Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русское искусство ХХ века

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования «УральскийГосударственный Экономический Университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: "Культурология"
на тему: "Русское искусство 20 века"
Исполнитель:
студент группы: УЗ-09 СР
Кобякова Натальяг. Екатеринбург2009г.

Содержание
Введение
1. Русское искусство 20 века
1.1 Трагические судьбы русскойкультуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую
2. Русский авангард как явление вистории художественной культуры в начале 20 века
2.1 Основные течения в русскомавангарде. Художественные концепции и представители
3. Реализм в изобразительномискусстве и литературе 1 половины 20 века: новый язык, художественно-образныйстрой реалистической живописи
4. Формирование культуры советскойэпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма
5. Явление андеграунда. Советскоеискусство 50-80 годы
6. Культурное развитие новой Россиипостсоветского времени
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии «культура»человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку самакультура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуречеловека не только действующее, но и само изменяющееся существо.
По этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать снекоторых предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать самоискусство. За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего былопринять следующий тезис: искусство 20 века — искусство переломное, а не простостарый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное визначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженностьперелома. В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силойраспоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени.Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика аспектов истории искусстваи их взаимоотношений.
В контрольной работе будет рассмотрены трагические судьбы русскойкультуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую, явлениерусского авангард в истории художественной культуры в начале 20 века, его основныетечения, художественные концепции и представители; реализм в изобразительномискусстве и литературе 1 половины 20 века; формирование культуры советскойэпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма;явление андеграунда; культурное развитие новой России постсоветского времени.

1. Русское искусство 20 века
1.1 Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскуюи эмигрантскую
Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскуюи эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности(в 1926 году 43 % людей в возрасте 9 -49 лет и большинство старших возрастовбыли неграмотные), система среднего специального и высшего образования сталиразвиваться быстрыми, а точнее ускоренными темпами. Вообще «ускорение»,как характеристика общественных отношений стало проявляться все чаще [1, 35].
Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарногогосударства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов. Общественные науки былипоставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства кобеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества вусловиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологическогофактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальнымтрадициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, историческихисследований, которые были ориентированы в нужном направлении.
Еще более трагическая ситуация складывалась в области литературы иискусства. В апреле 1932 года ЦК ВКП принял постановление «О перестройкелитературно-художественных организаций», которым ликвидировалсяотносительный глобализм периода НЭПа в области художественного творчества. Насмену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателейСССР (1-й Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 году). С этоговремени все многообразие художественного творчества партия пытается загнать влоно «социалистического реализма». Репрессии 30-х годов затронули илитераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, Г.Горбачева и др.), из более чем пятидесяти писателей принадлежавших клитературным группировкам, сохранившимся к 30-м годам были репрессированы трое — Мандельштам, Третьяков, Бабель. А такие писатели как Клюев, Клычков, Касаткин,Приблудный, Васильев, Карпов — погибли, за исключение последнего [1, 68].
Подобные действия режима и созданная им атмосфера вызывала волнуэмиграции. И как следствие возникновение эмигрантской культуры. Боль истрадание русской культуры эмиграции можно увидеть в творческом путиСолженицына, Хлебникова, физика Гамова, философов Булгакова, Бердяева,Трубецкова и др. В рамках же господствующего течения «соцреализма»создаются произведения другого типа. В литературе такие как «Собачьесердце», «Мастер и Маргарита» Булгакова, стихи Маяковского иБлока, романы и повести Горького, Ильфа и Петрова. Выделяются яркостьюпроизведения многих писателей-фантастов, стихи Заболоцкого, Ахматовой, Цветаевой,Гумилева, кинокартины режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и других [Тамже, 92].

2. Русский авангард как явление в истории художественной культуры вначале 20 века
Авангард — условное наименование художественных движений, объединявшихумонастроения художников 20 века для которых характерны стремление к коренномуобновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами итрадициями, поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и формпроизведений, взаимоотношения художников с жизнью. Черты авангардизма в 20 векепроявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период1905— 30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактноеискусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически этобыло движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярноетечение. Лишь после 2-й мировой войны 1939—45 в искусстве ряда стран Зап.Европы и Лат. Америки наряду с укреплением позиций реалистически«ангажированного» искусства происходит оживление авангардистскихтенденций. Возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся врамки модернизма.
Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В.Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А.Экстер, Б.Эндер и другие [2, 113].
2.1 Основные течения в русском авангарде. Художественные концепции ипредставители
К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактноеискусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм,метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство, додекафония иалеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическоеискусство, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному изуказанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, ЛеКорбюзье, Джойс, Пруст, Кафка и некоторые другие. Возможна лишь условнаяклассификация, притом только по отдельным параметрам, пестрого множества самыхразных во многих отношениях феноменов авангарда.
Абстракционизм. Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан.Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемойдействительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно навыразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфныхабстрактных цветоформ и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работыбыли созданы в 1910 г. Кандинским. Художник в понимании Кандинского являетсялишь посредником Духовного, инструментом, с помощью которого ономатериализуется в художественных формах. Поэтому абстрактное искусство неявляется выдумкой современных художников, но — исторически закономерной формойсамовыражения Духовного, адекватной своему времени [2, 118].
Второе направление развивалось по пути создания новых типовхудожественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм,цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителямиего были Малевич периода геометрического супрематизма. В этом плане многие произведенияабстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича, М.Ротко, отчастиМондриана) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовныхпрактиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе,а за его «Черным квадратом» укрепилась репутация «иконы ХХвека». Обозначение, данное изначально с уничижительно-ироническимоттенком, хорошо выразило суть этого феномена.
Супрематизм — одно из направлений абстрактной живописи, созданное всередине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель — выражение реальности в простых формах(прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других формфизического мира. Изобразительным манифестом супрематизма стала знаменитаякартина Малевича «Черный квадрат» (1915).
Конструктивизм. Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.) в средематериалистически ориентированных художников и архитекторов под прямымвоздействием технического прогресса и демократических настроений революционнойобщественности. Родоначальником считается художник В.Татлин, основнымипредставителями в России А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги,теоретиками Н.Пуни, Б. Арватов, А. Ган; на Западе — Ле Корбюзье, А.Озанфан, Т.Ван Дусбург, В.Гропиус, Л. Моголи-Надь [2, 124].
Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном исловесных искусствах России в период 1909-15 гг. Главные теоретики:В.Хлебников, А.Крученых. Тенденции в живописи наиболее полно реализовалиМ.Ларионов и Н.Гончарова и К.Малевич. В литературе (Крученых, Хлебников,Маяковский, Каменский) бунтарски вводят новые принципы организации текста,основанные на смысловых парадоксах, композиционных «сдвигах»,специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста,использовании бытовой и фольклорной. архаической лексики и т.п.
Дадаизм. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда,культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протестпротив всего [Там же, 136].
Сюрреализм. Опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма,фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультныеучения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Дваглавных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо всновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты,открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающеецензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов илизрительных образов.
Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, гипертрофированномвыражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств ипереживаний художника, иррациональных состояний души: тревоги, страха,безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности,болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п.
Существенным для экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая,вербальная энергетика «жизненного порыва» (Бергсон), которая реальноизлучается большинством экспрессионистских работ и активно воздействует напсихику реципиента помимо его воли. С экспрессионизма начинается переходискусства от традиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытойэнергии (визуальной, звуковой, вербальной). Энергетический потенциал искусства,занимавший в традиционной культуре фоновое место, теперь выдвигается на первыйплан в качестве доминирующего, что абсолютизируют затем многие направления итворческие личности модернизма и постмодернизма [2, 135].

3. Реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века: новыйязык, художественно-образный строй реалистической живописи
Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального,бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становитсягосподствующим направлением. Для реализма характерны: правдивое изображениедействительности со всеми её противоречиями. Типичность образов в типичныхобстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык,изобразительные средства. [3, 71]
Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг.) создал русский литературный язык,возвёл литературу в достоинство национального дела. Он проявил себя творчески вразличных жанрах: гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист, историк.Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. Висторической пьесе «Борис Годунов» с огромной силой творческогопроникновения воссоздаёт картину русского прошлого. Создавая «БорисаГодунова», Пушкин задался целью «преобразовать русский театр»:взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмышекспировской силы и глубины, развёртывающий широкую и правдивую панораму однойиз самых драматичных эпох русской истории. Замысел был осуществлён. Вместе сГрибоедовым, почти одновременно написавшим «Горе от ума», Пушкинявился в своём «Борисе Годунове» основоположником русскойреалистической драматургии. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральнаяфигура или по его шутливому выражению «первая персона», котораяпредала содержание эпохи, — царь Борис. От его характера и действий зависелаисторическое развитие. Он опередил время. Для обозначения главной фигурысовершенно не важно, во скольких сценах выведен Борис и завершается ли трагедияего смертью или нет. Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии,согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт ипрекращается действие. Именно Борис совершил такое деяние, которое положилоначало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворотастал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба изначения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены,его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и егодинастии, но и всей предыдущей русской истории.
С появлением Гоголя и Чернышевского в тридцатых-сороковых годах 19 века вреализме, созданном Пушкиным и Лермонтовым, усилились социально-критическиетенденции, утвердилось искусство критического реализма, до конца разоблачающеесоциальное зло, ясно определившее ответственность и назначение художника:«Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к явлениямжизни» [3, 84].
Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем,оказал существенное влияние и на другие виды искусства.
Классическими образцами советской литературы стали темы больногострадающего тела. В связи с этим развивалось такое направление как анография напринципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Романысоцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочитьблагородную стихию душевности. Соцреализм исходит из статичности, то есть изпредзаданности истины. Оптимальный период расцвета соцреализма – начало 60-хгодов почвенничество и диссидентство. Динамика романов соцреализма состоит встановлении сознания. Роман соцреалистического направления в основномразворачивает события в маленьких городах. Постепенно в 30-е годы происходитвозрастание роли природы и природного начала. Если рождается шторм, то этопроисходит в воспитательных целях. Лошадь становится символом советскойкультуры вообще (с животными общаются герои «Молодой гвардии»). Неслучайна инвалидность героев, насылаемая природой («Как закалялась сталь»).Человек преодолевает немощь своего тела. Перед нами тотальная власть человеканад слабостью своего тела. Перед нами «мирская аскеза». Геройблагодаря этой аскезе выходит из мира, каков он есть и входит в мир, каков ондолжен быть [3, 88].
Подробнее остановимся на реализме русской живописи первой половине XXвека: новом языке и художественно-образном строе реалистической живописи.Реализм советских художников не избежал влияния «соцреализма».Раздражающим принципом искусства в России того периода была самая безудержнаяэлектика, проводившаяся вполне сознательно и целенаправленно.
Социалистический реализм — сложное образование, синтез различныхвариантов художественного и философского мышления, а также идеологическихпринципов. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда онтворец. Таким образом, соцреализм — это рефлексия над человеком творцом, этосвоего рода воскрешение какой-то версии гуманизма. Искусство соцреализма — воплотительное в силу того, что оно должно «сказку сделать былью».Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Соцреализм- как попытка воплотить будущее в настоящем, построения в жизнеподобной формеобозначают любимые российские идеи.
Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным.Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Формаже должна быть классической. Классическая форма более ясная. Жизнь должна бытьизображена не слишком удаляющейся. Народное сознание должно быть оптимистично.В центре стоит народный генотип — он носитель здоровья. Как способ освобожденияхудожника от потребителя выступает такая характеристика соц. Реализма — какпартийность. И так, такие характеристики — народность, партийность и реализмвоплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц. реализма.
19-й век был периодом наивысшего подъема русского изобразительногоискусства. Реализм в живописи проявился в создании группы«художников-передвижников», в которую вошли художники, протестовавшиеот консервативной системы академизма. Эта группа в целях просвещения народныхмасс изображала реальную русскую действительность, она была связана снародническим движением хождения в народ, способствовала развитиюреволюционного демократизма [3, 91].
Знаменосцем реализма в живописи был глава группы художников-передвижниковКрамской. В его шедевре — картине «Христос в пустыне» стремлениепроникнуть во внутренний мир современника, ответ на вопрос в фигуре человека,изображающего Христа. Но и сейчас, по прошествии ста лет, глядя на эту картину,современный человек испытывает те же чувства и душевное волнение перед этимобразцом гуманизма.
Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов,и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды новогореалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известнымсоветским мастерам.
1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительногоискусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС оборганизациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный удар помногочисленным формалистическим группам, которые стали тормозом на путиразвития молодого советского искусства. Был образован единый Союз художниковСССР, наметилось усиление развития по пути реализма, была создана базасегодняшнего искусства.
При посещении музеев изобразительного искусства в СССР, где бережносохраняется культурное наследие прошлого в качестве всенародного культурногодостояния, убеждаешься, что в них представлена вся славная история живописи отиконописи до современности, не забыт ни один период, включая и периодсуществования формалистических групп начала двадцатого века. Особенно широкопредставлены все основные произведения живописи с 19 века до наших дней.
Расцвет реализма во второй половине 19-го века углубил содержаниепейзажной живописи, художники-пейзажисты находили новые способы выражения,обращались к сложным вопросам творческого воздействия народа на природу.Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи, Левитан, Коровин и другие утвердили жанррусского пейзажа, он продолжает в известном смысле жить и в современнойсоветской живописи.
Портрет — В 19 веке портрет также получил крещение реализмом, изнапыщенных застывших натуралистических портреты перерождались в наполненноежизнью искусство.
В эпоху реалистического искусства объект портретной живописи переместилсяс царей и аристократии к простому народу. Страдающий старик, нищий в лохмотьях,образ матери, отдельная личность, человеческая жизнь — в портретах выражалисьрадости и страдания человека, портрет стал откровением, заставлял ощутить жизньво всей ее полноте.
Почти все великие мастера 19 века были и портретистами. Поскольку портретнаряду с пейзажем был традиционным в русской живописи, для написания большихтематических полотен художник должен был владеть одинаково любым жанромживописи.
Натюрморт — Во второй половине 19 века в произведенияххудожников-реалистов натюрморт не играл заметной роли, поскольку их задачейбыло прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметомучебной работы, развивающей способности художников.
Однако, тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты,наполненные любовью к русской природе.
Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который,наконец, получил равные права с другими живописными жанрами [3, 102]. Образнаяживопись — В жанре образной живописи отчетливо прослеживаются реализм 19-говека, в период его расцвета. В реалистическом искусстве наблюдается глубокоепроникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть данясный ответ по разрешенным проблемам. То же и в живописи. Разумеется, в каждойвеликой тематической картине, в каждом дереве и в каждой былинке пейзажа, вкаждом предмете натюрморта запечатлены полнота души, зов сердца. С течениемвремени развивались эти эстетические идеи, в результате возник жанр образнойживописи с ее современным высоким интеллектом.
Жанровая живопись в России существовала издавна, но настоящего развитияона достигла в 19 веке, в период расцвета реализма. Гуманистический реализм 19века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает иходежду, прически, косметику, украшения, интерьер жилищ, жесты, манеры, дажевышивку на носовых платках. В каждом из произведений этого жанра навекизапечатлен миг из жизни той эпохи. В этих картинах человек живет в своемвремени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи истремления своего времени, поэтому эти картины будут всегда производить назрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет непрошло. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых.Однако, в зависимости от содержания, картина может быть или более тематическойили же более жанровой, это разделение зависит от выразительного языкапроизведения. Если рассматривать жанровую живопись исторически, то реализм20-го века по сравнению с реализмом 19-го века стал гораздо глубже по сути.Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию — революции в СССР, люди возвратились к реализму — реализму социалистическому,основанному на стремлении созидать, а не разрушать. Однако, нельзя сказать, чтов изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-говека. Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности дляутверждения нового реалистического искусства. Причина этого в том, что иреализм 19 века, и реализм 20-го века был воплощением братского стремлениялюдей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза [3, 97].

4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развитияискусства в условиях тоталитаризма
Советская культура как форма общественного сознания и специфическийфеномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливаетрациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессеосвоения им действительности и смысла бытия.
Глобализация современного мира трансформирует концепт «советскаякультура», изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компонентыкультуры общества. Это актуализирует необходимость исследования его в рамках икультурологического знания и в целом теории культуры.
Исследование феномена тоталитаризма как типа цивилизации, оказавшеговлияние на советскую культуру, началось в конце 30-х гг. в трудах X. Арендт, Р.Арон, З.Бжезинского, В. Гуриан, и других. Проблемами тоталитаризма итоталитарной культуры занимались: Т. Манн, Б.Брехт, К.Ясперс, Э.Фромм,В.Гроссман, В.Шаламов, А. Сахаров, А.Солженицын и другие [4, 212].
Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развитияискусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступаетпартийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарногообщества.
В каждой из тоталитарных культур существовала технология работы сбессознательным. Ведь каждый из художников претендует на то, что он имеетопределенную стратегию овладения бессознательным. Инженерный подход кбессознательному, тогда состоит в том, чтобы прибрать к рукам и овладеть. Этотподход выделил художников авторитарного толка. Архитектура включается вконтекст идейно — политических проблем, которые с невиданной остротойразвиваются в художественной культуре. Сверх задачей становится связьстроительства с промышленностью. Проявилось это в строительстве соборасоциализма. Побочным эффектом стало строительство массового жилья. Социальнаяпроблематика является постоянно действующим фактором во всей историиархитектуры, но в острые переломные периоды роль его возрастает висключительной степени. Имперский стиль эпохи тоталитаризма воплотился, в такназываемой, культуре № 2. Культура № 2 — символ конечности, например, дворецСоветов. Он символизирует на своих ярусах все стили: от стилей Древней Ассириии Древнего Рима до конструктивизма. Это предполагает мотив стабилизации жизни.Здание Дворца Советов — неподвижность, затвердевание культуры, культ вертикалии ее сакрализация, иерархия. Московские небоскребы — это стремлениесмоделировать небо, причем " рабочее небо". К способам моделированияэтого образа относятся, например, своды метро. Всякие переходы сокрализуются,вот почему входы в метро (в Москве) оформлялись как входы в храм. Однако еслиучесть, что при этом мы спускались под землю, то на ум приходят символы подземныхбожеств. Все эти проявления можно увидеть в искусстве 50-80 годов это важноевремя для формирования советского искусства. Главное, основное — новизна,поворот. «Оттепель» — основное слово этого времени, первые проблескидемократического, не подцензурного начала. В пятидесятых годах происходит массавыставок и конкурсов. В это время на арену выходит Анатолий Зверев, его ещеназывают «русским Матиссом» [4, 226].
С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музейимени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русскогоавангарда.
В живописи 1956-57 годы складывается ряд очагов неофициальной культуры.Во-первых, образована студия Э. Билютина -«новая реальность». В 56-60 г. — это первые годы подобных выставок.
Во-вторых, образована школа, к которой примыкали Крапивницкий, Равин,Яковлев и др. 56-58 годы — значимые процессы в развитии живописи,нетрадиционного искусства. Квартирные выставки, развитие самиздата характерныдля этого времени. Начиная, с 1969 года введено постановление об обязательнойцензуре выставок. Массовая аудитория все больше начинает ощущать потребность вдругом изобразительном искусстве. У художников же, наоборот стремление выйти кмировым массам. 1974 год «бульдозерная выставка» — попыткаорганизовать выставку на открытом воздухе. В 1975 году были проведены двебольшие выставки на ВДНХ, 1972 год- расцвет соц.арта — Андрей Харитонов,Кулаков… Возвращение к вечному и личному характеризует развитие не толькоживописи, ни и кинематографа: Тарковский, Шукшин. Это своеобразное началоавторского кинематографа. Не случайным было нарастание в духовной культуресемидесятых годов музыки. Именно в 70-ые годы впервые звучит творчествоГубайдуллиной, Шнитке, Эдисона. Этот период попытка вырваться за рамкикультуры, это контркультура. Итак, три типа, на которых держалась советскаяментальность: созидание, война, культура сливаются в одно целое. XX век -веккомпьютерной техники. Возрастание роли знаковых систем и средств массовойинформации. Культура начинает восприниматься как интерзнаковая реальность. Вэто же время, XX век содержит противоречие: философичность и концептуальностьдоминанты развития современной культуры. Советская культура, с одной стороны,стремиться стать философией откровения. С другой, выведение на первый планценностей негативного плана. Это становится симптомом XX века. Взаимосвязьфилософии и искусства выразили философские настроения и идеи, напримерРиккерта. Культура XX века пытается себя самопознать. Картина предстает какстремление раскрыть новые представления о пространстве и времени.

5. Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы
Основные направления, по которым развивался литературный андеграунд,соответствовали четырем основным позициям цензурных запретов:
1. социально-политическая критика советского режима;
2. эротика и порнография;
3. религиозная пропаганда;
4. «формалистическая» эстетика.
Последний пункт, при всей его неопределенности, переживался литераторамиособенно болезненно, так как не просто стеснял свободу творческого поиска, нофактически в принудительном порядке кодифицировал допустимые приемыхудожественного письма. Освобождение культуры в рамках андеграунда отгосударственного диктата осуществлялось по двум направлениям:
1. Необходимо было вернуться к той исторической точке, где тоталитарноегосударство впервые вмешалось в естественный процесс эволюции стилей ихудожественных форм (это произошло в 20-е годы) и оттуда заново начатьдвижение;
2. Следовало восстановить прерванные контакты с планетарным культурнымпроцессом, найти общий язык с современной западной культурой [5, 38].
Если первая задача могла быть решена лишь совместным усилием уцелевшихучастников литературного процесса 10-20-х годов и нового поколения поэтов, товторая часть предполагала сознательное отталкивание от старших, отпредшествующего русского авангарда, и со временем литературный самиздат всеболее и более очевидно отпочковывается от старой культурной традиции. По мереотслоения нового андеграунда от предшествующего культурного пласта все большеезначение приобретают полуподпольные или просто приватные группки и кружки — уже«без взрослых».
Среди первых образований подобного рода — компания студентов московскогоИнститута иностранных языков, которая регулярно собиралась в середине 50-х наквартире Галины Андреевой. Общепризнанным лидером на мансарде стал ЛеонидЧертков, студент библиотечного института, большим уважением пользовался НиколайШатров, близкий Б.Пастернаку и считавшийся тогда восходящей звездой молодой московскойпоэзии. На творчестве Шатрова сказалось влияние почвеннической идеологии.Однако общее направление «мансарды» было прозападным — здесь читали иобсуждали не только стихи собственного сочинения, но и западные литературныеновинки, практически неизвестные советскому читателю.
Выше других стоял авторитет Красовицкого. Л.Чертков долгое время не безгордого вызова именовал себя не иначе как «вторым после Красовицкоговеличайшим русским поэтом». «Группа Черткова», по точномузамечанию современного исследователя В.Кулакова, «стала основой,прообразом нового „нормального“, то есть негосударственногокультурного пространства, поскольку в советском культурном пространстве, каксчитали „чертковцы“, подлинное высокое искусство невозможно».Красовицкий воплотил эту концепцию последовательнее других. Его поэзия,несомненно, одно из самых значительных явлений в русской культуре ХХ века. АннаАхматова называла его «бесспорно гениальным», но еще в начале 60-хгодов Красовицкий отказался от своих стихов, уничтожил все написанное. Сама жегруппа перестала существовать в январе 1957 года, после ареста Леонида Черткова[5, 45].
Еще раньше, в начале 50-х годов, в Ленинграде складывается подпольнаягруппа живописцев постсезаннистского направления — В.Шагин, Н.Жилина, А.Арефьев,Р. Васми — с отчетливо обозначенными оппозиционными официозу литературнымивкусами. Эти вкусы выражает поэзия Рональда Мандельштама, в чьих стихахвозрождается «декадентская», неосимволистская эстетика. Р.Мандельштаморганически использовал элементы живописного языка и развивал мистические,медитативно-визионерские мотивы, впоследствии подхваченные и усиленные в поэзииленинградского неофициального журнала «37». Для русского андеграунда50-80-х годов вообще характерно стремление к синкретизму, к размыванию жанровыхи видовых различий: художники ориентируются на слово, литературу, писатели жеиспользуют опыт изобразительных искусств — традиция, коренящаяся в русскоммодернизме и вновь воскресшая в искусстве советского постмодерна.

6. Культурное развитие новой России постсоветского времени
Период 1985-1991 гг.вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности».В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президентаСССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалилисьСоветский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии,либерализирована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободыслова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалиласьплановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой былаодобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцинасерьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции иссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыкантыМ.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Т.Войнович, художникЭ.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых испециалистов, главным образом в технических науках [6, 62].
В период с 1991 по 1994 од объем федеральныхотчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадроврезко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, аРоссия – только 4 тысячи. Научный потенциал Росси сократился в 3 раза: в 1980году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1млн.
«Утечка мозгов» возможна только из техстран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европеи Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научныелаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годыдостигла самых передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь вэкономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальныхоткрытий из различных сфер науки техники: лечение опухолей; открытия в областигенной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов;литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка;ткань, отражающая излучение; и др [6, 75].
Несмотря на сокращение финансирования культуры, встране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которыеза короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейдаи Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числелитературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. Всамостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не толькоувеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительствоновых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналоврелигиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, окоторых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православныйуниверситет имени Иоанна Богослова, имеющий пять факультетов (юридический,экономический, исторический, богословский, журналистский).
Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести кновому, постсоветскому поколению.
Заключение
История культуры – наше духовное богатство. В культурезаключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая вжизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается нато, что было создано предшествиниками.
Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятниковкультуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кромепотерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культурувернулось «Слово о полку Игореве», возродилось духовное значениерусской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые поднесколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественнаянемарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусстворусского зарубежья 20в.
История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками.Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так жекак и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурномуразвитию народов СССР и других стран.
Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвеймогучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировойкультурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедеврылитературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическимидеалам.
Овладение культурным богатством человечества становится все болеепостоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культурыприобретает исключительно важное общественное значение.

Список использованной литературы
1. Соколов А.Г. История русскойлитературы конца 19 начала 20 века: Учеб. Для филол. спец. вузов.- 3-е изд.,испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988.
2. Е. В. Тырышкина. Русский авангардначала 20-го века – М.: Искусство и литература, 1998
3. Ф.И. Евнин. Типологии русскогореализма. – М.: Искусство и литература, 1999.
4. И. Е. Голомштук. Тоталитарноеискусство. — М.: – СПб: Изд-во «Лань», 2001.
5. Кравченко А.И. Культурология.Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001.
6. Шишова Н.В., Акулич Т.В., БойкоМ.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой– М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.