собора — это великолепное произведение русскогохрамового искусства. Стены храма украшены уникальными мозаичными иконами.Некоторые из них выполнены в традициях академической живописи по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А. Кошелева, Н.К. Бодаревского. Другие — в традициях стиля модернапо эскизам М.В. Нестерова и В.В. Беляева. В композициях В.М. Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Отдельную группусоставляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А. Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер».Сами мозаики выкладывались группой русских мастеров, среди которых особымталантом выделялись Г.Ф. Батюшков, В.С. Кузнецов, И.М. Баранов, М.А. Петров.
В.М.Васнецов создал эскизы к мозаикам «Несение креста», «Распятие», «Снятие скреста», «Сошествие во ад», «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».Удивительной по красоте и глубине образа стала икона «Св. Александр Невский», выполненнаяпо эскизам М.В. Нестерова, а также нестеровский образ Христа в мозаике южногокиота. В.В. Беляев создал эскизы к 29 сюжетам, в том числе «ВетхозаветнаяТроица», «Неопалимая Купина», «Жертвоприношение Авраама», «Нагорная проповедь».
Центральноеместо в мозаичном убранстве храма занимают работы художника Н.Н. Харламова.«Пантократор», помещен в главном куполе Воскресенского собора. Художник создаляркий монументальный образ — лик Христа с огромными темными глазами, устремленнымина зрителя, необычайно притягателен. По канонам византийского искусстваисполнены также мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь», размещенныев малых куполах собора. Потрясающей глубины проникновения в церковное таинствоотличается харламовская «Евхаристия».
До 1917 г. Воскресенский храм не был приходским, доступ в него был ограничен, ибосуществовала опасность разрушения богатого внутреннего убранства. Что ислучилось, после того, как храм стал общедоступным. В 1930 г. собор закрыли, позднее готовился снос храма-памятника. В 1970 г. храм передали в ведение Государственного музея «Исаакиевский собор», филиалом которого оностается по сей день.
Соборво имя Святого Равноапостольного Князя Владимира строился на протяжениинескольких десятилетий в XVIII в. на месте бывшей церкви Успения Богородицы, поэтомуКнязь-Владимирский собор носит и еще одно именование — «Успения на Мокрушах».Этот собор действует уже более 200 лет, а в 1928–1941 гг. считалсякафедральным. В XIX в. храм был определен Собором Кавалеров Ордена СвятогоКнязя Владимира. Одна из самых почитаемых святынь храма –чудотворная иконаКазанской Божией Матери, помещенная в малахитовый киот. Другие святыни собора —копия с чудотворного образа Успения Божией Матери, главной святыниКиево-Печерской Лавры, а также Берлинское Евангелие 1689 г., пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной.
Николо-Богоявленскийкафедральный собор в народе прозвали собором Николы Морского. И это неслучайно,ибо собор был построен в 1753–1762 гг. на Корабельном (или Морском) полковомдворе, а посвящен во имя св. Николая Мир Ликийского, одного из самых почитаемыхна Руси святых и покровителя моряков. По проекту архитектора С.И. Чевакинскогопятиглавый, с широко расставленными куполами, собор был двухэтажным: нижняяцерковь устроена в честь св. Николая Мир Ликийского, с приделами в памятьУсекновения Главы Иоанна Предтечи и св. Димитрия Ростовского, а верхняя церковьосвящена во имя Богоявления Господня. В 1756–1758 гг. на некотором удалении отсобора по проекту С.И. Чевакинского была выстроена четырехъярусная колокольня, увенчаннаякуполом с тонким изящным шпилем. Уже после строительства колокольни по велениюимператрицы Екатерины II был прорыт Никольский (позже — Крюков) канал иколокольня оказалась стоящей на набережной. В Морском Никольском соборехранилось множество святынь и икон святых, чья память связана с победамирусского флота. До сих пор одной их великих святынь собора остается частицамощей святителя Николая Мир Ликийского.
МорскойНиколо-Богоявленский собор никогда не закрывался, в 1941 г. стал кафедральным и остается таковым по сию пору. Именно в нем в годы Великой Отечественнойвойны тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский и будущий патриархМосковский и всея Руси Алексий (Симанский) ежедневно служил божественныелитургии.
Попланам государя Петра I главное место среди святых Русской Православной Церквидолжен был занять Святой Апостол Андрей Первозванный. Именно ему императорнамеревался посвятить грандиозный собор в Санк-Петербурге на Васильевскомострове, который должен был стать центральным государственным кафедральнымсобором, равным по значению собору Св. Петра в Риме. Но смерть царя оборвала иего планы… Построенный после смерти Андреевский собор на Васильевском островебыл сооружен на другом месте, нежели предполагал царь, и стал обычнойприходской церковью. В 1764 г. церковь сгорела от удара молнии. Новый каменныйсобор по проекту А.С. Виста закончили сооружать в 1779 г. и сделали Собором Кавалеров Ордена Святого Андрея Первозванного — высшей награды Российскойимперии. В 1938 г. собор закрыли, но с 1990 г. в нем совершаются богослужения.
ВоскресенскийСмольный собор — один из самых удивительных по красоте храмов города. С 1748 г. он создавался по проекту Ф. Растрелли и по повелению императрицы Елизаветы Петровны какглавный храм основанного государыней Воскресенского Новодевичьего женскогомонастыря. Но смерть Елизаветы Петровны в 1761 г. прервала строительные работы, а в 1764 г. Воскресенский монастырь закрыли. Строительство ивнутренняя отделка собора возобновились по повелению императора Николая Iтолько через 70 лет, в 1832 г. и были доверены архитектору В.П. Стасову. В 1835 г. Смольный собор был освящен и указом императора Николая I был именован Собором Всех учебныхзаведений.
Планировкаэтого пятиглавого собора удивительна. К высокому центральному куполу с четырехсторон примыкают высокие двухъярусные колокольни, завершенные луковичнымиглавками. При этом центральный купол и четыре боковые башни-колокольниобъединены в единый массив. Само здание богато украшено декоративнойскульптурой, а на выступающих углах размещены пучки пышно орнаментированныхколонн. Окна над входами с собор сделаны круглыми, а над ними размещеныполуциркулярные фронтоны.
Весной 1923 г. собор окончательно закрыли, в 1972 г. в храме сняли иконостас. В последние годы собор превращен в концертный зал, где исполняются произведения русскойдуховной музыки.
ВСанкт-Петербурге всегда размещались императорские лейб-гвардейские полки, каждыйиз которых имел свой полковой храм.
Спасо-Преображенскийсобор был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны на месте размещениягренадерской роты Преображенского полка, гвардейцы которой первыми присягнулиновой государыне в 1741 г. С 1796 г. Спасо-Преображенский собор носит гордоеимя «Собора Всей гвардии». После пожара 1825 г., в котором храм елизаветинских времен почти полностью сгорел, по проекту В.П. Стасова в 1827–1829 гг. возвелиновое здание, которое и стоит по сию пору. Вокруг собора был разбит сквер, обнесенныйоградой, состоящей из стволов турецких пушек, захваченных в боях русскимивоинами. Внутри Спасо-Преображенского Собора Всей гвардии находилисьмногочисленные трофеи, отбитые у турок, а также полковые знамена русскихгвардейских полков.
Главныесвятыни храма — чудотворный образ Спаса Нерукотворного, принадлежавший царямАлексею Михайловичу и Петру I; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости»;образы Казанской Божией Матери, Знамения Божией Матери, икона Божией Матери«Утоли мои печали». Собор никогда не закрывался и ныне продолжает оставатьсяодним из самых посещаемых храмов города.
Соборво имя Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка возник какполковая церковь гвардейцев-измайловцев. Ныне существующий собор был построен в1828–1835 г. архитектором В.П. Стасовым на месте предыдущего собора, возведенногоеще при Елизавете Петровне и сильно пострадавшего при наводнении 1824 г. Новый храм мог вмещать до 3 тыс. человек. Стены пятиглавого собора и четырех портиков былиукрашены скульптурными фризами, а 24 колонны коринфского ордера центральногокупола придают зданию нарядность и пышность. В стены собора вмонтированы доскис именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях, а в самом соборебыли размещены полковые знамена, ключи от крепостей, в штурме которых полкучаствовал, трофеи военных кампаний 1854–1856 и 1877–1878 гг. В 1886 г. напротив Троицкого собора была установленная чугунная колонна-памятник в честь победы врусско-турецкой войне 1877–1878 гг. (демонтирован и переплавлен в 1930 г.). Закрытый в 1938 г., Троицкий Измайловский собор возвращен церкви в 1990 г.
***
Изначальныймногонациональный состав жителей Санкт-Петербурга определил и тот факт, что вгороде существовало много храмов различных религий.
Старейшийи наиболее крупный католический храм — собор Святой Екатерины Александрийской, Девыи Мученицы на Невском проспекте. Величественное, увенчанное мощным куполомздание собора было построено в 1763–1783 гг. и отличалось необычайнымбогатством внутреннего убранства. Здесь покоились останки польских королей ипрах французского маршала Моро. Закрытый в 1939 г., в 1984 г. собор сильно пострадал во время пожара 1984 г. В 1992 г. собор святой Екатерины передали католической церкви, в нем ведутся ремонтно-восстановительные работы.
В1990-е гг. верующим были возвращены здания трех евангелическо-лютеранскихнемецких церквей, в том числе церковь Святого Петра на Невском проспекте, построенноев 1833–1838 гг. по проекту А.П. Брюллова (в настоящее время церковь полностьюперестроена внутри, но сохранила почти неприкосновенным свой внешний облик), атакже финская лютеранская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице ишведская лютеранская церковь Святой Екатерины.
Соборнаямечеть в Санкт-Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Проект ее постройкибыл разработан архитекторами Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским при участии А.И.фон Гогена и академика-востоковеда С.Ф. Ольденбурга. При разработке проекта заоснову были взяты композиционные приемы мавзолея Гур-Эмира в Самарканде. Мечетьстроилась с 1910 по 1920 гг. Стены мечети облицованы серым гранитом, облицовкапортала, оформление купола и минаретов проведено с широким применением керамикии майолики. При этом большинство керамического убранства фасада мечети копируеторнаментальные украшения различных мусульманских храмов Средней Азии, Ирана иТурции. Фасады мечети украшают майоликовые надписи с цитатами из Корана.Внутренняя отделка мечети выполнена в строгом соответствии с традициямимусульманского зодчества. Закрытая в 1940–1956 гг., в настоящее время Соборнаямечеть принадлежит Петербургской общине мусульман-суннитов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.